Судно на подводных крыльях бабочка. Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке

Суда на подводных крыльях

Теплоход «Ракета» был предназначен для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища Длина - 27 м. Ширина - 5 м. Осадка на плаву - 1,8 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,1 м. Мощность силовой установки - 850 л.с. Скорость - 60 км/ч. Пассажировместимость - 64 человека.

25 августа 1957 года отправляется в свой первый рейс первый отечественный корабль на подводных крыльях «Ракета».

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях . Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.
Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини.

Энрико Форланини (в центре)

Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.

катер Форланини

В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного - оптимальной формы подводного крыла.
Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других - недостаточной оказывалась подъемная сила крыла и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям.

Ганс фон Шертель

Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла.
Молодого человека захватила идея - заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга.
И обратил!

Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев - выпускник института - защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях ». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей - одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса - примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды. Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель.

После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков - главной продукции завода. Время-то было военное.
На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях под условным названием «Ракета» .
Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет» , в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.
«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.
В Нижнем Новгороде «Ракеты» использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.

пассажирский салон “ Ракеты “

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1» ) появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна Ростислав Евгеньевич Алексеев и лично продемонстрировал её Хрущёву.

На базе разработок Алексеева в России было построено большое количество коммерческих судов на подводных крыльях : «Ракета» , «Стрела» , «Спутник» , «Метеор» , «Комета» , «Циклон» , «Буревестник» , «Восход» . Строились и военные суда, в том числе и самое большое судно этого класса в мире - «Бабочка», ему предшествовали «Пчела», «Турья» и «Саранча».

корабль на ПК проекта “ Бабочка “


ракетный катер на ПК МРК-5

МРК-5 у пирса военно-морской базы

МРК-5

ТТД:
Водоизмещение: 432 т.
Размеры: длина - 56,6 м, ширина - 10,2 м (21,1 м с опущенными крыльями), осадка - 2,35 м (8,0 м с опущенными крыльями).
Скорость хода максимальная: 60 узлов.
Дальность плавания: 700 миль при 45 узлах.
Силовая установка: 2 газовых турбины М-10 по 18000 л.с. на 4 винтах в опускаемых колонках, 2 дизеля ДРА-211 по 1100 л.с. для малого хода
Вооружение: 2х2 пусковых установки ПКР "Малахит (4 ракеты П-120), 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет).
Экипаж: 40 чел.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

Существовала также пожарная модификация «Ракета-П » с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час.
В короткий срок суда на подводных крыльях стали одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, комфорт, высокая экономичность позволяли крылатым судам успешно конкурировать с другими видами транспорта. Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. Помимо «Ракеты» в СССР строились и другие типы гражданских теплоходов на подводных крыльях. К 1985 году на водных магистралях страны использовались более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета» , десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». В нашей стране суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 миллионов пассажиров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны, в том числе в США, ФРГ, Францию, Италию и Великобританию.

С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». Так, например, в 2009 году эксплуатировалось четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.

Теплоход «Беларусь» отличался тем, что имел очень малую осадку: на плаву — 0,91, при ходе на крыльях — 0,3 метра. Для сравнения: те же параметры у теплохода «Ракета» — 1,8 и 1,1 метра.

«Беларусь» обслуживал пригородные и местные речные линии протяженностью до 320 километров. Судно брала на борт 40 пассажиров и при эксплуатационной мощности 600 лошадиных сил развивает скорость 65 километров в час.

Катер «Волга» был предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей.

Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км. Длина - 8,5 м. Ширина - 2,1 м. Осадка на плаву - 0,85 м. Осадка при ходе на крыльях - 0,55 м. Скорость - 60 км/ч. Мощность - 70 л.с. Пассажиры - 6 человек.

Теплоход «Метеор» предназначался для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км. Длина - 34,6 м. Ширина - 9,5 м. Осадка на плаву - 2,3 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,2 м. Скорость - 65 км/ч. Силовая установка - 2x850 л.с.. Пассажиры - 124 человек.

«Метеоры» производились с 1961 по 1991 годы на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе была демонтирована.


Теплоход «Комета» был предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль. Длина - 35,1 м. Ширина - 9,6 м. Осадка на плаву - 3,2 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,45 м. Скорость - 32 - 34 узла. Силовая установка - 2x850 л.с.. Пассажиры - 118 чел.

Теплоход «Восход» был создан для замены более старых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров». Длина - 27,6 м. Ширина - 6,4 м. Осадка на плаву - 2,1 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,1 м. Скорость - 65 км/ч. Силовая установка - 2x500 л.с.. Пассажиры - 71человек.

Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.


Газотурбоход «Буревестник» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км Длина - 43,2м. Ширина - 7,4 м. Осадка на плаву - 2,0 м. Осадка при ходе на крыльях - 0,6м. Скорость - 90 км/ч. Мощность - 2x2700 л.с.. Пассажиры - 150 чел.

«Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных от самолёта Ил-18. «Буревестник» существовал в единственном экземпляре. Эксплуатировался он c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.

"Спутник", "Комета", "Метеор", - так назывались известные многим быстроходные суда на подводных крыльях, способные скорее "лететь", чем плыть по рекам и морям. Названия кораблей не лишены доли романтизма и вызова, присущего советским конструкторам и изобретателям. Настоящие ракеты на речных просторах! Быстрые, стремительные, обтекаемой формы, словно взлетаюшие в небо чайки или ласточки, эти изящные суда, как и многое другое, стали гордостью Советского Союза в 1960 - 1980 гг. Но потом....происходит резкий и продолжительный спад в индустрии и многих отраслях. Сегодня, в современной России эти прекрасные суда используюся все меньше и меньше. Помимо невероятно красивых снимков из золотого и славного прошлого, мы увидим несколько печальных фотографий заброшенных и разобранных "Метеоров". Все это далее в новом материале на нашем сайте. Начнем с Золотой Эры этих скоростных ракет. Белого цвета, довольно шумные, но мощные и быстрые, а некоторые способны развивать скорость в 150 км\ч и перевозить больше 300 пассажиров на борту. Возможно, самый красивый из всех судов данного типа это "Буревестник". Корпус в футуристическом стиле с двумя самолетными турбинными двигателями по бокам не может не восхищать.










Рулевая напоминает кабину автомобилей 1950 -х годов, обтекаемой формы с плавными линиями:




На этой редкой фотографии мы можем видеть Порт Одессы на Черном море, возвращаясь в 1984 год:







А здесь небольшие экспрессы в ожидании пассажиров:




"Метеор", вид с боку:




Сохранившаяся приборная панель:

В период с 1960 по 1980 год в Советском Союзе было построено множество таких судов - разнообразных модификаций, форм и размеров. Больше 3 000 единиц по примерным оценкам использовалось в России и Украине. Большинство из них было разработано и спроектировано Ростиславом Алексеевым - кораблестроителем, создателем судов на подводных крыльях а также экранопланов и экранолётов. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение.

Юбилейный портрет Р. Алексеева и его монумент в Нижнем Новгороде:





"Ракета" стала первым Советским пассажирским судном на подводных крыльях. («Ракета-1» была построена на заводе «Красное Сормово».) Производство продолжалось до середины 1970 годов. Было построено около 400 теплоходов. «Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части. Кстати, только через 4 года подобное судно сделали в США. До высоких скоростей (максимальная 120 км/час) "Ракеты” дошли благодаря гибриду корабля и самолета: на них ставили двигатели от бомбардировщиков. Это был уникальный агрегат, суперлегкий, полностью состоящий из алюминия. Правда, аппетит он имел немалый: расход топлива достигал 103 кг/ч на крейсерской скорости. Несмотря на это, сам Никита Сергеевич Хрущев поразился "Ракетой”, и произнес памятные слова: "Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру - современную скорость!”.






Технические параметры "Ракет” были таковы: длина - 27 м, ширина - 5 м, осадка на плаву¬ - 1,8 м, осадка при ходе на крыльях - 1,1 м, средняя скорость - 60 км/ч, мощность - 850 л.с., количество пассажиров - 64 человек. Существовала и пожарная модификация "Ракета-П” с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, которые не имели аналогичных технологий. Из широкого использования они вышли сразу после развала СССР. Основной причиной тому стала невероятная энергозатратность судна. Правда, некоторые "ракеты” и по сей день используются в рейсах, и как прогулочные корабли. Например, в Москве с 2007 года началось постепенное восстановление "Ракет”, а в навигацию 2009 года уже вышло четыре судна.




Эра « Метеоров »

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 гг. В отличии от «Комет» использовались для речных круизов а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1. Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки. Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом,среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

Ниже перед вами великолепная фотография теплохода и красивого пейзажа:





А это раннее фото «Метеора» на Волге. Начало 1970 – х.




Также «Метеоры» с успехом совершали речные круизы по Неве в Санкт-Петербурге:







«Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964-1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962-1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись лениградским заводом Звезда.




Одна из «Комет» совершает круиз к Валааму. (прим: группа островов в северной части Ладожского озера в 22 км от материка.):




«Комета» могла похвастаться скоростью 60-70 км\ч:




«Восход» - еще один тип судов, создавались для замены более старых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.






Обновленный «Катран-М» и более крупный «Восток» (фирма Seatech):




Теплоход известный как «Комета - 44» 1979 года постройки, ныне используется в Турции под названием «Ege Princess»:







«Буревестник» - одно из самых красивых судов из всей серии! Настоящий шедевр инженерной мысли, фантастический облик и скорость. «Беревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.
















В 1993 году на металлолом был разобран последний уцелевший «Буревестник». Какой позор!







«Спутник» на фото ниже, использовал похожие двигатели (4х850 л.с) и мог взять на борт 300 пассажиров:






Теплоход «Чайка» имел несколько отличительный вид, был построен только один экземпляр: «Чайка» рассчитывалась на 30 человек, однако развивала скорость до 100 км\ч:


Менее известен и редко вспоминается «Тайфун»:

…и также не стоит забывать про «Ласточку»:

Нынешнее состояние уцелевших экземпляров постройки 1960-1980 гг, к сожалению, не очень хорошее. За редким исключением. Теплоходы можно видеть в совершенно разных местах: некоторые рушатся в самых плохих условиях, некоторые ждут переоборудования в плавучий ресторан или яхту, а иные и забыты вовсе.




Недалеко от Перми - ржавеющие суда-герои прошлого на фоне осени:






Это ресторан или…….несчастный «Спутник». Самара:




Бар в спальном районе небольшого городка на Украине:



Ниже другие жертвы времени, от судна-пристани до супер-яхты:





В Финляндии каким то образом можно найти сразу несколько прекрасно функционирующих судов. Ощущение, что попадаешь в прошлое:

И в завершении – отличный снимок скользящего в тихой воде «Метеора»:

Самый красивый и известный теплоход на подводных крыльях «Метеор», построенный в 1959 году Горьковским судостроительным заводом «Красное Сормово», по сей день используется на реках нашей страны. «Метеор» - скоростной теплоход, перевозящий пассажиров по пресноводным озёрам и водохранилищам и судоходным рекам в светлое дневное время.

История развития судов на подводных крыльях

Впервые небольшое судно на подводных крыльях (СПК) было испытано во Франции на реке Сене в 1897 году русским подданным Шарлем де Ламбером. Однако мощности использовавшегося парового двигателя не хватило для поднятия судового корпуса над водой. В тоже время итальянский изобретатель Э. Форланини разогнал экспериментальное судно на многоярусных крыльях до 68 км/ч. В начале прошлого столетия испытания моделей СПК проводились изобретателями США, Британии, Германии, Швейцарии, Канады, Италии. В 1919 году судно Фредерика Бэлдвина HD-4, одобренное ВМС США, на двух двигателях установило мировой рекорд, развив по воде скорость 114 км/ч. Однокрылые модели британского кораблестроителя Д. И. Торникрофта имели длину около 7 метров и развивали скорость около 64 км/ч.

В 40-е годы конструкторское бюро Германии под управлением Ганса фон Шертеля построило крылатое судно, развивающее скорость до 74 км/ч с грузом на борту в 20 тонн. В 50-е годы Шертель, основав в Швейцарии компанию «Супрамар», построил деревянное судно на частично погружённых крыльях, которое первым в мире совершало коммерческие перевозки 32 пассажиров между городами Италии и Швейцарии. В 1956 году по лицензии «Супрамара» фирма «Родригес» начала серийное производство судов РТ-20 на подводных крыльях для использования в море. РТ-20, имея водоизмещение в 32 тонны, перевозило 72 пассажира через пролив Мессинский, развивая скорость около 62 км/ч. За 20 лет «Супрамар» разработал серию моделей на частично погружённых подводных крыльях и по его лицензии было построено более 200 судов в Италии и Японии.

В США в 60-е годы в разработке военных патрульных и ракетонесущих катеров участвовала фирма «Боинг». Быстроходные вооружённые корабли класса «Пегас» входили в состав флота США с 1977 года до 1993. С 1974 года «Боинг» произвёл около 20 морских гражданских судов «Джетфойл», перевозящих от 167 до 400 пассажиров на борту. Сегодня «Джетфойлы» по лицензии строятся японской фирмой «Кавасаки».

В 60-70-е годы прошедшего столетия ВМС Канады и Италии имели на вооружении быстроходные вооружённые катера на подводных крыльях.

Появление «Метеора»

В СССР большинство СПК было сконструировано под руководством талантливого инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева. В 1941 году в дипломной работе «Глиссер на подводных крыльях» Алексеев Р.Е. описал принцип работы малопогружённого подводного крыла. Экзаменационная комиссия Горьковского политехнического института узнала о судне, не имеющем аналогов в истории кораблестроения.

В начале 50-х годов в Советском союзе строились военные торпедные катера на носовых подводных крыльях. На протяжении 1963-1967 годов были построены 16 сторожевых и 12 пограничных катеров на подводных крыльях по проекту «Антарес» и 2 противолодочных корабля «Сокол».

В 60-е годы было построено несколько единичных экспериментальных СПК «Стрела-1,2 и 3», «Чайка», «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Тайфун». На службе у судового надзора и на спасательных станциях использовались катера на подводных крыльях «Волга». Советский союз экспортировал пассажирские СПК в десятки стран мира.

Экспериментальный теплоход «Метеор» в ходе испытаний в ноябре 1959 года прошел свой первый путь - от Горького до Феодосии. После зимовки в мае 1960 года «Метеор» вернулся в Горький. Успешный испытательный рейс судна позволил выставить пассажирский теплоход «Метеор» экспонатом на выставке речного флота в Москве для представления руководству Советского Союза. Демонстрация первого теплохода «Метеор» главе СССР Н.С. Хрущёву проходила под совместным управлением Р.Е. Алексеева и знаменитого авиаконструктора А.Н. Туполева.

Серийное производство теплохода «Метеор»

Речной флот Советского союза располагал самым многочисленным парком крылатых судов. Более 1000 быстроходных катеров и теплоходов на подводных крыльях использовалось на реках и озёрах нашей Родины. Поднятые на крыло речные суда увеличили скорость и стали привлекательным транспортом для местных пассажирских перевозок и быстрых поездок между городами. Речные путешествия привлекали советских жителей комфортом, скоростью и экономичностью.

С сентября 1961 года серийное производство теплоходов «Метеор» проводилось в Татарстане Зеленодольским судостроительным заводом имени А. М. Горького. За 30 лет более 400 теплоходов серии «Метеор» было спущено на воду. Увеличение пассажиропотока требовало новых более вместительных и комфортабельных теплоходов. И в мае 1962 года из акватории завода вышел «Метеор-2», поднимающий на борт с баром и кафе 115 человек.

Нижегородское конструкторское Бюро по СПК им. Р.Е. Алексеева разработало модификацию теплохода «Метор-2000», оборудованную импортными двигателями и комфортабельным салоном с кондиционерами. С 2007 года линия, производившая «Метеоры», реконструирована под производство новых теплоходов серии А45-1.

Описание СПК «Метеор»

Однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» оснащён дизельным двигателем. В автономном режиме, без дозаправки, теплоход доставляет пассажиров на расстояние не более 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам России. Туристические экскурсии или деловые междугородние поездки на теплоходе «Метеор» осуществляются только в светлое дневное время. Дистанционный контроль за движением судна из ходовой рубки осуществляется командой из 3 человек.

Три пассажирских салона на 124 человека, расположенные в носовой, кормовой и средней частях теплохода, оборудованы мягкими комфортными креслами и единой аудиосистемой для передачи информации пассажирам. В среднем салоне имеется бар, а в носовом салоне живописные окрестности проплывают за огромными панорамными окнами. Через палубу судна осуществляется проход между пассажирскими салонами, к туалету, в подсобное помещение и машинное отделение.

Технические характеристики теплохода «Метеор»

Эксплуатируется теплоход «Метеор» на скорости 60-65 км/ч, хотя может разогнаться на просторе до 77 км/ч. При длине судна 34,6 м и ширине при размахе крыльев 9,5 м пустой теплоход имеет водоизмещение 36,4 тонны, а при полной загрузке - 53,4 тонны. Во время стоянки высота судна составляет 5,63 м, а осадка 2,35 м. Во время движения на крыльях «вырастает» до 6,78 м и оседает на 1,2 м.

Высокий расход топлива теплоходом "Метеор" - существенный недостаток крылатого судна. Первые модели теплохода расходовали в час примерно 225 л дизельного топлива. Использование новых современных моторов сокращает этот показатель до 50 л в час.

Двигатель «Метеора»

Главными двигателями на теплоход устанавливаются 2 двенадцатицилиндровых четырёхтактных дизельных мотора типа М-400, имеющих турбонаддув, реверсивную муфту и водяное охлаждение. Номинальная мощность каждого двигателя при 1700 об/мин составляет 1000 лошадиных сил. Вспомогательными движителями является пара пятилопастных гребных винтов 710 мм в диаметре. Судовые нужды обсуживаются агрегатом, состоящим из:

  • Дизельного двигателя, имеющего мощность 12 лошадиных сил при 1500 об/мин.
  • Генератора (5,6 кВт).
  • Компрессора.
  • Самовсасывающего вихревого насоса.

Устройство крыльев включает в свою конструкцию несущие (носовое и кормовое) стальные крылья и два закрылка из магниево-алюминиевого сплава, установленных на стойках носового крыла.

Электроэнергию в ходовом режиме подают два установленных на главных двигателях генератора постоянного тока с мощностью каждого по 1 кВт. Во время стоянки используется вспомогательный генератор, а также теплоход оснащён автоматом параллельной работы генератора с аккумуляторными батареями.

Безопасность на борту теплохода

Все устройства и механизмы теплохода контролируются системой управления судна. Плавное движение и надёжная работа двигателей гарантируется регулярным тщательным техническим обслуживанием пассажирских судов. Палуба и салоны для пассажиров защищены от непогоды прочной крышей. Удобные кресла и безопасность на теплоходе «Метеор» располагают к увлекательным путешествиям и речным прогулкам с семьёй или в кругу друзей.

Будни «Метеора» сегодня

Несмотря на то, что теплоходы на подводных крыльях «Метеор» уже не производятся, эти суда и сегодня используются для пассажирских перевозок на территории Росси, стран СНГ и дальнего зарубежья. В сложные 90-е годы многие речные судоходства, оставшись без работы, были вынуждены продать «Метеоры» в туристические компании Греции, Китая и Вьетнама. В Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии до сего дня используются произведённые в СССР теплоходы «Метеор» и другие суда на подводных крыльях.

В России регулярные рейсы действуют в период навигации по маршрутам Иркутск - Братск по Ангаре, из Петрозаводска до Шалы, Кижей и Великой Губы по Онежскому озеру, по Ладоге до Валаама из Сортавала. Между городами судоходных рек Волги, Дона, Лены, Амура и Камы пассажиры с удовольствием пользуются теплоходами, а не электричками и поездами.

«Ракета» - название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (Проекты 340, 340Э, 340МЕ).Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 70-х годов. Всего было построено около трёхсот теплоходов.

Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года.

В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море».
С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.

В Нижнем Новгороде «Ракеты» используются в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда. Эксплуатацией теплоходов занимается судоходная компания «Волжское пароходство».
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна - Р. Е. Алексеев - и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 60-х до 2006 года. С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». В навигацию 2009 года на ходу четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246. По некоторым сведениям в ближайшем будущем возможно восстановление еще несколько теплоходов.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» - 90 м. Подача воды - 800 куб. м/час.

Распространение

Финляндия, 1962 - 1983 гг., 2005-н.в.

Литва - использовались на линии от Каунаса до Ниды, Юодкранте.

Румыния - в настоящее время суда на подводных крыльях используются на регулярных ежедневных рейсах в

Румынии в дельте Дуная, между городами Тулча и Сулина, Тулча и Св. Георгий.

Интересные факты

Испытания СПК «Ракета» были поручены прославленному лётчику-истребителю Герою Советского Союза Михаилу Девятаеву, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав немецкий бомбардировщик.


В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские« Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим — конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.

Подрезанные крылья

Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь как хорошая электростанция.

Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.


«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.

До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.

Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.


Ракета

Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.

На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.


Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.

Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.


Новая «Комета»

Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.


Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.

Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна «Комета 120М» — это развитие «Колхиды» и «Катрана», — говорит Гаранов. — Если взять фотографии «Метеора» или «Кометы», то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки «Ракеты», находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».

Авиационные технологии

Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.


Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.

В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.


На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.

Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.


Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.

Оптимисты

Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.


Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.

Статья «В России строятся первые в XXI веке суда на подводных крыльях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).