Все тайное становится явным урок. Конспект занятия по рассказу В. Драгунского «Тайное всегда становится явным. Все рассказы разные

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ

«В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»


Каким был человеком В. Драгунский? Выскажите предположения!

Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (Шила в мешке не утаишь).

А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

Что бы вы хотели узнать?

О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Что значит тайное становится явным?

Чем закончится рассказ?

Решили мы проблему, которая перед нами стояла?

Предлагает познакомиться с трудными слова из текста.

Давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

Как им пользоваться?

Что такое тайна?

Назовите синоним к слову тайна (секрет).

Что значит «тайное»?

Явное? - Открытое, откровенное.

Прочитайте выражение «Грановитая палата».

Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?

Где мы найдём ответ на этот вопрос?

Клевета – что оно означает?

Подберите синонимы к этому слову.

Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

4. Дочитывание рассказа до конца.

II. Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

Организует работу в группе:

Какой фрагмент проиллюстрировал художник?

- (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!).

- (Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)

- (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду).

- (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный).


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Какая проблема перед нами стояла?

Смогли мы её решить?

К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

    Игра не доводит до добра. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай. Ветра не удержишь, правды не скроешь. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

Сделайте вывод!

В чём ты преуспел?

В чём ты затруднялся?

Что тебя удивило?

Над чем бы тебе хотелось поработать дома?

Учитель предлагает дома пересказать рассказ по плану.

Учитель выставляет оценки за урок.


Урок литературного чтения во 2а классе 11.04.17г. учитель Тыхешкина С.А

Тема урока : Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Нравственный смысл произведения.

Цели урока :

Познакомить детей с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат:

    Личностные УУД

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2.Познавательные УУД

Способствовать удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение объяснять свой выбор,понимать другого.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность; - умения дать оценку своей работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности : (слайд)

Мы начать урок готовы?

2. Актуализация знаний.

- Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде) «И в шутку и всерьёз»). Вот сейчас и проверим ваши познания Произведения каких авторов мы читали?

Что пишет Драгунский? (стихи, сказки, рассказы.) - Какие рассказы вы уже знаете? (дети называют)

3. Подготовка к изучению нового материала (слайд ), (ПОРТРЕТ!)

А вы бы хотели познакомиться с новым произведением автора?

- Каким представляете себе Виктора Юзефовича? Что вы о нём знаете? Заинтересовало вас, что?

Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном ,: токарем, затем шорником- мастер по изготовлению упряжи для лошадей, даже был лодочником, во время войны… Сын Дениска и дочь Алёнка. весёлым, добрым, любил детей.

4. Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным (слайд)

Как вы понимаете смысл этих слов? слова «явным стал»? (узнали все)

А какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались? Кому знакомо это произведение, -хорошо. Будете нам помогать, но и иметь терпение. Дать высказать своё мнение тем, кто познокомиться с ним впервые.

Что бы вы хотели узнать? Хотим узнатьи получить от урока » (слайд)

- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Повествование, описание, рассуждение?

- Произведения В.Драгунского для вас тайна? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

5. Первичное ознакомление с текстом.

..Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

- Как бы вы ответили на этот вопрос? - Ребята, что такое тайна? (дети высказывают мнения) .Нечто скрываемое от других, известное не всем;

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»? Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» (очевидное, открытое, откровенное.)

.-Вторая остановка . После слов «Конечно хочу в Кремль»

«Грановитая палата». (слайд)

Третья остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Четвёртая остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным?

В толковом словаре. (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

До слов: Не клевещите. - Клевета – ? распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица. Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка).

Дочитывание рассказа до конца.

6. Проверка первичного восприятия. Что скажите? - Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

7. Анализ литературного произведения. Выборочное чтение.

Подтвердите словами из текста:

- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль). Правильно мама поступает, когда просит взамен каши Кремль?

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)Представьте себя на его месте..

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

«После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.»

    Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?

    Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения? ДА

( Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.)

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

7. Самостоятельная работа в группах: (слайд)

1-3 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий.

4-6 группа: - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее ?

Проверяем работу в группах!

8. Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»

Дениска

Добрый, …

Рассуждает, фантазирует…

Тайное становиться явным

Фантазёр

- С какой целью В.Ю. Драгунский написал рассказ «Тайное становится явным»

- о каких качествах личности идет речь в этом произведении?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД)

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

9.Д/ з: Пересказ рассказа от лица Дениски

Нарисовать иллюстрацию на обложку.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я сделал(а) вывод, что…

- На этом уроке я похвалил бы себя за……..

Мне было сложно…………- После урока мне захотелось……

Татьяна Чернова
Конспект занятия по рассказу В. Драгунского «Тайное всегда становится явным»

Цель : учить правильно, понимать нравственный смысл изображённого, мотивированно оценивать поступки героя рассказа .

Стук в дверь, я беру письмо, звоню в колокольчик. (дети подходят к воспитателю)

Дети, посмотрите, что это нам прислали? (Открытку и флешку)

Как вы думаете от кого? (Предположения детей)

Интересные у вас предположения, а как узнать, от кого эта открытка? (прочитать адрес и кто отправил открытку)

Действительно, от капитана корабля. Прочитаем? (да)

Здравствуйте дети! Пишет вам капитан одного корабля. У нас служит матрос, который очень любит читать. А ваши корабли проплывали мимо, и он посылает вам свою любимую электронную книгу, надеется, что вам понравиться.

С уважением Капитан.

Вам интересно посмотреть книгу? Тогда присаживайтесь на свои места, проверьте осанку и приготовьтесь к просмотру.

Включаю Презентацию

1слайд Книга Виктора Драгунского «»

2слайд Драгунский Виктор Юзефович советский писатель, прозаик, автор популярных рассказов для детей (Повторите – Виктор Драгунский )

3слайд «Денискины рассказы » , «Друг детства» , «Дениска размечтался» , «Где это видано, где это слыхано» (Знакомы кому из вас данные рассказы )

4слайд «Весёлые истории о школе» «Весёлые истории»

5слайд Денис Драгунский родился 15 декабря 1950 года. Героя «Денискиных рассказов » Драгунский писал с сына . Это - реальное лицо, которое послужило писателю для создания образа героя произведения.

6 Слайд Физкультминутка Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) Упражненье повтори

7 слайд Садитесь поудобнее слушаем рассказ

(Чтение рассказа + просмотр 7-12слайд)

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)

Начинаем их вращать. (Вращают плечи вперед и назад.)

Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять! (Выпрямляются.)

Руки ставим перед грудью, (Сгибают руки в локтях перед грудью.)

В стороны разводим. (Рывки руками в стороны.)

Мы разминку делать будем при любой погоде. (Поворачиваются вправо и влево.)

Руку правую поднимем, (Правая рука поднимается вверх.)

А другую вниз опустим. (Левая рука опускается вниз.)

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками. (Меняют положение рук.)

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (Дети шагают на месте.)

Гимнастика для глаз. Слайд.

Беседа по презентации картинки

1. Что Денис съел сначала на завтрак?

2. Что он не хотел есть?

3. Что мама сказала Дениске, услышав, что он не хочет есть кашу?

Вылитый Кощей!

Вредный ребенок

Голодный

4. Куда пообещала сводить мама Дениску, если он съест кашу?

6. Куда Дениска выбросил кашу?

7. На кого была вылита каша?

На прохожего

8. С какими ягодами сравнил Денис

мамины глаза?

Крыжовник

9. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

«Тайное становится явным

10 Как вы понимаете?

«Тайное становится явным »

Расскажите , как Дениска убедился в справедливости этой пословицы?

Ответ детей :

Что можно сказать о Денискином поступке? Нарочно ли он это сделал?

(Не обдумал, обманул, испачкал костюм человека….)

Случайны обман или намеренный, о нём всё равно становиться известно .

Как вы думаете. Почему мама не наказала Дениску?

Как вы его назвали бы?

Кто запомнил, как назвал его В. Драгунский этот рассказ «Тайное становится явным

Дети, вы заметили, что в рассказе говориться о том же , о чём и в названии? Вот и вы когда придумываете свои рассказы и сказки , должны помнить, что название должно быть таким, чтобы было ясно, о чём говориться в вашем сочинении.

Понравился вам подарок Матроса?

(Рассказ Виктора Драгунского «Тайное всегда становиться явным » )

Вы знаете, эта книга и моя любимая теперь будет, а у вас?

За такой замечательный подарок, нам надо отблагодарить матроса, согласны со мной?

Сейчас мы пойдем на прогулку, отдохнем, наберемся сил на физультурном занятии на воздухе и подумаем об ответном подарке. Договорились?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как снег становится водой» Конспект – непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием информационно – коммуникативных и игровых.

Конспект по формированию элементарных математических представлений по рассказу Чуковского Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «по рассказу Чуковского» «Муха-цокотуха».

Конспект урока литературы для 5 класса: Сочинение по рассказу «Кавказский пленник» План-конспект урока Предмет: литература Класс: 5 Дата: 26.01.17. Тема: Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник. Цель: развитие.

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин» Класс 6 Тема урока: «Великодушный русский воин» по Е. Холмогоровой»». Тип урока: комбинированный. УМК: рабочая программа по литературе в.

Конспект занятия в старшей группе по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята» «Ребята и утята» Задачи: - Познакомить с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»; - Учить чувствовать и понимать характер героев произведения,.

В. Драгунский «Тайное становится явным»

(первичное знакомство с произведением)

Цели урока:

Познакомить детей с произведением «Тайное становится явным»

Совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас

Развивать навыки беглого выразительного чтения - формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В. Драгунского;

Воспитывать честность

Оборудование: презентация для урока, выставка книг, смайлики, компьютер, проектор, экран.

1.Орг. Момент (слайд)

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. Проверка домашнего задания

Что было задано на дом?

(выучить отрывок «Знакомство» наизусть)

3. Разминка.

Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд)

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

Прочитайте самостоятельно…..

Прочитает четверостишье вопросительно

Прочитайте четверостишье жалостливо

Прочитает его быстро

Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье разными способами и интонациями?

Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно? Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.

А вы узнали героя?

Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным (слайд)

Как вы понимаете смысл этих слов?

IV. Постановка темы и цели урока.

Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы (слайд),

Назовите эти буквы (слайд)

Какая фамилия у вас получилась?

(Драгунский) появляется (слайд) с его фотографией и биографией.

Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.

Сообщение Гришаевой Кристины и Степных Влада

Биографию читает учитель

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, В Нью - Йорке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

Давайте посмотрим внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

С выставкой нас познакомит Якушева Анна

Так о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его творчеством, то добро пожаловать в школьную библиотеку . Нина Павловна всегда рада будет помочь вам в выборе заинтересовавших вас произведений.

3. Итог. –Таким образом, скажите каким человеком был Виктор Драгунский?

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

Прежде чем приступить к чтению произведения разберем незнакомые слова, которые вам встретятся.

5 . Словарная работа:

(посмотрите на экран)

Первое слово - «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд)

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд)

Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами?

Ложь, враньё, выдумка, наговор.

И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд)

Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

6. Физминутка (слайд)

7. Знакомство с текстом.

Открыли учебники на стр.161

Взяли закладки и следим за моим чтением.

Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»

Чтение до слов: «А в это время вошла мама».

Прослушивание аудиозаписи

(от слов: « И к нам вошел какой-то дяденька»

Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?

Понравилось вам произведение?

Чем понравилось?

Какой жанр этого произведения? (жанр - юмористический рассказ) (слайд

8. Тест. (слайд) А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

Дениска

В Мавзолей

В Грановитую палату

Гречневая

Овсяная.

Выбросил в окно

Отдал собаке.

В магазин за покупками

В театр на спектакль

Фотографироваться.

Обрадовалась

Заплакала

Ужасно рассердилась.

Я все равно пойду в Кремль!

Взаимо проверка(тетрадями обменялись и проверям вместе)

Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.

Какое произведение мы читали на уроке?

Какой урок для себя вы извлекли из этого произведения?

10. Дом. задание.

С. 84 (рабочая тетрадь)

11. Рефлексия.

Продолжите фразы: (Слайд)

На этом уроке я похвалил бы себя за……..

Мне было сложно…………

После урока мне захотелось……..

А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд)

Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.

1. Как зовут главного героя?

Дениска

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

В Мавзолей

В Грановитую палату

3. Какая каша была предложена на завтрак?

Гречневая

Овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

Выбросил в окно

Отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

В магазин за покупками

В театр на спектакль

Фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

Обрадовалась

Заплакала

Ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

Я все равно пойду в Кремль!

Тайное всегда становится явным.

Я весь вечер проведу в углу.

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа
  2. Формировать навык литературного осознанного чтения
  3. Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
  4. Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты :

1. Личностные :

  1. Самоопределение
  2. Смыслообразование
  3. Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
  4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
  5. Следование моральным нормам и этическим требованиям
  6. Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
  7. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  1. Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
  2. Анализировать заголовок произведения
  3. Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
  4. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
  5. Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

  1. Формировать умение договариваться, находить общее решение
  2. Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

  1. Прогнозировать содержание урока
  2. Развивать умения давать оценку своей работы
  3. Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой на урок.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Постановка целей и повторение пройденного.

Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения?

Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

Каким будет это произведение? Предположите.(смешным, весёлым)

Вспомним сначала уже прочитанные произведения, их авторов и о чём они.

Прочитайте отрывки. Слайд 2

Что их объединяет? Почему они в одной группе?(эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)

Почему я поместила сюда же произведение Драгунского? (наверное, оно тоже о взаимоотношениях людей)

Прочитаем и проверим наши предположения.

3.Работа по теме урока

а) Введение в тему

Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

б) –Каким человеком был Драгунский? Послушайте рассказ о его жизни и подумайте.

Показ слайдов о писателе. Слайд 3,4,5

Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)

Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

Назовите синоним к слову тайна. (секрет)

А что значит явное? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?

в) Словарная работа Слайд 6

- Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

4. Первичное восприятие текста. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

Почему вы так считаете?

Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца.

5. Анализ произведения.

Кто главный герой?

Что о нём узнали?

Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

Рассмотрите иллюстрацию с.163

Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

В какой момент вам было смешно?

А что чувствовал дяденька в этот момент?(ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

А кому вы сочувствовали? Почему?

Рассмотрите иллюстрацию с.166

Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)

Была ли у Дениса совесть? Докажите.

Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)

Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, правда станет известной)

Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)

Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)

7. Работа с пословицей

Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  1. Никто так детям не верит как мать родная
  2. Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
  3. Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.

8.Рефлексия

О чём же рассказ Драгунского? (вставляем вывод в слайд 2) Почему мы объединили эти произведения?

9. Итог урока.

Закончите одно из предложений. Слайд 7

  1. На сегодняшнем уроке я узнал…
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за…
  3. После урока мне захотелось…
  4. Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Спасибо за урок.