Знаменитые художники анималисты. Животные. Истоки и развитие анимализма раздела живописи

Анималиистика (Анималистический жанр, Анимализм) (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, где героями картин художников анималистов являются звери и птицы, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.

Главной задачей анималиста могут быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, изображение антропоморфных персонажей сказок и басен).

Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика. Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля, в искусстве Древнего Востока, Африки, древней Америки, в народном творчестве многих стран.

Истоки этого вида искусства лежат в глубокой древности. Всем известно, что первобытные художники в своих наскальных рисунках изображали именно животных. При этом они старались с максимальной точностью передавать анатомию зверя, грациозность его движений, исходящую от него опасность.

В Древнем Египте анимализм получил новую окраску. Египетские боги часто имели головы и тело животных и птиц. Таким образом, звери превращались в героев мифологических сюжетов. Их изображение носило религиозный характер, и являлось частью египетской культуры.

Изображения животных встречаются у самых разных народов древнего Востока, Африки, Азии и Океании. Образы зверей и птиц можно увидеть на вазах Древней Греции. Их изображения популярны как в живописи, так и в скульптуре.

В Средние века животных стали изображать, как героев фольклора. Это были аллегорические, сказочные изображения.

В Европе анималистический жанр в живописи набирает популярность, начиная с XVII века в Нидерландах и Фландрии, с XVIII - во Франции и России. Даже знаменитые Рембрандт, Да Винчи, Дюрер, Рубенс изображали животных на своих картинах. Позднее, кроме восхищения силой, красотой и ловкостью зверей, характерного для романтизма, стала актуальна тема их точного изучения.

Рис. 71. Альбрехт Дюрер «Заяц», 1502 г.


Рис. 72. Эжен Делакруа «Молодая тигрица со своей матерью», 1798-1863 г.

Пара столетий (XIX и XX) отмечаются пиком популярности этого жанра художественной графики. Советские анималисты в своем творчестве удачно объединяли науку и эстетику. Точное знание мира животных, тесная взаимосвязь с ним переплетались в творческом тандеме с красотой и декоративной привлекательностью образов.

В эпоху Возрождения художники начали впервые рисовать животных с натуры. Делать это было достаточно сложно, ведь в отличие от людей, животные не способны позировать.

Во времена позднего Средневековья излюбленными анималистическими персонажами мастеров кисти становятся собаки - самые верные и преданные друзья человека, помощники на охоте, компаньоны в быту. Некоторые художники, например Веронезе, изображает их и на своих полотнах, посвящённых божественной истории. У этого виднейшего венецианского живописца XVI века собаки присутствуют везде, где ступает нога Спасителя.

В русской живописи образы животных несут определенную смысловую нагрузку. Например, художник Серов, делая иллюстрации к басням Крылова, одевает животных в одежду, придает их образам сатирический подтекст. Животные обретают человеческие черты.

В 19-20 веке у общественности возникает интерес к научному изучению животных – их анатомии, повадок, особенностям существования. Поэтому образы из романтических превращаются в более реальные. Художники учатся с максимальной точностью изображать структуру меха, окраску оперения, части тела и характерные позы животных.

Сегодня анимализм в живописи тесно переплетается с искусством фотографии. Интерес к изображению животных не угасает. Они являются частью живой природы, того прекрасного, которым художники любовались во все времена. Передача образов зверей и птиц в изображении требует особого подхода, тонкого мастерства. Многие картины художников анималистов признаны высокими произведениями искусства.

Основные художники-анималисты:

  • И Юаньцзи (около 1000 - около 1064) - китайский художник, особенно известный за свое мастерство в рисовании обезьян.
  • Чжу Чжаньцзи (1398-1435) - китайский император и мастер рисования собак и обезьян.
  • Альбрехт Дюрер (1471-1528) - немецкий живописец и график.
  • Франс Снейдерс (1579-1657) - фламандский живописец.
  • Ян Вильденс (1586-1653) - фламандский живописец.
  • Ян Фейт (1611-1661) - фламандский художник и гравер.
  • Иван Грот (1717-1801) - российский живописец.
  • Джордж Стаббс (1724-1806) - английский живописец.
  • Эжен Делакруа (1798-1863) - французский живописец и график.
  • Йозеф Вольф (1820-1899) - немецкий график и живописец.
  • Брайтон Ривьер (1840-1920) - английский живописец.
  • Василий Ватагин (1883-1969) - русский живописец и скульптор.
  • Евгений Чарушин (1901-1965) - русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Константин Флёров (1904-1980) - русский палеонтолог, график и живописец, доктор биологических наук.
  • Николай Кондаков (1908-1999) - русский биолог, иллюстратор, кандидат наук.
  • Андрей Марц (1924-2002) - известный советский и российский скульптор-анималист, Заслуженный художник РСФСР.
  • Роберт Бейтман (род. 1930) - канадский художник-анималист.
  • Рьен Пуртвлиет (1932-1995) - нидерландский художник-иллюстратор.
  • Марина Ефремова (род. 1961) - российский художник-анималист.

В изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит во Франции.

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр - картины известных художников тому свидетельство - стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

Анимализм - это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин - величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс - один из самых знаменитых художников анималистического жанра - часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

Изображение животных - самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения - эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

Анималистический жанр в не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, панда, коала и западная горилла.

Одна из главных задач, которые ставит перед собой художница - создать на полотнах мир живых существ, как соседствующих с нами, так и встречающихся лишь там, где редко ступает нога человека. Причем не только тех животных, которые признаны человеком эталонами красоты, и не только тех, которых можно держать в доме, тем более в квартире. Поэтому среди героев ее картин - как милые йорки, мопсы, персидские кошки, волнистые попугайчики, приносящие счастье ибисы, так и далеко не безобидные львы, тигры, ягуары, волки, рыси, орлы.
И пусть кто-то страшится живого ягуара или орангутана - ведь персонаж картины, перефразируя Ивана Бунина, не червонец, чтобы его все любили. Кому-то он может понравиться, кому-то нет - но ведь персонаж картины никогда никого не обидит, не испугает. Более того, персонаж картины никогда уже не поменяет своего настроения, у него не испортится характер, он даже не будет стариться, а навсегда останется жить на холсте именно таким, каким его запечатлел художник. Причем не в случайный миг, как это бывает при фотосьемке, а обобщив свои знания, наблюдения и впечатления, сплавив их в то, что называется художественным образом.
А ведь картины живут сотни, тысячи лет - и когда-нибудь именно по ним наши далекие потомки будут судить о существах, соседствовавших с человеком в конце ХХ - начале XXI века.

Николай ПРОШИН

В оформлении статьи использованы картины Марины Ефремовой: Хаски, 2005 г., холст, масло; Орангутан , 2003 г., холст, масло; Борзые в поле , 2002 г., холст, масло; Старый волк , 2007 г., холст, масло; Белый тигр , 2007 г., холст, масло

Искусство: бизнес или судьба?
Анималистика, - анималистическая живопись и анималистический рисунок, -
несмотря на другие художественные проекты, продолжает оставаться
одним из любимых жанров Марины Ефремовой. И не случайно, что именно
анималистика стала главной темой интервью "Живописная энергетика",
которое взяла у Марины Ефремовой журналист Ольга Волкова.

"Выставка анималистики как художественно-просветительская акция"
Искусствовед Николай Ефремов. Доклад на научно-практической конференции,
приуроченной к 125-летнему юбилею Василия Алексеевича Ватагина
(5 февраля 2009 г. - Государственная Третьяковская галерея;
6 февраля 2009 г. - Государственный Дарвиновский музей)

Ниже представлены некоторые анималистические картины Марины Ефремовой, написанные в 1999-2010 годах. Часть из них находится в частных коллекциях, часть - в коллекции художника.
Картины с собаками: "Бассет-хаунд Васька", "Лежащий йорки", "Портрет йоркширского терьера Лакки", "Белый страж (аргентинский дог)", "Черный страж (ротвейлер)", "Йорки Тофик", "Йорки Маня", "Йорки Чинк", "Портрет Тимони", "Упряжка хаски", "Дворняги", "Поздняя осень", "Борзые в поле", "Портрет немецкой овчарки", "Мопсы", "Портрет ротвейлера", "Сенбернар Ванесса", "Щенок с зайцем", "Щенок боксера", "Бассет-хаунд Арчи".
Картины с кошками: "Кот Тимыч", "Кот Серый", "Кошка Жулька", "Кот Мураш", "Черная хранительница очага", "Белая хранительница очага", "Рыжий кот".
Картины с лошадьми: "Черный конь", "Гнедая".
Картины с дикими животными: "Портрет гориллы", "Ожидание (портрет волка)", "Портрет тигра", "Белый тигр", "Старый волк", "Последний рывок", "Голова бизона", "Мандрил", "Портрет львицы", "Лев и сокол", "Орангутан", "Черный ягуар", "Белек", "Лисица", "Волк", "Портрет волка".
Картины с птицами: "Орел", "Ибис", "Сине-желтый ара", "Кафский рогатый ворон".

Анималистический жанр или анималистика — вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств.

Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, которые освоил человек. Именно образы животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах, оружии и так далее. Анимализм древности часто называют « звериным стилем ». Звериный стиль характеризуется орнаментальностью и стилизованностью образов, которые иногда выглядят весьма абстрактно, а иногда очень реалистично и правдоподобно.

В настоящее время анимализм является не менее востребованным и популярным. Многие художники обращаются к образам живой природы и, в частности, зверям, птицам, земноводным, пресмыкающимся, рыбам, насекомым.

Анималистический жанр — это восхищение художника от окружающего его мира и обилия жизни. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. Сами люди, являясь неотделимой частью природы, и в то же время зачастую негативно влияющих на природу и животных, в глубине души чувствуют своё с ней родство и пытаются выразить его в виде защиты окружающей среды или в виде творчества.

Многие художники, скульпторы и писатели очеловечивают животных, что выражается в аллегориях и символах. Животные на таких картинах обладают человеческим разумом, способны на глубокие переживания и совершают различные предосудительные или достойные поступки. Человек, через предметы анималистического искусства, смотрит не только на красоту живого мира, но и на себя самого, словно через символы кривого зеркала находя в себе и других людях скрытые недостатки и достоинства. Также в анималистике распространён реалистичный и гиперреалистичный стили, когда животные изображаются с повышенным вниманием к мелочам и деталям.

Самыми известными художниками анималистического жанра являются: , Ян Вильденс, Паулюс Поттер, Эжен Делакруа, Филипп Руссо, Евгений Чарушин, Николай Кондаков, Василий Ватагин, Михаил Кукунов, Игорь Скоробогатов и многие другие.

Картины в анималистическом жанре