Вий очень краткое содержание для читательского дневника. Николай васильевич гоголь

" знаменитому автору в Диканьке приходится столкнуться с мистическим убийцей, и с кучей весьма неоднозначных персонажей. в этом, как не трудно догадаться по названию фильма, ему предстоит противостояние с самым сильным злом, которое только можно представить. Сможет ли команда друзей Гоголя справиться с ним? Да еще и выжить в полном составе? Почитаем-узнаем!

После событий первого фильма в вещах Якова Петровича Гуро Николай Гоголь находит дело: секретную справку на самого себя с припиской: «Тайна рождения — тёмный?». 5 братьев Гоголя умерли при родах или вскоре после рождения; в дальнейшем в видениях Николая и воспоминаниях Якима (не решающегося раскрыть барину правду) Василий Гоголь-Яновский от отчаяния принимает предложение незнакомца с повязкой на лице вокруг носа. Незнакомец обещает, что младенец выживет, но платой за это будет соглашение с некими силами; Василий отвечает, что готов на что угодно, лишь бы больше не хоронить своих детей. Когда Николай рождается, незнакомец оживляет мертворожденного младенца.

Глава третья. Заколдованное место

Утром в Диканьку прибывает колдун-басурманин Басаврюк: местные его знают и боятся, потому что у него слава охотника за душами христиан. Однако оснований для его ареста нет, и священник предупреждает Гоголя держаться от него подальше.

Когда в Диканьке исчезает очередная девушка (Дарина) и её поиски ни к чему не приводят, Гоголь замечает в записках Гуро список дат — церковных праздников и каждому празднику соответствует одна жертва Тёмного Всадника. В попытках обнаружить Дарину Гоголь пытается научиться контролировать свой дар и видит красный цветок в «логове зверя». Не зная, как трактовать видение, он наконец принимает помощь Оксаны; её условие — Николай должен принадлежать ей. Цветок оказывается кровоцветом, цветущим раз в году там, где спрятано колдовское золото. Сорвать его и заполучить клад может только невинная душа, если она прольёт кровь другого невинного.

«Логовом зверя» оказывается Медвежий овраг, который местные обходят стороной, считая, что это проклятая земля. В видениях Николай предвидит, что там и произойдёт убийство, и незнакомая девушка задаёт ему вопрос: «Может, ты мой суженый?». Взяв ружьё, Гоголь ночью отправляется туда, но вместо Всадника Дарину туда приводит колдун. Он предлагает жениху сестры Дарины пролить кровь, чтобы тот получил золото (и разбогател, чтобы жениться), а колдун заберёт его душу. Когда тот соглашается, Николай, не сумев отговорить злодеев, убивает его, а колдун исчезает. Раненую Дарину с трудом спасает доктор Леопольд Бомгарт: хотя он зарёкся не оперировать живых после того, как он в прошлом не сумел спасти ребёнка, врач находит в себе смелости попытаться вновь и ему это удаётся.

Однако предотвратить убийство новой жертвы Всадника не удаётся: ей оказывается вторая девушка из видений. Гоголю, Бомгарту, Якиму, кузнецу Вакуле и следователю Бинху ничего не остаётся, кроме как ждать следующего праздника.

Глава четвёртая. Вий

На новый праздник Гоголь убеждает Бинха призвать жителей Диканьки не выходить ночью из домов. Хотя ночь проходит без жертв, наутро 7 домов оказываются помечены знаком Всадника. Что необычно, им помечен ещё и дом Данишевских, хотя раньше Тёмный Всадник никогда не притрагивался к дворянам и убивал только крестьян. Не видя других вариантов, Николай предлагает спрятать всех девушек из помеченных домов в тайном месте под охраной казаков. Это предложение не находит поддержки у Бинха, так как тот начинает подозревать Гоголя в связях с убийцей. Данишевский от предложения увезти Лизу тоже отказывается в грубой форме.

Благодаря маленькой дочери кузнеца Вакулы Гоголь догадывается, что знаки на домах поставила ведьма из села (знаки нарисованы пёсьей кровью, а в её доме девочка видела мёртвую собаку). Однако допросить ведьму не удаётся: её закалывает осиновым колом неизвестный, сбегая при появлении Николая. Очнувшись на месте убийства, Гоголь попадает под подозрение Бинха (никто, кроме него, не видел убийцу) и находит на полу написанное им же заклинание на латыни.

Изучив улики и оружие незнакомца (Оксана, едва увидев его, в ужасе говорит, что это осина со святой земли, заговоренная против нечистой силы), Николай приходит к выводу, что убийца намеревался совершить обряд над телом, но не успел завершить его, а значит, попытается закончить позже. Убийцу и правда ловят в засаде в сарае, где лежит тело ведьмы; им оказывается странствующий экзорцист Хома Брут. Он прибыл в Диканьку, чтобы вновь сразиться с демоном Вием, а ведьма нужна была ему как приманка. Убедившись, что Гоголь не убийца, Бинх даёт добро на то, чтобы спрятать девушек.

Хома берёт Гоголя в заложники и, вырвавшись из заточения, просит помочь ему одолеть Вия. Запершись в церкви с телом ведьмы и начертив круг, Хома дожидается прибытия Вия, но погибает. Гоголь дочитывает заклинание сам, отчего Вий исчезает, но и сам Николай падает замертво.

В это же время Тёмный Всадник находит тайное место (заброшенный хутор) и убивает всех казаков и девушек внутри него. Прибыв на место, Бинх и Вакула заключают, что Всаднику кто-то раскрыл местоположение убежища, о котором знали только четверо: сам Бинх, его помощник (писарь Тесак), Гоголь и Алексей Данишевский. Первым делом Бинх решает арестовать и допросить Гоголя, но находит его в церкви без признаков жизни.

», четвёртая – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем »).

Хома Брут, студент-философ киевской духовной семинарии (бурсы), раз был отпущен на каникулы, шёл домой пешком и по пути заночевал на хуторе у одной старухи. Ночью старуха вошла к Хоме со странно горевшими глазами, вскочила ему на спину и стала погонять метлой. Брут с ужасом понял, что она – ведьма.

С необычайной скоростью Хома скакал на просторе, неся ведьму на спине. Немного придя в себя, он начал произносить молитвы и сумел выпрыгнуть из-под старухи. Хома сам вскочил к ней на спину, подхватил лежавшее на дороге полено и стал колотить её им. Старуха вначале кричала диким, хриплым голосом, но потом звук его начал делаться приятнее и чище. Ведьма упала на землю, и Брут с изумлением увидел, что перед ним лежит не старая женщина, а бесчувственная девушка необычайной красоты.

Уже совсем недалеко блестели золотые главы киевских церквей. Хома бросил ведьму, побежал к городу и вскоре стал забывать о странном происшествии.

Между тем стало известно, что дочь одного из богатейших окрестных сотников возвратилась с прогулки вся избитая и перед смертью пожелала, чтобы три дня после кончины отходную по ней читал семинарист Хома Брут. Ректор академии вызвал Хому к себе и предписал ему ехать к сотнику, вместе с присланными за ним провожатыми казаками .

Философ почувствовал недоброе, но деваться было некуда. Он поехал к сотнику, собираясь удрать при первой же возможности. Однако казаки зорко следили за ним по пути и доставили на хутор к своему пану.

Сотник удивлялся, почему дочь поручила читать отходную никому не известному Хоме, но намеревался во что бы то ни стало исполнить её желание. Пан повёл философа ко гробу дочери. Хома содрогнулся, узнав в ней ту самую ведьму, которая каталась на нём ночью.

На закате гроб отнесли в церковь на краю села. Поздно вечером Хома и местные казаки сели ужинать возле сотниковой кухни. Все наперебой говорили, что умершая панночка была ведьмой, сделавшей землякам много зла. Рассказывали истории о том, как она пила кровь из живых людей, как заездила до смерти влюблённого в неё псаря Микиту.

Четверо казаков отвели Хому в церковь, где стоял гроб, и заперли там. Философ чувствовал сильную робость, хотя и успел за ужином подкрепить себя кружкой горелки. Он начал читать молитвы, всё время поглядывая на гроб – и вдруг увидел, как панночка приподнялась, встала и пошла по церкви.

Хома в страхе очертил вокруг себя круг и стал читать ещё громче. Ведьма с бешенством старалась поймать его руками, но не видела свою жертву и потому не находила её. Через круг синий труп панночки не мог переступить: он всегда останавливался на самой черте. Ведьма вернулась в гроб, и он стал летать по церкви, однако тоже не мог преодолеть черты круга. Панночка и гроб вернулись на своё место лишь после первого крика петухов.

Утром казаки отворили двери церкви. Изнеможённый Хома поспал и пообедал. Вечером его опять отвели в храм и заперли в нём.

Хома вновь начертил круг и стал читать. Труп поднялся из гроба и стал перед ним на самой черте, щёлкая зубами и ворча непонятные заклинания. По церкви прошёл ветер, в окна стали биться какие-то гадкие, крылатые создания… Всё опять кончилось по первому крику петуха. Пришедшие утром казаки нашли Хому едва живым. За ночь он весь поседел.

Философ заявил сотнику, что больше не будет читать молитвы по его дочери. Но пан настаивал, чтобы он провёл в церкви последнюю, третью ночь, угрожая иначе расправиться с ним плетьми. Когда Хома попробовал бежать через панский сад, казаки сотника догнали его и вернули обратно.

Хому заперли с гробом в третий раз. Панночка опять поднялась, дёргаясь в судорогах. Сонмы прилетевшей нечистой силы, выбив в церкви окна и двери, стали носиться вокруг философа. Но никто из страшилищ не видел его, пока ведьма не приказала привести царя гномов, Вия.

Косолапый Вий был весь покрыт землёй. Его ноги и руки напоминали жилистые, крепкие корни, а длинные веки висели до самой земли. Страшным голосом Вий повелел поднять себе веки. «Не гляди!» – шептал Хоме внутренний голос, но он не удержался и глянул. «Вот он!» – закричал Вий, уставив на Хому железный палец. Нечисть бросилась на несчастного, и он тут же умер от страха.

Хома Брут и Вий. Иллюстрации к повести Гоголя. Художник А. Кукушкин

Возбуждённые гномы пропустили первый крик петуха. Они услышали только второй, когда спасаться им было уже поздно. Духи бросились из церкви, но не успели вылететь из неё, завязли в дверях и окнах. Утром жители села ужаснулись от страшной картины. Церковь, куда по зову ведьмы приводили Вия, была заброшена. Она заросла травой и бурьяном, и теперь уже никто не найдёт к ней дороги.

Самое долго-жданное событие для семи-нарии — вакансии, когда бурсаки (казен-но-ко-штные семи-на-ристы) распус-ка-ются по домам. Груп-пами они направ-ля-ются из Киева по большой дороге, зара-ба-тывая пропи-тание духовным песно-пе-нием по зажи-точным хуторам.

Три бурсака: бого-слов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбив-шись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков пере-но-че-вать с усло-вием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже соби-ра-ется заснуть мерт-вецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспры-ги-вает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — дога-ды-ва-ется бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начи-нает припо-ми-нать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом осла-бе-вает. С быст-ротою молнии успе-вает Хома выпрыг-нуть из-под старухи, вска-ки-вает ей на спину, подхва-ты-вает полено и начи-нает охажи-вать ведьму. Разда-ются дикие вопли, старуха падает в изне-мо-жении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с послед-ними стонами молодая краса-вица. В страхе бурсак пуска-ется бежать во весь дух и возвра-ща-ется в Киев.

Хому призы-вает к себе ректор и прика-зы-вает ехать в дальний хутор к бога-тей-шему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвра-тив-шейся с прогулки избитой. Пред-смертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семи-на-рист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спра-ши-вает его, где он позна-ко-мился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запи-рают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начи-нает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но наты-ка-ется на очер-ченный Хомой вокруг себя круг. Она возвра-ща-ется в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защи-щают Хому. Гроб падает, позе-ле-невший труп встает из него, но слышится отда-ленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захло-пы-ва-ется.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоня-ется по селению, а к вечеру стано-вится все задум-чивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спаси-тельный круг, читает громко и подни-мает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позе-ле-невшие глаза. Страшные слова ведь-миных закли-наний ветер несет по церкви, несметная нечи-стая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекра-щает бесов-ское действо. Став-шего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпу-стить его, но тот грозит страшным нака-за-нием за непо-слу-шание. Хома пыта-ется бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взры-ва-ется треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся закли-нания, двери срыва-ются с петель, и несметная сила чудовищ напол-няет поме-щение шумом крыл и цара-па-ньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приве-дите Вия!» — кричит ведьма. Призе-ми-стое косо-лапое чудо-вище с железным лицом, пред-во-ди-тель нечи-стой силы, тяже-лыми шагами всту-пает в церковь. Он прика-зы-вает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внут-ренний голос Хома, но не удер-жи-ва-ется и смотрит. «Вот он!» — указы-вает Вий на него железным пальцем. Нечи-стая сила кида-ется на фило-софа, и дух выле-тает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослу-шали духи. Они броса-ются прочь, но не успе-вают. Так и оста-ется навеки стоять церковь с завяз-нув-шими в дверях и окнах чудо-ви-щами, обрас-тает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поми-нают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побо-ялся.

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Единственное и радостное событие в семинарии наступает тогда, когда семинаристов отпускают по домам. Группами они отправляются из Киева по большой дороге, зарабатывая себе на питание духовными песнопениями по зажиточным хуторам.

Как-то трое семинаристов: богослов Халява, философ Фома и ритор Тиберий отправились в путь. Ночью, сбившись с дороги, они выходят к небольшому хутору. Хозяйка пускает путников переночевать с условием, что разместит их в разных местах. Фома, расположившийся в овечьем хлеву, пытается заснуть. Вдруг заходит старуха и, сверкая глазами, ловит Фому. Она проворно запрыгивает ему на плечи. Но не успел Фома опомниться и подумать, что это ведьма, как понёсся над землёй. Он вспомнил все молитвы и почувствовал, как силы ведьмы слабеют. Изловчившись, он сталкивает старуху и вскакивает ей на спину, нанося удары поленом. Послышались дикие вопли. Старуха падает на землю, а вместо неё лежит молодая девушка, которая стонет. Фома, испугавшись, бежит в Киев.

Ректор, позвав Фому, приказывает отправляться в дальний хутор к богатому сотнику читать отходную молитву по его дочери. Когда Фому привозят в хутор, сотник спрашивает, как он познакомился с его дочкой, так как перед смертью она просила, чтобы отходную три ночи подряд читал. Подойдя к гробу, он узнаёт в панночке ведьму.

Наступила ночь. Фому закрывают в церкви. Он начинает читать молитвы, начертив вокруг себя круг. Ведьма встаёт из гроба и пытается подойти к Фоме, но натыкается на круг. Возвращаясь в гроб, она летает в нём по церкви, пока не падает, так как слышится крик петуха и крышка захлопывается. Днём Фома спит, пьёт водку, а к вечеру его одолевают мрачные мысли. Вот опять его ведут в церковь, где он снова чертит круг и читает молитвы. Подняв голову, он видит ведьму, стоявшую рядом. Страшные слова заклинаний разносит ветер по церкви, да только слышится, как ломится нечистая сила в двери и завывает.

С кукареканьем петуха бесовское действие прекращается. Фома после второй ночи поседел, и его ели живого вынесли из церкви. Тишина третьей адской ночи взрывается треском железной крышки гроба. С визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и огромное полчище чудовищ наполняет помещение шумом крыльев и царапанье когтей. Ведьма приказывает привести Вия. Косолапое чудовище, предводитель нечистой силы тяжёлыми шагами вступает в церковь. Силы Фомы слабеют, а Вий показывая на Фому пальцем, окружает и душит его.

Прокричал второй раз петух и нечистые бросаются из церкви, но не успевают. Осталась церковь стоять с завязнувшими в дверях и окнах чудовищах. Уже не видно, где церковь, так как заросло всё травой. Никто не может найти к ней дороги туда, и выбраться тем более. Дружки Фомы поминают в Киеве душу. Пропал Фома от того, что побоялся.

Самое ожидаемое событие для семинаристов – выпуск из семинарии. Небольшие группы семинаристов разъезжаются из Киева, зарабатывая еду пением духовных песен в богатых хуторах.

Трое семинаристов – Халява, Хома Брут и Тиберий Горобец теряют в темноте дорогу и выходят к хутору. Старая хозяйка пускает семинаристов на ночлег, но с одним условием – каждый будет спать в отдельном месте. Хоме Бруту достается овечий хлев. Пытаясь уснуть, Брут замечает, что в хлев вошла старуха. Она сверкает глазами, ловит Брута и забирается ему на плечи. Хома понимает, что это ведьма, однако она уже летит с ним над землей. Брут пытается вспомнить все молитвы, чувствуя при этом, что ведьма слабеет. Извернувшись, Брут умудряется выпрыгнуть из-под ведьмы. Он тут же запрыгивает ей на спину, хватает чурбачок и начинает им колотить старую ведьму. Она кричит и вскоре падает на землю, однако тут же превращается в молодую девушку, которая с предсмертными стонами лежит передБрутом. В ужасе Хома несется со всех ног обратно в Киев.


Ректор семинарии вызывает к себе Брута и дает ему наказ отправляться в далекий хутор к одному богатому сотнику, чтобы прочитать отходные молитвы – его дочь вернулась с прогулки сильно избитой. Последним желанием молодой девушки стало, чтобы Хома в течение трех дней читал по ней отходную. Дабы он не ускользнул по дороге, специально для него прислали кибитку и 6 здоровяков. Когда Хома добирается до хутора, сотник любопытствует, откуда он знает его дочь и где они познакомились. Брут сам этого не знает, однако когда он приближается к гробу, то узнает в умершей девушке ведьму.

Во время ужина Хома выслушивает много рассказов о проделках юной ведьмы. Ближе к ночи его отводят в церковь с гробом, где его запирают. Он подходит к клиросу для прочтения молитв и очерчивает вокруг себя круг. Во время чтения молитв, ведьма поднимается из гроба, однако не может преодолеть линию круга. Она ложится в гроб и начинает в нем летать, однако Хома находится под защитой молитв и очерченного круга. Гроб падает и из него появляется позеленевшее трупное тело ведьмы, однако крик петуха заставляет ведьму упасть обратно в гроб. Крышка захлопывается.


В течение дня Хома отсыпается, пьянствует и бродит по хутору, но чем ближе вечер, тем тучнее он становится. Вечером его вновь ведут в церковь. Там он опять очерчивает вокруг себя круг и начинает громко читать молитву. Труп ведьмы уже совсем близко, она стоит и смотрит на него своими мертвыми глазами, бормоча проклятья и заклинания, чья сила порождает ветер внутри церкви, а в двери начинает ломиться орда нечистой силы. Но, с первым криком петуха зло вновь отступает. Хома от страха становится седым, и поутру его обнаруживают еле живым. Хома умоляет сотника, чтобы он его отпустил, однако тот не поддается на уговоры и лишь грозится страшной карой за непослушание. Тогда Хома решает сбежать, но попадается.

Наступает третья, последняя ночь. Невыносимая тишина внутри церкви разрывается лязгом железной гробовой крышки. Ведьма клацает зубами, с визгом изрыгает заклинания, двери падают с петель и орда различных чудищ пробирается внутрь, привнося шум крыльев и царапанье когтей. На остатке сил Хома читает молитвы.

Ведьма требует, чтобы ей привели Вия. Страшное низкорослое чудище с железным лицом тяжелыми шагами заходит в церковь. Этот предводитель нечистой силы приказывает поднять его железные веки. Внутренний голос Хомы подсказывает ему не глядеть, однако он не справляется с собой и смотрит. Вий указывает на Хому пальцем и говорит: - "Вот он!”. Тут же вся нечисть бросается на Хому и дух покидает его тело. Во второй раз раздается крик петуха, первый его крик нечистая сила прослушала. Они бросаются наутек, но уже слишком поздно. Церковь на веки веков остается с застрявшей в окнах и дверях нечистью. Она зарастает бурьяном и теперь никто и никогда не отыщет к ней дорогу.


Друзья Хомы – Тиберий и Халява узнают о его судьбе и принимаются поминать его в Киеве. После третьего стакана друзья приходят к выводу, что погиб философ из-за страха.