Стили песен с примерами. Понятие и виды музыки. Жанры композиторских песен

Жанр (фр. genre ) - это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Гимн — торжественная песня.

Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Кантилена — напевная, плавная мелодия.

камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения - это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) - это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Сонатина — маленькая соната.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

Тон — звук определенной высоты.

Туш — краткое музыкальное приветствие.

Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей.

В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества. Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры.

По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш).

Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки можно представить в виде следующей таблицы:

Вокальные жанры Инструментальные жанры
Песня Танец Марш Бытовые жанры
Сольные жанры Романс Инструментальная пьеса Соната Камерные жанры
Ансамблевые жанры Вокальные дуэты, трио, квартеты и т. д. Инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д.
Хоровые/ оркестровые жанры Кантата Оратория Инструментальный концерт Симфония Увертюра Симфоническая поэма (картина) Симфоническая сюита Концертные жанры
Опера Оперетта Мюзикл Балет Музыкально-театральные жанры

По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита).

По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т. к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания.

Суммировав несколько критериев, можно дать следующие определения основным музыкальным жанрам:

Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, народной и профессиональной (авторской). Сольное или хоровое музыкально-поэтическое произведение. Может быть предназначено для исполнения в быту, для камерного или концертного исполнения.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Лирическая миниатюра.

Кантата – концертный вокально-инструментальный жанр, произведение для хора, одного или нескольких певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры.

Оратория – крупное вокально-инструментальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры. От кантаты отличается бóльшими размерами, от оперы – предназначенностью для концертного исполнения.

Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Включает в себя арии (сольные формы с распевной мелодикой), речитативы (сольные формы с мелодикой, приближающейся к естественной речи), ансамбли, хоры. Открывается увертюрой (оркестровым вступлением), может содержать и другие инструментальные эпизоды (вступления к отдельным действиям, танцы)

Инструментальная пьеса – обобщающее название камерных, преимущественно сольных инструментальных миниатюр. Имеет десятки жанровых разновидностей и авторских обозначений (ноктюрн, экспромт, музыкальный момент, «песня без слов», «листок из альбома» и т. п.)

Соната – один из основных жанров камерной инструментальной музыки, произведение для солиста или небольшого ансамбля. Трехчастный (реже четырехчастный) цикл с быстрыми крайними частями.

Симфония – один из основных жанров концертной инструментальной музыки, произведение для симфонического оркестра. Цикл, как правило, из 4-х частей.

Концерт – произведение для одного, реже нескольких солирующих инструментов с симфоническим оркестром. Цикл из 3-х частей, контрастных по темпу (быстро, медленно, быстро). Встречаются также концерты для одного инструмента (без оркестра), для оркестра (без выделения солистов), для голоса с оркестром, для хора a capella (без инструментального сопровождения).

Сюита – жанр инструментальной музыки, камерной и концертной. Произведение для инструмента-соло, ансамбля, оркестра. Цикл, состоящий из произвольного количества частей, обычно контрастных по темпу, ритму, характеру.


Авангард

Термин, призванный описывать экспериментальное музыкальное творчество. Условное наименование различных течений современого искусства, характеризующихся поисками новых выразительных средств и форм. Корни современного авнагарда - в идейно-эстетических установках модернистских худ. течений начала 20 в. Как правило, то или иное проявления авангарда выступает в "оправе" эстетических, политических и социальных доктрин. По сути, авангард, всегда ориентированный на "друговость" и новизну, может рассматриваться как философия деятельности.

Жанр песенного творчества, характеризующийся первичностью текста по отношению к музыкальной составляющей. Представляет собой песни, исполняемые самим автором, аккомпанирующим себе на гитаре. Носит выраженный любительский характер, не требуя существенной музыкальной или вокальной подготовки.

Альтернатива

С середины 80-х развитие направлений, родившихся в русле панка и пост-панка, вступило в фазу т.н. "альтернативы" (alternative, alternative rock, alternative pop/rock). В любой господствующей культурной традиции существует ряд субкультур, музыку которых и принято называть "альтернативной". В настоящее время под "альтернативной" в основном понимают ряд музыкальных стилей, находящихся на стыке хип-хопа, хард-кора и др. направлений.

Блюз

Блюз (blues, от blue devils - грусть, меланхолия) - первоначально сольная лирическая песня американского черного населения. Ранняя форма - сельский блюз. В дальнейшем складывается т.н. городской или классический блюз, в котором утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от африканской народной музыки (синкопированные ритмы, импровизационность исполнения, не фиксированые понижения ступеней лада (обычно на 3-й и 7-й ступенях мажора).

Вокал

Музыка, предназначенная для пения. К вокальной музыке относятся как произведения для одного, нескольких или многих голосов без сопровождения, так и любые музыкальные сочинения для пения с инструментальным сопровождением (различные жанры камерной вокальной музыки, хоры с инструментальным сопровождением, а также опера).

Джаз

Джаз (jazz) - род профессионального музыкального искусства, сложившийся в южных штатах США на рубеже 19-20 веков. Важнейшими особенностями являются основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, использование широчайшего спектра тембровых окрасок и т.д.

Инструментальная

Музыка, предназначенная для инструментального исполнения (без участия голоса).

Кантри

Музыковеды определяют музыку кантри (country), как стиль американской музыки, изначально представлявший смесь фольклорной музыки Англии, Ирландии и Шотландии. На протяжении всей своей истории стиль испытывал влияние других стилей (и в свою очередь сам влиял на их развитие), в результате чего появляется ряд разновидностей стиля: кантри-верстерн, кантри-рок и др.

Кельтика

Разновидность современной этнической музыки (в т.ч. электронной), использующей формы (мотивы, мелодии и т.д.) традиционной английской, ирландской и валлийской музыки.

Классическая

Термин, не обозначающий какого-либо определенного стиля или направления (не путать с классицизмом). Класическими являются музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям и сочетающие глубину, содержательность с совершенством формы. Классика не ограничена какими-либо временными рамками: к ней могут быть отнесены как произведения, созданные в далеком прошлом, так и современные сочинения.

Латин

Условный термин, описывающий музыку исполнителей, в чьем музыкальном творчестве прослеживаются латиноамериканские и карибские мотивы или ипользуются те или иные формы латиноамериканской музыки (босса, румба, танго, самба и т.д.).

Медитация/Релакс

Термин объединяет такие музыкальные направления как ambient, new age, lounge и др. Принципом объединения служит функциональное назначение упомянутых направлений - "музыкальный фон для релаксации".

Металл

Изначально - музыкальный стиль, конституировавшийся в процессе развития хард-рока. В настоящее время - термин объединяющий все разновидности "тяжелой музыки", различающиеся как по специфики звучания, так и по идеологии (что находит выражение в текстах композиций и в имидже сполнителей). В свете огромного количесва разновидностей "металла" (power, speed, thrash, black, doom, death и т.д.) рассматривать его следует не только как музыкальное направление, но и как своего рода идеологию.

Ньюэйдж

Термин, фиксирующий единство направлений современной (в большинстве случаев не импровизационной) музыки, призванных создавать некие "состояния души", позволяющие слушателю погружаться в собственное подсознание. Истоки музыки NEW AGE можно найти в джазе, арт-роке, акустической камерной академической музыке с минималистским уклоном и, конечно, в электронной музыке.

Панк

Направление, конституировавшееся в середине семидестых как "музыка социального протеста" (в частности протреста против коммерцилизации рок музыки). Как социальный феномен панк традиционно рассматривается как форма выражения недоверия представителей низшего и среднего класса к общественным институтам. Принято счтитать, что на инструментальной базе панк-рока возникли хардкор, трэш и грандж.

Популярная

Понятие, охватывающее различные стили и жанры преимущественно легкой эстрадной музыки, ориентированной на коммерческий успех. В настоящее время термин "попса" (производное от "поп-музыка") зачастую используется для придания высказыванию негативной оценочности.

Радиопостановка

Разновидность драматического словесно-звукового искусства. Художественный жанр массового искусства радиовещания, в основе которого лежит возможность трансляции исполнения литературных произведений всех жанров а также драматических и оперных спектаклей, специально адаптированных для радиотеатра.

Ритм&Блюз

РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ - одно из направлений рока, представляющее собой сочетание чистого блюза и энергичного джаза. Появился ритм-энд-блюз в конце 40-ых годов в Чикаго и дал жизнь большинству последующих направлений и форм собственно рока.(http://www.express.nsys.by:8100/index.php?sectionID=1&action=view&id=217)
Музыкальный стиль городского блюза 1940-х, использующий электрогитары, саксофоны и фоновые гармонии для создания более полновесного звука, чем тот, который был характерен для деревенского блюза. Оказал большое влияние на музыку рок (rock music) и соул (soul). Классическими исполнителями этого стиля считаются Рей Чарлз (Charles, Ray), Б.Б.Кинг (King, B.B.), а также Айк и Тина Тернеры (Turner, Tina)

Рок

Рок как идеология - это, прежде всего, внутренний протест художника против какого-то одного или нескольких компонентов бытия. С музыкальной точки зрения рок - произведение, в котором присутствует бит, а также 1я - 3я битовые доли. Как правило, инструментарий рока - электрический, однако это не является обязательным условием: рок может быть акустическим, синтезированным и даже чисто вокальным. Большинство существующих на данный момент музыкальных течений в основе своей имеют рок.

Рокабилли

Rockabilly - предтеча рок-н-ролла, ритмический гибрид кантри (иначе называемого хилл-билли) и блюза. Характеризуется использованием акустических гитар и контрабаса (в отличие от электрических в рок-н-ролле).

Романс

Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментральным сопровождением. В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихом, отражая не только общий его характер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену. Романс подразделяется на отдельные жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танцевальных ритмах и др.

Русский шансон

Блатная песня - термин, фиксирующий единство произведений различных музыкальных жанров камерной вокальной музыки (от шансона до романса) по тематическому признаку (уголовная тематика).

Рэггей

Термин, используемый для характеристики различных стилей афро-карибской музыки и американского r"n"b, претерпевшего серьезную трансформацию на Ямайке. Появляется как результат развития стиля ска, имеет в основе схожую со ска ритмику, однако отличается более низким темпом. Огромное влияния на реггей оказало религиозно-философское учение - растафарианство.

Рэп

Зачастую термин употребляется как синоним хип-хопа, однако фактически рэп является лишь одной из составляющих хип-хоп культуры. Изначально Рэп, ритмическая скороговорка, исполняемая в сопровождении жесткого фанкового ритма, ставшего в последствии главным стилевым стержнем хип хопа. Современные специалисты подразделяют рэп на множество его направлений. Принципами такого разделения выступают: география, идеология, ритмика, мелодика и т.д. Некоторые расшифровывают это слово как Rhythmical American Poetry.

Саундтрек

Компиляция из нескольких музыкальных произведений различных жанров, являющихся сопровождающим звуковым рядом художественного, анимационного, реже документального фильма, и в силу своих высоких художественных достоинств могущих выступать (распространяться) в качестве самостоятельного, "самоценного" продукта.

Ска

Ска (ska) - национальная форма ямайской музыки, характеризуется синкопированным ритмом (размер - 4/4) и несет в себе черты традиционной ямайской музыки "менто" и американского ритм-н-блюза. Элементы ска используются и в рамках других направлений - например панк, рок и т.д.

Соул

Направление, конституировавшееся в США в середине 50-х и представляющее собой светский вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки. Также соул определяют как вокальную манеру, родившуюся в результате слияния госпел, блюза и фанка.

Софт-рок

Буквально - "мягкий рок". Был крайне популярен, прежде всего, в США, в 1969-1974 годах. Представлял собой хорошо аранжированный мелодичный фолк-рок. От сентиментальных баллад эстрадного плана софт-рок отличался, скорее, содержанием (отголоски "левого" пафоса), нежели формой.

Танцевальная

Музыка, имеющая четкое функциональное назначение - предназначенная для танцев. Для каждого исторического периода характерны свои формы и жанры танцевальной музыки. В настоящее время под термином "танцевальная музыка" принято понимать ряд танцевальных направлений электронной музыки - хаус, техно и др.

Фолк

Фольклор или народная музыка - вокальное (преимущественно песенное, то есть музыкально-поэтическое), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка - неотъемлемая часть народного художественного творчечства (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями.

Хард-рок

Дословно: жесткий или тяжелый рок. Разновидность рок-музыки. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план.

Хардкор

"Клубная музыка - стиль Hardcore (Хардкор). Хардкор - это не музыкальное направление, а подход к изготовлению музыки. Хардкор - это быстрый панк-рок, спид-металл, с элементами дарксайда. В общем, хардкор - это наиболее жестко, грязно, шумно, тяжело и бескомпромиссно звучащая музыка. В узком значении "жанр поп-музыки" слово "хардкор" применялось к жесткому техно на рубеже 80-х и 90-х годов. До этого в 80-х годах словом "хардкор" называли только грозный шумный панк-рок. Современный хардкор резко отличается от музыки прошедшего тысячелетия экшеном и сумбурностью исполнения, вводящими слушателя в состояние эйфории…"(А. Кришалович " Жестко, тяжело и бескомпромисно

Хип-Хоп "…Хип-хоп как музыкальное направление зародился в Америке, изначально как музыкальная культура чернокожего населения. Это музыка улиц, кварталов. Основа хип-хопа читка рифмованных "телег"(текстов) под музыку. В основе таких "телег"лежат рассказы о жизни улиц с характерными горячими словечками, что называется ADVISTORY (ненормативная лексика). Воротилами хип-хоп-индустрии считаются такие известные рэпперы как Eminem, 50 cent, Busta Rhymes, Tupac."(Л. Литвинова " Хип- хоп в народ"

Шансон

Шансон - в широком смысле, французская песня во всех ее исторических и жанровых разновидностях: рондо, виреле, водевили, романсы, революционные и социальные песни. В России выделяют русский шансон - "сводный" термин, являющийся в общественном понимании синонимом "блатной песни".

Электроника

В инструментарии группы или исполнителя отсутствуют "живые" инструменты, партии которых заменяет синтезатор звука. В узком понимании термин "электронная музыка" объединяет танцевальные или т.н. "околотанцевальные" музыкальные направления. В действительности же электронная музыка объединяет в себе весь огромный мир звука с самыми современными находками в области гармонии и композиции, импровизации и т.д.

Эмбиент

Стиль электронной музыки, характерной чертой которого является использование шумовых эффектов различного характера, а также слабая выраженность либо полное отсутствие ритма.

Этно

Музыка, несущая в себе черты музыкальной традиции какого-либо этноса, что может выражаться как в исполнении традиционных народных песен, так и в использовании народных инструментов, элементов мелодики, композиционного построения, характерного для жанров музыкального фольклора того или иного народа.

Общий язык Творца и творения

Чем больше препятствие, стоящее на моем пути – тем большую я в нем вижу "помощь от противного", согласно характеру и свойствам противоположного свету свойства моего эгоизма.

Ведь если я смогу подняться над ним, над всеми его свойствами – то стану подобен свету. А иначе, мне неизвестно, как стать похожим на свет.

Все эти препятствия я должен прочувствовать до последней детали – я включаюсь в них и поднимаюсь над ними силой света!

Но именно они придают мне его форму, ведь ни у самого света, ни у желания насладиться – своей формы нет. А как иначе можно достичь этого подобия? Как связать две абсолютные противоположности – желание и свет?

Поэтому посередине между ними ставятся перегородки, перекладины лестницы, ступени, как средство их связи. И желание насладиться, вобравшее в себя все эти преграды, в итоге станет полностью подобным свету.

Внутри оно останется все тем же желанием насладиться. Но эти фильтры помогают ему стать подобным свету. Ему нужно только подняться над ними! Не принимать их как препятствия, ослабляющие свет – а включить их в себя в обратной форме. Это называется идти "верой выше знания".

От состояния, где Бина включается в Малхут, и Малхут получает власть над Биной, нам нужно подняться, чтобы наоборот, Бина начала властвовать над Малхут и свойства Бины стали определяющими.

Все эти формы между Бесконечностью, Кетер, и последней, четвертой стадией, Малхут, называются именами (свойствами) Творца и служат примерами, по которым свет может создать Малхут и влиять на нее.

А Малхут, за счет обратной АВАЯ, от себя к Кетер, может облачать свет (разговаривать со светом), уподобиться ему. Эти 8 сфирот между Кетером и Малхут – как общий язык, возможный между светом и желанием, Творцом и творением.

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм Послевоенный (кон. 40-х - 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел немецкий искусствовед Э. фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов. В 1929 г американец Барр применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы Виллема де Кунинга и Поллока . С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками абстрактного экспрессионизма считаются ранний Кандинский , экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетическим основанием абстрактного экспрессионизма во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма.

Прогнозы футурологов на 2030 г.г.

1. Человечество объединится в глобальную компьютерную сеть, где мозг человека и машины войдут в единую систему. Действия каждого человека можно будет записать на информационный носитель и фиксировать в процессе жизнедеятельности. Каждому жителю системы присвоится электронный ip-адрес, дающий возможность существования в системе.
2. Установится единая кибернетическая юридическая система контроля, не имеющая территориального разграничения.
3. Появятся новые профессии, преобладающую роль среди которых, займут узкопрофильные специалисты.
4. Изменится облик современного транспорта, уступая место воздушному передвижению.
5. Мегаполисы продолжат увеличиваться, и лишь небольшая часть населения останется в пригородах.
6. Продолжится генетическое усовершенствование человека, несмотря на запрет евгенетики - исследований по улучшению человеческой расы.

7. Для увеличивающегося населения Земли возникнет необходимость в дополнительном питании, поэтому появятся биофермы генетическими модифицированными животными и растениями, во много раз превышающие нынешнюю производительность
8. Появятся альтернативные источники энергии и топлива, полностью заменяющие электроэнергию и нефть.
9. Появятся новые виды беспроводной связи, в сотни раз превышающие скорость света. На место нынешней, придет голографический способ передачи информации.
10. Общению между людьми помогут технологии телеприсутствия. Будет использоваться метод искусственной телепортации.
11. Появится множество устройств, управляемых человеческим мозгом.

Музыкальные жанры (жанры музыки) — список и краткое описание музыкальных жанров и направлений.

Музыкальные жанры

1. Народная музыка — музыка различных народов мира.

2. Латиноамериканская музыка — обобщенное название музыкальных жанров и стилей стран Латинской Америки.

3. Индийская классическая музыка — музыка индийского народа, один из самых древних жанров музыки. Берет свои истоки еще с религиозных практик индуизма.

4. Европейская музыка — обобщенное понятие, характеризует музыку стран Европы.

5. Поп музыка Диско (от слова «дискотека») — жанр танцевальной музыки, который возник в начале 1970-х годов. Поп (от слова «популярная») — вид массовой музыкальной культуры. Легкая музыка (от «easy listening» — «легко слушать») — музыка, охватывающая разные стили, общее в такой музыке — простые, запоминающиеся мелодии. Певица, которая исполняет музыку в жанре Поп — Madonna.

6. Рок музыка — обобщенное название направления музыки, слово «rock» означает - «качаться, укачивать» и указывает на ритмичность музыки.

Кантри-рок — жанр, который объединяет в себе кантри и рок, и стала частью рок-н-ролла, после того, как Элвис Пресли выступил в 1955 на «Grand Ole Opry».

Сатерн-рок — «южный» рок, был популярен в США в 1970.

Хартленд-рок — «рок из глубинки», основан в 1980 году на «кантри» и «блюзе».

Гаражный-рок — основан в Соединенных Штатах Америки и Канаде в 1960, предшественник «панк-рока».

Серф-рок — (от английского «surf») — американская пляжная музыка, была популярна в начале 60-х.

Инструментальный рок — это жанр рок-музыки, в музыке этого жанра преобладает музыка, а не вокал, был популярен в 1950 - 1960 годах.

Фолк-рок — жанр, объединяющий элементы фолка и рока, был образован в Великобритании и США, в середине 1960-х.

Блюз-рок — гибридный жанр, объединяющий элементы блюза и рок-н-ролл, начал свое развитие в Англии и США, в 1960 году.

Рок-н-ролл — (от слова «катить») жанр, родился в 1950-х годах, в США, является ранней стадией развития рок-музыки.

Мерсибит — (значение жанра происходит от названия групп из Ливерпуля, который находится недалеко от реки «Мерси»)—жанр зародился в Великобритании в 1960-х.

Психоделический рок — музыкальный жанр, он возник в Западной Европе и Калифорнии в середине 60-х годов, связан с понятиями «психоделия» (галлюциногены).

Прогрессивный рок — жанр, который характеризуется усложнением музыкальных форм и внедрением диалога.

Экспериментальный рок — стиль, который основан в следствииэкспериментов со звучанием рок-музыки, другое название — Авангардный рок.

Глэм-рок — (от слова «эффектный» - «glamorous»)— жанр возник в Великобритании в 1970-х годах.

Паб-рок — предшественник панк-рока, направления музыки, которое возникло в 1970-х как протест представителей британского рока на чрезмерную чистоту звука в американском AOR и прог-рок.

Хардкор — жанр появился в Великобритании и США в конце 1970-х. Звук стал более быстрым и тяжелым, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока.

Скиффл — пение с аккомпанементом. Инструментарий включал стиральную доску, гармонику и гитару в качестве ритм-инструмента.

Хард-рок — («тяжелый рок») — жанр, который характеризуется выделением звучания ударных инструментов и бас-гитары. Жанр зародился в 1960-е и сформировался в начале 1970-х.

Панк рок — музыкальный жанр, сформировался в США в 1970-х годах, немного позже — в Великобритании. Смысл, который вкладывали ранние группы в этот жанр — «стремление играть главенствует над умением играть».

Бард-рок — жанр, который появился в «Советском Союзе» в 1970-х годах. Развивался под влиянием поэзии: Виктора Цоя, Окуджавы.

J-rock — («японский рок»)— название для разных направлений рок-музыки, которые возникли в Японии.

Метал — жанр, который сформировался и хард-рока в Англии и США, в 1970-х годах.

Пост-панк — музыкальный жанр, сформировался в конце 1970-х, в Великобритании. Являлся продолжением панк-рока и отличался разнообразием самовыражения в музыке.

New Wave — направление, которое включает разные жанры рок-музыки, идейно и стилистически порвали со всеми предыдущими жанрами рока. Возникло в конце 1970-х - начале 1980-х.

No Wave — направление в кинематографе, музыке и перфоманс-арте. Развивалось в Нью-Йорке в конце 1970-х. Это своеобразный ответ свободных музыкантов и художников на коммерческий «New Wave».

Стоунер-рок — это музыка среднего темпа или медленная музыка с низкочастотными музыкальными инструментами, такими как бас и гитара.

Жанр возник в 1990-х, основан на творчестве группы «Kyuss».

Альтернативный рок — под данным термином понимают различные стили рок-музыки. Появился в 1980-е и охватывает много стилей и направлений, которые берут свое начало в пост-панке, панк-роке и других стилях и музыкальных жанрах.

Пост-рок — экспериментальный музыкальный жанр рок-музыки. Для жанра характерно использование инструментов, которые обычно используют в рок-музыке и аккордов, которые не характерны для рока (традиционного).

7. Блюз — музыкальный жанр, который зародился в конце XIX века, на Юго-востоке США в афроамериканском сообществе, в среде повстанцев «Хлопкового пояса».

8. Джаз — жанр музыки, который возник в конце XIX, начале XX века в США, как результат синтеза европейской и африканской культур.

9. Кантри — («сельская музыка») — одна из самых распространенных разновидностей североамериканской музыки.

10. Шансон — (в переводе с французского языка — chanson, значит - песня).

Имеет 2 значения:

1. Французская песня в стиле кабаре.

2. Советская песня на французском языке, эпохи Возрождения и позднего Средневековья.

Первым композитором и поэтом, который исполнял песни в стиле шансон, был — Гийом де Машо.

Особенность жанра это то, что исполнитель, автор песни, музыки и слов — один и тот же человек.

12. Романс — («romance» означает — «по испански») — небольшое стихотворение, которое имеет лирическое содержание, спетое под музыку. Сам термин возник в средневековой Испании и обозначал советскую песню, спетую на испанской языке.

13. Блатная песня — жанр песни, в которой поется про тяжелые нравы и быт в уголовной среде. С 1990-х годов в русской музыкальной индустрии называют блатную песню — «русским шансоном», хотя она ничего общего с шансоном не имеет.

13. Электронная музыка — музыкальный жанр, обозначающий музыку, которая была создана с использованием электронных музыкальных инструментов. Часто для ее создания используют различные компьютерные программы.

14. Ска — стиль, который появился в конце 1950-х, на Ямайке.

Для стиля характерен ритм 2 на 4: когда бас-гитара или контрабас подчеркивают нечетные удары барабанов, а гитара — четные.

15. Хип-хоп — жанр музыки, который зародился в Нью-Йорке, в среде рабочего класса — 12 ноября 1974 года. Основателем хип-хопа стал ди-джей Кевин Донован.

Приведенный список включает только наиболее наиболее популярные музыкальные жанры.

В настоящее время постоянно появляются новые музыкальные жанры (жанры музыки) и направления.

Lady Gaga - Judas (сочетает в себе электронную музыку и танцевальные ритмы).

Песня - наиболее распространённый род вокальной музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. ( и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «песня» (нем. Lied , франц. chanson , англ. song ) применяется и к .

Тексты песен обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В русской песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные таким образом стихотворения чаще всего становились популярными песнями, народными или авторскими (А. С. Пушкин - «Зимняя дорога», А. А. Дельвиг - «Соловей, мой соловей», Я. П. Полонский - «Песня цыганки», Н. А. Некрасов - «Ой, полна, полна коробушка...» и другие).

М. Яковлев. «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина)

Песни свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном - припевом). Внутренне расчленение музыкальной строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической.


Рембо де Вакейра. Эстампида

Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтической и музыкальной строфы, единство рифмы и мелодической каденции.

К одноголосным песенным жанрам относятся также итальянские лауды, испанские кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одноголосным формам песни приходят песни с сопровождением одного или нескольких инструментов. Во Франции XVI в. термин «песня» (chanson) стал применяться и к полифоническим вокальным произведениям, иногда программно-изобразительного характера («Битва» Жанекена)

В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многоголосной песни: итальянские фроттолы, вилланеллы и тому подобные песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итальянских канцонеттах конца XVI-XVII вв., оказавших большое влияние на творчество немецких, французских и английских композиторов. К песенным жанрам XV-XVI вв. относятся различные религиозные и военные песни: гуситские песни, гимны гугенотов, протестантские хоралы, и т. д.

Во 2-й половине XVIII в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная песня-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере XVIII в. и в других музыкально-театральных жанрах. В период Великой французской революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Ca ирá» („Ça ira”) сохранили значение в качестве художественных символов освободительной борьбы народа.

В XIX в. в связи с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно песню (часто в народном духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (например, «Не искушай» Глинки), а песня - некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии песни, которая порой может даже исполняться с другим текстом (при условии сохранения строфического строения и размера). Немаловажное значение имеют и другие жанровые признаки. Романс связан главным образом с лирической сферой чувств, понятие «песня» включает в XIX-XX вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирическая, драматическая песня и другие). Промежуточные формы песни-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве русских композиторов 1-й половины XIX в. - А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и других. Классики XIX в. - от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова - оставили сравнительно немного песен в точном значении слова, однако песенность как тип мелодического мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к музыкальному наследию многих зарубежных композиторов XIX в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.

Параллельно с творчеством профессиональных композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, которые сами создавали (или подбирали из популярных песен) мелодии для своих песен и сами их исполняли. Их произведения часто отличались яркой публицистичностью. Песни французских поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.

В начале XX в. в ряде стран переживает подъём рабочая , лучшие образцы которой приобрели международное значение («Интернационал»). Она послужила одним из истоков советской массовой песни, впитавшей также и черты народной песни, крестьянской и городской, русской и украинской. стала одним из ведущих жанров в советском музыкальном творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918-20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941-45. Она оказала большое влияние на другие жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие советские песни получили распространение за рубежом.

С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в других странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, французские композиторы, входившие в Народную музыкальную федерацию). Большого развития в XX в. достигла эстрадная песня, исполняемая солистами или вокально-инструментальными ансамблями. В 60-70-х гг. в ряде стран, в том числе в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль современной песни (прежде всего - советской) ярко выявляется в международном движении за мир и социальный прогресс.

Краткая история песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Розанов И. Н. (Вступительная статья), в издании: Песни русских поэтов, М., 1936;

Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, выпуск 1 - Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938;

её же , Русские поэты и вокальная лирика, в книге: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966;

Асафьев Б., О русской песенности, в книге: Избранные труды, т. 4, М., 1955;

его же , Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957;

Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960;

Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962;

Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, глава 4 - От канта к «российской песне»;

Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в книге: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, книга 1, М., 1968;

Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968;

Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969;

Левашева О. Е., Песня и романс, в книге: История русской музыки, т. 1, М., 1972;

Эрисман Г., Французская песня, М., 1974;

Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления, Воронеж, 1976;

Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889;

Aubry P., Trouvèreset troubadours, P., 1909;

Vetter W., Wort und Weise im deutschen Kunstlied des 17. Jahrhunderts, „ZfMw”, 1928, Jahrg. 10, No 11 – 12;

Müller-Blattau J., Das Verhältnis von Wort und Ton in der Geschichte der Musik, , 1952;

Beaufils M.,Musique du son, musique du verbe, P., 1954;

Müller G., Geschichte des deutschen Liedes vom Zeitalter des Barock bis zur Gegenwart, , 1959;

Sydоw A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., ;

Ruwet N., Language, musique, poésie, P., 1972.