Виленское барокко в архитектуре костелов беларуси. Становление художественного стиля барокко в архитектуре беларуси

Раннее утро 6 мая было исключительным. Несмотря на прогноз погоды «пасмурно, дождь», свежая голубизна неба и теплое весеннее солнце приглашали в путешествие без страха испортить впечатления. Провидение ли, Господь Бог ли - явно решили соблаговолить нам, а заодно присоединиться к экскурсии. Если честно, предвосхищая будущие события, можно утверждать, что так и было: нам везло весь маршрут.

Первоначальный план маршрута был по направлению «против часовой стрелки» от Костеневичей до Камаев. Однако Будслав мог принять нас только после обеда (до обеда служат две службы), а в Кривичах ксендз уехал и вернется только к 21:00. Так что мы двинулись «по часовой стрелке» и первым объектом у нас был Камаи - самый дальний «конец» маршрута в 180 километрах от Минска.

Дорога до Камаев пролегала через живописные и исторические места. На нашем пути были Молодечно, Мядель, Поставы - это часть древнего Виленского тракта. Конечно, кроме городов было и еще много интересного. И главное - природа. Что-то волшебное было в пейзажах за окном автобуса. Казалось, пробуждающаяся от зимы натура, «тихая» и «спокойная», на самом деле, просто ждет, когда она сможет зацвести в полную силу. Было ощущение скрытой силы и тайной красоты. Возможно, у такого впечатления было свое основание - ведь очень многое пришлось пережить этим местам. Глубина переживаний отразилась в голубой глади озер, драматические события запечатлелись на холмах и оврагах, а вехи истории превратились в тени былых дубрав.

Камаи

Возможно, очень символично, что первой остановкой маршрута стал Камаи. Здесь расположен образец храма оборонного типа. Нам как бы с самого начала дается напоминание о непростой судьбе здешних мест вообще и костела на Беларуси.

История костела Яна Крестителя начинается с постройки в 1603-1606 гг. Фундацию на строительство выдали Ян Рудамин-Дусяцкий (владелец Камаев) и Ян Хаецкий. После пожара в середине 17 века часть крыши сгорела. Костел был отремонтирован в заново освещен в 1673 году. В 1773 году была пристроена каплица (справа) с криптой.

Несмотря на суровую архитектуру костела, интерьеры его чрезвычайно богаты. В аскетичных стенах сохранились настоящие шедевры искусства и барочного строительства. Главный алтарь: деревянный искусной (сницерской) работы, боковые - тоже деревянные и тоже высококлассной работы начала 18 века.


Кроме этого в храме есть одна из двух на территории РБ картин Альфреда Ромеля «Иисус и сирота» - этот художник жил неподалеку. Стены костела расписаны в технике гризайль. А на хорах - действующий орган 18 века. Для нашей экскурсии был организован мини-концерт органной музыки и песнопения. В акустических сводах костела органная музыка звучала волшебно, проникая в глубину души. Минорная мелодия усаливала драматизм истории Беларуси.

Но, конечно, главной святыней храма является образ НПМ (Непорочной Девы Марии ) - копия известной Матери Божей Ченстаховской примерно 1610 года в серебряном окладе. В обычное время святой образ закрыт шатами, мы удостоились чести увидеть его.



На втором ярусе главного алтаря - образ Яна Крестителя - святого, под именем которого освещен храм. По сторонам от НПМ - полицветные скульптуры Св.Петра и Св.Павла.

Заканчивая описание Камаев стоит еще упомянуть и более древнюю реликвию. Перед костелом стоит крест, высеченный из цельного куска гранита, предположительно 15-16 вв. Высота - 2,5 метра, ширина - 1,88 метра. Такие кресты ставили в землях, перешедших в Христианство, там, где еще не был поставлен храм. Несмотря на все испытания земля наша принадлежит Богу и не будет им оставлена. С надеждой на это и продолжим путь далее.

Поставы



В Поставах сохранилась интересная псевдобарочная застройка центральной “торговой” площади 19 века. Сдесь же на площади некогда стоял униацкий костел. Но, к сожалению, он не сохранился. А на фундаментах бывшего униацкого храма ныне стоит Православная церковь Святого Николая, построенная в псевдорусском стиле в 1894 году.


Интересом нашей экскурсии был образец неоготики католический костел Св.Антония Падуанского. Расположение его очень живописно - на полуострове-дуге, образованном поворотом реки Мяделка. В ясную, безоблачную погду нам посчастливилось видеть отражение храма в водном зеркале.

Стротельство костела осуществлялось 1898 -1904 годах на фундаметах предыдущего деревянного костела. Рядом со старым костелом басполагалось деревянное здание монастыря. Но к сожалению монастырь был закрыт в 1832 году царским указом, и здание не сохранилось.

Поставы-городок. Да именно такое теплое воспоминание оставляет после себя этот белорусский город. По-европейски чистый, ухоженный, опрятный, добрый. Нас Поставы встретили очень приветливо замечательной погодой, заманивая остаться, быть может, даже навсегда! Однако целью нашей экскурсии было “виленскоке барокко” и мы не задерживались здесь а направились далее. Готика как направление в архитектуре и искусстве исторически предшествовала появлению барокко. В нашем путешествии (пусть и неоготика) - предшествует барочным архитектурным храмовым объектам.

Лучай

В Лучаях расположен один из позних образцов строительства храмов Орденом Иезуитов - костел Св.Тадеуша. Построен он был на финансовые средства Огинских, Тадеуша и Эльжбеты в 1766-1777 гг.

Специалисты относят костел к стилю “барочный классицизм”, наступившим после заката “высокого виленского барокко” и являющимся переходным от барроко к классицизму.

Также отмечается очевидные сходства с разрушенным костелом иезуитов в Полоцке, что еще больше повышает ценность этого объекта истории, архитектуры и и искусства.

Интерьер костела искусно расписан в технике гризайль, а также илюзионистическими фресками, имитирующими объем. В костеле есть действующий орган.




Однако, совсем неожиданной находкой оказалась илюзионистичекская фреска в каплице, имитирующая глубину намного большую, нежели есть фактически “в камне”.


Такой сюрприз преподнес нам костел в Лучаях.

Некоторые исследователи связывают стилистику и даже авторство строительства костела в Лучаях с именами видных и известных архитекторов ВКЛ Томаша Жабровского и Карла Спампани. Последний даже преподавал архитектуру в Виленской академии иезуитов. О мастерстве архитекторов говорит выдающееся решение привязки на местности. Этот костел “встречает” путешественников задолго до самого местечка. Он расположен так, что отлично виден издали при движении с из Постав.


Такая “дорога (подиагонали) к храму (нижний правый угол)” получилась. Есть подозрения, что и другое направление имеет такой же визаульный эффект.

Дуниловичи


Костел в Дуниловичах построен под именем Святой Троицы 1683 году и принадлежал Ордену Доминикан. Стоит заметить, что этот орден строил свои храмы исключительно в крупных городах и “областных центрах”. В местечки и села доминикане не шли. Редчайшие исключения - когда храм возводился как реликварий, место хранения реликвий. Вместе с костелом существовал и доминиканский монастырь. Однако монастырь не сохранился до наших времен. Здание деревянного храма было перестроено в камне в 1769-1773 годах. Первоначальную фундацию (в 1683 г) дала Эльжбета Иссйковска (вдова Белазёр). Меджду тем, Дуниловичи были всего лишь местечком, правда при очень оживленном Виленском тракте. В чем же секрет этого красивейшего костела, образца “высокого виленского барокко”?



Внутри находится уникальный для наших мест “лоретанский алтарь”. Это такой тип алтаря, “храм в храме”, символизирующий хижину Девы Марии. По легенде, ангелы перенесли дом Марии из Палестины в Италию в город Лорето. Так его спасли от возможного разорения наступающих сарацин.

Он состоит из двух частей: алтарь для верующих (впереди) и дом-алтарь (позади).

В истории этого костела есть и драматические события. В 1973 году местечко переходит под власть Российской империи, а в 1866 году костел перестравивают под православную церковь. Напротив храма католики строят деревянный католический костел. Но тот горит в 1890 году, а строительство нового было запрещено. С 1919 года, уже в составе Польши, храм возвращен католикам, но снова был закрыт и использовался как склад при СССР.

В Дуниловичах над алтарем-домом расположен образ Девы Марии. Лик этот скорее всего оригинал, привезенный из Италии. Его перенесли из костела, когда в нем устроили церковь, а при пожаре деревянного костела в 1890 году прихожане сумели вытащить из огня святыню и хранили ее до нового открытия старого костела в 1919 году.

Вот такую святыню хранили здесь братья доминикане. А судьба этого костела очень типична для храмов на территории запада и севера Беларуси.

Глубокое

В городе Глубоком есть два замечательных архитектурных памятников эпохи виленского барокко. Первый - костел ордена Кармелитов «босых» 1639-54 годов постройки, перестроенный в 1735 году самим Яном Глаубицем. При костеле существовал монастырь ордена. Ныне храм отдан правосланой церкви, и сейчас тут находится Церковь Рождества Богородицы. Размеры храма поражают воображение! Под зданием находится просто огромная крипта, куда нас впустили - очередное благоволение госпожи фортуны. Тут под храмом был похоронен фундатор храма Язэп Корсак.


В церкви есть любопытная икона. «Матерь Божья с младенцем», почитаемая и православными, и католиками. Лик этот был написан в 1738 году.

Здание монастыря - в аварийном состоянии, не используется и не реставрируется. А раньше при кармелитах здесь был целый образовательный комплекс. Тут были светская школа, библиотека (2500 томов книг), больница, аптека (со складом лекарств), хозяйственные помещения. Это был настоящий центр знаний и науки.


Впрочем, практически везде при католических монастырях на территории ВКЛ существовали и светские и научные центры. Больше всего на этом поприще отметился орден Иезуитов.


Напротив бывшего кармелитского костела стоит другой памятник виленского барокко - парафиальный костел Святой Троицы, 1764 года постройки на деньги того же Корсака - воеводы Мстиславского.

После передачи костела кармелитов Православной церкви встал вопрос расширения костела Святой Троицы. И в 1902-1908 годах костел был перестроен. Главный фасад был надстроен, объем костела - расширен.

Внутри находятся примечательные деревянные барочные алтари конца 18 века. Вообще, везде по маршруту экскурсии алтари деревянные, которым по 150-250 лет, и у многих «ни одного жука».




В планах нынешнего руководства города перестроить всю центральную площадь Глубокого в псевдо-барочном стиле, подчеркивая имеющиеся исторические архитектурные памятники. Говорят, есть проект, но нету финансирования.

Будслав

История местечка очень богата на события. Первое упоминание относится к 1504 году, когда это место было передано виленским монахам бернардинам для заготовки леса на нужды строительства в Вильно. Монахи тут поставили каплицу, шалаши для жизни и начали работу. По легенде в 1588 монахам было явление Девы Марии, и уже в 1589 году началось стротельство храма под титулом Воскрешения Девы Марии. Фундацию дал Ошмянкий судья Станислав Корейва.


В качестве главной иконы в главный алтарь в 1635 году помещена икона Девы Марии. У этой святыни своя отдельная судьба. Ее получил в дар в 1589 году Минский воевода Ян Пац из рук самого Папы римского Климента 8. Такие дары давали всем видным государственным деятелям, переходившим в катоичество. Ян Пац возил ее всюду с собой, и на различные боевые походы в том числе. После смерти Паца, икона осталась у его личного капеллана И. Солокаля. В 1613 году братья бернардины сагитировали Солокаля поступить в орден и прийти к ним в монастырь (был построен на фундуш Яна Кишки одновременно с постройкой первой деревянной каплицы). Вместе с собой Солокаль принес и икону. После этого были фиксированы чудеса ицеления и икону стали считать чудотворной. Во время войны Речи Посполитой с Россией в 1654-1667 гг. монахи вывозили икону в Соколково на Белосточчине.

В 1632 году Буда получила статус местечка. В 1633 году на средства того же Яна Кишки (гетман ВКЛ, воевода Полоцокий), а также Флориана Калецкого (приора монастыря бернардинов) и Далмат-Исаковских началось строительство новго каменного храма, которое было закончено в 1643 году. Строил храм мастер Андрей Кромер, немец униацкой веры из Полоцка.


В 1649 году для достойного обрамления чудотворной иконы Божьей Матери Будславской был построен уникальный главный алтарь, не имеющий аналогов нигде на Литве и Речи Посполитой. Выполнил алтарь мастер-резчик Петр Грамель. В алтаре использованы оптические приемы, зрительно увеличивающие глубину алтарной композиции. Такие эффекты перспективы очень любили применять архитекторы эпохи барокко.

Прототипом алтаря является арка в Антверпене на торжественный въезд князя Фердинанда Австрийского, спроектированная Рубенсом и построенная в 1635 году. Аналогичным образом украшался в Гданьск на въезд короля Владислава 4 и его новой жены. Хотя, возможно, источником вдохновения были гравюры из альбома архитектора и художника Джованни Монтана, изданный в 1624 году. Следует отметить, что широко известная “Лестница Бернини”, являющаяся образцом перспектиных иллюзий в архитектуре, создана на 14 лет позже в 1663 году. Также отмечается несомненная связь художественных деталей с нидерландскими тардициями украшательства (“мелко вырубленные” листья, наложенные на стволы).

В 1767 году заложен новый костел, в объем которого вошел старый костел как каплица Св.Барбары.




Учитывая национальный уровень святыни иконы Божьей Матери Будславской, службы в большинстве своем идут в новой части костела. Например на последний фэст в 2011 году съезжалось 40 тысяч верующих паломников. Однако, очень жаль, что службы не ведутся в старом костеле, даже сейчас во время реставрации костела: от туда даже убраны скамейки.

Новый костел и алтари в нем - образец архитектуры позднего барокко. Грандиозная крестово-купольная трехнефная базилика. Сложный двухъярусный фасад. Длинна - 62 метра, ширина по фасаду - 50 метров, ширина по трансепту - 39 метров.

Последние исследования показывают, что архитектором этого храма является Иосиф Фонтана, сын и внук прославленных архитекторов барокко и ренессанса. Хотя ранее считалось, что автором является Константин Пенс - тоже известный архитектор.

На стенах: 8 иллюзионистических боковых алтарей, написаных 1782 году художником Казимиром Антошевским, и росписи в стиле гризайль цикл «страстей Христовых» и изображений апостолов, выполненных приблизительно в 1801 году, скорее всего тем же Антошевским.




Будслав по праву можно считать жемчужиной нашей экскурсии. Тут мы увидели грандиозный по размеру и красоте костел 18 века и уникальный костел 17 века, с замечательными росписями стен, уникальную чудотворную икону 16 века Божей Матери Будславской, национального уровня ценности, уникальный по архитектуре и искусству исполнения деревянный алтарь 17 века (636 года!).

Тут есть искусство! Тут есть архитектура! Тут есть история!

Кривичи


В Кривичах находится барочный костел ордена тринитариев под именем Св.Андрея. Мы туда приехали уже к 8 часам вечера, уже порядком уставшие. Боле того, у нас почти не было надежды войти внутрь, так как ксендз был в отъезде и обещал вернуться к 9 часам вечера. На дверях и вправду висел замок. Короткая остановка грозила уже завершиться, когда волею провидения во двор плебании заехала машина. Да, нам опять повезло -двери очередного храма отворились!


История этого костела началась в 1770 году, когда в Кривичи из Галиции приехали монахи тринитарии. На их родине монастыри были закрыты австро-венгерскими властями. Для них был построен монастырь на средства Андрея Укольского, подкормия Трокского и его жены Терезы из рода Войнов. Деревянный костел был построен в 1776-1777 году. В 1796 костел построили в камне по тем же именем Св.Андрея.

Внутри в главном алтаре находится ценнейшая реликвия - статуя Христа. Согласно архивным данным, голова, руки и ноги были изготовлены в Риме для тринитарского костела в Мельце. Остальная часть была сделана на месте - в Беларуси. В голове находится реликваж. После изгнания тринитариев из Галиции фигура была переправлена в Вильно на антаколь, где лежала в скарбце, так и не распакованная. После чего ее и привезли в Кривичи.

Костеневичи


В Костеневичах расположен очень аккуратный небольшой по размеру костел ордена иезуитов под именем Безгрешного Зачатия девы Марии 1763 года постройки. Алтарь в нем тоже барочный, выполненный из дерева.

К сожалению, зайти внутрь нам не удалось. И надежды не было с самого начала - по телефону никто не отвечал, а другой связи с ксендзом никто не знал. На месте мы выяснили причину: ксендз попал в больницу с сердцем и сейчас находится на лечении. Мы пожелали ему выздоровления и вконец уставшие двинулись в обратный путь. Впереди было 97 километров.

Завершение.

За день нам удалось проехать около 600 километров. Вернулись в Минск мы уже в 10 часов вечера. Получилась очень насыщенная и красивая экскурсия! Многое мы узнали и посмотрели. Многое еще нужно узнать. В таких поездках тебя накрывает три тонны информации…

Историю нужно знать. Без истории как без земли - жить нельзя. Забыв историю, потеряешь землю и превратишься в экзотическое животное. И жить будешь не на воле, а в загоне фермы как страусы где-то между Лучаями и Дуниловичами, даже если это твоя земля и ты родился ТУТ.

Послесловие
Большая часть удачи на маршруте обеспечена профессионализмом компании "Страна Замков".

Прошлый раз я рассказывал о самом первом барочном храме в Беларуси и на территории всей Речи Посполитой - Несвижском костеле иезуитов.

Сегодня я расскажу, как развивались архитектурные стили в последующем столетии.

Несвижский костел, (и его прообраз - римский Иль Джезу) безусловно повлиял на зодчество Беларуси, практически сразу же появились ряд храмов, с аналогичными раннебарочными фасадами:

Например, построеный в начале 17 в на королевские средства Бернардинский костел в Гродно:

Сходный фасад имеет костел Францисканцев 1635г.

Несколько подобных храмов были возведены и в столице. С минимальными изменениями до нас дошли виленские костелы св. Терезы и Всех святых первой половины 17 века.

Храмы с подобным фасадом строились и в дальнейшем, вплоть до первой половины 19 века, например, Крестовоздвиженский костел в Лиде середины 18 века:

Но большинство зодчих не спешили поддаваться новым веяниям, и поэтому в большинстве храмов 17 века видны следы предыдущих эпохи - ренессанса и даже готики.
Это видно даже по упомянутому гродненскому костелу бернардинцев. Если его главный фасад выдержан в стиле раннего барокко, боковые фасады и апсида представляют собой смесь готики и ренессанса: высокие окна, контрфорсы:

Во многом такой консерватизм обусловлен господствующей в те времена идеологией: сарматизмом.
Ее название происходит от теории, согласно которой, многие славянские и балтские народы происходили от древних племен сарматов. Сарматией называли территорию в которой в 15-16 веках правили Ягелоны, в частности, Польшу, ВКЛ, Чехию, а иногда и часть территории современной России. Так известнейший труд А. Гваньини назывался «Хроники Европейской Сарматии» (1578г.)

Сарматизм, был до чрезвычайности консервативной идеологией. Идеалом считалась чрезвычайная набожность, подчеркивались заслуги шляхты Речи Посполитой в борьбе с «неверными», в частности с турками и татарами. Считался идеальным патриархальный образ жизни, идеальным гражданином считался шляхтич-католик, который в мирное время занимается хозяйством, а военное выступает как воин, при этом именно за шляхтой декларировалась вся полнота власти в государстве. Во многом именно благодаря сарматизму появились понятия «золотых свобод» шляхты, и принцип по которому, ни один закон не мог быть принять на Сейме, если хоть один из присутствовавших высказывался против.

Большинство храмов начала 17 века больше похожи на готические и ренессансные храмы 16в., чем на барочные. Самым распространенным типом храма, в этот период был храм с массивной башней на главном фасаде.

Типичным примером может служить Несвижский костел Бенедиктинок, построенный в конце16- начале 17 века на средства супруги Радзивилла Сиротки Эльжбеты Евфимии.

До сегодняшнего дня дошли монастырские корпуса, и здание костела, составляющее с ними одно целое:

К сожалению не сохранилась башня костела, которую можно видеть на старых рисунках и фотографиях:


(на переднем плане - башня 18 века, сохранившаяся по сей день)

Еще один сохранившийся храм подобного типа: Бернардинский костел в Слониме.

Здесь также имеется массивная башня на фасаде храма, с очень сдержанным, можно сказать минималистским декором. Боковые фасады храма имеют еще готические черты: высокие окна и контрфорсы:

Храм был построен в первой половине 17 столетия. Несколько десятилетий спустя к нему были пристроены две часовни, которые в отличие от основного храма имеют больше барочных элементов: купола сложной формы, более плавные линии и чуть больше декора.

В этот же период строились и костелы без башен, с простым ренессансным фасадом. Типичный пример подобного храма костел святой Варвары в Замостье 1620 года:

Встречаются и совсем архаичные постройки, повторяющие готико-ренессансный тип храма-крепости распространенный столетием ранее. В частности костел в Камаях 1606 г.:

Несмотря на весь консерватизм этой эпохи, появляется новый тип храмов, который в дальнейшем станет самым распространенным в Беларуси: храмы с двумя башнями на фасаде.

Одним из первых храмов такого типа стал костел монастыря Бригиток в Гродно, построенный в 30-х годах 17-го столетия:

Здесь также наблюдается смесь барочных и ренессансных элементов, особый интерес представляет ренессансный фриз в технике сграфито.


В первой половине - середине 17 столетия ренессансные традиции сохранялись не только в наружном декоре и силуэте храмов, но и во внутреннем убранстве. Во некоторых храмах этого периода сохранилась ренессансная лепнина сводов.

В частности монастырь в Друе

Построен в 1646 году, изначально имел плоский раннебарочный фасад, без башни. В интерьере на сводах и колоннах сохранилась лепнина 17 века:

Ренессансная лепнина в боковом нефе костела доминиканцев в Новогрудке (первая половина 17 века):

В середине 17 - начале 18 века в храмовом строительстве наблюдался парадокс, несмотря, на то, что хронологически это эпоха зрелого барокко, внешний декор храмов становился все более строгим и сдержанным, даже по сравнению с ранним барокко. Этот стиль и получил название Сарматское барокко. Храмы снова, как и в готическую эпоху стали напоминать небольшие крепости. Типичные примеры этой эпохи:

Фарный костел в Новогрудке начала 18 века:

Костел в Засвири, 1714г.:


(руины на втором снимке - остатки монастыря)

Костел Кармелитов в Мстиславле 1637г.

(этот храм позже перестраивался, под руководством мэтра виленского барокко И.Х. Глаубица, и поэтому имеет более выраженные барочные черты, но общий массивный сарматский силуэт вполне сохранился).

Несколько храмов в сарматском стиле находились в Минске:
Храм монастыря Бенедиктинок (был сильно перестроен после передачи православным в 19 веке и снесен после войны)

Костел монастыря Бернардинок (Сейчас православный кафедральный Свято-духовский собор) середины 17 века

Этот храм как и мстиславский был перестроен в 18 веке, получил позднебарочные многоярусные башни, но боковые фасады, и нижние ярусы башен сохранили первоначальный стиль.

И эталоном сарматского барокко многие считают костел августинцев в Михалишках (вторая половина 17в):

Храм является типичнешим для своей эпохи: нарочито строгий декор, массивный почти крепостной силуэт, перед входом находится барбакан: круглая пристройка для обороны входа в храм.

Этот храм уникален еще по одной причине: в нем сохранились интерьеры демонстрирующие еще одну особенность эпохи: наружная строгость зачастую совмещалась с богатейшим оформлением интерьеров храма

Традиция строительства однобашенных храмов сохранялась, наиболее известным является пожалуй костел бернардинок в Слониме 1670г:

Храм интересно расположен: он повернут апсидой к улице, фактически у него нет главного фасада, его башня напрямую соединена с монастырским корпусом.

Недалеко от костелов в Михалишках и Засвири, располагался однобашенный костел в Свири. Он правда был кардинально перестроен в начале 20-века и его первоначальный вид сохранился только на старых фото:

Сегодня я рассказал о римо-католических храмах 17 века. Следующий мой рассказ будет посвящен православным и униатским храмом этой эпохи.

P.S. Часть снимков принадлежат замечательной девушке Елене, за что в очередной раз хочу высказать ей огромную благодарность.
:-)))

Виленское барокко - научное название позднего барокко в монументальной культовой архитектуре Беларуси и Виленщины (неофициальное название - униатское барокко); созданная на основе творческого синтеза византийского и западноевропейского искусства разновидность художественного стиля барокко, которая распространилась во второй и третьей четверти XVIII в. в ареале распространения Брестской церковной унии на территории Виленской римо-католической епархии. Почвой для произрастания художественных принципов этого стиля стала униатская церковь. Формирование архитектоники униатских храмов на основе традиций местного зодчества, с учетом восточных и западных художественных влияний, литургических требований и конфессиональной символики как католической, так и православной отраслей христианского культа, обусловили яркое национальное своеобразие виленского барокко.

Архитектурные памятники этой школы выделяются утонченностью и вертикализмом пропорций, скульптурной пластичностью фасадов и интерьеров, живописностью и стройностью силуэта, созданного многоярусными ажурными башнями, фигурными фронтонами и волнистыми фасадами. От зрелого белорусского барокко ХVІІ в. с его сдержанностью, массивностью и глубокой внутренней экспрессией виленское отличалось динамизмом, легкостью, свободой. В католическом строительстве второй половины ХVIII в. художественные характеристики виленского барокко нашли меншее воплощение, к тому же для католических храмов этого периода характерны более громоздкие монументальные формы.

Важное значение в изменении церковной архитектуры ВКЛ сыграл полоцкий униатский архиепископ, позже митрополит Флориан Гребницкий, который перестроил за свой счет несколько наиболее значительных святынь на территории своей епархии (полоцкий Софийский собор, кафедральный собор и церковь св. Николая в Вильно). В постройке униатских церквей по западным архитектоническим образцам следует видеть не желание полонизировать белорусов, но стремление униатской иерархии модернизировать свои "старомодные", простые и суровые, на фоне эфектной барочной архитектуры, святыни соответственно духу времени, "ошляхетнить" их, снять с них имидж бедной "хлопской" церкви и возвысить престиж своей конфессии.

Расцвет виленского барокко связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который на протяжении 30 лет (1737-1767) работал в Беларуси и Литве в культовом и дворцовом зодчестве. Наиболее значительная его постройка - униатская церковь св. Софии в Полоцке (1738 - 1750, вместе с Б.Косинским), возведенная на месте святыни ХI в., взорванной по указу приближенного Петра I Александра Меньшикова в 1710 г. Своей необычной, неизвестной доселе стройностью, утонченностью и вертикальной струистостью она произвела яркое впечатление на современников. Распространению стиля виленского барокко содействовала деятельность на Беларуси итальянского архитектора Фонтана ІІІ и беларуса А.Осикевича.

Черты виленского барокко наиболее ярко проявились в униатских культовых сооружениях: церквах базилиан в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756 - 1763), Борунах (1747 - 1757), Вольно (1768), Толочине (1769 - 1779), Богоявленской и Крестовоздвиженской церквах в Жировичах (1769), Воскресенской церкви в Витебске (1772), а также в костеле кармелитов в Глубоком и др..

Вершиной виленского барокко является Петропавловская церковь в Березвечье. При общей традиционной структуре - трохнефная двухбашенная базилика - сооружение имеет смелый и новаторский образ. Строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых - здание кажется словно вылитым и вылепленным из некоей пластичной массы. Поврежденный в Великую Отечественную войну, храм был окончательно разрушен в 1960-я г. Одним из наиболее совершенных образцов виленского барокко является униатская церковь в Борунах, возведенная под руководством и по проекту монаха этого монастыря архитектора Алексея Осикевича.

Новое решение внешнего объема и интерьера, не свойственное ни православным, ни католическим культовым зданиям, использовано в жировичской Крестовоздвиженской церкви - храме-кальварии, который иммитирует путь Христа на Голгофу. Грациозность пропорций, эффектность утонченной архитектурной пластики, стройносць силуэта позволяют причислить его к наиболее гармоническим произведениям культовой архитектуры этого художественного стиля на Беларуси.

Крупнейшим достижением архитектуры виленского барокко на Беларуси с характерной для него иллюзией движения, взлета, волнистости, направленностью духовной энергии материи вверх стала Успенская церковь в Витебске, построенная в 1715 - 1743 г. по проекту и под руководством Фонтана ІІІ.

Памятниками непреходящего историко-культурного значения и высокого художественного достоинства, выполненными в стиле виленского барокко, Беларусь вошла в историю европейской архитектуры.


Литература:

1. Архитектура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1993.

2. Габрусь Т. Асаблівасці архітэктуры уніяцкіх храмаў слонімскага рэгіёна ў кантэксце віленскага барока // Наш Радавод. Кн.7: Матэрыялы міжнар. навук. канф. «Гістарычная памяць народаў Вялікага княства Літоўскага і Беларусі. ХІІІ-ХХ ст. / Пад рэд. Д.У Карава. Гродна, 1996. С. 361-364.

3. Габрусь Т.В. Роля уніяцкай царквы ў фарміраванні архітэктуры віленскага барока // Наш Радавод: Матэрыялы міжнар. навук. канф. «Царква і культура народаў Вялікага княства Літоўскага і Беларусі ХІІІ - пачатку ХХ стст. / Пад рэд. Д.У.Карава. Гродна, 1992. Кн. 4, ч. 1 - 3. С. 551-556.

4. Габрусь Т.В. Стылістычныя аспекты архітэктуры віленскага барока // Барока ў беларускай культуры і мастацтве / Пад рэд. В.Ф.Шматава. Мн., 1998. С. 14-166.

5. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 2. Мн., 1988.

6. Кулагин А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии: В контексте общеевропейской культуры. Мн., 1989.

7. Кулагін А.М. Каталіцкія храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.

8. Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.

9. Кулагін А. Шэдэўры архітэктуры ракако: Гістарычна-архітэктурны нарыс. - Мн., 1991.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название "виленского барокко". В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом "виленском барокко". Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии - в то время униатской церкви (1738-1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля - рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVII I века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.

Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведением белорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Шедевром архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.

Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи и старопечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.

В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.

В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.