Техника работы акварельными красками в один прием. Техники акварели. Пять основных приемов. Однослойная техника акварели

Цель сегодняшнего занятия: Изучить 5 техник акварели, узнать, как не загрязнить работу и создать фантазийную работу на формате А4.

Акварель – клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к профессиональным акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование.

ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка – многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.


Особенности многослойной техники акварели:
  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).
Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:
  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники : бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.


Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? - ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).

  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге » дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью : на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.

Упражнение №1.

Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.

Этапы выполнения задания:

  1. .В первом прямоугольнике делаем заливку одним цветом
  2. Во втором делаем тоновую растяжку любым цветом
  3. В третьем переход из цвета в цвет
  4. В четвертом используем технику “По-сырому”
  5. Подправляем все, доделываем,где ждали, чтобы высохло .

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»

1. В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Качество твоей работы будет зависеть от красок. Избегай наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.

2. СЛЕДИ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ

Помни, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать. И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми! Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.

3. НЕ СМЕШИВАЙ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ

Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.​

4. АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙ КРОЮЩИЕ КРАСКИ

К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки. Помни, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя. Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем! В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.

5. НЕ ПИШИ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ

Если ты рисуешь акварелью многослойно, накладывай один оттенок на другой, то иди от светлого к тёмному. Сначала пиши все светлые и удаленные участки, а затем постепенно иди к переднему плану и более тёмным оттенкам.

6. НЕ СМЕШИВАЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС

Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым. Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность. Запомни, чем больше красок ты смешиваешь, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у тебя шансов получить более звучный и прозрачный цвет.

Тем не менее работа с акварелью несет в себе определенные сложности. Не у каждого получается с ней совладать; если вы начинали свой художественный путь с темперы, масляных или акриловых красок, работа с акварелью может вызвать непредвиденную сложность.

Именно по этим причинам мы хотим помочь вам с успешным использованием акварели. В этой статье представлены несколько полезных советов по работе с ней.

1. Используйте качественную акварель

Качество используемых вами красок во многом влияет на конечную работу. Некоторые художники, прежде чем раскошелиться на более серьезный товар, покупают подешевле, чтобы узнать, подойдет ли им это. Такой трюк работает с определенными красками, но не с акварелью - стандарты качества тут четкие.

Использование низкокачественного материала всегда может испортить итоговый результат, вызывая порой раздражение и разочарование. Мудрым решением для любого художника будет немного потратиться ради того, чтобы первый опыт работы с акварелью был максимально чист и честен.

2. Используйте правильную бумагу

Огромное значение имеет то, какую поверхность вы выбрали для рисования акварелью. Правильная бумага должна быть в состоянии поглощать большие объемы воды и выдерживать множество слоев краски, а значит, как правило, весит больше обычной бумаги.

Чем плотнее бумага, тем больше подходит для акварели. Мы рекомендуем использовать бумагу с плотностью не менее 300 г/м2 - четкая информация об этом обычно напечатана с лицевой стороны пачки.


Листы бумаги, которые можно купить по отдельности, обычно тоже маркируются. К слову, несмотря на многочисленные споры о том, с какой стороны листа нужно рисовать, мы пришли к выводу, что это зависит лишь от личных предпочтений художника - при достаточном навыке можно добиться хорошего результата с любой из сторон.

Акварельная бумага производится тремя способами: холодной прессовкой, горячей и грубым методом. Как можно понять из названий, первая делается под холодным прессом, вторая - под горячим, ну а последняя производится без использования пресса вообще.

Процесс производства оставляет свой след в текстуре бумаги. Листы из-под горячего пресса достаточно гладкие, в то время как бумага из-под холодного пресса несет ощутимую шершавость. Грубая же бумага, что логично, имеет самую жесткую текстуру.

Если вы используете неправильную бумагу, она обязательно даст вам об этом знать, набухая и сгибаясь. Многие производители называют свою бумагу акварельной, однако это не гарантирует отсутствие набухания при рисовании. Всегда судите качество бумаги по ее плотности. Бумага на картинке снизу выдает себя за акварельную, но стоит нанести на нее акварель, как она сразу набухнет и станет непригодной для работы. Что совершенно не удивительно, ведь ее плотность всего 160 г/м2.


3. Распрямляйте бумагу

Чтобы акварельная бумага лучше поглощала воду, ее стоит распрямить. Это будет гарантировать достаточное натяжение поверхности. Листы покрупнее можно пропитать водой в ванне и прикрепить к плотной деревянной поверхности. Также для фиксирования бумаги можно использовать степлер или широкий скотч. Бумага уменьшится в процессе высыхания, как раз создавая вам необходимое натяжение.

Небольшие листы можно просто прикрепить к поверхности малярным скотчем, после чего немого смочить.


4. Рисуйте легко

Большинство художников делают карандашный набросок на листе и только потом приступают к работе краской. Однако не всем из них нравится видеть следы графита на завершенной работе, поэтому они стараются полностью закрасить штрихи карандаша.

Делайте набросок легким, чтобы у вас не возникло потом с ним проблем. Не надо рисовать карандашом тени, просто наметьте контуры объектов. Лучше всего для этого подойдут HB-карандаши - мягкие (как 2B, 4B) могут оказаться слишком темными, в то время как жесткие карандаши (2H, 4H) иногда оставляют неприятные царапины на бумаге.

Следы карандаша можно осторожно убрать ластиком-клячкой до того, как наносить краску. Помните - начав рисовать акварелью, вы уже никак не сможете убрать графит с листа.


5. Используйте подходящую кисть

Существует огромное количество разнообразных кистей на любой вкус и цвет. Как правило, для акварели используются кисти помягче. Мы можем порекомендовать вам мягкие, но достаточно упругие синтетические кисти, в частности Grumbacher Golden Edge.

Хоть вы и найдете действительно подходящую вам кисть лишь с опытом, синтетические хорошо подойдут для новичков. К тому же, они довольно дешевые, в сравнении с натуральными аналогами.

Жесткие кисти (например, щетина) используются в основном для текстурных работ. Не стоит выполнять ими основные формы.


6. Не сдерживайте краску

Вода будет разносить акварель по бумаге, создавая причудливые силуэты. Не препятствуйте этому, а заставьте работать на себя - размытые формы тоже могут использоваться для обозначения объектов.

Дайте краске волю в определенных местах. Это подарит вашей картине свою "изюминку".


7. Ограничивайте свою палитру

Как и в любом другом случае, при работе с акварелью надо учитывать теорию цвета. Рисуйте так, чтобы можно было использовать сочетающиеся цвета, или сократите спектр необходимых.

Когда ваша палитра проста, картина получается гармоничной и эстетически привлекательной.


8. Работайте со слоями

Более темные или интенсивные акварельные цвета могут быть достигнуты многократным нанесением краски. Дайте слою высохнуть, прежде чем добавлять новый поверх него. Нижние слои все равно будут видны, создавая очень сложный эффект.

Добавляйте темные цвета к концу работы. Светлых же не стоит накладывать много - белый цвет бумаги все равно в итоге на них повлияет.

Вы можете не только смешивать цвета на палитре, но и использовать оптическое смешивание. Например, нанесите полупрозрачный слой синего цвета на слой красного - получите фиолетовый.


9. Используйте маскировочную жидкость

Маскировочная жидкость - это жидкий материал (как правило, на основе латекса), наносимый кистью на места, куда краска ни в коем случае не должна попасть. Это помогает защитить белизну бумаги в определенных важных местах.

В засохшем виде маскировочную жидкость можно легко стереть ластиком или пальцем. Помните, это вещество легко может испортить вашу кисть, так что используйте ту, которую не жалко.


10. Старайтесь создать полный спектр яркости

Яркость обозначается темным или светлым оттенком цвета. Она дает наблюдателю сведения об освещении, форме и текстуре объектов, изображенных на картине.

Чтобы полностью передать яркость на акварельной картине, вам необходимо использовать все оттенки цвета. Убедитесь, что используете как светлые, так и темные.

Распространенная ошибка начинающих акварелистов заключается в том, что они рисуют слишком легко и светло. Не бойтесь темных оттенков, ведь они необходимы для точной передачи яркости и контраста.


11. Знайте, когда следует остановиться

Художнику бывает очень сложно определить тот самый момент, когда пора заканчивать. Порой вдохновение так затягивает его, что он не может и не хочет останавливаться. Но если усердствовать сверх меры, можно испортить результат.

При работе с акварелью нужно быть чрезвычайно осторожным в этом плане. Конечно, сложно ответить на вопрос, когда закончить работу, но мысли из разряда "что еще я могу добавить?" часто служат сигналом о ее готовности. Когда вы рисуете акварелью, не пытайтесь отметить на картине все до мельчайших деталей.


12. Практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь

Навык невозможно развить без практики. Любой может научиться рисованию при наличии достаточного стремления и времени. Говоря не только об акварели, но и любом другом художественном творчестве, только практика поможет вам приобрести уверенность в собственных силах, без которой ни один художник никогда не достигнет успеха.


Пару сотен лет назад не каждый мог подчинить себе такую капризную и коварную акварель. Но сейчас существует огромное количество методов, помогающих постигнуть это искусство, которое, однозначно, стоит таких трудов. При создании акварельной картины, свет отражается от белой бумаги и проходит сквозь краску, наделяя ее поистине волшебным свечением.

Описанные ниже приемы акварельной живописи помогут вам овладеть необходимыми навыками.

1. Купите набор кистей

Необходимо иметь несколько разных кистей.

Наличие большого выбора кисточек – важное условие работы с акварелью. Размер и форма применяемой кисти будут зависеть от величины и характера покрываемой площади. Зачастую я работаю с мелкими элементами, поэтому размер моих кистей варьируется от 000 до 6. Экспериментируйте с кисточками разной величины, чтобы подобрать самые удобные. Однако не помешает обзавестись и размерами поменьше. Они пригодятся для работы над незначительными деталями, которые могут появиться в процессе.

2. Применяйте качественные краски


Хорошие акварельные пигменты - это выгодное вложение.

Не жалейте денег на высококачественную акварель. Ее надолго хватит, она не пожелтеет и не испортится со временем. В художественных и интернет магазинах вы найдете краски различных брендов. Я предпочитаю продукцию Holbien и Winsor & Newton. Купите несколько пигментов разных производителей и выберите самые понравившиеся. Не набирайте сразу слишком много: из нескольких основных цветов вы сможете смешать все необходимые оттенки.

3. Пробуйте писать как чистыми, так и разбавленными красками


Экспериментируйте с пигментами, добавляя в них разное количество воды.

Работать можно и с водянистыми смесями, и с «сухой» акварелью. Самое название красок подразумевает использование воды. Можно получать цвета разной глубины и насыщенности в зависимости от соотношения воды и пигмента в размывке.

Накладывать акварель можно разными способами. Попробовав их, вы определите наиболее подходящие для вас. Лично мне нравится писать сухим-по-сырому. Эта техника позволяет лучше контролировать размывку на бумаге.

4. Начинайте с нанесения светлых тонов, постепенно переходя к более темным


Такая техника требует составления плана работы, но результат того стоит.

Следующим важным моментом, который следует иметь в виду, является то, что в первую очередь рисунок покрывается светлыми оттенками. Это значит, что любые белые или светлые участки картины остаются нетронутыми на протяжении всего процесса. Получать желаемую глубину тона мы будем путем наслаивания размывок. Работать придется по определенной системе, но полученный эффект вас удивит.

5. Запаситесь бумажными полотенцами


Бумажное полотенце - своего рода клячка для акварели.

Еще одним важным приспособлением, которое всегда должно быть под рукой при работе с акварелью, является бумажное полотенце. Его эффект сравним с ластиком-клячкой. Если нанести слой краски и снять часть ее бумажным полотенцем, то получится плавная тоновая градация. Этот нехитрый атрибут также поможет исправить ошибки и перенаправить поток акварели.

6. Набрызгивайте акварель


Указательным пальцем прочесывайте ворс кисточки на себя.

В качестве хитрого способа придания картине динамики можно применять набрызгивание акварели. Метод идеально подходит для изображения брызг воды или клубов пыли.

Зажмите кисть большим и средним пальцами. Указательным пробегитесь по волоскам кисти по направлению к себе. Результат зачастую непредсказуем, но всегда выглядит очень свежо. Настоятельно рекомендую попробовать.

7. Соединяйте цвета на бумаге


Верным способом смешать два оттенка на листе является метод градиентной размывки.

Для этого обильно разбавьте пигмент водой, наберите его на кисть и нанесите на бумагу. Пока слой не высох, добавьте к нему другую такую же водянистую краску. При этом вы можете направлять потеки в нужную область. Позвольте рисунку высохнуть, и вы увидите плавный цветовой переход по всей длине мазка.

8. Изображайте текстуру


Старайтесь обязательно рисовать предметы и материалы вместе с особенностями их поверхностей.

Вы обнаружите, что работа на более грубой и зернистой бумаге имеет свои преимущества. Самое очевидное из них объясняется отсутствием необходимости слишком сильно трудиться над передачей текстуры. Очень важно научиться передавать шероховатости поверхностей. Это потребует использования светлых и темных тонов, работы влажной и сухой кистью.

9. Цветовая растяжка


С помощью этого метода можно показать форму и край предмета, а также обозначить направление падения света.

Наложив мазок насыщенного цвета полусухой кистью, можете сделать из него растяжку чистой водой. Так вы придадите рисунку объемности и живописности. Размывка при этом должна содержать больше пигмента, чем воды. Пока краска еще сырая, сравнительно влажной кистью размажьте ее по бумаге. Таким образом можно покрыть значительную площадь рисунка в зависимости от того, насколько сухим был начальный мазок.

10. Наслаивайте цвета


Поскольку акварель полупрозрачная, придется накладывать ее в несколько слоев, постепенно добиваясь нужного тона. Здесь кроется еще одно достоинство акварельной краски, ведь наслаивание позволяет смешивать цвета прямо на бумаге.

Нанесите на рисунок размывку и дайте ей высохнуть. Теперь покройте ее смесью другого оттенка. При наложении одного цвета на другой вы получите абсолютно новый тон. Это отличный способ передачи цвета кожи.

11. Попробуйте лессировку


Лессировка - техника акварельной живописи, обеспечивающая мягкость оттенков наслоенных пигментов.

Этот прием также применяется в работе с масляными красками для получения постепенных тоновых и цветовых градаций. По существу, вы просто наносите размывку в несколько слоев легкими, произвольными мазками, моделируя нужную форму и оттенок. Другими словами, наложите несколько водянистых цветов на бумагу. Поскольку мои размывки содержат больше пигмента, я стараюсь сглаживать переходы с помощью воды. Постарайтесь не переборщить, иначе получится мутное пятно.

12. Снимайте краску


Промокнув часть акварели, вы можете исправить ошибку или сделать блик.

Временами вам понадобится «стереть» цвет. Вернуть бумаге первоначальную белизну, конечно же, не удастся. Однако вы сможете удалить размывку и поправить недоразумение, или показать освещенную область предмета. Если краска уже высохла, смочите область нужной формы чистой водой. Дайте ей растворить акварель не более минуты. Затем, просто промокните ее бумажным полотенцем. Осветленный участок будет иметь очертания смоченной поверхности.

13. Пользуйтесь солью для создания текстуры


Соль поможет без труда получить интересную текстуру.

В акварельной живописи главное: наслаивать краску и передавать свойства поверхностей. Выполнить последнее условие можно с помощью обычной соли. Поглощая воду, ее кристаллы образуют специфические узоры на размывке. Покройте акварелью лист, и, не давая ей высохнуть, посыпьте ее солью. Просушите рисунок и смахните соль. Эта техника правдоподобно отображает текстуру натуральных объектов, например, поверхностей скал или стволов деревьев.

14. Накладывайте краску губкой


Еще одним хозяйственным приспособлением, применяемым в акварельной живописи, является губка. Достаточно навести смесь краски в плоском блюдце или подносе, окунуть в нее губку, и прижать ее к бумаге. Размывка разной насыщенности создает разные эффекты. Менее водянистая смесь годится для изображения растений или чешуйчатой кожи. В то время как хорошо разбавленный пигмент помогает изобразить облака или водный пейзаж.

15. Освойте негативное рисование


Работа с акварелью подразумевает тщательное планирование своих действий. Перед тем, как браться за раскрашивание, определите самые светлые и белые участки композиции. Успех картины будет зависеть от вашего умения контролировать кисть при прописывании контуров негативного пространства. Наберите на кисть не слишком жидкую смесь акварели и наложите мазок вдоль границы области, которую необходимо оставить незакрашенной. Теперь сделайте цветовую растяжку этого мазка.

Больше полезных хитростей вы узнаете из нашего путеводителя по негативному рисованию в акварельной живописи, пройдя по ссылке.

16. Используйте скотч для получения четких краев


С помощью клейкой ленты вы можете сохранить белизну отдельных фрагментов. Эта техника пригодится при создании жестких контуров в сюжетах, связанных с машиностроением и архитектурой. Просто заклейте скотчем области, которые должны остаться белыми.

Применяйте скотч, который не повредит бумагу, например, строительный или художественный. Можете писать как вокруг скотча, так и по нему. После высыхания краски снимите его, и вы получите отчетливые линии.

17. Делайте наброски карандашом 2Н


Твердый карандаш не размажется от воды.

Этот эскиз я нарисовал карандашом 2Н, чтобы его линии не исказились от влажной акварели. Теперь я буду наслаивать размывку светлого оттенка кистью среднего размера. Я использую обильно разбавленные водой краски, так что они не сразу дадут нужный тон.

18. Самые темные тона приберегите для прорисовки мелких деталей


Применяйте глубокие оттенки пигментов на конечном этапе работы.

Боритесь с соблазном ввести самые темные краски, пока не приблизитесь к завершению картины. Из-за прозрачности акварели нужно следить за тем, чтобы не слишком затемнить светлые участки, и не браться за темные тона и отображение деталей раньше времени.

Акварелью можно нарисовать все, что угодно - от реалистичного портрета до придуманных инопланетных миров. Многим кажется акварель сложным художественным инструментом. Но все, что вам действительно нужно, чтобы научиться рисовать акварелью, - просто начать. Подобрали для вас 11 советов, благодаря которым вы станете на 11 шагов ближе к постижению искусства акварельного рисунка.

1. Не бойтесь испачкать руки!

Если вы никогда прежде не рисовали, пора браться за дело. Откройте альбом, создайте интересные текстуры и разводы акварелью, чтобы не замирать перед белым листом. Отталкивайтесь от них в поисках сюжета. Цветные страницы могут быть яркими и будоражащими или создавать спокойное, меланхолическое настроение. Цвет или текстура могут подсказать следующий шаг - а может быть, вам и без них уже не терпится рисовать.


Иллюстрация из книги «Мир акварели» .

2. Найдите свою бумага для акварели

Результат работы во многом зависит от качества акварельной бумаги. Зайдите в книжный магазин и выберите штук 5-10 разных листов акварельной бумаги «на пробу». Обязательно делайте пометки на каждом листе (сорт, вес бумаги и результаты работы с ней). Подходящий вес бумаги для начинающих - 300 г/м2, некоторые профессионалы предпочитают 600 г/м2. Есть и другие виды акварельной бумаги, например, бумага NOT и бумага с грубой фактурой, или бумага холодного прессования.


@miftvorchestvo

3. Используйте профессиональные краски

Даже начинающим художникам стоит приобрести профессиональные акварельные краски. В отличие от дешевых аналогов художественные краски красиво ложатся и растекаются на бумаге.

«Я предпочитаю тюбики, а не кюветы: во-первых, не нужно ждать, пока краска размякнет и станет пригодной для работы, во-вторых, с краской из тюбиков легче создать насыщенные темные смеси». Билли Шоуэлл

Верно, что художественные краски дороже, но и прослужат они дольше. Они лучше разводятся и поэтому не так быстро расходуются.

Совет. Испытывайте новые краски и другие художественные материалы настолько часто, насколько возможно. Экспериментируйте. Не превращайтесь в заложника одной привычки

4. Наблюдайте и рассматривайте, прежде чем браться за кисть

Прежде чем рисовать, изучите структуру объекта. Взгляните на него так, словно видите впервые, внимательно рассмотрите, сделайте заметки, наброски, освойтесь с текстурами и деталями, на которые вы никогда не обращали внимания. Например, понаблюдайте за спиральным расположением листьев или завитками вдоль прожилок стебля.


Вы получаете двойную пользу от рисования растений - сначала вы медитируете, рассматривая его, а потом получаете истинное удовольствие от рисования. Разве не чудесно? @miftvorchestvo

Попробуйте мысленно разобрать на составляющие то, что вы видите. Выделите основные фигуры. Посмотрите, как они накладываются друг на друга. Представьте пейзаж в виде сценических декораций. Обратите внимание на то, что находится ближе всего, что дальше.

5. Научитесь смешивать краски

Попробуйте смешивать цвета, чтобы понимать, каких оттенков можно добиться с вашим набором красок. Смешивайте сначала два цвета, потом добавляйте к ним третий. Экспериментируйте!

Вам понравится создавать такие красивые цвета и вариации оттенков и тонов, их количество почти неисчерпаемо.

Ориентируйтесь на себя. Вы можете делать или очень реалистичные рисунки или очень нетривиальные. Ваша задача - собрать краски, свойства которых вы будете знать, что позволит создавать нужные оттенки с гарантированно хорошим результатом.


Смешивая чистые пигменты, вы можете создавать холодные, теплые или сероватые варианты одного цвета. Иллюстрация из книги «Песня цвета»

6. Начните с экономной экспрессии

Если делаете карандашные наброски или скетчи, можно разнообразить рисунки акварелью, делая акценты. Не обязательно раскрашивать всю страницу; иногда несколько удачных мазков кисти создают наиболее сильный эффект.


Небрежные точечные мазки акварелью в скетчах - фирменный стиль Феликса Шайнбергера. Иллюстрация из книги «Акварельный скетчинг»

7. Используйте жидкий грунт под акварель

Жидкий грунт под акварель наносится на бумагу до начала работы и позволяет при необходимости легко удалить высохшую краску. Это особенно важно при работе с интенсивными или стойкими пигментами: можно не бояться «запачкать» бумагу в области бликов. Перед его применением потренируйтесь в эскизном альбоме, так как поверхность для рисования будет достаточно скользкая.

Чтобы удалить краску с тех участков, где она оказалась не нужна (нечаянно вышли за края или надо сделать блики) - просто смойте краску чистой смоченной кисточкой или спонжем.

8. Научитесь искусству лессировки

Лессировкой художники называют технику получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного. Техника лессировки - отличный способ передать тончайшую цветовую гамму. Краски накладываются очень деликатно, слой за слоем, а после высыхания прорабатываются детали последнего слоя.


Иллюстрация из книги «Песня цвета»

9. Техника «сухой кисти»

Этой техникой можно пользоваться, чтобы нарисовать шерсть животных или маленькие волоски на фруктах, например на киви.

Наберите краску на кисть, излишки снимите с помощью салфетки. Расправьте волоски кисточки. Нанесите краску на сухую поверхность, предварительно окрашенную в фоновый цвет. Работайте маленькими мазками в одном направлении, имитируя волоски на поверхности.


Киви в технике сухой кисти. Иллюстрация из книги

1. Ополаскивание кисти

Краска с кисти можно удалить, если слегка постучать ей по дну емкости с водой. Так вы вымоете большую часть краски. Чтобы смыть темную краску перед работой со светлой, кистью стучите сильнее. Затем кисть надо прополоскать в другой емкости с чистой водой.

2. Набрать полную кисть краски

То есть, набрать максимум краски на кисть. Проведите кистью по размоченной краске и поднимите. Если с кончика стекает остаток, вы набрали полную кисть. Избыток удалите, проведя одним кончиком по ободку емкости.

3. Набрать кисть краски

Отличие от предыдущего приема в том, что для того, чтобы убрать лишнюю краску, по ободку емкости надо провести несколько раз.

4. Промакивание кисти

Проведите кистью с набранной краской по свернутому бумажному полотенцу. Так же, бумажным полотенцем можно убрать избыток влаги или краски с рисунка.

5. Легкое промакивание кисти

Необходимо прикоснуться кончиком кисти к ткани или бумажному полотенцу. Легким промакиванием может и обозначаться степень нажима бумажным полотенцем на рисунок при удалении лишней краски или влаги.

6. Полное удаление влаги с кисти

К бумажному полотенцу прикоснитесь сначала одной стороной кисти, а потом другой. Так вы удалите всю влагу, не удалив, при этом, краски.

Казалось бы, простые приемы. Но, согласитесь, иногда именно таких вот элементарных знаний не хватает, чтобы воплотить свою фантазию на бумаге.

Как удалить лишнюю краску с бумаги

А вот с бумаги лишнюю краску удалить гораздо сложнее. Особенно, если учесть, что в акварели нет белой краски, которой можно перекрыть погрешности. Тем не менее, существует несколько способов удаления лишней краски с бумаги.

Удаление краски при помощи кисти

Вам потребуется чистая сырая кисть и чистая влажная ткань. Сырой кистью слегка смочите ту область на бумаге, откуда вы хотите снять слой краски. Вытрите кисть о ткань, промокните бумагу кистью еще раз. При необходимости, кисть снова смочить и повторить процедуру (так вы снимете больше краски).

Если же вы хотите «прочертить» на краске тонкие, более светлые линии, воспользуйтесь кончиком мокрой кисти кисти. Придайте ему желаемую заостренную форму. Короткими мазками проведите линию, а кисть протрите влажной тканью.

Соскабливание краски

Эта техника подойдет для удаления краски, которая уже высохла. Вам необходима жесткая кисть и сухая ткань. Засохшую краску можно удалять кончиком кисти. Для этого слегка увлажните кисть и постучите ей по бортику банки с водой. Непрерывными мазками кончиком кисти вычистите необходимую область на рисунке. Кисть ополосните. При необходимости, процедуру можно удалить.

Для более равномерного соскабливания краски можно пользоваться плоской стороной кисти. Метод тот же. Можно удалять краску непрерывными нисходящими мазками, а можно и перекрывающими мазками из стороны в сторону. Но двигать кисть надо в одном направлении, иначе краска будет снова попадать на уже отчищенные области.

Промакивание краски тканью

Это очень простой способ осветлить область, которая только что была закрашена. К тому же, ткань может придать рисунку текстуру. А степень, как сильно отмоется краска, зависит от того, как сильно увлажнена бумага и как сильно вы прижимаете ткань. При влажной бумаге и сильном нажатии тканью краску можно высветлить довольно сильно. Чтобы изменить жесткость ткани, можно ее смять. Такой же совет можно дать и в том случае, если вы собираетесь при помощи ткани придать рисунку текстуру.

Техники работы с акварелью

Техника сухой кисти

Это очень креативный способ создания интересной структуры рисунка. Суть этой техники заключается в том. Что на бумагу наносится больше пигмента, нежели воды. Особенно красиво эта техника смотрится на фактурной акварельной бумаге с крупнозернистой текстурой.

Наберите краску на кисть, а затем промокните кисть полотенцем. Проведите кистью по бумаге, не надавливая сильно. Используйте только боковую сторону щетины. Чтобы усилить контрастность, просушите рисунок, а затем повторите процедуру снова. Для этой техники лучше всего подходит круглая кисть с маленьким кончиком. Чтобы можно было провести линию, лишь слегка коснувшись бумаги. «Лохматые» кисти не подойдут: рисунок будет слишком неряшливым.

Техника «по-сырому»

Эта техника универсальная и популярна. Краска наносится на увлажненную поверхность, что позволяет создать оригинальный эффект мягкого размытого фона. Нанесите воду на ту область, которую планируете закрашивать. Как только вода слегка впитается и перестанет блестеть, начните добавлять краску. Поверх краски можно еще раз добавить воды для усиления эффекта.

В этой технике лучше использовать один цвет или же цвета одной цветовой гаммы. Не забывайте, что эффект смешивания в акварели создается не одновременным нанесением красок, а наложением цветов. Так что, прежде чем вводить новый цвет, подождите. Пока предыдущий слой подсохнет. А вообще, протестируйте краску на отдельном листочке бумаги, чтобы избежать ошибок и неожиданностей.

Соляная техника

Эта техника позволяет создавать красивые текстуры рисунка. От размера соляных кристаллов зависит, насколько крупным и масштабным будет узор. Для начала, закрасьте ту часть на рисунке, где вы хотите создать текстуру. Подождите, пока бумага не перестанет сильно блестеть от воды. Насыпьте щепотку соли на закрашенную поверхность. Бумагу надо просушить, а соль аккуратно смести бумажным полотенцем. Поэкспериментируйте на отдельном листе бумаги (такой же бумаги, на которой планируете рисовать), чтобы определить степень просыхания бумаги и размер соляных кристаллов, необходимые для получения оптимального эффекта.

Использование губки

Губка поможет вам создать интересные текстуры, а так же придать воздушность и легкость нарисованной листве и деревьям. Вам потребуется морская губка. Погрузите ее в воду и отожмите, повторите несколько раз, пока губка полностью не пропитается влагой. Оберните губку бумажным полотенцем и слегка покатайте в руках, пока она не станет просто влажной.

Теперь губку можно опускать в краску. Прикасаться губкой к бумаге нужно слегка, чтобы не испортить текстуру. Когда нанесете краску, промокните губку влажным бумажным полотенцем.
Желательно повторить процедуру несколько раз, чтобы полностью удалить краску с губки. Теперь губку можно опускать в следующую краску и продолжать работу. Ну и не забывайте, что, обычно, начинают со светлых тонов, постепенно переходя к темным.

Морская губка лучше всего подходит для этой техники. Но если морскую губку достать не удалось, после некоторой подготовки сгодится и обыкновенная бытовая губка. Новую сухую губку надо разрезать на квадраты 2*2 сантиметра. Промойте кусочки несколько раз. Чтобы вымыть из них все возможные промышленные загрязнения. Квадратики сожмите и закатайте в бумажное полотенце. Один из углов квадратика закруглите, отщипнув кусочек губки. Теперь опробуйте губку, окунув ее в краску и приложив к бумаге. Если отпечаток вам не понравится, отщипывайте еще кусочки губки, пока результат вас не устроит.

Градуированная размывка

Эта техника часто используется в акварели для изображения неба. Оттенок переходит от яркого и насыщенного вверху до самого светлого у линии горизонта. Нанесите краску от одного края бумаги до другого, наберите на кисть воды и быстро смешайте ее с краской на бумаге. Краску так же надо размывать от одного края до другого. Снова наберите воду на кисть и делайте следующий уровень размывки. Таким образом надо закрасить всю необходимую область. Лишнюю воду с кисти и с бумаги промокните.

Но можно не только делать плавный переход от насыщенного оттенка к более светлому, но еще и делать переходы между цветами. Например, в изображении того же неба, которое, как известно, не всегда бывает равномерно-синего цвета. Возьмите два оттенка краски, один светлее, а другой темнее. Сначала нанесите каплю чистой воды, потом наберите на кисть краску светлого оттенка и начинайте закрашивать поверхность, пока не достигнете края. Промойте кисть. Снова наберите светлый оттенок и начинайте закрашивать в другую сторону. Процедуру надо повторять до тех пор, пока светлым оттенком не будет закрашен необходимый участок. Теперь переходим к темному цвету. Делайте все точно так же. Промокните лишнюю краску, поставьте рисунок под углом и продолжайте промокать лишнюю краску. Таким образом оттенки сами смешаются.

Техника брызг

Техника брызг поможет вам создать на рисунке эффект глубины и текстуры. Для этой техники можно использовать или жесткую акварельную кисть, или зубную щетку. Эффект будет примерно одинаковый. Разведите на палитре краску средне-темного оттенка, прикоснитесь к ней всей щетиной зубной щетки. Переверните щетку щетиной вверх и держите над той областью рисунка, которую планируете обработать. Медленно проведите большим пальцем вдоль щетины, чтобы полетели брызги. Процедуру можно повторить несколько раз, прежде чем краска закончится. Направлять брызги можно, поворачивая зубную щетку.

Почему стоит использовать темные или средние оттенки краски для этой техники? Просто, светлые оттенки, да еще и разведенные водой, не дадут необходимого эффекта. Если же вы будете брызгать на влажную поверхность, получится эффект легкого размытия. А чтобы брызги не попали на ту часть рисунка, где быть не должны, закройте ее бумажными полотенцами или же специальной липкой лентой.

Немного об акварельных терминах

1. Сайзинг. Это специальное вещество, которое при производстве наносится на акварельную бумагу с одной или с обеих сторон. Оно позволяет замедлить впитывание краски и воды, а так же предотвращает любое нежелательное их распространение. Благодаря сайзингу вы можете получить яркие насыщенные цвета и закрашенные области с ровными краями.

Обработана ли бумага сайзингом, невооруженным глазом заметить трудно. Так же нельзя на глаз определить, достаточно ли вещества и равномерно ли оно нанесено на поверхность. Из-за огрехов в нанесении на рисунке могут появиться либо белые пятна (если сайзинга много), либо шероховатость (если сайзинга нет и бумага размылась водой). Но сайзинг можно попытаться перераспределить самостоятельно, если смочить поверхность бумаги и пройтись по ней большой синтетической кистью с большим количеством холодной воды.

2. Акварельная капля. Это объем краски или воды, растянутый по определенной области на листе бумаги. Лист должен иметь некоторый угол наклона относительно горизонтальной поверхности.

3. Контролируемая размывка. Аккуратное и ровное нанесение акварели способом размывки или же градуирования. Работа так же ведется на слегка наклонной поверхности для лучшего перетекания цветов.

4. Неконтролируемая размывка. Краска или вода наносится плоской кистью на бумагу. Мазки при этом могут быть разнонаправленными, а поверхность бумаги - сухая или влажная.

5. Переход. Это плавный переход от одного цвета к другому при помощи воды.

6. Мокрый блеск. Это блеск еще не высохшей поверхности бумаги, когда краска или вода еще не впиталась и продолжают блестеть. В некоторых техниках важно поддерживать мокрый блеск для достижения необходимого эффекта. Интенсивность блеска говорит о степени влажности акварели.

Проблемы художника: ошибки в размывке

Иногда что-то идет не так, и при размывке на поверхности образуются ненужные полосы и цветовые пятна. Особенно часто такие проблемы возникают у тех, кто только что начал осваивать технику. К счастью, хоть и проблематично, но, все-таки, проблемы размывки можно удалить.

Проблемы

1. Не было акварельной капли, и верх заливки высох слишком быстро.

2. На кисть давили слишком сильно, поэтому краска легла неравномерно.

3. За один прием была закрашена вся поверхность. и краска на размывке высохла слишком быстро.

4. Излишки краски после размывки не удалили, поэтому на поверхности остались дефекты, похожие на маленькие пузырьки.

5. Слишком маленькая акварельная капля, которая быстро подсохла. При добавлении краски получается слишком насыщенный цвет и эффект пузырьков.

6. Акварельной капли при растяжке не хватило, а при добавлении новой капли заметен переход.

7. Кисть после ополаскивания не слишком тщательно промокнули от влаги перед удалением остатков краски. Следовательно, слой краски был размыт.

Как избежать и устранить

1. Обязательно создавайте акварельную каплю перед закрашиванием области.

2. Не надавливайте на кисть при закрашивании слишком сильно. Делайте аккуратные легкие мазки.

3. Сократите расстояние между мазками, не делайте слишком длинные растяжки. Чаще набирайте краску на кисть.

4. Всегда удаляйте лишнюю краску после окончания размывки.

5. Удостоверьтесь, что объем акварельной капли достаточен, и влаги для размывки хватит.

6. Набирайте краску по мере необходимости, чтобы поддерживать акварельную каплю.

7. Не обязательно промывать кисть в конце размывки перед удалением остатков краски. Достаточно кисть просто промокнуть.

Это далеко не все, что нужно знать, чтобы постигнуть все тонкости рисунка акварелью. Но уже эти советы помогут вам узнать некоторые приемы и избежать возможных ошибок. Удачных экспериментов!