Урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…". Художественное своеобразие повести "А зори здесь тихие…" А зори здесь тихие авторская позиция

Анализ произведения «А зори здесь тихие...»

война стихотворение персонаж повесть

Недавно я прочла повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие...”. Необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит одной книги, если вспоминать только одни названия книг о войне. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!

Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот “тихие-тихие зори”.

Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она -- центр их мужества, она -- цемент подвига, она -- Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич -- воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура -- “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!” Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты -- усилие воли и выстрел в висок; у Жени -- отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони -- удар кинжалом в поэзию; у Гали -- такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы -- “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...”.

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.

Как сокрушается старшина: “Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери -- они!” Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.

Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? Наверное, потому, что писатель этот -- один из лучших писателей нашего времени. Наверное, потому, что Борис Васильев сумел повернуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимается особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли сочетать слова “война” и “мужчины”, а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воедино, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта -- единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять девушек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, -- против врага, сильного, выносливого, механически убивающего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч похожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.

Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: “Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!”

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.

Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово «герой» в нашем понимании - это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы Победы.

Мало кому известно, что медсестры, наши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества - это долг, священная обязанность, то девушки шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли.

О Великой Отечественной войне написано очень много произведений, в которых без прикрас показаны все трудности, с которыми сталкивались люди на войне, но больше всех меня потрясла повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...».

Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в тяжелые фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца.

Повесть «А зори здесь тихие...» рассказывает нам о далеких военных годах. Действие разворачивается в мае 1942 года. Главный герой, Федот Евграфович Басков, по «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: «Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...». О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Басков был «старше самого себя», он немногословен, но многое знает и умеет.

Все девушки не похожи друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

Полная противоположность Осяниной - Женька Комель-кова. Сам автор не перестает любоваться ей: «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр...». Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием... Но и этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает, она тонет в болоте, спеша на помощь своим подругам.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

«А зори здесь тихие...» - значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 году за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

Тема. «Война - не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

Цель

системы образов;

завоевано счастье победы.

Оборудования

Эпиграф к уроку

А. Твардовский, 1965.

Ход урока

Разве хотела ты нашей смерти,

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое -

Горе твое - это наше горе,

Правда твоя - это наша правда,

Слава твоя - это наша слава,

I . Слово учителя.

А что такое война? (война - это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова - реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

(чтение эпиграфа урока)

II

(инсценировка эпизода)

2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова - яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной - в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной - это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак - способность преображать действительность, неуемность фантазии)

У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной - гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой - «маму, сестру, братишку - всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич - дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной - несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

У Гали Четвертак - неосуществленные фантазии.

Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков - добросовестных работников, и в военной тоже.

Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него - «эх, вояки!», а он - «пенек замшевый».,

IV. Итог урока.

Войны - будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень - турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война - не женское дело.

Просмотр содержимого документа
««Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)»

Тема. «Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

Цель : познакомить с биографией и творчеством Б.Л. Васильева;

расширить и углубить представления учащихся о сущности подвига, о

формах его проявления, о путях человека к подвигу;

закрепить навык анализа образа персонажа (характера);

уметь вместе с учащимися выбирать, отбирать материалы для анализа

системы образов;

воспитание у учащихся чувства патриотизма, постижение какой ценой

завоевано счастье победы.

Оборудования : проигрыватель, грамзапись с песней «За того парня»;

портрет Васильева, выставка книг.

Эпиграф к уроку

Подружки, сестры наши, медсестрички,

Что шли на смерть и повстречались с ней,

В разных краях иль на чужой сторонке…

А. Твардовский, 1965.

Ход урока

Под музыку «За того парня» звучит стихотворение Р. Рождественского «Реквием»

Разве погибнуть ты нам завещала,

Жизнь обещала, любовь обещала,

Разве для смерти рождаются дети,

Разве хотела ты нашей смерти,

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»-

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое –

Горе твое – это наше горе,

Правда твоя – это наша правда,

Слава твоя – это наша слава,

I . Слово учителя.

А что такое война? (война – это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова – реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

И накануне 70-летия его дня Победы хочется низко поклониться перед женщинами, державших на своих плечах тыл, сохранивших детишек и защищавших страну вместе с мужчинами.

Сегодняшний урок мы посвящаем таким женщинам, которые наравне с мужчинами приближали победу.

(чтение эпиграфа урока)

Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятно военных лет.

Вы прочитали замечательную повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Давайте поговорим о своеобразии этого произведения.

II . Биография Б.Л.Васильева. Выступление учащейся.

Борис Львович Васильев родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Летом 1941, через две недели после начала войны, прямо со школьной скамьи добровольцем ушёл на фронт. В 1943 г., выздоровив после тяжелого ранения, Васильев поступил в Академию бронетанковых войск и получил специальность военного инженера.

Однако тяга к творчеству, желание рассказать об увиденном и пережитом на войне заставила его переменить профессию.

Печататься он начал с 1954 г., но широкая известность пришла к писателю в 1970 году, иногда в ж. «Юность» была опубликована его повесть «А зори здесь тихие..» вслед за этой повестью Б.Л. Васильев создает ряд произведений, посвященных мирной жизни. Из них наибольшим успехом пользуется у читателей повесть «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), утверждающая непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле. К теме В.О. войны вернулся в романе «В списках не значился» (1974). Одно из последних произведений роман о довоенной школе.

Итак, повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Для осмысления произведения, для анализа нам помогут вопросы, записанные на доске.

Ш. Анализ произведения «А зори здесь тихие».

1) Как вы понимаете название повести? (На протяжении повести подчеркивается, что в лесу стояла тишина. А зори здесь тихие. В повести нет ожесточенной борьбы, бомбежки, а лишь проходят перестрелки. Васильев хотел дать понять, что, чтобы зори всегда были тихими, красота природы никого не трогает, все силы отданы борьбе.)

(инсценировка эпизода)

2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова – яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак – способность преображать действительность, неуемность фантазии)

У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной – гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич – дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

Из неповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно возрастает емкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своей Родины. Каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

Что общего заключено во всех девушках-зенитчицах. В чём оно? (В повести поэтизируется женственность, обаяние молодых героинь.

С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, как девушки налаживают отношения между собой, порой нарушают субординацию, единодушно пытаются саботировать распоряжения «сухаря Васкова». С горечью Васильев подчеркивает, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой. (противоречие в том, когда, например, Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства «всю ночь его трясло».

Такие же качества испытывает Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врача прикладом «по живой голове», хотя и у Риты и Жени есть свой счет к фашистам.

Объединяет всех героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали пять девушек с трехлинейками. Они делают все, чтобы остановить врага, не жалеют жизней своих.)

5) Можно ли назвать «героической» гибель каждой из девушек? (Каждого из нас потрясла смерть всех девчат, защемило сердце о каждой.(анализ сцены гибели Ж. Комельковой, Риты Осяниной, Л. Бричкиной). Васков прощается с девушками, подводя горестные итоги, нерасторженно соединяет всех пятерых своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.

Подвиг каждой из героинь становится значительным от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные, хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают защищая ценой своих жизней свободу и будущее своей Родины.

6) Какое представление о героизме и подвиге в В.О. войне дается в повести? (Раздумья автора и главного героя о несовместимости с войной женщины, в которой самой природой ненависть к убийству заложена, о той утрате, которую несёт жизнь и гибелью женщины, будущей матери, что могла бы дать начало целой ниточке «в бесконечной пряже человечества».)

7) Как изменяются на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора?

Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков – добросовестных работников, и в военной тоже.

Васков опекает бойцов, добивается исполнения устава, заботится о порядке.

Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него – «эх, вояки!», а он – «пенек замшевый».,

Впечатление о красоте Ж. Комельковой он говорит: « Неимоверной силы глаз как 152 мм. пушка-гоубица»)

Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в которой раскрывается характер Васкова.

Узнавая девушек-бойцов он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них. сроднившись с девушками общей бедой, утратами, желанием победить, он говорит: «Какая же я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат.» Так в бою расправляется душа сурового Васкова. Девушки проникаются уважением к нему. Васков-исполнитель, но в ситуации, в которой оказался, потребовал от него умения самостоятельно решать, принимать решения. (зачитать стр.9.)

Каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Ж. Комелькова, Р. Осянина, Л. Бричкина,Г. Четвертак, Соня Гурвич каждая могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям….. Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, прожить свои собственные жизни.

IV. Итог урока.

«Какой бы были мы красивой парой,

Мой милый, если б не было войны».

Войны – будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

(Ученица читает стихотворение собственного сочинения)

А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень – турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война – не женское дело.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 402.