Владимир Гиляровский: человек – время. Гиляровский Владимир Алексеевич: биография, деятельность и интересные факты Гиляровский краткая биография

ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (26.11.1853, по др. свед. — 1855, лесное имение гр. Олсуфьева в Вологодской губ. — 1.10.1935, Москва) — журналист, прозаик, поэт.

Родился в семье помощника управляющего имением. По отцовской и материнской линиям род Гиляровских восходит к запорожцам. В 1860 семья переехала в Вологду, где Гиляровский поступил в гимназию. Его отец поддерживал дружеские отношения с политическими ссыльными, под влиянием которых складывались демократические взгляды юноши. В 1871, не окончив гимназии, Гиляровский бежал из дома, чтобы окунуться в гущу народной жизни. Его странствия продолжались 10 лет: он был бурлаком на Волге, крючником, пожарным, рабочим на заводе свинцовых белил, табунщиком, циркачом, провинциальным актером, солдатом-добровольцем во время русско-турецкой войны 1877—78 гг.

Печататься Гиляровский начал в 1873, но лишь с 1881, поселившись в Москве, посвятил всего себя исключительно литературной деятельности. В 1882 начал сотрудничать в газете« Московский листок», публикуя там репортажи, очерки, статьи о событиях текущего дня. В 1883 перешел в газету« Русские ведомости», где работал до 1889. Корреспонденции Гиляровского отличались оперативностью, точностью, выверенностью фактов. Он был единственным журналистом — свидетелем катастрофы на Ходынском поле, написавшим очерк об этом событии(Русские Ведомости, 1896, 20 мая). Гиляровского называли« королем репортеров». Печатался в «Русской мысли», «Петербургском листке», «Новом времени», «Муравье», «Осе» и мн. др. изданиях. В 1901—13 сотрудничал в «Русском слове».

Первые его опыты в художественной прозе — рассказы« Человек и собака» и «Обреченные»(Русские Ведомости", 1885, №№ 148, 186). Прочитав эти очерки, писатель Г. Успенский посоветовал Гиляровскому серьезно заняться прозой. В 1887 г. Гиляровский собрал свои очерки и рассказы в книгу под названием« Трущобные люди». Ставший знаменитым первый сборник рассказов написан на основе материалов, собранных автором в период его десятилетних скитаний по России(1871−1881), а также по материалам изучения трущоб Москвы.

Многие произведения Гиляровского связаны с Ярославским краем, с Волгой и волжскими реалиями. Так, события рассказа« Обреченные»(из сборника« Трущобные люди») начинаются зимой 1873/1874 года, когда молодой герой(в котором отразились автобиографические черты Гиляровского) в своих скитаниях по волжским городам попадает в Верхневолжск(под этим именем он описывает Ярославль), на завод свинцовых белил(где Гиляровскому самому довелось вдыхать« свинцовый яд» и работать — а именно, на ярославском заводе купца Сорокина). События рассказа и его трагический сюжет, посвященный истории гибели молодого рабочего от невыносимых условий, носят документальный характер, все виденное в тяжелую ярославскую зиму Гиляровский вечерами записывал на клочках бумаги, которые посылал отцу в Вологду на хранение. «Почти через десять лет, — вспоминал Г., — уже твердо вступив на литературный путь, я взял у отца эти пожелтевшие листы, исписанные карандашом».

Гиляровский вспоминает, как в 1871 году пришел в Ярославль пешком из Вологды. Отражены ярославские реалии и в книге воспоминаний« Мои скитания»(1928). С особым увлечением Гиляровский писал главы« В народ», «Зимогоры», «Обреченные», посвященные Ярославской земле, бурлачеству, Сорокинскому заводу, Рыбинску(Рыбне), описана им и зимняя дорога от Ярославля на Романово-Борисоглебск(деревня Ковалево, бывшее имение Поповых Подберезное). В «Моих скитаниях» легко узнаются ярославские улицы, топография города с Московским вокзалом, Американским мостом, Которослью, гостиницей« Столбы», трактиром Будилова.

В книге« Люди театра"(1935, опубликованной после смерти Гиляровского, в 1941 г.) в главе« Бурлаки» рассказано о спектакле« Лес» по пьесе А. Н. Островского, шедшего на сцене Волковского театра, где Гиляровскому довелось играть роль Петра вместе с известными в России актерами Андреевым-Бурлаком и Глама-Мещерской.

Гиляровский был твоего рода московской достопримечательностью, прожив в Москве пятьдесят лет. На литературные вечера к Гиляровскому в Столешников переулок приходили известные деятели русской культуры. Он был знаком с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, И. А. Буниным и М. Горьким, И. Е. Репиным, А. И. Куприным, Ф. И. Шаляпиным, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, Л. Н. Андреевым, М. Н. Ермоловой, В.Н. Андреевым-Бурлаком, А. К. Саврасовым и др. О встречах с ними он написал в книгах« Москва и москвичи»(М., 1926), «Мои скитания»(М., 1928), «Записки москвича»(М., 1931), «Друзья и встречи»(М., 1934). Очерки живо передают колорит старой Москвы с ее нравами и обычаями. Судьбы выдающихся людей переплетены в них с судьбами несостоявшихся и погибших талантов, знаменитых воров, богатейших купцов и профессиональных нищих.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского – местам, не только описанным в книге "Москва и москвичи", но и связанным с жизнью писателя

Биржа труда и Городская народная столовая на Хитровской площади. 1917 год.

Владимир Гиляровский родился в 1855 году в Вологде. До переезда в Москву, он сменил с десяток профессий. Работал истопником, пожарным, наездником в цирке, табунщиком скота и бурлаком на Волге. И в репортерской деятельности Гиляровский продолжил «пробовать себя в разных ролях», перевоплощаясь ради хорошего сюжета то в пристава, то в жулика, то в кочегара. Непомерной физической силы, большой и щедрый, дядя Гиляй (так прозвали его москвичи) везде - от высшего света до самых низов - был своим.

Поселившись в 1881 году в Москве, Гиляровский какое-то время работал в театре Анны Бренко, но очень скоро оставил театр и занялся журналистикой. Он печатался во множестве газет - от «Московского листка» до «Русских ведомостей» - и написал сотни очерков и репортажей. На основе своей репортерской деятельности издал несколько книг, самой популярной из которых стала «Москва и москвичи» . Сборник очерков о быте и нравах Москвы второй половины XIX — начала XX столетия Гиляровский писал с 1912 года и до конца жизни.

Жанр книги довольно необычен: основой художественности здесь становится путеводитель по городу. Возможность взглянуть на Москву прошлого, точные и красочные описания, мрачноватый колорит - все это привлекает в «Москве и москвичах» современного читателя. Кроме того, популярности сборника способствовала постоянная переиздаваемость в советское время: власти выгодно было изображение трущоб и городского дна в царской России.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского - местам, не только описанным в книге, но и связанным с жизнью писателя.

Для картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака позировал Гиляровский.

Дом Гиляровского в Столешниковом

Столешников переулок, 9

В этом доме Владимир Гиляровский снимал квартиру 50 лет, с 1886 по 1935 год. Адрес был нарицательный, достаточно было сказать извозчику: «Едем к дяде Гиляю!», и он понимал, что речь идет о Столешниковом переулке. Частыми гостями Гиляровского были Чехов , Шаляпин , Куприн , Бунин , Левитан и другие светские люди, составлявшие круг его общения. Над входом в квартиру дяди Гиляя висела свернутая калачом кочерга. Повесить ее туда Гиляровскому посоветовал Чехов, после того, как тот, демонстрируя свои необыкновенные физические способности, согнул кочергу у него на глазах. Так кочерга все полвека над входом и провисела.

Столешников переулок

Дом Чехова

Садово-Кудринская, 6 с.2

Не только Чехов бывал в гостях у Гиляровского, но и наоборот. В этом доме Антон Павлович жил с матерью, сестрой и младшим братом Михаилом. По словам Чехова, Гиляровский бывал здесь часто: «По-прежнему он забегает ко мне каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной-волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему Бог». Литературоведы предполагают, что Чехов мог изобразить своего друга Гиляровского в рассказе «Два газетчика» в образе журналиста Шлепкина .

Тверская площадь

Гиляровский, имея ребячливый характер, был мастер на шутки и розыгрыши. В историю вошел розыгрыш дяди Гиляя с арбузом. Как-то, проезжая по Тверской и купив по пути моченый арбуз, запечатанный в бумагу, Гиляровский понял, что есть его не хочет. И отдал городовому со словами: «Там бомба!». Испуганный страж порядка отправился в полицейскую часть, располагавшуюся тогда на Тверской площади, напротив нынешней мэрии. В отделении был переполох, пока не нашелся смельчак, развернувший бумагу.

Тверская площадь. Современный вид.

Здание Сущевской полицейской части

Селезневская ул., 11, с. 1

В этом здании с середины XIX века размещалась Сущевская полицейская часть, а также пожарное депо. Именно в этом месте сжигали запрещенные цензурой книги. Первый сборник рассказов Гиляровского «Трущобные люди» властям не понравился, и в январе 1888 года весь тираж книги был сожжен на заднем дворе дома.

Сохранились воспоминания автора об этом эпизоде: «На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решетчатую печь, в которой догорал огонь».

Позже, уже при советской власти, Гиляровский этим фактом даже гордился, говоря, что «если царская власть мои книги сжигала, значит было в них что-то стоящее».

Бывшее здание Сущевской полицейской части

Хитровка

Любимые главы книги «Москва и москвичи» у Гиляровского связаны с Хитровкой, где в конце XIX века был рынок рабочей силы. В поисках работы сюда стекался самый разнообразный люд, включая уголовников и бездомных. Многие из них, не найдя работы, оседали в местных ночлежках. Гиляровский в своих очерках называет этих обитателей Хитровки «кротами» и «раками» из-за того, что они никогда не показывались на улице при свете дня.

Хитровская площадь. Современный вид.

Сухаревская площадь

До революции здесь, как и на Хитровке, тоже был рынок . Примечательно, что, после окончания войны с Наполеоном, на Сухаревке разрешено было торговать краденым, «откуда бы оно ни взялось». Место это было привлекательно для Гиляровского как для репортера. Здесь он бывал в трактирах, наблюдал местные нравы. После революции рынок закрыли, а на его месте разбили сквер.

Малая Сухаревская площадь. Современный вид.

Цветной бульвар - Трубная площадь (Неглинка)

Гиляровский несколько раз спускался в подземный коллектор реки Неглинка, выступив таким образом в роли московского диггера. Свой первый спуск он подробно описывает в книге «Москва и москвичи», упоминая, что начитался романов Виктора Гюго . Помогали ему тогда «водопроводчик Федя и солидный обстоятельный дворник». Расстояние по современным меркам они прошли небольшое - от Цветного бульвара до Трубной площади , но Гиляровскому впечатлений хватило! Зловонная жижа, тина, человеческие останки (рядом тогда располагалось много преступных и криминальных районов). На последующую публикацию в газете обратила внимание городская Дума. Власти выделили деньги на расчистку и переустройство коллектора. Последний раз писатель спустился под землю уже в преклонном возрасте. Тогда он сильно простудился и оглох на одно ухо.

Участок реки Неглинной, названный «Тропой Гиляровского».

Памятник Гоголю

Никитский бульвар, 7А

Памятник Гоголю, который находится сейчас в конце Никитского бульвара , во дворе дома-музея писателя, был создан в 1909 году скульптором Николаем Андреевым . Пьедестал памятника украшает барельеф с изображением героев Николя Васильевича. Прообразом Тараса Бульбы на барельефе стал Владимир Гиляровский, внешне очень похожий на казака: усы, насмешливый проницательный взгляд, папаха. Кроме того, среди писателей Гиляй ставил Гоголя выше всех, и даже исколесил все места под Полтавой, где бывал Николай Васильевич.

Гиляровский в образе Тараса Бульбы

Владимир Алексеевич Гиляровский родился 8 декабря 1853 года в имении в Вологодской губернии, умер в 1935 году в Москве. Потомок запорожских казаков.

В 1871, не окончив гимназии, бежал из дома; был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком, актёром. Впервые в Москву приехал в начале 70-х гг. и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове. Во время русско-турецкой войны 1877-78 вступил добровольцем в армию.

В 1881 приехал в Москву, остановился в номере гостиницы Голяшкина (на углу Тверской улицы и Газетного переулка). Познакомился с актёром В.Н. Андреевым-Бурлаком, который жил при первом частном московском драматическом театре А. А. Бренко, и год с небольшим служил в этом театре. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский, И. С. Тургенев, А. Н. Островский.

Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты «Англия» в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало его дружбы с А. П. Чеховым и И. И. Левитаном.

В 1884 Гиляровский женился на М. И. Мурзиной и поселился в доме де Ледвез на 2-й Мещанской улице, 24, потом жил в Хлыновском тупике, а с 1886 до конца жизни - в доме Титова в Столешниковом переулке, 9.

В начале 80-х гг. Гиляровский начал печататься в «Московском листке», «Русской газете», «Современных известиях», «Будильнике». Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачёвки. Гиляровский одним из первых открыл московское «дно».

В 1887 по совету Г. И. Успенского и настоянию Чехова собрал и напечатал первые рассказы под названием «Трущобные люди». Гиляровский довольно быстро стал необыкновенно популярной личностью. Не было в Москве улицы, переулка, дома, где бы не знали «дяди Гиляя».

Дружил или был близко знаком с Л. Н. Андреевым, А. Белым, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, И. А. Буниным, М. Горьким, М. Н. Ермоловой, С. А. Есениным, В. И. Качаловым, Куприным, К. Г. Паустовским, И. Е. Репиным, А. К. Саврасовым, Скитальцем, К. С. Станиславским, Ф. И. Шаляпиным, Т.Л. Щепкиной-Куперник и др.

Помимо того что Гиляровский имел репутацию «короля московских репортёров», он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы.

В 1914 Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана первой мировой войной. После революции Гиляровский печатался в газетах «Известия», «Вечерняя Москва», «На вахте», в журналах «Рампа», «Красная нива», «Художественный труд», «Огонёк».

В 1926 вышло первое издание его книги «Москва и москвичи»; второе издание (1931) носило название «Записки москвича». В 1926 вышла книга «От Английского клуба к Музею революции».

Среди произведений Гиляровского, посвящённых Москве, - книги «Друзья и встречи» (1934), «Москва газетная» (опубликована в 1960), «Люди театра» (издана в 1941) и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В поместье графа Олсуфьева, что находится в Вологодской губернии 26 ноября (8 декабря), впервые увидел мир ребенок, которому в будущем суждено было стать русским писателем и журналистом, и что самое главное, своеобразным современным летописцем Москвы - Владимир Алексеевич Гиляровский. В 1860 году его отец получил должность управляющего полицией в Вологде.

В начале 1871 года в результате неудачно сданного экзамена ему пришлось бежать из дома без документов и средств существования. В Ярославле он устроился работать бурлаком, за 20 дней прошёл с лямкой по Волге более 150 км (от Костромы до Рыбинска). Позже там же, в великом Ярославле, зарабатывает на жизнь, работая в порту на должности крючника.

В первой половине 70-х годов XIX века он приехал в Москву, где поступил в Лефортовское юнкерское училище. Правда, проучился он там не более месяца. За нарушение дисциплины был отчислен в полк и там написал рапорт об отставке.

С началом русско-турецкой войны 1877-1878 записался добровольцем в армию. После войны в 1881 году снова вернулся в Москву, и более года работал в драматическом театре Анны Бренко. Распрощавшись с театральными подмостками, Гиляровский начал издавать свои работы в «Московском листке» и «Русской газете», а также в других не менее популярных изданиях. Гиляровский одним из первых начал освещать жизнь простых работяг Белокаменной.

Неожиданно для самого себя, он очень быстро заработал расположение жителей современной столицы. К тому же, активная общественная позиция (почётный пожарный и член нескольких очень престижных литературных сообществ) Владимира Алексеевича только укрепляла доверие к его словам.

В 1914 году у Гиляровского появляется возможность издавать свои сочинения, но работа над собранием в семи томах прерывается началом Великой войны (июль 1914).

Скончался писатель в 1935 году. Могила Владимира Алексеевича находится на столичном Новодевичьем кладбище.

(26 ноября по старому стилю) 1853 года (по другим сведениям - 1855 года) в лесном хуторе в Вологодской губернии. Его отец был помощником управляющего лесным имением.

В 1860 году семья переехала в губернский город Вологду, где отец получил место чиновника.

В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс вологодской гимназии, где остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей ("пакости на наставников"), занимался переводами стихов с французского. Во время учебы в гимназии два года изучал цирковое искусство.

В 1871 году, не окончив образования, Гиляровский сбежал из дома. Был бурлаком на Волге , крючником, рабочим, табунщиком и даже актером.

В начале 1870-х годов Владимир Гиляровский впервые приехал в Москву и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 вступил добровольцем в армию . Служил в разведке, был награжден Георгиевским крестом.

Все это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Впервые произведение Владимира Гиляровского напечатали в вологодском гимназическом сборнике в 1873 году. Это было стихотворение "Листок".

В 1881 году Гиляровский, поселившись в Москве, работал в театре Анны Бренко. Осенью того же года он бросил театр и занялся литературой.

Около года Владимир Гиляровский писал статьи для различных периодических изданий , сначала он печатался в "Русской газете", с 1882 года работал репортером в "Московском листке", а в 1883-1889 годах - в "Русских ведомостях". В 1889-1891 годах числился штатным сотрудником в газете "Россия". Печатался в газетах "Русская мысль", "Петербургский листок", "Новое время", "Оса", "Русское слово", "Будильник" и др.

Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачевки. Его называли "королем репортеров".

В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу "Трущобные люди". Книга была запрещена цензурой, а тираж уничтожен, но рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя.

В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов "Забытая тетрадь". И в последующие годы, на протяжении всей жизни он не оставлял занятий поэзией.

Очерки своих странствований Гиляровский издал под названием "Негативы" (1900). Напечатал брошюры "Портной Ерошка и тараканы" (1901), "Шипка прежде и теперь" (1902), "На родине Гоголя" (1902), "Были" (1908), "Шутки" (1912).

В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной. После Октябрьской революции Гиляровский писал для газет "Известия", "Вечерняя Москва", "Прожектор", "Огонек". В 1922 году была издана поэма "Стенька Разин".

Вышли его книги "От Английского клуба к музею Революции" (1926), "Москва и москвичи" (1926), "Мои скитания" (1928), "Записки москвича" (1931), "Друзья и встречи" (1934). "Люди театра" были напечатаны только после смерти Владимира Гиляровского - в 1941 году.

Гиляровский Владимир Алексеевич (1853/55-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Родился 26 ноября (8 декабря) 1853 (по др. сведениям 1855) в семье помощника управляющего лесным имением в Вологодской губ. В 1860 Гиляровские переехали в губернский город Вологду, где Владимир поступил в гимназию.

Мать умерла, когда Гиляровскому было 8 лет, и это определило раннюю самостоятельность и привычку к труду. Отец был дружен с ссыльными революционерами-народниками. Не окончив гимназию, Гиляровский на 10 лет «ушел в народ». За это время был бурлаком на Волге, крючником, пожарным, рабочим на заводе, объездчиком диких лошадей, циркачом, актером. Когда началась русско-турецкая война 1877-1878, Гиляровский добровольно стал солдатом.

Дать человеку перевернуться в трудный час.

Гиляровский Владимир Алексеевич

Начал печататься еще во время своих скитаний, но профессиональным литератором стал, поселившись в Москве в 1881. Около года писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 сотрудничал как журналист в газете «Московский листок», а в 1883-1889 - в «Русских ведомостях». Печатался в газетах «Русская мысль», «Петербургский листок», «Новое время», в «Муравье», «Осе», «Русском слове» и др. изданиях. В 1889-1891 году числился штатным сотрудником в газете «Россия».

Гиляровский стал одним из лучших репортеров столичной прессы, его «коньком» были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли «королем репортеров». Вершиной его репортерской деятельности стал очерк о Ходынской катастрофе 1896. Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское «дно» - Хитровку, приют нищих, босяков и отщепенцев. Воображение современников поразило описание Гиляровским хитрованских притонов.

Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Известна, например, история о том, как он послал письмо в Австралию по вымышленному адресу. Письмо вернулось к Гиляровскому, и он демонстрировал его своим друзьям, поражаясь обилию штемпелей и почти сказочному пути, которое проделало письмо. Ходили легенды и о физической силе «дяди Гиляя»: он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие др. литераторы, художники, актеры.

В 1900, работая над статьей В гоголевщине и очерком На родине Гоголя, Гиляровский смог уточнить место и дату рождения великого писателя.

Первыми рассказами Гиляровского были Человек и собака и Обреченные (1885). В 1887 вышел сборник очерков и рассказов Трущобные люди. Главной темой сборника было превращение людей в обитателей «дна». Цензура запретила книгу, тираж ее был уничтожен. Но рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя Негативы (1900) и Были (1909). В 1894 вышел первый стихотворный сборник Гиляровского Забытая тетрадь. И в последующие годы на протяжении всей жизни Гиляровский не оставлял занятий поэзией. Наиболее известна поэма Стенька Разин (отд. изд. 1922), в которой автор выразил свое понимание русской души. Во время Первой мировой войны вышли три поэтических сборника на патриотическую тему, не имевшие успеха. Та же участь постигла поэму Петербург (1922), в которой прослеживается влияние Двенадцати Блока.