Виктор цой причина смерти расследование. Биография виктора цоя

В иктор Цой с самого детства увлекался музыкой и рисованием, в совсем юном возрасте уже играл на бас-гитаре в рок-группе «Палата №6». Музыкант, автор множества песен, актер и художник - он стал настоящей легендой 1980-х годов. Его песни пользовались бешеной популярностью, фильм «Игла» с участием Цоя стал одним из лидеров проката, а молодые люди всего Советского Союза подражали манерам известного музыканта и старались даже внешне походить на него.

Резчик по дереву и фронтмен группы «Кино»

Виктор Цой родился в Ленинграде в июне 1962 года. Его мать преподавала физкультуру, а отец работал инженером. Таланты Цоя проявились уже в детском саду: он хорошо рисовал и к тому же легко мог повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью. Воспитатели советовали отдавать мальчика в художественную или музыкальную школу. Но учиться рисованию Цой начал только в 12 лет. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней. В 1970-х годах Цой впервые поучаствовал в рок-проекте - группе «Палата №6», - где он играл на бас-гитаре.

Виктор Цой. Фотография: 24smi.org

Виктор Цой с семьей. Фотография: isrageo.com

Виктор Цой (слева) в художественной школе. Фотография: kinomannia.ru

Спустя четыре года Цой поступил в художественное училище имени Серова , но вскоре его отчислили за неуспеваемость. Цой перешел в вечернюю школу, устроился работать на завод, а позже учился в ПТУ по специальности «резчик по дереву». От учебы у него на всю жизнь осталась привычка вырезать деревянные японские фигурки нэцке. Профессию Виктор Цой выбрал неслучайно: он по-прежнему увлекался изобразительным искусством. Впрочем, как и музыкой. Круг его общения 1970–80-х годов - знаковые для ленинградского андеграунда фигуры: Алексей Рыбин из группы «Пилигримы», Андрей Панов из «Автоматических удовлетворителей», Майк Науменко из коллектива «Зоопарк» и Борис Гребенщиков.

Виктор Цой и сам участвовал в московских рок-квартирниках : в разное время он играл в нескольких группах. А летом 1981 года Цой впервые выступил на сцене в ленинградском кафе «Трюм». Считается, что после этих концертов образовалась группа «Гарин и Гиперболоиды», ее название возникло по аналогии с романом Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В коллектив входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Однако вскоре Валинского призвали в армию, и состав поменял свое название: так появилась группа «Кино».

«Начальник Камчатки»

Первый альбом коллектив выпустил в 1982 году. Его записывали полтора месяца. Трудились в разное время дня: музыкантам то и дело приходилось пропускать работу и учебу. Первую пластинку «Кино» назвали «45» - именно такой, 45 минут, была суммарная длительность всех песен альбома. С записью помогал Борис Гребенщиков: в роли сессионных музыкантов выступили участники группы «Аквариум». А спустя год музыканты двух советских рок-групп выступили вместе на сцене - в большом совместном концерте.

Виктор Цой. Фотография: vsyoo.com

Группа «Кино». Фотография: m.ncrim.ru

В это время в группе «Кино» сменился гитарист. Алексей Рыбин ушел из коллектива после ссоры с Цоем, а на его место взяли Юрия Каспаряна. Все лето 1983 года группа репетировала: музыканты готовились к Ленинградскому рок-фестивалю. После выступления песню Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» признали лучшей, а сама группа стала лауреатом фестиваля. Песни фестивальной программы позже вышли отдельным альбомом: его назвали «Начальник Камчатки».

В 1984 году Виктор Цой женился на Марианне Родованской - они познакомились еще в то время, когда музыканты группы «Кино» записывали свой первый альбом. На их с Цоем свадьбе гуляли легенды Ленинградского рок-клуба: Борис Гребенщиков и Александр Титов, Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян. Спустя год у Виктора и Марианны родился сын Александр.

Виктор Цой с сыном Александром. Фотография: lovlya-ryby.ru

Виктор Цой с женой Марианной и сыном Александром. Фотография: lovlya-ryby.ru

На рок-фестивале 1985 года группа «Кино» снова выступила с триумфом. Вдохновленный успехом, Цой вместе с музыкантами начал записывать следующую пластинку. Вскоре появился альбом «Это не любовь», который разошелся по всему Советскому Союзу. Имя Виктора Цоя стало известно молодежи. Музыкант закончил работу над альбомом «Ночь» и выступил с новыми песнями на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. В это время Цой, уже известный исполнитель, работал в бане на проспекте Ветеранов. А позже он устроился угольщиком в котельную, сейчас там находится клуб-музей «Котельная. Камчатка».

Виктор Цой - актер, художник и рок-легенда

Виктор Цой не только писал и пел песни, но и снимался в кино. Его кинодебютом стала дипломная работа режиссера Алексея Учителя - документальный фильм «Рок». В нем снялись также Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Антон Адасинский, группы «Аквариум», «АВИА», «Аукцыон», «ДДТ», «Кино». Позже Цоя приглашали на съемки все чаще. Он снялся в фильмах «Йа хха!» Рашида Нугманова, «Асса» Сергея Соловьева. В картине Нугманова «Игла» музыкант сыграл главную роль - Моро. За год фильм посмотрели больше 14 миллионов советских зрителей, а журнал «Советский экран» признал Виктора Цоя лучшим актером 1989 года.

«Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит от реального персонажа, фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр. У нас был, конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов от оригинала не осталось почти ничего».

Виктор Цой о съемках в фильме «Игла». Из интервью газете «Молодой ленинец»

Параллельно с музыкой и съемками в кино Виктор Цой продолжал рисовать. Он входил в группу «Новые художники», которая обращалась к наследию авангарда 1920-х годов и зарубежным проектам - поп-арту, комиксам, граффити американских художников. Это сказывалось и на работах Виктора Цоя - ярких, экспрессивных, с нарочито упрощенными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал где придется и на чем придется. Зачастую - на кусках бумаги, картона и даже полиэтилена. Виктор Цой участвовал в выставках своего творческого объединения и даже в нью-йоркской выставке ленинградских художников - всего в Америку отправились 10 его картин.

В США вышел совместный альбом нескольких советских рок-групп «Красная волна» - на нем были песни «Аквариума» и «Алисы», коллективов «Странные игры» и «Кино». Пластинку помогла выпустить американская певица Джоанна Стингрей, которая познакомилась с Цоем во время поездки в Ленинград. Весной 1989 года вышел альбом «Звезда по имени Солнце» - единственная пластинка, которую музыканты группы «Кино» записали в профессиональной студии.

В 1988–1990 годах Цой давал десятки концертов по всей стране. Он гастролировал в Дании, выступал на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже и на советско-итальянском рок-фестивале Back In The USSR в Мельпиньяно.

15 августа 1990 года «москвич», за рулем которого ехал Виктор Цой, на большой скорости врезался в автобус. Это произошло на трассе Слока - Талси, в Латвии. Позже было установлено, что музыкант уснул за рулем. Его похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. Последняя пластинка «Кино» под названием «Черный альбом» была выпущена уже после смерти фронтмена группы. 15 августа поклонники рок-группы отмечают день памяти Виктора Цоя.

Тот звонок, 15 августа, в дежурную часть Тукумского райотдела, как и любой подобный, ничего хорошего не предвещал. Житель хутора Дреймани А. Р. Нейманис взволнованно сообщил, что недалеко от его дома примерно в 11 часов 30;минут (по местному времени) легковой автомобиль темного цвета врезался во встречный "Икарус". Есть жертвы. На место дорожно-транспортного происшествия, то есть к 35-му километру дороги Слока-Талсы, выехали Э. К. Ашмане и старший инспектор ДГТС отделения ГАИ Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон. Жаркое солнце буквально плавило летний день. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Как вспоминает Эрика Казимировна, каблуки вдавливались в размягченный асфальт, и трудно было дышать. Через полчаса прибыли на место трагедии.
Зрелище ужасное: "Икарус-250" снесло с дороги в небольшую речушку Тёитупе, за мост. Хорошо, не было пассажиров. Водитель Я. К. Фибикс, работающий в Таллинском отделении Латсельхозтехники, отделался легкими ушибами и испугом. Перед этим он отвез туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Новый "Москвич-2141" Я6832 ММ мощным ударом отброшен метров на 18 к мосту. Неповрежденным остался разве что задний бампер. При осмотре заметно, что удар по автомобилю пришелся слева направо, спереди назад. Видимо, передний бампер "Икаруса" прошел по капоту "Москвича" прямо в салон. Руль согнут со стороны водителя, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Капот отлетел, все остальное смято. Рядом с машиной лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. По документам, отыскавшимся в салоне, - Цой Виктор Робертович...
Чуть раньше подъехавшая "скорая" стояла на обочине. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование. Оно показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм тела.
Единственный очевидец - Нейманис пояснил, что видел лишь мчавшуюся по дороге с большой скоростью легковушку и слышал звук удара. Скорость движения "Москвича" точно определить, не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом отчасти свидетельствовало положение автомобилей после столкновения и отлетевший далеко в сторону двигатель "Москвича". Чтобы
так далеко отбрасывала двигательь - Ашмане за свою практику не видела. На асфальте от удара остались выбоины, и следы юза, по которым место столкновения определить было несложно. Значит, легко было представить и процесс столкновения. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия. В случае дальнейшего возбуждения уголовного дела, как известно, она берется за основу. В "Москвиче" нашли три удочки, другие рыболовные принадлежности, магнитофон, колонки, инструмент, запасное колесо, документы, деньги и две маленькие рыбешки…

Невдалеке шумел лес, перекликались птицы, журчала вода. Составив протокол, следователь уехала, а Петерсон остался дожидаться автокран. Здесь же остановились несколько проезжавших мимо водителей, покурили, обсудили случившееся. Дорога Слока-Талсы спокойная, лесная, машины проезжают изредка. На повороте деревянный дом, чуть дальше еще один, скорее всего довоенной постройки. Места красивые, до моря рукой подать. Последние годы Цой приезжал сюда отдыхать, снимал дачу в поселке Плиеньциемс.
- По моему субъективному мнению, - рассказывает Э. К. Ашмане,- Цой задремал за рулем. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести часов утра был на рыбалке. Это километрах в 14 от места столкновения. Ехал на высокой скорости. А из-за поворота со скоростью 60-70 километров в час выехал автобус, которого он и не заметил.
Из Тукумса до места аварии дорога не такая уж и близкая. Петляет по лесу, огибает хутора. Мы не заметили, как за очередным поворотом - тем самым, с горки вниз, вынырнул этот мостик через Теитупе. Остановились. На мостике живые цветы, надписи, открытая пачка сигарет, спички, повязанные носовые платки женская перчатка, косынка, пустая бутылка, стакан, фотографии Виктора, еще цветы... На асфальте до сих пор видны царапины, выбоины, на обочине прорытый автобусом песок. Трагедия случилась здесь. Я. Э. Петерсон снова показывает, как столкнулись автомобили. Вспоминает, что у автобуса был поврежден левый траверс. Значит, не лоб в лоб.
Чтобы осталось поменьше вопросов, проработаем три версии: убийство, самоубийство и несчастный случай. Насколько это получится по логике имеющихся фактов. Ибо уголовное дело следователь не возбуждала - с согласия прокурора - "в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителей". И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились. Версия первая - убийство. Не думаю, чтобы у Цоя были смертельные враги. А если бы, допустим, и нашлись, то способ и место подобраны не лучшие. Стоящий на повороте дом и распустившиеся позади его деревья заслоняют едущих друг другу навстречу водителей. Практически водитель "Икаруса" не мог видеть стремительно приближающийся к повороту "Москвич". Даже если его кто-то, условимся, предупредил заранее, то ринуться навстречу неизвестному?.. Нормальный человек так делать не будет. Наоборот, Фибикс стремился уйти от столкновения, рискуя протаранить мост, деревья, не без угрозы для своей жизни.
Далее. На озере Цой рыбачил один, по крайней мере, других фактов нет. Следовательно, воздействия на него в виде яда, наркотиков и т. п. никто оказать не мог, что подтверждает и судебно-медицинское исследование крови.
Возможно ли самоубийство? Я бы на этот вопрос ответил отрицательно. Творческий взлет Виктора Цоя, конкретные планы на будущее - подготовка нового альбома, главная роль в художественном фильме, гастрольные турне по Южной Корее, Японии - отвергают эту версию. Ему было 28 лет - только начал жить, выбравшись из угольной ямы. Не подтверждается версия о самоубийстве и по той причине, что он вряд ли видел приближающийся к повороту автобус. И, наконец, я не думаю, чтобы Цой сознательно подвергнул опасности пассажиров "Икаруса". Он был честен.
Обе вышеуказанные версии, конечно, оставляют какой-то мизерный процент вероятности. Но все же, на мой взгляд, наиболее приемлема третья версия - версия следователя Э. К. Ашмане: задремал за рулем, Конечно, не на скорости 130 километров в час (хотел бы я видеть водителя, который способен спать при такой скорости). К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. Можно и расслабиться, путь знакомый, от озера до дачи в Плиеньциемсе около двадцати минут езды. На этой дороге разрешенная скорость - 90 километров в час. Перед поворотом метров за 100 установлен дорожный знак "Опасный поворот". Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации. След протектора от правого колеса "Москвича" отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от "кармана" автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения., Следов торможения не обнаружено. К тому же вспомним, что в новом переднеприводном "Москвиче" очень чувствительная рулевая система. Достаточно одного неверного движения на скорости (перестановка магнитофонной кассеты, например) и... все. Спидометр "Москвича" Я6832 ММ остановился на 3400 километрах. Как водитель Цой имел категорию В, то есть право управлять легковым автомобилем. Водитель "Икаруса" Фибикс - опытный, со стажем профессионал, имеет все категории, работает на междугородных перевозках. Со своей стороны он сделал все возможное, чтобы избежать удара. Значит, несчастный случай.
Многих, наверное, интересует судьба автомобиля В. Цоя. Первую неделю он находился возле здания Тукумского РОВД и притягивал большое количество зрителей - поклонников певца, а то и просто зевак. Фанаты готовы были растащить "Москвич" по частям. Затем под свою крышу его взяло Тукумское автотранспортное предприятие № 29 - по просьбе родственников, до оформления страховки. Но и сюда продолжали наведываться молодые люди - посмотреть, взять что-нибудь на память. Директор предприятия С. А. Конопиев добровольно исполнял роль гида, предварительно связываясь по телефону с женой Цоя Марианной Игоревной. Можно представить себе, какие душевные муки приносило ей это. У нас также поначалу было желание сфотографировать машину. Созвонились с Марианной Игоревной Цой, и вот что она ответила:
- Знаете, как мне все надоело! Лучше обойдитесь без этого... Не хочу, чтобы вы фотографировали
например, его друг, он ответил бы так же.
Запомнился эпизод в подземном переходе возле Рижского вокзала. Сидел на земле молодой парень и с самодовольной улыбкой фальшивенько наигрывал на гитаре песни Цоя. Перед ним лежал открытый футляр для мелкой монеты. Давайте не будем так делать: открыто врать и убого побираться, спекулировать известным именем. Память Виктора Цоя заслуживает большего.

Утром 15 августа 1990 года Цой встал около пяти утра, тихо вышел из дома, собрал удочки и, как и планировал, уехал на рыбалку.

Провожала Цоя Наталия. По ее словам, Цой в то утро был бодр и весел, находился в прекрасном настроении - работа над альбомом была успешно завершена, вот он и решил начать полноценный отдых «по-спортивному».

Цой не был заядлым рыболовом. Если и выбирался на рыбалку, то, как правило, один. Несколько раз компанию ему составлял старый знакомый Наталии Разлоговой, Андрей Хорев (Дрюля), но летом 1990 года его в Плиеньциемсе не было. Улова Цой практически никогда не привозил, по словам хозяйки «Зелтини», «не рыбак он был…». Сохранилось лишь одно фото плохого качества, сделанное Наташей Разлоговой, на котором счастливый, улыбающийся Виктор держит в руках довольно большую щуку.

Андрей Хорев : «Цоюша иногда любил съездить на довольно дальнее озеро порыбачить на заре. Любителей ехать в пять-шесть утра не находилось, кроме меня. Я вообще-то не ранняя пташка, но, если мы с Цоюшей договаривались, без напряга вставал, и мы ехали минут тридцать-сорок до озера. Там выкуривали по сигарете, и он садился удить, а я, уютно пристроившись, кемарил невдалеке. Через пару часов, к пробуждению всей честной компании в Пли-не, ехали назад».

День 15 августа был душным, как бывает перед дождем. Примерно в 11 утра Цой, порыбачив на лесном озере около пяти часов, поехал домой. Рыбалка оказалась удачной - несколько плотвичек в целлофановом кулечке лежали в багажнике автомобиля.

Дорога домой пролегала практически в самом сердце Курземе, среди редкостной красоты и покоя. Песчаные дюны с влажным выцветшим песком, пустынные пляжи, камни, луга, дугообразные линии моря, сосны на морском берегу. И всё такое тихое, такое хрустальное, безлюдное. Жаркое солнце буквально плавило асфальт. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Лента дороги петляла по лесу, огибала хутора. Машина легко мчалась по асфальтированному шоссе…

Есть на 35-м километре, у моста через речку Тей-тупе, поворот. Одиноко стоявший одноэтажный домик, прозванный в округе «Тейтупниеки», совсем рядом с поворотом. Не доезжая до него, Цой, по непонятным причинам, выехал на встречную полосу. В этот момент из-за поворота выскочил «Икарус-250»…

«Столкновение автомобиля “Москвич-2141 ” темно-синего цвета с автобусом “Икарус-250”белого цвета произошло в 11 нас. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока - Талей».

Хозяйка дома «Тейтупниеки» Антонина Урбане, увидев, что случилась катастрофа, послала своего внука Колю Звоникова вызвать по телефону «скорую». Часы показывали 11 часов 40 минут.

Артур Нейманис, оказавшийся одним из свидетелей аварии, рассказывал впоследствии в интервью программе «Матадор»: «Мы когда с женой были около дороги возле своего дома, то мимо нас проехала машина, новенький “москвич”, на большой скорости. Я жене говорю, что этот, наверное, не вырулит из поворота. Очень острый поворот на мостике. Там речка Тейтупе. Как я уже говорил, был такой звук - как из пушки выстрел. Мы посмотрели на трассу: эта машина была на середине асфальта, а новенький “икарус” был в левой стороне в речке. Когда мы подошли, шофер уже был мертвый».

Звонок от местного жителя поступил в дежурную часть Тукумса в 11.30.

На место происшествия - к 35-му километру дороги Слока - Талей - выехали следователь Эрика Казимировна Ашмане и старший инспектор ДПС Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон.

Прибывшие сотрудники милиции увидели такую картину: на мосту с правой стороны поперек дороги стоял «Москвич-2141» (госномер Я 68–32 ММ) с развороченным передком. Рядом с машиной, с трудом извлеченный из салона врачами приехавшей чуть раньше «скорой помощи», лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. Справа, съехав передними колесами в мелкую речушку Тейтупе, стоял белый «икарус».

Автобус принадлежал Талсинскому отделению латвийской «Сельхозтехники». Водитель, шофер 1-го класса, перегонял пустой автобус на базу из аэропорта, куда отвез туристов, перед этим закончив мелкий ремонт двигателя.

По документам, которые нашли в салоне «москвича», было установлено имя водителя - Цой Виктор Робертович. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование.

Скорость «москвича» точно определить не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом свидетельствовали положение автомобиля после столкновения и отлетевшие далеко в сторону обломки его двигателя.

Как покажет следствие, машину отбросило от места столкновения на 22 метра назад, обломки двигателя разлетелись в радиусе 12–15 метров. Целой от машины Цоя осталась лишь задняя часть салона. Счетчик пробега «москвича» остановился на 3400 километрах. Восстановлению автомобиль не подлежал…

На асфальте остались выбоины и следы юза, по которым было несложно определить место столкновения, значит, легко было представить и процесс аварии. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия.

К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. На этой дороге разрешенная скорость - 90 километров в час. Ближе к мосту дорога сужается. Далее опасный поворот. Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации. Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа «москвича» на крутом повороте. Изучив след протекторов шин, следователи, к своему изумлению, пришли к выводу, что как минимум последние 233,6 метра (примерно семь секунд движения) до места аварии Цой почему-то ехал по правой обочине дороги. След протектора от правого колеса его «москвича» отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от «кармана» автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения. Следов торможения не обнаружено. Заснул ли Цой за рулем или задумался - этого уже никто не узнает. Официальным расследованием установлено, что «…автомобиль “Москвич-2141” допустил касание столбика ограждения моста, именно после этого пошел юзом, и его выкинуло на встречную полосу под колеса “Икаруса-250”, а затем, после столкновения с автобусом, отбросило обратно - к перилам моста».

Передний бампер «икаруса» прошел по капоту «москвича» прямо в салон, руль со стороны водителя был погнут, сиденья сбиты, разломан щиток передней панели. При осмотре установлено, что удар был слева направо, спереди назад. Приборная панель машины въехала в передний ряд кресел, прижав водителя к сиденью…

«Икарус-250» (госномер 05–18 ВРН) стоял с левой стороны моста, уткнувшись передом в речку. Водитель автобуса Янис Карлович Фибикс, 1946 года рождения (за рулем с 1970 года), отделался легкими ушибами и не пострадал. По его словам (кстати, подтвержденным следствием), чтобы избежать столкновения, он попытался сам выехать на обочину, но скорость легковой машины была слишком велика. Удар оказался столь силен, что громоздкий, тяжелый автобус отбросило под углом 45–50 градусов в сторону, и он съехал передними колесами в речушку Тейтупе.

Из заключения криминалистической экспертизы ГАИ по делу № 480: «15 августа 1990 года в начале 12-го утра уже начало припекать солнце, было примерно 28 градусов тепла. Видимость в это время была ограниченной, асфальт - сухим. Скорость автомобиля “Москвич-2141” в момент столкновения составляла не менее 100 км в час. Скорость автобуса “Икарус-250” - не превышала 70 км в час. Столкновение произошло за 12 метров от мостика через речку Тейтупе. После столкновения автомобиль “Москвич-2141 ” отлетел и ударился об перила мостика».

А время шло… День был в разгаре. Не дождавшись возвращения Виктора с рыбалки, Наталия забеспокоилась. Скоро ей уже стало совершенно ясно, что случилось что-то серьезное и нужно немедленно отправляться на поиски.

Оставив маленького Александра со своей подругой и ее детьми, она со своим сыном на мопеде «Дельта» поехала искать Виктора и по дороге увидела «икарус», стоящий передом в речке.

За час Наталия с сыном объездили все места, где теоретически мог находиться Виктор, после чего вернулись домой в надежде, что за время их отсутствия он появился. Когда же стало ясно, что вестей от него по-прежнему нет, Наталия попросила своего друга Алексея Макушинского поехать с ней к месту падения автобуса.

Алексей Макушинский: «Я помню это так. Я сидел возле “своего” домика на внешней лестнице и читал французскую книжку (“Капитан Фракасс” Теофиля Готье). Вдруг я увидел, что Наташа и Женя уезжают куда-то на мопедах (“мокиках”). Эти дурацкие “мокики” были куплены Цоем и Наташей предыдущим летом, в 1989 году. Но в 1990 году на них уже никто не ездил, потому что появились машины, Цоюшина машина и машина Юрика Ка-спаряна (который, кстати, уехал в Ленинград то ли накануне, то ли за два дня до этого). Так что “мокики ” и не заводил никто в это лето. Поэтому я очень удивился, но не забеспокоился. Ну, поехали куда-то на “мокиках” и поехали… Потом они вернулись, и Наташа мне сообщила, что они ездили искать Виктора, не нашли, видели только автобус в кювете, и что она очень волнуется… Я тогда пошел к соседу, Гунтису Дрейманису, тот завел свой старый “жигуленок” и мы поехали (втроем с Наташей), сначала по Талсинскому шоссе туда, где был автобус (его уже не было… кажется… и я его, по-моему, не видел), потом вернулись на перекресток (если вы себе представляете топографию…) и поехали в Тукумс, сначала в больницу, потом в милицию…»

Именно в больнице Наташе и Алексею сообщили, что водитель автомашины «Москвич-2141» погиб. Проехав в Тукумс, возле здания РОВД они увидели искореженную машину Виктора…

Алексей Макушинский : «Если не ошибаюсь, нам в больнице рассказали об аварии. Цой разбился, не доезжая перекрестка двух шоссе: шоссе Талей - Рига, по которому он ехал, и шоссе Энгуре - Тукумс… Следователь нам сразу сказала, что водитель автобуса - “шофер первого класса” и что он ни в чем не виноват. То есть она сразу заявила позицию следствия. Но нам было всё равно. Кто бы ни был виноват, Виктора ведь уже не вернешь. Никто, по-моему, и не вникал в это дело, и не искал встреч с этим шофером (но я могу чего-то и не знать). После посещения РОВД мы вернулись в Плиеньциемс.

Надо было как-то рассказать о случившемся детям и друзьям…»

Эрика Ашмане, следователь : «15 августа 1990 года, в 11.30, в составе оперативной группы я выехала на место происшествия на дороге Слока - Талей, 35-й километр. На месте дознанием было установлено, что водитель автомашины “Москвич-2141” - Цой Виктор Робертович - не справился с управлением автомашиной и заехал на левую сторону дороги, где столкнулся с автобусом “Икарус-250”. Водитель Цой на месте скончался от “тяжелой тупой травмы головы, ушиба головного мозга и многооскольчатых переломов тела”. По моему субъективному мнению, Цой задремал за рулем. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести часов утра был на рыбалке. Это километрах в четырнадцати от места столкновения. Ехал на высокой скорости. А из-за поворота со скоростью 60–70 километров в час выехал автобус, которого он не заметил. Несомненно, что скорость Цой превысил сильно, и мое мнение: даже если бы не было автобуса, он всё равно врезался бы в деревья на повороте. Хотя удар был бы, конечно, слабее».

Вернувшись в «Зелтини», Наташа попросила хозяев дать ей позвонить и, воспользовавшись отводной трубкой недавно установленного телефона, сразу начала звонить по межгороду в Москву и в Питер…

Тем временем в Москве приняли служебную телеграмму.

«Служебная. Москва, МВД СССР: 15 августа с. г. в 11.30 на 35-м км дороги Слока - Талей Тукумского района Латвии водитель а/м “москвич”, гн Я 6832 ММ, Цой Виктор Робертович, 1962 г. р., прож. г. Ленинград, пр. Ветеранов, 99, кв.101, отдыхающий в г. Юрмале, известный эстрадный певец, превысил скорость, допустил выезд на встречную полосу движения, где столкнулся со встречным автобусом “Сельхозтехники” Талсинского района, гн 0518 ВРН. Цой В. Р. на месте происшествия скончался. И. о. министра МВД Латвии Индриков. Прд Абрамовская».

Спустя несколько часов «Маяк» уже передал в эфир: «…сегодня, около 12 часов дня, в Латвии, в автомобильной катастрофе трагически погиб Виктор Цой…» Именно из сообщений «Маяка» о смерти сына узнали его отдыхавшие на даче родители, Роберт Максимович и Валентина Васильевна Цой. Поначалу не поверили. И только дозвонившись до Марьяны, осознали страшную правду…

Инна Николаевна Голубева : «О том, что он погиб, мне сообщила мама Каспаряна. Она никак не могла высказаться, мешали рыдания, она три раза начинала и никак не могла… Я спрашиваю: “Кто же это, кто?” И тут она мне выдала. А ей сообщила мама Наталии Разлоговой, которой та дозвонилась из Ту-кумса. Конечно, сразу вопрос: “Как Саша?” С Сашей всё в порядке… Я скорей хватаю телефонную книгу и начинаю искать Марьяну. А они ушли в гости куда-то. Каспарян тоже, как приехал, ушел в гости… Никого нет… В общем, когда нашли их - они бегом собрались и выехали туда…»

Марина Тихомирова : «Звонит телефон. Снимаю трубку. Слышу механический неузнаваемый голос: “Это Марьяна. Сегодня в полдень под Тукумсом разбился Цой”. Не понимаю услышанного. Переспрашиваю еще раз. Каждый раз с убийственной краткостью повторяется информация. Когда ее смысл доходит до сознания, сползаю по стене на пол и начинаю выть в голос…»

Юрий Каспарян : «Я уехал из Плиеньциемса в ночь с 14-го на 15-е, приехал в Питер часов в 6 утра и лег спать. Проснулся в час-два и поехал в гости на Ка-менностровский. И там уже обезумевшая Марьяша вызвонила меня с этой ужасной новостью…»

Марьяна Цой : «Юрик приехал числа тринадцатого августа из Прибалтики, где он был вместе с Витей. И тут пришла эта страшная весть… Через полчаса мы уже выехали из Ленинграда, накачавшись бензином…»

Игорь Тихомиров : «Конечно, гибель Виктора была для нас смертельным ударом. Помню, приехал из отпуска, вхожу домой. Назавтра назначена репетиция. И тут - телефонный звонок. Мы рванули туда на машине, до последней минуты не покидала надежда: может, всё обошлось… Не берусь описывать тех страшных минут. Конечно, нам было ни до чего».

Каспарян с Марьяной и Игорь Тихомиров с женой приехали в Плиеньциемс только к утру 16 августа, до последнего надеясь, что всё это чья-то злая шутка. А через сутки, как вспоминала Марьяна, они «уже выехали оттуда, увозя с собой Витю»…

На следующий день о смерти Цоя сообщили все радиостанции Советского Союза, телевизионные программы «Время» и «ТСН». Это трагическое событие не замалчивалось, как замалчивались смерти Высоцкого, Башлачева и еще многих.

В вечернем выпуске программы «Время» на всю страну прозвучали сухие слова диктора: «Здравствуйте, товарищи. Печальная весть пришла сегодня из Латвии, где в автомобильной аварии погиб известный рок-музыкант, основатель популярной группы “КИНО” Виктор Цой. Детали происшедшего уточняются. На месте катастрофы работает следственная группа МВД Латвийской ССР…»

Официально было объявлено, что похороны состоятся в 10 утра на Богословском кладбище Ленинграда 19 августа 1990 года.

Был опубликован официальный некролог. Чтобы музыканты «КИНО» смогли напрямую обратиться к своим поклонникам, студия ЛенТВ предоставила им эфирное время. Это было единственно правильным решением в той взрывоопасной ситуации.

Массовая истерия, охватившая город, приближалась к своему пику. Поклонники, несмотря на обращения музыкантов «КИНО», просивших фанатов не приходить на похороны, начали выдвигаться в район Богословского кладбища.

Заранее предупрежденная милиция оцепила всю Пискаревку, чтобы не допустить фанатов на похороны и не спровоцировать беспорядки, но это не останавливало огромное количество людей, желавших проститься с Цоем. Толпа всё время прибывала, и вскоре у кладбищенских ворот и вдоль ограды кладбища раскинулся целый лагерь…

Не спавшие и не евшие по несколько суток поклонники падали в голодные обмороки, усилиями врачей увозились в ближайшие больницы, где им оказывали помощь, после чего они всеми правдами и неправдами возвращались к кладбищу, чтобы не пропустить момент погребения и бросить ком земли на свежую могилу…

Лишь немногие тогда знали, что объявленное время похорон будет изменено. В самый последний момент оно действительно изменилось, и на автобусе, забиравшем из морга тело Виктора, уехали лишь родные…

В тот день, по неофициальным подсчетам, могилу Виктора Цоя посетили порядка 30 тысяч человек. Людское горе отражают редкие кадры фотосъемки, сохраненные поклонниками. Вот сотни людей, выстроившихся на дорожке колонной, поклонники, несущие траурные венки, упавшая в обморок у могилы Виктора девушка, плачущие солдаты, растерянные, отрешенные взгляды…

Отмененную гражданскую панихиду заменило людское шествие от ворот кладбища до Дворцовой площади. Плачущие люди несли фотографии, флаги, портреты Цоя, пели песни… Водители останавливали машины, пропуская толпу, сочувствующе сигналили. На хлынувший дождь совершенно никто не обращал внимания…

Владимир Рекшан : «Витя разбился… Память воссоздает явственно солнечный день. По центру пошел неясный слух - Цой! Что-то с Цоем. Я дошел по Невскому до кафетерия на перекрестке с улицей Марата и встретил Толю Гуницкого. Тот мрачно курил.

С Цоем что? - спрашиваю. - Говорят, в аварию попал. Сильно побился?

Насмерть побился, - отвечает Джордж.

В каком это смысле? - не понимаю я.

В том смысле, что уже тело в Ленинград везут хоронить.

Мы отправились на Рубинштейна, там уже роился народ. В атмосфере рок-клубовского дворика витало ощущение переломности момента. В мини-зале на первом этаже шла перманентная поминальная выпивка. Появлялись различные именитые люди, пролезала публика с улицы. Мы с Гуницким забурились там основательно. Потом еле добрались до Богословского кладбища. На обратном пути, который я проделал с больной головой, меня обогнала толпа молодых людей, человек шестьсот, которые под дождем хором пели “Группа крови на рукаве… Мой порядковый номер на рукаве…”…»

Как это было после смерти Высоцкого, на смерти Виктора Цоя сразу же стали зарабатывать. По всей стране начались поминки по Цою. Поминали Цоя везде. Поминали как могли. Что недодали при жизни, пытались воздать после гибели. Где-то это делалось искренне и бескорыстно. Где-то зарабатывали деньги… И немалые… Только семья Виктора Цоя никаких денег с этого не получила…

Закон толпы везде одинаков: после смерти артист привлекает к себе особое внимание. Вот и появились бесчисленные акции памяти, плакаты, кассеты, майки, значки и, что самое страшное, статьи, буквально шквал статей о произошедшем на 35-м километре трассы Слока - Талей. Журналисты на все лады расписывали то, о чем не имели порой верной информации. Примеров масса - начиная от «москвича» белого цвета и заканчивая анализом клеток головного мозга.

Одно издание вообще отличилось, напечатав, что «…смявшийся карданный вал “москвича” прочертил на шоссе глубокую царапину длиной около метра…».

На самом деле у «Москвича-2141» карданный вал вообще отсутствовал. Как известно, для движения автомобиля крутящий момент от двигателя необходимо передать на ведущие колеса. Двигатель и коробка передач через опоры сравнительно жестко крепятся к кузову, а ведущие колеса подвешены посредством подвижных и упругих элементов подвески. Таким образом, при езде взаимное положение колес и силового агрегата постоянно изменяется. Как же в таких условиях передать крутящий момент? Для этого используются приводные валы с шарнирами. В заднеприводных автомобилях используются валы с шарнирами неравных угловых скоростей, в переднеприводных - с шарнирами равных угловых скоростей. В обиходе первые автомобилисты называют карданом, вторые - ШРУС (сокращенное название). Виктор Цой ездил как раз на модели «москвича» с передним приводом, то есть на автомобиле со ШРУСом. Так что глубокую метровую царапину на асфальте прочертил не «смявшийся карданный вал», а какая-то иная деталь автомашины…

Но журналистам было всё равно. Каждый считал своим долгом поговорить о Цое, даже если при жизни его не знал и не понимал творчества «КИНО». Еще печальнее, что не только чужие, но и многие знакомые Цоя примкнули к этой компании. А поклонники? Поклонники остались с Витей.

Тяжело им было, поклонникам, потерявшим своего любимого кумира, но в разы тяжелее было родителям Виктора, его близким и друзьям. Его мама, отец и Марьяна периодически общались с журналистами, остальные близкие ему люди ушли в тень…

После смерти Виктора осталась демо-запись последнего альбома группы, сделанная Цоем и Каспаряном в Латвии, в Плиеньциемсе, во время летних каникул. Планировалось записывать альбом осенью на профессиональной студии («Мосфильм» или «Ленфильм»), сведёние делать в Париже, а черновик должен был помочь музыкантам сэкономить студийное время. В итоге всё было сделано так, как и планировалось, но уже без Цоя…

Музыканты «КИНО» и менеджер группы Юрий Айзеншпис смогли довести работу над альбомом до конца.

Группа не преследовала при этом никаких коммерческих целей, этот вопрос, по словам Тихомирова, их вообще не волновал. Они видели в этом свой долг перед Виктором, старались сделать всё максимально быстро, потому что этот альбом очень ждали. И конечно, после этого сама группа уже не могла существовать без своего лидера.

В декабре 1990 года альбом был представлен публике. Первое его прослушивание состоялось в Ленинградском рок-клубе. Презентация альбома, организованная Юрием Айзеншписом, прошла 12 января 1991 года в Московском дворце молодежи, после чего пути музыкантов «КИНО» разошлись… «КИНО» кончилось.

Из книги Технический ВТУЗ автора Лукин Евгений Юрьевич

«АВАРИЯ» Редкий начинающий фантаст убережётся от трёх названий: «Пробуждение», «Вторжение» и «Авария». Вот и мы тоже…Основную мысль подал наш общий друг, бывший когда-то у нас на свадьбе свидетелем, а к моменту подаяния мысли работавший корреспондентом в заводской

Из книги Летчик испытатель [Издание 1939 года] автора Коллинз Джимми

Первая авария Я сидел в кабине военного самолета DH, высоко над южным Тексасом. После учебного полета в Корпус Кристи я возвращался на аэродром Келли, где помещалась Военная школа высшего пилотажа.Я смотрел назад. За хвостом самолета виднелся Мексиканский залив. Вдали над

Из книги Летчик испытатель [Издание 1937 года] автора Коллинз Джимми

Первая авария Я летел на военном DH высоко над южным Тексасом, направляясь на аэродром Келли. Я возвращался из учебного полета.Я смотрел назад. За хвостом самолета виднелся Мексиканский залив. Вдали над заливом тянулась низкая гряда белых облаков. Небо было ярко-синим.

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора Водопьянов Михаил Васильевич

Авария …Ничего не вижу. Щупаю голову – вся забинтована. Шарю кругом руками – матрас и железо койки.– Как же так? – думаю вслух. – Только сейчас управлял самолетом и вдруг очутился на кровати?– Почему сейчас? – слышу ласковый женский голос. Вы уже трое суток лежите у нас,

Из книги Франсуаза Саган автора Ваксберг Аркадий Иосифович

Авария Это случилось в воскресенье за городом. Было пасмурно, серое небо не располагало к тому, чтобы покинуть изысканно отделанную мельницу «Кудре», которую Франсуаза Саган арендовала у кутюрье Кристиана Диора, недалеко от Милли-ля-Форэ. Но тем не менее 14 апреля 1957 года

Из книги Каменный пояс, 1988 автора Преображенская Лидия Александровна

АВАРИЯ …Гудит эфир, звенит антенна,Стальная телеграфа нитьНапряжена, как нерв вселенной -Легко ль спокойствие хранить!Зачем ты, человечий разум,Задумал атом приручить?..Опять он вырвался и разомСвои зловещие лучиНад миром выпустил, как жала…Земля, что к маю

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

Авария Третьего сентября мы покинули Пенсаколу. На борту было двадцать человек, не считая занятых на вахте. Кроме Циппеля, никто из тех, кто совершил побег, на судно не вернулся.Было раннее утро. Солнце еще не взошло. Мы поднимали якорь, выбирая якорь-цепь шпилем. Баковая

Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор Васильевич

ПОСЛЕДНЯЯ АВАРИЯ

Из книги Звезда в шоке автора Зверев Сергей Анатольевич

«Страшная авария» Нереальное количество смертей вокруг далеко не все, что приготовила мне судьба. В моей жизни была и страшная автокатастрофа, в которой я чуть не погиб. Дело было в ночь с 31 декабря на 1 января. Новогодние праздники, вокруг активно готовятся. У меня запись

Из книги Победивший судьбу. Виталий Абалаков и его команда. автора Кизель Владимир Александрович

Авария Кивач, Кивач, ответствуй, ты ли? И выслал бурю он в ответ. Фёдор Глинка Подошел летний сезон 1936 г. Виталий начал его, проведя десять армейских командиров на Дыхтау, а потом братья организовали экспедицию ВЦСПС на Хан-Тенгри, пригласив М. Дадиомова, Л. Саладина и

Из книги Принцесса Монако автора Робинсон Джеффри

28 Авария Однажды в Монако в конце 70-х годов прошлого века Грейс ехала в машине одна. Машина была смешная: лондонское такси, которым легко управлять на узких улицах. Поскольку заднее сиденье в машине просторное, там всегда можно усадить других пассажиров или положить

Из книги Высоцкий и Марина Влади. Сквозь время и расстояние автора Немировская Мария

Глава 20. Авария Друзья не хотели портить идиллию, которая только-только сложилась в отношениях Марины и Володи, но переупрямить Высоцкого было невозможно: он если что решил, то выполнял свое решение.- Да ладно, Володь, оставайся, - повторял Абдулов, чувствуя себя даже

Из книги Анна Герман. Жизнь, рассказанная ею самой автора Герман Анна

Авария Любые мои воспоминания, любой рассказ о моей жизни, любой серьезный разговор обо мне (даже если с сыном и на будущее) нужно начинать с нее - проклятой автокатастрофы, которая разорвала, искромсала мою жизнь.Она не просто поделила жизнь на «до» и «после», а

Из книги Виктор Цой автора Калгин Виталий Николаевич

АВАРИЯ Утром 15 августа 1990 года Цой встал около пяти утра, тихо вышел из дома, собрал удочки и, как и планировал, уехал на рыбалку.Провожала Цоя Наталия. По ее словам, Цой в то утро был бодр и весел, находился в прекрасном настроении - работа над альбомом была успешно

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Авария 25 августа 1998 года. Атлантический океан. Саргассово море10:20. Слава Богу, ночь прошла благополучно. Скоро взойдет солнце. Я поставил воду кипятить на печку для утреннего кофе, это самые блаженные минуты. Я пью кофе, затем лежу и что-нибудь читаю. И так минут

Из книги Рассказы конструктора автора Яковлев Александр Сергеевич

Авария По окончании академии меня послали работать на один авиационный завод. В это время на заводе только что выпустили самолёт новой конструкции. Это был истребитель, который с мотором в четыреста пятьдесят лошадиных сил развивал скорость двести восемьдесят

15 августа 1990 года на 35-м километре шоссе Слока-Талси в результате столкновения автобуса «Икарус» и москвича темно-синего цвета погиб Виктор Цой. Он ехал ночью с рыбалки. По официальной версии певец заснул за рулем, что и стало причиной аварии.

Виктор Цой не имел музыкального образования. Более того, у него не было вообще никакого высшего образования. Он родился в обычной питерской семье, ничем не отличавшейся от сотен таких же. Его родители – обычные рабочие люди. Но этот человек написал песни, которые не просто отозвались в душах многих, и продолжают это делать до сих пор, а стали своеобразным учением, которое живо и по сей день. Смерть Цоя наступила 15 августа 1990 года. Что делал певец последние 12 часов своей жизни, и что стало причиной его гибли?

Последний день в Латвии

В рыбацком посёлке Латвии у домов нет номеров, только названия. Один из таких домов под названием «Зелтини» летом 1990 снимал Виктор Цой со своей гражданской женой Натальей Разлоговой и сыном от первого брака Александром. В тот роковой день 15 августа 1990 г. Виктор с Натальей засиделись за разговорами допоздна. Даже ранняя рыбалка, на которую собирался в тот день Цой, не смогла стать поводом лечь пораньше.

С Натальей Разлоговой Виктор познакомился в 1986 г. на сьёмках фильма “Асса”. Там она работала ассистентом. На момент их знакомства Цой уже был рок-кумиром советской молодежи и символом протеста существующего режима. Но и Разлогова не была простушкой. Цой познакомился с 30-летней журналисткой, блестящим лингвистом и эрудитом. Эта была высокообразованная, молодая, привлекательная женщина, в которую невозможно не влюбиться. Так и случилось: Цой был покорен умом и красотой, которые так гармонично соединились в одной женщине.

В 1:15 в латвийском домике Зелтини 15 августа 1990 г наконец-то погас свет. На столе осталась бутылка вина. Спустя несколько часов все будут гадать и высказывать вероятные причины смерти Виктора Цоя – кумира миллионов. И самой первой будет версия о том, что певец накануне употреблял спиртное. Но проведенная тогда экспертиза показала: в течение последних 48 часов Цой алкоголь не употреблял.

С чего все начиналось

Цой вообще никогда не выделялся бурной тусовочной жизнью. В начале своего пути к известности и славе это был обычный молодой человек, в котором абсолютно не угадывался будущий рок-кумир миллионов. Напротив, по воспоминаниям современников, он был скорее замкнутым, закомплексованным в себе юношей. Причинами этих комплексов были и необычная, отличающаяся от всех внешность, и образование пэтэушника.

В начале 80-х Цой был обычным советским парнем, который, как и все, жил студенческой жизнью с весельем и посиделками до утра, но все равно никогда не чувствующий себя в них своим. Еще начиная с раннего детства, Виктор ощущал излишнее внимание окружающих. Он с истериками ходил в детский сад, да и в школе ситуация была не лучшей: его дразнили японцем и желтолицым. Все это не вело к формированию уверенного в себе человека, и впоследствии отозвалось замкнутостью и стеснительностью.

Виктор любил оставаться в тени и наблюдать за окружающими, не привлекая к себе внимание. А потом начал постепенно писать стихи и подбирать к ним аккорды. Первой гитарой, которую он взял в руки, была гитара отца. Он показал ему, как подбирать пару аккордов. А дальше в содействии посторонних Цой не нуждался, потому что чувствовал себя в музыке, как рыба в воде.

Он сменил несколько учебных заведений: сначала это было художественное училище им. Серова, из которого его впоследствии исключили, потом ПТУ, где он учился на резчика по дереву. Из него Цой вышел со справкой об окончании вместо диплома. В этом учебном заведении и ныне хранится недоделанная работа певца. Но единственное, с чем Виктор не расставался уже в те годы, и с чем он чувствовал себя на своем месте – это гитара и песня.

Работа и творчество

15 августа 1990 г в 4:30 утра в латвийском доме без номера Цой собирался на рыбалку. Он старался это делать тихо, чтобы не разбудить родных, но Наталья с сыном Сашей все равно проснулись. Виктор предложил сыну поехать с ним. Обычно мальчик с радостью соглашался, но в этот раз сказал, что не выспался и ехать не хочет. В эти мгновения Наталья и сын видели его в последний раз.

Заядлым рыболовом Цоя назвать было нельзя, он никогда не мог похвастаться богатым уловом, да и особо к этому не стремился. Рыбалка для певца была скорее способом уединиться и побыть одному со своими мыслями.

Он вообще был человеком скромным и немного замкнутым, никогда не стремился выделиться из толпы, и был застенчив. Самовыражался в своих песнях. Но эта скромность и застенчивость не мешала ему отстаивать свои жизненные принципы и взгляды.

В своих интервью Виктор говорил о том, что не сделал выбор в сторону профессиональной работы на сцене, за которую можно было получать официальные государственные деньги, потому что надо было идти на компромисс. Цой отказался от такого официального трудоустройства. Но не работать в то время было нельзя, и ему пришлось официально трудиться. Кем Цой только не работал. Все знают, что он был гениальным музыкантом и певцом своего времени, но не все о том, что Цою пришлось вдобавок поработать:

  • на реставрации Екатеринбургского дворца;
  • уборщиком в бане;
  • кочегаром в котельной «Камчатка».

Последняя профессия больше всего пришлась по душе певцу, потому что освобождала время для занятия любимым делом – музыкой. Этот период был наиболее плодотворным в творчестве группы “Кино”.

Семейная жизнь

В 4:45 утра 15 августа Виктор Цой положил удочки в машину и уехал на ближайшее озеро. Чем дальше он отъезжал от дома, тем больше его окутывала тишина, в которой ему в последнее время удавалось побыть намного реже.

С приходом к власти Горбачева в стране повеяло духом свободы, и на многое из того, что раньше было запрещено, загорелся зелёный свет. В это время Цой участвовал в различных проектах и постоянно работал. Он активно снимался в кино, в том числе и в знаменитом фильме «Асса».

15 августа 1990 года в 11:05 Цой собирался с рыбалки домой. Улов был небогатым – всего пару рыбешек. Солнце уже хорошо припекало. Виктор сел за руль машины, думая о том, что сейчас с сыном Сашей он пойдет на море.

Сына певец боготворил. Начиная с трёх летнего возраста, он постоянно его брал с собой на отдых. И даже, когда первый брак стал трещать по швам, все равно постоянно забирал сына собой, и никогда без него не отдыхал.

Первой женой Виктора, короткая и родила ему сына, стала Марьяна Радованская – гримёр и администратор группы «Кино». Марьяна была старше Виктора на три года, и уже раз побывала замужем. Это не совсем нравилось родителям Цоя, в чем позже признавался отец певца. Проблемы начались сразу же после женитьбы: денег на жизнь катастрофически не хватало. Марьяна надеялась, что и после свадьбы Цой будет вести активную творческую деятельность, но ему хватало семейного очага.

Певец не стремился разрывать отношения до тех пор, пока в его жизни не появилась Наталья Разлогова. С первым браком было покончено, и Цой окончательно переехал из Ленинграда в Москву к новой возлюбленной.

Разлогова оказала большое влияние на Виктора Цоя. Она повлияла на формирование того образа, который помнят поклонники по сей день: образ темного одинокого рыцаря без страха и упрека.

Популярность

15 августа 1990 года в 11:37 утра машина Виктора Цоя стремительно приближалась к тому роковому смертельному повороту, после которого его жизнь оборвется и на свет появится память о певце с неограниченным сроком существования. Этот поворот оказался непреодолимым. Последние несколько лет до этого поворота жизнь преподносила Цою прямую светлую дорогу только вверх к пику славы:

  • в начале 80-х группа Кино записала свой альбом во Франции;
  • Цой с гастролями побывал в США;
  • Фильм “Игла”, в которой снялся Цой, заняла второе место в прокате;
  • на кинофестивале в Одессе певец был признан лучшим актером в СССР.

За два месяца до того как Цой разбился, состоялся его концерт в Лужниках. Это было событие мирового масштаба. Все билеты распроданы: стадион был заполнен до отказа. Впервые после Олимпиады зажгли олимпийский огонь. Это было полное и безоговорочное признание.

Началось испытания медными трубами. С 1989 г продюсером группы «Кино» стал Юрий Айзеншпис. Он вспоминал, что когда начал работать с Цоем, группа «Кино» даже не значилась в официальных списках Министерства Культуры. Айзеншпис, обладавший многочисленными связями, вывел группу на новый уровень. Начались постоянные гастроли, съёмки на телевидении. Слава неумолимо шла по пятам.

Речи о проблемах с финансами теперь не шло. Виктор дал родителям 9 тысяч на покупку нового автомобиля «Жигули». Себе он приобрел тёмно-синий москвич – последний писк тогдашней моды. Именно на нем певец приближался к тому роковому повороту утром 15 августа 1990 года.

В 11:38 на 35 километре трассы Слока-Талси машина Цоя вылетела на повороте на встречную полосу движения и столкнулась с автобусом Икарус 250. От лобового удара Цой умер на месте.

Воспоминания дня смерти

Водитель Икаруса вспоминает, что в тот день как будто кто-то специально направил его именно по этому маршруту. Пытаясь уйти от столкновения, водитель автобуса резко свернул направо, но роковой аварии избежать не удалось. Икарус оказался в речке, а машина певца была откинута на 11 м назад к мосту. Водитель Икаруса отделался ушибами. Он сразу подбежал к машине Цоя: дверь открыть не удалось. Сверху он увидел лежащего человека. По словам водителя автобуса, смертельный удар пришелся на голову певца.

От машины Цоя целым остался лишь задний бампер. Двигатель оказался за мостом. На месте аварии нашли:

  • три удочки;
  • колонки;
  • магнитофон;
  • документы;
  • деньги;
  • две маленькие рыбешки.

Это все, что осталось от машины, в которой разбился Виктор Цой.

О том, что за рулём москвича был кумир миллионов, водитель автобуса узнал лишь в отделении ГАИ. Тогда он проживал в латвийской глубинке и музыкой не интересовался. После трагедии на каждую годовщину он приезжает на то злополучное место и читает отрывок из песни Цоя, написанный на памятнике: “Смерть стоит того, чтобы жить. Любовь стоит того, чтобы ждать”.

Отец Цоя вспоминает, что узнал об автокатастрофе, когда находился на рыбалке. По роковому стечению обстоятельств или по воле судьбы отец и сын занимались одним и тем же делом, только в разных местах. По словам Роберта Цоя, он услышал о том, что сын разбился по радиостанции Маяк. Сначала он не поверил своим ушам и до последнего думал, что произошла какая-то ошибка. Тогда мобильной связи не было, и чтобы что-то узнать, надо было добраться до ближайшего телефонного автомата. Трагическую новость отцу Цоя подтвердила первая жена певца Марьяна.

Выдвигались различные версии о том, что же все-таки произошло:

  • заснул за рулем;
  • убили;
  • в момент гибели певец менял кассету в магнитофоне.

В результате расследования была объявлена официальная версия о том, что певец заснул за рулем от сильного переутомления. Кассеты с демоверсией нового музыкального альбома у него не было. Это подтвердил гитарист группы.

Похороны певца

Цоя похоронили через 4 дня на кладбище Ленинграда. Певец ушел из жизни в возрасте 28 лет. Мать Цоя вспоминал, что до конца не верила в факт смерти сына, и считала всю эту историю придуманной. Только когда он пришел с ней попрощаться во сне, она поняла, что больше никогда его не увидит.

Память о Цое

Память о певце начала жить сразу, буквально с момента похорон. Фанаты создали знаменитую стену, на которой до сих пор вспоминают певца, нанося на стену различные надписи и рисунки. По сей день песни Цоя перепевают современные исполнители.

Цой ушел на переломе эпох и стал его знамением. Ровно через год после смерти певца Советский союз распался. Начали происходить перемены, про которые он пел. Сам Цой в интервью говорил, что в своих песнях он пытается донести до людей понимание и осознание внутренней свободы. Свободы, которая не зависит от обстоятельств. Она должна быть в каждом человеке вне зависимости от времени. Для нас он останется навсегда героем из прошлой жизни.