Всякая ли власть от Бога? Нужно ли примиряться со злом? «Несть бо власть, аще не от Бога Не есть власть если от бога

Всякая ли власть от Бога? (Рим. 13:1,2)

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1, 2).

Значит ли это, что во время войны нельзя укрывать людей, которым угрожает смерть? Это классический вопрос к этому тексту. В более широком смысле вопрос можно поставить так: говорит ли здесь Павел, что христиане должны слепо повиноваться всем властям и должностным лицам? «Естественно», – говорили некоторые «строгие верующие» во время Второй мировой войны, сотрудничая с захватчиками и упуская возможность сохранить тысячи жизней.

Но разве государство – это некий священный институт, который нельзя критиковать? Если человек встречает на пороге своего дома служащего налогового ведомства и знает, что его ждут большие неприятности, то ему сложно смириться с этой мыслью: «… они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Но значит ли это, что здесь Павел называет Бога самым большим «начальником», высшим работодателем всех государственных служб (см. также И н. 19:10,11; 1‑е Тим. 2:1-5; Тит. 3:1,2; 1‑е Петр. 2:12-3:18)?

В определенном смысле да. Но узнай Нерон об этом тексте, он бы его не обрадовал. Потому что в тексте сказано, что он, Нерон, не божественен и даже не величайший из людей, и что он должен смириться с тем, что кто-то стоит выше него.

Зимой 390 года этот текст Павла достиг своеобразного наивысшего воплощения. К тому времени уже несколько поколений римских правителей были христианами и пытались христианизировать свое государство. Почти всегда эти меры ограничивались словами. Но когда император Феодосий услышал, что в Фессалониках поднялся большой мятеж, он приказал подавить его. Ситуация вышла из-под контроля, тысячи были убиты. Феодосий был потрясен этим и в своих письмах выказывал сожаление по этому поводу. Само по себе это было неслыханно, ведь император не был в ответе ни перед кем. Но произошло то, что имело далеко идущие последствия: епископ Амвросий потребовал от Феодосия признать свою вину при входе в церковь. Феодосий раскаялся и, что примечательно, в оставшееся время своего правления воздерживался от применения силы.

Если на небе никого нет, или, по крайней мере, если небо заселено капризными божками, тогда нет никого выше императора. Тогда его слово определяет все. Если же Бог есть наивысший Судья, тогда люди хоть и могут быть «производными» судьями, они в любом случае всегда подлежат исправлению. Языческий император не склонялся ни перед кем; Феодосий же мог склониться. В лице Феодосия мы впервые в истории видим императора, который подвергается критике, исправлению.

Таким образом, читая между строк, можно увидеть, что сказанное Павлом подразумевает революцию. У этой революции есть особенности. Это видно из контекста. Прямо перед нашим текстом Павел призывал к ненасильственному сопротивлению (Рим. 12:17-21). И собственно наш текст оканчивается призывом отдавать то, что мы должны, другим: подати, оброки, честь, почтение (Рим. 13:7). Павел продолжает эту тему удивительным предложением: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Другими словами: платите налоги, не работайте «в тени», выказывайте почтение полиции и суду – и тогда, возможно, любовь будет единственной добродетелью, в которой вы еще не преуспели до конца.

Нерон в начале своего правления был сравнительно мягким императором. В этот период Павел писал его подданным в Рим. Но уже в то время в городе были определенные беспокойства из-за податей, поднимались мятежи. В панике Нерон обещал отменить некоторые налоги, но затем возвращался к старому. И так по кругу. Эта ситуация служит фоном для того, что Павел советует в Рим. 12 и 13: он не хочет, чтобы христиане развязывали очередную кровавую революцию. Они должны завоевать мир своей удивительной вестью – в Духе Т ого, Кто не организовывал восстания, но позволил Себя распять (Ин. 18:36-38).

Чтобы понять какой-то текст, иногда полезно определиться и с тем, что он не означает. Итак, в Рим. 13 не подразумевается, что власти или должностные лица всегда правы или что Бог их непосредственно вдохновляет. Не сказано и того, что власть во всех своих структурных частях следует Божьей воле. Сказано то, что Бог назначил , или поставил, существующие власти в целом. Любая аналогия будет несовершенной, но можно привести такое сравнение: президент также назначает сотрудников, но это не значит, что они из-за этого не делают ошибок. Или представьте, что вы работаете в библиотеке: вы должны регулярно закупать и размещать на полке такие книги, которые вам не интересны или с которыми вы даже полностью не согласны. Но вы все же покупаете их.

В тексте также не утверждается, что вы должны слепо повиноваться властям. Такое прочтение текста ошибочно. Эту ошибку разделяли «строгие верующие» во время Второй мировой войны. Здесь говорится о том, что вы должны признавать власти, а это уже немного другое. Вы можете обоснованно не повиноваться им (например, не называть кесаря «Господом») и в то же время признавать их (например, принимать наказание за такое поведение). Когда Иисус очистил Иерусалимский храм, Он не вышел за рамки того, о чем позже напишет Павел. Конечно, Иисус делал то, что не приветствовалось властями, Он нарушил какие-то общественные правила или правила приличия, но далее Он также принял последствия Своего вызывающего поступка. То же самое можно сказать об Оскаре Шиндлере в Кракове или о повивальных бабках в Египте (Исх. 1:17): они уважали власти, но проявляли гражданское неповиновение.

Павел, как обычно, пытается найти баланс. С одной стороны, он пытается соблюсти разумную дистанцию между Богом и властями; но, с другой стороны, он всячески пытается показать благословения от правильно работающей власти. Такая власть заботится о добре и справедливости (Рим. 13:2), она установлена для нашего благополучия (Рим. 13:3) и поэтому может наказывать (Рим. 13:4). Один из мотивов Павла состоит в том, чтобы показать, что Бог правит через поставленные власти (Рим. 13:4, 5). Но главный мотив апостола – это любовь (Рим. 12:17-21; Рим. 13:8-10). Любой начальник – человек, и как таковой достоин нашей любви.

Отсюда и призыв Павла исправно платить все налоги «по совести» (Рим. 13:5-7).Мошенничество с налогами подразумевает неуважение к соответствующим властям, полагает апостол. В наше время было бы разумно помнить об этом. Заполнение декларации, в конечном счете, отражает характер нашей личности; за бумагой стоит конкретное лицо. Проявить должную любовь ко всем мы не можем (13:8), но во всем остальном оказывайте должное уважение всем властям.

Рейньер Сонневелд


Божья и духовная власть

Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых, недостойных людей, стоящих или стоявших у власти? Почему столько несправедливости у власть имеющих? Можно ли свергать, убирать такую власть? Как реагирует на это Бог?

На эти немаловажные на сегодняшний день (да и всегда) вопросы мы попытаемся ответить в последующих статьях. Давайте начнем с определения понятия власти вообще: власть – это право и возможность распоряжаться кем-то или чем-то, подчинять своей воле (словарь Ожеговой, Шведова).

И ключевое место из Писания (Рим. 13:1,2):

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.»

Итак, здесь мы можем увидеть уже четкий, конретный ответ на вопрос: откуда взялась власть – от Бога. А теперь, давайте разберем очень щепетильный и тонкий вопрос, а что, действительно нет власти не от Бога? А как же Ирод, Нерон, Мао, Джугашвили, Гитлер и другие? Они что, тоже от Бога?

Заметьте, в этом месте Писания написано вот что: «нет власти не от Бога» и тут же объяснение, что власть устанавливается Богом. То есть само понятие явления в глобальном смысле слова власти – действительно от Бога; ее установление, структура власти и подчинения – это от Бога. Что же делает эта власть , это уже от человека, это его ответственность и он будет отвечать Богу, что и как он делал, находясь у власти (кстати любого вида и типа).

Поэтому власть то от Бога, а вот что делали те же Ирод, Нерон, Джугашвили, Гитлер и другие – явно не от Бога, и за это они будут давать отчет. Потому что мы знаем, что написано в Слове Божьем: кому много дано, с того много и спросится. Обязательно спросится.

Библия нам показывает пять основных видов власти:

1. Божья

2. Духовная

3. Государственная

4. Общественная

5. Семейная.

Давайте рассмотрим кратко каждую из них.

1. Божья власть

Хочется сразу отметить, что это как фундамент для всякого другого вида власти, которые мы будем рассматривать. Потому что само понятие власти – от Бога. У Него абсолютная, стопроцентная власть над всем и вся. Он называет Себя Всевышним, Царем, Владыкой, Господом. У Него все могущество и вся сила. У Него абсолютное право и возможность распоряжаться всем и вся и если надо – подчинять Своей воле.

И в доказательство приведу несколько мест из Библии (их множество):

(Втор.10:14, 17) «Вот у Господа Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней,… ибо Господь Бог ваш есть Бог богов И Владыка владык, Бог великий, сильный…»;

(1 Пар. 29:11,12) «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.» ;

(Пс. 9:37) «Господь – Царь навеки, навсегда.»;

(Пс. 96:1) «Господь царствует, да радуется вся земля!»;

(Матф. 28:18) «Дана Мне всякая власть на небе и на земле.» 2) Духовная власть.

Интересно, что Бог поделился своей властью со своим тварным миром. Еще раз: у Него вся полнота власти, но Он наделил властью некоторых существ, как на небе так и на земле.

Поэтому далее мы рассмoтрим духовный мир, мир духов, где царит понятие подчинения кому-то. Бог – есть Дух. То есть Он – Верховная Духовная власть также. Он сотворил духовный мир как видимым так и невидимым. Кстати, на небе (то, что мы, люди, пока еще не видим) существует также определенная иерархия власти: там есть ангелы, архангелы (по власти выше ангелов, приставка «архи» как раз и говорит – «стоящий над», есть серафимы, херувимы, животные и т.д.), царит понятие подчинения и уважения власти.

2. Духовная власть

Но мне бы больше хотелось поговорить о духовной власти на земле. Человек – есть дух, душа и тело. Мы тоже духи. Бог поделился Своею властью и делегировал определенные полномочия людям. Об этом нам рассказывает Библия – как в истории Израильского народа, так и в истории Церкви. Давайте рассмотрим это поподробнее.

Бог – Законодатель устройства власти и государственности в Израиле, давший людям определенные духовные позиции, титулы и положения. Посмотрите на историю Израиля, там присутствуют: священники, первосвященники, левиты, позже судьи, пророки и т.д. Вот одно из мест Писания, подтверждающее это:

(Исх. 28:1-3) «И возьми себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб Он был свяшенником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне.»

То есть Бог дает устройство в обществе Господнем. Далее, через Иисуса Христа – Первосвященника исповедания нашего, вводится понятие Церкви как общества Господня, состоящей из многих народов, колен, языков, которые исповедуют Господа Иисуса Христа – своим Спасителем. Он – глава Церкви, а Церковь есть Его тело:

(Кол.1:15-20) «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви…»

И далее, опять, уже как глава Церкви, Господь наделяет определенными полномочиями людей. Он дает им титул, позицию, распределяет право и возможность управлять, распоряжаться и если надо – подчинять своей воле.

(Ефес. 4:11-13) «И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…»

То есть мы видим четкое понятие духовной власти и подчинение этой власти в теле Христовом, церкви. И опять все заключено в Нем, все подчиняется Ему, так как у Него абсолютная власть везде. Хочется отметить и нечистый духовный мир – там тоже есть понятие власти и подчинения. У дьявола есть свои прислужники: мироправители тьмы, начальники, падшие ангелы, нечистые духи, демоны, и т.д. да он и сам – падший некогда херувим.

(Ефес 6: 12) «…потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.»

Это что касается власти духовной, а в следующей статье мы рассмотрим другие виды власти. Подумайте над этим. Благословений вам!

ЯВНЫЙ ЛОЖНЫЙ ПЕРЕВОД НА СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК, ПОСЛЕДСТВИЯ КОТОРОГО КАТАСТРОФИЧНЫ…
ОРИГИНАЛ (гражданским шрифтом):
«Несть бо власть, аще не от Бога» (ВЕРНЫЙ ПЕРЕВОД: ибо не власть, если [она] не от Бога,- то есть, власть понимается здесь как некий положительный принцип, защищающий народ от зла) (Рим 13.1)
ПЕРЕВОД ПО-СОВРЕМЕННОМУ:
«…ибо нет власти не от Бога…» (Рим. 13.1)
РАЗНИЦА ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ!!!
http://antixristu.net/articles/166911

НЕ ЕСТЬ ВЛАСТЬ, ЕСЛИ НЕ ОТ БОГА
1)

Частенько, на своё выражение недовольства россиянскими властями, можно услышать: «Сказано же – «всякая власть от Бога», смирись и терпи». И ведь кажется, что всё верно. Фраза повторена сотни раз, цитируется повсюду, берём русский текст Нового Завета — и действительно, там так и написано. Но что-то всё равно вызывает непонятное чувство неправильности, неправости. «Как же так? Вот эта вот мерзость – и от Бога? Ну не может этого быть!». Немало русских людей отвернулось от Православия в том числе и из-за этой вот фразы и ринулось искать себе веру в дебри ересей и лжеучений, от зороастризма до неоязычества…

Здесь отвлечёмся. Запомни, русский человек: всё, что широко распространено, всё, что кажется очевидным стоит подвергнуть тщательной проверке . Недаром русская пословица говорит: «Когда кажется – креститься надо» . Надо, русичи, надо.

Итак, перекрестясь, попробуем разобраться – что же на самом деле сказано в Евангелии. Для начала, отложим русский текст в сторонку, и обратимся к тому тексту, по которому проводятся богослужения – церковнославянскому. И тут же, с удивлением и облегчением обнаружим, что сказано-то совсем иное! «Несть бо власть, аще не от Бога» , что дословно значит: . Для верности, заглянем и в первоисточник – древнегреческий текст. И там увидим абсолютно то же самое: «Не есть власть, если не от Бога» . Не думаю, что тот, кто умеет читать и делать из прочитанного верные выводы, согласится с тем, что нынешняя свора дорвавшихся до власти проходимцев имеет какое-то отношение к Богу. Тем более, утверждать, что всякая мразь, волей случая оказавшаяся у власти «от Бога», это прямая клевета на Него, попытка приписать Ему все то зло, которое все эти выродки совершают и планируют совершить.

От Бога может исходить только добро, зло же — это дьявольское порождение и имеет место на земле только по причине испорченной человеческой природы, всех тех пороков, которыми в той или иной степени заражен каждый из нас. Бог дал людям свободу, возможность выбора между добром и злом, но, к сожалению, немалая часть людей выбирают путь зла, а большинство выбирает то, что им выгодно, комфортно и безопасно и предпочитает плыть по течению, ожидая, что кто-нибудь повернет течение в более выгодную для них сторону. Поэтому мы и имеем не только в России, но во всем мире разгул беззакония и нечестивых правителей.

Но откуда же тогда взялось это лукавое «Всякая власть от Бога»? Из так называемого «синодального перевода», сделанного неким «Российским Библейским Обществом». А «Синодальным» этот перевод стал лишь потому, что Св. Синод дал РБО благословение на работы по переводу. Но при этом — никогда результат этого перевода не утверждал! Состав РБО туманен. Организованное в 1813 году РБО было закрыто в 1826 году, после того, как им были выпущены переводы Нового Завета, Псалтири и Пятикнижия. И лишь в 1859 году Св.Синод дал добро на подготовку русского перевода Библии Санкт-Петербургской, Московской, Казанской и Киевской духовным академиям, которые воспользовались уже имеющимся текстом.

Св.Синода давно уж нет, а вот Российское Библейское Общество — живёхонько. С не менее туманными личностями в правлении. Работы ведёт, какие-то конференции проводит, связи с другими, заморскими Библейским Обществами поддерживает. Уже даже новый перевод Нового Завета сделало. В соответствии с текущими требованиями политкорректности .

Оно и сайт свой в интернете имеет — http://www.rbo.ru/ — иди и смотри. Да, русичи. Вы верно догадались. Самые обыкновенные жидомасоны.

________________________________________

1) Именно так дословно переводится греческая фраза ou gar estin exousia ei mh apo qeou :

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых ».

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

От редакции : Петербургский церковный историк и общественный деятель, с которым у нас давно сложились личные добрые отношения, Николай Кузьмич Симаков предложил опубликовать свою статью, посвященную церковно-государственным отношениям. У меня, как хорошо знают постоянные читатели , на этот вопрос другая точка зрения. Тем не менее, мы решили опубликовать эту статью. Не только из уважения к автору, но и потому, что такая точка зрения распространена среди православных русских людей, а значит нам нужно вновь и вновь возвращаться к этой проблеме, проговаривать те вопросы, которые нас разделяют. Гл. редактор А.Д. Степанов.

В истории русской церкви ХХ в. отношение к власти стало одной из самых сложных и болезненных проблем. Широкое распространение получило такое явление как сервилизм, т.е. раболепство и угодничество церковной иерархии перед государственной властью. Особенно болезненно для церкви сервилизм проявился в ХХ веке, в эпоху жесточайших гонений на веру. В это время он получил конкретное наименование «сергианство», такой религиозной политики митроп. Сергия (Страгородского), которая постепенно привела к порабощению русскую церковь богоборческой властью. «Сергианство» совершало грех против церкви, утверждая не раз официально, что «всякая власть от Бога». Исходя из этого, по утверждению «сергианства» и советская власть, несмотря ни на что, является «богоустановленной», которой надо всем православным полностью подчиниться не за страх, а за совесть. «Не буду напоминать, писал митроп. Сергий (Страгородский), что наша патриаршая церковь, начиная с покойного святейшего патриарха Тихона и доселе, неизменно признает советскую власть богоустановленной в СССР».

В своих публичных выступлениях официальная иерархия в советский период постоянно оправдывала и восхваляла богоборческую власть перед всем миром. При этом она полностью отрицала факт жесточайших гонений на веру в СССР, считая, что этим «спасает» церковь. Хотя, как известно, не иерархия, но сам Господь Иисус Христос и сама Матерь-Церковь спасают нас.

Очевидно, что не «церковные политики» раболепствующие перед богоборческой властью, а сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников взойдя на Голгофу в ХХ веке своею кровью защитили православную веру и церковь в России.

Сегодня, живя в эпоху православного возрождения нам всем необходимо извлечь уроки из Великой русской трагедии ХХ в. Каково же должно быть истинное христианское отношение к государственной власти? Всякая ли власть от Бога?

Христианское отношение к власти. «Власть есть дело Премудрости Божией, а безначалие есть зло и причина беспорядков», писал свт. Иоанн Златоуст. В этом смысле власть установлена Богом для падшего мира после грехопадения с целью его спасения от безначалия, хаоса, анархии и гибели. Источником власти согласно Евангелию является сам Господь Иисус Христос: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18). Всякая же власть противящаяся Богу, Его заповедям, отделяющей себя от Бога и восстающей на Него, является не законной, но богоборческой узурпацией и тиранией. Ибо согласно Евангелию, нет власти, если она отделена от Бога. Именно в этом смысле и следует понимать слова св. ап. Павла: «Всякая душа да будет покорна Высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13: 1).

О христианском отношении к власти лучше всего свидетельствует в Новом Завете сами деяния Апостолов. В них рассказывается о первом гонении и столкновении Апостольской церкви, проповедующей Воскресшего Христа с властью иудейского синедриона в Иерусалиме. «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 27-29). Этот принцип «повиноваться больше Богу, нежели человекам», станет основным принципом христианского отношения к государственной власти. Особенно ярко это проявится в эпоху римских гонений на церковь в течении трёх столетий. Хорошо известно, что в древнем, дохристианском мире государство и власть обожествлялись. Был создан религиозный культ римской империи и римских императоров. Христианство принесло радикально новое отношение к государству и светской власти. Оно выступило против обожествления земной власти против культа «царебожества» римских императоров и тирании. С момента Крещения и Миропомазания, христиане как царственное священство почитали Господом Иисуса Христа как своего единственного Царя и Бога. Они воздавали, как учил Христос: «Кесарю - кесарево, а Богу - Божье», и в силу этого отказывались признавать римского императора «божеством». Христианство выступало против тирании и самого государства, обожествленного языческой религией. Тоталитаризму обожествленного государства христиане противопоставляли Царство Господа Иисуса Христа заповеданного Евангелием: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Христиане были готовы идти на страдания, муки и смерть, но отказывались приносить ритуальные жертвы царебожескому культу императоров и языческим римским богам. Севастиан, военачальник римского императора Антония, сообщает свт. мч. воину Виктору около 150 года от Р.Х.: «Мы получили от императора распоряжение, в котором он приказывает вам, христианам, принести жертвы нашим богам; непослушных же подвергнуть тяжким мучениям». Святой Виктор отвечает: «Этому безбожному повелению смертного царя не окажу я никакого послушания и не исполню его воли, потому что есть у меня «Бессмертный Царь и Спаситель мой Иисус, Царство Его бесконечно, и творящий волю Его получит жизнь вечную; а у смертного царя вашего и царства временно, и исполняющий его безбожную волю погибнут навеки».

В истории христианства отношение церкви к власти и государству были сформулированы свт. Августином Блаженным в его знаменитой работе «О граде Божьем». В ней он писал о том, что природа церкви -града Божия и государства-града земного не только различны, но и противоположны. Государство возникло в результате грехопадения и убийства Каином Авеля. От Каина (построившего первый город) и каинитов идет история государства, основанного на насилии, преступлениях и завоеваниях. Римская империя, как государство возникло в результате захвата и порабощения Римом различных стран и народов. В отличии от государства, церковь - есть град Божий, она основана на жертвенной любви к Богу и людям, начиная от Авеля и до Христа. Только то государство и власть, по словам свт. Августина Блаженного могут быть признаны законными, которые служат Богу и не нарушают канонов церкви. Если же государство и власть отделяют себя от Бога и выступают против церкви, то они становятся преступными и орудием дьявола, которые ничем не отличаются от шаек разбойников. Свт. Августин приводит в своей книге «О граде Божьем» рассказ о том, как пойманный пират на суде у императора Александра Македонского сказал ему:»Ты император потому, что у тебя целый флот, а я пират, потому что у меня всего один лишь корабль. Лишь в этом между нами разница».

Церковь по мысли свт. Августина Блаженного уже теперь в истории есть царствие Христово и поэтому царская и любая мирская власть должны подчиняться ей. Как, например это произошло в V веке в истории с императором Феодосием Великим. Свт. Амвросий Медиоланский не пустил в храм императора Феодосия, за учиненную по его приказу резню в Фессалониках, где было перебито 7 тысяч человек. За это свт. Амвросий наложил епитимью на императора, отлучив его от святого Причастия. Император Феодосий подчинился. В течении 8 месяцев он не присутствовал на богослужении в церкви, пребывая вместе с кающимися. И уже потом, после публичного покаяния был принят свт. Амвросием в церковное общение. В истории, писал свт. Августин Блаженный, постоянно происходит борьба града земного - государства с градом Божьим - церкви. Государство и власть нередко видят в духовной власти своего соперника и поэтому часто стремятся поработить церковь Христову. Государство и власть по своей природе тяготеют к абсолютизму и тоталитаризму. Не случайно в дохристианском мире идеалом было именно тоталитарное государство. О таком «идеальном государстве» писали великие мыслители античного времени, такие как Платон. Победа, одержанная христианством в IV веке над язычеством, означало и победу церкви Божией над обожествленным государством и императорской властью. Однако, в истории нередко происходили рецидивы язычества, делались попытки подчинить церковь государству и светской власти. В VIII веке церковь была вынуждена бороться с так называемым «цезаропапизмом» византийских императоров-иконоборцев. В 730 году император Лев III Исавриец, как «царь-иерей» издал указ против иконопочитания. С этого времени начались гонения на православие и церковь, которые будут продолжаться долгие десятилетия. Церковь решительно выступила против ересей «цезаропапизма» и иконоборчества. В неделю Православия она анафематствовала Льва III со словами: "Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловредному, демонскому слуге, богопротивному врагу Божией церкви, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таиники их - Анафема!»

Отношение Церкви к власти в России. О христианском отношении к власти в России впервые в XVI в. писал прп.Иосиф Волоцкий в своей книге «Просветитель». «Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего неверие и хула - такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель», а потому ему не надлежит повиноваться... «Ведь всякий царь или князь, живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно найдет на него гнев Господень. Говорю же вам это, цари и князья, писал прп. Иосиф Волоцкий, не от себя, но получив вразумление от Бога...».

На практике, христианское отношение к власти, в истории России, ярче всего появилось в XVI в. в эпоху опричного террора царя Ивана Грозного. Предстоятель русской церкви святитель митрополит Филипп бесстрашно обличая тиранию «царебожества» и террор говорил: «Не могу повиноваться повелению твоему паче, нежели Божьему». «Всемилостивейший царь и великий князь, доколе ты хочешь лить неповинную кровь твоих верных людей и христиан? Доколе неправда будет царить в русском царстве? Татары и язычники, весь свет говорит, что у всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет; во всем свете преступники, которые ищут милосердия у властей, находят его, а на Руси нет милосердия и для невинных и праведных. Подумай о том, что хотя Бог возвысил тебя в мире, ты все же смертный человек, и Бог взыщет с рук твоих невинную кровь. Камни под ногами твоими, если не живые души, возопиют и будут обвинять тебя и судить; Я должен сказать это тебе, по повелению Божию, хотя бы меня за это постигла смерть».

В ХХ веке после падения монархии в России власть в 1917 году оказалась захвачена большевиками - самыми богоборческими и антихристианскими силами. Которые тут же начали невиданные до этого в истории России жесточайшие гонения на православную церковь и веру. В связи с этим патриарх Тихон (Беллавин) от лица Поместного Собора в начале 1918 года выступил с обличительным посланием, в котором он анафематствовал богоборческую власть и всех, кто пошел у неё на поводу. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь, то что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятью потомства в жизни настоящей - земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Однако, гонения на веру и церковь в России продолжались на протяжении всего советского периода, начиная с 1917 года и почти до конца 1980 годов. Во времена гонений, в конце 20-х годов в Русской церкви появляется два различных отношения к богоборческой власти. Одно из них получило название «сергианство» по имени митрополита Сергия (Страгородского). В печально знаменитой «Декларации 1927 года» он признавал советскую власть для церкви своей, не смотря на гонения. Впоследствии он неоднократно признавал её «богоустановленной». Другим отношением к богоборческой власти в истории Русской церкви стало «иосифлянство». Это было широкое движение тех епископов, священников, монашествующих и православного народа, кто во главе с митрополитом Иосифом (Петровых) выступал против порабощения церкви богоборческой властью. «Если и все церкви отберут от нас, тогда мы будет совершать молитвы в подвалах тайно. При гонении на веру Христову, подражая первовековым христианам, мы пойдём с радостью на костры и в тюрьмы, писали иосифляне, но не допустим добровольно, чтобы в Церкви Божией был хозяин коммунист Тучков. За свободу Церкви мы готовы умереть». Сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников мужественно взошли на Голгофу, пролили свою кровь и тем спасли Православную Веру и Церковь в России. «Кровь мучеников - семя христианства», писал Тертуллиан. Только с 1917 по 1941 годы в результате кровавых гонений, двух «пятилеток безбожия» было уничтожено 130 тысяч представителей только духовенства, не считая многих сотен тысяч мирян. За один только 1937 год было расстреляно более 85 тысяч духовенства. При этом многие священники, монашествующие и миряне погибли в концлагерях на каторжных работах и от болезней. Всех их невозможно сосчитать. К концу 30-х годов в результате гонений церковь фактически стала катакомбной. Многие священники и монахи были вынуждены из-за гонений уйти в катакомбы на нелегальное положение. К 1942 году в ходе так называемой «2-ой пятилетки безбожия» советская власть планировала полностью уничтожить церковь как и саму христианскую религию в СССР. Но грянула Великая Отечественная война, которая помешала планам богоборческой власти до конца уничтожить церковь. С 1943 по 1948г.г. наступил краткий период «мирной передышки». В эпоху «построения коммунизма» начинаются новые «хрущевские гонения». В эти годы было закрыто 10 тысяч храмов, а также многие монастыри, семинарии. Делами церкви в это время фактически управляла не патриархия, а председатель «Совета по делам религии» В.А. Кураедов. «Состав постоянных членов Синода, равно как архиерейские назначения зависят в настоящее время от председателя «Совета по делам религии» в гораздо большей степени, чем они зависели в царской России от обер-прокурора Синода», писал в своем обращении к священноначалию Московской патриархии архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев). Владыка Ермоген открыто и мужественно боролся за освобождение церкви от порабощения её атеистическим государством. В 1965 году он составил заявление на имя патриарха Алексея I (Симанского) с предложением изменить «Положение об управлении Русской Православной церкви», принятое в 1961 году под давлением властей. В 1967 году владыка Ермоген послал ещё одно письмо, в котором указывал на тягостное положение церкви, произвол гражданских властей и бездействие руководства патриархии. В результате под давлением «Совета по делам религии» епископ Ермоген был отправлен на покой и фактически заключен под строгий надзор в Жировицком монастыре вплоть до своей кончины в 1978 году.

В 1965 году группа священников выступила с открытым письмом к патриарху в защиту церкви от притеснений со стороны властей, а также против сервилизма, т.е. угодничества священноначалия перед богоборческой властью. «Ныне в русской церкви создалось такое положение, при котором ни одна сторона церковной жизни не свободна от активного административного вмешательства со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, его уполномоченных и местных органов власти, вмешательства, направленного на разрушение Церкви... Сугубая вина Церковного Управления состоит в том, что оно пошло по пути подчинения неофициальным устным распоряжениям, которые, в нарушение гласного советского законодательства, Совет по делам Русской Православной Церкви избрал средством систематического и разрушительного в жизнь Церкви». О бедственном положении церкви в Кировской области писал в открытом письме в 1966 году Борис Талантов. За что он, больной пенсионер, будет арестован и заключен в тюрьму, где и скончается как исповедник веры и защитник церкви в 1971 году. Болью за дальнейшую судьбу русской церкви, порабощенной властью, проникнуто известное «Великопостное письмо» А.И.Солженицына, направленное в 1972 году патриарху Пимену. «Всё церковное управление, писал он, поставление пастырей и епископов всё также секретно ведется из Совета по делам. Церковь, диктаторски руководимое атеистами - зрелище, невиданное за два тысячелетия! Какими доводами можно убедить себя, что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов - есть наилучшее сохранение её? Сохранение - для кого? Ведь уж не для Христа. Сохранение - чем? Ложью? Но после лжи - какими руками совершать Евхаристию? Святейший Владыка! Не пренебрегите моим недостойным возгласам. Может быть, не всякие семь лет Вашего слуха достигнет и такой. Не дайте нам предположить, не заставьте думать, что для архипастырей Русской церкви земная власть выше небесной, земная ответственность - страшнее ответственности перед Богом».

В 60-80 годах XX века началось религиозное возрождение и христианско-диссидентское движение в среде интеллигенции. В это время появляются нелегальные религиозно-философские семинары, кружки по изучению основ православия и религиозно-политические общества. Заметным событием в истории христианско-диссидентского движения в России станет создание в Ленинграде в 1964 году «Всероссийского социально-христианского союза освобождения народа». ВСХСОН создавался с целью свержения коммунистической власти и построения в России христианского государства. В него входило более 60 человек. Ячейки Союза находились кроме Ленинграда, также в Москве, Петрозаводске, Томске, Иркутске и др.городах. Был разработан Устав и программа. Она включала создание христианско-социального государства, которое опиралась на три главных принципа: христианизацию политики, христианизацию экономики и христианизацию культуры. В феврале 1967 года ВСХСОН был разгромлен КГБ. В 70-х годах усилились религиозно-философские искания среди интеллигенции. Появились подпольные религиозно-философские семинары, изучающие наследие русских мыслителей: А.Хомякова, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Н.Бердяева и др. Духовные поиски среди интеллигенции привели часть её к созданию в 1974 году «Христианского семинара по проблемам религиозного возрождения». «Россия ныне переживает религиозное возрождение», предсказанное ещё святыми подвижниками и религиозными мыслителями, писали участники христианского семинара. «Жертвенная кровь Церкви стала семенем нашего возрождения, а условия гонений определили его вынужденно сокрытый характер». Своей главной целью участники семинара ставили служение делу духовного возрождения России. Подобные христианские семинары возникали во многих местах в 70-80 годы. Участники их изучали Священное Писание, Святоотеческое Богословие, Историю Церкви, апологетику, литургику в форме цикла лекций, докладов и сообщений. Эти семинары и различные религиозные общества подготавливали православное возрождение, которое начнется в нашей стране в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси.

Несмотря на жесточайшие гонения, продолжающиеся почти весь ХХ век, Церковь в России одержала победу над атеистическим государством и богоборческой властью. Врата адовы не одолели её! В 1991 году произошло падение богоборческой власти в нашей стране и Русская Церковь обрела долгожданную Свободу.

В 2000-м году на юбилейном архиерейском соборе в Москве Православная Церковь прославила Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских, как явленных, так и неявленных. Это стало несомненно Торжеством Православия и Победой Веры над безбожием. В том же 2000-м году была впервые принята социальная концепция Русской Православной Церкви. В ней, в частности, в разделе «Церковь и государство», говорится: «Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ её чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания». В ней также говорилось: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Сегодня мы живем в эпоху Православного Возрождения, и нам необходимо извлечь уроки из трагической истории отношений между церковью и властью в России в минувшем веке. И будем помнить о том, что свободу Церкви даровал нам своею кровью Христос-Спаситель: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своей Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков» (8-е прав. III Вселенского Собора).