Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное. Протопоп Аввакум. Биография. История жизни и смерти

  • Итоги наблюдения над художественным текстом

  • учащихся 8 класса

  • [email protected]

Анализ композиции и сюжета

  • В чем своеобразие композиции текста?

  • Что составляет основу сюжета?

  • В какой последовательности изображены события?

  • Какова форма повествования?

  • Кто главный герой? Что можно сказать о других персонажах произведения?


Особенности изображения героя

  • Как соотносятся в тексте автор и герой?

  • В чем двойственность изображения героя?

  • В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

  • Как раскрывается характер персонажа?

  • Каковы основные приемы создания образа?

  • Каково ваше мнение о личности Аввакума?


Особенности стиля и языка

  • В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

  • Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

  • Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

  • В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в житии?

  • Какие художественные приемы (тропы) использует автор?

  • Как героя характеризует его речь?


Канонические черты жития

  • Канонические черты жития

  • Житие – это биография святого.

  • Житие составлялось после смерти святого.

  • Повествование ведется от третьего лица , отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.


  • Композиция жития строится по строгой схеме.

  • Способ изображения героя – идеализация.

  • Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

  • Пространство и время изображаются условно.


, частности , случайности.

  • В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера , частности , случайности.

  • Тон повествования торжественный, серьёзный.

  • Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов.


Текст рассчитан на грамотного человека , подготовленного.

  • Текст рассчитан на грамотного человека , подготовленного.

  • Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.


Выводы

    Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение , в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси середины XVII века, героическое и обыденное, трагическое и комическое. Все это выходит за рамки не только жития , но и других известных жанров того времени, заставляя читателя задуматься над вопросом:


Почему, несмотря на чуждые нам идейные побуждения автора, этот памятник вышел далеко за пределы той среды , для которой он предназначался, и почему он продолжает интересовать и волновать читателей нашего времени?


Подумайте

    «В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала , элементы многих жанров древней русской письменности – и учительной литературы, и проповеди, и житий, и поучений , и бытовой повести, а также устного народного сказа. Вряд ли можно поэтому определить жанр Жития каким-либо известным нам термином. Но в то же время из всего нами сказанного можно сделать вывод о проявлении в Житии определенной тенденции в истории русской литературы, о приближении Жития к определенному жанру , окончательно оформившемуся уже несколько позднее. Мы имеем в виду тенденцию становления синтетического жанра романа ».

  • В.Е. Гусев


Использованные материалы

  • Древнерусская литература. Книга для чтения 5-9 классы / Составитель Е. Рогачевская. – М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1993.

  • Данные об авторе

    Горбунова Нина Ивановна

    Место работы, должность:

    МОУ "Гимназия №56", учитель русского языка и литературы

    Московская область

    Характеристики урока (занятия)

    Уровень образования:

    Основное общее образование

    Целевая аудитория:

    Учащийся (студент)

    Класс(ы):

    Предмет(ы):

    Литература

    Цель урока:

    Тип урока:

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории):

    Краткое описание:

    Урок-исследование

    Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 56» Московской области Люберецкого района п. Красково

    Горбунова Нина Ивановна

    «Стойкость убеждений, величие духа. Сила и красота языка».

    Урок по «Житию Аввакума, им самим написанным».

    (8 класс)

    Знания на уроке: основные автобиографические сведения об авторе, канон жития

    Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

    Ход урока:

    I. Анализ заголовка « Жития…»

    1. О ком пойдет речь?

    2. Индивидуальное сообщение ученика - рассказ об исторических событиях 17 века

    3. Что поразило вас в названии? Почему житие написано самим Аввакумом?

    (Аввакум пишет житие почти в пятьдесят лет. Он уже изведал изгнанничество, пытки, потерю близких. Значит этот текст - проповедь определенных взглядов, а с точки зрения художественной - разрушение средневекового канона жития.)

    II. Чтение текста «Жития…». Помощь учителя здесь необходима, так как язык произведения не совсем доступен читателям.

    III. Групповая работа: провести наблюдения над художественными особенностями текста, подготовить материал для обсуждения.

    Каждая группа выбирает определенный аспект анализа текста. В сильном классе группа может самостоятельно сформулировать вопросы для наблюдения за текстом.

    Первая группа анализирует композицию и развитие сюжета:

    1. В чем своеобразие Композиции текста?

    2. Что составляет основу сюжета?

    3. В какой последовательности изображены события?

    4. Какова форма повествования?

    5. Кто главный герой? Что можно сказать о героя произведения?

    Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

    1. Как соотносятся в тексте автор и герой?

    2. В чем двойственность изображения героя?

    3. В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

    4. Как раскрывается характер персонажа?

    5. Каковы основные приемы создания образа?

    6. Каково ваше мнение о личности Аввакума?

    Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

    1. В чем своеобразие языка произведения? К какому стилю речи свойственно просторечие?

    2. Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

    3. Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

    4. В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она проявляется в житие?

    5. Какие художественные приемы (тропы) использует автор?

    6. Как речь героя характеризует его?

    IV. Обсуждение итогов. Традиции и новаторство в «Житии Аввакума…»

    Канонические черты жития

    Художественные открытия Аввакума

    1. Житие - это биография святого.

    1. Аввакум не причислен к лику святых.

    2. Житие составлялось после смерти святого.

    2. Написано при жизни.

    3. Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.

    3. Житие напоминает исповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность и силу.

    4. Композиция жития строится по строгой схеме.

    4. В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

    5. Способ изображения героя - идеализация.

    5. Герой не идеализированная личность, он «святой грешник».

    6. Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

    6. Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи.

    7. Пространство и время изображаются условно.

    7. Конкретны и реальны

    8. В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

    8. Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

    9. Тон повествования торжественный, серьезный.

    9. Появляются комические нотки.

    10. Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов.

    10. Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим примером: автор как будто не пишет, а свободно говорит.

    11. Текст рассчитан на грамотного, подготовленного человека.

    12. Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.

    12. Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

    Выводы: Аввакум выступает новатором, разрушает средневековой канон. Перед ним автобиография героя, в котором все подчинено защите «старой» веры как национальной форме сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

    V. Личность Аввакума: оценки, мнения.

    1. Каким вам представляется герой в финале жития, где он описывает курочку?

    (Почему в таком маленьком эпизоде дважды звучит повтор - «по два яичка на день давала?

    Герой - человек мягкий, добрый, его глубоко трогает случившееся, он вовсе не кажется «железным», несгибаемым борцом за веру. Интонация этого эпизода, повторы напоминают живую взволнованную речь.)

    2. Индивидуальное сообщение ученика: рассказ по картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».

    Боярыня Морозова - духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и приверженности «старой» вере потрясают зрителя.

    3. Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа?

    Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христового стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от грубой ругани до нежной признательности. Отстоять правду - главное для Аввакума.

    4. Как раскрывается характер Аввакума в других посланиях? Каково ваше мнение о его личности? Можно ли назвать его «фанатиком веры»? Как вы относитесь к фанатизму?

    Поражает бесстрашие, самоотверженность, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела национальный характер. Идея свободы совести современна и актуальна.

    VI. Домашнее задание: выполнить задания №1, 2 после статьи «Русские писатели о сочинении протопопа Аввакума».

    Необходимость рассмотрения образа, в котором представляет Аввакум в своем учении, объясняется прежде всего тем, что, поняв, как представляет себя идеолог учения, возможно будет и раскрыть, наконец, направленность учения, а значит и разрешить проблему, поставленную в докладе.

    В своих сочинениях протопоп наряду с принижением своей человеческой натуры, о чем было сказано выше (см. ссылки 86 и 88), все равно ведет себя в какой-то мере высокомерно.

    За то, что его подопечная обратилась к мужику-шептуну, Аввакум«осердился ж на нея», что и верно, но описывая далее момент, когда ее сын пришел просить прощения за матушку перед протопопом, Аввакум выступает в этой сцене как вышестоящий, говоря мальчику, у кого ему еще попросить прощения.

    Он резко выговаривает и боярыне Ф.П.Морозовой за то, что она дает ему наставления, как поступать с его духовными детьми: «чтоб мне ему запретити от святых тайн по твоему велению быти».

    В данном случае следует обратить внимание на специфику самого «Жития». Известно, что «Житие» Аввакума не представляло собой как такового жития, которое обычно предполагается по канонам написания данного жанра. Это автобиография, которая «становится житием святого, характеризующим его борьбу с отступниками, работу во славу Христа». Причем, житийный характер носят исключительно «некоторые внешние черты»: «неопределенность места, времени и действующих лиц». Но еще при жизни протопоп не был признан святым, поэтому непонятно, почему, пропагандируя равенство человека человеку и отрицая всяческую иерархию между людьми, а также и власть светскую и церковную, Аввакум все же позиционирует себя как вышестоящий. Конечно, это можно объяснить его обязанностями как проповедника, который должен наставлять и заботиться о своих духовных детях. Но такие упоминания, а также такой образ, который рисует в данном случае себе протопоп, никак не располагают к себе, а наоборот отталкивают, несмотря на идеи, им выдвигаемые.

    С другой стороны, Аввакум создает себе грандиозный образ борца за веру, справедливость. В какой-то мере чересчур гиперболизирует себя, говоря: «ведаю-де я твое чистое и непорочное богоподражательное житие»,«людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели». Это оправдывает описываемый им его же жизненный путь: достаточно вспомнить многочисленные страдания, которые выносит Аввакум и его семья, скитаясь из ссылки в ссылку: самоуправство воеводы Пашкова, обращение с ним во «временных тюрьмах» прежде отправления в ссылку («держали меня у Николы в студеной полатке семнатцеть недель», «потом свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную палатку, скована держали год без мала»),пытки, которым подвергали раскольников, например, отрезание языка, а также отрубание кистей рук (но в данном случае сыграло большую роль покровительство со стороны царя), в конце концов, и мученическая смерть идеолога старообрядчества - сожжение в срубе в Пустозерске. В этом случае нельзя не согласиться с точкой зрения В.Е.Гусева, что «Аввакум – героический образ. Это борец за свободу, «за служение «правде» как «божьему делу»», за единство.


    Аввакум прославляет не себя, а Бога. Он проводит идею справедливости, ниспосланной Богом за страдания ради него: «Потерпите светы мои, господа ради потерпите! И не унывайте душами своими, но уповающе на Бога и пречистую Богоматерь в молитвах и молениих да пребудем», «станем добре, станем твердо, отцы мои и братия, и чады и сестры, и матери и дщери!».Это также один из элементов идеологического воздействия на своих последователей, а именно «речь Аввакума зовет мир в свидетели его борьбы», но и помимо этого это и личное убеждение Аввакума, его вера.

    Следовательно, несмотря на все несостыковки в составлении своего образа, основной задачей Аввакума при его составлении было показать, что главное - служение Богу, готовность пойти ради него на любые жертвы.Поэтому образ протопопа очень положителен. Это герой, который показывает своим примером необходимость стоять за свои убеждения до конца; герой, который достоин подражания и основным содержанием деятельности, которого является не просто отстаивание своих убеждений, а забота о душе человека.

    1 Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом учащихся 8 класса



    3 Особенности изображения героя Как соотносятся в тексте автор и герой? В чем двойственность изображения героя? В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает? Как раскрывается характер персонажа? Каковы основные приемы создания образа? Каково ваше мнение о личности Аввакума?


    4 Особенности стиля и языка В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие? Чем можно объяснить эмоциональность изложения? Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение? В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в житии? Какие художественные приемы (тропы) использует автор? Как героя характеризует его речь?


    5 Канонические черты жития Житие – это биография святого. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией. Художественные открытия Аввакума Аввакум не причислен к лику святых. Написано при жизни. Житие напоминает исповедь- проповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность, силу.


    6 Композиция жития строится по строгой схеме. Способ изображения героя – идеализация. Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время изображаются условно. В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала. Герой – не идеальная личность, он «святой грешник». Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи. Пространство и время конкретны и реальны.


    7 В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности. Тон повествования торжественный, серьёзный. Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов. Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь. Появляются комические нотки. Язык живой, разговорный, введение просторечий становится основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.


    8 Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного. Сюжет жития составляет духовный подвиг святого. Автор обращается к читателю из простого народа (крестьянину, горожанину), которому нелегко понять церковнославянскую речь. Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.


    9 Выводы Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение, в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси середины XVII века, героическое и обыденное, трагическое и комическое. Все это выходит за рамки не только жития, но и других известных жанров того времени, заставляя читателя задуматься над вопросом:




    11 Подумайте « В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала, элементы многих жанров древней русской письменности – и учительной литературы, и проповеди, и житий, и поучений, и бытовой повести, а также устного народного сказа. Вряд ли можно поэтому определить жанр Жития каким-либо известным нам термином. Но в то же время из всего нами сказанного можно сделать вывод о проявлении в Житии определенной тенденции в истории русской литературы, о приближении Жития к определенному жанру, окончательно оформившемуся уже несколько позднее. Мы имеем в виду тенденцию становления синтетического жанра романа ». В.Е. Гусев


    12 Использованные материалы Древнерусская литература. Книга для чтения 5-9 классы / Составитель Е. Рогачевская. – М.: ШКОЛА-ПРЕСС, Поурочные разработки по литературе. 8 класс / Сост. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. – М.: ВАКО, О жанре жития протопопа Аввакума. Автор В. Е. Гусев.

    Аввакум Петрович — биография протопопа

    Аввакум Петров или Аввакум Петрович (рожд. 25 ноября (5 декабря) 1620 г., - смерть 14 (24) апреля 1682 г.) - видный русский церковный и общественный деятель XVII столетия, священник, протопоп.

    Протопоп Аввакум - одна из наиболее ярких личностей в истории России. Он был человеком огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во времена гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал до такой степени естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие почитали его за святого и чудотворца.

    Важным фактом русской истории XVII столетия был церковный раскол, явившийся в результате церковной реформы патриарха Никона. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавших авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Было лишь неясно, что брать за основу - переводы на старославянский язык византийских богослужебных книг, сделанные до падения Константинополя в 1453 г., или сами греческие тексты, в том числе те которые были исправлены после падения Константинополя.


    По указу Никона в качестве образцов взяли греческие книги, при этом в новых переводах появились разночтения с древними. Это послужило формальным основанием для раскола. Более существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а три раза, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него.

    Все они имели отношение к чисто обрядовой стороне, и не касались существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, которые не желали смириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, с возрастанием роли иностранцев, со всем тем, что казалось им несоответствующим традиционному идеалу «правды». Раскол начался с того, что патриарх Никон во всех московских церквах запретил двоеперстие. Кроме этого, из Киева он пригласил ученых монахов для «исправления» церковных книг. В Москву прибыли Епифаний Ставинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые немедленно занялись монастырскими библиотеками. Все привычное рухнуло враз - не только церковь, но и общество оказалось в глубоком и трагическом расколе.

    Против Никона ополчились в первую очередь «боголюбцы», или «ревнители благочестия», во главе которых стоял Стефан Вонифатьев. Кроме этого, большой активностью выделялись настоятель Казанской церкви на Красной площади Иван Неронов, протопопы - костромской Даниил, муромский Логгин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум. В этот кружок входил также Никон, потому «ревнители» поддержали его избрание в патриархи.

    «Боголюбцы» считали, что необходимо навести порядок в церкви, искоренить равнодушное отношение мирян к церковным службам и обрядам, ввести проповеди. По их мнению, исправление богослужебных книг должно было производиться не по греческим, а по старинным русским рукописям. С большой настороженностью они относились ко всему иноземному, неприязненно воспринимали проникновение элементов западной культуры в Россию.

    С ними отчасти был согласен и царь Алексей Михайлович, хотя он по другому представлял себе сущность церковных преобразований.

    Первые же действия нового патриарха убедили «ревнителей» в том, что они глубоко ошибались в отношении староверия Никона. Отмена двоеперстия моментально вызвала повсеместное негодование. О Никоне начали говорить как о «латыннике», предтече антихриста.

    Никон расчетливо и быстро убрал со своего пути неугомонных ревнителей. Первым подвергся опале Стефан Вонифатьев. Его постригли в монахи, и в скором времени он скончался в никоновском Иверском монастыре. Вслед за ним был осужден и Неронов, которому вменялось оскорбление личности патриарха. Свою жизнь он закончил архимандритом монастыря в Переяславле-Залесском.

    Из всех расколоучителей самой суровой оказалась участь протопопа Аввакума. Еще в сентябре 1653 г. его отправили в ссылку в Тобольск, откуда спустя 3 года его перевели в Восточную Сибирь.

    О многолетнем пребывании в Даурии, о муках, выпавших на долю его семьи, Аввакум ярко, образно повествует в своем «Житии». Вот только один эпизод из этой книги:

    «Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба карабкаются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: „Долго ль, протопоп, сего мучения будет?“ И я ей сказал: „Марковна, до самыя до смерти“. Она же против: „Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь“».

    В начале 1661 г. Алексей Михайлович позволил Аввакуму возвратиться в Москву. Аввакум воспрянул духом, сочтя, что государь отвернулся от никониан и теперь будет во всем слушаться староверов. На самом деле ситуация была намного сложнее.

    Как и следовало ожидать, властолюбивый Никон не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве. Опираясь на принцип «священство выше царства», он попытался полностью выйти из подчинения светской власти и утвердить свое верховное господство не только над церковными людьми, но и над мирянами. Крайне обеспокоенные таким поворотом дела, бояре и высшее духовенство начали все более противиться церковным реформам, несмотря на то что за их проведение непосредственно выступал Алексей Михайлович.

    Постепенно между царем и патриархом назревало охлаждение. Никон, мало вникавший в существо закулисных интриг, не мог даже помыслить о перемене отношения к себе государя. Наоборот, он был уверен в незыблемости своего положения. Когда же Алексей Михайлович выразил неудовольствие властными действиями патриарха, Никон 11 июля 1658 г., после службы в Успенском соборе, заявил народу, что покидает свой патриарший престол, и удалился в Воскресенский монастырь. Этим он рассчитывал окончательно сломить слабовольного царя, но не учел роста влияния на него старообрядчески настроенного боярства.

    Заметив свою ошибку, Никон попытался возвратиться назад, однако это еще больше усложнило дело. При установившейся зависимости русской церкви от светской власти выход из создавшегося положения целиком зависел от воли царя, но Алексей Михайлович колебался и, не желая уступить притязаниям своего недавнего «собинного друга», в то же время долго не мог собраться с духом, чтобы нанести ему последний удар. Зато его новому окружению удалось устроить возвращение в Москву протопопа Аввакума и других членов бывшего кружка «боголюбцев». Ничего не зная в Даурии об этих обстоятельствах, Аввакум связывал свой вызов с победой староверия.

    Путешествие Аввакума по Сибири

    Почти на протяжении двух лет добирался он до Москвы, неустанно проповедуя по пути свое учение. Каково же было его разочарование, когда он увидал, что никонианство в церковной жизни повсюду пустило корни, а Алексей Михайлович, охладев к Никону, тем не менее не собирался отказываться от его реформ. В нем с прежней силой пробудилась страстная готовность бороться за свои убеждения, и он, воспользовавшись благоволением государя, подал ему пространную челобитную.

    «Я чаял, - писал Аввакум, - живучи на востоке в смертех многих, тишину здесь в Москве быти, а ныне увидал церковь паче и прежняго смущенну». Он забрасывал царя челобитными с протестом против никонианства и самого патриарха Алексею Михайловичу хотелось привлечь на свою сторону неустрашимого «ревнителя благочестия», так как это позволило бы в корне заглушить все более нараставшую народную оппозицию.

    Оттого он, не выказывая прямо своего отношения к челобитным Аввакума, попытался склонить его к уступчивости обещанием сперва места царского духовника, затем, что гораздо больше привлекало Аввакума, справщика и Печатном дворе Одновременно от имени царя боярин Родион Стрешнев уговаривал протопопа прекратить свои проповеди против официальной церкви, по крайней мере до собора, который обсудит вопрос о Никоне.

    Тронутый вниманием государя и надеясь, что ему будет поручено исправление книг, Аввакум некоторое время действительно пребывал и умиротворении. Такой поворот событий пришелся не по душе староверам, и они бросились со всех сторон уговаривать протопопа не оставлять «отеческих преданий». Аввакум возобновил свои обличения никонианского духовенства, называя их в своих проповедях и писаниях отщепенцами и униатами. «Они, - утверждал он, - не церковные чада, а диаволя». Государь увидал, сколь беспочвенны его надежды на примирение Аввакума с церковью и, поддавшись уговорам духовенства, 29 августа 1664 г. подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог.

    1666 год, февраль — в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его вновь попытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.

    После суда Аввакум вместе с другими расколоучителями был отправлен в заключение в Угрешский монастырь, откуда его поздней перевели в Пафнутьев-Боровский. В специальной инструкции, присланной игумену того монастыря, предписывалось Аввакума «беречь накрепко с великим опасением, чтобы он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».

    Его еще надеялись сломить при помощи вселенских патриархов, которых ждали на собор для низложения Никона.

    Патриархи прибыли в Москву в апреле 1667 г.

    Потому как с Никоном все уже было решено и его низложили с патриаршества 12 декабря 1666 г., им не оставалось ничего другого, как основательно заняться Аввакумом. Протопопа доставили им 17 июля. Долго уговаривали они его, советуя смириться и принять церковные нововведения.

    «Что ты так упрям? - говорили патриархи. - Вся наша Палестина, и Сербия, и Албания, и волохи, и римляне, и ляхи - все тремя перстами крестятся, один ты упорствуешь в двоеверии».

    «Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Махмета, - да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержество. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна».

    После этого Аввакум отошел к дверям и лег на пол со словами: «Посидите вы, а я полежу».

    Больше он не слушал ни насмешек, ни увещеваний. 1667 год, август — Аввакума вывезли в Пустозерск. Там томились его семья, множество других старообрядцев. В пустозерский период Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Он выступал за старину, отнюдь не думая пренебрегать настоящим: просто его видение современной действительности противоречило господствующим тенденциям эпохи. Московская Русь перестраивалась на иных духовных началах, всемерно сближая свои культурные и мировоззренческие ориентации с общехристианской и западноевропейской традициями.

    Идеология Аввакума несла отпечаток воззрений той части русского крестьянства, которая под воздействием усиливающегося крепостничества по существу превращалась в полных холопов и рабов. Они выступали за сохранение своих прежних привилегий, отвергали все церковные преобразования, стихийно сознавая их связь с новой политической системой. Крестьяне толпами снимались с насиженных мест, уходили в глухие леса Севера и Зауралья, не страшась ни преследований правительства, ни анафем духовных пастырей.

    Ежегодно увеличивалось количество массовых самосожжений. В огне нередко люди гибли сотнями и тысячами. К примеру, в начале 1687 г. в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда - больше 1000. И подобных фактов было множество.

    Сожжение протопопа Аввакума

    Обо всем этом Аввакум хорошо знал и всячески побуждал старообрядцев к самосожжению. В «Послании к некоему Сергию» он написал: «Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут». В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжении: «Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли».

    Протопоп советовал Сергию: «Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, - Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали… Вечная им память». Только в 1675–1695 годы было зарегистрировано 37 «гарей» (то есть самосожжений), во время которых погибли не меньше 20 000 человек.

    Так Аввакум стал первым и чуть ли не единственным проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. И посему, воздавая ему должное, как блестящему проповеднику; оратору и писателю, мы находим закономерным, что он в итоге разделил участь всех ересиархов.
    Между тем почил в бозе государь Алексей Михайлович, и на престол взошел его сын Федор. Аввакуму казалось, что о нем попросту позабыли. Он старел, невмоготу становилось выдерживать тоску и одиночество в глуши. И он сделал шаг навстречу своей гибели. 1681 год — Аввакум отправил царю Федору послание, в котором фанатично и безрассудно излил все накопившееся за долгие годы раздражение против церкви и духовенства.

    «А что, царь-государь, - писал он, - как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю».

    Может быть, царь не придал бы значения этому письму, если бы преподобный не упомянул ниже о его покойном батюшке: «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, - слышал я от Спаса; то ему за свою правду. Иноземцы, что знают, что ведено им, то и творили. Своего царя Константина, потеряв безверием, предали турку, да и моего Алексея в безумии поддержали».

    Царь Федор не питал никакого сочувствия к старообрядцам и воспринял послание Аввакума как угрозу существующей власти, лично самому себе. Хлопотать же за Аввакума было некому: при московском дворе не оставалось больше ни одного из его прежних доброжелателей; их вытеснили «киевские нехаи» - ученые монахи во главе с Симеоном Полоцким. И Аввакума «за великия на царский дом хулы» было приказано сжечь вместе с тремя его единоверцами.

    1682 год, 14 апреля — закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности. До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни. Аввакум заблаговременно распорядился своим имуществом, раздал книги, нашлись для смертного часа и чистые белые рубахи. И все равно зрелище было тягостным - загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься.

    Палачи привязали осужденных к четырем углам сруба, завалили дровами, берестой и подожгли.

    Народ снял шапки…