Урок по 5 главе евгения онегина. Компететностно-ориентированные задания по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Что пишет Ленский об Ольге

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца людей. Каждый старший школьник знает отрывки из романа наизусть и всех его главных героев. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха произведения, сделаем в этой статье краткий анализ романа Пушкина "Евгений Онегин".

Общая характеристика романа

  • Направление и жанр. "Евгений Онегин" – это один из первых русских реалистических романов социально-психологического направления. Причем роман этот написан не прозой, а в стихах. История его создания охватывает несколько периодов творчества поэта.
  • Идеи и мысли. Роман назван так же, как зовут главного героя, неспроста. Этим Пушкин подчеркнул особую значимость персонажа. В образе Евгения Онегина он хотел показать образ героя времени. По словам Пушкина, отличительной чертой молодежи 19 века было равнодушие к жизни, к ее наслаждениям, поэт называл это "преждевременной старостью души".
  • Еще одна важная идея – это показать национальный характер русской героини. Татьяна не только "русская душой" героиня, но и идеал женщины.
  • В этом романе автор также показал дворянство, которое формировало главных героев. С одной стороны – это высший свет Петербурга и Москвы, пронизанный духом "пустым" и "холодным", с другой - дворянство провинции. Отношение у поэта к ним было разное, что он и показал в романе.
  • Тематика. Роман охватывает обширный жизненный материал. Поэтому проблематика и тематика произведения столь разнообразны и разносторонни. В нем изображен во всех подробностях социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.
  • Проблематика. В основе проблематики произведения лежит основная проблема общества того времени. Это противопоставление основной части русского общества, чтящего национальные традиции, европейски просвещенному русскому дворянству.
  • Основные герои. В романе все время идет противопоставление: города - деревне, национального - вненациональному. Таким же образом противопоставлены и герои романа. "Герой времени" предстает перед читателем в образе Евгения Онегина. Он выступает представителем "русского байронизма". Татьяна Ларина является "милым идеалом", поэт вложил в нее свои представления о русском характере. Владимир Ленский - тоже представитель русского дворянства, но другого типа – он юный романтик, мечтатель, в отличие от байронического Онегина.

Краткий анализ глав

  • Анализ 1 главы "Евгения Онегина". В первой главе для того, чтобы пояснить появление Онегина, столь необычного героя, Пушкин подробно описывает, что с ним случилось. В итоге главы становится понятным, что существует противоречие. При всех возможностях, которые дает герою блистательная столичная жизнь, он ею не увлечен. И у читателя возникает вопросо том, почему же он охладел к жизни.
  • Анализ 2 главы "Евгения Онегина". Во второй главе идет описание главных героев, даются их портретные характеристики, прорисовываются некоторые черты характера. И снова вопрос: почему Онегин сторонится соседей, а вот с Ленским сходится? Ведь они настолько разные, настолько непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Анализ 3 главы "Евгения Онегина". Считается, что в этой главе начинается завязка конфликта. Но стал бы Пушкин, с его поэтической энергией, растягивать на две главы экспозицию? Роман он начал решительно. Завязка романа заключается в противоречиях, терзающих героя, странностях его тоски при всем великолепии условий жизни. Вторая глава подводит к смене среды проживания, к смене мест. Но и здесь, в усадьбе, Онегин тоскует практически так же, как и в столице. 3-я глава - просто следующий шаг этого сюжета. Герою предстоит столкнуться не с деревней, а с чувством, напоминающим стихию, – с любовью. Чувство, которое вспыхнуло в Татьяне, и ее поступок, письмо о любви являются центральными в этой главе. И опять вопросы. Почему так неожиданно проснулась в Татьяне любовь? И что толкнуло ее написать письмо Онегину?
  • Анализ 4 главы "Евгения Онегина". Глава демонстрирует читателю реакцию главного героя на любовь. Как оценивают его объяснение в саду автор романа и Татьяна? Одинаково ли? Зачем автору понадобилось демонстрировать в этой главе святость Онегина и счастливую любовь Ленского и Ольги?
  • Анализ 5 главы "Евгения Онегина". Здесь героя ждет новое испытание, и перед ним встает вопрос: что победит – желание собственного покоя, подкрепленное сознанием превосходства над другими людьми, или сочувствие к чужой любви, снисходительность в дружбе? Глава отвечает на вопросы: каким образом Татьяне удалось предугадать столкновение Ленского с Онегиным, чем сон Татьяны схож с именинами?
  • Анализ 6 главы "Евгения Онегина". В ней обнажается вся мнимость чувства превосходства, свойственного Онегину. Это является развязкой поединка с обществом, который намечался в хандрящем Онегине и закончился убийством друга, юного поэта. В живых осталась только физическая оболочка главного героя, морально он сломлен. Осуждение среды, которую он презирает, оказалось сильнее его затаенных чувств и искренних желаний. Вопросы, на которые стоило бы ответить: что произошло, как друзья вдруг стали врагами и столкнулись в поединке, кто же все-таки виноват в дуэли, в ее печальном финале?
  • Анализ 7 главы "Евгения Онегина". Она построена на 2-х событиях: посещение Татьяной дома, в котором живут Онегины, и приезд Татьяны в Москву. Героя нет в Москве. В читателе усиливаются колебания по поводу оценки Онегина. Возникает еще большая неопределенность и загадочность в его фигуре. Потерпевший нравственное фиаско, он, казалось бы, должен быть нами осужден. Сомнения, которые одолевают Татьяну и повергают ее в равнодушие, как будто еще больше способствуют осуждению нами Онегина. Но в восьмой главе Пушкин выводит нас из ошибочных заблуждений и не позволяет безрассудно осудить героя. Героя, который в конце романа оказывается способным на искренние чувства и глубокие страдания. А здесь зададим вопросы: изменилось ли отношение Татьяны к Онегину в связи со всеми произошедшими событиями?
  • Анализ 8 главы "Евгения Онегина". В этой главе в Онегине обнаруживаются возможности, которых у него раньше не было. Герой вознесся, в нем открылось непосредственное, самозабвенное и лирическое чувство. Но, тем не менее, он оказывается в трагическом тупике. По мнению Пушкина, уйти в любовь, выразив холодное презрение к обществу, не является спасением. Это и есть развязка внутреннего смысла романа. А на вопрос нам предстоит ответить: Онегин любит Татьяну, но почему же она его теперь отвергает?

Мы представили Вам небольшой анализ романа "Евгений Онегин", надеемся, что он поможет Вам лучше понять это произведение.

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе»

Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

В ком и в чём Онегин разочаровался?

Почему он всё же отвергает любовь Татьяны?

О чём говорят слова Онегина:

Во имя чего бежит от любви Онегин?

Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может?

Чем завершается встреча в саду?

Чем занят Онегин после объяснения с Татьяной?

Обла ́ тка - покрытый клеем бумажный кружок, применявшийся для заклеивания конвертов.

Курти ́ ны – цветочные клумбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему 4 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить выразительное чтение письма Татьяны

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

3.Целевая установка

4. Анализ 4 главы « Объяснение Татьяны и Онегина »

В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны. Давайте все вместе еще раз послушаем разговор двух молодых людей, оставшихся наедине. Точнее даже не разговор, а монолог Онегина. Татьяна, чувствуя себя очень неловко (девушка первая, нарушив нормы поведения, призналась молодому человеку в любви!), все время молчит.

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII - XVI )

Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе 4 главы)? (французские щеголи XVIII века).

Как относился Евгений Онегин к красавицам? («… не влюблялся, а волочился как-нибудь»).

В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: «Он в первой юности своей б и необузданных страстей» (IX)

В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела? (Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. Появилось равнодушие к людям и к чувствам: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; o ткажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть».(X )

И так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: («Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»).

Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI ) («получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…»).

Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?
(в саду).

Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне? («Я вас люблю любовью брата…»).

Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин занят собой. Вся его речь не о Татьяне, а о себе. Онегин еще жесток и потому, что не верит в силу чувства).

О чем говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может ее испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. Учащиеся находят в тексте строки: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел…… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной…… Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…

Был ли он искренен? (Он говорит неправду. Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится).

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) Что может быть на свете хуже…Сердит и холодно ревнив!).

О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

- Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. (Любовь не убита холодностью Онегина, но его «строгий разговор» открыл Татьяне жестокость, способность Онегина безжалостно уничтожать наивные и искренние чувства).

Почему автор за рассказом о безответном чувстве Татьяны повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского? Как он относится к «счастливым влюбленным»? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви).

Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

Куда был приглашён Онегин в субботу?

Обобщения, выводы

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.
Ее мечтательность, его «мечтам невольная преда́нность».
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему «труд упорный был тошен», и «ее изнеженные пальцы не знали игл».
И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

Выводы урока. Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

IV . Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны»

    Выполнить тестовые задания

Приложение №1

Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Правда или неправда, что...

1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.

2.Онегину принадлежат слова: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».

3.Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.

4.Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.

5.Владимир Ленский влюблён в Татьяну.

6.О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.

7. Онегин говорит об Ольге: «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».

8.Татьяна влюбилась в Ленского.

9.Татьяна вообразила Онегина героем своего романа.

10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.

11.Няня думает, что Татьяна больна.

12.Татьяна пишет Евгению письмо.

13.Письмо передаёт Онегину сын няни.

14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.

15.Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.

Приложение №2

Тест по 4 главе

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

14. Почему Ленский весел был?

Просмотр содержимого документа
«Тест по 4 главе»

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 4 главы. Объяснение Татьяны и Онегина».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)

-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).


Учимся понимать текст

-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе)?

-Как относился Евгений Онегин к красавицам?

-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: « Он в первой юности своей б ыл жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)

- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела?


Учимся понимать текст

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI)

-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?

-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне?

-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?



Учимся понимать текст

-О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может её испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…


Учимся понимать текст

  • Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV)

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?


Учимся понимать текст

-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24.

-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

-Куда был приглашён Онегин в субботу?


Выводы

Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/15/s_5a33db85951db/img_s774080_0_11.jpg" alt="Тест по 4 главе: 8.Что читает Ольге Ленский? 9.Что пишет Ленский об Ольге? 10.Чем занимался Евгений летом? 11. Каковы были занятия Онегина зимой? 12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»? 13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу? 14. Почему Ленский весел был? 15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?" width="640">

Тест по 4 главе:

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?


  • Перечитать 5 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

Система заданий по изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составила Новосёлова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК, Пермский край, город Лысьва, МБОУ «СОШ № 6»

1 глава. День Онегина.

1 вариант – биографы Евгения Онегина. Восстановите биографию Онегина и заполните таблицу. 1 – 14 строфы.

Этап жизни

комментарий

1. Где родился.

2. Родители.

3. Как учили и воспитывали.

4. Круг чтения.

5. «Наука страсти нежной»

2 вариант – историки моды. Проследите по тексту, каковы предпочтения Онегина в одежде, в парфюмерии, в еде (строфы 15, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 27)

Одежда Онегина

Вещи, которые окружают его

3 вариант – организаторы развлечений. Проследите по тексту, как проводил свой день Онегин и какие чувства при этом испытывал (строфы 15 – 22, 27-28, 35 – 36)

Маршрут Онегина

Чувства героя

    Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Зная о воспитании, образовании, образе жизни героя, попытайтесь ответить А.С. Пушкину. Докажите свою точку зрения, обратившись к тексту 1 главы (строфы 36 – 44)

    Онегин и Пушкин: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной»

Основание для сравнения

1. Образование

2. Отношение к творчеству

3. Отношение к друзьям и любви

4. Отношение к театру

5. Отношение к моде

6. Герои и общество (45)

7. Отношение к природе (54, 55, 56, 57, 58)

Глава 2. Онегин в деревне: знакомство с Ленским и Лариными .

    Онегин и Ленский

Основание для сравнения

1. происхождение

2. образование

3. Круг чтение

4. черты характера

6. отношение к любви

7. отношение друг к другу

Вывод: Что объединяет героев? Почему они стали друзьями?

Напишите синквейн на тему « Ольга», « Татьяна».

Булатова Вика

Ольга

Весела, простодушна.

Цвела, любила, веселилась.

Ольгин портрет надоел Пушкину.

Банальность.

Татьяна

Печальная, задумчивая.

Молчала, скучала, грустила.

Пушкину нравится образ Татьяны.

Загадочность.

Щукина Настя

Ольга

Простодушная, послушная.

Банальность.

Татьяна

Печальная, боязливая.

Глава 3. Письмо Татьяны к Евгению Онегину.

Трёхчастный дневник по 3 главе

Ключевое слово

Цитата из главы

Что мы понимаем о героях (их чувствах, мыслях) их этой цитаты?

1. «Которая Татьяна?»

2. «Пора пришла, она влюбилась»

3. «Я, няня, влюблена…»

4. «Письмо Татьяны предо мною»

5. « И нет ответа…»

6. «Блистая взорами, Евгений…»

Письмо Татьяны.

Что есть любовь для героини?

Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны её души? Заполните двухчастный дневник.

Ключевые слова

На вопрос Анализ 5 главы Евгения Онегина. заданный автором Екатерина Копонева лучший ответ это Сон Татьяны (Анализ эпизода из 5 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа важный смысл. Он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы.
О, ней знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Эти строки из баллады Жуковского «Светлана» взяты Пушкиным в качестве эпиграфа к пятой главе. Главное место в ней занимает сон Татьяны – вещий сон, который сбудется.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена…
Сон и явь – все переплелось в сознании девушки. Природа во сне Татьяны живая, земная: бегущий ручей, мостик, сделанный из жердочек…
А насколько реально дана картина леса:
… недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных…
Татьяне страшно:
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…
И в этом реальном лесу с Татьяной происходят удивительные приключения. Ей встречается медведь. Почему именно он? Вспомните, а ведь одним из главных героев русских народных сказок является именно медведь. Да, Татьяна напугана, но почему-то вдруг опирается на «лапу с острыми когтями». Вообще сон Татьяны нужно читать с «Сонником». Ведь здесь за каждым образом – символ. Вот наша героиня перебирается через ручей. Ручей в толкователе снов – речь, чьи-то разговоры. Видеть медведя – к свадьбе, замужеству. Мохнатая лапа – намек на богатую жизнь. Да, потом в жизни Татьяны все это сбудется.
Но сон пока продолжается. Медведь приводит ее к таинственному шалашу, «где ярко светится окошко». Тут уж начинаются чудеса:
… за столом
Сидят чудовища кругом:

Другой с петушьей головой…
… Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет.
По «Соннику» увидеть чудовищ – к неприятностям. А если приснится свадьба («за дверью крик и звон стакана, как на больших похоронах») – быть похоронам.
И вдруг появляется Онегин, «он там хозяин, это ясно». Во сне отражаются мечты Татьяны, ее надежды, ее любовь. Евгений ласков, нежен с нею. Во сне сбылись мечты о любви.
В конце сна Татьяна видит Ольгу и Ленского, возникает ссора.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Тонкий, хоть и суеверный ум подсказывает Татьяне, не объясняя причины, что будет ссора Онегина и Ленского. И повод для этого есть: Онегин слишком холоден и себялюбив, слишком наивен Ленский. Любящее сердце помогло ей понять и предугадать приближение несчастья.
Сон Татьяны – еще раз доказательство того, насколько поэзия Пушкина близка с народной жизнью, фольклором. Мы видим сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Это доказывает и подбор лексики. Вот волнующая тайна святочных гаданий: «печальная мгла» , «ярко светится окошко» , «…ветер дунул, загашая огонь светильников ночных». Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению всякой уродливой нечисти:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой…

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин создал пленительный образ русской девушки, которую назвал своим «верным идеалом», Татьяна, по словам поэта, «русская душою». Само простонародное имя ее - Татьяна, введенное поэтом в русскую литературу, ассоциируется со «стариной», с народной жизнью. Она и выросла среди лесов и полей, в атмосфере русских народных сказок и преданий. Известно, что она была в стороне от шумных детских забав, а «страшные расскаы // Зимою в темноте ночей // Пленяли больше серде ей». Провинциальная барышня, она легко и естественно ощущала себя в мире русского фольклора.

Да, автор не раз говорит о том, что его героиня читала иностранные романы и верила в «обманы и Ричардсона, и Руссо». Более того, он отмечает, что Татьяна «по-русски плохо знала... и изьяснялася с трудом на языке своем родном». И даже письмо Онегину она пишет по-французски. Но в то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического штриха раскрывает «русскость» души героини: в роман введен ее сон. Включая его в повествование, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни. Татьяна читает иностранные романы (русских тогда еще не создали), но снятся ей русские сны.

Ее вещий сон, весь сотканный из фольклорных образов и символов, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Именно поэтому над ней витает Лель, славянский бог любви, чтобы предсказать девушке ее участь. Татьяна одержима мыслью об Онегине, она обеспокоена его равнодушием к ней, отсюда и тревожный, полный страшных предчувствий сон.

Уснув за гаданием в святочную ночь (как известно, на Руси считалось, что святки - лучшее время для того, чтобы узнать свою судьбу), Татьяна видит, будто бы она «идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена...». Согласно сонникам, идти по снежной равнине ночью - значит встретиться с трудноразрешимыми проблемами, с бедой. Да и сама картина холодой, заснеженной местности символична: она явно указывает на интуитивное понимание Татьяной того, что ее возлюбленный не ответит ей взаимностью, что он холоден к ней и равнодушен. На пути Татьяне встречаются разнообразные препятствия: незамерзающий ручей, «кипучий, темный и седой...», с хлипким мостиком через него, «снег, рыхлый по колено ей», деревья, ветви которых цепляются за серьги. Все эти трудности ей помогает преодолеть не ее возлюбленный, а выступающий в роли суженого медведь - «лакей косматый». Именно он подает ей руку, переводит через ручей и несет ее в дом, И здесь сон также не отступает от русских фольклорных традиций. Медведь - характерный образ народных сказок. Татьяна замирает от ужаса, когда ее, упавшую в снег, подхватывает медведь, но сопротивляться своей судьбе она не может: «Она бесчувственно-покорна, // Не шевельнется, не дохнет».

Конечно же, сон в святочную ночь не мыслим без возлюбленного. И Татьяна видит его сидящим за столом. Сначала, заметив среди сказочных чудовищ Онегина, который выступает как «предводитель» и хозяин компании, Татьяна пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется.

За столом сидят страшные существа: «Один в рогах с собачьей мордой, // Другой с петушьей головой, // Здесь ведьма с козьей бородой…», «Там карла с хвостиком, а вот // Полужуравль и полукот». В описании чудовищ угадываются сказочные, фольклорные образы. Перед глазами героини смешались рога, костяные пальцы, копыта, хоботы, «кровавы языки». Наверное, эти образы Татьяна встречала в сказках няни. Однако, несмотря на то, что сказка должна заканчиваться благополучно, здесь все готовит героиню, а вслед за ней и читателя, к трагической развязке. Именно поэтому существа за столом сидят, «как на больших похоронах», и дико хохочут. И развязка незамедлительно наступает. Уже во сне случается та самая трагедия, которой суждено быть и наяву. Стоит только Татьяне остаться наедине с Онегиным, как появляются Ольга и Ленский. Онегин бранит незваных гостей, спорит с ними, а затем «хватает длинный нож» и убивает Ленского. Ольга также появляется неслучайно. Татьяна интуитивно чувствует, что ее сестра невольно сыграет трагическую роль в предстоящих событиях.

Неподдельный ужас охватывает Татьяну, и она просыпается. Но если Светлана (героиня одноименной баллады Жуковского), пробуждаясь, видит в окне солнечное морозное утро и поднимающегося по ступенькам крыльца жениха, то Татьяна встревожена после пробуждения не меньше, чем во время сна. Она старается осмыслить увиденное, так как верит в предзнаменование: «Татьяна верила преданьям // Простонародной старины, // И снам, и карточным гаданьям, // И предсказаниям луны». На уровне интуиции героиня догадывается, что тот, кого она считала своим суженым, никогда не будет с ней. Ее судьба иная.

Сон героини настраивает читателя на то, что предсказанные события свершатся, поэтому «странное» поведение Онегина в гостях у Лариных, его ухаживание за Ольгой - логическая цепь, за которой последует катастрофа - дуэль недавних приятелей. Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но таая же несчастная, как прежде. «...Вы должны, // Я вас прошу, меня оставить... Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна», - говорит она Онегину. Это ее судьба, против которой героиня не пойдет. Она останется верна долгу, в этом ее суть. В таком понимании русской женщиной ее судьбы в романе Пушкина угадываются и ассоциации с поэмами В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана». Тем более что образ Светланы считается первым достоверным образом русской девушки в отечественной литературе.

Итак, сон Татьяны занимает важное место в романе и имеет сразу несколько значений. Он предсказывает дальнейшее течение событий, с одной стороны, и помогает лучше узнать пушкинскую героиню, с другой, Сцена гадания и сам сон Татьяны, сопряженный с русским фольклором и литературной традицией в разработке русского национального женского характера, выявляет глубинную психологию русской женщины. Идея же суженого связана с представлениями о долге; будущий супруг мыслится как предначертанный судьбой. Татьяна неотделима от национальной народной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой и вещими снами, Сон Татьяны лишний раз доказывает, насколько близко героине народное, фольклорное восприятие миа. Она думает и чувствует как русский человек.