Жестикуляция у шумер жесты шумерских скульптур значение. Культура шумеров – бесценный вклад в историю - Искусство. Династия Ахименидов Персидская или Иранская империя

Месопотамия (Двуречье) – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной или Передней Азии). Один из древнейших очагов цивилизации.

Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории.

Обе реки для Месопотамии - то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Сказочно плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.
Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами. Южная часть Двуречья была очень заболочена.
Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет. Здесь – города-государства. Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.

Бронзовый век на Ближнем Востоке

Зиккурат в Уре - памятник шумерской архитектуры бронзового века.
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
2. Средний бронзовый век (2000-1600 д.н.э)
3. Поздний бронзовый век (1600-1200 д.н.э)
Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.
Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Периодизация

1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э.
3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.

Религия
Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
Письменность – клинопись. Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.

Искусство Шумера

5 тыс. – 2400 г. до н.э.

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.
В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.
Шахматные поля – горы.

В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.
Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.


Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)
Был побелен известью – отсюда название.



Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.


На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.


Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.
Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.




Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.
Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).


, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей


Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.


Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.



Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

Шумеро-Аккадское искусство

2400 – 1997 гг. до н.э.

Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.

Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.


Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
Суровая властная личность.



Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов.
Построчное повествование.
Ясность композиции.
Гордость торжества над врагом.
Над гигантской фигурой царя только звезды.

Город Лагаш (шумерские земли)

В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.
Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.
Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.




Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.
Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.
Чередование подчеркивалось раскраской:
- Нижняя терраса была окрашена черным битумом,
- вторая – облицована обожженным красным кирпичом,
- третья была побелена.
Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.
Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.



Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.


Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)
Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).
И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.


. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.


. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.


Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.


Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.





Искусство Нового Вавилона

Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.
Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.




Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня . 1563

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.


Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.


Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.


Изображено было шествие львов, быков и драконов.



Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

Династия Ахименидов
Персидская или Иранская империя

539 - 330 гг. до н.э.



Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.
Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.




Культура шумера - считается первой цивилизацией на Земле. Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры племена кочевников, обитавшие в Азии, как предполагается, образовали на землях Междуречья первые рабовладельческие государства. Была образована шумерская культура, в которой были еще сильные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе с многочисленными раздробленными государствами начало свое развитие и искусство шумеров, впоследствии оказавшее сильнейшее воздействие на искусство всех существовавших после народов и государств. Искусство шумера и аккада, народов, заселявших Двуречье, было не только уникальным и самобытным, оно было первым, поэтому его роль в мировой истории невозможно переоценить.

Культура шумера - первые очаги

Первыми среди прочих возникли такие шумерские города, как Урук и Лагаш. Именно они стали первыми оплотами развития культуры шумер. В дальнейшем определенные экономические и политические причины вынудили небольшие города-государства объединяться в более крупные образования. В большинстве своем эти образования происходили при помощи военной силы, о чем свидетельствуют немногочисленные артефакты шумер.

Примерно во второй половине третьего тысячелетия , можно сказать, что культура человечества, пережила ощутимый скачек в своем развитии, причиной которого стало образование единого государства на землях Междуречья под управлением царя Саргона I. Сформировавшееся аккадское государство представляло интересы рабовладельческой верхушки. В те времена культура шумера в буквальном смысле зависела от религии, а основным элементом культурной жизни являлось жречество и связанные с ним многочисленные празднования. Вера и религия представляли собой поклонение сложному культу богов и обожествление правящего царя. Значительную роль в культуре шумер и их религии играло поклонение силам природы, являвшееся пережитком общинного культа животных. Культура шумера аккадской эпохи творила лишь то, что получало снисхождение религиозных деятелей, поэтому не удивительно, что большая часть древних шумерских образцов искусства - это мифологические сказания и фрески с изображениями богов. Древними мастерами, рукой которых создавалась культура шумера, боги изображались в виде зверей, зверолюдей и фантастических существ с крыльями, рогами и другими элементами, присущими скорее обитателям фауны, чем людям.

Именно в этом период, в период смут, экономической и политической нестабильности, стали закрепляться первые черты древнего искусства, начала образовываться культура шумера, живших в Двурьчье в районе рек Тигр и Евфрат. Древний мир был далек от человечности, присущей современным людям, он был далек от того, что мы рисуем в своем воображении. Та культура шумера, что существовала на самом деле, опиралась на необычную архитектуру дворцовых и храмов построек, на украшения, скульптуру и живопись, основной целью которых являлось прославление богов и правящего царя. Зодчество, культура шумера и их быт, обусловленное военной доктриной существовавших городов-государств, носило исключительно крепостной характер, жизнь была жестокой и беспощадной к людям, о чем свидетельствуют остатки городских сооружений, искусство древних шумеров , оборонительные стены, с предусмотрительно возведенными башнями и останки людей, на тысячи лет похороненных под завалами.

Основным материалом для возведения городов и величественных сооружений в Междуречье служил кирпич-сырец, в более редких случаях обожженный кирпич. Культура шумер разработала действительно уникальный способ строительства, главная его особенность заключается в том, что в большинстве своем древние постройки возводились на искусственных платформах. Эта уникальная черта культуры шумер объясняет необходимостью изоляции жилых, религиозных и каких бы то не было еще построек от затопления и сырости. Не в меньшей степени шумерами двигало желание показать себя перед соседями, сделав постройку видимой со всех сторон. Окна архитектурных образцов древнего искусства встраивались в верхнюю часть одной из стен и были настолько узкими, что едва пропускали свет. Культура шумера и архитектура развивалась таким способом, что основным источником света в их постройках зачастую выступали дверные проемы и специально сооруженные отверстия на потолке. Основные институты шумерской культуры славились своим мастерством и необычным подходом, так, обнаруженные и сохранившиеся в неплохом состоянии на юге сооружения имели открытый и на удивление большой внутренний двор, вокруг которого группировали мелкие постройки. Такой способ планировки обуславливался климатическими условиями Междуречья, запредельно высокими температурами. В северной же части древнего государства, что создала культура шумера, были обнаружены постройки совершенно иной планировки. Это были жилые дома и дворцовые здания, лишенные открытого двора, их место занимала крытая центральная комната. В некоторых случаях сооружения были двухэтажными.

Шумерская культура и образцы искусства древнего народа

Ярким примером искусства, присущего шумерскому народу, является древнее храмовое зодчество, развивавшееся в городах третьего тысячелетия до нашей эры. Одним из таких храмов, что построила шумерская культура, был храм, а ныне развалины в Эль-Обейды. Сооружение, посвященное богине плодородия Нин-Хурсаг, датируется 2600 годом до нашей эры. Согласно проведенным реконструкциям храм располагался на возвышенности, искусственной платформе, сложенной из утрамбованных плиток. Стены согласно традициям были поделены вертикальными выступами, снизу они были окрашены черным битумом. Присутствовал архитектурный ритм и в горизонтальных сечениях, однако, достигался он совершенно иными способами, что разработала шумерская культура, например при помощи многочисленных горизонтальных сечений.

Именно в этом храме впервые был применен рельеф и именно для него впервые были созданы скульптуры. Шумерская культура, древние мастера создали львов, располагавшихся по бокам от входа. Скульптуры были выполнены из дерева, покрытого слоем битума и медными листами тонкой чеканки. В дополнение в глаза, язык и другие элементы статуи льва были инкрустированы цветные камни, придававшие им яркий и запоминающийся вид.

Вдоль лицевой стены храма, в нишах между выступами располагались вырезанные из меди фигурки быков. использовала определенный набор материал и редко изменяла своим традициям. Верхняя часть стены была украшена тремя фризами, находившимися на небольшом расстоянии друг от друга. Один из них был барельефный и содержал изображения медных быков, другие два были плоскими с мозаичным рельефом из белого перламутра и черных шиферных пластин. Шумерской культурой при помощи такого контраста материалов создавалась уникальная цветовая гамма, перекликавшаяся, как с цветом платформ, так и со стилистикой самого храма.

На одном из фризов храма были изображены сцены обыденной, бытовой жизни жителя древней империи, возможно, они насилии какое-то культурное значение или же шумерская культура, создавая их, преследовала неизвестные ученым цели. Еще один фриз содержал изображение священных птиц и животных. Техника инкрустации, впервые опробованная древними шумерами, также была применена при создании фасада и колон храма. Одни из них были декорированы цветными камнями, раковинами и перламутром, другие - металлическими плитками, крепившимися на гвоздях.

Отдельного внимания и похвалы заслуживает медный барельеф, располагавшийся над входом в храм. Шумерская культура славилась завидными мастерами, однако, здесь древние зодчие превзошли сами себя. Этот барельеф, местами переходивший в округлую скульптуру, содержал изображение орла с головой льва, когтящего оленей. Подобные изображения были обнаружены на стенах сразу нескольких других древних храмов, что создала шумерская культура в районе третьего тысячелетия до нашей эры. Важной особенность рельефа над входом является практически идеально симметрическая геральдическая композиция, ставшая впоследствии характерным признаком переднеазиатского рельефа.

Шумерской культурой был создан зиккурат - совершенно уникальный тип религиозных построек, занимавший знаковое место в архитектуре целого ряда древних государств и империй. Зиккурат всегда возводился при храме главенствующего местного божества и являлся высокой ступенчатой башней, сложенной из кирпича-сырца. На вершине зиккурата, что создавала шумерская культура, располагалась небольшая постройка, именовавшаяся “жилищем бога”. Шумерский народ с завидной регулярностью сооружал подобные конструкции, служившие святилищем территориальных богов, все они были на исключение грандиозны.

Искусство шумеров в архитектуре

Лучше других зиккуратов во множество раз сохранился оный в Уерт. Этот зиккурат/храм был возведен в 22-21 веках до нашей эры, точнее в течение этих столетий была произведена его реконструкция и достройка. Искусство шумеров при строительстве этого зиккурата и при его реконструкции проявило себя по максимуму. Зиккурат состоял из нескольких, предположительно трех, массивных башен, сооруженных одна над одной, образовавших широкие террасы, соединенные лестницами.

В основании зиккурата находился прямоугольник со сторонами 65 и 43 метра, стены достигали 13 метров в высоту. Общая высота постройки, созданной искусством шумеров, - 21 метр, что равняется современному среднестатистическому 5-7 этажному дому. Внешнее пространство зиккурата либо отсутствовало в принципе, либо специально ограничивалось до небольшой комнаты. Все башни зиккурата в Ура были разных цветов. Нижняя башня была цвета черного битума, средняя - красной, цвета естественного кирпича, верхняя же башня была белой.

Искусство шумеров чтило свои традиции, развивавшиеся на протяжении многих столетий в древнем государстве. На террасе, располагавшейся на вершине зиккурата (жилище бога), происходили всевозможные ритуальные мистерии и проводились религиозные празднования. В то же время в неурочный час зиккурат, как уникальный образчик искусства шумеров, служил своеобразной обсерваторий для древних жрецов, являвшихся по совместительству астрономами. Монументальность, которую развивало искусство шумеров, достигалась при помощи простых форм и объемов, а также очевидностью пропорций, создававших впечатление грандиозного сооружения и величественной архитектуры. По впечатлениям зиккурат сравним с пирамидами в Египте, по впечатлениям, но не по пропорциям.

Искусство шумеров южной стороны Двуречья, коей являлись города Лагаш и Ур, выделялось целостностью использовавшихся каменных блоков и своеобразной трактовкой необходимости использования декоративных элементов. В большинстве своем местная скульптура - это приземистые фигуры, в которых отсутствует шея и присутствует клювообразный нос в сочетании с большими глазами. Искусство шумеров северной части страны (городища Хафадж и Ашнунак) отличалось наличием более вытянутых пропорций, детальной проработкой деталей и натурализмом, граничащим с безумием; идеальные тела и удивительно странные носы и лица в целом, как пример.

Особого внимания среди прочих особенностей, что выработали институты шумерской культуры , заслуживает металлопластика и смежные с ним виды ремесленных изделий. Находки металлических изделий, датируемые 26-27 веком до нашей эры, свидетельствуют о классовой дифференциации и о культе мертвых, добравшемся аж до искусства империи шумеров. Роскошная утварь, украшенная цветными камнями, в одних гробницах граничит с бедностью других захоронений. Среди особо ценных изделий, обнаруженных в могилах, выделяется золотой шлем царя тончайшей работы. Искусство шумеров создало этот ценнейший образчик и поместило на вечный упокой в могилу правителя Мескаламдурга. Шлем воспроизводил парик золотого цвета с мельчайшими инкрустациями. Не менее ценен и золотой кинжал с ножнами филигранной вырезки, обнаруженный все в той же гробнице. Кроме того, в гробницах были обнаружены выполненные из золота изображения животных, фигурки и прочие ценные изделия. Некоторые из них принимали форму быка, другие - это простые кольца, серьги и бусы.

Древнейшее в истории искусство шумера и аккада

В гробницах города Ура были найдены многочисленные, однако, все близкие по стилистике образцы мозаичных изделий. Искусство шумера и аккада изготавливало их в огромнейших количествах. Наиболее примечательным образцом является так называемый “штандарт”, такое имя археологи дали двум продолговатым прямоугольным пластинам, укрепленным в положении наклона. Сделан этот “штандарт”, которым могла гордиться культура древнего шумера, из дерева, и покрыт кусочками ляпис-лазури на фоне и раковинами в виде фигур, вследствие чего образуется прекраснейший орнамент. Поделенные на несколько ярусов пластины согласно уже устоявшейся на тот момент традиции содержали изображения, картины, битв и сражений, в которых учувствовало прославленное войско Ура. “Штандарт” искусства шумера и аккада изготавливался с целью прославить правящих правителей, одержавших столь значимые победы.

Наиболее же примечательным образцом скульптурного рельефа шумер, то, что создало искусство шумера и аккада, является стела Эаннатума, именуемая “Стела Коршунов”. Этот памятник был сооружен в честь победы правителя города Лагуша над своими врагами и над городом Уммой в частности. Изготовлен он был приблизительно в 25 веке до нашей эры. Сегодня стела, которую созидала культура шумерской цивилизации , имеет вид обломков, однако, даже они дают возможность изучить и определить основные принципы монументального искусства и рельефа, свойственные шумерам. Изображение стелы разделено несколькими горизонтальными линиями, по которым построена композиция. Отдельные зачастую разновременные изображения показаны в образующихся пояс, открывая наглядное повествование о тех или иных событиях. Что примечательно, искусство шумера и аккада создало стелу такой, что головы изображенных людей всегда или почти всегда находятся на одном уровне. Исключением являются только головы бога и царя, подчеркивающие их божественное происхождение и возвещающиеся надо всеми.

Человеческие фигуры на изображение совершенно одинаковы, они статичны и зачастую принимают одну и ту же позицию: ноги и голова повернуты в профиль, в то время как плечи и глаза - в фас. На лицевой стороне “Стелы Коршунов”, которую создала культура аккада и шумера, красуется изображение большой фигуры верховного бога города Лагаша, бог держит сеть с собранными в ней врагами правителя Эаннатума. На обратной стороне, что логично, во главе своего войска изображен великий царь, шествующий по трупам павших врагов. Надпись, имеющаяся на стеле, раскрывает содержание, как самих изображений, так и в целом роли сеты, она описывает победу войска Лагаша и прославляет мужество царя, лично командовавшего войском и принимавшего непосредственное участие в сражении.

Особое значение для культуры, которую представляет искусство шумера и аккада , имеют памятники глиптики, резные камни, амулеты и печати. Эти элементы зачастую выступают в качестве заполнителя пробелов, вызванных отсутствием как таковых памятников монументальной архитектуры. Эти глиптики позволяются ученым представить и смоделировать этапы развития искусства Междуречья, а вместе с тем и самого древнего государства шумеров. Изображения на печатях-цилиндрах зачастую отличаются выдающимся мастерством исполнения, которым не могло похвастаться раннее искусство шумер и аккад, развивавшееся на протяжении первых нескольких столетий в истории государства. Они, выполненные из совершенно разных каменных пород, некоторые - из более мягких, другие изготовлены, наоборот, из твердых (сердолик, гематит и прочие), являются ценнейшим образчиком навыков зодчих первой цивилизации на Земле. Что удивительно все они изготавливались при помощи простейших приспособлений, что придает им еще большую важность.

Печати-цилиндры, которые создала культура древних шумеров, отличаются разнообразием. Любимыми сюжетами древних мастеров являются мифы о Гильгамеше, герое шумер, обладавшем невероятной силой, смелость, смекалкой и ловкостью. Встречаются и другие содержания, представляющие более высокую ценность для современных исследователей, в частности те, что повествуют о событиях великого потопа, описанного в единичных мифах шумерского народа. Также учеными было обнаружено несколько печатей, в которых рассказывается история полета местного героя Этаны на орле к небесам за особой травой, способной воскрешать людей.

Печати, как и в целом, культура шумера, изобилуют условностями. Схематичные фигуры людей, животных и даже богов, низкая детализация изображений, стремление покрыть изображение ненужными, зачастую глупыми элементами декора. В печатях, рельефах, барельефах и прочих образцах древнего ремесла художники стараются придерживаться схематичного расположения фигур, при котором головы изображенных людей фиксируются на одном уровне, а тела находятся, если не в одинаковых, то в схожих позициях. Исключением являются единичные образцы искусства, представляющие особую ценность, которые в первую очередь несли своей целью прославление великого Гильгамеша. Если разбираться это, наверное, одна из популярнейших тем, которые развивало шумерское искусство, к сожалению, она дошла до наших дней в единичных экземплярах, что не уменьшает роль и влияния, оказанных шумерским народом на развитие последующих культур.

В начале 3 тысячелетия до н.э. рост классовых противоречий привел к образованию в Двуречье первых небольших рабовладельческих государств, в которых были еще очень сильны пережитки первобытно-общинного строя. Первоначально такими государствами стали отдельные города (с прилегающими сельскими поселениями), обычно расположенные в местах древних храмовых центров. Между ними шли непрекращавшиеся войны за обладание главными ирригационными каналами, за захват лучших земель, рабов и скота.

Раньше других на юге Двуречья возникли шумерийские города-государства Ур, Урук, Лагаш и др. В дальнейшем экономические причины вызвали тенденцию к объединению в более крупные государственные образования, что обычно совершалось при помощи военной силы. Во второй половине 3 тысячелетия на севере возвысился Аккад, правитель которого, Саргон I, объединил под своей властью большую часть Двуречья, создав единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство. Царская власть, представлявшая интересы рабовладельческой верхушки, в особенности со времени Аккада, стала деспотической. Жречество, являвшееся одной из опор древневосточной деспотии, разработало сложный культ богов, обожествило власть царя. Большую роль в религии народов Двуречья играло поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п.

В этот период закрепляются основные черты, характерные для искусства Двуречья раннерабовладельческой эпохи. Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.

Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. Жилые дома иногда были и двухэтажными, с глухими стенами на улицу, как это часто бывает и поныне в восточных городах.

О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.); посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Согласно реконструкции (впрочем, не бесспорной), храм стоял на высокой платформе (площадью 32x25 м), сложенной из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и святилища в соответствии с древнешумерийской традицией были расчленены вертикальными выступами, но, кроме того, подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Создавался ритм вертикальных и горизонтальных сечений, повторявшийся и на стенах святилища, но в несколько иной интерпретации. Здесь вертикальное членение стены прорезывалось по горизонтали лентами фризов.

Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа (древнейшая привратная скульптура) были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого по слою битума медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик.

Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков (илл. 16 а). Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. Таким образом создавалась цветовая гамма, перекликавшаяся с окраской платформ. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение (илл. 16 б), на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные.

Техника инкрустации была применена и при выполнении колонок на фасаде. Одни из них были украшены цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикрепленными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками.

С несомненным мастерством исполнен помещенный над входом в святилище медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру; на нем изображен львиноголовый орел, когтящий оленей (илл. 17 6). Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н.э. (на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.), была, видимо, эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.

Шумерийцами был создан зиккурат - своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, - так называемое «жилище бога».

Лучше других сохранился много раз перестраивавшийся зиккурат в Урет воздвигнутый в 22 - 21 веках до н.э. (реконструкция). Он состоял из трех массивных башен, сооруженных одна над другой и образующих широкие, возможно, озелененные террасы, соединявшиеся лестницами. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65x43 м, стены доходили до 13м высоты. Общая высота здания достигала в свое время 21 м (что равняется пятиэтажному зданию наших дней). Внутреннего пространства в зиккурате обычно не было или оно было сведено к минимуму, к одной небольшой комнате. Башни зиккурата Ура были разных цветов: нижняя - черная, обмазанная битумом, средняя - красная (естественного цвета обожженного кирпича), верхняя - белая. На верхней террасе, где помещалось «жилище бога», происходили религиозные мистерии; оно же, возможно, служило одновременно обсерваторией жрецам-звездочетам. Монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов, а также ясностью пропорций, создавала впечатление величия и мощи и являлась отличительной чертой архитектуры зиккурата. Своей монументальностью зиккурат напоминает пирамиды Египта.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно.

Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы - одну, связанную с югом, другую - с севером страны.

Для крайнего юга Двуречья (города Ур, Лагаш и др.) характерна почти полная нерасчлененность каменного блока и очень суммарная трактовка деталей. Преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдены (илл. 18). Скульптурные памятники северной части южного Двуречья (города Ашнунак, Хафадж и др.) отличаются более вытянутыми пропорциями, большей проработкой деталей, стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели, хотя и с сильно преувеличенными глазными впадинами и непомерно большими носами.

Шумерийская скульптура по-своему выразительна. Особенно наглядно она передает униженное раболепие или умиленное благочестие, столь свойственное главным образом статуям молящихся, которые знатные шумерийцы посвящали своим богам. Существовали определенные, установившиеся с глубокой древности позы и жесты, которые постоянно можно видеть и в рельефах и в круглой скульптуре.

Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика я другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 - 26 вв. до н.э., открытых в Уре. Находки в гробницах говорят о классовой дифференциации в Уре этой поры и о развитом культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших здесь массовый характер. Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Очень хорош золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы и другие предметы, поражающие разнообразием форм и изяществом отделки. Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка, украшавшей, видимо, деку арфы (илл. 17 а). Обобщенно, но очень верно передал художник мощную, полную жизни голову быка; хорошо подчеркнуты раздутые, как бы трепещущие ноздри животного. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин. Изображение, повидимому, связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».

В гробницах Ура найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей. Тематика этого «штандарта», призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов» (илл. 19 а, 6). Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (25 в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Стела сохранилась в обломках, однако они дают возможность определить основные принципы древнего шумерийского монументального рельефа. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают наглядное повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Таким приемом подчеркивалась разница в социальном положении изображенных и выделялась ведущая фигура композиции. Человеческие фигуры - все совершенно одинаковы, они статичны, их разворот на плоскости условен: голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи даны в фас. Возможно, что такая трактовка объясняется (как и в египетских изображениях) стремлением показать человеческую фигуру так, чтобы она воспринималась особенно наглядно. На лицевой стороне «Стелы Коршунов» изображена большая фигура верховного бога города Лагаша, держащего сеть, в которую пойманы враги Эаннатума На обороте стелы Эаннатума изображен во главе своего грозного войска, шествующего по трупам поверженных врагов. На одном из обломков стелы летящие коршуны уносят отрубленные головы вражеских воинов. Надпись на стеле раскрывает содержание изображений, описывая победу лагашского войска и сообщая, что побежденные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Большую ценность для истории искусства народов Передней Азии имеют памятники глиптики, то есть резные камни - печати и амулеты. Они часто заполняют пробелы, вызванные отсутствием памятников монументального искусства, и позволяют полнее представить художественное развитие искусства Двуречья. Изображения на печатях-цилиндрах Передней Азии (I class="comment"> Обычной формой печатей Передней Азии является цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные композиции.). отличаются нередко большим мастерством исполнения. Выполненные из различных пород камней, более мягких для первой половины 3 тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тысячелетий до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами, эти маленькие произведения искусства являются иногда подлинными шедеврами.

Печати-цилиндры, относящиеся ко времени Шумера, весьма разнообразны. Излюбленными сюжетами являются мифологические, чаще всего связанные с очень популярным в Передней Азии эпосом о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту, отражает жизненные интересы древних скотоводов Двуречья. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

Древнейшие из известных человечеству поселений относятся к началу IV тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом Телль эль-Убейд , по имени которого получил наименование и весь период . (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли », образовались от накопления строительных остатков.)

Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша , верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях . Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад , Иракский музей; Лондон , Британский музей ; Берлинский музей).

Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы (Багдад, Иракский музей) и имеют тонкие декорации.

Культура шумерийцев второй половины IV тысячелетия до н. э.

Храм в аль-Убайде

Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура (2600 год до н. э.) Он находился на искусственной платформе (площадь 32x25 м) из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Стены храма и платформы по древнешумерийской традиции были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части чёрным битумом , а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожженной глины со шляпками в виде символов богини плодородия - цветов с красно-белыми лепестками. В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55 см. Ещё выше по белой стене, как уже указывалось, на некотором расстоянии друг от друга были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоские, инкрустированные по чёрному шиферному фону белым перламутром . На одном из них целая сцена: жрецы в длинных юбках, с бритыми головами доят коров и сбивают масло (Багдад, Иракский музей). На верхнем фризе по такому же чёрному шиферному фону изображения белых голубей и коров, обращённые ко входу в храм. Таким образом, цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, составляя единое, целостное цветовое решение.

По сторонам входа были помещены две статуи львов (Багдад, Иракский музей), сделанные из дерева, покрытого по слою битума медными чеканными листами. Глаза и высунутые языки львов были сделаны из цветных камней, что очень оживляло скульптуру и создавало красочную насыщенность.

Над входной дверью был помещён медный горельеф (Лондон, Британский музей), переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда , держащего в когтях двух оленей. Вполне сложившаяся геральдическая композиция этого рельефа, повторяющаяся с небольшими изменениями в целом ряде памятников середины III тысячелетия до н. э. (серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены - Париж , Лувр ; печатях, посвятительных рельефах, например палетке, Дуду из Лагаша - Париж, Лувр), и была, по-видимому, эмблемой бога Нингирсу .

Колонки, поддерживавшие навес над входом, также были инкрустированы, одни - цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикреплёнными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выложены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом.

Новым в архитектуре храма в аль-Убайде было использование в качестве декорации здания круглой скульптуры и рельефа, применение колонны как несущей части. Храм представлял небольшое, но нарядное сооружение.

Храмы, аналогичные храму в аль-Убайде, были открыты в поселениях Телль-Брак и Хафадже.

Зиккурат

В Шумере сложился и своеобразный тип культовой постройки - зиккурат , который на протяжении тысячелетий играл, как и пирамида в Египте , очень большую роль в архитектуре всей Передней Азии. Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храм, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.

Скульптура

Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Зданий заупокойного культа, связанных с необходимостью передавать портретное сходство, как в Египте, здесь не существовало. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице , изображали человека в позе молящегося.

Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён). Яркими примерами служат две небольшие статуи: найденная в аль-Убайде фигура начальника житниц города Урука по имени Курлиль (высота - 39 см; Париж, Лувр) и фигура неизвестной женщины, происходящей из Лагаша (высота - 26,5 см; Париж, Лувр). В лицах этих статуй нет индивидуального портретного сходства. Это типичные образы шумерийцев с резко подчеркнутыми этническими чертами.

В центрах северного Двуречья пластика развивалась в общем по тому же пути, но имела и свои специфические особенности. Очень своеобразны, например, статуэтки из Эшнунны, изображающие адорантов (молящихся), бога и богиню (Париж, Лувр; Берлинский музей). Для них характерны более вытянутые пропорции, короткие одежды, оставляющие открытыми ноги и часто одно плечо, и огромные инкрустированные глаза.

При всей условности исполнения посвятительные статуэтки древнего Шумера отличаются большой и своеобразной выразительностью. Так же как и в рельефах, здесь установились уже определённые правила передачи фигуры, поз и жестов, которые переходят из века в век.

Рельеф

В Уре и Лагаше найден ряд вотивных палеток и стел . Наиболее важными из них, середины III тысячелетия до н. э., являются палетка правителя Лагаша Ур-Нанше (Париж, Лувр) и так называемая «Стела коршунов » правителя Лагаша Эаннатума (Париж, Лувр).

Палетка Ур-Нанше очень примитивна по своей художественной форме. Сам Ур-Нанше изображен два раза, в двух регистрах: на верхнем он идет на торжественную закладку храма во главе процессии своих детей, а на нижнем - пирует среди приближенных. Высокое общественное положение Ур-Нанше и его главная роль в композиции подчеркнуты его большим по сравнению с другими ростом.

«Стела коршунов».

В повествовательной форме решена также «Стела коршунов», которая была создана в честь победы правителя города Лагаша Эаннатума (XXV век до н. э.) над соседним городом Уммой и его союзником городом Кишем . Высота стелы всего 75 см, но она производит монументальное впечатление благодаря особенностям рельефа, покрывающего её стороны. На лицевой стороне огромная фигура бога Нингирсу , верховного бога города Лагаша, который держит сеть с маленькими фигурками побеждённых врагов и палицу . На другой стороне, в четырёх регистрах, несколько сцен, последовательно рассказывающих о походах Эаннатума. Сюжеты рельефов древнего Шумера, как правило, или религиозно-культовые, или военные.

Художественное ремесло Шумера

В области художественного ремесла в этот период развития культуры древнего Шумера наблюдаются значительные достижения, развивающие традиции времени Урука - Джемдет-Насра. Шумерские мастера умели уже обрабатывать не только медь , но и золото , и серебро , сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, умели изготовлять изделия с филигранью и зернью . Замечательные произведения, дающие представление о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц» - захоронений правителей города XXVII-XXVI веков до н. э. (I династия города Ура).

Гробницы представляют собой большие ямы прямоугольной формы. Вместе с погребёнными знатными лицами в гробницах много убитых членов их свиты или рабов, рабынь и воинов. В могилы было положено большое количество разнообразных предметов: шлемы, топоры, кинжалы, копья из золота, серебра и меди, украшенные чеканкой, гравировкой, зернью.

Среди вещей погребального инвентаря находится так называемый «штандарт» (Лондон, Британский музей) - две доски, укреплённые на древке. Предполагают, что его носили в походе впереди войска, а может быть, над головой вождя. На этой деревянной основе техникой инкрустации по слою асфальта (раковинами - фигуры и лазуритом-фон) выложены сцены сражения и пира победителей. Здесь та же установившаяся уже построчность, повествовательность в расположении фигур, определённый шумерийский тип лиц и много деталей, документально рассказывающих о жизни шумерийцев того времени (одежда, вооружение, повозки).

Замечательными изделиями ювелиров являются найденные в «Царских гробницах» золотой кинжал с рукоятью из лазурита, в золотых ножнах, покрытых зернью и филигранью (Багдад, Иракский музей), золотой шлем, выкованный в форме пышной прически (Лондон, Британский музей), фигурка осла, сделанная из сплава золота и серебра, и фигурка козы, щиплющей цветы (из золота, лазурита и перламутра).

Красочным и высокохудожественным решением отличается арфа (Филадельфия , Музей университета), открытая в захоронении знатной шумерийки Шуб-Ад. Резонатор и другие части инструмента украшены золотом и инкрустацией из перламутра и лазурита, а верхняя часть резонатора увенчана головой быка из золота и лазурита с глазами из белой раковины, производящей необычайно живое впечатление. Инкрустация на передней стороне резонатора составляет несколько сцен на темы народного сказания Двуречья.

Искусство времени второго расцвета Шумера XXIII-XXI веков до н. э.

Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев - племён, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится к городам Лагашу и Уру .

Лагаш времени Гудеа

Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси ») города Лагаша Гудеа вёл обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.

Скульптура времени Гудеа

При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твёрдого диорита , привезённого издалека.

В конце XXII века до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нём III династии, который возглавил новое шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму . Им был создан один из наиболее ранних сводов законов Хаммурапи .

Архитектура Ура III династии

В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата , который был сооружен в XXII-XXI веках до н. э. Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен чёрным битумом , верхний - побелён, а средний краснел естественным цветом обожжённого кирпича . Может быть, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам древнего Египта.

Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени - стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит ещё от памятников типа палетки Ур-Нанше , а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.

Литература

  • В. И. Авдиев. История Древнего Востока, изд. II. Госполитиздат, М., 1953.
  • Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
  • М. В. Доброклонский . История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина., 1961.
  • И. М. Лосева. Искусство Древней Месопотамии. М., 1946.
  • Н. Д. Флиттнер. Культура и искусства Двуречья. Л.-М., 1958.

Глава «Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)». Раздел «Искусство передней Азии». Всеобщая история искусств. Том I. Искусство Древнего мира. Автор: И.М. Лосева; под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)

В начале 3 тысячелетия до н.э. рост классовых противоречий привел к образованию в Двуречье первых небольших рабовладельческих государств, в которых были еще очень сильны пережитки первобытно-общинного строя. Первоначально такими государствами стали отдельные города (с прилегающими сельскими поселениями), обычно расположенные в местах древних храмовых центров. Между ними шли непрекращавшиеся войны за обладание главными ирригационными каналами, за захват лучших земель, рабов и скота.

Раньше других на юге Двуречья возникли шумерийские города-государства Ур, Урук, Лагаш и др. В дальнейшем экономические причины вызвали тенденцию к объединению в более крупные государственные образования, что обычно совершалось при помощи военной силы. Во второй половине 3 тысячелетия на севере возвысился Аккад, правитель которого, Саргон I, объединил под своей властью большую часть Двуречья, создав единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство. Царская власть, представлявшая интересы рабовладельческой верхушки, в особенности со времени Аккада, стала деспотической. Жречество, являвшееся одной из опор древневосточной деспотии, разработало сложный культ богов, обожествило власть царя. Большую роль в религии народов Двуречья играло поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п.

В этот период закрепляются основные черты, характерные для искусства Двуречья раннерабовладельческой эпохи. Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.

Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. Жилые дома иногда были и двухэтажными, с глухими стенами на улицу, как это часто бывает и поныне в восточных городах.

О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.); посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Согласно реконструкции (впрочем, не бесспорной), храм стоял на высокой платформе (площадью 32x25 м), сложенной из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и святилища в соответствии с древнешумерийской традицией были расчленены вертикальными выступами, но, кроме того, подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Создавался ритм вертикальных и горизонтальных сечений, повторявшийся и на стенах святилища, но в несколько иной интерпретации. Здесь вертикальное членение стены прорезывалось по горизонтали лентами фризов.

Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа (древнейшая привратная скульптура) были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого по слою битума медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик.

Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков. Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. Таким образом создавалась цветовая гамма, перекликавшаяся с окраской платформ. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение, на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные.

Техника инкрустации была применена и при выполнении колонок на фасаде. Одни из них были украшены цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикрепленными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками.

С несомненным мастерством исполнен помещенный над входом в святилище медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру; на нем изображен львиноголовый орел, когтящий оленей. Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н.э. (на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.), была, видимо, эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.

Шумерийцами был создан зиккурат - своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, - так называемое «жилище бога».

Лучше других сохранился много раз перестраивавшийся зиккурат в Урет воздвигнутый в 22 - 21 веках до н.э. (реконструкция). Он состоял из трех массивных башен, сооруженных одна над другой и образующих широкие, возможно, озелененные террасы, соединявшиеся лестницами. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65x43 м, стены доходили до 13м высоты. Общая высота здания достигала в свое время 21 м (что равняется пятиэтажному зданию наших дней). Внутреннего пространства в зиккурате обычно не было или оно было сведено к минимуму, к одной небольшой комнате. Башни зиккурата Ура были разных цветов: нижняя - черная, обмазанная битумом, средняя - красная (естественного цвета обожженного кирпича), верхняя - белая. На верхней террасе, где помещалось «жилище бога», происходили религиозные мистерии; оно же, возможно, служило одновременно обсерваторией жрецам-звездочетам. Монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов, а также ясностью пропорций, создавала впечатление величия и мощи и являлась отличительной чертой архитектуры зиккурата. Своей монументальностью зиккурат напоминает пирамиды Египта.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно.

Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы - одну, связанную с югом, другую - с севером страны.

Для крайнего юга Двуречья (города Ур, Лагаш и др.) характерна почти полная нерасчлененность каменного блока и очень суммарная трактовка деталей. Преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдены. Скульптурные памятники северной части южного Двуречья (города Ашнунак, Хафадж и др.) отличаются более вытянутыми пропорциями, большей проработкой деталей, стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели, хотя и с сильно преувеличенными глазными впадинами и непомерно большими носами.

Шумерийская скульптура по-своему выразительна. Особенно наглядно она передает униженное раболепие или умиленное благочестие, столь свойственное главным образом статуям молящихся, которые знатные шумерийцы посвящали своим богам. Существовали определенные, установившиеся с глубокой древности позы и жесты, которые постоянно можно видеть и в рельефах и в круглой скульптуре.

Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика я другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 - 26 вв. до н.э., открытых в Уре. Находки в гробницах говорят о классовой дифференциации в Уре этой поры и о развитом культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших здесь массовый характер. Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Очень хорош золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы и другие предметы, поражающие разнообразием форм и изяществом отделки. Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка, украшавшей, видимо, деку арфы. Обобщенно, но очень верно передал художник мощную, полную жизни голову быка; хорошо подчеркнуты раздутые, как бы трепещущие ноздри животного. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин. Изображение, по-видимому, связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».

В гробницах Ура найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей. Тематика этого «штандарта», призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов». Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (25 в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Стела сохранилась в обломках, однако они дают возможность определить основные принципы древнего шумерийского монументального рельефа. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают наглядное повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Таким приемом подчеркивалась разница в социальном положении изображенных и выделялась ведущая фигура композиции. Человеческие фигуры - все совершенно одинаковы, они статичны, их разворот на плоскости условен: голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи даны в фас. Возможно, что такая трактовка объясняется (как и в египетских изображениях) стремлением показать человеческую фигуру так, чтобы она воспринималась особенно наглядно. На лицевой стороне «Стелы Коршунов» изображена большая фигура верховного бога города Лагаша, держащего сеть, в которую пойманы враги Эаннатума На обороте стелы Эаннатума изображен во главе своего грозного войска, шествующего по трупам поверженных врагов. На одном из обломков стелы летящие коршуны уносят отрубленные головы вражеских воинов. Надпись на стеле раскрывает содержание изображений, описывая победу лагашского войска и сообщая, что побежденные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Большую ценность для истории искусства народов Передней Азии имеют памятники глиптики, то есть резные камни - печати и амулеты. Они часто заполняют пробелы, вызванные отсутствием памятников монументального искусства, и позволяют полнее представить художественное развитие искусства Двуречья.

Изображения на печатях-цилиндрах Передней Азии отличаются нередко большим мастерством исполнения. (Обычной формой печатей Передней Азии является цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные композиции). Выполненные из различных пород камней, более мягких для первой половины 3 тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тысячелетий до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами, эти маленькие произведения искусства являются иногда подлинными шедеврами.

Печати-цилиндры, относящиеся ко времени Шумера, весьма разнообразны. Излюбленными сюжетами являются мифологические, чаще всего связанные с очень популярным в Передней Азии эпосом о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту, отражает жизненные интересы древних скотоводов Двуречья. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.