Урок русской литературы молодая гвардия. Методическая разработка на тему: Урок мужества по роману А.Фадеева "Молодая гвардия". Сообщение темы и цели урока

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40

г.Енакиево

Читательская конференция по роману «Молодая гвардия»

«Набат войны нам вновь стучит в сердца»

Мероприятие проведено Максимовой Т.А. совместно с библиотекарем библиотеки-филиала №6 Енакиевской ЦБС Юрченко Н.М.

2016 год

Цель. Закладывать основу патриотического и национального сознания учащихся, любовь к родной земле, к своей малой Родине. Развивать интерес к историческому прошлому. Воспитывать патриотическую гордость за прошлое и современное родного края, за людей, живших и боровшихся за свободу и независимость Донбасса. Формировать духовно развитую личность.

Однако это решение было обжаловано, и Апелляционный суд шестого округа постановил, что новое судебное разбирательство должно быть проведено из-за неправильного обращения с угрозой члену жюри. Эти деньги были выплачены штатом Огайо, а не гвардейцами, и сумма была равна тому, что, по оценкам государства, стоило бы снова предстать перед судом. Возможно, самое главное, заявление, подписанное членами Национальной гвардии штата Огайо, было воспринято ими как заявление о сожалении, а не извинение или признание правонарушений.

Студенты, возможно, полагали, что они были правы в продолжении массового протеста в ответ на вторжение в Камбоджу, хотя этот протест последовал за публикацией и чтением университетом приказа о запрете митингов и приказ о разгоне. С тех пор эти приказы были определены Апелляционным судом шестого окружного суда, которые были законными.

Слайд 1

Звучит песня «Это было в Краснодоне»

Уважаемые ребята, в этом году мы будем отмечать великий праздник 71-ю годовщину Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня, накануне Дня Отечества, мы проводим читательскую конференцию в рамках этой знаменательной даты.

Мы с вами прочитали роман А. Фадеева «Молодая гвардия». (показываю роман»

Некоторые из гвардейцев на холме Бланкет, боясь и опасаясь предыдущих событий, возможно, поверили своим собственным умом в том, что их жизнь была в опасности. Оглядываясь назад, предполагается, что другой метод разрешил бы конфронтацию. Должны быть найдены лучшие способы борьбы с такой конфронтацией.

Мы искренне желаем, чтобы были найдены средства, чтобы избежать событий 4 мая, завершившихся стрельбой гвардии, а также необратимых смертей и травм. Мы глубоко сожалеем об этих событиях и глубоко опечалены смертью четырех учеников и ранениями девяти других. Мы надеемся, что соглашение о прекращении судебного разбирательства поможет успокоить трагические воспоминания об этом печальном дне.

СЛАЙД2

В основе романа лежат действительные события, которые происходили в 1942-I943годах на Донбассе, в оккупированном фашистами г.Краснодоне. Здесь велась героическая подпольная борьба. Арестами и казнями гитлеровцы пытались сломить волю и мужество советских людей. Живьём были закопаны в землю 32 краснодонских шахтёра. Но борьба продолжалась. А в сентябре 1942г. была создана тайная комсомольская организация «Молодая гвардия». Именно об этой организации и рассказывает в своём романе А.Фадеев.

Совершенно другая интерпретация в отношении гвардейцев была предложена во многих других исследованиях съемок, при этом все эти анализы разделяли общую точку зрения, что главная ответственность за съемки лежит на гвардейцах. Некоторые авторы утверждают, что жизнь гвардейцев не были в опасности. Вместо этого эти авторы утверждают, что данные свидетельствуют о том, что некоторые члены гвардии сговорились на футбольном поле, чтобы стрелять, когда они достигли вершины холма Бланкет. Другие авторы не находят достаточных доказательств для принятия теории заговора, но они также не считают теорию самозащиты гвардии правдоподобной.

Молодогвардейцы... Это были не картинные вымышленные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? Прочитав роман, я уверена, каждый из нас подумал, с тревогой и смутной надеждой: «А мы смогли бы?» И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время.

Эксперты, которые считают, что гвардия в первую очередь ответственны, соглашаются с заключением Скрантонской комиссии: «Неизбирательное стрельба из винтовок в толпу студентов и последующие гибели были ненужными, необоснованными и непростительными». В то время как по-прежнему остаются доводы о том, насколько опасны жизни гвардейцев, когда они открыли огонь, не может быть никаких сомнений в том, что их жизнь действительно была поставлена ​​на карту сразу после съемок. 13-я стрельба, в результате которой четыре смертельных случая и девять раненых могли последовать еще более трагической и кровавой конфронтации.

Сегодня мы попытаемся разобраться, какая сила заставила молодых юношей и девушек вытерпеть все муки, которым подвергли их фашисты и отдать свои жизни, не предав товарищей, во имя победы.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы знакомимся с героями романа в то время, когда немцы вторглись в Донбасс и через Краснодон из занятых немцами территорий шли отступающие части Красной Армии, эвакуируемые организации и предприятия и просто люди

Нервные и страшные гвардейцы отступили обратно в палату общин, столкнувшись с большой и враждебной толпой, которая поняла, что у гвардии были боевые боеприпасы и она использовала ее для убийства и растеряло большое количество людей. В своем сильном гневе многие демонстранты были готовы рискнуть собственной жизнью, чтобы напасть на гвардейцев, и нет никаких сомнений в том, что гвардия снова откроет огонь, на этот раз убив гораздо большее число учеников.

Дальнейшая трагедия была предотвращена действиями нескольких маршалов факультета факультета Кентского университета, которые были организованы поспешно, когда неприятности начались несколько дней назад. Под руководством профессора Гленна Фрэнка, преподаватели умоляли лидеров Национальной гвардии разрешить им поговорить с демонстрантами, а затем они попросили студентов не рисковать своей жизнью, столкнувшись с гвардейцами. Примерно через двадцать минут эмоциональной мольбы маршалы убедили студентов покинуть палату общин.

А фашисты все ближе подходили к Краснодону. Снаряды и мины рвались совсем близко. Все вокруг было охвачено волнением отступления и спешной эвакуации.

- Кто из вас помнит, какой вопрос постоянно задают друг другу молодые юноши и девушки в первые дни немецкой оккупации? (Как жить дальше собираешься?)

Давайте вспомним, какими были эти молодые люди в это тяжелое время до вступления в организацию. Вот некоторые из них

Вернувшись на место съемок, пришли машины скорой помощи, и неотложная медицинская помощь была оказана студентам, которые не умерли немедленно. Машины скорой помощи сформировали кричащую процессию, когда они бросили жертв съемок в местную больницу. На главной странице газет и журналов по всей стране появилась фотография Мэри Веккио, четырнадцатилетнего беглеца, кричащего над телом Джеффри Миллера, и фотограф Джон Фило должен был выиграть Пулитцеровскую премию за картину. Фотография взяла на себя свою жизнь и свою значимость.

Этот анализ смотрит на фотографию, фотографа и влияние фотографии. Фотография Мэри Веккио показывает ей на одном колене, кричащем по телу Джеффри Миллера. Мэри сказала одному из нас, что она призывает к помощи, потому что она чувствовала, что ничего не может сделать. Четверо учеников видны в непосредственной близости. Он видел, как пули попали в землю, но он не укрылся, потому что думал, что пули были пустыми.

Слайд 3

(ФОТО О Кошевого) (выходят 2 ученика)

    Олег Кошевой.

1.Олег Кошевой учился в самой крупной краснодонской школе – имени Горького _ расположенной в городском парке.

Как только возникла непосредственная угроза Ворошиловграду, Олег, впервые скрыв от матери свое намерение, пошел в райком комсомола и попросил, чтобы его использовали при организации подпольных групп, но ему посоветовали уезжать.

Конечно, пробелы не могут ударить по земле. Через три часа после съемок штат Кент закрылся и не должен был открываться в течение шести недель в качестве жизнеспособного университета. Это началось ранее, когда преподаватели пытались закончить академический квартал с разумной академической честностью. Это закончилось на среднесрочных экзаменах. Тем не менее, преподаватели проголосовали до того, как была проведена неделя, чтобы помочь студентам закончить квартал любым возможным способом. Студентам было рекомендовано учиться самостоятельно до тех пор, пока их не свяжут отдельные профессора.

2.При первом же своём появлении на страницах романа Олег встаёт перед нами в напряжении борьбы. «Громадные гнедые кони, обезумев, рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод, вздымаясь на дыбы, храпя и брызгая пеной. Вдруг с брички впереди соскочил высокий, широкоплечий светловолосый юноша и кинулся, казалось, под самых коней.» Этим поступком он спас, быть может, не одну человеческую жизнь.

Большинство профессоров организовали завершение курсов по бумагам, но многие читали лекции в церквях и домах в общине Кент и прилегающих к нему общинах. Например, Норман Даффи, учитель, получивший награды, прочитал лекции и учебные занятия в университетском городке в Кенте и Кливленде.

Его аспиранты снимали фильмы на лабораторных занятиях и отправляли их студентам. Разговор с учениками о курсах позволил преподавателю сделать некоторую консультацию о съемках, что помогло факультету так же исцелять, как и ученикам. Во-вторых, университетский факультет был призван провести исследование 4 мая, сообщая результаты этого исследования посредством преподавания и традиционного письма о трагедии.

1. Во внешнем облике Кошевого автор много раз подчеркнул его опрятность. Олег всегда "аккуратно одет, чисто вымыт". Ботинки его хорошо вычищены. Эта внешняя подтянутость как бы дополняет обрисовку внутренней собранности и дисциплинированности Олега.

2. Возвращаясь после неудачной эвакуации, Олег, идя по степи, иногда впадал в задумчивость. И тогда он "шагал рядом с бричкой молчаливый,... с упрямой, ещё детской складкой полных губ,... с глазами, устремлёнными вдаль, с задумчивым, сурово-нежным выражением" .
Этот штрих портрета -"сурово-нежное выражение" - подчёркивает соединение в натуре Олега юношеской нежности и суровости борца.

В-третьих, многие считают одной из проблем факультета в разработке альтернативных форм протеста и разрешения конфликтов, чтобы помочь предотвратить трагедии, такие как расстрелы 4 мая и убийства в штате Джексон через десять дней после штата Кент. Хотя мы попытались в этой статье ответить на многие из наиболее важных и часто задаваемых вопросов о съемках 4 мая, наши ответы иногда были предварительными, поскольку многие важные вопросы остаются без ответа. Поэтому представляется важным спросить, какие самые важные вопросы, которые до сих пор остаются без ответа о событиях 4 мая.

Вот как он вспоминает мамины руки…( зачитать текст стр 55-57)

ВЕДУЩИЙ. (читаю)

Тяжело было в эти дни тем, кто покинул родные места, дом, близких людей. Но те, кто успел уйти от немца, шли уже по своей, советской земле. Насколько тяжелее было тем, кто приложил все усилия, чтобы уйти от немца, и увидел смерть перед лицом своим, и теперь брел по родным местам, которые еще вчера были своими – брел без пищи, без крова, павший духом.

Эти вопросы могут послужить основой для исследовательских проектов студентами, которые более детально изучают съемки. Кто был ответственен за насилие в центре города Кент и в кампусе штата Кент за три дня до 4 мая? Как важная часть этого вопроса, были ли «внешние агитаторы» в первую очередь ответственными?

Должна ли гвардия быть вызвана в Кент и Кентский государственный университет? Может ли местный персонал правоохранительных органов справляться с любыми ситуациями? Правильно ли подготовили Гвардию для этого задания? Правильно ли администрация Кентского университета ответила на их реакцию на демонстрации и с политическими должностными лицами Огайо и представителями полиции?

    В то мгновение, когда в открытой яркой степи Олег и его товарищи увидели двигавшиеся прямо на них немецкие танки, душа их содрогнулась, впервые став перед лицом смерти.

Олег переступил порог родного дома, занятого немцами.

    Темперамент борца бурно сказался во всей деятельности Олега и в каждом отдельном её эпизоде. Вот замечательная сцена схватки его с денщиком, в которой прорвалась вся пылкая ненависть Кошевого к немцам-оккупантам. Здесь сказались и остроумие, и смелость Олега, и горячий протест со стороны попранного в нём чувства человеческого достоинства, и бесконечное презрение к врагам

    Можно было бы избежать съемок, если бы ралли не было запрещено? Разве запрет на ралли нарушал права первой поправки? Разве гвардейцы сговорились стрелять в учеников, когда они купили на поле футбольной практики? Были ли они оправданы в стрельбе? В книге Роберта Макнамары «В ретроспективе: трагедия и уроки Вьетнама» - это способ начать, это иллюстрация этого процесса.

    Во-первых, съемки стали символизировать великую американскую трагедию, которая произошла в разгар эпохи войн вьетнамской войны, период, в течение которого нация оказалась глубоко разделенной как политически, так и культурно. Острая картина Мэри Веккио, стоящая на коленях в агонии над телом Джеффри Миллера, например, останется навсегда. В качестве напоминания о том, что война во Вьетнаме пришла домой в Америку. Если съемки в штате Кент продолжат оставаться такими могущественными символом, то, безусловно, важно, чтобы у американцев был реалистичный взгляд на факты, связанные с этим событием.

    В Краснодоне действовала подпольная организация.

Олегу и его товарищам удалось установить с ней связь, и они стали выполнять первые задания: разбрасывали листовки, узнавали количество техники у немцев, тайно слушали радио.

1.. По доносу предателя было арестовано несколько коммунистов. Комсомольцы собрались на совещание. (СЦЕНКА стр.349-351)

Во-вторых, 4 мая в Кентском государстве и во времена войны во Вьетнаме остаются спорными даже сегодня, и потребность в исцелении продолжает существовать. происходят, если события либо забыты, либо искажены, и, следовательно, важно продолжать поиск истины за событиями 4 мая в штате Кент. В-третьих, и самое главное, 4 мая в штате Кент следует помнить, чтобы мы могли учиться на ошибках прошлого. Гвардейцы в своем подписанном заявлении в конце гражданских процессов признали, что нужно найти лучшие способы борьбы с этими видами конфронтации.

Это, вероятно, уже произошло в нью где сотрудники правоохранительных органов проявляли осторожность в своих войсках, чтобы быть осторожными, потому что «мы не хотим другого государства Кента». Поскольку это произошло, уроки были извлечены, а гибель четырех молодых студентов Кентского государства не пропала даром. Эта книга предлагает реакцию города и платья на 4 мая. Он имеет лучшую аннотированную библиографию, доступную в литературе по съемкам, и является основой для последующих аннотаций.

2.Ульяна Громова (ФОТО)
Ещё совсем маленькой девочкой она любила лежать в степи на спине и смотреть в небо. С годами выросла и укрепилась любовь к родной степи с её холмами, к картинам восхода и заката солнца. Любовь Ули к природе, к ясному небу, деревьям, траве под ногами - одно из проявлений её патриотизма, её проникновенной любви к Родине. Как могла Уля не любить свой город Краснодон? Деревья и кусты городского парка она сама садила совсем ещё маленькой школьницей, вместе со своими подругами и товарищами по школе.

Это ранний полезный том, который воспроизводит местные и национальные газетные статьи о съемках, а также радио - и телевизионные передачи. Это подробный рассказ и анализ событий 4 мая и их последствий. Он утверждает, что гвардия сговорилась стрелять по ученикам. Включены 74 фотографии.

Единственная книга, написанная членами Национальной гвардии Огайо, авторы дают представление о враждебной обстановке, в которой оказались гвардейцы. Кентское государство: ненасильственный ответ. Ряд статей известного активиста по миру Пола Хэра, а также многих членов Кентского государственного университета.

Высокий стройный стан с гибкой и сильной талией, длинные, крепкие стройные ноги, продолговатые ладони. Волосы чёрные, крупно вьющиеся по вискам, заплетённые в тяжёлые волнистые косы. Глаза Ули, - большие, чёрные прекрасные глаза с длинными ресницами. Это портрет Ульяны Громовой.

Уля окончила школу весной 1942 года на руднике Первомайском.

(СЦЕНКА стр 7)

ВЕДУЩИЙ. (читаю)

Со времени великого переселения народов не видела Донецкая степь такого движения народных масс людей как в июльские дни 1942 года. По шоссейным, грунтовым дорогам и прямо по степи под палящим солнцем шли со своими обозами, артиллерией отступающие части Красной Армии, детские дома, стада скота, грузовики, беженцы – то колоннами, то вразброд, толкая перед собой тачки с вещами и с детьми на узлах. Все сходились к переправе через Донец, где у паромов и понтонных мостов подвергались вражеской бомбардировке с воздуха.

И именно в этот поток попала запряженная двумя добрыми конями селянская телега, на которой ехала вместе с другими первомайцами Уля.

Война выбросила Улю из обычной колеи и положила начало новому этапу в её жизни, как и в жизни её подруг и товарищей.

Встал вопрос об эвакуации. Нужно оставить милых сердцу старых и больных родителей, которые очень любят свою дочку. Автор очень жизненно рисует колебания, борьбу противоречий в душе Ули. У неё возникает настроение: ничего не решать, ничего не делать, уйти от страшной действительности в свою хатку, затаиться в ней вместе с близкими людьми. Но жизнь и комсомольская совесть властно требуют иных решений.
Она взрослеет, становится способной принимать самостоятельные решения.
Во время эвакуации Уле пришлось быть свидетельницей мучительной гибели советских людей от взрыва бомбы. (зачитать стр 110)

Чуткое и доброе сердце девушки обливается кровью. Впечатления войны, страдания людей, картины ужаса и разрушения заставляют Улю повзрослеть ещё больше.

3.Иван Земнухов.(ФОТО)

Ваня Земнухов - юноша "длинный, нескладный, сутуловатый. У него были длинные руки, бледное лицо, длинные прямые тёмные волосы". К тому же он был явно застенчив.
Вдохновение, ровным и ясным светом неустанно горевшее в душе Вани, является основной чертой духовного облика этого юноши. Оно отражается и в лице его. После разговора с Клавой "То вдохновение, которое, как угли под пеплом, теплилось в душе его, теперь, как пламя, освещало необыкновенное лицо его, но ни Клава и никто из людей не видел его лица теперь, когда оно стало таким прекрасным" (73).
Умного, серьёзного, начитанного Ваню товарищи по школе прозвали профессором. Этот жадный к знанию интеллигентный юноша горячо любит поэзию. Возле кровати его "стояла этажерка с книгами, среди которых главное место занимало собрание сочинений Пушкина" Ваня пишет и сам.

Ивану присуще чувство ответственности.

Он не уехал сразу из города, вместе с юридическими курсами, где учился этим летом, отказался эвакуироваться с Олегом, т к считал своим долгом помогать уезжать другим: детскому дому, школам, больнице, находил транспорт, грузил вещи и оборудование.

Как и все его товарищи, не успев эвакуироваться, он возвратился в город.

4. Сергей Тюленин. (ФОТО)

Это была жажда деятельности героической, что и составляет основную черту характера Тюленина.
Жизненная предистория Серёжи Тюленина рисует перед нами шустрого мальчика из рабочей шахтёрской семьи. Жизнь не балует Серёжу. Он - одиннадцатый ребёнок в семье Стр 125 зачитать .

Серёжу увлекают и зажигают книги, рассказывающие о замечательных путешествиях, открытиях, полётах на луну, о героической борьбе за завоевание природы. Он с восторгом читает о подвигах людей на войне. Его преклонение вызывают такие люди, как Фрунзе, Ворошилов, Орджоникидзе, Киров.
С первого же дня прихода немцев в Краснодон Серёжа почувствовал себя во власти единой идеи - идеи неустанной, непрерывной, смертельной борьбы с ненавистным врагом. Серёжа по собственной инициативе взрывает здание треста, в котором разместился немецкий штаб. Смотря на пылающий трест, "Серёжа чувствовал, что сердце его расширяется и летит". Он размещает раненых по квартирам, собирает на полях оружие, прячет бутылки в зажигательной смесью. Когда пытается поступить в военную школу летчиков, его не принимают, т.к. еще молод. Он идет на строительство оборонительных сооружений перед Ворошиловградом. И с какой настойчивостью этот мальчик рвётся на передовую линию огня! "Пропадёшь ты", - со страхом говорит ему сестра Надя. "Лучше пропасть, чем ихние сапоги лизать или просто так небо коптить", - отвечает Серёжа.

Вместе с Олегом Кошевым «они составляют план действий: присматриваться к молодежи, брать на примету наиболее верных, стойких, готовых к работе, узнать, кто арестован в городе, найти возможность помощи им и непременно разведывать среди немецких солдат о всех мероприятиях их командования.»

5. Любовь Шевцова (ФОТО)

Люба училась в школе имени Ворошилова, но ушла из школы еще до войны, окончив 7 классов: она решила стать артисткой и выступала в театрах и клубах района с песнями и танцами.
Портрет Любы Шевцовой часто даётся как бы пронизанный светом, освещенный солнцем. "Утреннее солнце блестело в её волосах... А яркое платье так ловко обхватывало её талию и так легко, воздушно облегало её стройные полные ноги... от всей девушки исходило ощущение чего-то необыкновенно естественного, подвижного, лёгкого, воздушного"
Главное в характере Любы Шевцовой - жажда деятельного добра, потребность немедленного и активного вмешательства в жизнь.
"...совсем маленькой девочкой, она была доктором". Шестилетняя Люба "перевязывала своего отца и мать, и всех знакомых, взрослых и детей, и всех собак и кошек".

Люба от природы богато одарённая натура. Она легко училась в школе. Всё она делала ловко и весело. Это натура отважная. Ещё в детстве Любе хотелось быть Чапаевым. Когда она выросла, отвага сформировалась в ней в одну из главных черт характера. Если в детстве черта эта выражалась в том, что Любка "дралась с мальчишками до победного конца", то в юности она вылилась в свершение больших патриотических дел.

Любовь Шевцова была выдвинута в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она заканчивала военно-фельдшерские курсы и собиралась уже отправиться на фронт, но ее перебросили на курсы радистов там же, в Ворошиловграде.

Когда пришли немцы, она стала связной краснодонских коммунистов с обкомом партии

Вторая часть

Слайд 7

Через Ворошиловградскую область проходили теперь важнейшие коммуникации немецкой армии. Все, решительно все, что создавалось советским подпольем было направлено на то, чтобы там, за сотни и сотни километров от Донбасса, была выиграна великая битва за Сталинград.

(выходят сразу 5 учеников и читают клятву…)

Слайд 8

КЛЯТВА

Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, пед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь…

Я, Ульяна Громова, вступая в ряды членов Молодой гвардии…

Я. Иван Земнухов….

Я, Сергей Тюленин…

Я, Любовь Шевцова…

ВЕДУЩИЙ

Недаром они клялись перед лицом всего народа. Слова клятвы крепко связали их. Фадеев пишет, что «вчера они были просто школьниками, школьными товарищами, беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним». Старшему из тех, кто давал клятву, было 19 лет. А вдохновителю и организатору - всего 16.

Слайд 9

Сначала организация была немногочисленной. В нее входило 30 человек.
А уже к концу сентября 1942 года организация "Молодая гвардия" выросла в большую, разветвлённую по всему Краснодонскому району организацию. Она насчитывала более ста членов. "И еще больше того, было у неё помощников" Главной задачей было проведение диверсий на дорогах области."... на дорогах района и далеко за его пределами действовали три постоянные боевые группы "Молодой гвардии". Одна группа... нападала на легковые машины с немецкими офицерами. Вторая группа... нападала на машины-цистерны: уничтожала водителей и охрану, а бензин выпускала " землю... Третья группа... задерживала немецкие грузовые машины с оружием, продовольствием, обмундированием и охотилась за... отставшими немецкими солдатами..."
Душою и центральной фигурой всей организации был Олег Кошевой. Во главе "Молодой гвардии" стоял штаб, через членов которого Олег держал связь с руководителями пятёрок. Организацию в посёлке Краснодон возглавлял Коля Сумской. Душою организации на Первомайке были Уля Громова и Анатолий Попов. Нина Иванцова работала как связная от штаба. На Первомайском руднике молодогвардейцы установили свой радиоприёмник, по которому получали оперативные сводки от советского информбюро. Юные подпольщики создали свою тайную типографию, которая выпускала сводки информбюро и листовки.

К первому заданию по распространению листовок готовились тщательно. Это было первое мероприятие, по которому население должно было узнать о существовании «Молодой гвардии». Листовки расклеивали и разбрасыали на глазах полицейских. (читаем текст листовки стр 39

и чтение листовки людьми.

На одном из заседаний штаба Сергей Тюленин предложил расправиться с Игнатом Фоминым. «Этот Иуда выдал немцам двоих наших людей, и мы еще не знаем, сколько наших шахтеров лежит на его черной совести! Я предлагаю его убить». Полицая повесили на воротах парка, к груди прикололи записку «Так будем поступать со всеми предателями наших людей».
Большим делом молодогвардейцев был сбор и хранение оружия. "Гуляя" в степи, они собирали патроны, гранаты, ружья, револьверы, винтовки. Они похищали оружие у остановившихся на постой немецких и румынских солдат и офицеров. Оружие имели теперь все молодогвардейцы-юноши, а лишнее - пряталось на тайном складе, местоположение которого знал С Тюленин.

Первое серьезное испытание штаб поручил первомайской группе, которой руководила Уля Громова: освободить военнопленных, работавших в лесхозе на хуторе. На ночь военнопленных загоняли в барак, обнесенный решеткой, их охраняли часовые. Ребята убрали часового, перекусили проволоку-заграждение и освободили людей.

Слайд 10

В городе уже около трех месяцев господствовали немцы. Приближалась 25-я годовщина Великой Октябрьской революции.. Накануне праздника штаб «Молодой гвардии» выдал денежную помощь некоторым семьям фронтовиков, которые находились в бедственном положении. Молодогвардейцы проявляли в своей деятельности огромную инициативу, находчивость, совершенно невероятную смелость. Над оккупированным городом, над немецким засильем, утром 7 ноября на здании школы, райисполкома, шахтами развевались красные флаги. Победные красные флаги обновили дух измученных людей

. "Калерия Александровна... глядела на флаги с выражением экстаза на лице. Слёзы ручьями бежали по её худым тёмным щекам... Маруся! - сказала она, - это сделано для нас, советских людей. О нас помнят, мы нашими не забыты" "Народ со всех концов города стекался смотреть на флаги. У зданий собирались целые толпы. Жандармы и полицейские сбились с ног, разгоняя народ, но никто из них не решался снять флаги: у подножия каждого флага прикреплен был кусок материи с черной надписью: «ЗАМИНИРОВАНО». Цель молодогвардейцев была достигнута. Флаги говорили нашим людям о том, что живы и могучи силы советской земли, о том, что эти силы действуют и идут к победе. "Молва о красных флагах, вывешенных в Краснодоне,... прошла по всем городам и посёлкам Донецкого бассейна" (438).

"Во второй половине ноября... стало известно, что немцы гонят в тыл из Ростовской области большое стадо скота, полторы тысячи голов...при стаде, кроме чабанов - украинцев с Дона, шла вооружённая винтовками охрана. В ту же ночь, как стало это известно, группы Тюленина, Петрова и Мошкова, вооружённые винтовками и автоматами, сосредоточились в лесистой балке..." Они перестреляли немецких солдат, охранявших стадо, затем частью разогнали, частью перестреляли коров и овец, чтобы не доставались немцам.
Уля Громова по поручению штаба «Молодой гвардии» ведала всей работой против вербовки и угона молодежи в Германию. Она выпускала листовки, иногда и прятала по хуторам тех, кому грозил угон. Но все равно немцы смогли угнать в Германию более 800 человек. Уля узнала, что немцами изготовлен тайный список еще на полторы тысячи. Она предлагает сжечь биржу, где хранятся эти списки.

Слайд 11

Это одно из самых фантастических дел осуществили Сережка Тюленин и Любка Шевцова.(читать стр 148)

.Слайд 12
Молодогвардейцы добились разрешения открыть клуб, якобы для культурного обслуживания населения в духе "нового порядка". Клуб в руках "Молодой гвардии" мог служить хорошей ширмой для всей деятельности организации. И вот эта молодёжь девятнадцатого декабря 1942 года провела во вновь открытом клубке свой первый эстрадный вечер, на котором присутствовали все крупнейшие представители городских немецких властей. Сцена была закрыта "занавесом", украшенным по всему полю гербами СССР с серпом и молотом" (463). Володя Осьмухин, исполняя пародии на цыганские романсы, "спел, обращаясь, главным образом, к портрету фюрера: "Эх, расскажи, расскажи, бродяга... Ой, да и получишь скоро по заслугам" (464). А в это же время Олег принял сообщение о большом наступлении советских войск…
слайд 12

Третья часть
ВЕДУЩИЙ

Пять месяцев боролись краснодонцы в рядах "Молодой гвардии". "Пять месяцев под властью немцев... Сколько познали высокого и ужасного, доброго и чёрного, сколько вложили светлых, прекрасных сил своей души в общее дело и друг в друга"Умственно и нравственно окрепнув, они активно боролись за торжество справедливости, добра и правды на земле. . Бесконечно ненавидя гитлеровцев, они готовы идти и мужественно идут до конца в страшной борьбе с ними.

Ваню Земнухова взяли на заре.

Так были арестованы первые молодогвардейцы.

В штабе шло совещание…

Слайд 13

СЦЕНКА В ШТАБЕ

И Стахович не выдержал.стр.228-229 читать.

После очередных признаний Стаховича арестовывали все новых членов организации.

Давайте прочитаем некоторые эпизоды, которые показывают мужество и героизм молодогвардейцев в ответ на жестокость и зверство фашистов.

Слайд 14 слайд 16

Стр. 239, 250, 252.283, 290(Олег), 286-290

Слайд «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» МУЗЫКА…

Учащиеся читают по одному:

Валя Борц, . Нина Иванцова, Толя Орлов, Иван Туркенич - лейтенант Красной Армии, командир "Молодой гвардии" Виктор Петров, Лиля Иванихина, Радик Юркин, Виктор Лукьянченко, Володя Осьмухин…

Последний слайд, и на фоне музыки звучит стих.

Мы были большими, как время,

Мы были живыми, как время.

Теперь - мы в легендах прославленных дней,

Теперь - мы в граните и в бронзе,

Теперь - мы в поэмах и в прозе,

Теперь - мы в безмолвье могильных камней..

Спасибо за память, потомки,

Спасибо за верность, потомки,

Спасибо за то, что алеет заря.

Не зря мы над смертью смеялись,

Не зря наши слёзы и ярость,

Не зря наши песни и клятвы не зря.

А вы оставайтесь живыми,

Прекрасно и долго живите.

Мы знаем, дорога у вас не проста.

А вы - продолжение наше,

А вы - утешение наше,

А вы - наша память и наша мечта.

А теперь, наши дорогие слушатели и зрители, давайте с вами поговорим.

Понравился вам роман?

Какими были молодогвардейцы?

Ребята, у нас в Донбассе было еще много партизан и подпольщиков. Фадеев сделал молодогвардейцев известными на весь мир.

«Молодая гвардия»

Уважаемые ребята, в 2010 году наша страна отметит великий праздник 65-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня мы проводим читательскую конференцию в рамках этой знаменательной даты. И хотелось бы обратиться к вам, потомкам тех, кто воевал на полях сражений Великой Отечественной, с вопросом. Известны ли вам имена Зои Космодемьянской, Гули Королевой, Александра Матросова?

А между тем еще двадцать лет назад каждый школьник наизусть знал имена этих героев - участников Великой Отечественной войны. Об их подвигах написаны книги, сняты фильмы, им поставлены памятники. До войны это были самые обычные девчонки и мальчишки: московская школьница и студентка торгового техникума, актриса детского кино и выпускник десятого класса, секретарь школьного комитета комсомола и воспитанник детского дома. Но, когда пришла война, они забыли обо всех своих планах, мечтах и надеждах и стали разведчиками, летчиками, танкистами, санинструкторами, ушли в партизаны. Их объединила искренняя любовь к Родине и желание сделать все возможное для победы, даже ценой своей собственной жизни.

Почему нынешнему поколению нечего или почти нечего рассказать о тех, кто отдал свою жизнь ради жизни на земле?

Чем можно объяснить такое незнание: нежеланием читать или нежеланием знать о прошлом своей страны?

Мы с вами прочитали роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и посмотрели одноименный фильм С. Герасимова.

Давайте вспомним, какой вопрос постоянно задают друг другу молодогвардейцы в первые дни немецкой оккупации? (Как жить дальше собираешься?) В чем смысл этого вопроса?

Оккупация Краснодона длилась чуть более полугода. В середине февраля город был освобожден. Что мешало молодогвардейцам ничего не предпринимать, а тихо-смирно сидеть и дожидаться подхода Красной Армии и не создавать никакой организации? Зачем им это было нужно?

Самому молодому члену организации Радику Юркину было всего 14 лет. Комиссару «Молодой Гвардии» Олегу Кошевому - 16. Мы знаем, что война - это, прежде всего, дело взрослых людей, мужчин. Почему же в борьбу с врагами вступают дети и подростки?

Немцы подвергли молодогвардейцев особо изощренным пыткам, избивали на их глазах матерей, сестер, любимых и зверели, и ужесточали допросы и пытки с каждым днем, и даже казнили их ночью. Зачем они это делали? Что пытались доказать этим палачи?

(Они были бессильны в своем желании сломать и поставить на колени молодежь – будущее народа).

Удалось ли актерам, сыгравшим в фильме «Молодая гвардия», передать дух романа и характер молодогвардейцев?

Из всей организации только одиннадцать молодогвардейцев остались в живых. Среди них - связная штаба Нина Иванцова, которая добровольно вступила в Советскую Армию и участвовала в штурме Берлина. На одной из стен рейхстага рядом со своим именем она поставила имена Олега Кошевого, Сергея Тюленина и Ульяны Громовой. Как бы вы объяснили этот поступок Нины?

Отличается ли поколение молодогвардейцев от вас, современной молодежи, и если отличается, то чем?

Однажды в американском журнале "Кольерс" было напечатано вот такое заявление: "Надо добиться, чтоб в грядущей войне с Россией не было "Молодой гвардии", не было Космодемьянской и Матросова. Способ для этого есть: надо принизить подвиг мальчишек и девчонок, родившихся и выросших именно при Советской власти, лишить их ореола национальных героев великого Отечества». Как вы думаете, удалось ли претворить в жизнь это желание американских идеологов и политиков? Кто или что этому способствовало?

Что нового для себя лично вы открыли, посмотрев фильм «Молодая гвардия»?

В Краснодоне память о погибших молодогвардейцах трепетно оберегается жителями города. Многое лет в городе работает музей «Молодой гвардии». В нем несколько лет назад побывала Чувашова Елена Владимировна.

События, описанные в романе, имеют реальную основу. Герои произведения – обычные мальчишки и девчонки – жили в городе Краснодоне. Это небольшой город на Украине, который до войны был похож на все шахтерские города, тихий, утопающий в садах.

И именно здесь произошли те страшные события, о которых мы читаем в романе «Молодая гвардия».

Площадь имени «Молодой гвардии» - это лицо города Краснодона. В центре ее – величественный памятник. На высоком пьедестале у бронзового знамени навечно застыли легендарные краснодонские герои. Авторы монумента скульпторы В.И. Агибалов, В.И. Мухин передали не только внешнее сходство О.Кошевого, У.Громовой, Л.Шевцовой, С.Тюленина и И.Земнухова, но и внутренний мир, решимость бороться до конца, гордую окрыленность. В памятнике запечатлен волнующий момент клятвы патриотов, и поэтому он назван «Клятва».

Неподалёку от памятника на черных мраморных плитах имена комсомольцев и коммунистов. Это братская могила участников партийно-комсомольского подполья. Здесь 1 марта 1943 года тысячи краснодонцев похоронили своих героев, извлеченных из шурфа шахты № 5. Тогда был установлен временный деревянный обелиск со словами М.Горького:»Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.

Днем и ночью, бросая отблески на могильные плиты, горит Вечный огонь. Его зажгли 9 Мая 1965 года, в день 20-летия Победы. И в этот день взору краснодонцев открылась гранитная глыба-стела «Скорбящая мать». Ее авторы воплотили в ней безутешную скорбь не только краснодонских матерей, потерявших своих детей во время войны. На обратной стороне стелы – копии надписей, оставленных молодогвардейцами на стенах камеры.

Пятеро молодогвардейцев: Олег Кошевой, Люба Шевцова, Семен Остапенко, Виктор Субботин, Дмитрий Огурцов были расстреляны в феврале 1943 года в Гремячем лесу в Ровеньках. Похоронили всех пятерых в городском сквере в центре Ровеньков. Теперь здесь сооружен мемориальный комплекс «Слава», зажжен вечный огонь.

Мемориал «Непокоренные».

Здесь краснодонские подпольщики сделали последний шаг – в бессмертие. В романе «Молодая гвардия» мы читаем: «Вот уже виден был косо свалившийся набок после взрыва копер шахты №5. Юноши и девушки запели «Интернационал». Их всех сгрузили в промерзшее помещение бани при шахте… Жандармы начали раздевать тех, у кого была хорошая одежда и обувь.

Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф по одному. И каждый, кто мог, успевал сказать те несколько слов, какие он хотел оставить миру.

Метельными ночами 15, 16, 31 января 1943 года перестали стучать сердца 71 патриота.

Трижды Краснодон оплакивал у шурфа своих сыновей и дочерей.

В первый раз это было сразу после освобождения города, когда из шурфа шахты №5 подняли изуродованные, с трудом узнаваемые трупы.

В 1947 году в Краснодон прибыла киноэкспедиция – на киностудии им. Горького С.А.Герасимов снимал фильм «Молодая гвардия». Сцена казни снималась непосредственно у шурфа.

В третий раз и навсегда подняли на земную поверхность трагедию шурфа своим воображением скульпторы и архитекторы. Мы видим как бы разрез шурфа. Пространство очерчено четырьмя пилонами, на фоне которых изображены фигуры погибающих героев. К 40-летию «Молодой гвардии» здесь зажжен огонь славы.

Люди, благодаря которым мир узнал правду о юных героях.

Александр Фадеев сразу же после освобождения приехал в Краснодон, поселился на Садовой улице, где в годы оккупации жил Олег Кошевой. Фадеев собирал материалы о молодогвардейцах, встречался с их родственниками.

Сергей Герасимов - режиссер, снявший художественный фильм.

Презентация «Молодая гвардия» с комментариями.

Каковы ваши впечатления о фильме? Как вы думаете, нужны ли молодому поколению подобные фильмы и книги?

Мы с вами узнали историю молодых людей, живших в Краснодоне, но кроме них были сотни, тысячи юношей и девушек, приближавших победу и в тылу, и на фронтах. Некоторым родина вручила свою самую высокую награду – Звезду Героя Советского Союза. Многие из них получили ее посмертно. Запомните их имена.

Презентация «Герой Советского Союза».

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Давайте почтим память погибших комсомольцев.

Минута молчания.

Литература

1. Фадеев А. Молодая гвардия – Донецк, 1985.

2. Никитенко А. Г. Здесь жили и боролись молодогвардейцы. – Донецк «Донбасс», 1984.

3. Тимофеева И. Н. Помнят благодарные потомки. – Донецк «Донбасс», 1985.

5