В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма? (ЕГЭ по литературе). Сила и слабость базаровскго нигилизма Сила и слабость в позиции базаровского нигилизма

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

На вопрос сила и слабость нигилизма базарова таблица. помогите заданный автором Ксюша лучший ответ это Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это общественное течение активизировалось в 60-70-ые годы XIX века, в переломную эпоху. Действие романа происходит в 1859 году, перед отменой крепостного права. Нигилизм в то время воспринимается правящими классами как социальная и культурная опасность. И. С. Тургенев дает объективную оценку этому явлению, показывая, что в мировоззрении Базарова есть сильные и слабые стороны. В известной статье «По поводу «Отцов и детей» писатель признается: «… вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, - я разделяю почти все его (Базарова) убеждения» .
Прогрессивная сторона нигилизма – отрицание прогнившей самодержавно-крепостнической системы. Автор в романе не случайно показывает запущенное хозяйство в имении Кирсановых, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное и экономическое неблагополучие. Тургенев осуждает образ жизни аристократа Павла Петровича Кирсанова. Этот человек обременяет землю, ничего не создает: ни духовных, ни материальных ценностей. Базаров открыто обвиняет старшего Кирсанова в том, что он сидит в деревне, сложа руки. Паразитизм господствующих классов очевиден. После публикации романа Тургенев в одном из писем К. К. Случевскому особо подчеркивал: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса» .
Базаров осуждает «искусство наживать деньги» . Он не стремится к личному обогащению. Его кредо - бескорыстный труд во имя науки. Герой – человек дела. Это трудолюбие – источник воспитания и реализации теории. Базаровский нигилизм связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.
Сильная сторона базаровской позиции – борьба против невежества, суеверий. Герой с болью переживает забитость и невежество народа. Он гневно замечает: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает» . Базаров – демократ, поэтому он горячо выступает против покорности, долготерпения народа. Пробуждение самосознания русского крестьянина – часть нигилистической программы Базарова. И в этом, несомненно, заключается ее сильная сторона.
Наиболее уязвимыми являются эстетические взгляды Базарова. Герой отрицает искусство, любовь, природу. Он проповедует потребительское отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Базаров язвительно оценивает сам факт, что Николай Петрович играет на виолончели. Автор же подчеркивает прелесть музыки: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия» , говорит о красоте и тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная заходящим солнцем, неподвижные поля, бледно-голубое небо.
Базаров насмешливо говорит о Пушкине. Он скептически судит о поэзии, хорошенько не зная сам предмет осуждения. Так, герой даже попадает впросак, записывая Пушкина в военные. Базаров в соответствии с теорией убежден, что читать следует только книги, приносящие практическую пользу. Для него порядочный химик лучше всякого поэта.
Отрицание прекрасного свидетельствует об отсутствии культуры. Нигилисты не принимают традиционные нормы поведения. Поэтому Базаров ведет себя вызывающе. Особенно это заметно в имении Кирсановых. Герой не считается с хозяевами, уже в первое утро опаздывает к завтраку, лишь «качнув головою» , приветствует уже собравшуюся на террасе компанию, «поспешно пьет чай» , отвечает небрежным тоном, позевывая… выражает презрение к среде, в которую попал, пренебрежительно относится к окружающим, совершает резкие выпады против отца и дяди Аркадия.

Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо – Евгений Базаров, “нигилист”, как он себя называет. Слово “нигилист” происходит от латинского слова “nugul”, то есть “ничто”, отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это “человек, относящийся ко всему с критической точки зрения”, а его дядя Павел Петрович считает, что это “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру”. А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?

Главное в его жизни – изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача, поэтому более того пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров – настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, а “Рафаэль гроша медного не стоит”. Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы – все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, более того самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.

И в то же пора герой Тургенева – человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его “дед землю копал”, напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.

Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.

Сила нигилизма Базарова.

Нигилизм – это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.

Описано в литературе это было следующими словами: «Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…».

Базаров был студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.

«Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все» - именно так выражал Базаров свою точку зрения.

Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и «выше» всех, с кем имел дело. Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ. Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».

Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.

Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова «круто развернулась», так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь. И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать. Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.

Евгений понял, что все то, во что он верил столько времени, рухнуло, его теория оказалась не верна. Он понял, что нельзя вычеркнуть из жизни чувства, эмоции и моральные устои, что они необходимы человеку на том же уровне, что и применение полученных на практике навыков.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Степан из рассказа Муму Тургенева

    Степан – самый коварный и злой из всех крепостных в произведении. Его главной целью является прислужничество своей боярыне, и выполнение всех её поручений беспрекословно

  • Образ и характеристика Сотникова в повести Быкова

    Произведение Быкова «Сотников» было написано в 1969 году. Вначале автор назвал свое творение «Ликвидацией». В своих произведениях автор затрагивал проблемы, связанные с нравственностью

  • Собака Травка из рассказа Кладовая солнца Пришвина характеристика и образ

    Травка - собака лесничего Антипыча, является одним из центральных героев повествования. Через нее автор показывает преданную душу собаки, безумно тоскующую по своему хозяину

  • Сочинение Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева

    Роман под названием «Отцы и дети» написан русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. В данном произведении автор обращает внимание на многие проблемы, волновавшее его поколение, которые остаются актуальны даже в настоящее время

  • Образ и характеристика Добчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Петр Иванович Добчинский - один из центральных персонажей бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Наряду с Бобчинским, этот человек является городским помещиком, которому, ну уж очень хочется выслужиться перед приехавшим в город ревизором.