Сущность религии. Религия, ее происхождение и сущность. Основные социальные функции религии. Наиболее ранние формы религии

Стремление человека к познанию мира, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов мира вечно и не исчерпывающе. Религия появилась на определенном этапе общества, ее зарождение и формирование обусловлены развитием людского сознания.

Первый этап в развитии людского сознания связан с появлением обезьянолюдей и длился до эпохи неандертальского человека (формирование родовой общины). Это был период чувственно-конкретной, приобщенной непосредственно в трудовой процесс стадной сознательности. Она не выходила за рамки материальной практики, поскольку духовная сфера еще не была отделена. Вести речь о религии на этом этапе нет смысла.

В родовой общине сознание человека уже было общественной сознательностью общественного человека. Человек имел мировоззрение, на основе которого взаимодействовал с окружающим миром. Первичное общественное сознание было синтетичным, имело зачатки будущих форм общественного сознания, наивно-реалистические взгляды на мир, которые переплетались с нереалистическими, фантастическими. Все они отображались в мифах.

А миф на тот час был главным носителем информации, его легко запоминали и передавали от поколения к поколению. Миф исполнял роль мировоззрения: формировал ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности, давал общую оценку мира. Основой мифологического мировоззрения было олицетворение природы, которое заключалось в сравнении природы с человеком. При этом на природу “переносили” все человеческие качества, прежде всего, способность мыслить сознательно .

Мифологическое мировоззрение формировалось в процессе трудовой деятельности человека. В это время развивалось мышление, закладывались условия для формирования системного мировоззрения.

Давними предками человека были архантропы, (человек умелый), которые жили 2,5-3 млн. лет тому назад. К сожалению, их могилы не сохранились, поэтому отсутствуют и следы религиозного культа. Следующий предок человека – питекантроп – жил 1 млн. лет тому назад, в начале палеолита. Религии у них также не было.

Еще через несколько сотен тысяч лет эволюции человека появился неандерталец. Среди исследователей существует мнение, что никакой религии у неандертальцев не было. Религиозные воображения были присущи кроманьйонскому человеку. В этот период властвовал матриархат. Памятки кроманьйонской культуры дают возможность утверждать, что четкие религиозные представления человека появились приблизительно 30 – 50 тыс. лет тому назад.

Это не произошло моментально, процесс длился в течении 20 тыс. лет, охватывал последний период первобытно-общественного строя и начальный период классового общества.

Религия как явление духовной жизни общества возникла вследствие действия разных факторов в сложных условиях становления человечества. По своей природе она является социальным явлением, тесно связана с социальной жизнью и развитием общества.

Слово “религия” (от лат. religio) образовано от латинского глагола religare – связывать, соединять. Религиозные люди употребляют его для обозначения своей веры в их двустороннюю связь с некоей высшей силой, якобы первичной по отношению к реальному миру, которая стоит над природою и обществом и не только не подвластна их законам, но способна эти законы создавать или отменять .

Эта воображаемая сила воспринимается верующими как нечто сверхъестественное (выходящее за рамки природно-социального, естественного) и дифференцируется ими на существа (духи, боги, ангелы), объекты (загробный мир, рай, ад), свойства (нетление останков святых, чудотворность икон и молитв), действия (сотворение и конец мира, всевозможные чудеса) и т.п.

Религиозные люди верят не только в реальность сверхъестественного и свою зависимость от него, но и в возможность воздействия на сверхъестественное с целью получения от него помощи или нейтрализации неблагоприятных последствий его влияния. Вера в сверхъестественное и в возможность контактов с ним – главный отличительный признак религии.

Такое же понимание религии как реальной связи человека со сверхъестественным характерно и для служителей культа, а также для религиозных теоретиков – богословов (теологов), философов – идеалистов, религиоведов. В большинстве современных религий сверхъестественное персонифицировано прежде всего в боге, существование которого объявляется абсолютным и принимается на веру. Поэтому религиозные люди называют себя верующими .

Чтобы разобраться в сущности религии, надо выявить основные причины возникновения и воспроизводства религиозности. Эти причины принято называть корнями религии. Различают, по меньшей мере три типа корней религии: социальные, гносеологические и психологические.

Социальные корни религии – это особенности общественного бытия, порождающие и питающие религиозность. Причина их возникновения – низкий уровень развития производительных сил и соответствующих ему производственных отношений, ставящий человека в зависимость от какой-то части (первоначально весьма значительной) природных и общественных явлений, оказывающих определяющее влияние на его жизнь и деятельность. Часто эта зависимость приобретала характер бессилия: в первобытном обществе – перед природными явлениями, а в классовом – перед социальными. По мере развития производительных сил совершенствовались средства практического воздействия людей на окружающий мир. Такое совершенствование характерно для всех последовавших за первобытнообщинным строем общественно – экономических формаций. Оно ослабляло зависимость человека от природных стихий, благодаря чему последние переставали восприниматься как проявление сверхъестественного. Тем самым подрывался один из древнейших социальных корней религии – бессилие по отношению к природе.

В рабовладельческом, феодальном обществе человек находился в постоянной зависимости. Раб полностью зависел от рабовладельца, а тот, в свою очередь, находился в рабском повиновении у фараона, царя, императора, господство которых тоже было непрочным и в любой момент могло быть подорвано поражением в войне, дворцовым переворотом. Не имея возможности радикально изменить существующий порядок, люди воспринимали его как данный свыше, испытывающий влияние сверхъестественных сил.

Гносеологические корни религии – это особенности познавательной деятельности, порождающие и питающие религиозность. Они тождественны гносеологическим корням идеализма. Процесс познания сложен и многоступенчат. Его основу составляет способность человеческого сознания отражать внешний мир. Чем выше форма такого отражения, тем больше обобщений она допускает. Элементы общения есть уже в восприятии, значительно больше их в представлении, а в абстрактном мышлении они преобладают .

Обобщение заключает в себе возможность фантазии, отлета мысли от объекта, мысленного соединения реально несоединимого (например, фантастические образы русалки, сирены, кентавра). Оперируя уже готовыми понятиями, абстрактное мышление может принять их за самостоятельные объекты, существующие рядом с отраженными в нем реальными предметами и явлениями. Отсюда возможность возникновения таких ложных абстракций, как различные проявления сверхъестественного, например, в образе бога, духа, дьявола, ангела и т.п.

Процесс познания внутренне противоречив, так как результаты познавательной деятельности представляют собой единство противоположностей: относительного и абсолютного, частного и общего, случайного и необходимого, конечного и бесконечного, субъективного и объективного. Процесс познания не имеет конца, поскольку бесконечен познаваемый мир. Было, есть и впредь будет много неизученного, непонятного, невыясненного. Его-то религиозное сознание и включает в сферу сверхъестественного, делает объектом слепой и бездумной веры.

Таким образом, гносеологические корни религии – это неспособность человека правильно и до конца использовать свои познавательные возможности, неспособность абсолютизированная, выступающая как проявление интеллектуального бессилия.

Психологические корни религии – это особенности эмоционального состояния человека, порождающие и питающие религиозность.

Такой особенностью является преобладание в психологическом состоянии человека отрицательных эмоций (чувства страха, горя, скорби, отчаяния, печали), вызванное неблагоприятными обстоятельствами его жизни и воспринимаемое как следствие социального бессилия и интеллектуальной беспомощности. Оказавшись не в состоянии ни понять причины возникновения этих обстоятельств, ни устранить их, человек приходит в отчаяние, попадает в стрессовую ситуацию, из которой ему необходимо выйти во что бы то ни стало. Не находя по тем или иным причинам реальных средств и способов преодоления охватившего его отчаяния, он обращается к иллюзиям, уповает на помощь свыше, на содействие сверхъестественных сил .

Следует иметь в виду, что ни способность сознания к отрыву абстракции от действительности, ни трудности процесса познания, ни преобладание отрицательных эмоций не приводят к возникновению религии автоматически, сами по себе. Гносеологические и психологические факторы создают лишь возможность такого возникновения. А превращают религию из возможности в действительность факторы социальные – бессилие перед природой и обществом.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ – отрасль знания, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Религия является неотъемлемым компонентом истории человечества на всех этапах его развития. Поэтому независимо от личного отношения к религии для каждого образованного человека, какими бы ни были его убеждения – религиозными или атеистическими – необходимым является умение ориентироваться в знании о религии как о социокультурном явлении в целом и в отдельных конфессиях, понимать роль и функции религии как специфической формы общественного сознания и как социально-исторического явления, осознать особенности влияния религии на различные сферы духовной культуры.

Религиоведение сотрудничает с такими науками и дисциплинами, как философия, история, археология, психология, социология, антропология, этика, эстетика, этнография, астрономия, лингвистика. В зависимости от подхода к изучению религии выделяют два типа религиоведения: религиозное (внутреннее), которое изучает религию исходя из позиций религиозного сознания и ориентируясь на догматы конкретного вероисповедания, и светское (внешнее), нейтральное, ставящее целью максимальную объективность и не стремящееся выражать интересы верующих или неверующих. Не тождественна религиоведению теология (богословие) – систематизированное изложение, обоснование и защита учения о Боге, его признаках, комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм жизни верующих и духовенства, устанавливаемых той или иной религией.

Структурными элементами религиоведения являются:

Философия религии, дающая общее толкование сущности и природы религии, раскрывающая ее интеллектуальный базис (не тождественна религиозной философии, опирающейся на основные принципы вероучения конкретной религии).

Социология религии, изучающая механизмы функционирования религии в различных социальных средах и группах верующих, структуру и взаимодействие элементов религии, место, функции и ее роль в той или иной социальной системе, а также особенности влияния данной социальной системы на религию.

Психология религии, исследующая психологические особенности верующих, их внутренний мир, религиозные представления, чувства, переживания. Особое внимание уделяется вопросам адаптации верующего человека к современным условиям.

История религии, раскрывающая историю возникновения и эволюцию отдельных религий во всем разнообразии их особенностей, в хронологической последовательности, и охватывает весь комплекс общественных явлений, связанных с религией: идеологию и догматику, культ, церковные институты. Она собирает и хранит информацию обо всех религиях, которые существуют или когда-либо существовали.

Религиозная культурология сосредотачивает внимание на религиозном искусстве, имевшем религиозную идейную направленность и которое художественными средствами пропагандировало идею сверхъестественного и зависимость от него человеческой судьбы, утверждало религиозное сознание. В поле зрения религиозной культурологии пребывают храмовая архитектура, скульптура, живопись, музыка и прочие формы религиозного искусства.

География религии изучает роль естественных факторов в появлении и распространении религий, раскрывает автохтонность определенных религиозных образований географических регионов, выясняет (через историческую ретроспективу) появление в них новых религий и судьбу местных, освещает процесс распространения мировых религий, выявляет взаимосвязь этнического и конфессионального в религиозной мобильности, осуществляет картографирование религий.

Учение о вольнодумстве раскрывает содержание идеологических направлений, которые провозглашают право разума (в той или иной степени) на свободное критическое восприятие и анализ положений религии.

Феноменология религии обобщенно отображает попытки исследования феномена религии как необычного явления, создает системную характеристику явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

РЕЛИГИЯ (лат. religio – набожность, святыня, предмет культа; вариант – лат. religare – связывать, привязывать) – одна из форм общественного сознания, в которой действительность отражается в специфических, иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях. Подсчитано, что за все время существования человечества возникло около 5000 религий, и продолжают возникать новые (действующими в настоящее время являются около 200 значительных религиозных течений). Существует много определений понятия «религия», как, например: «Религия – это переживание священного» (т. е., религиозные чувства), «Религия – интеллектуальный феномен», «Религия – это стремления и действия человека по восстановлению связи с Богом», «Религия – общая теория этого мира… его всеобщее основание для утешения и оправдания» (т. е., религия как бы возмещает неустроенность земного бытия) и проч. Религия особым образом отражает реальные отношения в природе и обществе, наделяет их особыми качествами и свойствами. Религия – обязательная стадия становления духовной культуры. Религия – естественная и закономерная форма мифологического мировосприятия. Религия развивается прежде всего не по правилам логики, но законам психологии.

Основным признаком религии является вера в сверхъестественное: в Бога или богов, в потусторонний мир, в загробное воздаяние, в бессмертие души, в воскресение мертвых и пр. Следует отметить, что понятия веры и религиозности не тождественны. Всякая вера имеет свой предмет. Вера – это элемент человеческого сознания. Предметом религиозной веры является сверхъестественное, которое, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или явлений, и не применяет к ним обычные критерии эмпирической (опытной) достоверности. Бог, ангелы, загробный мир, бессмертная душа, чудеса – все то, что для нерелигиозного человека кажется продуктом воображения, для верующего является реалией, органической частью его картины мира, и не дополнительной деталью, а ее композиционной основой. В центре картины мира – идея Бога, ядро религиозности, которое организует, упорядочивает и окрашивает многие проявления психической жизни верующего. Религиозная вера, в отличие от веры-доверия, как ситуативного состояния, представляет собой устойчивое и практически постоянное состояние психики человека (которое, однако, может быть и неодинаковым по своей интенсивности: оно может усиливаться при выполнении каких-либо особо впечатляющих культовых действ, религиозных праздников). Состояние это трудновыразимо даже для самого верующего; его можно охарактеризовать как некую приподнятость, схожую с вдохновением. Вера в Бога – особое состояние сознания, неотделимое от собственного самосознания, интересов, ожиданий, надежд, включает размышления, воображение, волю и переживания личности. Поэтому идея Бога во многом определяет поведение верующего. Испытываемые им при этом чувства лучше всего передает термин «благоговение», включающий в себя и осознание соприкосновения с некоей тайной, и страх перед предметом поклонения, и надежду на его милосердие и помощь, и готовность следовать его указаниям и наставлениям. Помимо веры в Бога религия включает в себя совокупность религиозных действий, обрядов, религиозных культов.

В религиоведении существует понятие «минимума» религии, то есть, того, что составляет отличительную особенность религии, на каком основании те или иные взгляды, представления, действия, организации мы называем религиозными. Существует три подхода к решению этого вопроса, к определению специфического: 1) «минимум религии», связан со сферой религиозного сознания: в особенностях взглядов, представлений, чувств и переживаний верующих, а также обусловленное ими поведение; 2) с культовой деятельностью; 3) с религиозными организациями. Эти три элемента составляют основные компоненты религии.

Относительно религиозного сознания, принято выделять обыденное религиозное сознание, существующее в виде образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций, и теоретически оформленное, концептуальное (понятийное) религиозное сознание, которое существует в виде систематизированного и кодифицированного вероучения. В развитых формах религии эти два вида сознания взаимосвязаны и взаимодействуют.

Источником вероучений, как правило, являются религиозные тексты, воспринимаемые как священные писания. Священные Писания в понимании большинства людей являются: а) всеобъемлющими, то есть, содержащими в себе ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у верующих; б) боговдохновенными, то есть, написанными если не самим Богом, то, по крайней мере, под его диктовку; в) неизменными – сторонники веры не имеют права менять в Священном Писании ни единого знака, независимо от того, в какое время и для каких народов они предназначались; г) каноническими, то есть утвержденными в свое время предстоятелями данного религиозного направления. На обладание подобными писаниями претендуют иудеи (Тора), христиане (Библия), мусульмане (Коран); ни одна из этих книг все же не дает ответа абсолютно на все вопросы, в их боговдохновенности убеждены лишь приверженцы данных религий, а неизменность постулатов не мешает различному их толкованию и не препятствует возникновению споров между различными направлениями внутри конкретных конфессий.

Религиозный культ (лат. cultus – почитание, поклонение) – совокупность религиозных действий, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или определенных индивидов. Он базируется на вере в наличие между человеком и предметом его веры возможности установления определенных взаимоотношений. Наиболее ярко это обнаруживается в умилостивительных действиях. Религиозный куль включает в себя следующие составляющие:

2) объекты – сверхъестественные существа и реальные предметы, якобы наделенные сверхъестественными свойствами

3) субъекты – религиозная группа (особа, осуществляющая руководство действом и группа верующих) или индивид

4) элементы – поклоны, коленопреклонения, склонение головы, воздевание или скрещивание рук, совершение крестного знамения и проч.

5) средства – храм, религиозное искусство, различные предметы.

6) способы использования средств культовой деятельности (определяются содержанием религиозных верований)

7) результат – интенсификация религиозного сознания.

Культовая система – это совокупность определенных обрядов, являющаяся важнейшим элементом религии.

Обряды – это совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующий те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. Важнейшим признаком обряда является его символический характер. Среди обрядов особое место занимает молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры, элемент магии слова, важнейшая составляющая культа многих религий мира.

Религия – социальный институт, т.е. исторически сложившаяся, устойчивая форма совместной деятельности людей. Религия выполняет ряд функций. Функции – это способы действия религии в обществе:

Мировоззренческая ф-я: включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку). Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Компенсаторная ф-я: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей – как в плане перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе». Большое значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, духовное наслаждение, пусть даже при помощи иллюзии.

Коммуникативная ф-я: обеспечивает общение. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми.

Интегрирующая-дезинтегрирующая ф-я: в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интегрирующая ф-я выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же имеют место различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, то религия выполняет дезинтегрирующую ф-ю.

Культуротранслирующая ф-я: религия, являясь частью культуры, способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Легимитирующе-делегитимирующая ф-я: узаконение некоторых общественных порядков институтов (государственных, политических, правовых и пр.), отношений, норм, образцов как должных, или наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.

Регулятивная ф-я: с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в предсмертном существовании). С осуществлением регулятивной функции религии тесно связано понятие греха.

Понятие греха – одно из важнейших в большинстве религий. Суть его в том, что человек своевольно нарушает какие-то установленные Творцом мира законы. Если все в мире – и живое и неживое – естественно следует тем правилам, которые заложены в основание мироздания, то человек может делать это, а может и не делать. Он – свободен. Свобода эта не беспредельна. В чем-то, подобно всем живым существам, человек инстинктивно подчиняется естественному закону – он не в состоянии свободно отказаться от питья, дыхания, сна, хотя может волевым усилием и существенно ограничить свои потребности и желания. Но где-то, и в очень обширной области своих действий, человек свободен вполне. Он может делать другим людям гадости, а может помогать им, он в состоянии жертвовать собой ради ближнего, любимого им, а может и требовать жертвы себе от других людей. Каждый из нас много раз на дню делает, часто того не замечая, такие выборы между добром и злом, хорошим и плохим. Для религиозного ума добро – это не просто то, что люди согласились считать таковым. Добро – это объективное установление Божие человеку, это – воля Божия в отношении человека, это, если угодно, предписанный ему Творцом закон, следуя которому он обязательно достигнет счастья, поскольку Бог – благ. Напротив, зло – это отход от Бога в своеволие, презрение к закону, данному человеку Творцом. Поскольку Бог – единственный первоисточник жизни, то отход от Него есть смерть, превращение в ничто. Грех – это и есть такое самоуничтожение, хотя с точки зрения самого совершающего грех человека, он самоутверждается, реализуя поставленные им перед собой цели. Человек не может вполне понять своим умом, почему это – хорошо, а это – плохо, желание плохого к тому же часто застилает ему глаза. Отсюда – закон – это объективированная, но не объясненная воля Бога. Во многих религиях именно божественный закон является нитью, ведущей человека к своему Творцу, к блаженству и бессмертию.

Существует несколько основных теорий происхождения религии. Натуралистическая теория полагала, что сфера духовного, и прежде всего, религия, есть производной от материального мира, фантастическим отражением этого мира в сознании людей, страх перед явлениями природы (римский писатель Петроний утверждал: “Первых богов на земле создал страх”). Астрально-мифологическая (натурмифологическая, натуристическая) теория происхождения религия заключается в выведении ее из обоготворения небесных явлений, которых человек не понимал и старался объяснить себе путем олицетворения (в человеческом или животном виде). Анимистическая теория выводит религию из первобытного анимизма. Анимизм возник как следствие переживания тех особых состояний, которые первобытный человек или его окружение временами переживали: сон, обморок, галлюцинации, болезни, смерть, и которые объяснялись наличием души как маленького двойника в теле человека, способном покидать его временно или навсегда. Души превратились постепенно в духов, а затем в богов. Преанимистическая теория полагала, что вере в души предшествовали более примитивные, доанимистические (преанимистические) представления: либо вера в магическую силу самого человека, либо вера в безличную таинственную силу, либо представления о всеобщей одушевленности природы. Магическая теория, высказанная Д.Фрезером, объясняет духовное развитие человечества как процесс, проходящий три стадии: магии, веры, науки. Человек сначала пытается бороться за свое благополучие при помощи магических средств, убедившись в их неэффективности, обращается к вере, религии, вытекающей из магических образов, а убедившись в бессилии религии, “выдумывает” науку. Поэтому магия, религия и наука – элементы одного ряда, разные сферы мышления и сферы деятельности человека. Согласно психологической теории (именуемой также фрейдизмом), в основе религии лежат неврозы, невротические состояния. “Религия – это универсальный коллективный невроз”, – утверждал Фрейд. Подсознательные влечения индивида таят огромную разрушительную силу, опасную для общества: поэтому общество, стремясь обуздать эту силу, создает социальные нормы и такие формы удовлетворения “подсознательного”, которые не противоречили бы социальной реальности. Подавление инстинктов приводит к болезненному состоянию психики, к неврозам; в этом состоянии человек не способен адекватно воспринимать окружающий мир и погружается в мир иллюзий, а религия – одна из форм иллюзорного сознания. Социологическая теория предполагала, что религиозные верования возникают исключительно в обществе и принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой; общество как бы обожествляет само себя в неких образах. В рамках социальной теории можно выделить политико-государственную концепцию, в соответствии с которой религия есть выдумка законодателей, сознательного сговора для достижения интересов правящей верхушки или всеобщего общественного порядка и спокойствия, а также евгемеризм (от имени автора – древнегреческого философа Евгемера), который полагает, что источником религии являлось почитание и обожание древнейших царей. Прагматическая теория объясняет возникновение религии тем, что она попросту была необходима – для организации общества, для преодоления социального хаоса. Прамонотеистическая (клерикальная) теория выводила возникновение древних верований из остатков древнейшей веры в единого бога-творца, к образу которого впоследствии якобы примешались мифологические, магические и прочие элементы. Традиционалистская теория утверждает, что религию (веру) открыл людям непосредственно Бог. Эта теория не требует доказательств, не опирается ни на какие аргументы, поскольку базируется на беззаветной вере. Теистическая теория признает бытие Бога как существа, принципиально отличного от мира вещей и явлений, существа абсолютного, сверхчеловеческого и сверхъестественного, источником всего, в том числе, и веры. Созерцательный теизм предполагает, что религия, как взаимоотношение между Богом и людьми, является комплексом чувств, рожденных осознанием человеком конечности своего бытия и попытками преодолеть ее в духовном плане. Концепция врожденных идей (врожденного знания), основывается на том, что идея Бога присуща человеку изначально, что сознание содержит знание, которое существует, когда душа еще до рождения тела созерцает сущности за пределами физического мира, то есть, Бога; представление же о Боге как о совершеннейшем существе предполагает и признание его существования: человек думает о Боге, следовательно, Бог существует. А думает человек о Боге потому, что идея о нем является ведущей врожденной идеей, существует в сознании человека от рождения и проявляется как познание Бога (точнее, как стремление к познанию Бога). Православно-академическая теория возникновение религии объясняет возникновение религии действием двух источников: 1) объективного, существующего вне человека и проявляющегося во влиянии Бога на дух человеческий; 2) субъективного, который зависит от человека, от усвоения им этого влияния.

Вероятно, возникновение религии было связано с развитием человеческого интеллекта и появлением способности к абстрактному мышлению, с одной стороны, и невозможностью рационально, то есть с помощью рассудка объяснить на определенном этапе человеческого развития всю сложность и многообразие окружающего мира. Это привело к иррациональному объяснению природных и общественных явлений. Но, будучи иррациональным, религия имеет внешние, чисто материальные способы выражения: культовые сооружения, культовых служителей, культовые нормы и правила. Но религиозность не является непременным спутником всякой ограниченности наших сил и знаний, с другой стороны, неуверенность, страдания, ограниченность не всегда порождают религиозность. Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она может по объему совпадать с другими социальными группами. Постепенно в ней вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы, образуя профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов. Образуются организации служителей культа – жреческие корпорации. Это не просто профессиональные организации людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка. При ее непосредственном участии и инициативе происходит конституирование религиозных отношений:

Выработка систематизированного вероучения;

Разработка системы его защиты и оправдания;

Руководство и осуществление культовой деятельности.

Религия, как особая форма общественного сознания, эволюционировала вместе с обществом, развивалась, претерпевала различные изменения. Можно выделить следующие этапы в развитии этого явления:

Ранние формы религии.

Религии развитых обществ.

Мировые религии.

Типы религиозных организаций:

ЦЕРКОВЬ – тип религиозной организации со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющая функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. На уровне церкви четко разделяются управляющая и управляемая (масса верующих) подсистемы.

ДЕНОМИНАЦИЯ (дословно “смена имени”) – промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяет в себе черты секты и церкви. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой же ее объединяет принцип добровольности, постоянной и строгой контролируемости членства, претензии на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

СЕКТА – возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучений и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое кол-во последователей, добровольное, постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензии на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ КУЛЬТ – одна из разновидностей сект, отличающаяся процессом формирования. Он создается на основе приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основателем и руководителем такой религиозной организации объявляется либо самим Богом, либо представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (Сатаны, к примеру). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Пример Церковь Деноминация Секта Культ
Римский католицизм; Англиканская церковь Методизм; Конгрегационизм Свидетели Иеговы Отца небесного; Храм людей; Церковь Единства
Источники членства Все или большинство членов общества преданы церкви Набор путем обращения в веру детей членов общины; в некоторых случаях обращение в веру новых людей Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждений Братство преданных верующих; обращение в результате эмоционального кризиса
Отношение к государству Тесно связаны с государством и нерелигиозными организациями В нормальных отношениях с государством, но не входят в его структуру Выступают против других религий, а также государственных и светских органов власти Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти
Тип руководства Профессиональные священники, работающие полный рабочий день Профессиональные священники Непрофессиональные священники, имеющие слабую подготовку Харизматический лидер
Тип вероучения Формальная теология Терпимость к различным точкам зрения и спорам Упор на чистоту вероучения и возврат к изначальным принципам Новые принципы; откровение и проникновение в новую сущность
Вовлеченность членов Сведено до минимума или совсем не требуется для многих членов Незначительная вовлеченность, разрешается иметь другие обязательства Необходимо глубокой чувство преданности Необходима полная преданность
Тип религиозного действия Наличие ритуалов Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность Глубокая эмоциональность Глубокая эмоциональность

Одним из важнейших понятий в религиоведении – понятие “религиозность”. Оно характеризует качественную и количественную определенность субъективного усвоения религиозных ценностей и норм, их влияние на поведение, жизнедеятельность верующих и религиозного сообщества. Религиозность – это мировоззренческая ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, взаимоотношений; религиозность – это отношение к религии. Религиозность лежит в основе типологии общественных групп по их отношению к религии. Принято выделять людей религиозных и нерелигиозных. Среди религиозных выделяют следующие типы: 1) Убежденные верующие: в их сознании доминируют религиозные идеи; религия играет решающую роль. Они тщательно соблюдают обряды, праздники и посты, читают религиозную литературу, знают вероучение и культ, принимают активное участие в жизни религиозной общины; 2) Традиционные верующие: в их сознании религиозные идеи пребывают в равновесии с нерелигиозными. Религия играет важную, но не решающую роль. Они соблюдают только главные обряды и отмечают большие религиозные праздники, вероучение знают в самых общих чертах, информированы про культ; 3) Сомневающиеся верующие: в их сознании доминируют нерелигиозные идеи, религия почти не влияет на их поступки. Они не знакомы с вероучением, культом, практически не связаны с религиозной общиной. Среди нерелигиозных выделяют следующие типы: 1) Неверующие: они сознательно не приемлют для себя веры в Бога, не признают канонов, догматов, религиозных культов, но при этом не пытаются отстаивать своей мировоззренческой позиции в своем окружении; 2) Атеисты: они отрицают существование Бога, загробного мира, бессмертие души. Как правило, атеисты толерантны к убеждениям других, но отстаивают свою точку зрения на религию; 3) Индифферентные: они одинаково равнодушны как в вере в Бога, так и к неверию в него, просто не интересуются религией. Религиозность может существовать в них в скрытой, латентной форме и проснуться при определенных обстоятельствах.

В обществе в целом в зависимости от доминирования религиозных или нерелигиозных индивидов (а также степени их влиятельности), влияние религии может развиваться в двух противоположных направлениях: секуляризации и сакрализации.

Сакрализация (от лат. sacer – священный) – это наделение предметов, вещей, явлений, людей “священным” (в религиозном смысле) содержанием, подчинение политических и общественных институтов, социальной и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию. В основе сакрализации лежит признание священного в противовес мирскому, светскому, подчинение Богу, в результате чего мирское, повседневное приобретает божественный смысл. Сакрализация способна приобретать следующие формы:

Клерикализм (от лат. clericalis – церковный) – отрицание прогрессивных достижений культуры и демократии (по крайней мере, тех, что способны подорвать доминирующее положение церкви и религии), последовательное преследование проявлений свободомыслия.

Фанатизм религиозный (от лат. fanaticus – неистовый, исступленный) – слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в повседневной жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим.

Изуверство религиозное – крайнее выражение фанатизма, заключающееся в совершении во время отправления культа действий, причиняющих вред психическому и физическому здоровью человека: моления истязательного характера (самобичевание, распятие, оскопление и проч.), целенаправленное доведение до физического и морального истощения, осуществление бесчеловечных способов религиозного наказания (побивание камнями), истязания или убийство по религиозному признаку.

Секуляризация (от лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения различных сфер общественной и политической жизни, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии. Снижение влияния религии выражается в сужении круга выполняемых ею в обществе функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, выведении образования из-под опеки церкви, в развитии светского искусства, светской морали. Как правило, секуляризация есть следствие свободомыслия.

Свободомыслие религиозное – это направление общественной мысли, которое отвергает религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивает свободу разума в поисках истины. Общими чертами для многочисленных форм свободомыслия являются признание права человеческого разума вторгаться в сферу религии, критическое отношение к религии и противопоставление религии иным ценностным ориентирам. Различают следующие формы свободомыслия:

Светский гуманизм – отстаивание достоинства человеческой личности, ее право на свободное духовное развитие без диктата религии.

Богоборчество – осуждение богов за попущение злу и неустройство мира, за их равнодушие к людским страданиям, несправедливость и жестокость (“- Я не Бога не принимаю… я мира им созданного, мира-то Божьего не принимаю” (Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы”).

Религиозный нигилизм (часто совпадающий с моральным) – выражается в дерзком и циничном отвергании духовных (прежде всего, в религиозном смысле) ценностей (“Если Бога нет, стало быть, все позволено!”).

Религиозный индифферентизм – безучастие, безразличие, равнодушие к религии (может являться как следствием осознанных размышлений, так и просто леностью мысли).

Антиклерикализм – осуждение притязаний церкви на светскую власть, на диктат в сфере образования и культуры (может быть свойственен и верующим, но опасающимся церковного произвола личностям).

Религиозный скептицизм – выражение сомнений в отношении истинности религии или отдельных ее сторон. Возникает в результате сопоставления религиозных канонов и догм с жизненными реалиями, с фактами церковной истории, даже сравнение канонов и догм между собой, так как они нередко противоречат друг другу.

Пантеизм – сопоставление Бога со Вселенной, мысленное отождествление Бога и Природы. Различают материалистический (божество растворяется в мироздании (“природа есть не что иное, как Бог в вещах”) и идеалистический (божество растворяет мироздание в себе) пантеизм.

Деизм – признание Бога творцом мироздания и отрицание его участия в событиях природы, его невмешательство в закономерный ход событий. Сторонники деизма убеждены в наличии некоего разумного творца мироздания, сложного, но закономерного и познаваемого. Творец выступает не как нечто сверхъестественное, а как такая же естественная и закономерная первопричина.

Натурализм – отрицание всего сверхъестественного, опора исключительно на естественнонаучные знания: существует только природа, а человек и общество – неотделимая часть природы.

Атеизм – отрицание веры в сверхъестественные силы и существа, критика самих основ религиозного миропонимания. Воинствующий атеизм – не только отрицание, но и преследование веры, культа и их носителей.

В настоящее время свободомыслие не имеет такого важного значения, ибо большинство государств являются светскими и демократическими: в них церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести (может именоваться также свободой вероисповеданий, хотя это понятие несколько уже). Между государством и религией, между обществом и религией могут существовать различные взаимоотношения, которые можно разделить на три типа:

1) Веротерпимость – привилегированное положение в государстве одной из религий при признании права на исповедание иных религий.

2) Свобода вероисповеданий – свобода выбора религии и отправления религиозных культов.

3) Свобода совести – право исповедать любую религию или вовсе быть неверующим, в более широком смысле – свобода от любого духовного насилия. Насаждение официального свободомыслия уже нарушает свободу совести (и фактически перестает быть свободомыслием).

В исторической ретроспективе можно выделить несколько этапов взаимоотношения общества и религии:

1) Стихийная веротерпимость Древнего мира, которая объяснялась тем, что не возникало сомнений в реальности существовании ни своих, ни чужих богов.

2) Религиозная монополизация государственной и общественной жизни, которая была свойственна эпохе Средневековья, когда церковь контролировала или пыталась контролировать все аспекты жизни, или же сливалась с высшей государственной властью (Папская держава, халифаты исламского мира).

3) Эмансипация (освобождение) государства и общества от религиозной монополизации, начавшаяся в эпоху Возрождения.

4) Веротерпимость, свобода вероисповеданий и совести, свойственные, прежде всего, европейским государствам начиная с 18 века.

В настоящее время соблюдение принципа свободы совести неодинаково. В некоторых государствах при формально декларируемой свободе совести существуют привилегированные религии или религиозные направления: ислам в арабских странах, католицизм в латиноамериканских или западноевропейских, православие в Греции. Особый статус той или иной религии зафиксирован в конституциях 42-х государств, в других законодательство требует при занятии высших должностей принесения религиозной присяги или принадлежности к официальной церкви. В отдельных государствах (Саудовская Аравия, Пакистан) религиозное влияние распространяется на большинство сфер общественной жизни, функционирует мусульманское право, атеизм запрещен. В Израиле государственной религией является ортодоксальный иудаизм, а раввинат Израиля обладает широкими полномочиями в сфере политики, государственного управления, регуляции брачно-семейных отношений.

Религия - восстановление или воспроизводство сакральной связи человека с абсолютом.

Проблема сущности религии - История человечества знает множество разнообразных религий и систем верований. Все они исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути совершенствования человека. Главное в религии - не доктрина, а образ жизни и трансформация личности.

Многообразие определений религии.Определение религии как веры в сверхъестественное неточна. Узким является определение религии как веры в Бога или богов. Различные определения религии:Религия - это особое чувство зависимости человека от бесконечного (Ф. Шлейермахер);

Религия - символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер); Религия - вера в невидимые духовные существа (Э. Б. Тайлор); Религия - фантастическое отражение в форме неземных сил таких внешних обстоятельств, которые господствуют над человеком (Ф. Энгельс);

Религия - чувство священного (Дж. Хаксли); Но реальная сущность религии не сводится ни к одному из этих определений. Религия, - скорее, есть преодоление принудительного социального отчуждения, нежели продукт такого отчуждения. Религиозная духовность нацелена на сближение верующих, на притяжение единоверцев друг к другу и их священному объекту.

Иинтегральную формулировку религии обосновал В. С. Соловьев. Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом = иными словами, религия это связь человека и мира с абсолютом. Эта формулировка универсальна.

Сущность Р . – в сакрализации базовых соц. связей. Дюркгейм определил Р. как и идеологический механизм, кот. обеспечивает солидаризацию людей и целостность общ-ва. Дополняя опр-ие Дюркгейма, можно определить Р. как поиск и установление сакральных связей, обеспечивающих индивиду и (или) соц. группам потребную целостность. Это определение позволяет достаточно просто отличить Р. от всех остальных форм общ. духа, тоже по-своему консолидирующих людей: процедура сакрализации базовых ценностей приндипиально отличает Р. от фс, иск-ва, мифологии, нк, морали. Вместе с тем не следует сводить Р. к соц. сакральности, т.к. сущ-ет также и отношение «индивид – абсолют».

Религия как восстановление и воспроизводство связи. Связь. Слово религия (лат. religio) происходит от слова лига, то есть связь, союз = обусловленность, сопряжение, соединение, неотрывность, скрепление, нераздельность, зависимость, общность, слияние в целое и т. п. Но на практике под религией подразумевается не всякая связь, а связь духовная. В феномене связи различают три аспекта: материальный, энергетический и информационный. Религия - союз внутренний, существенный, закономерный, нематериальный, информационно-энергетический.Будучи по преимуществу незримой, духовной связью, религия в то же время сопровождается материальными воплощениями: знаками, знамениями, символами, предметами культа, социальными организациями. Поэтому религия – это связь вообще, хотя ее сердцевиной является духовная связь.

Религия обычно понимается как изменяющаяся духовная связь (с абсолютным Я, родовым человеком, Богом). В каждой конкретной религии - свое понимание этой связи:

а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем оборвалась, и ее восстанавливают;

б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а потом, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную;

в) эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей;

г) в определенную религию будет постепенно вовлекаться все больше людей, и она станет всеохватывающей.

Первые два аспекта религии - восстановление связи, то последние два - воспроизводство связи.

Подчас второй смысл упускают и понимают религию лишь как восстановление ранее утраченной духовной связи. Основной вопрос религии, поставленный в самой абстрактной форме, имеет три взаимосвязанных аспекта:1) существует ли абсолют?2) как его можно познать?3) как к нему практически относиться? В зав-ти от направления поиска абсолюта Р. можно условно подразделить на : эгоцентические – налаживание или восстановление дух. связи индивида со своим подлинным «я» как самодостаточным микрокосмом на основе принципа «Познай самого себя» (сверхчел-к Ницше, экзист-зм); социоцентрические – стремление родового чел-ка или какой-нибудь части общ-ва к всеединству своих сущностных сил и к воплощению искомой дух. целостности в избранном священном объекте (культы личности, гос-ва, партии, избранного народа, класса); космоцентрические – установление связи людей с Богом, богами, Е-им центром вселенной, средоточием всех космич. сил (хрис-во, ислам, буддизм). Р. во всех вариантах обычно понимается как изменяющаяся дух. связь с абсолютом: а) эта связь м.б. изначально непосредственной, но затем прервалась, и ее восстанавливают б) эту связь еще предстоить установить вначале опосредовано, а затем превратить в непосредственную в)эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного чел-ка, так и в череде поколений людей г)в опред. Р. будут постепенно вовлекаться все больше людей, и она станет всеохватывающей.

Характер конкретной религиозной связи существенно зависит от особенностей решения этого основного вопроса. Религия вносит вклад в противоречивый процесс объединения индивидов, малых и больших социальных групп = способствует восполнению вредных для единства общества последствий разделения труда и классового расслоения, хотя не всегда успешно справляется с этой задачей. Ни одна форма общественного сознания не может существовать в культуре без взаимодействия с другими формами и без опоры на них. Каждая из них - отдельная грань духовной и душевной жизни людей.

Религия также является одной из исторических форм мировоззрения. Можно объяснить слово “религия ” происходящим от латинского “благочестие ”, “святыня ”, “набожность ” и определить как такую форму мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний (небесный, сверхъестественный) и посюсторонний (земной, естественный). Это такое мировоззрение и соответствующее ему поведение и культ, которые основываются на вере в реальное существование одного или нескольких богов или какого-либо сверхъестественного начала. Основой религиозного мировоззрения, его главным признаком является вера в сверхъестественное и его главную роль в жизни людей и природы. Можно считать слово “религия ” происходящим от латинского словасвязь ” и определять религию как осознанную связь человека с Богом (богами), с некоторым сверхъестественным началом, т.е. с Высшей творческой, организующей силой мирового бытия, воплощением высшей духовности, высшего Добра (или Зла, смотря какая религия и о каком божестве идет речь), Справедливости (или наоборот), Истины (или Лжи).

Религия основывается на религиозной вере. Вера (любая, не только религиозная) есть особенное состояние души (или психическое состояние), при котором человек убежден в достоверности (истинности) чего-либо без обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту. Человек “просто” уверен в чем-либо. В случае религиозной веры ее предметом является сверхъестественное и его взаимосвязь с природой, обществом и человеком. Люди всегда хотели знать, во что они верят. Поэтому религиозная вера противостоит не знанию, а научному доказательству, научной теории.

Вопрос о происхождении религии является довольно сложным и зависит от того, с точки зрения какого подхода – богословско-теологического или научно-философского – рассматривается данный вопрос. Богословско-теологический подход, как правило, указывает на то, что мир и человек были созданы сверхъестественной силой или силами (например, Богом или богами), играющими основополагающую роль в дальнейшем их развитии. Наука предпочитает опираться на научные факты, которые черпает из археологии, антропологии и т.д. Фактов этих, увы, недостаточно, и поэтому можно говорить лишь о вероятностном объяснении. Считается, что около 35-40 тыс. лет назад у древнейших людей современного типа (человек разумный) уже существовали примитивные религиозные представления. Многие научные теории отталкиваются от гипотезы о том, что человек перенес на окружающий его мир особенности своей природы, что и послужило основой для появления религиозных идей. Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии:религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними слепыми, грозными, таинственными природными и общественными явлениями, которых люди боялись, от которых зависели, причин которых не понимали. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией (чуждым, высшим, роком), как стремление “договориться” со страшной и непонятной силой о поддержке, помощи, не причинении вреда. А сегодня? Почему веруют в Бога физики и химики, биологи и антропологи, лауреаты разных научных премий, ведь они-то уж, казалось бы, могли обойтись без сверхъестественного в объяснении различных явлений и процессов, как природных, так и социальных. Однако они веруют, заявляя, что их религиозные убеждения ничуть не противоречат их научным взглядам. И Нильс Бор, и Вернер Гейзенберг пришли к тому, что религия помогает гармонизировать жизнь в обществе, и одна из ее задач - напоминание о большом Порядке мира. Норберт Винер считал, что принципы порядка во Вселенной, вероятно, не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Макс Планк заявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы отождествлять мировой порядок науки с Богом религии. Божество оказывается по своей природе тем же, что и сила естественных законов. Источник религиозной веры можно усмотреть в непосредственном ощущении Бога (божеств) человеком, в переживании реальности Высшего начала, стремлении к этому переживанию, которое приносит истинно верующему душевное очищение, покой и надежду, укрепляет его дух и позволяет пережить минуты блаженства, благодарности, доверия, светлой радости или печали.



Более подробно основные теории происхождения религии следует изучить самостоятельно, опираясь на рекомендованную литературу.

Религиозное сознание выступает и в чувственной, и в мыслительной формах и имеет два уровня: обыденный, на котором доминируют эмоции, наглядно-образные формы, и концептуальный (теоретический), который включает специально разрабатываемую систему понятий, идей, принципов, аргументации, концепций. В состав системы входят учения о Боге (или богах), о мире, природе, обществе, человеке, разрабатываемые специалистами - теологами, религиозная интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия и др.

Внешняя форма проявления веры - культ (от лат. “уход ”, “почитание ”). Культ - это совокупность сакральных, т.е. священных, действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или естественные объекты. К культу относят ритуалы, молитвы, таинства, посты... К средствам культа относят материальные предметы, которые используются в культовой практике: храмы, реликвии, одеяния священнослужителей, храмовая утварь и т.п.

К древнейшим культам относятся:

1. культ Богини-Матери, правящей всеми природными процессами всеобщей прародительницы,

2. вредоносные культы (ведовство),

3. эротический культ,

4. погребальный культ, связанный с верой в существование души и ее загробную жизнь,

5. раннеплеменной культ (инициации) – возрастные посвятительные обряды, отражающие совершенно-летие, или посвящение во взрослые члены племени,

6. промысловый культ, ведущий свое начало от тотемизма,

7. культ предков,

8. культ вождей,

9. аграрный культ, призванный обеспечить плодородие земли,

10. культ растений,

11. культ животных,

12. культ гор,

13. шаманизм и другие культы.

К основным функциям религии можно отнести:

1) компенсаторную : представление идеального мира (или состояния совершенства, к которому верующий должен стремиться) в определенной степени избавляет человека от тягот жизни; этим компенсируется бессилие перед природными и социальными силами, ограниченность научных знаний, несовершенство человека и человеческой жизни вообще;

2) мировоззренческую : у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение, основанное на вере в реальное существование сверхъествественного начала;

3) регулятивную : религия есть средство социальной регуляции, упорядочения, сохранения нравов, традиций, так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения;

4) интегрирующую , т.е. объединяющая (или наоборот - разъединяющая);

5) политическую : активное влияние на политику (но не каждая религия выполняет эту функцию);

6) культуроформирующую : религия влияет на развитие духовной культуры;

7) терапевтическую : религия помогает сохранить или восстановить внутренний покой, психологическое равновесие, снять последствия стресса и т.п.

К наиболее ранним формам религии относят:

1. Фетишизм (от португальск. “амулет”, “талисман”, “волшебный”) – почитание различных реальных объектов, которые наделяются сверхъестественными свойствами, такими как способность защищать, лечить, помогать… Это могли быть камни, щепки, зубы, фигурки. Фетиши – это прототипы идолов и статуй богов.

2. Тотемизм (от слова “ототем”, что на языке одного из племен североамериканских индейцев означает “его род”) – это вера в существование сверхъестественного родства между группой людей (обычно родом) и определенным видом животных, растений (реже - предметом). Животное или растение – тотем обычно считалось предком рода (позже на этой основе возник культ животных, растений, мифы о превращении людей в животных или растений, культ предков). Многие ученые отмечают, что в тотемизме отразились особенности социальных отношений в первобытном обществе (т.е. кровнородственные связи), которые были перенесены на внешний мир. Обычно тотемом становилось то животное, от которого человек так или иначе зависел, чертам или особенностям которого хотел подражать. Постепенно появилось табу (запрет) на поедание тотема (по мере усиления культа предков). Однако иногда в ритуальных целях следовало съесть тотем – для укрепления связи с ним. После этого нужно было принести извинения тотему и наказать орудие убийства как виновника. Первоначально тотем не обожествлялся, лишь позже появились культы предков, животных, растений.

3. Анимизм (от лат. “душа”) – вера в существование духов, души, душ умерших предков. Первобытные люди рассматривали природу по аналогии с собой (т.е. одушевляли, наделяли волей, разумом...). От анимизма берет свое начало культ предков.

4. Аниматизм (от лат. “одушевленный”) – вера во всеобщую одушевленность природы, представление о безличной силе, действующей в природе.

Миф и религию бывает очень трудно отделить друг от друга. Нередко в мифах персонажами бывают боги, сверхъестественные силы. Миф, вообще, сам по себе, не религиозен. Он становится религиозным в силу своей связи с религиозными представлениями и обрядами, когда миф является их описанием, обоснованием, оправданием, объяснением, осмыслением.

Интересен также вопрос о связи философии и религии, чему в истории философии можно найти много подтверждений. Так, для французского философа 17в. Рене Декарта идея Бога была важнейшей и потому, что Он сотворил этот мир, и потому, что без Бога оказывался невозможным процесс познания. В философском учении немецкого мыслителя 18в. Иммануила Канта Бог выступает и Творцом хаотического облака частиц, из которого далее естественным образом возникает мир, и является высшим нравственным законодателем. А средневековая философия вообще принципиально теоцентрична: Бог - центральное, основное ее понятие, через которое и в связи с которым определяется все остальное. Можно привести и другие примеры, особенно из украинской и русской философии. Однако идея Бога в философских системах ученых нередко оказывалась философской абстракцией, отвлеченным символом некой совершенной, вечной, высшей реальности. Философская вера отличается от религиозной. Бог философа, как правило, это не Бог обыкновенного верующего человека. Религиозная вера, в отличие от философии, сомнений в своих основаниях не знает. А философ “по природе своей” критически ко всему относится, готов подвергнуть сомнению все, включая свои собственные взгляды.

В структурном плане религия представляет собой целостное единство:

религиозного сознания;

религиозной деятельности;

религиозных отношений;

религиозных институтов и организаций.

а) Религиозное сознание.

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, религиозная вера, языковое выражение с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Религиозная вера — это интегративная черта религиозного сознания. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. На этом уровне религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.

Религиозное сознание концептуального уровня — это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, концепций. В ее состав включаются:

учения о Боге, мире, природе, обществе, человеке, специально разрабатываемые на религиозной основе (теология, богословие, символы веры);

осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, общественных явлений, т.е. религиозно-политические, религиозно-экономические, религиозно-правовые и другие концепции;

религиозная философия. (5, стр. 49-50).

б) Религиозная деятельность

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая.

Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Некоторые разновидности внекультовой деятельности: производство средств культа, преподавание в религиозных учебных заведениях, а также преподавание богословия в нерелигиозных учебных заведениях, участие в миссиях, в работе соборов, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации. Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой.

Культ — важнейший вид религиозной деятельности, содержание которого определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догмами.

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, воплощенные в некоторые религиозные образы (например:предметы, животные, растения, Солнце, Луна, а также ритуальные действия — пляски, пения, богослужения, религиозные праздники).

Субъектом культа могут быть как религиозная группа верующих, так и одиночный верующий индивид.

К средствам культа относят непосредственно здания, где совершаются религиозные обряды (храмы, молитвенные дома), религиозное искусство (живопись, архитектура, музыка), культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения). Совокупность средств культа играет важнейшую роль для создания соответствующей атмосферы, необходимой при совершении культовых действий.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности, беспокойства, скорби, тоски к состоянию облегчения, умиротворения, спокойствия и гармонии, прилива сил. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, удовлетворяются эстетические потребности, т.к. убранство храмов, иконы, фрески обладают бесспорным художественным достоинством, облачения священников, музыка, пение выполнены в художественном стиле и могут доставлять эстетическое наслаждение. (5, стр. 50-51)

в) Религиозные отношения

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, реализующиеся посредством религиозной деятельности.

Также как и религиозная деятельность, религиозные отношения разделяются на культовые и внекультовые. Внекультовые возникают во внекультовой деятельности. Это непосредственные действительные отношения между индивидами, организациями (в духовном училище — “учитель-ученик”, в миссионерской деятельности — “миссионер — индивиды” и т.д.).

Аналогично, культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Например, обряд венчания вовлекает жениха и невесту во взаимные отношения, принятые в церкви; крещение устанавливает связь между “крестным сыном (дочерью)” и “крестными родителями”.

Религиозные отношения могут иметь разный характер — солидарности, терпимости, нейтралитета, а также конфликта и борьбы (религиозный фанатизм). Однако, даже при мирном сосуществовании, обычно имеется представление о превосходстве данного направления религии над всеми другими.

г) Религиозные организации

Религиозные организации создаются для упорядочивания религиозной деятельности и религиозных отношений. Они также складываются из культовые и внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью (церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты религиозной прессы и др.), культовые — в культовой деятельности (причт, клир, диаконат, епископат).

По мере развития общественного строя, разделения труда, стали возникать определенные религиозные сословия (жрецы), а вместе с ними и религиозные организации. Религия разделилась на вероисповедания, последователи определенного вероисповедания составили религиозную общность, а существование и функционирование общности обеспечивалось организацией.

Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. В христианстве, например, выделяется несколько видов религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и т.д. Но наибольшее распространение и реальную силу получила, конечно, церковь. Она представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а, скорее, традицией.

Понятие

Религия — это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

Отражение действительности;

Общественную подсистему;

Феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

Структура религии

В структуре религии выделяют:

1. религиозное сознание;

2. религиозную деятельность;

3. религиозные организации.

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

a. уровень идеологии

b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный. 2. Религиозная деятельность: a. внекультовая- осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.

К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т.

Структура религии

3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь — широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта — возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация — возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.

Функции религии

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же — играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня — от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия "социальная функция" и "социальная роль" религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой — безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

ВВЕДЕНИЕ.

Структура религии

1. Сущность, понятие и структура религии. 4

2. Религия и общество. 9

4. Роль православия в жизни российского общества. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

ВВЕДЕНИЕ

Стремление человека к познанию мира, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов мира вечно и не исчерпывающе. Религия появилась на определенном этапе общества, ее зарождение и формирование обусловлены развитием людского сознания.

Первый этап в развитии людского сознания связан с появлением обезьянолюдей и длился до эпохи неандертальского человека (формирование родовой общины). Это был период чувственно-конкретной, приобщенной непосредственно в трудовой процесс стадной сознательности. Она не выходила за рамки материальной практики, поскольку духовная сфера еще не была отделена. Вести речь о религии на этом этапе нет смысла.

В родовой общине сознание человека уже было общественной сознательностью общественного человека. Человек имел мировоззрение, на основе которого взаимодействовал с окружающим миром. Первичное общественное сознание было синтетичным, имело зачатки будущих форм общественного сознания, наивно-реалистические взгляды на мир, которые переплетались с нереалистическими, фантастическими. Все они отображались в мифах.

А миф на тот час был главным носителем информации, его легко запоминали и передавали от поколения к поколению. Миф исполнял роль мировоззрения: формировал ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности, давал общую оценку мира. Основой мифологического мировоззрения было олицетворение природы, которое заключалось в сравнении природы с человеком. При этом на природу “переносили” все человеческие качества, прежде всего, способность мыслить сознательно .

Мифологическое мировоззрение формировалось в процессе трудовой деятельности человека. В это время развивалось мышление, закладывались условия для формирования системного мировоззрения.

Давними предками человека были архантропы, (человек умелый), которые жили 2,5-3 млн. лет тому назад. К сожалению, их могилы не сохранились, поэтому отсутствуют и следы религиозного культа. Следующий предок человека – питекантроп – жил 1 млн. лет тому назад, в начале палеолита. Религии у них также не было.

Еще через несколько сотен тысяч лет эволюции человека появился неандерталец. Среди исследователей существует мнение, что никакой религии у неандертальцев не было. Религиозные воображения были присущи кроманьйонскому человеку. В этот период властвовал матриархат. Памятки кроманьйонской культуры дают возможность утверждать, что четкие религиозные представления человека появились приблизительно 30 – 50 тыс. лет тому назад.

Это не произошло моментально, процесс длился в течении 20 тыс. лет, охватывал последний период первобытно-общественного строя и начальный период классового общества.

Религия как явление духовной жизни общества возникла вследствие действия разных факторов в сложных условиях становления человечества. По своей природе она является социальным явлением, тесно связана с социальной жизнью и развитием общества.

1. Сущность, понятие и структура религии.

Слово “религия” (от лат. religio) образовано от латинского глагола religare – связывать, соединять. Религиозные люди употребляют его для обозначения своей веры в их двустороннюю связь с некоей высшей силой, якобы первичной по отношению к реальному миру, которая стоит над природою и обществом и не только не подвластна их законам, но способна эти законы создавать или отменять .

Эта воображаемая сила воспринимается верующими как нечто сверхъестественное (выходящее за рамки природно-социального, естественного) и дифференцируется ими на существа (духи, боги, ангелы), объекты (загробный мир, рай, ад), свойства (нетление останков святых, чудотворность икон и молитв), действия (сотворение и конец мира, всевозможные чудеса) и т.п.

Религиозные люди верят не только в реальность сверхъестественного и свою зависимость от него, но и в возможность воздействия на сверхъестественное с целью получения от него помощи или нейтрализации неблагоприятных последствий его влияния. Вера в сверхъестественное и в возможность контактов с ним – главный отличительный признак религии.

Такое же понимание религии как реальной связи человека со сверхъестественным характерно и для служителей культа, а также для религиозных теоретиков – богословов (теологов), философов – идеалистов, религиоведов. В большинстве современных религий сверхъестественное персонифицировано прежде всего в боге, существование которого объявляется абсолютным и принимается на веру. Поэтому религиозные люди называют себя верующими .

Чтобы разобраться в сущности религии, надо выявить основные причины возникновения и воспроизводства религиозности. Эти причины принято называть корнями религии. Различают, по меньшей мере три типа корней религии: социальные, гносеологические и психологические.

Социальные корни религии – это особенности общественного бытия, порождающие и питающие религиозность. Причина их возникновения – низкий уровень развития производительных сил и соответствующих ему производственных отношений, ставящий человека в зависимость от какой-то части (первоначально весьма значительной) природных и общественных явлений, оказывающих определяющее влияние на его жизнь и деятельность. Часто эта зависимость приобретала характер бессилия: в первобытном обществе – перед природными явлениями, а в классовом – перед социальными. По мере развития производительных сил совершенствовались средства практического воздействия людей на окружающий мир. Такое совершенствование характерно для всех последовавших за первобытнообщинным строем общественно – экономических формаций. Оно ослабляло зависимость человека от природных стихий, благодаря чему последние переставали восприниматься как проявление сверхъестественного. Тем самым подрывался один из древнейших социальных корней религии – бессилие по отношению к природе.

В рабовладельческом, феодальном обществе человек находился в постоянной зависимости. Раб полностью зависел от рабовладельца, а тот, в свою очередь, находился в рабском повиновении у фараона, царя, императора, господство которых тоже было непрочным и в любой момент могло быть подорвано поражением в войне, дворцовым переворотом.

Не имея возможности радикально изменить существующий порядок, люди воспринимали его как данный свыше, испытывающий влияние сверхъестественных сил.

Гносеологические корни религии – это особенности познавательной деятельности, порождающие и питающие религиозность. Они тождественны гносеологическим корням идеализма. Процесс познания сложен и многоступенчат. Его основу составляет способность человеческого сознания отражать внешний мир. Чем выше форма такого отражения, тем больше обобщений она допускает. Элементы общения есть уже в восприятии, значительно больше их в представлении, а в абстрактном мышлении они преобладают .

Обобщение заключает в себе возможность фантазии, отлета мысли от объекта, мысленного соединения реально несоединимого (например, фантастические образы русалки, сирены, кентавра). Оперируя уже готовыми понятиями, абстрактное мышление может принять их за самостоятельные объекты, существующие рядом с отраженными в нем реальными предметами и явлениями. Отсюда возможность возникновения таких ложных абстракций, как различные проявления сверхъестественного, например, в образе бога, духа, дьявола, ангела и т.п.

Процесс познания внутренне противоречив, так как результаты познавательной деятельности представляют собой единство противоположностей: относительного и абсолютного, частного и общего, случайного и необходимого, конечного и бесконечного, субъективного и объективного. Процесс познания не имеет конца, поскольку бесконечен познаваемый мир. Было, есть и впредь будет много неизученного, непонятного, невыясненного. Его-то религиозное сознание и включает в сферу сверхъестественного, делает объектом слепой и бездумной веры.

Таким образом, гносеологические корни религии – это неспособность человека правильно и до конца использовать свои познавательные возможности, неспособность абсолютизированная, выступающая как проявление интеллектуального бессилия.

Психологические корни религии – это особенности эмоционального состояния человека, порождающие и питающие религиозность.

Такой особенностью является преобладание в психологическом состоянии человека отрицательных эмоций (чувства страха, горя, скорби, отчаяния, печали), вызванное неблагоприятными обстоятельствами его жизни и воспринимаемое как следствие социального бессилия и интеллектуальной беспомощности. Оказавшись не в состоянии ни понять причины возникновения этих обстоятельств, ни устранить их, человек приходит в отчаяние, попадает в стрессовую ситуацию, из которой ему необходимо выйти во что бы то ни стало. Не находя по тем или иным причинам реальных средств и способов преодоления охватившего его отчаяния, он обращается к иллюзиям, уповает на помощь свыше, на содействие сверхъестественных сил .

Следует иметь в виду, что ни способность сознания к отрыву абстракции от действительности, ни трудности процесса познания, ни преобладание отрицательных эмоций не приводят к возникновению религии автоматически, сами по себе. Гносеологические и психологические факторы создают лишь возможность такого возникновения. А превращают религию из возможности в действительность факторы социальные – бессилие перед природой и обществом.

14. РЕЛИГИЯ

4. Верующие граждане в количестве 7 человек в октябре 2009 года провели собрание и учредили на нем религиозное объединение с целью совершения богослужений. Было решено зарегистрировать объединение в виде религиозной организации. Для регистрации учредители представили в регистрирующий орган заявление, устав, протокол учредительного собрания. В январе 2012 года учредители обратились за получением свидетельства о регистрации объединения, но им было отказано в выдаче свидетельства, так как
а) для создания религиозной организации нет достаточного количества членов;
б) для государственной регистрации представлены не все документы, предусмотренные законом;
в) объединение не может быть зарегистрировано в виде религиозной организации.
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее ____ граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

Перейти к вопросу