Воланд описание внешности. Кто такой Воланд

Воланд — персонаж, воплощающий бесконечный и непостижимый универсум в единстве нерасторжимых противоположностей, пребывающий «по ту сторону добра и зла» и предпочитающий справедливость милосердию. Ср. монументальный истинный «облик» В., принимаемый им в финале: «Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь — только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд». Появление В. среди людей связано с актуализацией основных философских проблем, сменой культурной парадигмы (присутствие во время допроса Иешуа Пилатом, беседа с Иммануилом Кантом, встреча с Берлиозом и Бездомным, разговаривающими о Христе). Имя В. заимствовано из «Фауста» Гёте (нем. der Vоlаnd — черт), и перед людьми персонаж предстает в традиционной культурной «роли» сатаны. В романе Булгакова предлагается также иной вариант имени персонажа — «Фаланд»: это, в частности, свидетельствует о том, что ударение здесь падает на последний слог (Воланд). В образе В. подчеркнуто театрально-оперное начало: не случайно он выступает в качестве «артиста» — как черный маг. Соединение противоположностей в образе В. подчеркнуто многими способами, начиная с портрета. В. появляется на Патриарших прудах перед Берлиозом и Бездомным, и те последовательно принимают его за иностранца, шпиона-эмигранта, ученого-историка, сумасшедшего. В разговоре о возможностях человека «управлять» собственной жизнью В. предсказывает собеседникам их судьбы. В качестве доказательства историчности Иисуса В. призывает к отказу от каких-либо «точек зрения», выступая адептом беспредпосылочного знания, и излагает эпизоды допроса Иешуа Пилатом, беседы Пилата с Каифой и объявления приговора; при этом словесно воссозданная им реальность обладает практически материальной «осязаемостью». Как выясняется впоследствии, рассказ Воланда одновременно является фрагментом романа о Понтии Пилате, написанного Мастером; отношения между этими персонажами важны и сложны: например, литера на визитной карточке Воланда воспринимается как перевернутое «М» на шапочке Мастера; возлюбленная Мастера, чтобы спасти его, выполняет функции хозяйки бала и как бы жены Воланда и т. п. Явившись к Лиходееву в качестве артиста, В. «выкидывает» его из Москвы, поселяясь в квартире № 50 дома № 302-бис по Садовой улице. Во время сеанса черной магии в Варьете В. в беседе с Коровьевым (Фаготом) задается вопросом о том, изменились ли москвичи внутренне, — а после эпизода с отрыванием головы у Бенгальского делает вывод: «Обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних...» От имени В. Маргарита получает предложение быть хозяйкой его ежегодного бала ста королей. Когда она появляется в спальне В., тот играет в шахматы с Бегемотом, при этом Гелла натирает его колено мазью: сам В. поясняет, что это не ревматизм, а болезнь, «оставленная на память одной очаровательной ведьмой». В. показывает Маргарите свой чудесный глобус, позволяющий ему знать обо всем, что происходит на земном шаре. Во время бала В. разговаривает с головой Берлиоза, вновь выражая пренебрежение к «теориям», однако присоединяясь к одной из них, «согласно которой каждому будет дано по его вере», — т. е. фактически цитирует Евангелие. В разговоре с бароном Майгелем В., предсказывая ему скорую смерть, выражает намерение ускорить ее, чтобы избавить барона «от томительного ожидания»: после этого Азазелло убивает Майгеля. После бала В. исполняет вначале просьбу Маргариты относительно Фриды, затем возвращает Маргарите Мастера, «извлекая» его из клиники Стравинского. Кроме того, В. восстанавливает рукопись романа Мастера, сожженную автором, и помогает героям вновь очутиться в арбатском подвале. Сидя на балюстраде Пашкова дома, В. беседует с Левием Матвеем, посланным от Иешуа с просьбой даровать Мастеру и Маргарите покой. После этого Азазелло по поручению В. убивает героев, и они вновь присоединяются к В. со свитой. В горах В. демонстрирует Мастеру их «общего» героя — Понтия Пилата, позволяя Мастеру помиловать и освободить его. Вслед за этим В. дарует Мастеру и Маргарите «вечный дом» и исчезает вместе со свитой, бросившись в пропасть.

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является одним из интереснейших архетипов не только русской, но и зарубежной литературы. Любопытно, что имя персонажа было заимствовано из «Фауста» Гёте. Мефистофель именует себя лордом Воландом, пробиваясь сквозь толпу. Эпиграф к роману тоже взят именно из «Фауста»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо».

Мефистофель Гёте не является злом, каким его принято считать, и Воланд Булгакова похож на него, но возникает закономерный вопрос: какие сходства и отличия от архетипического образа дьявола в культуре есть у сатаны из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Стоит отметить, что злом в романе «Мастер и Маргарита» является не Воланд, ведь изначально он прибывает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменилось человечество за века. Он не причиняет никому вреда. Конечно, кто-то может не согласиться со мной, ведь в самом начале романа, после беседы с «Князем тьмы», под колёсами трамвая умирает Берлиоз. Однако если вглядеться внимательнее в смысл этого отрывка, то можно понять, что Воланд не провоцирует смерть литератора, а только в завуалированной форме предупреждает его, что стоит изменить свои представления относительно сложившейся реальности, иначе печального финала не миновать. Подобное милосердие к человеческой природе встречается и в других отрывках романа – после бала, после воссоединения Маргариты с возлюбленным. Конечно, сам Воланд говорит о милосердии так: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (прим. – милосердие) проникает в самые узенькие щёлки. Вот я и говорю о тряпках», — но, тем не менее, всё равно помогает людям.

Теперь же рассмотрим сходство Воланда с классическим повелителем ада. Основным «дьявольским» качеством сатаны в романе «Мастер и Маргарита» является его связь с тёмными силами и с мёртвыми. Вспомним, к примеру, отрывок «Бал у сатаны» — на него являются самые разнообразные грешники – убийцы, самоубийцы, тираны и т.д., но все они являются обнажёнными, что свидетельствует о том, что их души не скрыты маской и всю их сущность можно узреть, лишь удостоив взглядом. Также Воланду дана великая сила давать магические способности тем, кто ему приглянулся. Ведь именно по его велению за некоторое время перед балом Азазелло вручает Маргарите волшебную мазь, которая в лунную ночь (что немало важно, ведь луна также является символом сил тьмы) обращает женщину в ведьму.

В завершении всего хотелось бы сказать одну простую вещь – всё в этом мире относительно. Иногда то, что кажется чёрным, на самом деле белое или серое. В своём романе Булгаков очень явственно показал, что зло на самом деле не то, чем кажется, да ещё и неизвестно, что на самом деле является злом. Сатана в романе «Мастер и Маргарита» хоть и является Князем тьмы, но он предстаёт перед нами не тем классическим архетипом, который принят в культуре. Именно поэтому характеристика Воланда и по сей день заставляет внимательных читателей разгадывать ее загадку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Которая будоражит умы читателей с 1967 года. Взрослые поклонники мистического литератора перечитывают этот роман, с каждым разом открывая для себя новые горизонты произведения, а молодое поколение окунается в страницы рукописи, дабы проследить за выходками мессира и его свиты: Геллы, Азазелло, Бегемота и Коровьева. Михаилу Афанасьевичу удалось проработать удивительные образы, которые заставляют задуматься:

«Так что же такое часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо?».

История и прототипы

Булгаков был как искусным врачом и прозаиком, так и загадочным человеком. Пелена тайны, которой окутана биография писателя, не дает покоя ученым, пытающимся собрать все факты воедино. Поэтому вопрос, когда же Михаил Афанасьевич придумал «Мастера и Маргариту», остается открытым, но литературоведы сходятся во мнении, что черновые наброски были сделаны в 1928–1929 годы.

Причем в дебютных записках Михаила Афанасьевича отсутствовала любовная линия безымянного писателя в черной шапочке и женщины, которая несла «отвратительные желтые цветы». Первоначально гений стал скрупулезно собирать информацию о дьяволе: в специальной тетради хранились вырванные листы из словарей, очерки Михаила Орлова и отрывки из произведений, где описывается нечистая сила.

В 1930 году Булгаков получил отказ от Главреперткома: в письме говорилось, что пьеса «Кабала святош» (1929) к представлению в театре не разрешена, поэтому Михаил Афанасьевич в сердцах кинул свои записки о Люцифере в печь. Но, как известно, «рукописи не горят», поэтому большая часть отрывков, а именно две толстых тетради с изорванными листами, уцелела.


В 1932-м Михаил Афанасьевич вновь возвращается к своей задумке и садится за написание романа, не используя авторского лиризма. Правда, Булгаков опирался на классический библейский сюжет и делал дьявола искусителем и провокатором, тогда как в окончательном варианте Воланд выступает в роли свидетеля и наблюдателя. В 1940 году здоровье Булгакова начинает резко ухудшаться: у гения литературы обнаружили болезнь почек.

Михаил Афанасьевич оказался прикованным к постели и, превозмогая сильнейшую боль, диктовал жене Елене Сергеевне отрывки из произведения: о похождениях Коровьева, путешествии Степы Лиходеева и безоблачных деньках в «Грибоедове» и театре «Варьете».

Роман увидел свет только в 1966 (67) году, вдова писателя редактировала рукописи около двадцати лет. Воланд стал одним из самых ярких и запоминающихся персонажей. У этого героя нет истинного прототипа, потому что образ черного мага собирательный. Сам литератор говорил:

«Не хочу давать повод любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Михаил Булгаков называл мессира главным противником небесных сил – Сатаной. По крайней мере, аналогия с религиозным олицетворением зла кажется исследователям очевидной. Кроме того, литератор опирался на предшественника, немецкого поэта , который подарил этому миру «Фауста»: во времена своего детства в Киеве Булгаков с удовольствием слушал одноименную оперу Шарля Гуно.


В действительности, Воланд имеет схожесть с гетевским злым духом, к тому же отсылка к этому персонажу присутствует в эпиграфе романа и 29-й главе, когда профессор черной магии сидит на каменной террасе, положив острый подбородок на кулак и готовясь к расставанию с Москвой. Тем самым обнаруживается сходство со скульптурой «Мефистофель», выполненной из мрамора Марком Антокольским. Да и мастер в первых редакциях именовался Фаустом.

Цитаты

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.»
«Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!»
«Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.»
«Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»
  • Космология романа «Мастер и Маргарита» отличается от классического библейского сюжета, хотя в книге присутствуют две противоположные стороны добра и зла. У Булгакова они равноправны, и «каждое ведомство занимается своими делами». Воланд не в состоянии простить Пилата и Фриду, а Иешуа не имеет права забрать мастера с собой.
  • По слухам, роман экранируют в США. Что получится у американских кинодеятелей – судить сложно, но сериал «Записки юного врача» (2012–2013, Великобритания), где булгаковского героя исполнил , иностранцам не удался.

Эпиграф М. Булгакова ко всему роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гёте однозначно характеризует персонаж Воланда: «… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд является одной из центральных фигур романа Булгакова. Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов прошлого века для проведения бала Сатаны.

Впервые Воланд появляется на страницах романа в эпизоде встречи с Берлиозом и Бездомным: «… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец»... В диалоге с ними, он предсказывает их судьбы, показывая, насколько неожиданным может стать для человека его будущее: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер. …тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи…»

Образ Воланда как представителя сил тьмы не совсем обычен. Он не творит зла как такового, скорее восстанавливает попранную справедливость своими, не совсем гуманными, но весьма действенными методами. Разоблачает, выводит на чистую воду и наказывает доносчиков, сластолюбцев, взяточников, подлых и корыстных людей, помогая честным и порядочным героям. Воланд - то необходимое зло, без которого нет добра: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

В то же время Воланд может быть и несколько снисходителен к человеческим слабостям: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

С помощью образа Воланда и его свиты Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Эти антигерои, доводя ситуацию иногда до абсурда, показывают обратную сторону внешне приличной жизни обывателей, заставляют другими глазами взглянуть на привычные события.


Роман Булгакова станет настоящим откровением, историей любви и самопожертвования. Образ и характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является мастерской реализацией философской задумки автора. Ключевой фигурой, участником двух историй, вершителем судеб главных героев Мастера и Маргариты.

Воланд – повелитель темных сил, маг, дух зла.

Возраст

О годах Воланда Булгаков умалчивает. Возраст предположительный и неопределенный. Мужчина средних лет.

« Лет сорока с лишним…».

Сколько лет ему на самом деле не знает никто. Дьявол бессмертен и его года могут исчисляться тысячелетиями.

Внешность

Мастер перевоплощения. Представал перед людьми в разном обличье. Каждый, столкнувшись с ним, описывал его по-своему. За все время ни одно описание не совпало с другим. Было известно, что он прихрамывал, получив хромоту в наказание от ведьмы. За какой поступок был наказан, Воланд не распространялся. Рост мужчины выше среднего. Брюнет. Рот кривой.

«Скривил и без того кривой рот…».

Идеально выбрит. Брови темного цвета лежали неровно. Одна выше другой.

Глаза разного цвета. Один зеленый, другой черный.

«Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо…».


Зубы украшали платиновые коронки с одной стороны, с другой золотые. Лицо загорелое, словно после отдыха на заграничном курорте. Кожа сухая, с глубокими морщинами на лбу.

Гардероб

Воланд не придерживался определенного стиля в одежде. В торжественных случаях предпочитал выглядеть стильно. Классический, дорогой костюм, перчатки, заграничные туфли.

В домашней обстановке он мог показаться неряшливым и неаккуратным. Засаленный халат, успевший позабыть, что такое стирка. Пижама не первой свежести. Стоптанные домашние туфли.

Принимая свой истинный облик, Воланд предпочитал одежду черного цвета. Черные перчатки, черные туфли, черная накидка.

«На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей…».

Характер. Личность Воланда

Кто он на самом деле, ответить c точностью не получится. Он мог наказать и отблагодарить. Свои руки Воланд предпочитал не марать грязными делами. Для этого у него была свита из верных помощников. Воланд справедлив, но по-своему, по-дьявольски. Мудрый и обаятельный. Он не представляет зла для тех, кто чист совестью и поступками.

Загадочный и незаурядный.

«Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть!..».


Вежливый и тактичный. Располагающий к себе с первой минуты разговора. Спокойный, рассудительный. Улыбается часто, но при этом его глаза не выражают эмоций, оставаясь холодными.

Умен. Начитан. Знает множество языков. Способен поддержать любую тему разговора. Много путешествует. Ему известно все и обо всех: прошлое, настоящее, будущее.

Его персона вызывает противоречивые чувства. Его можно любить, можно ненавидеть, бояться и презирать. Точно одно, он никого не оставит равнодушным.