Война и мир главы с изображение войны. Изображение войны на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» одной из важнейших тем является война, как и следует из названия. Сам писатель указывал, что в произведении реализуется «мысль народная», тем самым подчеркивая, что его интересует судьба страны в тяжелые времена исторических испытаний. Война в романе не фон, она предстает перед читателем во всем своем страшном величии, длительная, жестокая и кровавая.
Для героев романа это священная война, потому что они защищают свою Родину, своих близких, свои семьи. По словам писателя, «для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Разумеется, Толстой, как патриот, резко выступает против войны грабительской и захватнической, несправедливой и агрессивной. Такой тип войны писатель называет «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Но война справедливая, вызванная необходимостью отстоять свое Отечество, война освободительная, носящая оборонительный характер, рассматривается Толстым как священная. И писатель прославляет людей, участвующих в такой войне, совершающих подвиги во имя свободы родной земли и во имя мира. По убеждению автора эпопеи, «придет время, когда не будет больше войны». Но, пока она идет, нужно воевать. Войну 1812 года – в отличие от прежних компаний 1805-1807 годов, происходивших за пределами родной страны, – Толстой воспроизводит и характеризует как народную битву, значимую и оправданную в глазах русских.
Война Отечественная сплотила многочисленные силы России в единое целое. Не только армия, но и весь народ поднялись на защиту Родины. Накануне того дня, когда французы заняли Москву, «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Подобное единодушие было характерно и для жителей других мест, других российских земель. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли <…> происходило то же самое, что происходило в Москве».
Толстой изображает войну исключительно правдиво, избегая идеализации, показывает ее «в крови, в страданиях, в смерти». Он не закрывает глаза на сцены ранений, увечий, проявление у определенной части офицеров тщеславия, карьеризма, показной храбрости, стремления к чинам и наградам. Но в основной своей массе русские солдаты и офицеры являют чудеса мужества, геройства, храбрости, стойкости и доблести. Автор романа не обходит вниманием и случающиеся во время войны неразбериху, суету, панику. Так было при Аустерлице, когда «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Но основное внимание писателя приковано к спланированным и четко проведенным героическим атакам русской армии.
Великий художник слова показывает народ как основного участника священной войны. Он отвергает истолкование сражений 1812 года как схватки Александра I и Наполеона. Участь битв и исход всей войны, по Толстому, зависит от таких людей, как Тушин и Тимохин, Карп и Влас: от них исходят сила, энергия, наступательный дух, воля к победе. Только не от каждого отдельного человека, а от всего народа. Выразительно сказал критик Н. Н. Страхов, в своем письме обращаясь к Толстому: «Когда русского царства не будет, новые народы будут по “Войне и миру” изучать, что за народ был русские».
Воспроизводя события войны, писатель не ограничивается изображением панорамы происходящего на поле боя, не довольствуется развернутыми батальными картинами, такими, как героический переход отряда Багратиона под Шенграбеном или Бородинская битва. Толстой приковывает внимание читателя к отдельным участникам сражений, показывая их крупным планом и посвящая им целые страницы своего романа. Так изображает Толстой штабс-капитана Тушина, героя Шенграбенского сражения: маленького, худого, грязного артиллерийского офицера с большими умными и добрыми глазами. В его фигуре есть что-то не совсем военное, «несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». И этот скромный и стеснительный человек совершает замечательный подвиг: со своей батареей, лишенный прикрытия, он на протяжении всего боя задерживает французов. «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко, <…> решил, что хорошо было бы зажечь деревню». И он зажигает Шенграбен, проявляя «геройскую стойкость», как определил эти его действия князь Андрей.
Воспроизводя Бородинское сражение, писатель вновь выделяет мужественное поведение и подвиги героев. Это артиллеристы батареи Раевского, дружно, «по-бурлацки» заряжающие орудия и дающие сокрушительный отпор французам. Это подвиг самого генерала Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей и с ними рядом под страшным огнем повел солдат в атаку. Это поведение Николая Ростова, захватившего в плен французского офицера.
Но важны для Толстого не только батальные сцены. Поведение людей, находящихся в тылу, тоже позволяет говорить об их патриотизме или, наоборот, об отсутствии его. Старик Болконский, который в силу своего возраста не может отправиться на войну, всем сердцем поддерживает единственного сына, защищающего родную землю: для него не так страшно потерять сына, как пережить позор из-за его малодушия. Впрочем, такой позор ему не грозит: он воспитал сына настоящим патриотом. Прекрасен поступок Наташи, любимой героини Толстого, отдавшей подводы раненым и самоотверженно ухаживающей за князем Андреем. Восхищает мужество совсем юного Пети Ростова, решающего идти на войну. И поражает душевная черствость таких людей, как Элен, которых не заботит судьба Родины в тяжелое для нее время.
Военное время – непростое. И поведением на войне и в тылу люди обнаруживают различные качества. Толстой «проверяет» своих героев войной, и многие из них с достоинством выдерживают эту тяжелую проверку: Андрей Болконский, Николай Ростов, Наташа и, конечно, Пьер Безухов, который, пройдя через множество испытаний, смог обрести жизненную мудрость и по-настоящему почувствовать и полюбить свое Отечество.

Я родилась в Волгограде, с детских лет слышала рассказы взрослых о Сталинградской битве. Читая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», я еще глубже поняла, что война для человечества – это не только памятники героям и красивые военные парады. Прежде всего, это катастрофа, приносящая людям горе и беды. Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война вечно будут в памяти каждого русского человека.

Огромная роль в сохранении нашего исторического наследия принадлежит литературе. Каждый из русских писателей по-своему рассказывает о сражениях, но цель создания произведений о героическом прошлом заключается не в изображении внешней красоты битв, а в утверждении мысли о том, что человек создан для мира, рожден для радости и наслаждения жизнью. Однако мир не является чем-то вечным, как солнце или воздух, сопутствующие человеку на протяжении всего его существования.

Роман-эпопея Л.Н. Толстого – это книга, где мир и жизнь преодолевают смерть и войну. Это книга, в которой рассказ об отдельных людях соединен с размышлениями о судьбах поколений, народов, всего мира.

Главная мысль романа – «мысль народная». Толстой показал, что героические дела совершают не какие-то необыкновенные люди, а простые, ничем не примечательные труженики, которых война сделала солдатами.

Рассказывая об артиллерийской батарее Тушина, автор намерено подчеркивает невзрачность героя: это «небольшой, сутуловатый человек» с «тоненьким голоском». И салютует он не как военный, а скорее как священник. Тем не менее, находясь в бою, капитан «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Поэтому солдаты самозабвенно верили Тушину, «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах».

Самоотверженность бойцов способствовала тому, что «действие забытой батареи Тушина… останавливало движение французов». Успехом этого дня армия была обязана подвигу капитана. В данном случае справедливы слова капитана Тимохина, произнесенные пере бородинской битвой: «Что себя жалеть теперь!» Люди отдавали жизнь за свободу своего Отечества, совершая бесчисленные подвиги. «Чудесный, бесподобный народ!» – говорил Кутузов, узнав, что солдаты, «готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи».

Сражение на Бородинском поле было одним из самых страшных в войне 1812 года. По тем данным, которые приводит писатель, русские потеряли 50 тысяч человек. Да, солдаты понимали, что они стали участниками не только великого исторического события, но и кровавой расправы над противником: «… к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка».

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородино, Горок, Семеновского…» Ужас гибели людей потрясает тем более, то Толстой сравнивает вид Бородинского поля в военное и мирное время.

Автор изображает, как война зачеркивает мирную жизнь людей, вынуждает их менять привычный уклад, покидать родные места. Сдача Смоленска – первый эпизод вынужденного переселения мирных жителей. Как же люди не хотели покидать свой город! «Народ беспокойно сновал по улицам», «слышался детский плач». Жители города чувствовали, что их ждут еще большие беды…

Действительно, вскоре начался обстрел города снарядами: «снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа».

Гибли люди, страдали их дома. Город охватывала паника. И только «к сумеркам канонада стала стихать… Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом… После замолкшего прежде страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая… шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров…» Да, в войне страдают не только солдаты и офицеры – беда ложится и на плечи мирных жителей.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны все те, кто принимал участие в войне. Толстой изображает, как представители передовой части дворянства переосмысляют свое отношение к народу, к Отечеству. Так, князь Андрей решил пойти на войну не для того, чтобы защитить народ от беды, а чтобы вернуться с поля сражения героем, подняться в собственных глазах, заслужить славу.

В битве под Аустерлицем Болконский поднял знамя и повел за собой солдат. Это был его первый подвиг, первый шаг к славе. «Вот оно!» – думал Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слушая свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Внезапно ранение отвлекло его от мыслей о блестящей карьере… Он чувствовал, что его желание быть красивым героем терпит крах. После всего пережитого Болконский понял: наступил момент, когда нужно доказать, что ты достойный сын своей Родины.

Таким образом, война трагична для всего общества, ведь гибнут лучшие люди. Война не может быть привлекательной, как это показалось вначале Пьеру Безухову: «он взглянул впереди себя и замер перед красотой зрелища… Везде виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно…» Увидев войну в действительности, люди приходят к выводу, что цель войны – убивать, жестоко, бессмысленно. В своем романе Толстой обличает саму античеловеческую сущность войны и призывает всех людей относиться к ней нетерпимо.

В толстовском произведении показан народный суд над войной как явлением, резко враждебным человечеству. Роман-эпопея не только уходит в прошлое, но и оказывает мощное влияние на современную литературу. В духе традиций Л.Н. Толстого написаны «Живые и мертвые» К.М. Симонова, «Судьба человека» М.А. Шолохова. В этих произведениях развивается основная идея, высказанная Толстым: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

В наш век трудно найти человека, который не читал бы «Войну и мир». По этой книге многие поколения читателей узнавали и будут узнавать, что такое настоящая Россия, что такое истинная жизнь, что такое подлинная война.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность, тщеславие.

В «Войне и мире» дано изображение двух войн: за границей – в 1805-1807 годах, и в России – в 1812 году.

Изображая войну 1805-1807 годов, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Читатель видит героический переход отряда Багратиона, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, талантливого полководца Кутузова и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу военной «верхушки», честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну для личного роста. Типичен для штабных офицеров Жерков, который после своего изгнания из главного штаба «не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и сумел пристроиться ординарцем к князю Багратиону».

Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении. С особой симпатией он показывает ротного командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке». Вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, она отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

Рисуя картины сражений, Толстой показывает и моменты героических атак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем. По рядам пронеслось «неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.

Два самых ярких сражения в романе – Шенграбенское и Аустерлицкое – велись за пределами России. Смысл и цели этой войны были непонятны и чужды народу. Войну 1812 года Толстой рисует иначе. Здесь изображена народная война, которая велась против врагов, посягавших на независимость страны. Полумиллионная армия Наполеона, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.

Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской». Перед вступлением французов в Москву «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». И такое явление наблюдалось не только в Москве: "Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что происходило в Москве».
Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов: «партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево». Небольшие, но сильные духом отряды постепенно уничтожали врагов.

Война закончилась. Агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины - со стороны русских. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из села Покровского, который в партизанской отряде Денисова был «самым полезным и храбрым человеком». Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией Наполеона, внушавшей ужас всей Европе. Немаловажную роль в исходе войны сыграли и полководцы, и генералы, и другие руководящие личности. Им Толстой уделяет много внимания. Однако, вклад простых солдат в победу неоценим, и можно с уверенностью сказать, что именно народ вынес на своих плечах все невзгоды и горести войны, но нашел в себе силы для борьбы и сразил Наполеона.

Замысел романа "Война и мир" возник у Толстого еще в 1856 году. Создавалось произведение с 1863 по 1869 год.

Противостояние Наполеону в 1812 году - главное событие истории начала 19-го века. Роль была очень важной. Философская мысль Льва Толстого получила воплощение во многом благодаря ее изображению. В композиции романа война занимает центральное место. Толстой Лев Николаевич связывает судьбы большинства своих героев именно с ней. Война стала в их биографии решающим этапом, высшей точкой в духовном становлении. Но это кульминационный момент не только всех сюжетных линий произведения, но и исторического сюжета, в котором раскрывается судьба всего народа нашей страны. Роль будет рассмотрена в этой статье.

Война - испытание, осуществленное не по правилам

Она стала испытанием для русского общества. Львом Николаевичем Отечественная война рассматривается как опыт внесословного живого единения людей. Оно происходило в масштабе нации на почве интересов государства. В трактовке писателя война 1812 года является народной. Она началась со времени пожара в городе Смоленске и ни под какие предания прежних войн не подходила, как заметил Толстой Лев Николаевич. Сожжение деревень и городов, отступление после многочисленных сражений, пожар Москвы, удар Бородина, ловля мародеров, переимка транспорта - это все было явным отступлением от правил. Из политической игры, которую в Европе вели Наполеон и Александр I, война между Россией и Францией превратилась в народную, от исхода которой зависела судьба страны. Высшее военное начальство при этом оказалось неспособным контролировать состояние частей: его диспозиции и приказы не соотносились с действительным положением дел и не исполнялись.

Парадокс войны и историческая закономерность

Основной парадокс войны Лев Николаевич усмотрел в том, что армия Наполеона, выиграв практически все сражения, в итоге проиграла кампанию, разрушилась без заметной активности со стороны армии России. Содержание романа "Война и мир" показывает, что поражение французов - проявление закономерности истории. Хотя на первый взгляд оно может внушить мысль о том, что происшедшее иррационально.

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа "Война и мир" в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны - это, конечно, Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии. Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию. Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости. Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

Оставление Москвы

Оставление жителями Москвы - проявление патриотизма наших соотечественников. Это событие, по мнению Льва Николаевича, является более важным, чем отступление от Москвы русских войск. Это проявленный населением акт гражданского самосознания. Жители, не желая находиться под властью завоевателя, готовы пойти на любые жертвы. Во всех городах России, а не только в Москве, люди покидали свои дома, сжигали города, уничтожали собственное имущество. Наполеоновская армия с этим явлением столкнулась только в нашей стране. Жители других завоеванных городов во всех остальных странах просто остались под властью Наполеона, при этом оказывали даже торжественный прием завоевателям.

Почему жители решили оставить Москву?

Лев Николаевич подчеркнул, что Москву население столицы оставляло стихийно. Чувство национальной гордости двигало жителями, а не Растопчин и его патриотические "фишки". Самыми первыми покинули столицу образованные, богатые люди, которые очень хорошо знали, что Берлин и Вена остались целы и что жители во время занятия этих городов Наполеоном проводили весело время с французами, которых любили в то время русские мужчины и, конечно, женщины. Они не могли поступить по-другому, так как не существовало для наших соотечественников вопроса о том, дурно или хорошо будет в Москве под управлением французов. Нельзя было быть во власти Наполеона. Это было просто недопустимо.

Особенности партизанского движения

Важная особенность заключалась в масштабном Его Лев Толстой именует "дубиной народной войны". Противника народ бил бессознательно, так, как собаки загрызают бешеную забеглую собаку (сравнение Льва Николаевича). Люди уничтожали по частям великую армию. Лев Николаевич пишет о существовании различных "партий" (партизанских отрядов), единственная цель которых - изгнание с русской земли французов.

Не задумываясь о "ходе дел", интуитивно участники народной войны поступали так, как подсказывала историческая необходимость. Истинная цель, которую преследовали партизанские отряды, заключалась не в том, чтобы уничтожить полностью армию неприятеля или поймать Наполеона. Лишь как вымысел историков, которые изучают по письмам генералов и государей, по рапортам, реляциям события того времени, по мнению Толстого, существовала такая война. Целью "дубины" была задача, понятная каждому патриоту, - очистить от нашествия свою землю.

Отношение Льва Николаевича Толстого к войне

Толстой, оправдывая освободительную народную войну 1812 года, осуждает войну как таковую. Он оценивает ее как противную всей природе человека, его разуму. Любая война является преступлением против всего человечества. Накануне Бородинской битвы Андрей Болконский был готов умереть за свое отечество, но в то же время осуждал войну, считая, что это "самое гадкое дело". Это бессмысленная бойня. Роль войны в романе "Война и мир" в том, чтобы доказать это.

Ужасы войны

В изображении Толстого 1812 год - историческое испытание, которое русский народ с честью выдержал. Однако это в то же время страдания и горе, ужасы истребления людей. Нравственные и физические муки испытывают все - и "виноватые", и "правые", и гражданское население, и солдаты. К концу войны не случайно чувство мести и оскорбления сменяется в душе русских жалостью и презрением к побежденному противнику. И на судьбах героев отразился антигуманный характер событий того времени. Погибли Петя и князь Андрей. Окончательно сломила гибель младшего сына графиню Ростову, а также ускорила кончину графа Ильи Андреевича.

Такова роль войны в романе "Война и мир". Лев Николаевич как великий гуманист, конечно, не мог ограничиться патриотическим пафосом в ее изображении. Он осуждает войну, что закономерно, если ознакомиться с другими его произведениями. Основные особенности романа "Война и мир" являются характерными для творчества этого автора.