Толстой война и мир историческое событие. Основные события каждого тома романа война и мир
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна – воплощенная в Ростовых, Пьере, Андрее Болконском, другая – светское общество.
ерг всегда говорит очень точно, спокойно и учтиво, не расходуя при этом никаких духовных сил, и всегда о том, что касается его одного. Та же безукоризненность открывается в государственном преобразователе и внешне поразительно активном деятеле Сперанском, когда князь Андрей замечает его холодный, зеркальный, отстраняющий взгляд, видит ничего не значащую улыбку, слышит металлический, отчетливый смех. В другом случае «оживлению жизни» противостоит безжизненный взгляд царского министра Аракчеева и такой же взгляд наполеоновского маршала Даву. Сам великий полководец Наполеон, всегда доволен собой. Как и у Сперанского, у него «холодное, самоуверенное лицо», «резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Однако, раскрывая мимолетные движения человеческой души, Толстой иногда вдруг оживляет эти металлические, отчетливые фигуры, эти зеркальные глаза, и тогда князь Василий перестает быть самим собой, ужас смерти овладевает им, и он рыдает при кончине старого графа Безухова. «Маленькая княгиня» испытывает искренний и неподдельный страх, предчувствуя свои тяжкие роды.
«Война и мир» – одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.
Все эти холодные и лживые люди не способны осознать опасность и трудное положение, в каком находится русский народ, переживающий нашествие Наполеона, проникнуться «мыслью народной». Воодушевиться они могут лишь фальшивой игрой в патриотизм, как Анна Павловна Шерер или Жюли Карагина, шифоньеркой, удачно приобретенной в тот момент, когда отечество переживает грозное время, как Берг, мыслью о близости к высшей власти или ожиданием наград и передвижений по служебной лестнице, как Борис Друбецкой накануне Бородинского сражения. Их призрачная жизнь не только ничтожна, но и мертва. Она тускнеет и рассыпается от соприкосновения с настоящими мыслями и чувствами. Даже неглубокое, но естественное чувство влечения Пьера Безухова в Элен подавило собою все и парило над искусственным лепетом гостиной, где «шутки были невеселы, новости не интересны, оживление – очевидно поддельно».
Для Толстого светское общество – это символ лживости, притворства. Это Анна Павловна Шерер, изображающая энтузиастку, предлагающая гостям виконта, потом аббата. Мысль, чувство, искренность для нее где-то в другом месте. Это постоянный гость в салоне Анны Павловны – князь Василий, который говорит как «заведенные часы». И здесь подчеркивается автоматизм, отсутствие свободы, лицемерие ставшее сущностью человека. Это и красавица Элен, которая всегда и всем одинаково красиво улыбается. При первом появлении Элен ее неизменная улыбка упомянута трижды. «Маленькой княгине» Болконской не прощается ее вполне невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной, и с генералом, и со своим мужем, и с его другом Пьером она разговаривает одинаковым капризно-игривым тоном, и князь Андрей раз пять слышит от нее точно ту же фразу о графине Зубовой. Старшая княжна, не любящая Пьера, смотрит на него «тускло и неподвижно», не изменяя выражения глаз. Даже и тогда, когда она взволнованна (разговором о наследстве), глаза у нее остаются те же, как старательно подмечает автор, и этой внешней детали довольно для того, чтобы судить о скудости ее натуры. Б
В ней показан русский национальный быт и, главное, – история народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу являются идейно-художественным стержнем произведения. «Война и мир» – произведение, в котором писатель стремился дать ответы на вопросы: в чем призвание русской интеллигенции? Что должны делать мыслящие люди, чтобы принести пользу Родине? К чему может привести преклонение перед сильной личностью? Какова вообще роль личности и народа в истории? Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа.
Толстой всегда считал, что улыбка человека говорит о многом: «если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно, если она не изменяет его, то оно обыкновенно, если она портит его, то оно дурно». И Толстой внимательно следит за улыбками людей. О Вере Ростовой он говорит: «Улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает, напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Всему этому миру, людям света знает цену Андрей Болконский. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – это заколдованный круг, который он видит и из которого хочет вырваться. Для этого он и идет на войну. У князя Андрея «скучающий взгляд», на лице его чередуются выражения скуки, усталости и досады. Однако в портрете Андрея Толстой отражает противоречие между демонстративным выражением скуки и внутренней страстью борения. Это проявляется в разговорах Андрея с Пьером.
Когда Пьер Безухов впервые вошел в гостиную Анны Павловны, она испугалась, потому что в Пьере было то, что не свойственно свету – умный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной. Толстой называет Пьера ребенком. Он наивен, он не понимает, что попал в игрушечный домик, он хочет с заводными игрушками говорить о мировой политике. Он принимает Элен за «гений чистой красоты». И «улыбка у него была не такая как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда, приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое, детское, доброе». Улыбка его словно говорила: «мнения мнениями, а Вы видите какой я добрый и славный малый».
Исторические события в романе “Война и мир” через судьбы героев { Выполнил ученик 10 а класса Хайдаршин Ринат
Образы героев романа: Анатоль Курагин Андрей Болконский Анна Павловна Шерер Багратион Берг Борис Друбецкой Василий Курагин Граф Ростов Графиня Ростова Долохов Капитан Тушин Княжна Марья Курагина Элен Кутузов Лиза Болконская Наполеон Наташа Ростова Николай Ростов Николай Болконский Петя Ростов Платон Каратаев Пьер Безухов Соня Тихон Щербатый
Тема романа «Война и мир» - изображение русского общества в первой четверти XIX века. Главным историческим событием этого периода является, безусловно, Отечественная война 1812 года, которая стала важнейшим поворотным пунктом в русской истории. Толстой показывает войну 1812 года как историческое событие, в котором самым ярким образом проявился русский национальный характер. - Во-первых, война и победа над наполеоновской Францией способствовали росту национального самосознания русских, до сих пор преклонявшихся Франции, а теперь ставших победителями своих же кумиров. - Во-вторых, победа в Отечественной войне обострила все общественные и экономические противоречия в России, поставила вопрос о государственных реформах. В частности, передовые русские люди понимали, что огромную роль в победе над Наполеоном сыграл простой народ, и надеялись, что Александр Первый ограничит или вообще отменит крепостное право, столь тягостное для народапобедителя. Но никаких решительных государственных преобразований после Отечественной войны не последовало, что привело недовольству и к восстанию декабристов на Сенатской площади. Историки именно из-за внутренней политики называют царствование Александра Первого «эпохой потерянных возможностей» .
Отечественная война является народной войной, поэтому большое внимание Толстой уделяет описанию партизанской войны. Здесь автор выступает и как историк, и как художник. Он рассказывает о возникновении, организации, роли партизанского движения в победе над французами. Толстой язвительно пишет о возмущении французов, которые в исторических сочинениях о русской кампании Наполеона писали, что война 1812 года выиграна русскими не по правилам. Как будто есть какие-то правила для войны! Писатель в своём романе отвечает на упрёки французов: русские, увидев Отечество в опасности, не стали долго раздумывать, правильно они воюют с вторгшимся на их землю агрессором или нет. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью» , - восклицает автор Символом народной войны в романе становится Тихон Щербатый - самый полезный человек в отряде Василия Денисова. Для Толстого совершенно ясно, что Наполеон не мог выиграть русскую кампанию, так как сражался не с армией, а с целым народом.
Действие романа не завершается с концом Отечественной войны. Описание Отечественной войны занимает в романе только третий и четвёртый тома, поэтому первый и второй тома, где описывается участие русских войск в Наполеоновских войнах 1805 -1807 годов, можно назвать экспозицией главного исторического действия. Самыми важными историческими событиями первого и второго томов романа являются описания двух военных операций - Шенграбенского боя и Аустерлицкого сражения - и Тильзитского мира.
Анатоль Курагин Сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Отец смотрит на своего сына как на "беспокойного дурака « Очень красив, щеголь, наглец, эгоистичен Глуп, не находчив, но популярен в обществе Анатоль друг Долохова К женщинам Анатоль относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Он привык всем нравиться, не испытывая ничего серьезного в ответ
Андрей Болконский Сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Андрея как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он очень сдержан, хорошо образован, у него сильная воля Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке Сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Болконский был тяжело ранен в Аустерлицком сражении. Этот момент крайне важен, потому что именно тогда началось духовное перерождение героя. Болконский понимает всю мелочность и глупость всего происходящего на войне. Андрей видит Наполеона и понимает все ничтожество этого
Анна Павловна Шерер Анна Павловна - хозяйка модного в Петербурге салона, описание вечера в котором и открывает роман. Искусственна, как и весь высший свет. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью зависит от последних политических, придворных или светских соображений. В 1812 году ее салон демонстрирует ложный патриотизм, едя щи и штрафуя за французскую речь.
Багратион Это реальное историческое лицо. Герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что он - невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек. В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Его все любят и уважают за решительность и отвагу. Во время самого решительного момента сражения Багратион не отдает видимых приказаний, а спешивается и идет в бой впереди всего войска. Во время Аустерлицкого сражения Б. также проявил свой героизм. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Багратиона в его лице "отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату. . . ".
Бегр Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг сделал неплохую карьеру. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах.
Борис Друбецкой Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Б. и Наташа были влюблены друг в друга. Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица Б. с юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Борис собирается сделать блестящую карьеру, заводит много полезных знакомств.
Василий Курагин Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Относится ко всем окружающим снисходительно и покровительственно. Внешнее описание: в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица, с надушенной и сияющей лысиной Специально никому не желает зла, но просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Стремится сблизиться с людьми, которые богаче и выше его по положению. Князь Василий большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.
Граф Ростов Илья Андрееви - граф, отец Наташи, Николая, Веры и Пети. Очень добродушный, щедрый человек, любящий жизнь и не очень умеющий рассчитывать свои средства. Способен лучше всех сделать прием, бал, он радушный хозяин и примерный семьянин. Граф привык жить на широкую ногу, и тогда, когда средства уже не позволяют этого, постепенно разоряет свою семью, от чего сильно мучается.
Графиня Ростова Жена графа Ростова, "женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми. . . Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение". Ростова создает в своей семье атмосферу любви и доброты, очень заботится о судьбах своих детей. Известие у смерти младшего и любимого сына Пети едва не сводит ее с ума. Она привыкла к роскоши и выполнению малейших капризов, и требует этого после смерти своего мужа.
Долохов Внешнее описание: Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами, примерно двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Этот герой небогат, любит развлекаться, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком, скрывает свою нежную любовь к матери. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться.
Капитан Тушин Штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения. Тушин - человек маленького роста с тоненьким голоском, в нем было что-то "невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное". Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым. Накануне сражения Тушин говорит о страхе смерти, но во время сражения герой преображается. Он чувствует себя "огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". Во время сражения штабс-капитан уже не боится смерти или ранений, ему становится все веселее и веселее, солдаты слушаются его как дети.
Княжна Марья Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. Некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза Религиозна. Она часто принимает у себя странников. Нет близких друзей, она живет под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать. Жизнь Марьи меняется после встречи с Николаем Ростовым. Именно он увидел все богатство и красоту ее души. Они женятся, М. становится преданной женой, полностью разделяя все взгляды своего мужа.
Курагина Элен - дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой» , белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. Элен невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов. Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспе- чивает ей постоянный успех.
Кутузов Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. "Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое". Кутузов знал, что "решает участь сражения дух войска « Кутузов сливается с народом, он всегда скромен и прост. Он выразитель народной мудрости в романе.
Лиза Болконская Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина Лиза была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Лиза живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь.
Наполеон Это реальное историческое лицо, французский император. Наполеон в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Внешне мы видим откормленного и барски изнеженного человека с "круглым животом", "жирными ляжками коротких ног", "белой пухлой шеей", "потолстевшей короткой фигурой". Все его поведение - сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы.
Наташа Ростова Одна из главных героинь. Дочь графа и графини Ростовых. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая. . . ". Эмоциональна и чутка, не очень умна, но есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на благородные поступки, может забыть о своих интересах ради других. У Наташи очень красивый голос, она очень музыкальна. Живет в атмосфере влюбленности и счастья.
Николай Ростов Сын графа Ростова. "Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица". Герой отличается "стремительностью и восторженностью", он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Участвует в Отечественной войне 1812 года. В Шенграбенском сражении храбро идет в атаку, но после ранений паникует и думает о смерти для всех тех “кто его любит” Это событие несколько принижает образ героя. После Николай становится храбрым офицером, настоящим гусаром, сохраняющим верность долгу
Николай Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Педантичный, сухой, деятельный человек, не выносящий праздности, глупости, суеверия. В его доме все расписано по часам, он все время должен быть при деле. Невысок ростом, "в напудренном паричке. . . с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз". Гордый, умный человек, постоянно заботится о сохранении фамильной чести и достоинства.
Петя Ростов Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим Петя еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон патриотических порывов и уходит в армию. Во время войны юноша случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где и остается, желая принимать участие в настоящем деле.
Платон Каратаев Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. Воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Каратаев 0 - добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек Привлекательна его доброта, спокойствие, уверенность, улыбчивость круглого лица.
Пьер Безухов Главный герой романа и один из любимых героев Толстого. Пьер - незаконный сын богатого и известного в обществе графа Безухова. Очень отличается от людей, принадлежащих к высшему обществу даже внешне. Это "массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках" с "наблюдательным и естественным" взглядом. Пьер умен, имеет склонность к философским рассуждениям, у него очень добрый и мягкий нрав, он совершенно непрактичен. В начале романа мы видим, что Пьер считает Наполеона своим кумиром. После он страшно разочаровывается в нем и даже желает убить. В эпилоге мы видим Пьера счастливым мужем и отцом. В споре с Николаем Ростовым П. высказывает свои убеждения, и мы понимаем, что перед нами будущий декабрист.
Соня С - племянница старого графа Ростова, воспитывается в этом доме. Она "тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой". Соня сдержанна, молчалива, рассудительна, способна жертвовать собой.
Тихон Щербатый Мужик, приставший к партизанскому отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Этот герой олицетворяет собой образ "дубины народной войны", которая со всей силой накинулась на неприятеля. После своего ранения, Т. начинает без необходимости убивать пленных французов, говоря, что они были "плохонькие". За это в отряде его не любят.
1.Июль 1805 года. У Анны Шерер, фрейлины, приближенной императрицы Марии Федоровны, больший прием 2.У Ростовых празднуют именины матери и младшей дочери Наташи. 3.Церемонией прощания с графом Безуховым. Граф скончался. Пьер - наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России. 4.В Лысые Горы, в имении князя Николая Андреевича Болконского, Приезжает князь Андрей со своей женой и оставляет ее в имении отца. ЧАСТЬ II 1.Октябрь 1805 года. Русские войска занимают села и города эрцгерцогства Австрийского. В ставке Кутузова неожиданно появляется Мак. Австрийцы разбиты и сдали всю свою армию под Ульмом. Николай Ростов служит в гусарском Павлодарском полку под командой ротмистра Денисова. 28 октября Кутузов переходит с армией на левый берег Дуная. Победа воодушевила раздетых, изнуренных солдат. 2.Князь Андрей идет к Кутузову. бой. Отступление. ЧАСТЬ III 1.Венчание Пьера и Элен. 2.Неудачное сватовство Анатоля и Марьи Балконской 3. Явление французский парламентер Савари с предложением мира и свидания императора Александра с Наполеоном. 4.Поражение четвертая колонны, при которой находился сам Кутузов, на Праценских высотах. 5.Ранение Андрея Балконского.. Так же смерть жены Андрея Болконского.
Том 2
Часть 1
1. Приезд Николая Ростова домой в Москву в отпуск
2. Граф Ростов устраивает обед в честь Багратиона, до Пьера Безухова доходят сплетни о связи его жены Элен с Долоховым
3. Дуэль Долохова с Безуховым
3. Размышления Пьера Безухова о своей семейной жизни и о жене Элен и отъзд в Петербург
4. В Лысых горах появляется Андрей Болконский, его жена Лиза рожает ребенка и умирает
5. Сближение Ростова и Долохова
6. Первый бал Наташи Ростовой
7. Ростова отказывает Денисову на его предложение
Часть 2
1. По дороге в Петербург Безухов знакомится с массоном и через неделю едет в Киев, чтобы вступить в массонское братство
2. Элен возвращается в Петербург и заводит новой знакомство с Борисом Друбецким
3. Весной 1807 года из Киева в Петербург Безухов объезжает свои имения и заезжает к Болконскому
4. Разговоры за обедом Пьера и Андрея и через 2 дня Пьер уезжает
5. Возвращение Ростова с свой полк, сближение с Денисовым
6. Денисов избивает Телятина, получает легкое ранение, попадает в госпиталь
7. Борис Друбецкой делает карьеру
Часть 3
1. Князь Андрей два года живет безвыездно в деревне
2. В августе 1809 г. князь Андрей приезжает в Петербург
3. Пьер занимается самосовершенствованием
4. Ростовы два года прожили в деревне и переезжают в Петербург
5. Друбецкой все чаще ездил к Ростовым, но после разговора с графиней перестает быватьв их доме.
6. Устраивается бал накануне нового года. Съехалась вся элита. Наташа отправляется на свой первый большой бал. Танцует с Болконским.
7. Ужин у Бергеров
8. Андрей просит разрешения у отца на женитьбу и уезжает в Европу
Часть 4
1. Ростов по-прежнему живет в полку
2. Дела Ростовых идут все хуже и графиня пытается женить выгодно Николая
3. Наташа тоскует без Андрея
Часть 5
1. Пьер начинает опять ездить в клуб, много пить и т. д.
2. Старый князь Болконский вместе с княжной Марьей и внуком также приезжают в Москву
3. Сватовство Друбецкого к Жюли Карагиной
4. Ростов-старший вместе с Наташей идет с визитом к старшему Болконскому.
5. Анатоль Курагин живет в Москве, ни с кем не сближается
6. Наташа Ростова по-прежнему ждет Андрея Болконского
7. Элен приглашает Наташу на маскарад.
Здесь же появляется Анатоль, снова говорит о своей любви, целует Наташу
8. Наташа мучается вопросом, кого она любит: Анатоля или князя Андрея
9. Наташа хочет бежать с Курагиным, но план провалился
10. Анатоль съезжает из Москвы.
11 Попытка самоубийства Наташи
12. Приезд князя Андрея
13. Наташа понимает, что между ней и князем Андреем все кончено
Исторические события в романе Толстого «Война и Мир»
Теперь нам нужно только знать, что мы имеем перед собой громадную композицию, изображающую состояние умов и нравов в передовом сословии «новой России», передающую в главных чертах великие события, потрясшие тогдашний европейский мир, рисующую физиономии русских и иностранных государственных людей той эпохи и связанную с частными, домашними делами двух-трех аристократических наших семей, которые высылают на это позорище несколько членов из своей среды!
Ничто не дает такого подобия действительности и ничто так не заменяет собою понимания ее, как эти сопоставления, особенно если ими распоряжается и пользуется необыкновенный талант, как именно здесь случилось. Благодаря им читателю кажется, будто Дух времени, Открытие и определение которого стоит таких трудов исследователям исторических эпох, воплощается на страницах романа, как индийский Вишну, легко и свободно, бесчисленное количество раз.
…Ничего не может быть проще множества событий, описанных в «Войне и мире». Все случаи обыкновенной семейной жизни, разговоры между братом и сестрой, между матерью и дочерью, разлука и свидание родных, охота, святки, мазурка, игра в карты и пр. - все это с такою же любовью возведено в перл создания, как и Бородинская битва. Простые предметы занимают в «Войне и мире» так же много места, как, например, в «Евгении Онегине» бессмертное описание жизни Лариных, зимы, весны, поездки в Москву и т. п.
Правда, рядом с этим гр. Л. Н. Толстой выводит на сцену великие события и лица огромного исторического значения. Но никак нельзя сказать, чтобы именно этим был возбужден общий интерес читателей. Какие бы огромные и важные события ни происходили на сцене, - будет ли это Кремль, захлебнувшийся народом вследствие приезда государя, или свидание двух императоров, или страшная битва с громом пушек и тысячами умирающих, - ничто не отвлекает поэта, а вместе с ним и читателя от пристального вгля-дывания во внутренний мир отдельных лиц. Художника как будто вовсе не занимает событие, а занимает только то, как действует при этом событии человеческая душа, - что она чувствует и вносит в событие.
Можно… сказать, что высшая точка зрения, на которую поднимается автор, есть религиозный взгляд на мир. Когда князь Андрей, неверующий, как и его отец, тяжело и больно испытал все превратности жизни и, смертельно раненный, увидел своего врага Анатоля Курагина, он вдруг почувствовал, что ему открывается новый взгляд на жизнь.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и Которой я не понимал; Вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив…»
И не одному князю Андрею, но и многим лицам «Войны и мира» открывается в различной степени это высокое понимание жизни, например, многострадальной и многолюбящей княжне Марье, Пьеру после измены жены, Наташе после ее измены жениху и пр. С удивительною ясностью и силою поэт показывает, как религиозный взгляд составляет всегдашнее прибежище души, измученной жизнью, единственную точку опоры для мысли, пораженной изменчивостью всех человеческих благ. Душа, отрекающаяся от мира, становится выше мира и обнаруживает новую красоту - всепрощение и любовь.
…Рассмотренное нами сочинение (написанное, по определению некоторых критиков, автором «суеверным и ребячливым фаталистом») имеет в наших глазах еще большее значение в приложении к решению многих практических вопросов, которые время от времени могут повторяться и даже несомненно повторяются со свойственною им роковою неотразимостью. Они где-то зарождаются, восстают и текут, влеча за колесами двигающей их колесницы своих Кутузовых и Болконских, Верещагиных и Растопчиных, Васек Денисовых и понизовых дам, не хотящих «кланяться французу». Если зорче осмотримся и обсчитаем весь ворох своей коробьи повернее, то увидим, что все эти бойцы и выжидатели, все эти верующие и неверные, одухотворяющиеся и лягушествующие, выскочки и хороняки - все они опять живы и с нами опять…
Толстой умиляется простым русским человеком, потому что простой русский человек отрицает всякое знание. Да и зачем ему знание, говорит гр. Толстой, если он чувствует правду жизни непосредственно и поступает правильно без размышления. И где эта правда, кто ее знает? Отрицая знание, граф, однако, понимает, что создает этим торричеллиеву пустоту, и потому наполняет ее тем, что бог положил ему на душу, что он прочитал в окружающей его деревенской природе, что навеяла на него славянофильская Москва.
Это отступление в глубь степей Азии, чтобы спасти лоскутки разорванных юношеских верований в лучшее, но неудавшееся будущее, может иметь значение как факт личной житейской неудачи, как факт личного опыта. Но почему же вы думаете, что опытная мудрость отставшего Каратаева должна служить уроком для идущей вперед армии? Назовите свой роман автобиографией - мы будем понимать и его, и автора; но если автор хочет провозгласить торжественно новое слово, хочет открыть миру новую мудрость, которой научила его обманувшая жизнь, - мы с правом войска, идущего вперед, не поверим пророку, приглашающему нас идти в Палестину чрез степи Азии, когда нам дорога совсем не туда.
Толстой глубоко убежден, что не только в России, но и повсюду - в Европе, Азии, Америке, люди, как неразумные звери, не знают, зачем они живут и в чем заключается человеческое счастье, к которому каждый инстинктивно стремится. Ну, для чего вы живете, читатель? Прочитайте «Войну и мир», вникните в глубь философии гр. Толстого - и вы почувствуете себя в положении человека, которого из полусветлой комнаты заперли в чулан. Если вы знали прежде мало, то по прочтении романа гр. Толстого вы ощутите в голове такую смутность понятий, что у вас опустятся руки и последняя почва исчезнет из-под ваших ног.
Размышления о причинах войны (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Война - это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Война 1812 г. - в центре художественного замысла Л.Н. Толстого в его гениальном романе-эпопее «Война и мир» (1863- 1869).
Человек имеет неоспоримое право жить на земле. Смерть на войне ужасна и безнравственна: она отбирает это право. Смерть героя, защищавшего отечество, может прославить его имя, но от этого её трагический смысл не станет иным: человека ведь нет.
Пока идёт война, совершается «такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, поджогов и убийств, которое в целые века не соберёт летопись всех судов мира».
Но, с точки зрения морали войны, эти поступки не безнравственны: они ведь совершены против ненавистного врага, а также во имя чести и славы «нашей» стороны.
Л.Н. Толстой пишет о том, что с конца 1811 г. в Западной Европе началось «вооружение и сосредоточение сил», так что к лету 1812 г. грозные полчища врагов России обозначились у её границ. По источникам, 450 тысяч человек насчитывалось в армии Наполеона, причём французов - 190 тысяч, остальные представляли собой контингент союзников.
Говоря о причинах войны, Толстой называет главную. В людской среде, будь то государства, сословия, общественные течения, возникают моменты, когда определённые силы объединяются для того, чтобы создать предпосылки для появления какого-то очень важного события. Это событие из-за своей значимости в жизни людей может изменить мир.
Так, войны Наполеона с Тройственным союзом в 1805- 1807 гг. и заключённый Тильзитский мир 1807 г. перекроили карту Европы. Наполеон явился инициатором экономической блокады Англии. Россия не согласилась с условиями изоляции Англии, получая от неё военную и финансовую помощь. С ведома Наполеона Россия установила своё влияние в Финляндии вопреки интересам Швеции. Наполеоном была обещана независимость Польше, что шло вразрез с интересами России, но воодушевляло поляков.
Конфликты из-за столкновения интересов возникают не только между государствами. Главы наций и армий, члены монарших семейств, дипломаты - это те высокопоставленные люди, от которых зависит, быть войне или не быть. Но, как пишет Толстой, их авторитет и решающее последнее слово в возникших событиях могли быть только видимостью.
Это лишь казалось, что твёрдость русского императора Александра и властолюбие Наполеона могли подвигнуть ситуацию к войне Западной Европы с Россией. По словам писателя, «миллиарды причин совпали для того, чтобы произвести то, что было». Ужас войны в том, что её грозный и страшный механизм, набрав обороты, беспощадно убивает людей.
«Должны были миллионы людей, отрекшись от своих чувств и своего разума, идти на восток с Запада и убивать себе подобных…».
Как правило, именно «великие люди», агрессоры и захватчики, повинны в личных трагедиях тех, на кого они напали.
Толстой пишет: «Нельзя понять… почему из-за того, что герцог обижен, тысячи людей другого края убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими».
Толстой - великий гуманист. Он утверждает, что личная жизнь человека и, главное, ценность этой жизни превыше всего. Но если люди вовлечены в исторический процесс, общий для всех, то их средой становится «жизнь стихийная, роевая».
В этом случае, как говорят, массы творят историю. Жители Франции охотно поддержали Наполеона в его притязаниях на чужие территории, на материальные богатства иных стран. И все полагали, что расходы на эти войны окупятся выгодами, полученными после победы.
Солдаты армии Наполеона выражали любовь к своему кумиру радостными возгласами, когда при выходе из леса к Неману видели его фигуру.
А император Александр и подданные его государства имели совершенно другие побудительные обстоятельства, которые вовлекли их в кровавые события войны. Главная причина вступления в войну со стороны Русского мира была одна - это стремление всей нации отстоять независимость родной земли любой ценой.
«Мысль народная» воплощалась в конкретные дела защитников Отечества.