Значение литературы в жизни человека. Что такое духовная литература

  • Кроме литературы, чем и дышать,
  • Опускаясь на дно морское…
  • М.Щербаков . Целое лето
  • «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
  • «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов .
  • «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
  • Д.С.Лихачев
  • Стихи русских поэтов о писательском труде, о роли писателей в обществе
  • Иван Бунин
  • Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
  • А.Ахматова
  • Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
  • Б.Пастрнак
  • Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
  • До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
  • Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.
  • Вопросы
  • Почему литературу называют искусством слова ? Покажите на примерах, что такое искусство слова ?
  • Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?
  • Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
  • Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?
  • - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
  • Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  • “Ты хочешь знать, что видел я
  • На воле? - Пышные поля,
  • Холмы, покрытые венцом
  • Дерев, разросшихся кругом,
  • Шумящих свежею толпой,
  • Как братья в пляске круговой.
  • Я видел груды темных скал,
  • Когда поток их разделял,
  • И думы их я угадал:
  • Мне было свыше то дано!
  • Простерты в воздухе давно
  • Объятья каменные их,
  • И жаждут встречи каждый миг;
  • Но дни бегут, бегут года -
  • Им не сойтися никогда!
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
  • Ответить письменно на один из вопросов:
  • Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
  • Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  • Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?
  • Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.
  • Домашнее задание
  • Спасибо за урок!!!

Чтение - важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание - написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека - это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное - та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения - они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии - читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

Роль литературы в жизни человека: аргументы

Итак, почему же в наше время так важно помнить о важности чтения? Многим понравится такой тезис: чтение книг способно снять стресс. Оно переводит читателя в другой мир, где он может отвлечься от повседневных проблем, окунуться на некоторое время в новую атмосферу. Сегодня очень большое количество людей страдают от постоянного стресса. И этот плюс чтения будет оценен теми, кто уже устал каждый день думать о бесконечных проблемах.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал - скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип - «все должно быть в меру».

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы - это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы - это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.

Термин "духовная литература" имеет несколько толкований. Во-первых, это может быть целый ряд книг, призванных побуждать человека к размышлениям о смысле жизни. А в более узком понимании - это труды святых подвижников, в которых они описывают свой жизненный путь. Давайте разберемся, какие книги можно считать духовными.

Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи

Основным критерием духовной литературы можно считать ее соответствие евангельскому духу. Это означает, что все книги подобной тематики должны в первую очередь отражать суть библейских принципов. Духовная литература поднимает извечную проблему бытия, дает ответ на многие философские и религиозные вопросы, а также развивает нравственные качества в характере своего читателя. Помимо всего прочего, подобное чтиво очень часто описывает жизнь святых людей, пророков и всегда проповедует основы той или иной религии. Если говорить простым языком, то духовные книги - это пища для нашей души.

Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.

Особенности нравственной литературы

Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:

  • каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
  • богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
  • богословская литература (теологические трактаты);
  • учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
  • религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
  • религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.

Самые популярные книги на духовную тематику

Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,

Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: "Война и мир" Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, из зарубежной литературы - романы Эрнеста Хэмингуэя ("По ком звонит колокол", "Старик и море"), а также Данте ("Божественная Комедия"), Эрих Мария Ремарк и др.

Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?

Роль духовной литературы в жизни современного человека

Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.

Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.

Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»

г. Тирасполя

РОЛЬ КНИГИ

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

преподаватель спецдисциплин

высшей квалификационной категории

Хильчук О.А.

Тирасполь, 2014

РОЛЬ КНИГИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее».

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель издательского совета Русской Православной Церкви

Ценность – характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности.

Сегодня актуально поговорить о ценности и роли книги в обществе.

С тех пор как зародилось книгопечатанье, книги стали составляющей жизни интеллигенции. Всегда было принято судить об образованности и эрудированности человека по количеству произведений, прочитанных им, но тут важно не только количество, но и качество. Заказать печать произведений может каждый, во всяком случае, сегодня, но это еще не значит, что прочтя его творение, ты приобретешь что-то полезное для себя или узнаешь что-то познавательное. Производство книг – это здоровая составляющая современного общества. Известно, что все художественные и публицистические труды на земле составляют 129864880, общее количество изданий.

Значение книги в жизни каждого человека и общества в целом невозможно переоценить. Известно, что книга как источник и кладезь знаний и опыта может серьёзно влиять на мировоззрение, обогащать человека, а также вызывать сильные эмоции и порождать глубокие чувства и серьёзные размышления.

В книге - весь необъятный духовный мир человечества. Книга конденсирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум человечества. Это могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

С книгами связана очень большая часть нашей жизни, когда не было телевидения, люди черпали свои знания именно из произведений, вместо телесериалов они увлеченно читали Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого или

А.С.Пушкина. Именно произведения великих авторов формировали общественное мнение и могли влиять на судьбу того или иного человека или даже целой нации.

Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений.

Общеизвестно, что жизненные установки и интересы людей разных поколений весьма различны. Значительная ее часть – молодежь – воспитана вне религиозных традиций, однако именно она сегодня обращает свое внимание к вере, любви, справедливости. В этих условиях христианская религия может помочь молодежи в освоении нравственных и моральных норм. Этому же способствует и работа библиотеки. Сосредоточенное в современной библиотеке богатство мировой художественной литературы – неисчерпаемый потенциал для формирования духовной и нравственной культуры молодежи.

Прежде всего, нужно отметить, что такое православная литература? В буквальном переводе с греческого языка Православие означает "правильное учение". Это направление христианства, исповедующее основы добра и миротворчества.

Православная литература – это те книги, которые настраивают человека на духовное спасение души и показывают пути духовного совершенствования.

С чего же нужно начинать православное чтение человеку, который до этого в руках ничего не держал? Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных миссионеров, о том, как они открыли для людей Бога. К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева. Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нем, но мало кто занимается его чтением, а ведь это – основа христианства.

Книга может очень существенно повлиять на человека. Почему? Книга - это самый оптимальный инструмент воспитания, выработанный человеческой культурой. Благодаря хорошим книгам человек может научиться очень многому. Прежде всего, он получает необходимое воспитание чувств - то, что людям не читающим получить больше совершенно неоткуда. Не в Интернете же с его постоянной руганью, скудным и часто буквально заборным лексиконом этому учиться?

Сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Потому, что любая книга – это не только пассивный набор информации, но это определенный взгляд на действительность. Взгляд либо светлый и жизнерадостный, либо взгляд, темный, помраченный грехом и человеческим пороком.

И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной и светлой литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Книга для ПМР, как и для всего христианского мира, значит очень много. Достаточно вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказавшего, что "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4. 4). На протяжении веков именно Слово Божие, как самая важная православная книга, было тем источником, из которого черпали мудрость многие поколения христианских народов.В этом отношении православная книга – это мощный инструмент духовного и нравственного воздействия на душу человека.

Книги в православии отличаются уровнем духовного авторитета. Безусловным авторитетом Слова Божия обладают книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Полезны для назидания книги святоотеческого наследия, богословская литература и прочие церковные издания.

Однако не всякую литературу использующую православную атрибутику можно назвать православной и душеполезной. Напротив, в последнее время появилась масса псевдо-православных книг, содержащих сектантские, раскольнические и маргинальные взгляды. Поэтому для читателя, находящегося в начале пути знакомства с Православием, свой круг чтения желательно определять вместе со священником, осуществляющим его духовное руководство или читать литературу рекомендованную Издательским советом Русской Православной Церкви или благословленную её священноначалием.

Особая и важная тема – это необходимость прививать детям любовь к книгам и вкус к литературе. Важно прививать основы культуры православного христианства с детства. Душа ребенка чиста, в ней нет места скверне, лжи и зависти. Православная литература для детей помогает родителям в воспитании детей во Христе в духе православной веры и христианской нравственности.

В день православной книги - 14 марта, Святейший патриарх Кирилл отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео - все это должно возникнуть в сознании читателя.

«Дай Бог, чтобы вашего внимания достигали хорошие, добрые книги, которые помогали бы вам понять смысл происходящего в мире, помогали понять, что означают подлинные, непреходящие ценности для человека, основываясь на которых, он и способен возрастать как личность, способен участвовать в общественной жизни, способен приносить пользу своему Отечеству», - пожелал Патриарх. Он также от всего сердца пожелал «пользоваться книгой с неизменной радостью, с удовольствием, во благо своей души и на пользу ближних».

Православная литература призвана не только повлиять на ум и расширить кругозор читателя, не только обратить его внимание на круг тех или иных отвлеченных от жизни вопросов, но прежде всего, ввести читающего в духовный мир вечной истины и красоты. Такая книга ставит на первый план в современной запутавшейся аксиологии непреходящие ценности Божественного характера и призывает соотнести с этими ценностями свою жизнь.

Сделать наш мир светлее, добрее и справедливее – вот основная цель, которую ставит православная книга. Мир православной книги – это место, где каждый, кто стремится к истинной вере, может получить ответы на самые важные вопросы.

Уже несколько лет подряд в Приднестровье проходят дни, недели и декады православной книги. В рамках этих мероприятий во всех епархиях проходят круглые столы и конференции, посвященные истории книгопечатания на Руси, вопросам чтения и распространения православной литературы в современном обществе. Организуются творческие вечера и встречи с писателями и поэтами, концерты духовной музыки, а также выставки редких рукописных и печатных книг из фондов областных, краевых и республиканских музеев.

Открываются книжные выставки, на которой представлены раритетные издания православных книг, проходит распродажа церковной литературы, благотворительные акции по сбору и передаче православной литературы в городские и районные библиотеки. Они в свою очередь проводят вечера, посвященные творчеству православных писателей и поэтов С.А. Багнюка, А.А. Мельничук, О.Н. Молчановой.

Глава Тираспольско-Дубоссарской епархии епископ Савва при проведении таких мероприятий отмечал, что «по сути, не только духовная, но любая книга – и художественная, и историческая – может быть православной, если в ней сохранен дух Православия».

Божьей помощи всем в обучении!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001.

    Баренбаум И.Е. История книги: Учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Книга, 1984. - С. 138

    Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Учебное пособие / Под ред. A.А. Говорова. М.: Изд-во МПИ, 1991. – С. 59.

    Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М.: Книга, 1988. - С. 1

    Кацпржак Е.И. История письменности и книги. – М.: Искусство, 1955. - С. 285

    Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.

    Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. – М., 1994

    Нимеровский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. - М.: Просвещение, 1991. - С. 187.

    Интернет – ресурсы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном. Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции. Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой» .

Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в. Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.