Вестготы. Расселение остроготов и вестготов к IV - V вв. н.э

Большое не значит сильное. Огромное государство вестготов на Пиренейском полуострове за несколько лет было сокрушено сравнительно небольшим арабским войском.

Для мусульман вторжение в Испанию было лишь еще одним звеном в длинной цепи завоеваний. Почти всегда арабы быстро добивались успехов. За несколько десятилетий они распространили свои владения до Дербента и Средней Азии на севере, реки Инд на востоке, Атлантического океана на западе. Конечно, легкость их побед нельзя переоценивать: Византия и Иран, обескровленные долгой и изнурительной борьбой друг с другом, сражались из последних сил. И все же в считанные годы Византия утратила свои восточные провинции, а Иран был завоеван целиком. Однако огромное (по меркам того времени) Вестготское королевство, которое долгое время перед этим практически не вело войн, казалось бы, могло оказать захватчикам упорное сопротивление. Но этого не произошло — Испанию арабы завоевали на удивление легко, что, безусловно, требует объяснения.

Долгий путь в Испанию

Вестготское королевство к моменту своей гибели имело почти трехсотлетнюю историю - самую длительную из континентальных германских королевств, за исключением Франкского. Возникло оно в Южной Галлии (со столицей в Тулузе) в 418 году. Прародина же германских племен, известных под собирательным именем готы, - южная Скандинавия. Оттуда они перешли на территорию нынешней Польши, а затем через Белоруссию и Украину вышли к Северному Причерноморью и Нижнему Подунавью. В ходе переселения у готов возникли два племенных образования: остготы и вестготы. В середине IV века на них обрушились пришедшие из глубин Азии гунны, которые разбили остготов и вовлекли их в орбиту своего движения. Вестготы же, спасаясь от гуннской угрозы, переселились за Дунай - на территорию Римской империи. Столкнувшись там с притеснениями местных властей, вестготы двинулись на восточную столицу империи - Константинополь. В 378 году они разбили римлян при Адрианополе, затем разорили Пелопоннес, в 410 году захватили и разграбили Рим, прошлись по Южной Италии и, наконец, в 418 году оказались в Южной Галлии. Там они и осели, сделавшись римскими федератами - так называли варваров, получавших в границах империи земли, которые они обязаны были охранять, а также выступать союзниками Рима против его врагов. Часто федераты получали и помощь продовольствием. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность. Так возникло Вестготское королевство. Собственно, королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем самым причудливым образом сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации.

С начала VI века, после завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. С середины VI века столицей королевства являлся Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой.

Погиб ли король Родриго?

Арабское завоевание оставило глубокий след в исторической памяти испанского народа. Согласно некоторым арабским источникам, легкой победе арабов способствовал наместник Сеуты по имени Ольбан (Олиан, Илиан), дочь которого Кава (Ла Кава) была обесчещена Родриго. Позже Ольбан превратился в графа Юлиана (Хулиана). В XVI веке легенда легла в основу цикла романсов, в которых выделяются три главных мотива.

1. Презрев запрет, Родриго входит в некий дом в Толедо, который считался жилищем Геркулеса. Он видит там надпись: тот, кто проникнет в это здание, погубит Испанию. На найденных в доме стягах он видит арабских всадников.

2. Граф Юлиан решает любой ценой отомстить за бесчестье дочери и вступает в сговор с маврами, чтобы сокрушить королевство Родриго.

3. После поражения Родриго бежит на север Португалии. Он исповедуется в грехах встреченному монаху, и тот накладывает на него ужасное покаяние: Родриго должен живым лечь в гроб с чудовищным змеем. В момент мучительной смерти Родриго колокола зазвонили сами собой, и грешник был прощен.

Сила и слабость вестготов

На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании - испано-римлянами. Это проявлялось и в языке, и в распространении смешанных браков, и в правовой сфере: если первоначально для вестготов и для испано-римлян действовало раздельное законодательство, то затем эта двойственность была преодолена. Однако о том, в какой мере эти процессы завершились к началу VIII века, судить сложно: некоторая обособленность и память о своем происхождении вполне могли сохраняться.

Сходные процессы происходили и в религиозной сфере. В IV веке вестготы приняли христианство в форме арианства. Учение Ария было осуждено еще на Никейском соборе 325 года, но очень долго сохраняло свою популярность среди германцев, в том числе и в Вестготском королевстве. Лишь Третий Толедский собор в 589 году провозгласил ортодоксальное вероисповедание обязательным для всех христиан королевства; арианство было официально запрещено. Отказ от арианства имел важные последствия, сделав возможным дальнейшее сближение вестготов с испано-римлянами, ведь их больше не разделяла вера.

На протяжении VI-VII веков вестготы в Испании воевали то со свевами (еще в V веке создавшими королевство на северо-западе полуострова), то с византийцами, захватившими в VI веке земли на юге Испании и удерживавшими их в течение почти столетия, то с северными племенами васконов и кантабров. Их вестготы так и не успели подчинить до самого арабского вторжения. Во главе государства стоял король, власть которого носила сакральный характер. Известно, что вестготы первыми в Западной Европе - по меньшей мере с начала VII века - стали практиковать обряд помазания на царство. Тем не менее королевская власть была непрочной. Монархи часто вступали в конфликты со знатью, и нередко перевес был не на их стороне. Во многом слабость правителей была связана с так и не устоявшейся практикой престолонаследия. Существовавшая у вестготов общегерманская практика выбора королей сталкивалась со стремлением монарха передать свою власть ближайшему родственнику или наиболее доверенному лицу. Знать же, не желавшая усиления королевской власти, этому всячески противилась.

О состоянии института королевской власти перед арабским завоеванием можно судить по тому, как в эти годы происходила передача трона. Король Вамба (672–680) был лишен его весьма экзотическим способом. Придворный Эрвигий опоил монарха зельем, которое, не будучи смертельным, лишило короля сознания. Приближенные, решив, что Вамба вот-вот испустит дух, по вестготскому обычаю соборовали его и одели в монашескую одежду. Таким образом он сделался монахом и оставаться светским государем уже не мог. Когда через несколько часов Вамба пришел в себя, ему пришлось отречься от трона и остаток жизни провести в монастыре. Выбранный его преемником Эрвигий, дабы с ним не случилось нечто подобное, добился того, чтобы в актах очередного Толедского собора были описаны все действия, приведшие к смещению Вамбы, и установлена кара за их повторение. Эрвигию удалось сделать преемником своего зятя Эгику. Эгика, в свою очередь, сумел передать власть сыну Витице, назначив его соправителем. Витица перед смертью также хотел передать престол своему сыну Агиле и с этой целью сделал его герцогом огромной Тарраконской провинции. Однако знать не пожелала видеть королем Агилу, а выдвинула собственного претендента - Родериха, известного в последующей испанской традиции как Родриго. Сторонники Агилы не признали избрания Родериха, затаив свое недовольство, а сам он сохранил за собой свою провинцию. Так что фактически Родерих стал королем лишь части Испании.

Материальные ресурсы короля сокращались по мере того, как крупные землевладельцы приобретали в своих землях полную самостоятельность. Число налогоплательщиков сокращалось, королям приходилось увеличивать поборы с остальных, прежде всего с горожан. Соответственно, в их среде росло недовольство, проявившееся затем в ходе завоевания. С политической слабостью королевской власти в Вестготском королевстве были тесно связаны военные проблемы. Король постоянно располагал своей дружиной, она в любой момент готова была выступить в поход и отличалась высокими боевыми качествами, но была не слишком многочисленной. Король мог призвать на помощь отряды знати, но магнаты, как правило, не торопились оказать поддержку. Теоретически любой свободный вестгот по приказу короля обязан был выступить на военную службу, но практически эта система не действовала вовсе или действовала с огромным запозданием. Когда против Вамбы вспыхнул мятеж в Септимании, король с огромным трудом собрал необходимые силы для его подавления. После победы Вамба, чтобы впредь не сталкиваться с такими проблемами, принял суровые законы против уклонявшихся от королевской службы, судя по всему, не слишком эффективные.

В конце VI века, вскоре после отказа от арианства, наметился важный поворот в религиозной политике. Уже в 613 году король Сисебут изгнал из страны всех иудеев, не пожелавших перейти в христианство. Евреев в Испании было довольно много, они появились в стране задолго до вестготов и пользовались немалым влиянием. Со времен Сисебута и вплоть до арабского завоевания короли то принимали указы об обязательном крещении либо изгнании иудеев, то отменяли их, позволяя изгнанникам вернуться обратно, а обращенным в христианство - вновь исповедовать веру отцов. Это совершенно не мешало впоследствии вновь осуждать отступничество от христианства и устанавливать за него суровые наказания. Но, поскольку каноническое право запрещало насильственное крещение иудеев, власти пытались добиться своих целей, прибегая к дискриминации и культовым запретам. Евреям запрещалось торговать с христианами и приобретать у них какую-либо собственность, соблюдать субботу и т. д. Кульминацией антииудейской политики вестготских королей стали события 694 года. Евреев обвинили в том, что они вступили в сговор со своими соплеменниками из Северной Африки с целью свергнуть короля. После этого очередной Толедский собор постановил конфисковать собственность иудеев, а их самих обратить в рабство. Еврейских детей надлежало отнять у родителей и отдать на воспитание в христианские семьи. Неудивительно, что во время арабского вторжения евреи выступили на стороне завоевателей.

Таким образом, неспособность Вестготского королевства противостоять завоевателям можно объяснить несколькими обстоятельствами. Это прежде всего слабость королевской власти, тесно связанная с усилением знати. В свою очередь, она предполагала сокращение военных ресурсов центральной власти, ее почти полную зависимость от магнатов, а также усиление налогового давления на горожан - с неизбежным ростом их недовольства. С другой стороны, и знать была расколота в политическом отношении. Наконец, преследования властей обусловили враждебность еврейского населения. В совокупности все это заметно подорвало силы Вестготского королевства именно тогда, когда у его границ появился новый враг.

Враг у ворот

Арабы, завоевав за несколько десятилетий огромные территории, в конце VII века достигли Атлантики. Их африканские владения сначала управлялись из Египта, а затем живший в Кайруане наместник Магриба (так арабы называли земли к западу от Египта) стал подчиняться непосредственно халифу. В тот момент, когда Родерих вступил на толедский престол, наместником был Муса ибн Нусайр. К югу от его владений простиралась Сахара, а за ней земли, богатые золотом и слоновой костью. Конечно, чтобы достичь их, надо было преодолеть бескрайние пески, но арабов, чья родина лежала на краю другой огромной пустыни - Аравийской, это не могло смутить. Почему же следующей их целью оказался Пиренейский полуостров? С одной стороны, было известно, что там много плодородных земель и процветающих городов, с другой - о сокровищах вестготов, награбивших в эпоху Великого переселения народов огромные богатства, ходили легенды. Наверняка сыграли свою роль и слухи о внутренней слабости Вестготского королевства, которые доходили в Северную Африку по разным каналам и также побуждали действовать.

Возможно и еще одно объяснение. Когда арабы в 30-е годы VII века вышли из пустынь Аравии к Средиземному морю, они очень быстро приобщились к высокоразвитой средиземноморской цивилизации, к жизни великого «внутреннего моря» Древнего мира и Средневековья. Изначально опасавшиеся моря, арабы очень быстро построили флот, а позже добились огромных успехов в мореплавании. Поэтому стремление завоевателей следовать вдоль берега моря, не слишком от него удаляясь, выглядит вполне понятным.

Муса ибн Нусайр, действуя, видимо, без санкции халифа, решил попробовать завладеть южными районами Испании. С этой целью он заручился поддержкой некоего Юлиана, коменданта портового города Сеуты в Северной Африке. В более поздних источниках его называют графом Юлианом, что предполагает связь с каким-либо из германских королевств - ведь должности графа (много позже превратившейся в титул) нигде больше не было. А в силу близости Вестготского королевства и его заинтересованности в контроле над соседними африканскими землями логично предположить, что речь идет именно о нем. Если так, то весьма вероятно, что Юлиан принадлежал к сторонникам сына короля Витицы Агилы, считал Родериха узурпатором и надеялся с помощью арабов его свергнуть.

Однако чаще историки склонны видеть в Юлиане византийского наместника Сеуты, которая к тому времени предположительно могла оставаться последним бастионом византийских владений в Северной Африке. Наконец, согласно еще одной версии, Юлиан был бербером - уроженцем Северной Африки, не связанным напрямую ни с Византией, ни с вестготами. Впрочем, власть и Византии, и Вестготского королевства в этом регионе была тогда чисто номинальной, на деле Юлиан вынужден был действовать в сложнейшей обстановке совершенно самостоятельно. Арабы стояли у стен города, а помощь византийцев или вестготов выглядела сомнительной, так что выбор Юлиана вполне понятен. Судя по всему, именно он сделал возможной мусульманскую экспедицию 711 года на полуостров, предоставив арабам необходимые для перевозки войск корабли. Христианская традиция навеки заклеймила Юлиана как изменника, однако такая оценка могла бы быть справедлива лишь по отношению к вестготу, что в случае с правителем Сеуты отнюдь не бесспорно.

Пушкинский «Родрик»

По-видимому, весной 1835 года Александр Пушкин написал стихотворение, изданное уже после его гибели под условным названием «Родрик» («На Испанию родную»). Поэт живо интересовался Испанией, изучал испанский язык. В его библиотеке находится экземпляр 4-томной истории Испании Пьера-Сезанна Брайанда (1808), где отчеркнута фраза о судьбе Родриго после поражения: «Некоторые испанцы верят, что он удалился в убежище отшельника, дабы скрыть свой стыд и заодно спрятаться от врагов. Более вероятно, однако, что Родриг избежал гибели храброго воина только для того, чтобы найти постыдную смерть в водах реки Боетис, на берегу которой нашли его корону, его доспехи и его боевого коня».

Замечательно, что, начав довольно длинное стихотворение изложением традиционной легенды («На Испанию родную / Призвал мавра Юлиан. / Граф за личную обиду / Мстить решился королю»), Пушкин немедленно уходит от эпического повествования. Для него нашествие арабов, месть отца за бесчестье дочери и даже «геополитическая катастрофа» («Царство готфов миновалось») отступают на второй план перед темой раскаяния Родриго, которому по молитвам небесного заступника даруется прощение и дается «уразуметь господню волю».

Разгром вестготов

Сначала арабы провели «разведку боем». В июле 710 года отряд из 400 человек под предводительством бербера Тарифа пересек пролив и ступил на испанский берег (возникший на этом месте город так и называется Тарифа), не встретив серьезного сопротивления. Легкий успех воодушевил арабов, и весной 711 года семитысячный отряд во главе с Тариком ибн Зиядом переправился через пролив и высадился близ Гибралтарской скалы, которая впоследствии именно в честь него и получила свое название (по-арабски Джабал Тарик, «гора Тарика»). Бóльшую часть войска составляли берберы, совсем недавно подчиненные арабами и принявшие ислам. Сам предводитель также был бербером, зависимым человеком Мусы ибн Нусайра. Характер местности подсказывал продвижение вдоль побережья в сторону Кадиса, а оттуда вверх по долине Бетиса (будущего Гвадалквивира). Первоначально арабы не встретили серьезного сопротивления, поскольку король Родерих находился тогда на севере страны. Однако уже несколькими неделями позже король со своим войском прибыл из Толедо в Андалусию и встал на пути Тарика.

Из-за спешки Родерих привел с собой лишь то войско, которое смог собрать в кратчайшие сроки. Напрашивается параллель с другим не менее знаменитым и столь же успешным средневековым завоеванием - Нормандским завоеванием Англии 1066 года. Тогда король Гарольд, едва успев отразить нашествие норвежцев на северо-востоке страны, получил известие о высадке на юге отрядов нормандского герцога Вильгельма и также поспешил к месту высадки, не дожидаясь подкреплений. А может, стоило подождать? Нам легко рассуждать с высоты нашего сегодняшнего знания, но Родерих (как и Гарольд спустя 355 лет) едва ли имел более или менее точные сведения о численности вторгшегося войска и не мог знать, целиком ли оно переправилось и будут ли к нему подходить подкрепления. В этих условиях решение как можно быстрее атаковать пришельцев, пока они не успели закрепиться на испанской земле, выглядит совершенно логичным. Однако в обоих случаях оно оказалось роковым.

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов, однако почти никакой надежной информацией о ходе сражения, о его чисто военных аспектах мы не располагаем. Во всяком случае, поражение вестготов вряд ли можно объяснить лишь изменой сторонников Витицы, о которой упоминают источники. По некоторым данным, «соперники» Родериха тоже погибли в битве, хотя точно известно, что не все, поскольку брат Витицы, Оппа, фигурирует в последующих событиях. Однако при Гуадалете сторонники сыновей Витицы могли сражаться как на стороне вестготов, так и на стороне арабов. Можно с уверенностью утверждать, что важную или даже решающую роль в победе арабов сыграли выдающиеся боевые качества их конницы, в которой они, несомненно, имели перевес.

Сам король, как предполагается, пал в сражении или утонул, спасаясь бегством. После его гибели в Вестготском королевстве не нашлось человека, который сумел бы организовать борьбу с пришельцами в масштабах всей страны, хотя во многих местах группы сторонников Родериха пытались сопротивляться.

Злой рок победителей

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Так, согласно христианским и некоторым арабским источникам, многие иудеи стали союзниками завоевателей. Оставив в стороне Севилью, Тарик подошел к Кордове, но не стал там задерживаться и, выделив часть своего войска для осады города, с основными силами двинулся на север. Толедо, столица вестготских королей, сдался без сопротивления. Христианская легенда, не подтвержденная арабскими источниками, но популярная у более поздних испанских авторов, гласит, что именно евреи открыли арабам ворота Толедо. В октябре 711 года арабы овладели и Кордовой. Получив известия о столь масштабных и успешных завоеваниях, Муса ибн Нусайр в июне 712 года отправился в Испанию с войском в 18 000 человек. Скорее всего, он опасался, что слава и почести достанутся одному Тарику, но возможно и другое объяснение: Муса просто стремился наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией. Прежде всего он овладел Севильей, а затем двинулся против Мериды, важного административного и церковного центра, где укрылись многие вестготы. Мерида сопротивлялась наиболее упорно и продержалась более года. Затем, пройдя через Толедо, Муса направился к Сарагосе и, овладев ею, установил контроль над всей долиной Эбро, а также занял Леон. Тарик в это же время распространил свою власть на часть Старой Кастилии, а затем достиг Астурии, выйдя к Бискайскому заливу.

Летом 714 года халиф Аль-Валид приказал обоим полководцам вернуться в столичный Дамаск. Они покинули Испанию, к тому времени почти полностью завоеванную, и вернулись в Сирию как триумфаторы, с огромной военной добычей. Но вскоре по прибытии в Дамаск Муса был обвинен в растрате, а через несколько лет убит. О дальнейшей судьбе Тарика также практически ничего не известно, во всяком случае, в Испанию он не вернулся.

Уезжая, Муса оставил в качестве преемника своего сына Абд альАзиза. Тот недолго правил Испанией (в 716 году он погиб от руки убийцы), но успел распространить власть мусульман дальше на север, к Пиренеям, а также на запад, на территорию нынешней Португалии. Главным успехом Абд аль-Азиза, еще до отъезда его отца из Испании, стало заключение в 713 году договора с вестготским герцогом Теодомиром. Опытный военачальник, Теодомир укрепился на территории нынешней Мурсии и юго-западной части Валенсии. Он настолько успешно сопротивлялся арабским отрядам, что Абд аль-Азизу пришлось заключить с ним договор: Теодомир признал верховную власть Дамаска и согласился выплачивать небольшую дань, но в остальном сохранил полную самостоятельность для себя и своих подданных. Это «государство в государстве» арабы смогли присоединить лишь после смерти его создателя.

Договор с Теодомиром представляет особый интерес для историков, поскольку это единственное соглашение арабов с вестготами, текст которого сохранился. Его значение выходит далеко за рамки частного случая, хотя бы и важного. Ведь в действительности такого рода соглашений было немало. Одной из причин головокружительных успехов военных походов арабов была как раз умелая политика завоевателей, предлагавших своим противникам вполне приемлемые условия капитуляции, включая возможность сохранять свою веру и самим управлять своими делами.

Испания мусульман и христиан

Серьезное сопротивление арабам оказали лишь северные страны. Лишившись своих владений и высокого статуса, вернуть все это они могли лишь в противостоянии арабам. Завоевание еще не закончилось, а в горах Астурии уже начиналась другая история - история Реконкисты. Хотя события начала VIII века в контексте политической истории трудно переоценить, быть может, еще важнее было начавшееся с них культурное взаимодействие на Пиренейском полуострове христианских и мусульманских начал, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру.

Аларих I (готск. 𐌰𐌻𐌰𐍂𐌴𐌹𐌺𐍃/Alareiks - «Могущественный король», лат. Alaricus I; умер в 410) - вождь и первый король вестготов в 382-410 годах.
Аларих, если верить Клавдиану, родился примерно в 370 году, или немногим позже, на острове Певке, лежащем в устье Дуная. Аларих принадлежал к роду Балтов (то есть «Отважных»). Со слов Клавдиана юного Алариха владеть оружием и стрелять из лука «вместо отца» учил воспитатель, что позволяет сделать вывод о том, что Аларих рано потерял отца.

Если искать выдающегося и обладающего высоким статусом вестготского вождя, имя которого перекликалось бы с именем Алариха и который умер в конце 70-х годов IV века, то напрашивается имя Алавива, который вместе с Фритигерном, но, будучи названным «первым», привёл вестготов в Римскую империю, и, по всей вероятности, умер до 377 года. Хотя это только предположение, так как более точные сведения до нас не дошли.
Хотя договор 382 года положил конец войне вестготов с Империей, обстановка на Балканском полуострове оставалась нестабильной. Вестготы не хотели превращаться в мирных пахарей и беспокоили окрестности грабительскими набегами. В то же время, по-видимому, определённый вес среди вестготов приобрела антиримская партия. Между 391 и 394 годами время от времени происходили сражения, и хотя вестготы постоянно терпели неудачи, общая ситуация становилось всё более и более неопределённой.

В конце лета или осенью 391 года соединения, в которые кроме готов входили и другие варвары, перешли через Балканы и двинулись на юг: вероятно, они хотели установить отношения с варварами, сторонниками узурпатора Максима, после казни последнего укрывшихся в труднодоступном районе в устье Аксия (совр. Вардар) западнее Фессалоники. Главой этого предприятия был гот из Мёзии Аларих, имя которого встречается здесь впервые. Неизвестно, был ли он тогда вождём всего племени. Вероятно, Аларих первоначально был провозглашён герцогом, то есть - полководцем. Во главе войска император Феодосий Великий лично отправился против врага, но пренебрёг мерами безопасности на марше. Римские войска были застигнуты врасплох на Гебре (Марице) и разбиты, так что искусному командующему Промоту лишь с огромным трудом удалось спасти императора. Затем этот полководец продолжил операции против Алариха, которые не позже конца 391 года стоили ему жизни. Преемником Промота стал Стилихон, который в 392 году победил и окружил Алариха, однако по приказу императора после заключения союза вынужден был его отпустить.
17 января 395 года умер Феодосий I Великий и союз, заключённый в 392 году, прекратил своё существование, так как один из партнёров по договору ушёл из жизни. К новому союзу никто не стремился, и готы подняли открытое восстание. Аларих был провозглашен следовавшими за ним племенами их «королём». Его приходу к власти, несомненно, способствовало происхождение из рода Балтов, знатнейшего готского рода после Амалов, и всё же только военные успехи дали ему в глазах соплеменников право именоваться «Могущественным Королём».
Из всех героев "варварских" по отношению к Риму и христианскому миру народов Аларих, пожалуй, больше всего известен своими "делами". Ведь именно он со своими воинами, и никто другой, всего за несколько дней опустошил Вечный город с его культурными ценностями, которые собирались в городе на берегу Тибра многие и многие столетия. Такие "геройские" поступки в мировой истории никогда не забываются.

"Великий варвар" родился на острове Пейке в устье Дуная, принадлежал к роду Балтов. О его личных качествах говорит тот факт, что, когда ему не было еще и двадцати лет, вестготы избрали Алариха своим королем вместо умершего Феодосия Великого. Военным же вождем этого германского народа он до того уже был.

Аларих с вестготами воевал очень много. После неудачного похода на Константинополь, опустошил Македонию и Фессалию. Через оставленное без прикрытия Фермопильское ущелье германцы ворвались в Грецию. Город Афины спасся от разорения варварами только благодаря богатому выкупу. Города Коринф, Аргос и Спарта были опустошены. Когда на помощь Греции пришел полководец правителя Западной Римской империи Стилихон, высадившийся во главе сильного войска близ Коринфа, вестготы вынуждены были отступить в Эпир.

Восточно-римский император Аркадий, недовольный вмешательством в его царственные дела полководца Стилихона, заключил мир с королем воинственных вестготов. Он назначил Алариха наместником Восточной Иллирии. Но тот не собирался быть императорским губернатором, давно вынашивая план вторжения собственно в Италию. Осуществление этого плана началось в 400 году.

Вторгнувшись на север Италии, вестготы по пути занялись осадой и взятием небольших укрепленных городов, которые неизменно подвергались разграблению. Это сильно замедлило темп их победного продвижения по Апеннинам. Полководец Стилихон получил хорошую возможность собрать большое римское войско, усиленное отрядами наемников из "варварских" племен.

Король вестготов, потерпев два поражения в 402 году - при Поленции и Вероне начал отход в Иллирию. Армия Стилихона не стала преследовать вестготов, удовлетворившись их изгнанием из Италии. Чтобы удержать воинственно настроенного предводителя "варварского народа", правитель Западной Римской империи заключил с Аларихом договор, по которому он назначался наместником всей Иллирии с огромным ежегодным жалованьем в 400 фунтов золота.

Однако в 408 году правитель Рима отказался от уплаты огромного выкупа за безопасность государственных границ. Произошло убийство полководца Стилихона. Король вестготов Аларих вторично вторгся в Италию, где, не встретив сильного сопротивления, дошел до Вечного города и осадил его. Начавшиеся болезни и голод вынудили римлян вступить в переговоры с "варварами". Их вождь продиктовал императору свои условия и, ожидая их безусловного выполнения, распустил воинов из осадного лагеря для добывания по стране военной добычи.

Но в Риме выставленные королем вестготов условия, после бурных дебатов приняты не были. Тогда Аларих собрал свое огромное войско и в 409 году вновь осадил Рим. Действовал он на удивление умело и знающе: "варвары" заняли гавань Остия, и древний город лишился всякой помощи извне.

После этого римляне, предвидя для себя в качестве осажденных большие беды, провозгласили военного вождя германцев главным военачальником Западной Римской империи. Императором же они провозгласили городского префекта Аттала. Вскоре Аларих рассорился с ним и лишил его императорского титула.

Войско вестготов в третий раз подступило к крепостным стенам Вечного города и, благодаря измене, ворвалось в него через Саларские ворота. Это случилось 25 августа 410 года. Несколько дней продолжалось самое варварское разграбление древнего города, когда погибло бессчетное количество бесценных произведений искусств. То, что нельзя было увезти с собой, предавалось огню, разбивалось, рубилось.

Опустошив Рим, вестготы обрушились на Южную Италию и начали готовиться к высадке на Сицилию и Северную Африку. Однако разразившаяся на море буря потопила много судов, и королю пришлось отказаться от задуманного предприятия. Вскоре "разоритель Вечного города", находившийся в расцвете "своей славы", умер.

Как гласит легенда, тело Алариха было опущено вместе со многими сокровищами на дно реки Бузенто. Этот рассказ по сей день будоражит воображение кладоискателей. Вестготы после прощания со своим удачливым монархом избрали королем его зятя Атаульфа, тоже участвовавшего в опустошении Рима.

АЛАРИХ I
(Alaricus, Alarich) (ок. 370 - конец 410) - король вестготов с 395. Вторгся во Фракию, взял Афины, опустошил Коринф, Аргос, Спарту. Римский имп. Аркадий заключил с А. I мир и назначил его наместником Иллирии, где в качестве федератов были поселены вестготы. В 401 А. I поднял восстание и вторгся в Италию, но дважды разбитый в 402 Стилихоном (при Полленции и Вероне) отступил. В 408 - вторично в Италии, трижды осаждал Рим; 24 авг. 410 взял "вечный город" и подверг его 3-дневному разгрому. Умер в Юж. Италии, готовясь к походу в Сицилию и Африку. Нашествие А. I способствовало ликвидации Зап. Римской империи.

Вестготы - это часть готского племенного союза, который распался к третьему веку. Они были известны в Европе со второго по восьмой век. Племена вестготов смогли создать собственное сильное государство, соперничать за военное могущество с франками и византийцами. Конец их истории как отдельного королевства связан с приходом арабов. Оставшихся вестготов, которые не подчинились мусульманскому миру, можно считать прародителями аристократии будущей Испании.

Кто такие готы?

Со второго века в Европе появились древнегерманские племена, которые назывались готами. Предположительно они имели скандинавское происхождение. Разговаривали они на готском языке. На его основе епископ Вульфил разработал письменность.

Племенной союз состоял из трех основных ветвей:

  • остготы - это группа, которую считают далекими предками итальянцев;
  • крымские готы - группа, которая откочевала в Северное Причерноморье;
  • вестготы - группа, которая считается далекими предками испанцев с португальцами.

Происхождение названия

Чтобы лучше понять, кто такие вестготы, следует подробней узнать о названии племени. Точное происхождение названия так и не было установлено. Но существует несколько версий. По одной из них слово «вест» происходит от готского языка «мудрый», тогда как «ост» - «блестящий». По другой версии слово «вест» означает «знатный», а «ост» - «восточный».

В ранние времена вестготов называли тервингами, то есть «людьми лесов», а остготов именовали гревтунгами, что означало «жители степей».

Так готов называли до пятого века. Позже их стали называть «западными» и «восточными» готами. Случилось это из-за того, что Иордан несколько переосмыслил книгу Кассиодора. На тот момент вестготы контролировали западные земли Европы, а остготы - восточные территории.

Союз с Римом

Вестготы начали свою самостоятельную историю в третьем веке, когда перешли Дунай и вторглись в земли Римской империи. К этому времени они отсоединились от остготов. Это позволило им принимать самостоятельные решения относительно места своего расселения и прочих нюансов. Окончательно вестготы смогли расселиться на Балканском полуострове, после того как его покинули римляне в 270 году.

Спустя пятьдесят лет вестготы заключили союз с Константином Великим. Император предоставил им статус федератов, то есть союзников. Такое поведение Рима было обычным делом по отношению к племенам варваров. По договору вестготы обязались охранять границы Римской империи и поставлять своих людей для военной службы. За это племена получали ежегодную плату.

В 376 году германские племена сильно страдали от гуннов. Они обратились к правителю Валенту, чтобы он разрешил им поселиться во Фракии, с южной стороны Дуная. Император дал на это свое добро. Но это привело к другим неприятностям.

Из-за серьезных противостояний с римлянами, которые стали наживаться на вестготах, последние начали открытое восстание. Оно переросло в войну, продолжавшуюся с 377 по 382 гг. Вестготы нанесли римлянам тяжелейшее поражение в битве под Адрианополем. Был убит император со своими военачальниками. Так началось падение Римской империи, которая больше не контролировала северные границы.

Перемирие состоялось в 382 году. Вестготы получили земли, ежегодную плату за поставку воинов для имперской армии. Постепенно стало формироваться королевство вестготов.

Правление Алариха Первого

К концу четвертого века был избран первый король вестготов. Он получил власть над всем племенем. В это же время по договору с империей вестготы поддержали Феодосия Великого, который боролся с Евгением. Они понесли серьезные потери в боях. Это стало причиной мятежа, который возглавил король Аларих I.

Сначала вестготы со своим королем решили захватить Константинополь. Но город был прекрасно защищен. Мятежники сменили планы и направились в Грецию. Они опустошили Аттику, разграбили Коринф, Аргос, Спарту. Многих жителей этих полисов вестготы угнали в рабство. Чтобы избежать разграбления, Афинам пришлось откупиться от варваров.

В 397 году римская армия окружила войско Алариха, но ему удалось вырваться. Далее вестготы вторглись в Эпир. Военные действия смог приостановить император Аркадий. Он откупился от племени и наградил Алариха званием магистра армии Иллирика.

Завоевание Рима

В начале пятого века Аларих решил пойти в Италию. Его смог остановить Стилихон со своей армией. После заключения договора Аларих вернулся в Иллирик.

Через несколько лет Стилихон скончался. Это означало прекращение действия договора, и началось вторжение вестготов в Рим. В городе, который осадили варвары, не хватало провианта. Вскоре Вечный город сдался. Он должен был выплатить контрибуции ценностями и рабами. Аларих получил тысячи фунтов золота, серебра, шкур, шелковых платьев, а также множество рабов, которые были приняты в армию вестготов.

Помимо ценностей, Аларих запросил у императора Гонория земли для своего племени. После получения отказа он вновь захватил Рим. Случилось это в 410 году. Примечательно, что германское племя не причиняло городу существенных повреждений. Из этого напрашивается вывод, что вестготы - это не представители обычных варваров. Они совершали грабеж и хотели получить земли для создания собственного королевства, но не стремились уничтожить все на своем пути.

Завоевание Аквитании

После разграбления Рима Аларих решил покорить побережье Африки. Помешало этому уничтожение флота из-за сильной бури. Вскоре скончался и король вестготов. Его планы так и не были выполнены.

Следующие короли не правили долго. Исследователи связывают это с тем, что они выступали за союз с Римом. Многие знатные семьи были против договора с империей. Однако союз все же был заключен, он принес свои плоды. В 418 году император Гонорий пожаловал племени земли в Аквитании, которые они могли использовать для поселения. С этого времени начало формироваться королевство вестготов.

Центром королевства стал город Тулуз. А королем был избран внебрачный сын Алариха Теодорих. Он правил вестготами в Аквитании тридцать два года. Правитель раздвинул границы своего королевства. Его смерть была связана с легендарным сражением против Аттилы. Готы и римляне одержали победу над гуннами, но слишком большой ценой.

Далее короли вестготов сменяли один другого. Началась междоусобица, которая завершилась после прихода к власти Эвриха. Период его царствования считается расцветом вестготского королевства. Его территория распространялась на Южную и Среднюю Галию, было самым большим из всех варварских держав, которые сформировались на развалинах былой империи.

Вестготы - это племя, которое смогло не только создать собственное государство, но и составить свои законы. Они постоянно корректировались и пополнялись новыми законами. В 654 году они легли в основу Вестготской правды.

Утрата былого могущества

В конце пятого века у готов появились новые враги - франки. Вестготы это осознали в 486 году, когда Хлодвиг Первый одержал победу над последним влиятельным римским полководцем по имени Сиагрий.

Правителем вестготов к этому времени стал Аларих Второй. Он поддерживал хорошие отношения с остготами, поэтому участвовал в походе против франков в 490 году. Но в начале шестого века франки и вестготы подписали мир.

Он продержался пять лет, пока Хлодвиг не нарушил его в 507 году. Битва при Вуйе привела к тому, что король западных готов погиб, а его народ потерял значительную часть своих земель в Аквитании.

Положение ухудшилось после прихода к власти Гезалеха. Король не желал сражаться и бургунды с франками продолжили захват вестготского королевства. Ситуацию исправил остготский правитель. Теодорих Великий смог остановить наступление франков. Он стал править обоими народами.

Следующие правители продолжили борьбу с франками. Но больших успехов не добились. К тому же, более могущественным врагом выступила Византия. За этот период столица вестготов переместилась сначала в Нарбонну, а позднее в Барселону.

Могущество вестготскому королевству ненадолго смог вернуть король Леовигильд. Он перенес столицу в Толедо, начал чеканить собственные монеты, занялся законами.

Толедское королевство

Леовигильд был соправителем своего брата Лиувы. Позднее он стал единоличным правителем. Леовигильд стал королем в момент политической анархии. Магнаты не желали считаться с центральной властью. Каждый из них превращал свои земли в небольшое государство.

Леовигильд решительно взялся за защиту королевского престола. Он стал вести борьбу с внутренними и внешними противниками. Он не сдерживал себя в этой борьбе. Многие знатные вестготы поплатились своей жизнью за свои богатства. Король пополнял государственную казну за счет ограбления граждан и обирания врагов. Не обходилось без мятежей со стороны магнатов и крестьян. Все они были подавлены, а мятежники казнены.

В своей власти король опирался на низшие слои населения. Это ограничило могущество магнатов, которые были опасными врагами королевской власти.

Внешняя политика:

  • В 570 году началась война с Византией. Вестготы смогли потеснить византийцев. Последние не получили помощи от Константинополя и стали договариваться о мире.
  • В 579 году король женил старшего сына на франкской принцессе. Брак не только не привел к заключению мира между народами, но вызвал раздоры в королевском доме. Это привело к мятежу против короля, которое удалось подавить лишь в 584 году. Леовигильду пришлось казнить старшего сына.
  • В 585 году король подчинил себе свевов, их королевство прекратило существовать.

Леовигильд желал построить государство, которое бы походило на Византию. Он стремился создать империю не только по территориальному признаку, но и по внешнему облику. Для этого был установлен пышный дворцовый церемониал, король начал носить корону, богатые одеяния.

Умер правитель своей смертью в 586 году. Перед этим он уничтожил знатные семьи, представители которых могли бы претендовать на престол. Королем стал сын Леовигильда Реккаред. Во внешней политике он продолжил деятельность отца.

Постепенно Франкское государство стало оттеснять вестготов на суше. Из-за отсутствия серьезного флота Толедское королевство не могло отстаивать свои интересы на море.

Некоторые правители вестготского королевства:

  • Гундемар - воевал с византийцами и басками.
  • Сисебут - подчинил себе рукконов и астурийцев, начал создание флота, проводил преследования иудеев.
  • Свинтила - окончательно изгнал византийцев из Толедского королевства.
  • Сисенанд - в годы правления состоялся четвертый постановивший, что вестготских королей отныне будут выбирать на собраниях знати и духовенства.
  • Хиндасвинт - боролся с непокорной знатью, считается последним сильным королем вестготов.
  • Вамба - усилил светскую власть, но ненадолго, поскольку был свергнут.
  • Эрвиг - примирился с духовенством, ограничил права иудеев, отражал нападения франков.
  • Эгик - жестоко преследовал евреев, которых лишили всех прав, продавали в рабство, а детей с семи лет забирали от родных и отдавали на перевоспитание в христианские семьи.

Правитель Вамба был свергнут довольно хитрым способом. Ему дали выпить напиток, который лишил его сознания. Придворные решили, что правитель мертв, и переодели его в монашеские одежды. Так положено было сделать по обычаю. В результате король перешел в духовное звание, лишившись власти. После того как Вамба очнулся, ему пришлось подписать отречение и уйти в монастырь.

Окончательное падение государства

В конце седьмого века Эгик сделал своим соправителем сына. Позже Витиц стал править самостоятельно. Преемником Витица стал Родерих. В это время вестготы столкнулись с сильным противником - арабами.

Предводителем арабов был Тарик. В начале восьмого века он с войском переправился через Гибралтар и смог разбить готов в бое при Гвадалете. Король вестготов погиб в этом бою.

Довольно быстро арабы сумели завоевать полуостров, на котором создали Кордовский эмират.

Успех арабского завоевания связывают со многими факторами:

  • слабость королевской власти вестготского королевства;
  • постоянная борьба готской знати за трон;
  • завоеватели умело манипулировали противниками, они предлагали вестготам приемлемые условия капитуляции.

Многие знатные семьи готов приняли новую власть. За ними сохранялись их земли, возможность управлять своими делами. Также им разрешили сохранить веру.

Вестготы еще существовали на северо-восточных землях. Они смогли противостоять арабам и не пустили их на свою территорию. Королем там стал Агила Второй. Сохранившиеся земли стали плацдармом для Реконкисты. Также из королевства впоследствии появилась средневековая Испания.

Верования

Изначально готы были язычниками. В первой половине четвертого века они стали приверженцами арианского направления христианской веры. В этом им помог священник по имени Вульфил. Сначала он сам принял христианство в Константинополе, а после этого составил алфавит для готского языка. Также он перевел Библию на готский язык, назвав ее «Серебряным Кодексом».

Вестготы были арианами до конца шестого века, пока в 589 году король не провозгласил основной религией христианство западного направления. Другими словами, вестготы стали католиками. К концу существования королевства, духовенство пользовалось значительными привилегиями и имело много прав. Они могли влиять на избрание очередного короля.

Достижения

Чтобы понять, кто такие вестготы, следует больше узнать об их культурном наследии. Известно, что в архитектуре они использовали подковообразные арки, делали кладку из тесаного камня, украшали здания растительным либо животным орнаментом. Архитектура готов, так же как и скульптура испытала существенное влияние искусства Византии.

Известные церкви германского племени:

  • Сан-Хуан-де-Баньос - была основана при короле Реккесвинтоне в Паленсии.
  • Санта-Комба - создана в восьмом веке в Оренсе.
  • Сан-Педро - создана в Сарагосе.

Благодаря находке сокровищ в Гварразаре исследователи смогли многое узнать о прикладном искусстве вестготов. Они были захоронены вблизи Толедо. Предполагается, что сокровища были дарами от королей для церкви.

Все элементы были сделаны из золота. Они были украшены драгоценными камнями, среди которых были агаты, сапфиры, горный хрусталь, жемчуг.

Находка в Гварразаре не была единственной. В ходе других археологических раскопок были обнаружены изделия из металла, стекла, янтаря. Это были бусы, пряжки, броши, фибулы.

По находкам исследователи сделали выводы, что в ранний период существования вестготов они делали украшения из бронзы. Их украшали цветными вставками из стекла, эмали, полудрагоценных камней красных оттенков. Изделия позднего периода создавались под влиянием Византии. На них делали орнамент внутри пластины, мотивы были растительными, животными или религиозной тематики.

Наиболее известной находкой считается корона Реккесвинта. Она выполнена в виде широкого золотого обруча, на котором размещены двадцать две подвески из золотых букв и драгоценных камней. Из букв можно прочесть фразу, которая переводится как «Дар короля Реккесвинта». Драгоценная корона подвешена за четыре золотые цепи, которые на вершине скреплены замком, напоминающим цветок. Из центра замка спускается цепь, на конце которой расположен массивный крест. Он изготовлен из золота и украшен сапфирами и жемчугом.


Готы - это племена, вышедшие из Скандинавии в 1 веке нашей эры. Во 2-3 веках они активно продвигались по Европе и завоевывали ее восточную часть. В середине 3 века готские племена достигли Северного Причерноморья. Предположительно, именно там произошли смешения готов с другими племенами, имевшими более развитую культуру, вследствие чего, окультуривание готских племен ускорилось. Примерно в это же время происходило принятие готами христианской веры. Интересно, что до принятия христианства, религиозный готский мир был довольно обширен, в нем присутствовали и люди-волки, и духи природы, и тотемизм.

К началу 4 века готские племена уже совершили нападения на Малую Азию, Балканы и завоевали Дакию. Древние готы совершали свои нашествия и продолжали благополучно развиваться до середины 4 века. Племя гуннов, вынужденное защищать свои земли от нападений, нанесло значительный удар по готам, вследствие чего численность готского племени значительно сократилась, а оставшаяся часть разделилась на два племени. Каждое племя имело своего короля, выбрало свою дорогу и приобрело новое имя. Именоваться эти племена стали остготами и вестготами.

Остготы и вестготы

Образование этих двух сообществ произошло в результате распада единой общины готов. Вестготы, или как их еще называли тервинги, занимали обширные площади от Дуная до Днепра. Так было до тех пор, пока в 376 году нашей эры, они не подверглись нападению гуннов и спасаясь бегством, они переместились в Римскую империю, где и осели. Затем в 507 году, под натиском Хлодвига I - короля франков, готы бежали в Испанию, а в 8 веке и вовсе были истреблены арабами.

Остготы, или грейтунги, обосновались на землях между Черным и Балтийским морями. После столкновения с гуннами, частично разгромленное племя остготов вынуждено было бежать и осесть в окрестностях Дуная. Немного освоившись и набравшись сил они, завоевали Италию и создали в ней королевство. В 6 веке остготы все же были разгромлены Юстинианом I - византийским императором.

Одеяния древних готов

Судить об одеяниях готов в наши дни очень сложно, так как последние племена готов были истреблены еще в XV веке. Но обращаясь к писаниям древних историков и раскопкам останков захоронений готов можно составить обобщенное представление. Так, мужчины готы облачались в штаны, облегающие тело и плащи на одной или двух застежках. Нередко в качестве застежки применялся шип.
Одеяния женщин были схожи с мужскими, но при этом плащи они носили чаще безрукавные. Были случаи, когда при раскопках, на головах женщин обнаруживали костяной гребень. Также в писаниях историков есть моменты, описывающие женские украшения, а точнее, бусы из сердолика и янтаря. Практически все готы носили пояса, при этом мужчины подвешивали на него нож, а некоторые женщины мешочки и украшения.

Культура древних готов

У древних готов среди наиболее развитых были такие ремесленные направления, как стекольное, кожевенное и металлургическое. Ввиду воинственности племени готов, обработка металлов и изготовление оружия было особенно важно для них.
Также необходимость завоевания новых земель для возможности существования обусловила и их духовную культуру. У готов были распространены воинственные игры и соревнования. Если верить писаниям античных авторов, то наиболее распространенным соревнованием у готов была игра, напоминающая современную джигитовку. Гот садился на коня и скакал на нем по кругу при этом набирая скорость, параллельно он кидал копье и сам же его ловил.

В культуре древних готов большое значение имело ювелирное ремесло. Именно оно было самым развитым, наряду со стекольным и металлургическим. Методом обработки металла, камней и стекла они изготавливали украшения для тела и одежды. Кроме того, на площади Неаполя было найдено изображение короля готов Теодориха, выложенное из разноцветных камушков.

В 1-3 веках нашей эры у готов были приемлемы исключительно внутриплеменные браки. Раскопки показывают что в этот период готами в разной степени были освоены ткацкое, кожевенное, стекольное, кузнецкое и плотницкое ремесла. В конце 3 века произошли смешения готских племен с другими, более развитыми. Результатом смешения стало ускоренное культурное развитие и освоение новых ремесел. Так происходило изменение обычаев и менталитета готского племени.

Материал из ЭНЭ

Вестготы

иначе визиготы и тервинги - часть готского народа, занимавшая с начала III в. до второй половины IV в. земли между Нижним Дунаем и Днепром. Древнейшая история их совпадает с историей остготов (см. Готы ). Отдельной народностью они являются только в припонтийских своих жилищах, причем они долгое время еще составляли с остготами одно политическое целое, но имели, вероятно, известную долю самостоятельности, то есть особых местных князей, признававших только верховную власть остготского короля. Вполне независимыми они сделались еще до гуннского нашествия, вероятно в первые годы царствования Эрманарика (около 350). Первым несомненно самостоятельным княз. вестготов является Атанарих (366-381). Его власть простиралась, однако, не на весь вестготский народ, а только на большую часть его. Остальная же часть признавала власть другого князя, Фридигерна . Атанарих ведет трехлетнюю борьбу с Римской империей (366-369), окончившуюся выгодным для вестготов миром. Когда около 376 г. гунны победив остготов, напали и на западных их соседей, то один только Атанарих сделал попытку сопротивления, укрепившись на правом берегу Днестра. Не будучи в состоянии противостоять врагам, он, тем не менее, не подчинился им, а удалился со всем своим народом в горы Трансильвании и занял Седмиградскую область. Остальная часть вестготов, спасаясь от гуннов, перешла через Дунай под начальством Фридигерна и Алавива; император Валент отвел им земли во Фракии . Мучимые голодом и притесняемые римскими наместниками готы скоро восстали. Выступивший против них император Валент был разбит и убит ими при Адрианополе (378). Фридигерн вскоре после этого умер (ок. 380); его место во главе вестготов занял Атанарих, который по неизвестным причинам не мог удержаться в Трансильвании. Он тотчас же заключил мир с Феодосием Великим. Хотя он вскоре умер, тем не менее, договор, заключенный им с империей, оставался в силе до самой смерти Феодосия; многие знатные вестготы поступали в римскую армию и часто достигали очень видных положений. Положение дел изменилось, когда в 395 г. умер Феодосий Великий . Слабый его преемник, Аркадий , не сумел поддержать дружбы с готами; последние возмутились и в 395 г. избрали себе короля в лице Алариха - первого, соединившего в своей руке власть над всеми вестготами. Он опустошил весь Балканский полуостров . На помощь Византии поспешил правитель Западной империи Стиликон, принудивший Алариха к заключению мирного договора (396). По этому договору вестготам был предоставлен Эпир . Но уже в 400 г. Аларих предпринял первый свой поход в Италию , кончившийся миром 402 г., по которому Аларих вновь отступил в Иллирию . Когда Стиликон в 408 г. пал от руки убийцы, Аларих вновь вторгся в Италию. Слабохарактерный император Гонорий не имел ни войска, ни полководцев. Аларих беспрепятственно проник до южных оконечностей полуострова. Так как переговоры с Гонорием ни к чему не приводили (Аларих требовал для своего народа продовольствия, дани и земель в северо-восточных провинциях империи), то царь вестготов в августе 410 г. занял и разграбил Рим . После неудавшейся попытки завладеть Африкой (буря разбила готский флот) Аларих умер еще в том же 410 году. Его зять и преемник Атаульф (410-415) продолжал переговоры и борьбу с Гонорием, но видя, что утвердиться в Италии невозможно, в 412 г. со всем своим народом удалился в Южную Галлию , которая, может быть, формально была уступлена ему Гонорием. Он победил и убил узурпатора Иовина, занял важнейшие города (Нарбонну , Тулузу , Бордо), но основать здесь твердое вестготское царство ему не удалось, несмотря на то, что он женился в 414 г. на Плацидии , сестре Гонория, и искал мира с империей. Валья (415-419) несколько лет сряду успешно боролся с вандалами, аланами и свевами в Испании . Вернувшись в Южную Галлию, он получил от империи в силу формального договора всю провинцию Аквитанию («вторую»), где он и основал первое вестготское государство, получившее, по главному городу Тулузе, название «тулузского» («толозанского»). Преемником Вальи был Теодорих I (419-451), значительно расширивший свое государство и павший в сражении на Каталаунских полях. В борьбе с Аттилой вестготы были союзниками римского полководца Аэция, тогда как их родичи остготы , подвластные Аттиле, составляли часть гуннского войска. Теодориху наследовал его старший сын Торисмунд (451-453); но так как он хотел уничтожить союз с Римом, то римская партия, во главе которой стоял брат царя, Теодорих , убила его, после чего на престол вступил Теодорих II (453-466), который также был убит младшим братом, Эврихом. В царствование Эвриха (466-484) вестготское государство достигло высшей степени могущества. Он уничтожил последние остатки римского верховенства, сохранявшиеся в форме союза. К концу его царствования государство вестготов обнимало всю Южную и Среднюю Галлию (до Луары на север и Роны на восток) и почти всю Испанию (только северо-западный уголок этого полуострова был еще независим под властью свевов). Он заботился также о внутреннем благоустройстве своего государства и велел составить свод вестготского обычного права. К римской культуре и римским своим подданным он относился благосклонно. Некоторые из наиболее выдающихся государственных деятелей его царствования были римляне . Только католическая церковь и ее высшие представители, епископы, преследовались им, но не из фанатизма (он, как и весь народ вестготов, держался арианской ереси), а из политического расчета: он был прав, видя в католицизме злейшего врага вестготского господства. - Его сын, Аларих II (485-507), должен был вести борьбу против новых врагов, франков, которые с 486 г., после победы Хлодовика над Сиагрием, стали ближайшими соседями готов на Луаре . Соседство это стало особенно опасно для Алариха, потому что Хлодовик, принявший христианство в форме католичества, нашел поддержку в романском населении Галлии, тяготившемся властью еретиков-вестготов. Открытая борьба началась в 506 году и кончилась поражением готов при Пуатье в 507 г.; в битве пал сам Аларих, и вестготы навсегда потеряли большую часть своих владений в Галлии. Пятилетний сын убитого короля, Амаларих (507-531), спасся бегством в Испанию, тогда как в Галлии еще некоторое время продолжал борьбу Гезалих (507-511), незаконный сын Алариха II, завладевший царскими сокровищами. На помощь Амалариху явилось сильное остготское войско, посланное его дедом Теодорихом Великим; оно удержало франков от дальнейших завоеваний и спасло часть вестготских владений в Южной Галлии. Главным городом вестготов стала теперь Нарбонна . Амаларих женился на дочери Хлодовика, но пал уже в 531 г. в борьбе со своим зятем Хильдибертом I. Престолом завладел остгот Теудис (531-548). Он продолжал борьбу с франками, безуспешно боролся с Византией и был убит в 548 г. Та же участь постигла его преемника Теодегизеля (548-549), угнетавшего католиков. В царствование Агилы (549-554) в Испании явилось сильное византийское войско: император Юстиниан, уничтожив государства вандалов и остготов, думал покорить и Испанию. Этот план не удался. Хотя Агила и был разбит византийцами, но возмутившиеся солдаты убили бездарного короля и возвели на престол храброго и энергичного Атанагильда (554-567), который удачно отразил врагов; некоторые сильно укрепленные города остались, однако, за византийцами. Ища союзников, Атанагильд выдал двух дочерей за франкских королей Сигиберта и Хильпериха. Его преемник Леова (568-572) уступил Испанию своему брату Леовигильду, который по смерти Леовы управлял один всем государством (572-586). Для вестготов настало теперь тяжелое время. Со всех сторон грозили опасные враги: франки , свевы , византийцы, которые, будучи правоверными, находили открытых и тайных союзников в романском населении страны. Леовигильд энергично и умело взялся за защиту своего престола. Опираясь на низшие классы народа, он сумел в значительной степени сократить могущество местных готских магнатов, опасных врагов королевской власти. Сопротивлявшихся он казнил; имущество их переходило в собственность короля, вследствие чего и финансовое положение страны стало поправляться. Но Леовигильд навлек новую опасность на государство, женив в 580 г. своего сына Герменегильда на франкской принцессе Ингунтисе, ревностной католичке. Ей удалось склонить мужа к принятию католичества; он начал открытую борьбу против Леовигильда, но был разбит и казнен. Тогда же Леовигильд покорил и свевское царство. После новой победы над франками он умер в 586 г. в Толедо , сделанном им главным городом государства. - Его младший сын и преемник Рекаред I (586-601) тотчас по вступлении на престол принял католичество и всячески старался склонить и народ свой к принятию этой веры. Был ли этот неожиданный шаг результатом религиозного убеждения, трудно сказать; вероятнее, что решающее значение имели политические соображения. Рекаред хотел раз навсегда уничтожить религиозный антагонизм между вестготами и туземным романским населением, истощавший народные силы. Но тем самым он уничтожил последнюю преграду, мешавшую романизации готов. Государство быстро подпало влиянию католического духовенства, которое с этого времени управляет страной почти помимо королей. Вестготы, издавна склонные к религиозному фанатизму, вскоре становятся ревностными католиками, и дальнейшая история внутреннего развития их государства превращается почти исключительно в историю церковных соборов. После Рекареда быстро сменяются короли - Леова II (601-603), Витерих (603 - 10), Гунтимар (610-612), Сисибут (612-620), в царствование которого начались в вестготском государстве преследования евреев, Рекаред II (620-621), по смерти которого на престол вступил Свинтила, храбрый полководец и энергичный правитель (621-631). Он отнял у византийцев последние их владения в Испании и удачно отстаивал королевскую власть против притязаний духовенства и светских магнатов. Этим он навлек на себя месть последних. Один из аристократов, Сисинант, поддерживаемый духовенством, восстал против короля; победив последнего и постригши его в монахи, он занял престол (631-636); он и его преемники, Киндила (636-640) и Тульга (640-641), были слепыми орудиями в руках епископов. Последнюю попытку восстановить королевскую власть в прежней силе сделал Киндасвинт (641-652), одинаково энергично и строго преследовавший непокорных епископов и магнатов. Он велел составить свод вестготских законов, сделав их обязательными для всех своих подданных. При его сыне Рекисвинте (652-672) все пошло по-старому и духовенство по-прежнему стало управлять государством. Несколько усилилась светская власть при Вамбе (672-680), храбром воине, но ненадолго: Вамба был свергнут с престола партией духовенства, которое выбрало королем Эрвиха (680-687), всецело отдавшегося в руки епископов; то же следует сказать о его преемнике Эгике (687-701), самым жестоким образом преследовавшем евреев. О Витике (701-710) мы знаем очень мало и еще меньше о последнем короле вестготов, Родерихе (710-711).

Вскоре по вступлении его на престол в Испанию явились арабы , призванные сюда, по преданию, одним магнатом, которого оскорбил король. Государство вестготов не имело уже силы противостоять врагам; победа последних при Херес-де-ла-Фронтера навсегда уничтожила вестготское царство. Король Родерих бесследно пропал: он был, вероятно, убит в сражении. В несколько недель мусульмане заняли почти весь полуостров. С этого времени имя вестготов исчезает из истории. Последние остатки их, сильно смешанные с туземным романским элементом, отстояли свою независимость в горной области Астурии . Здесь зародилось новое государство, но уже не готское, а испанское. Первый его герой, Пелайо , родоначальник кастильских королей, был, по преданию, внуком вестготского короля Киндасвинта. Насколько силен был в этой новой народности готский элемент, доказывает масса испанских личных собственных имен, сохраняющих до настоящего времени следы готского своего происхождения (Rodrigo, Alfonso, Hernando и др), и многочисленные слова, перешедшие из готского в испанский и португальский языки. Эти слова вместе с довольно обширным ономастическим материалом, сохранившимся в вестготских грамотах, актах, на монетах и надписях, и с немногочисленными остатками готских слов в своде вестготских законов составляют все, что мы знаем о языке вестготов в Испании. Цельных письменных памятников на их языке до нас не дошло, хотя они несомненно имелись. Не найдено еще ни одного вестготского списка перевода Священного Писания Вульфилы (вестгота, см. Вульфила). Долго ли держался их язык после падения вестготского царства - мы не знаем. Последний след вестготского языка находим мы в Галлии в начале IX века: это сборник готских и франкских личных имен, составленный Смарагдом, игуменом монастыря св. Михаила, на реке