Таблица евгений онегин и автор отношение. Сравнение пушкина и онегина. Отношение к любви

Ответ от Ѐатмир F.C.D.M.[гуру]
создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком.. . Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской - будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина.. . И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар угас.. .
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм.
Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок”. По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Для Онегина любовь - это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению.
Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: “Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат”. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

Евгений Онегин Владимир Ленский
Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет.
Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма.
В его интеллектуальном багаже «вольнолюбивые мечты», «всегда восторженная речь». Он таков, каким Онегин был в свои 18 лет – романтик, пылкий, влюбчивый мечтатель, оторванный от отчего дома и имеющий смутное представление о российской действительности. Идеализм Ленского «импортирован» из Германии.
Знание света и светской жизни Утомлен и разочарован светом, разочарован в нем, отчетливо увидев всю его лживость, искусственность и пустоту. Светской жизни не знает совсем.
Характер героя Камень, лед – холодный, твердый, остывший к жизни. Волна, пламень – живой, подвижный, бурный, вспыльчивый.
Отношение к любви Ветреность и поверхностность в любви для него являются нормой. Впрочем, как и для всего света. Остыв от юношеских идеализированных чувств, «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь». Причем для него характерна легкость и безразличие к своим романам.
Ловелас Онегин «много раз влюблялся».
Идеализировал возлюбленную, вознося ее на пьедестал для поклонения и поэтических откровений.Он верит в то, что не одинок в своем мироощущении.Ольга Ларина – первая любовь Ленского.
Отношение к дружбе Не ищет новых друзей, избегает знакомств, предпочитая уединенье, проводит время в одиночестве и унынии. Верит свято в истинную дружбу.Убежден, что друзья пойдут даже на самопожертвование ради него.
Поэзия и литература вообще Принципиально не читает стихов, совершенно не разбирается в них, тем более не предпринимает попыток писать стихи.О нем известно, что «издавна чтенье разлюбил ». Читает урывками и в большинстве своем «практичную» литературу – экономические труды Адама Смита. В прошлом прочел несколько романов о современном ему герое. Поэт-романтик, воспевающий дружбу, любовь и идеалы. Поклонник Канта и поэт.
Разум и чувства Рационален, анализирует холодным умом, с презреньем смотрит на чужие чувства. Чувствителен, поддается порывам, вспыльчив и восторжен.
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
    • Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • 1 слайд

    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    1 глава
    День Онегина

    Урок литературы в 9 классе

    Цели урока:

    Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

    В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

    Вопросы сравнения

    Онегин

    1. Отношение к мнению света

    3. Отношение к искусству, к театру

    5. Отношение к природе

    Проследим за «маршрутом» Онегина (анимированная схема) *Далее учитель вместе с учащимися идёт по гиперссылкам

    «К Таlon помчался он…»
    (строфы 15-16) перечитываются строфы, даётся словесный комментарий

    Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху

    Брегет – часы

    Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

    Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина

    В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

    Что ели дворяне в ресторане в те годы?

    7 слайд

    Просмотр видеоэпизода

    Беседа по вопросам:

    Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

    Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?

    Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

    Кабинет Онегина

    Вспомните, как выглядит кабинет Онегина?

    Как его характеризует интерьер его жилища?

    На балу
    (строфы 27-28, 33-34)

    Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

    Завершение дня. Просмотр видеофрагмента

    Ответим на первый вопрос урока:

    Почему Пушкин описывает только один день героя?

    Ответ дан в тексте:

    « Проснётся за полдень, и снова

    До утра жизнь его готова,

    Однообразна и пестра,

    И завтра то же, что вчера.»

    При такой жизни счастлив ли Евгений?

    Почему?

    Проверим работу на уроке

    Вопросы сравнения

    Онегин

    1. Отношение к мнению света

    «Боясь ревнивых осуждений»

    «Не мысля гордый свет забавить»

    2. Отношение к женщинам и любви

    «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

    Продолжает восхищаться женской красотой

    3. Отношение к искусству, театру

    «Отворотился и зевнул…»

    «Волшебный край!»

    4. Отношение к труду, творчеству

    «Упорный труд ему был тошен»

    Пушкин – творец

    5. Отношение к природе

    «На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

    «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

    Причины хандры Онегина

    Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.

    Каковы его черты?

    Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.

    Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?

    Высший свет – общество насквозь фальшивое

    Каким образом он хотел избавиться от скуки?

    Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню

    Почему не спасло чтение книг?

    Он не увидел в книгах правды жизни

    Почему он не стал сочинителем?

    Упорный труд ему был тошен

    Избавился ли он от скуки в деревне?

    Почему?

    Он не способен видеть красоты природы

    1 глава – история болезни души Онегина.

    Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?

    Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга

    Из чего складывается этот день?

    Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь

    Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны

    Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть

    Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть

    Цели урока

    • Обучающая
    • - продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
    • Развивающая
    • - развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.
    • Воспитательная
    • - воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.

    Ход урока

    Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

    Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

    Пробуждение Онегина - "всё равно".

    Онегин в театре - "недоволен", "в: рассеянье взглянул", "зевнул", "надоел".

    Онегин в своём кабинете - "боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант", "он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил" (попутно замечаем, что "боязнь ревнивых осуждений" приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

    Онегин на балу - "полусонный в постелю с бала едет он".

    Вывод: герою "всё равно", как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он "три часа" занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):

    "...рано чувства в нем остыли ;
    Ему наскучил света шум:
    Измены утомить успели,
    Друзья и дружба надоели :"

    "...разлюбил он наконец
    И брань, и саблю, и свинец:"

    "...к жизни вовсе охладел .
    Ничто не трогало его,
    Не замечал он ничего".

    Как автор называет это состояние Онегина? Это "русская хандра", иначе "тоскующая лень" (VIII строфа), "душевная пустота" (XLIVстрофа). В чём же причина "тоскующей лени", в результате чего образовалась "пустота" в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: "забав и роскоши дитя", "блистательные победы", "вседневные наслаждения" (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя "однообразна и пуста", так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра - закономерный результат жизни, потраченной на "забавы" и "наслаждения".

    Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

    - "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать - но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его".

    - "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин, он оставил книги".

    - "Два дня ему казались новы
    Уединенные поля:
    На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;
    Потом уж наводили сон;
    Потом уже увидел он,
    Что и в деревне скука та же:".

    Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, "хандра ждала его на страже". Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы - автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):

    Автор Онегин
    Театр "Волшебный край!"

    "Мои богини!"

    "Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел".
    Бал "Я был от балов без ума"

    "Люблю я бешеную младость,
    И тесноту, и блеск, и радость"

    "Полусонный в постелю с бала едет он"
    Деревня "Цветы, любовь, деревня, праздность,
    Поля! Я предан вам душой"

    "Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины"

    "Роща, холм и поле
    Его не занимали боле"

    "В деревне скука та же"

    Любовь "Вздыхать о сумрачной России,
    Где я страдал, где я любил,
    Где сердце я похоронил"
    "Но я, любя, был глуп и нем"
    "Как рано мог он лицемерить"

    ":рано чувства в нем остыли"

    Творчество "И не попал он в цех задорный
    Людей, о коих не сужу,
    Затем, что к ним принадлежу"
    "Онегин: за перо взялся,
    Хотел писать - но труд упорный
    Ему был тошен; ничего
    Не вышло из пера его"

    Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

    "Прошла любовь, явилась муза:
    Пишу, и сердце не тоскует :" (LIX строфа)

    Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас "неподражательная странность" Онегина, "мечтам невольная преданность" и "резкий, охлаждённый ум" находят себе применение лишь в "язвительных спорах", в "шутках, с желчью пополам", и в "злости мрачных эпиграмм".

    Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому).

    Домашнее задание.

    Чацкий, Молчалин, Онегин - люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий - дворяне, они вполне могли встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского "туза", тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения.

    Литература: Долинина Н.Г. Прочитаем "Онегина" вместе. Печорин и наше время: Эссе - Л.: Дет. лит.,1985