Стимпанк история возникновения стиля в одежде. Механический стиль - стимпанк - разное (творчество) - творчество рук - каталог статей - линии жизни

Сегодня мы попробуем разобраться, а что же такое современный стиль стимпанк и по каким отличительным признакам его можно узнать. Вообще, стимпанк — один из самых самодостаточных и узнаваемых стилей, благодаря своим характерным атрибутам. При упоминании слова стимпанк мне сразу же представляется классический викторианский пейзаж с характерными английскими улочками, различные паровые механизмы и технические средства с холодным блеском медных труб, авантюрные джентльмены в высоких цилиндрах и больших защитных очках. Стимпанк особенно интересен своей необычностью. Синтез старины и высоких технологий представляет собой новое поле для различных стилистических решений и маневров. Итак, по порядку.

Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.

К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями - похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.

Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы достаточно давно, сам термин стимпанк возник только в конце 1980-х, как ироничный вариант слова «киберпанк». Он, как считается, был придуман писателем Кевином Джетером, который пытался найти общий термин для своих произведений. Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени».

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала научно-фантастическая литература Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.
Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является хорошо известная подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо. Роман «Titus Alone» (1959), автора Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Телесериал «Wild Wild West» (1965-1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка. А фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.

Выделяют следующие разновидности стимпанка. Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XXвв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк — паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: (гномы, орки, эльфы).

Характерными элементами мира стимпанка можно считать технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы, роботы и прочие загадочные механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.

Еще стиль стимпанк можно узнать по оружию времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов, нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар - клинок, размещённый внутри трости. Информационные технологии викторианской эпохи — это уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины, телеграф, пневмопочта и пневмотранспорт.

Также для стимпанка характерен урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера. Одежда и аксессуары викторианской Англии — это аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах. Рабочие в кепках, куртках, сапогах. Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.

Викторианские стимпанковские персонажи это — безумные учёные и инженеры а-ля Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и идейные преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники, первые феминистки - образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы).

Слово «стимпанк» у всех на слуху, но далеко не все знают о его значении. Это не просто стиль в одежде, а интересная и сложная жизненная философия. Особенностью гардероба стимпанков является то, что он представляет собой смесь нескольких разных направлений: ретро, современный стиль и так далее.

Характерные особенности

Главная характерная особенность стиля стимпанк заключается в использовании строгих геометрических форм, а также привнесение в одежду некоторых технических элементов. Интересным моментом является еще и то, что женщины и мужчины могут носить абсолютно одинаковые вещи.

Дизайнеры выделяют три разновидности данного стиля:

  1. — классический стимпанк – это своего рода облегченный вариант, который вполне подходит для повседневной жизни. К этой концепции нередко прибегают известные модельеры и модные дома. Такой стиль подразумевает ношение пышных многослойных юбок, а также корсетов на шнуровке. Приветствуется включение в гардероб кожаных вещей и аксессуаров;
  2. — фантастический стимпанк – это более дерзкая вариация стиля. Одежда выглядит достаточно оригинально и скорее сойдет за карнавальный костюм, нежели за повседневные вещи. Здесь нет каких-то определенных правил и канонов. Главное – чтобы образ был оригинальным и ярким пятном выделялся на фоне серой повседневности;
  3. — техничный стимпанк возвращает своих приверженцев в далекое прошлое. Силуэт имеет грубые и не всегда четкие формы, а сама одежда в изобилии украшена сложными декоративными элементами. Если вы надеваете пышную юбку, то она непременно должна быть короткой, а корсет не будет мягко облегать талию, а будет выполнен из жестких и грубых материалов. Но, несмотря на это, образ остается довольно нежным и женственным. Особое внимание уделяется аксессуарам и украшениям, которые изготавливаются, в большинстве своем, из металла. Это достаточно специфический стиль, поэтому далеко не каждый сможет создать гармоничный, но, в то же время, неординарный образ.

Стимпанк набирает всю большую популярность. Даже обыкновенные деловые или повседневные костюмы могут содержать некоторые элементы этого стиля. И даже свадебные наряды затронуло это модное веяние.

Элементы гардероба

Стимпанк может поначалу показаться слишком причудливым, но равнодушным он никого не оставит. Заинтересовавшись этим стилем, стоит помнить, что это достаточно дорогое увлечение, вам практически полностью придется обновить свой гардероб. Так, чтобы создать полноценный образ в стиле стимпанк, в вашем шкафу должны обязательно присутствовать следующие вещи:

  • — всевозможные головные уборы, которые вы когда-либо видели в старинных фильмах: котелки, шляпы с вуалью, а также маски;
  • — в верхней одежде стоит придерживаться военной тематики. Например, это могут быть пальто, напоминающие солдатскую шинель;
  • — говоря о пиджаках, лучше, если они будут из материала в клеточку. Под низ не забудьте надеть жилет;
  • — рубашки предусматриваются как для мужчин, так и для женщин. Для дам этот элемент гардероба должен быть украшен кружевами, рюшами и прочими декоративными элементами. Мужчинам подойдут классические рубашки, но без воротничка;
  • — и даже нижнее белье должно соответствовать стилю. Женщина-стимпанкер непременно должна носить корсеты и подвязки;
  • — во всем, что касается брюк, данный стиль предоставляет полную свободу, за исключением одной детали. Не допускается ношение джинсов, т.к. они делают образ тинейджерским и легкомысленным;
  • — из обуви лучше выбирать массивные ботинки или кожаные сапоги. При этом приветствуется высокая платформа и декор в виде шнуровки;
  • — главным аксессуаром стимпанкера являются очки-авиаторы, а также карманные часы на цепочке. Нередко в качестве декоративных элементов используются детали часового механизма. Также в число аксессуаров могут быть включены замки и ключи к ним, всевозможные технологические элементы. И даже ваши гаджеты должны быть облачены в соответствующее «одеяние», чтобы не выбиваться из общей картины стиля.

Прическа

Волосы – это важный элемент любого образа. Если вам пришелся по душе такой стиль, как стимпанк, то нужно научиться делать ретро-прически с холодными волнами. Также стоит поэкспериментировать с челкой. Она должна быть густой и начинаться с середины головы.

Если вы не хотите радикально менять свою прическу, то на помощь вам могут прийти парики и шиньоны. Особенно интересно будут смотреться варианты самых неожиданных цветов. Можно ограничиться несколькими накладными прядями ярких неоновых оттенков. Очень популярным элементом прически являются косы. Также можно делать высокие начесы и украшать волосы массивными заколками.

Макияж

Несмотря на то, что стимпанк является достаточно ярким и неординарным стилем, в макияже стоит придерживаться достаточно сдержанных цветов. Тени могут быть металлических или пастельных оттенков. В то же время, стоит подчеркнуть взгляд широкими черными стрелками и длинными накладными ресницами.

В том, что касается оттенка помады, существует две крайности. Либо вы отдаете предпочтение нежным натуральным оттенкам, либо же окрашиваете свои губы в ярко-красный или темно-бордовый цвета. Не забудьте подчеркнуть скулы нежно-розовыми или персиковыми румянами.

Украшения

Стимпанк подразумевает использование массивных украшений в этническом или ретро-стиле. Их формы должны быть строгими, но, в то же время, гармоничными, т.к. данный стиль призван гармонично соединить в себе прошлое и современность. Лучше всего будут смотреться украшения, изготовленные из каких-либо механизмов и деталей или же напоминающие их по своей форме. Непременно отдавайте предпочтение металлу. Ваш образ будет еще более оригинальным, если вы захватите с собой зонт-трость с деревянной лакированной ручкой.

Популярным элементом стимпанка являются гогглы. Это массивные круглые очки, которые больше напоминают маску газосварщика или же горнолыжный аксессуар. Особым шиком считаются гогглы с откидными стеклами. Их не очень удобно носить на глазах, поэтому чаще всего их надевают на лоб или же на макушку. Поскольку гогглы – это декоративные очки, то их стекла могут быть окрашены в самые разные цвета или же вовсе заменены решетками, металлическими деталями или какими-то изображениями, нанесенными фосфорной краской.

Механические элементы затрагивают также и обувь. Причем, чем их больше, тем лучше. Особенно интересно будут смотреться женские туфли на шпильке, украшенные винтиками и шестеренками.

Стимпанк – это уникальный в своем роде стиль, который хоть и имеет свои собственные каноны, но также оставляет место для фантазии. Он дает возможность выразить индивидуальность и через одежду донести до окружающих свою жизненную позицию. Наверное, именно поэтому многие всемирно известные бренды берут за основу своих коллекций элементы стиля стимпанк.

Власть механизмов

Стимпанк - новое направление в дизайне. Этот стиль пока не слишком известен и не очень широко распространен, но день ото дня ряды его почитателей растут. Черты стимпанка можно отследить в искусстве всего 20-ого века, но лишь в конце 80-ых годов у него появилось название. Следом были определены и систематизированы характеристики этого течения. О нем заговорили, ему стали уделять внимание, у него появилась армия поклонников. Возник новый стиль. Однако, как всем прекрасно известно, новое - это хорошо забытое старое. Стимпанк появился на свет не родившись, а переродившись.

Стимпанк - ретро-футуристический стиль. Кто-то скажет: да ведь это сочетание несочетаемого! Либо это ретро с картинками прошлого, либо это взгляд в фантастическое будущее. Разве эти два мира могут стать единым целым? Могут, и пример тому - стимпанк!

Ретро-составляющая стимпанка - это стилизация под викторианскую эпоху, подражание реальности второй половины 19-ого века. Футуристичность заключается в фантазиях на тему развития так называемых паровых технологий. Как выглядел бы мир, если бы паровой двигатель оставался основным?

Стимпанк - это картины фантастического будущего с точки зрения представителя викторианской эпохи. Люди 19-ого века видели перспективы не в электронике, а в механике. Поэтому их воображаемые роботы - это, по сути, большие заводные игрушки. Средства передвижения будущего - это усовершенствованные дирижабли, аэропланы, паровозы и быстрые автомобили на паровых и электронных двигателях.

Стимпанк отражает альтернативное будущее - такое, каким видел его человек из 19-ого века.

Основные характеристики стимпанка: научно-фантастический, урбанистический, индустриальный, сочетающий ретро и футуризм.

Источники вдохновения: промышленная революция 19-ого века, картины индустриального города, произведения фантастов того времени. Прежде всего, это книги Жюля Верна с его любовью к разного рода механизмам.

Стиль стимпанк в деталях и материалах

Материалы: сталь, медь, латунь, бронза, потемневшее дерево, кирпич, кожа.

Тональность: сепия, сажа, задымленность, смог.

Детали: шестеренки, рычаги, пружины, валики, баллоны и др. Предметы, очертаниями напоминающие дирижабль, машину, паровоз.

Стиль стимпанк в искусстве

Временем действия в произведениях может быть как 19-ый век, так и наши дни. Или даже далекое будущее. Ведь главное - это характерная атмосфера и механизмы.

Считается, что первыми яркими образцами стимпанка (или ретрофутуризма) стали фильмы «Метрополис» 1927 года и «Бразилия» 1985 года. Как раз вскоре после «Бразилии» у течения появилось название. Но относятся ли конкретно эти фильмы к стимпанку - вопрос для многих открытый. Как бы то ни было, сам стиль становился все более популярным.

Немалое количество новых фильмов воспроизводит атмосферу стимпанка: например, «Престиж» (2006), «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Вокруг света за 80 дней» (2004). «Лига выдающихся джентльменов» (2003). В одних фильмах от стимпанка лишь антураж (урбанистичность, мрачность, задымленность, паровые двигатели), в других заостряется внимание на технологиях, в том числе фантастических.

Из компьютерных игр выделяются так называемые квесты, основанные на загадках и ребусах с различными деталями и механизмами. Роскошный представитель стиля стимпанк - легендарная игра «Сибирь» , созданная знаменитым Бенуа Сокалем. Здесь многое от стимпанка: мрачность атмосферы, эффект копоти, механические игрушки и роботы, настоящий заводной поезд. Художник Сокаль объединил в игре стили ар-нуво и стимпанк, ведь на закате викторианской эпохи ар-нуво как раз входил в моду. Результат сочетания этих стилей - великолепный фантазийный мир, затягивающий и волнующий.

Один из интерьеров, сочетающих стимпанк и ар-нуво, нарисованных создателем игры Сибирь

Стимпанк в «Сибири»

Стимпанк нашел выражение и в моде. Многие почитатели винтажных нарядов оказались в рядах приверженцев этого стиля. Кринолины, корсажи, шляпы-цилиндры, кожаные и замшевые куртки и штаны, ремни с заклепками, длинные перчатки, ретро-очки для езды на автомобиле - все это стимпанк. Дополняются туалеты множеством деталей, таких как клепки, кнопки, молнии, ременные застежки, карманы, металлические шипы и декоративные накладки.

Стиль стимпанк в интерьере

Интерьеры в стиле стимпанк - брутальные, молодежные, концептуальные. Декор в духе стимпанка наиболее всего подходит для оформления мальчиковых комнат, холостяцких мужских покоев и квартир молодых пар, увлеченных ретро-фантастикой.

Цвета стимпанка

Стимпанк сопровождается копотью и задымленностью, поэтому цвета в основном темные: , серый, черный, грязно-кирпичный, ржавый. Использование других цветов, конечно, не возбраняется, но предпочтительнее, чтобы это были дымчатые оттенки: не голубой, а дымчато-голубой, не , а «маунбэттена». Желательно присутствие цвета стали, меди, латуни или бронзы.

Комната мальчика в стиле стимпанк

Туалетная комната в стимпанковом стиле

Стимпанк в интерьере: материалы

Наиболее подходящие виды отделки - это , доска, сохранение «голой» бетонной стены, грубая штукатурка, камень, напольная плитка с имитацией булыжной мостовой. Этот урбанистический набор можно разбавить обоями в клетку, в полоску, с или с изображением деталей, похожих на шестеренки и пружинки.

Если объединяются стили ар-нуво и стимпанк, к месту будет роскошная отделка деревянными панелями и паркетом.

Мебель в стиле стимпанк

Диваны, кресла, стулья - кожаные, в том числе с заклепками. Отлично впишутся элементы в викторианском стиле - например, кожаный , деревянное бюро и т.п.

Многие предметы мебели могут быть коваными: столики, стулья, кровати. Железный шкаф станет удачным приобретением для интерьера в стиле стимпанк. Кухонный гарнитур можно накрыть , облицованной сталью. Радиальные фасады тоже подчеркнут футуристичность выбранного направления.

В стимпанк-интерьерах аутентично смотрится клепаная мебель (деревянная, кожаная или плетеная), а также предметы в колониальном стиле. Фурнитура - цвета латуни, меди, бронзы.

Стиль стимпанк в интерьере детской

Декор в стиле стимпанк

Один из главных символов стимпанка и основной элемент украшения - это шестеренка . Она присутствует повсюду. Декоративными шестеренками украшают стены, мебель и предметы декора. Из них же создают оригинальные панно.

Типичны элементы, повторяющие форму дирижабля: это может быть и потолочная конструкция, и светильники, и оригинальные пепельницы. Возможно активное использование любых предметов, похожих на детали парового двигателя, машины, паровоза или подводной лодки.

Настенные, напольные и настольные часы - еще одна важная единица стиля. Дизайн часов осложняется множеством дополнительных деталей.

Атмосферу стимпанка помогут создать следующие предметы:

  • дверные ручки в форме вентилей
  • глобусы под старину
  • огромные настенные часы с круглым корпусом
  • круглые фальш-окна, имитирующие иллюминатор
  • клепаные сундуки
  • пухлый холодильник в стиле винтаж
  • настенные ретро-телефоны
  • любые старинные механизмы, включая, например, радио или граммофон
  • постеры и фотографии в сепии
  • игрушечная железная дорога
  • различные предметы из дерева и металла с заклепками

Панно в стиле стимпанк

Многие поклонники этого стиля имеют интересное хобби - они придают стимпанковый облик современным предметам. Таким, к примеру, как ноутбук, телевизор, тостер. В основе дизайна - совмещение винтажности и футуристичности. Предметы выглядят по-старому, но при этом они словно напичканы множеством непонятных механизмов. Как будто изготовили их на производстве из альтернативного будущего. Выбрав стиль стимпанк для оформления своего дома, вы тоже можете увлечься этим интересным занятием.

Стимпанк - жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.

По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове - отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это - стимпанк.

Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.

Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк

Многие представляют себе стимпанк именно таким.

Не кипятитесь, панки!

Первый вопрос, который здесь может возникнуть, - а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.

Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей - ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.

«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.

Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина - все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.

Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» - «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.

Брюс Стерлинг

Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).

Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) - и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы - романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.

На всех парах

С «панком» мы разобрались - но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара - это и дало название всему жанру.

Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.

Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» - бога ветра) - вращающийся под давлением пара металлический шар.

Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» - вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.

Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова - он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.

Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало - речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.

Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.

Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы - живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.

Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725-1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».

Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771-1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» - первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя - более удачный «Лондонский паровой экипаж».

В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).

Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.

Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.

Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.

Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей - нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.

Однако у паровых двигателей есть один - самый главный - недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными - они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.

Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.

В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку - «Наутилус».

В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.

Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.

Машины стимпанка - «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».

Виктория и её эпоха

Королева Виктория - «бабушка» стимпанка.

Применительно к стимпанку часто говорят - «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год - время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий - свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка - начиналась, но так и не началась.

Откуда взялся?

Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи - Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.

Следующая ступенька - «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.

В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом - от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.

Альтернативно-исторический стимпанк

Такой стимпанк стилизуется под мир 19 - начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.

Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, - роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге - киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…

Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами - альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны - преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.

«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи - от профессора Мориарти до доктора Моро.

Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.

А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…

Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах - древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.

Еще одна модель АИ-стимпанка - стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.

Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».

Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.

В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше - в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение - тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.

Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.

В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров - магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.

Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!

Фэнтезийный стимпанк

Второе магистральное течение - фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.

Самый знаменитый автор «парового» фэнтези - британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои - часто люди вне закона, вне морали - обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…

В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» - явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…

Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно - «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) - гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.

«Арканум» - пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.

Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон - новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.

Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.

Признаки стимпанка

У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво - внешний стиль и атмосфера. Стимпанк - это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом - изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка - подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.

Характерный признак стимпанка - паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет - все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве - взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.

Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.

Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства - пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) - например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).

В стимпанке возможен даже искусственный интеллект - продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» - по сути, обычный компьютер, только механический.

Типичные персонажи стимпанка - пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики - Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…

Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Чудаки-ученые - типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).

Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики - таков «атмосферный стимпанк ». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда - всё это примеры атмосферного стимпанка.

Стимпанк как образ жизни

Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.

Стимпанк-мода - синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин - подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин - крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк - атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.

Таймпанк: не совсем жанры

Обложка книги GURPS Steampunk.

В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.

Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.

Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит - скорее, это варианты антуража .

Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример - мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.

Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм - использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).

Миддлпанк (middlepunk) - все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.

Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».

Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk) . Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка - аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).

Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) - изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.


Аниме-сериал «Изгнанник».

Роботы стимпанка

В 1893 году американский профессор Арчибальд Кэмпион представил миру невероятного механического робота по имени Boilerplate. Об этом устройстве известно крайне мало. Он якобы был создан для участия в боевых операциях, проявлял признаки разумности и мог выполнять сложные действия. К сожалению, Boilerplate пропал на полях Первой Мировой в 1918 году, а его создатель умер в безвестности…

Поверили? Зря. Boilerplate - стопроцентная, очень качественная фальшивка. Авторы этого проекта потратили очень много времени на монтаж фотографий и создание подробной «биографии» робота для того, чтобы наглядно проиллюстрировать простой факт: не следует верить всему, что вы обнаружите во всемирной паутине. Кстати, подробности легенды об этом роботе вы можете узнать в интернете по адресу: bigredhair.com/boilerplate.

Робот и его создатель.

Слева от робота - мексиканский революционер Панчо Вилья (фото 1916 года).

С каждым годом стимпанк становится все популярнее. Немудрено - в наше безумное время плавный 19 век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством «золотая эпоха», когда и травка была зеленее, и вода мокрее. Увлечение стимпанком, также как и фэнтези, - типичный признак массового эскапизма. Чем беспокойнее будет время сегодняшнее, тем больше будет желающих «удрать» в стильный альтернативный мир.
Стимпанк интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров.

Синтез старины и высоких технологий интересен любителям как фэнтези, так и научной фантастики. А значит, мы еще не раз встретимся со стимпанком.

Большие круглые очки в медной оправе, медный браслет на руке, телефон в медном корпусе, представляющий собой удивительную конструкцию из кнопок и рычажков, - об увлечении стимпанком в облике Дмитрия Тихоненко говорит многое. Правда, сам мастер о модном направлении узнал уже после того, как создал многие свои работы из меди.

С 28 по 30 июля в английском городе Уитби проходил ежегодный стимпанк-уикенд, который проводится представителями субкультуры и косплеерами. Стимпанк – это направление научной фантастики, которое акцентируется на воображаемом альтернативном векторе развития человечества, отправной точкой которого было изобретение паровой машины. Участники фестиваля приходят в костюмах, стилизованных под эпоху викторианской Англии и раннего капитализма.

Талантливый скульптор из Красноярска Игорь Верный (Igor Verniy) создает птиц, бабочек и других представителей животного мира, используя для этого детали старой бытовой техники, велосипедов, автомобилей, запчасти от часов и всего того, что можно смело выбрасывать в металлолом.

В мире существует огромное множество самых необычных музыкальных инструментов, изготовленных как в классическом, так и в совершенно неожиданном стиле.

В этой коллекции фотографий вы увидите весьма необычные музыкальные инструменты в стиле стимпанк!

Испорченный велосипед, сломанные часы и все, что невозможно починить, мы сразу выбрасываем. Художник и скульптор Игорь Верный же создает из этих предметов настоящие произведения искусства. Он делает фантастических животных в стиле стимпанк из обычного металла: из старых частей автомобиля, посуды и даже из бытовой техники.

«В глубине души я художник и вижу красоту этого мира в ярких цветах, но я также и механик, - говорит Игорь. - И именно эти два качества помогают мне творить».

Восхищаемся работой художника и выбрали для вас его лучшие скульптуры из металлолома.

Механические фантазии Джастина Гершенсон-Гейтса (Justin Gershenson-Gates) – это целая серия работ известного ювелира, который решил немного отклониться от основного рода деятельности и заняться чем-то другим.

Для своих работ Джастин использовал части часов (стрелки, шестеренки, обычные лампы накаливания и многое другое). Каждая работа, будь то кулон, насекомое или членистоногое, занимает у мастера по несколько часов. С учетом того, что Джастин Гершенсон-Гейтс (Justin Gershenson-Gates) привык все доводить до конца, он никогда не оставляет работу недоделанной и все выполняет в один присест. В работе использует исключительно пайку и никакого клея. «Mechanical Mind» – действительно уникальная и неповторимая серия от известного ювелира.

Японский скульптор Мичихиро Матсуока (Michihiro Matsuoka) создает интересные миниатюрные скульптуры. Объединяя образы животных и технику в одно целое, он превращает их в летательные аппараты и плавающие объекты.

Пьер Маттер родился в 1964 году. Математик по профессии, он долго искал свое настоящее призвание, блуждая тропинками искусства. Он попробовал себя в живописи, писал картины масляными красками, плакатными красками и акварелью. Но нашел он себя в скульптуре. Французский мастер Пьер Маттер работает в духе стимпанка, создавая свои скульптуры, которые являются гибридами машин, людей и животных.

Даже не верится, что из обычного CD-плеера можно сотворить такое чудо, какое сделал мастер на конкурс сайта steampunker.ru