Юрий богатырев биография личная жизнь дети. Биография. Другие фильмы с Юрием Богатыревым

Юрий Георгиевич Богатырёв (2 марта 1947 г. - 2 февраля 1989 г.) - советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1988).

Богатырёв Юрий Георгиевич родился 2 марта 1947 года в районе Болдерай города Риги.
Отец - Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели в Москву, в распоряжение штаба МВФ.

В детстве любимым занятием будущего актера был кукольный театр, другим увлечением - рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актеры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актера, выступали в Домах культуры.

В 1967 году поступил в Щукинское училище на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьезных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые ».

В 1974 году вышел фильм « », в котором актер сыграл Егора Шилова - человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съемки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актер ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.
В 1980 году снялся в картине «Родня », еще одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика - мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьет теща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребенок. Богатырев сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.
В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырева во МХАТ. Некоторое время актер играл в двух театрах.
Последний фильм Юрия Богатырёва - "Дон Сезар де Базан ", в котором артист исполнил роль короля.
После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.

Жизнь Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова , с которой они встречали Новый 1989 год, последний в жизни актёра.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре - отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.
Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.

Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв. Похоронен на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).

Богатырёв всю жизнь мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. Накануне похорон Юрия, его друзья сшили тёмно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И положили его к актёру в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершённой жизни.

Открылась выставка уже без Юрия. В том же 1989 году, в Ленинграде. А теперь её можно увидеть в Самаре.
Так или иначе, выставка его картин стала посмертной, а роли, написанные специально для Богатырёва, воплотили на экране другие. Например, ему предназначалась роль генерала Радлова в "Сибирском цирюльнике", замысел которого возник у Никиты Михалкова ещё в восьмидесятые.
Из тайника в его квартире бесследно исчезло несколько тысяч долларов - тот самый гонорар. Не менее загадочная участь постигла и богатырёвские картины: из сотен рисунков всего восемь работ хранится в Музее Бахрушина, несколько осело у близких друзей, местонахождение остальных до сих пор неизвестно.

Материалы с сайта www.peoples.ru

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы - в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.
Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.
Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. ...Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны ». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих ». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.
Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино » (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня » (1981).
К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана » (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).
Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви », вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.
Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.
Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан », в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.
Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».
С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся - зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно - пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова... На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства - светлые и чистые.
Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.
Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет - Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга » Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно - мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался...

Фиктивная жена?

Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой...
В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

Вспоминает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари - жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» - когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет, и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот... Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».
Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

Еще одна сторона жизни

Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания.
Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой...
А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно... Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все... Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился... Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка... Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"...».

Трагическая развязка

Настоящего Богатырева не склеишь, как ни старайся, из обаятельного Егора Шилова из "Свой среди чужих, чужой среди своих ", очаровательного мерзавца Ромашки из "Двух капитанов", смешного зятя героини Мордюковой Стасика из "Родни". Его экранный образ чаще всего обманчив. В атлетически сложенном теле билось уязвимое, больное сердце.
Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова .

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении - ведь они ошиблись... Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь...
Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».

Фильмография:

1970 Спокойный день в конце войны
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1974 Таня
1975 Раба любви
1975 Там, за горизонтом
1976 Два капитана
1976 Мартин Иден
1976 Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 Объяснение в любви
1978 Двенадцатая ночь
1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1979 Отпуск в сентябре
1979 Последняя охота
1980 Глубокие родственники
1980 Мой папа - идеалист
1981 Две строчки мелким шрифтом
1981 И с вами снова я...
1981 Родня
1982 Время для размышлений
1982 Нежданно-негаданно
1983 Где-то в губернском саду ("Кое-что из губернской жизни")
1983 Карантин
1983 Уникум
1984 Злой мальчик
1984 Мертвые души
1984 Чужая жена и муж под кроватью
1987 Доченька
1987 Кувырок через голову
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Полет птицы
1988 Презумпция невиновности
1989 Дон Сезар де Базан

02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва

Народный артист России (1988)

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года.

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981).

К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский , Анна Самохина, Игорь Дмитриев , Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.

Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало.

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей , Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская , Светлана Крючкова … На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Объяснение в любви 1977 г

...Мелодрама 1977 Производительность: "Ленфильм", СССР Режиссёр: Илья Авербах Фильм поставлен по мотивам прозы Е.Габриловича Актёры: Юрий Гончаров, Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Светлана Крючкова, Николай Ферапонтов, Никита Сергеев, Кирилл Лавров, Иван Бортник, Елена Санько, Денис Кучер, Даша Михайлова, Бруно Фрейндлих, Ангелина Степанова, Анатолий Коваленко Сценарий: Павел Финн Оператор: Дмитрий Долинин Художник: Владимир Светозаров Филиппок, так прозвали героя картины друзья, был наделен от природы самой неромантической внешностью. Он носил очки, лицо было округло, наивно, чуть ли не глуповато. От него так и веяло добротой и светом, и был он крайне неприспособлен к практической жизни, но порядочен, скромен, честен. Он писал, и не потому, что мечтал о славе и богатстве, а потому что не мог, наверное, не писать. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь "сделать из него человека". Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги и не нужен был бы фильм.

Биография, история жизни БОГАТЫРЕВА Юрия Георгиевича 02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва Народный артист России (1988) Детство Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл. Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина "Современник" По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично»

Кино В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981). К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Карелова. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова)

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин

Трагедия жизни Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной. Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен»

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!». Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало

Личная жизнь Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые. Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном»

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно

Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами – даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет – Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался… Фиктивная жена? Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой… В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно. Вспомиает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь»

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Неадежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Брий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой

Еще одна сторона жизни Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания. Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой… А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка… Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"…»

Трагическая развязка Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни»

Сегодня героем нашей статьи станет великолепный и знаменитый советский актер. Его имя хорошо известно зрителям старшего поколения. Это Богатырев Юрий Георгиевич.

Детские годы

Юрий Богатырев появился на свет второго марта тысяча девятьсот сорок седьмого года в Риге. Его отец - военный моряк, мама - домохозяйка. Позднее семья перебралась в Ленинград, а еще позже - в Москву. В детстве мальчика называли девчоночником. И все потому, что Юра был очень нежен и изящен. К тому же он предпочитал дружить с соседскими девочками.

Надо отметить, что Юрий Богатырев, биография которого с детства была связана с творчеством, любил организовывать и принимать активное участие в самодеятельных театрах. Он любил сам делать из старых маминых платьев кукол, шил занавес, распределял между подружками роли.

В средней школе Юрий Богатырев увлекся рисованием. Окончив восьмой класс, он поступил в художественное училище им. М. И. Калинина. Довольно часто студентов вывозили на этюды в подмосковные леса. В одной из этих поездок он познакомился с юными актерами из театра-студии Владимира Штейна «Глобус». Именно благодаря этому знакомству юноша подал документы в знаменитое Щукинское училище.

«Современник»

Через пять лет дипломированный молодой актер Юрий Богатырев поступил на работу в знаменитый театр «Современник». В это же время в труппу пришли Райкин и Фокин. В коллективе Юру приняли очень тепло. Всем было ясно, что к ним в коллектив пришел талантливый и перспективный актер. Молодой человек был удивительно добрым и открытым. В театре его любили. Начинающего актера отличала удивительная ирония. Это довольно редкое актерское качество.

Кино

Юрий Богатырев, фильмография которого довольно обширна, дебютировал как киноактер в 1970 году. Это была небольшая роль в знаменитом фильме Н. С. Михалкова «Спокойный день в конце войны». Настоящую известность Юрий Богатырев, актер разносторонний и безгранично одаренный, познал через четыре года. Это произошло после выхода в прокат знаменитого вестерна «Свой среди чужих, чужой среди своих». Картина переносит нас в далекие 20-е годы, в небольшой южный российский городок. Богатыреву была предложена одна из главных ролей - красноармейца Шилова, с которой актер блестяще справился.

Сотрудничество с Михалковым

Кинокритики и рядовые зрители отмечают, что свои лучшие драматические роли Юрий Богатырев сыграл в фильмах Никиты Михалкова. Многие помнят его образ Штольца в киноленте «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979 г.), Сержа в «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1976 г.), Стасика в драме «Родня» (1981 г.).

В конце 70-х и начале 80-х годов Юрий Богатырев, фото которого вы видите в этой статье, был уже общепризнанным мастером кинематографа. Подтверждение этому - блестяще исполненная роль негодяя Ромашова в фильме «Два капитана» (1976 г.).

«Объяснение в любви» (1977-1978 гг.)

Многие специалисты считают очень значительной роль Филиппка, которую сыграл Юрий Богатырев в этой ленте. Картина охватывает историю страны почти за 50 лет. На экране мы видим пустынную Москву 20-х годов, коллективизацию, ударные стройки 30-х годов, трагедию военного времени, самый большой праздник - День Победы.

Красной линией через весь фильм проходит история любви талантливого журналиста Филиппа и его вечно хлопочущей по хозяйству жены Зиночки, которая всегда готова изменить мужу.

Мастер перевоплощений

Талантливый художник-портретист, оригинальный прозаик, Юрий Богатырев обладал необыкновенным даром ко внешнему и внутреннему перевоплощению. В нем удивительным образом сочетались богатство средств выражения и простота актерского мастерства. Он одинаково гениально справлялся с комедийными и драматическими ролями.

Всенародный любимец

Не будет преувеличением утверждение, что Богатырев был любимцем миллионов почитателей кино в Советском Союзе. Однако сегодняшнему зрителю трудно представить себе, что столь популярный и известный человек может иметь столь тяжелую и трагичную жизнь. Его немногочисленные истинные друзья вспоминают, что у Юрия было слишком много завистников среди коллег. Завидовали его невероятной популярности, тому, что у него было множество ролей, что Юрий Богатырев, фильмография которого была мечтой многих менее удачливых актеров, был по тем временам одним из самых богатых актеров. Завидовали даже тому, что он был одинок.

Богатырев с 1976 года работал во МХАТе. Подлость и лицемерие, зависть и интриги, царившие в то время в труппе, приводили его в ужас. В этот период времени пьянство у мхатовцев считалось нормой.

Актер Юрий Богатырев: личная жизнь

К сожалению, в этом плане все складывалось совсем не так, как того хотелось. Юрий Георгиевич так и не смог найти свою вторую половинку. Он всегда пылко влюблялся в своих партнерш по экрану или сцене Елену Соловей, Светлану Крючкову, Анастасию Вертинскую). На каждой из них он мечтал жениться. Но это были лишь светлые мечты, платонические чувства.

Особые отношения связывали его с любимой многими актрисой Они были не просто коллегами, партнерами по сцене. Они были настоящими большими друзьями, родственными душами. У них даже совпадал день рождения, который они всегда старались отмечать вместе.

К сожалению, Юрий Богатырев, которого не сложилась, довольно часто впадал в глубокие депрессии, тяжело переживал свое одиночество.

Существовала еще одна деликатная сторона жизни актера, о которой говорить совсем не просто. Уже в достаточно зрелом возрасте актер обнаружил у себя гомосексуальные наклонности. Из-за этого открытия он сильно страдал и не находил объяснения своей непохожести на других людей. Если учесть, что это произошло довольно поздно, то можно представить, насколько было для него болезненно. Это сейчас некоторые звезды бравируют такой особенностью, а Юрий страдал, много пил, совершал глупые поступки, о которых потом сильно жалел. Его близкие друзья считают, что было бы у Юрия и здоровья больше, и с пьянками было бы покончено, если бы он смирился со своей «странностью».

Фиктивный брак

Несмотря ни на что, в жизни Юрия Богатырева был брак. Многие считают его фиктивным, хотя это не совсем верно. Актриса Театра на Таганке, соседка Юрия по общежитию Надежда Серая оказалась в очень непростой ситуации. После болезненного и очень скандального развода с режиссером Михаилом Хусейном по законам того времени женщину с ребенком должны были выселить не только из общежития, но и из Москвы. В это время Надежда познакомилась с Юрием. Их отношения плавно переросли в любовь. Брак оформили без лишнего шума, многие потом посчитали его тайным. Этот факт своей жизни молодожены скрыли даже от самых близких людей - дочери Надежды Вари и матери Юрия Татьяны Васильевны, которая на тот момент перенесла серьезную операцию.

На том, чтобы сохранить бракосочетание в тайне, настояла Надежда. Пара не стала жить вместе: в крошечной комнате существовать втроем было невозможно. Они решили подождать, пока девочка немного подрастет и появятся деньги на приобретение более комфортного жилья. Однако довольно быстро чувства стали охладевать, и их отношения постепенно прекратились. Маме Юрий так и не успел рассказать о своем браке. После смерти сына она увидела штамп о регистрации в паспорте, Надежда сказала ей, что брак был фиктивным.

Звания

В 1981 году Юрий Георгиевич был удостоен звания Заслуженного артиста России, а в 1988 году он стал Народным артистом. После получения званий актер, наконец, получил свое первое жилье - на улице Гиляровского однокомнатную квартиру. Однако, к сожалению, пожить в ней Юрию Георгиевичу долго не пришлось.

Юрий Богатырев - художник

В последнее время актер много работал. Помимо своей основной деятельности, он увлеченно рисовал композиции на темы любимых пьес и фильмов, портреты. В середине января 1989 года он стал готовить свою первую персональную художественную выставку. Юрий Богатырев тщательно отбирал работы, придумывал названия. Выставка должна была начать работу 6 февраля 1989 года в Но к ужасу многочисленных поклонников в этот день Москва хоронила любимого актера. От чего умер Юрий Богатырев? Причина его смерти долгое время интересовала почитателей таланта популярного артиста. Выставка открылась без Юрия, но не в Москве, а в Ленинграде. Сегодня ее можно увидеть в Самаре. Специально написанные для актера роли сыграли другие актеры. К примеру, роль генерала Радова в «Сибирском цирюльнике» предназначалась Богатыреву.

Трагическая кончина

Многих поклонников таланта актера до сих пор волнует вопрос, как умер Юрий Богатырев. Причина смерти была известна на следующий день после трагедии.

Незадолго до этой даты Богатырев получил довольно крупный гонорар за фильм «Очи черные». По этому поводу 1 февраля 1989 года он пригласил в свою квартиру компанию, чтобы отметить это событие. Поздно вечером ему стало плохо с сердцем. Вызвали «скорую помощь», и приехавший фельдшер (на сердечный приступ!), пытаясь спасти жизнь актера, ввел ему в сердце препарат, который несовместим со спиртными напитками. Смерть наступила мгновенно. Так, из-за нелепой ошибки и непрофессионализма в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не стало 41-летнего талантливейшего человека.

Актер всегда мечтал сыграть Обломова. Накануне его похорон друзья сшили бордовый «обломовский» халат, «подстарили» его в театральных мастерских и на похоронах прикрыли ноги актера этим символом его несбывшейся мечты. Похоронен Юрий Богатырев на Ваганьковском кладбище.

Странные обстоятельства

После смерти актера из его квартиры таинственным образом исчезла крупная сумма денег. Это как раз сумма последнего гонорара. Такая же загадочная участь коснулась и картин Юрия. Из сотен его работ всего восемь хранятся в несколько работ остались у близких друзей. Где находятся остальные, неизвестно до сих пор.

Последние роли

«Полет птицы»

В 1988 году Юрий Богатырев снялся в двухсерийном художественном фильме «Полет птицы». Это экранизация повести «Платок на стене» Е. Габриловича. События фильма относятся к тридцатым годам. Лена Храпова приехала в Москву из провинциального города. Она не поступила на юридический, как того хотела мама, а пошла в театральное училище. Главную роль поэта сыграл Юрий Богатырев.

«Презумпция невиновности» (1988 г.)

Приключенческий детектив. У известной эстрадной звезды в поезде «Красная стрела» пропал пиджак и документы, без которых зарубежные гастроли невозможны. Два безбилетчика представились следователями и начали собственное расследование…

К сожалению, слишком рано этот талантливейший человек ушел из жизни, но роли, сыгранные ним, навсегда останутся в истории отечественного кинематографа.

  • Советский актер кино и театра.
  • Юрий Богатырев родился в семье военного, офицера военно-морского флота, в Риге. В 1953 году отца перевели служить в Москву. В детстве Юрий ярко проявлял творческую индивидуальность — придумывал и ставил кукольные спектакли, рисовал.
  • Из интервью Юрия Богатырева: «Мой отец — военный, и наша семья много перемещалась по стране. Родителям я обязан тем, что они приучили меня к трудолюбию. Благодаря этому я считаю себя самостоятельным. Не любил мыть полы — мама заставила. И не считаю зазорным то, что умею гладить. Кстати, все это реализуется в профессии. Говорят, мой Мартен Иден (в одноименной экранизации повести Джека Лондона) в сцене, когда он гладит белье, водит утюгом весьма уверенно».

  • Студенческие годы Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • После окончания восьми классов, в 1964 году, по совету учителя рисования Юрий Богатырев поступил учиться в Художественно-промышленное училище имени Калинина на специальность художника по коврам. Училище он не закончил — его целиком захватил театр. Но при этом рисование осталось увлечением на всю жизнь. В 1965 году он стал принимать участие в спектаклях детского кукольного театра «Глобус» , актеры не только играли на сцене, но и посещали театры, кино, Дом актера.
  • И уже в 1967 году поступил в Щукинское училище. Его педагогом был Юрий Катин-Ярцев , а сокурсниками — Константин Райкин , Наталья Варлей . Юрий Богатырев был одним из заметных и популярных, несомненно талантливых студентов, на которых равняются.
  • Натальи Варлей вспоминает: «Мы старались говорить как он, шутить как он. При этом над ним и немножко подтрунивали».

  • Театральная карьера Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • В театр «Современник» он пришел в 1971 году, вместе с Валерием Фокиным и Константином Райкиным .
  • Из интервью Виталия Вульфа: «В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степени его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез…».

  • В первые году Юрию Богатыреву не давали серьезных ролей, однако затем он стал появляться в крупных ролях, среди них роль герцога Орсино в спектакле «Двенадцатая ночь» по Шекспиру и роль Марка в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
  • В 1977 году по приглашению Олега Ефремова он перешел в театр МХАТ, хотя некоторое время принимал участие и в постановках «Современника». Одной из его лучших театральных ролей считается роль Клеанта в спектакле «Тартюф», который поставил Анатолий Эфрос .
  • Из интервью Александра Калягина: «Эта роль - самая скучная в пьесе Мольера: моралист, который бесконечно много говорит, всех наставляет. Но Юра играл такого… пустозвона! Звон стоял от его морали, абсолютный дурак, который не понимает, что несет и где несет. А с какой скоростью это говорилось! Его Клеант багровел, синел...»

  • Кинокарьера Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • Его первым появлением в кино стал дипломный фильм Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» (1970 год). А всесоюзная слава пришла в 1974 году, после выхода фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» , где он сыграл роль Шилова , которого несправедливо обвинили в предательстве.
  • Никита Михалков стал главным режиссером для Юрия Богатырева — актер снялся в пяти его картинах и высоко ценил Михалкова как режиссера и как организатора.
  • Из интервью Юрия Богатырева (о Никите Михалкове): «Умение сплачивать вокруг себя единомышленников, талантливых людей. Необычайная работоспособность, умение сделать точный отбор, глубокую разработку всех сцен. С актерами он начинает трудиться задолго до съемочного периода, много репетирует. И на площадку мы выходим подготовленными, «размятыми». Отсюда и быстрота, и качество».

  • Никита Михалков ценил в Юрии Богатыреве умение вжиться в любой образ, артистическую многогранность. В ролях, которые Юрий Богатырев сыграл в фильмах Михалкова, он побывал и суперменом, и растяпой, и практичным сухарем. Чтобы похудеть для съемок в «Свой среди чужих...» питался капустными котлетами, выучился ездить на лошади, а для роли Стасика в «Родне» наоборот набирал вес.
  • Картины Юрий Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • На протяжении всей своей актерской карьеры Юрий Богатырев много рисовал. Он делал портреты друзей, наброски, этюды.
  • Из интервью Юрия Богатырева: «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений, - признавался Богатырев. - Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию».
  • 6 февраля 1989 года должна была открыться его персональная выставка в Бахрушинском театральном музее, но присутствовать на открытии он не смог...
  • Личная жизнь Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • Юрий Богатырев не стремился создать семью. Он часто влюблялся в женщин, но эти влюбленности носили платонический характер, сродни восхищению. Женат он был лишь один раз и это был фиктивный брак с актрисой театра на Таганке Надеждой Серой — ей замужество дало возможность остаться в Москве… Познакомились они в театральном общежитии, где жил Юрий Богатырев. Молодые не стали съезжаться, заводить совместное хозяйство.
  • В 80-х годах начался черный период жизни Юрия Богатырева — он разочаровался в театре, стал употреблять слишком много спиртного и антидепрессантов, сильно располнел, начались проблемы со здоровьем. К тому же он осознал свою гомосексуальную ориентацию, и страдал из-за этого.

    В 1988 году Юрий Богатырев получил звание народного артиста РСФСР.

    Вслед за этим ему, наконец, дали отдельную квартиру. Но прожил он в ней совсем немного. Скончался Юрий Богатырев 2 февраля 1989 года, от остановки сердца. Его могила находится на Ваганьковском кладбище.

Фильмография Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • 1970 — Спокойный день в конце войны — немец
  • 1972 — На дне — полицейский пристав
  • 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — Егор Шилов
  • 1974 — Таня — Андрей Тарасович
  • 1975 — Раба любви — Владимир Максаков
  • 1975 — Там, за горизонтом — Дмитрий Жерехов
  • 1976 — Мартин Иден — Мартин Иден
  • 1976 — Два капитана — Михаил Ромашов
  • 1976 — Когда-то в Калифорнии — Твинг
  • 1976 — Вечно живые — Марк
  • 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Сергей Павлович Войницев (Серж)
  • 1977 — Объяснение в любви — Филиппок
  • 1977 — Нос — царь Николай I
  • 1978 — Двенадцатая ночь — герцог Орсино
  • 1977-1979 — Открытая книга — Андрей Львов
  • 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Андрей Штольц
  • 1979 — Последняя охота — Сергей
  • 1979 — Отпуск в сентябре — Анатолий Саяпин
  • 1980 — Мой папа — идеалист — Борис Петров
  • 1980 — Мятеж — Фурманов
  • 1980 — Глубокие родственники — Юрик
  • 1980 — Странный отпуск
  • 1980 — Восьмой день творения
  • 1981 — Две строчки мелким шрифтом — Тишков
  • 1981 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 — Вулф
  • 1981 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 — Никитин
  • 1981 — Родня — Стасик
  • 1981 — Театр по Салтыкову-Щедрину
  • 1981 — Великие имена России. Станиславский — рассказчик-комментатор
  • 1981 — И с вами снова я… — царь Николай I
  • 1982 — Время для размышлений — Андрей
  • 1982 — Старинный детектив — друг Дюпена, Семсон
  • 1982 — Возчик Геншель — Зибенгар
  • 1982 — В. И. Ленин. Страницы жизни — Илья Николаевич Ульянов
  • 1982 — Нежданно-негаданно — Илья Петрович, нотариус
  • 1982 — Полёты во сне и наяву — озвучил роль скульптора
  • 1983 — Карантин — дедушка
  • 1983 — Уникум — Павел Егорович Перебереев
  • 1983 — Кое-что из губернской жизни — Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
  • 1983 — Человек из страны Грин — Урбан Футроз
  • 1984 — Мёртвые души — Манилов
  • 1984 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 — полковник Ролинг
  • 1984 — Чужая жена и муж под кроватью — Бобыницын
  • 1984 — Злой мальчик
  • 1985 — Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) — писатель
  • 1987 — Очи чёрные — предводитель дворянства
  • 1987 — По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
  • 1987 — Первая встреча, последняя встреча — майор Гей
  • 1987 — Кувырок через голову — Стурис
  • 1987 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 — прокурор
  • 1987 — Доченька — Ипатов
  • 1988 — Презумпция невиновности — Козинец
  • 1988 — Полёт птицы — Разлогов
  • 1989 — Дон Сезар де Базан — король Карлос II.