Тотемизм его сущность и происхождение. Явление тотемизм: что это? Анимизм, фетишизм и магия

1) Тотемизм - (на языке северо-америк. индейцев оджибве «от-отем», букв. - его род) - одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (родами) и животным и растит, миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) -воспринимался как реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традиц. комплекс представлений, связанный с Т., - это вера в возможность постоянного «непорочного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потомков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих животных и растений на территории своего рода (племени) и обеспечить его материальное благополучие; в то, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, но пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

2) Тотемизм - (на языке индейцев «ототем» – его род): вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и определенными животными или растениями (тотемами). Одна из ранних форм науки и родоплеменных религий, приверженцы которой воспринимали тотем как общего предка их рода, способного оказывать им сверхъестественную помощь.

3) Тотемизм - (от алгонкинского "ототем" - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопред-ка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) Т.. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин "Т." был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19-20 вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и " комплекс Эдипа") на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность. В.И. Овчаренко

4) Тотемизм - - религиозные верования, возникшие на ранней ступени развития общества: представления об общем предке племени или рода - животном, растении, реже - явлении природы или неодушевленном предмете; вера в происхождение человека от животного или растения, камня, предмета.

5) Тотемизм - - вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом является и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи.

6) Тотемизм - (от слова “ототеман”, на языке североамер. индейцев племени оджибве - род его) - одна из ранних форм религии первобытного об-ва. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 в.). Осн. в Т.- вера в общее происхождение и кровную близость к.-л. группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение Т. обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в об-ве, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей. Тотем, могучий покровитель людей, обеспечивает их пищей. Т. распространен среди племен Австралии, Сев. и Южн. Америки, Меланезии, Полинезии, Африки. Пережитки Т. сохранились в развитых религиях (бог как отец верующих; причастие как вкушение тела бога), в фольклоре (сказки о брачных и родственных отношениях людей с животными).

Тотемизм

(на языке северо-америк. индейцев оджибве «от-отем», букв. - его род) - одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (родами) и животным и растит, миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) -воспринимался как реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традиц. комплекс представлений, связанный с Т., - это вера в возможность постоянного «непорочного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потомков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих животных и растений на территории своего рода (племени) и обеспечить его материальное благополучие; в то, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, но пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

(на языке индейцев «ототем» – его род): вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и определенными животными или растениями (тотемами). Одна из ранних форм науки и родоплеменных религий, приверженцы которой воспринимали тотем как общего предка их рода, способного оказывать им сверхъестественную помощь.

(от алгонкинского "ототем" - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопред-ка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) Т.. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин "Т." был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19-20 вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и " комплекс Эдипа") на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность. В.И. Овчаренко

Религиозные верования, возникшие на ранней ступени развития общества: представления об общем предке племени или рода - животном, растении, реже - явлении природы или неодушевленном предмете; вера в происхождение человека от животного или растения, камня, предмета.

Вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом является и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи.

Тотемизм - феномен под которым чаще всего подразумевают одну из древнейших форм первобытной религии.

Этим термином обычно обозначают деление племени на группы, связанные родством по мужской или по женской линии. причем каждая из таких групп верит в свое родство с тотемом - чаще всего животным (сыновья койота, сыновья ворона и пр.), реже растением (сыновья кукурузного початка), неодушевленным предметом или даже природным явленем (сыновья Большой Медведицы, сыновья Грома) - который считается предком данной группы. Нередко у тотемических групп существуют материальные эмблемы, имеющие сакральное значение (как, например, чуринги австралийцев, столбы-тотемы у американских индейцев)). Родовой тотем обычно запрещено убивать и употреблять в пищу (иногда даже избегают встречаться и как-либо соприкасаться с ним), он считается мистическим покровителем данной группы, на него можно воздействовать с помощью определенных магических приемов. В отдельных случаях связь с тотемом устанавливается путем его ритуального умерщвления и коллективного поедания, в котором участвуют все члены данной группы (яркие примеры: «медвежий праздник» у енисейских кетов, во время которого все члены группы обязаны поедать убитого медведя – тотема племени, чтобы к этому тотему приобщиться; растерзание и поедание верблюда у некоторых аравийских племен в доисламский период и пр.). Табу на убийство тотема временно отменяется, во время коллективной трапезы члены группы приобщаются к своему общему предку; в то же время они нередко просят у него прощение за совершенное убийство (именно так и поступают во время "медвежьих прадников" у енисейских кетов, сахалинских айнов и т.п.). Тотемизм имеет свою мифологию - это представление и мифы о тотемическом предке (предках). Иногда с предствлениями о тотемических предках бывает связана вера в перевоплощение - реинкарнацию, в то, что тотемические предки вечно воплощаются в своих потомках. Особенно распространены были такие верования у аборигенов Австралии; у других народов они представлены менее отчетливо. Тотемистические представления также отражают тесную связь первобытного коллектива с его территорией.

Тотемы североамериканских индейцев

Сам термин "тотем" взят из словаря североамериканских индейцев (алгонкинов) и впервые был употреблен в европейской научной литературе Дж.Лонгом в конце XVIII в. Интерес научной общественности к этому явлению особенно возрос в конце XIX - начале XX вв. после работ Дж.МакЛеннана "О культе животных и растений" и Дж.Фрэзера "Тотемизм" и "Тотемизм и экзогамия". Дж.Мак-Леннан выделил в т. три составные части: фетишизм, экзогамию (обычай вступать в брак вне данной группы) и матрилинейный счет родства (т.е. определение родства по материнской линии). Дж.Фрэзер видел основу т. в возможности магического воздействия на свой тотем (отразившуюся, в частности, в обрядах "размножения" тотема). Эти воззрения в более расширительном толковании - сохранении в тотемистических верованиях элементов промысловой магии (воздействие на тотем как на предмет промысла) - высказывали впоследствии и другие исследователи. В.Робертсон-Смит утверждал, что в основе т. лежит концепция, согласно которой природа, как и человечество, разделена на группы вещей по аналогии с кровнородственными группами в человеческом обществе. Однако еще Э.Тайлор предупреждал против искусственного раздувания проблемы т., подчеркивая, что, по его мнению, этому явлению принадлежит довольно скромное место в религиозых и социальных системах; кроме того, он обращал внимание на тот факт, что экзогамия в ряде случаев существует без тотемизма и, следовательно, эти явления не находятся в неразрывной связи.

Особенно велик был интерес к тотемизму в 1910-1920-е гг., когда появилось множество работ, посвященных этой теме, а в журнале "Антропос" начиная с 1914 г. и в течение 10 последующих лет существовал раздел "Проблема тотемизма", в котором публиковались труды виднейших ученых. Существовало множество (около 40) версий происхождения тотемизма, их обзору посвящена известная работа А ван Геннепа "Современное состояние тотемической проблемы". С точки зрения самого ученого, тотемизм - это распределение между вторичными группами общества участков территории со всем, что на ней живет и произрастает, т.е. существует тесная связь тотемизма с промысловой магией.

Еще английский этнолог У. Робертсон Смит отмечал, что кровь жертвенного животного символизирует единение первобытного коллектива со своим божеством, а ритуальное умерщвление и поедание жертвенного животного - это прототип всякого жертвоприношения, заключение союза между таким коллективом и его божеством. О том, как возникли представления о связи того или иного первобытного коллектива с определенным животным, высказывались разные мнения, хотя, по-видимому, они коренятся в психологии первобытного человека. Французский антрополог Э.Дюркгейм считал тотемизм первоначальной формой религии. Он пришел к выводу, что главным объектом тотемистических верований является не конкретное животное, растение или изображение, а некая безличная и анонимная сила, которая находится внутри них, но не смешивается с ними. Он полагал эту силу богом - безличным, без имени, без истории, имманентным миру. Тотемические животные и изображения, таким образом, символы этой безличной силы. В то же время тотем - символ первобытного клана, его бог, в лице которого клан чтит самого себя. Иными словами, тотемизм определялся им, отчасти следуя Робертсону Смиту и Р. Турнвальду, как форма самопочитания первобытного коллектива.

У. Риверс определял тотемизм как совокупность трех элементов: социального (связи животного, растения и т.п.) с определенной (причем, экзогамной) группой людей; психологического (веры в родство членов этой группы и ее тотема); ритуального (почитание животного, растения или материального объекта, выражающееся в запрете на его употребление, кроме отдельных случаев).

Одни исследователи сосредоточивали свое внимание на социальном аспекте проблемы (Э.Лэнг, Г.Кунов, Ф.Гребнер, В.Шмидт и др.). Другие специально обосновывали ее религиозную сторону (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, В.Риверс, В.Вундт) или психологическую (Б.Анкерман, Р.Турнвальд) - чувстве единения между определенной социальной группой и тотемом, а также на коллективизме первобытного мышления, лежавшего в основе тотемистических верований.

З.Фрейд предложил свое понимание проблемы тотемизма. В книге "Тотем и табу" он проводит аналогию между отношением к животному у первобытного человека и у ребенка - оба не отделяют себя полностью от животного мира. Возникновение фобий того или иного животного, являющегося, согласно его теории, заместителем отца, к которому ребенок испытывает амбивалентные чувства страха и обожания, происходит в результате перенесения этих чувств на животное. Следовательно, согласно З.Фрейду, тотемическое животное у первобытных народов - это заменитель образа отца, а сам тотемизм произошел из эдипова комплекса. Тотемическое жертвоприношение он объясняет тем же - желанием сыновей убить и съесть отца (его животного заменителя) и занять его место.

Но уже в 1920-е гг. высказывались скептические взгляды на проблему тотемизма. Так, некоторые представители американской исторической школы (А.Гольденвейзер, Р.Лоуи) отрицали тотемизм как феномен и особую форму религиозных верований. А.Гольденвейзер, в частности, оспаривал взаимосвязь трех феноменов которые многие исследователи считали непременными атрибутами тотемизма: клановой организации, приписывания кланам животных и растительных эмблем и веры в связь клана и его тотема. Р.Лоуи вообще не был уверен в существовании тотемизма как такового.

В дальнейшем наметился спад интереса к проблеме тотемизма. В "Антропологии" А.Кребера (1923), "Общей антропологии", написанной Ф.Боасом совместно с учениками (1938), "Социальной структуре" Дж.Мэрдока (1949) ей уделено совсем немного внимания. Оспаривалась также сязь тотемизма и экзогамии, которую прежде нередко рассматривали как причину т.

Глава культурно-морфологической школы Ад.Иенсен отрицал тотемизм как форму религии и полагал, что это - перенесение на первобытный коллектив более ранних идей - "настоящего тотемизма" (веры в мифических полуживотных предков, восходящей к вере в божественного "хозяина зверей"). А.Элькин, Х.Петри и А.Шлезнер выделяли в Австралии "культовый тотемизм", который, по их мнеию, является первичным по отношению к "социальному тотемизму". Крупный этнолог-автраловед А.Элькин не подвергал сомнению существование тотемизма, но он как бы "дробил это явление, выделяя тотемизм идивидуальный, половой и т.д.

Сторонники функционализма не отрицали существование тотемизма как феномена, но объясняли его в соответствии со своей теорийе. Так, Б.Малиновский сводит тотемическую проблему к трем вопросам. Культ животных и растений в тотемизме он объясняет тем, что они необходимы человеку в качестве пищи и потому вполне естественно оказываются в центре интересов первобытной группы. Вера в родство человека с животным коренится, по его мнению, в сходстве многих биологических функций человека и животного и даже, в представлении первобытного человека, о превосходстве некоторых животных над человеком. Желание контролировать тот или иной вид животных (с тем, чтобы он был доступен в качестве объекта охоты или не представлял опасности) приводит, согласно Б.Малиновскому, к возникновению идеи общности с тотемным животным, а также к установлению запретов на убийство тотема и т.п. А.Рэдклиф-Браун рассматривал тотемизм как частный случай формулирования связей человека с природными видами в мифе и ритуале. Он также отрицал, что тотемизм - это универсальное явление, полагая, что существует множество различных феноменов, связанных с разными институтами; единственное, что их объединяет - это ассоциация отдельных сегментов общества с какими-либо растительными или животными видами.

Тотемизм в Древнем Египте

По мнению Э.Эванс-Притчарда, тотемическая связь коренится не в самой природе тотема, а в тех ассоциациях, которые он вызывает в человеческом сознании, т.е. на живые сущсства и предметы проецируются понятия и эмоции, которые находятся вне их.

Глава Венской школы Й.Гекель полагал, что тотемизм развивался на основе различных источников, основным из которых было "социализирование" определенных видов животных.

Кл.Леви-Строс, с одной стороны, считал проблему тотемизма надуманной, не отвечающей реальности. Он указывал на искусственность образования самого слова "тотем", которое в таком виде не существует в языке индейцев оджибве алгонкинской группы и отмечал, что у них никогда не встречалось верование, основанное на том, что члены клана были потомками тотемного животного и что оно было предметом культа. С другой стороны, он рассматривал тотемизм как способ классификации явлений природы, не отличающиийся принципиально от классификаций, применяемых средневековой и даже в ряде случаев современной наукой. Логика тотемистической классификации основана на идее сходства. Поэтому вся система тотемистических верований, согласно Кл.Леви-Стросу, - это система кодов, устанавливающая логическую эквивалентность между естественными видами и социальными группами.

Представители советской этнографической школы в своих попытках объяснить феномен тотемизма придерживались, что было неизбежным, марксистского подхода к религии и выступали последователями эволюционистских взглядов. С.П.Толстов рассматривал тотемизм как форму сознания связи членов одного коллектива и его противоположности другим коллективам. По его мнению, в основе тотемизма лежит чувство связи с некоторыми видами животных или растений, единства человеческой группы с занимаемой ею территорией находящимися на этой территории производительными силами. Ученый полагал, что тотемизм явление более древнее, чем родовая организация. А.Золотарев утверждал, что тотемизм - это первая форма религиозного отражения кровного родства. А.Анисимов видел центральную идею тотемизма исторически развитое идеологическое отражение некоторых особенностей кровнородственной структуры социальных групп. С.АТокарев, полагая, что самое главное и труднообъяснимое в тотемизме - это вера в родство, некую мистическую связь между первобытным кланом и его тотемом, утверждал, что в основе тотемизма как древнейшей формы религии лежит перенесение кровнородственных отношний на внешний мир, отражение древнеродовой структуры общества с превалирующим типом кровнородственых социальных связей.

Не раз указывалось, что в системе тотемистических представлений животное играет далеко не видную роль - это может быть растение, предмет и т.д. Некоторые исследователи (Ф.Гребнер, В.Шмидт и др) пытались объяснить, почему то или иное животное (растение и пр.) становится тотемом данной группы экономическими причинами - тотемом, по их мнению становилось животное или растение, бывшее предметом экспорта данного коллектива. Ю.И.Семенов считает, что существенную роль в формировании тотемизма сыграла специализация отдельных охотничьих групп на промысле определенного животного, которое впоследствии становилось тотемом данной группы.

Смысл ритуального умерщвления и поедания тотема, который обычно табуирован, заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы сильнее закрепить связь клана со своим тотемом (иногда этот обряд называют "богоядением" как прообраз более поздних ритуальных трапез).

Обращаясь к вопросу о тотемических предках, исследователи иногда считали их реальными людьми, обожествленными после их смерти, хотя еще Л.Леви-Брюль отмечал, что не следует смешивать мифологических (тотемических) и реальных предков первобытного коллектива. Но чаще исследователи признают, что это не реальные родоначальники той или иной группы, они нередко наделены фантастическими чертами и свойствами, представления о них достаточно расплывчаты. Вслед за Б.Малиновским, объяснившим связь между мифом и ритуалом и указавшим, что мифология есть своего рода оправдание ритуальной практики, многие исследователи считают таких предков мифологической персонификацией чувства единства данной группы. Тотемических предков рассматривают как религиозно-мифологическую санкцию обычаев данного первобытного коллектива: учредителей тотемических обрядов и запретов. Некоторые ученые (М.Фортес) вообще связывают возникновение т. с культом предков, полагая, что отношения между людьми и тотемными животными представляют собой символ отношений между людьми и предками в плане мистической причинности.

Некоторые ученые считают многочисленные мифологические сюжеты о сексуальных сношениях людей (особенно женщин) с животными первоначально связанными с тотемистическими представлениями о реинкарнации тотемических предков.

Высказывалось также предположение, согласно которому тотемические предки могли выступить в роли древнейших "культурных героев". Некоторые ученые (Л.Леви-Брюль, Д.Е.Хайтун) истолковывают антропозооморфные изображения, а также изображения людей в звериных масках эпохи палеолита как образы тотемических предков.

Некоторые исследователи считают разного рода табуаирование, зоолатрию (поклонение животным), поклонение зооантропоморфным божествам (имеющим черты человека и животного), веру в оборотней, представления о метемпсихозе (переселении душ) и т.п. пережитками тотемизма. По-видимому, такой взгляд правомерен, если удается установить связь между подобными представлениями и коллективом (особеннно если последний носит имя данного животного). Ряд ученых рассматривает почитание определенного животного каким-либо племенем или даже целым народом как проявление поздней стадии развития т. - племенного тотемизма; другие отрицают это явление. Отголоски тотемистических верований прослеживают в мифологических еистемах самых различных народов (ообенно в древнем Египте и Индии).

Литература: Фрейд З. Тотем и табу. Пг., б.г.; Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934; Хайтун Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душаббе, 1958; Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск, 1962; Токарев С.А. Тотемизм // Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990; Fraser J.G. Totemism and Exogamy. V.1,2. L., 1910; Van Gennep A. L"etat actuel du probleme totemique. 1920; Thurnwald R. Die Psychologie des Totomismus // Anthropos. 1917-1918 Bd.XII-XIII; Goldenveiser A. The method of investigating totemism // Anthropos. 1915-1916. Bd.X-XII; Lowie R. Primitive Society. N.Y., 1925; Durkheim E. Les formnes elementaires de la vie religieuse: lt systeme totemique en Australie. P., 1912; Levi-Bruhl L. Mythologie primitive, P., 1935; Malinowski B. Myth in Primitive Psychology. L., 1926; Makarius R., Makarius L. L"origine de l"exogamie et du totemism. {., 1961; Levi-Strauss Cl. Le totemism aujourd"hui. P., 1962.

Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды

Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку – так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером, поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

Медвежий ритуал (Медвежий праздник)

В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное, хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется «Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура – это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец – в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических ритуалов превращают в медведей и других людей.

Еще о кетской мифологии:

Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле, который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней, но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях, оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм, то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.

Жаль, что кетов осталось очень мало - благодаря европеизации территории России происходит вымирание старых кетских традиций и культов. Многих косит голод и алкоголизм. И прогнозы ученых неутешительны – со временем эта нация исчезнет с лица земли. И вместе с ней канет в небытие богатая культура, которая развивалась на протяжении многих веков. Воспоминания о кетских обрядах и ритуалах останется лишь в истории. Может быть, кеты просто уходят обратно на звезды, откуда пришли? Наверно, они выполнили свою миссию на нашей планете, и Альба приказал им вернуться назад. Жаль, если они нас покинут…

Тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.

Тотемизм («от–отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким–либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки – встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

Выбор тотемов часто связан с физико–географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях континента, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения, которые в этом качестве больше нигде не встречаются.

Тотемизм - это религия ранне–родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы - чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.

Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в современных религиях и сохранились как элементы в этнических культурах многих народов.

Анимизм.

Постепенно развивалась новая форма религии – культ природы. Суеверный страх человека перед грозной и могучей природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова − «анимус» − дух). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий мир, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником.

Такая вера в той или иной форме присуща любой религии, от самой примитивной до наиболее развитой. Правда, степень выраженности анимистических верований неодинакова при разных формах религии, на разных стадиях ее развития.

Термин "анимизм" покрывает весьма разнообразные категории религиозных представлений, разнообразные не только по виду, по идейному содержанию, но и что самое главное – по происхождению. Анимистические образы суть олицетворения, но человеческая фантазия способна олицетворять что угодно.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развивались религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах.

Магические верования, или магия – вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д"Одюбер. Древние верили, что околдованное животное само позволит убить себя.

Тотемизм - это представление о сверхестественной связи, родстве между группой людей и определённым видом животных, растений, реже - предметов. Термин «тотем», «ототем» взят из языка племени оджибве индейцев Северной Америки, у которых он означает «его род». Наиболее развит и лучше всего изучен тотемизм австралийских племён. Австралию поэтому называют «классической» страной тотемизма. (Коренное население Австралии - австралийцы к моменту колонизации (конец XVIII в.) находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, поэтому их религиозные верования дают представления о древнейших формах религии.) Австралийские роды и фратрии (группы родственных родов) носили названия тотемных животных и растений; например, племя арабана состояло из 12 родов, имевших названия: клинохвостый орёл, ворон, динго, гусеница, лягушка, змея и т.д.

Тотем считался предком рода, его родоначальником, поэтому с ним был связан целый ряд запретов: тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (за исключением обрядовых церемоний), запрещалось наносить ему какой-либо вред. Убийство тотема или нанесение ему каких-либо повреждений посторонним лицом австралийцы воспринимали как личное оскорбление. Многочисленные мифы повествуют о тотемических предках - фантастических существах, полулюдях-полуживотных, об их жизни, странствиях, подвигах. Некоторые тотемические обряды являлись инсценировкой подобных мифов. Мифы и обряды считались священными, их знали только мужчины, прошедшие обряды посвящения.

Австралийцы верили в свою способность воздействовать на тотем, у них существовали специальные церемонии «интичиума» (название взято из языка племени аранда), целью которых было способствовать магическим путём размножению тотемных животных и растений. Главную часть церемоний составляли пляски; участники их стремились своим внешним видом - головными уборами, масками, специальной раскраской тел, - а также движениями походить на тотемов. Заключительную часть обряда составляло ритуальное вкушение тотема, что считалось способом приобщения к нему.

Тотемизм - одна из форм религии раннеродового общества, он тесно связан с такими видами хозяйства, как охота и собирательство. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становятся для них объектом религиозного культа. В тотемизме отразились также особенности первобытных социальных отношений, основанных на принципе кровного родства. Не зная иных связей в обществе, кроме кровнородственных, люди переносили их на внешнюю природу. Связь членов рода с животным и растительным миром своей области осознавалась ими как кровное родство.

Тотемические воззрения засвидетельствованы не только у австралийцев, но и у многих других племён: индейцев Северной и Южной Америки, в Африке, Меланезии, хотя здесь они выступают уже не в такой «классической» форме, как у австралийцев, поскольку эти племена миновали стадию раннеродового общества. У индейцев существовали тотемные названия родов и фратрий, мифы происхождения родов от тотемов, тотемические запреты. В честь тотема исполнялись религиозные пляски: волчий танец, медвежий танец, пляска ворона и т.д. Тотем считался покровителем, поэтому его изображения наносились на оружие, предметы быта, жилище. Тлинкиты северо-западного побережья Северной Америки перед каждым домом устанавливали тотемный столб, покрытый изображениями тотемного предка.

На основе тотемизма позднее, на более высокой ступени развития, возник культ животных, существовавший у многих народов мира. В древнем Египте существовал культ священных животных - быка, шакала, козла, крокодила и др., считавшихся воплощениями богов. Им были посвящены храмы, приносились жертвы. Многие египетские божества изображались в виде животных: бог мёртвых Анубис - в виде шакала, богиня любви и плодоролия Исида - в виде женщины с головой коровы. В древней Индии почитались коровы, тигры, обезьяны и другие животные. В честь коровы совершались особые празднества. Обезьяны в большом количестве встречались на улицах индийских городов, из никто не смел трогать.

Тотемизм - первобытная система верований, возникшая на заре человеческой цивилизации. Сегодня тотем - это символ прошлого: свидетельство буйной фантазии необразованных людей, которые ничего не знали об окружающем мире. Но в былые времена подобные иллюзии не казались чем-то фантастическим и нереальным. Тогда тотем был прямым доказательством того, что древние духи и божества неустанно следят за своими двуногими сородичами.

Значение слова тотем

Впервые понятие «тотемизм» ввел английский ученый Джон Лонг в 1791 году. Будучи исследователем-натуралистом, он часто путешествовал по разным странам, собирая по крупицам старые истории и мифы. В конечном счете он пришел к выводу, что религия многих первобытных народов во многом схожа между собой.

Лонг решил систематизировать свои знания, соединив их в новой теории о древней религии тотемизме. Само слово «тотем» он позаимствовал у североамериканского индейского народа оджибва. Им они называли священный герб клана, который изображал духа-предка.

Для чего нужны тотемы?

Тотемизм - это религия, которая превозносит вместо богов некий предмет или существо. Чаще всего тотем - это зверь или дерево. Хотя известно много случаев, когда люди наделяли священными свойствами ветер, огонь, скалу, реку, цветок и так далее. При этом следует понимать, что в качестве тотема избирается не единичный предмет или животное, а весь их вид в целом. То бишь если племя чтит медведя, то его уважение распространяется на всех косолапых в округе.

Если же разбираться в сути тотемизма, то данная религия служит неким связующим звеном между природой и человеком. Так, большинство первобытных общин верило в то, что их род произошел от древнего предка: животного или растения. Следовательно, тотем - это символ их первородства, объясняющий их собственное происхождение.

Например, когда-то на Руси жило племя лютичей. Они верили в то, что их далекие предки - свирепые волки, однажды превратившиеся в людей. Вся их культура и обычаи были построены вокруг этого убеждения: в праздники они надевали волчьи шкуры и танцевали вокруг костра, как будто возвращаясь в то далекое прошлое, когда они еще сами были дикими зверями.

Главные особенности тотемизма

В качестве тотема племя может выбрать любое животное или растение. Главное, чтобы их решение было подкреплено некой историей - байкой, способной объяснить их родство. Чаще всего выбор падал на благородных зверей, чьи навыки или сила отличались на фоне остальных. Это примитивное желание показать себя в лучшем свете: другие с большим уважением будут относиться к потомкам медведя, нежели к детям дождевого червя.

К тому же часто на выбор духа-покровителя влияли географические и социальные факторы. Например, те племена, что выживали за счет охоты, с большей вероятностью причисляли себя к хищным зверям, в то время как собиратели, наоборот, искали защиты у мирных и трудолюбивых существ. Проще говоря, тотем - это некое отображение души народа, его суть и самоутверждение. Но бывали редкие исключения, когда племя выбирало в качестве идола слабого или уродливого покровителя.

Отношение к тотему

Тотем - это священный символ. Поэтому во многих культурах его обоготворяли, что привело к возникновению определенных обрядов и обычаев. Самым распространенным было убеждение, что тотемные животные или растения находятся под запретом: их нельзя убивать, калечить, а порой даже говорить о них в плохой манере.

По мере развития социальных отношений менялись и представления об идолах. Если вначале они служили лишь напоминанием о далеком прошлом, то в более поздние времена их наделили мистической силой. Теперь дух-покровитель мог защитить от болезней, засухи, врагов, пожаров и так далее. Временами это приводило к войне между племенами, так как одни считали, что все их беды оттого, что чужой тотем переманивает к себе всю небесную удачу.

Забытая вера в современном мире

Для многих подобное мировоззрение кажется детским и примитивным. Ведь как предком человека может быть волк или медведь? Или как простой зверь способен повлиять на погоду? Подобные вопросы вполне логичны для современных людей.

Однако даже в эпоху всемирного прогресса и технического бума есть те, кто по-прежнему остается верным древней системе ценностей. Например, тотемизм - вполне обычное явление для большинства южноафриканских племен и австралийских аборигенов. Даже обладая спутниковым телевиденьем и сотовой связью, они все еще верят в свое прошлое родство с дикими зверями и растениями. Поэтому еще рано говорить о тотемизме как о вере, канувшей в Лету.