Что такое настоящий бал? Почувствуй себя аристократом! Как попасть на бал и сколько это стоит

Весна пришла в Москву поздно. Хотя на улицах ещё лежит снег, довольно скоро в школах прозвучит последний звонок, и у десятков тысяч молодых людей начнутся уже не детские хлопоты - сдача ЕГЭ и поступление в вузы. Ну а венец всех школьных тревог и радостей, конечно, выпускной. Правда, теперь на смену бюджетным школьным вечерам пришли выпускные балы, чем дальше, тем больше становящиеся проблемой для не очень обеспеченных родителей.

Бал как явление вообще входит в моду, и, помимо выпускных, проводятся многочисленные реконструкции исторических балов. О том, что же такое настоящий бал и чем он отличается от обычного танцевального вечера, мы поговорили со специалистом по церемониальной культуре России, профессором факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Оксаной Захаровой. Оксана Юрьевна - автор двух книг, посвящённых истории бальной культуры в России, а потому к понятию «бал» она относится с особым трепетом.

- Оксана Юрьевна, что же такое настоящий бал?

Сначала хотелось бы сказать о бальной культуре в России. Всё-таки нужно различать бал и танцевальный вечер. Сейчас балом могут назвать и простую ресторанную вечеринку - когда одни люди едят и кто-то рядом танцует. Такого никогда в России раньше не было.

- То есть бал - это не частная вечеринка…

Бал - это событие в жизни общества и это, прежде всего, церемония. У него было символическое значение, он выражал некую нравственную идею. Когда люди собирались на бал, они демонстрировали себе и миру свою нравственность и свою культуру.

Первые попытки ввести балы на Руси предпринимались ещё Лжедмитрием I. Но тогда это было слишком большим вызовом русской культуре. Сто лет спустя Пётр I вводит ассамблеи - «собрания лиц обоего пола», на которых предписывалось танцевать. Поначалу танцы были наказанием для русской публики, но у этого нововведения была своя идея - во-первых, сблизить все сословия (на балы приглашались не только дворяне), во-вторых, смягчить нравы русских в отношении женщин. И уже тогда существовало различение бала и танцевального вечера. На танцевальном вечере разрешались игры, вокальные номера, не было такого жёсткого дресс-кода… В общем, нынешние балы - это, скорее, танцевальные вечера. Ведь, строго говоря, если ты зовёшь на бал, то должны быть отдельные залы для танцев, игр и ужина, отдельные дамские комнаты, оркестр.

К балу долго готовились, дамы появлялись обязательно в новом платье… Но главное, бал - это не просто развлечение, у бала всегда была идея.

- Какая, например?

Придворный бал - особое явление, это политическое событие. Последний придворный бал в России проводился в 1904 году. Тогда на балу отсутствовал японский посол, что было замечено. В европейских газетах тут же написали, что Россия на грани войны с Японией. Повторяю, бал - это всегда церемониал, и даже в полонезе пары выстраивались строго в зависимости от положения в обществе.

Известны аристократические балы - знаменитые балы Голицыных, Воронцовых, Юсуповых.

Давались и общественные балы - они чаще всего были благотворительными. Кстати, у нас часто об этом забывают, что вход в высшее общество - это как раз занятия благотворительностью. Это было и в Европе, и в России. Во второй половине XIX века в России был бум благотворительных балов, и даже издавались указы, ограничивающие их проведение.

И даже партикулярные балы, которые устраивались частным лицом по случаю семейного торжества, несли определённую идею. Бал - это всегда демонстрация рыцарственности, преклонения перед женщиной. В этом смысл и мазурки, и многих других бальных танцев. Конечно, на танцевальном вечере тоже нельзя хамить дамам, но всё же поведение могло быть более свободным.

- В России довольно сильно реконструкторское движение, поэтому исторические реконструкции балов тоже не редкость. Вы считаете, им не хватает нравственной идеи?

Я знаю многих устроителей этих балов и уважаю этих людей, но одного я никак не могу донести до них. Восстанавливать танцы, костюмы - это хорошо, но чтобы бал действительно «живым», нужна одухотворяющая идея. Понимаете, мы сейчас берём только форму, прежней бальной культуры нет. Почему бы не сделать эти балы благотворительными - тогда бы в их проведении появился настоящий смысл.

- Сейчас слово бал ассоциируется, в первую очередь, со школьными выпускными. Это прощание со школой, с детством. Разве это не идея?

Когда девушка 16-17 лет впервые выезжала на бал - разумеется, в сопровождении маменьки и папеньки - это означало её вступление во взрослую жизнь. Но мне не известно ни одного случая в отечественной истории проведения бала по случаю окончания девушками или юношами какого-либо учебного заведения. Да и в честь чего его проводить? Какой подвиг они совершили?


- Но ведь были и молодёжные балы.

Конечно. Но в этом случае приглашали родителей, преподавателей. Если это женское учебное заведение, со вкусом одетые девочки демонстрировали гостям свои таланты. Устраивались выставки их работ - картин, вышивки, они пели на разных языках, танцевали… На глазах публики девочки и девушки демонстрировали то, чему они научились. А что происходит сейчас?

Какая-то вакханалия, когда детей катают на теплоходах и перекармливают в ресторанах - и всё это почему-то называется балом. Если вы хотите назвать это балом, надо год к этому готовиться. Поверьте, когда приходишь к молодым людям и объясняешь, что такое настоящий бал, они с радостью подхватывают эту идею.

- Сложно представить бал в современной школе - всё равно ведь мало кто умеет хорошо танцевать.

Наши предки считали, что танцы облагораживают человека, а потому они преподавались во всех учебных заведениях Российской империи. Но даже сейчас всё не так уж безнадёжно. На самом деле, достаточно нескольких мастер-классов, чтобы дети смогли участвовать в бале. Не сложно сшить и платье. Было бы ещё лучше, если в наших школах вместо одного урока физкультуры ввели бы урок танцев.

Но главное - я бы изменила сам принцип проведения бала. Что происходит сейчас? Родители сдают тысячи и думают, чем бы потешить чадо, как его развлечь. Я бы сместила акценты: наоборот, сами школьники должны развлекать родителей и учителей. Пусть они сами придумают программу. Какие-то сценки, номера, да пусть будет даже капустник. Я всегда говорю в таком случае детям: «Подумайте, что вы можете подарить светлое и доброе тем людям, которые все эти годы дарили тепло вам. Покажите, что вы можете».

- Но это будет уже не совсем бал…

Конечно, это будет именно выпускной вечер. И вообще, слово бал нужно употреблять осторожнее.

- Получается, настоящих балов в России нет и в ближайшее время не будет?

Конечно, та культура, которая была в России - мы даже представить не можем, насколько она была высокой - утеряна. Но не всё так плохо, шансы на восстановление традиции есть. 19 мая пройдёт XX благотворительный Венский бал в Москве, который будет посвящён героям войны 1812 года. Дебютантов отбирают не по красоте глаз и цвету волос. Меня приятно удивили вопросы об истории, о культуре и традициях. Отбор здесь жёсткий, и традиции - по мере сил - соблюдаются. Стоит только помнить, что это именно Венский бал, а в России была несколько иная бальная традиция.

Академия детского творчества, которая объединяет московские профессиональные художественные коллективы, тоже готовит детско-юношеский бал, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Я сама написала сценарий, мы проводим занятия по бальному этикету и истории. Бал состоится в сентябре, надеюсь, у нас всё получится.

Культура балов в России постепенно восстанавливается, причём происходит это «снизу», стихийно. Пока, правда, на уровне этикета. Это пока что уровень таблицы умножения. Бал как церемониал - это уже высшая математика.

Беседовал Борис Серов

Зима… Время самых коротких дней и самых длинных ночей, серого неба и редкого солнца. Может быть, для того чтобы улучшить настроение, скрасить свою жизнь, ощутить надежду и счастье, и придумали люди А вместе с ним и бал-маскарад.

Как объясняет нам энциклопедия, маскарад - это бал, на котором все присутствующие должны быть с масками на лице и одеты в различные костюмы - национальные, характерные, исторические или какие-то фантастические.

Первые маскарады пришли к нам из Италии и сегодня представляют собой одно из самых популярных и любимых развлечений во всем мире. Маскарад - это не просто настоящий праздник, настоящее гуляние народа с театрализованными представлениями, уличными шествиями, играми и забавами под открытым небом. Еще в Древней Греции, особенно в ее колониях на Сицилии, такие массовые праздники пользовались всеобщим признанием и любовью зрителей.

Если вспомнить историю России, то предками бал-маскарада были народные святочно-масленичные гуляния и выступления скоморохов. Но со временем они изменились, постепенно теряя всенародность. В конце концов в XIX веке гулянье всего народа практически сошло на нет, но появилась такая форма как бал-маскарад.

Эти развлечения проводились в основном среди дворян и были закрытыми. В маскараде полностью исчез какой-то определенный сюжет, каждая маска выбиралась произвольно и вела себя независимо от других. Но все-таки маскарады существенно отличались от обычных балов с их строгим распорядком и этикетом и допускали некоторые вольности.

Современный маскарад проходит у нас в основном зимой - в канун Рождества и Нового года. Он является самым феерическим, полным ярких впечатлений и красок мероприятием. К нему готовятся заранее, организаторы продумывают сценарий, участники шьют костюмы. Обязательный аксессуар праздника - маска.

Организация особенно детского - это очень интересное занятие, которое принесет позитивные эмоции. При подготовке дети сами пишут сценарии, готовят вместе с родителями костюмы, украшают зал, где должно происходить новогоднее «волшебное действо». Юмор, шутки, игры, песни, стихи, загадки - весь арсенал подбирается ребятами. Для них новогодний бал-маскарад становится настоящим праздником веселья и улыбок, где порой происходят самые невероятные приключения.

Если маскарад готовится для взрослых, то здесь все обстоит сложнее. Взрослые уже выросли из того возраста, когда мир кажется радужным. Как же провести, например, чтобы он понравился и запомнился всем. Здесь только один выход - составить сценарий, назначить ответственных за организацию и выделить средства. Именно от последних и будет зависеть выбранный способ организации: или своими силами, или с помощью профессионалов-аниматоров из праздничных агентств.

Праздник, который организует агентство, безусловно, будет идеальным. Шутки аниматоров, красочные костюмы, маски, веселье сделают красочным бал-маскарад. Сценарий проведения карнавала может быть выбран на любой вкус. Однако такое удовольствие не из разряда дешевых. И заказывать массовика-затейника надо заранее, ведь хорошие агентства пользуются в предновогоднее время большим спросом. Но, с другой стороны, незнакомые люди внесут некоторую скованность или их шутки окажутся шаблонными и совсем не смешными.

Так не лучше ли организовать новогодний карнавал своими силами? Чтобы праздник получился, необходимо выбрать группу из работников, имеющих творческий потенциал и умеющих создать праздничную обстановку. Стоимость самостоятельно организованного праздника снизится значительно - ведь он же делается для себя! А отблагодарить артистов всегда найдется масса способов.

Праздничный фуршет можно организовать в ресторане, за городом или прямо в офисе. Заранее надо разослать пригласительные, чтобы создать некую обстановку торжественности. В них можно даже указать, в каком стиле проводится мероприятие. Это может быть бал-маскарад, новогодняя сказка или просто торжество без дресс-кода.

Итак, сценарий написан, утвержден руководством и тысячу раз отрепетирован, елка установлена, помещение украшено, небольшие подарки закуплены. Подготовлены тосты, шутки, анекдоты и забавные истории. Смело можно начинать праздник и веселиться, шутить и танцевать. Ведь есть народная примета - так его обязательно и проведешь!

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» «Мазурка - это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка - это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…» В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Бальная танцевальная программа 1874 года
Полонез
Вальс
Полька
Лансье
Галоп
Вальс
Франсез
Полька
Галоп
Лансье
Вальс
Франсез
Котильон


В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

Общие правила поведения на балу и бальный этикет

Приглашения на бал посылаются не менее чем за 10 дней до его начала.
В разгар сезона этот срок увеличивается до 3 недель.
В первые 2 дня после получения приглашения следует сообщить устроителям бала о своем решении.
Бальный туалет должен быть изящным и одновременно изысканным, отвечать требованиям моды и специально пошитым к очередному балу.
Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.
Жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты- к розовым тканям; жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты - к голубым тканям.
Дамам рекомендовалось держать в руках небольшой букетик цветов.
Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).

На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев

Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.

Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Приглашение на танец (ангажемент)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;
  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.

Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала - дурной тон. Если во время танца сказать нечего,лучше молчать.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. "Как-то княгиня Е.П. Белосельская-Белозерская нарушила этикет.Она явилась на придворный бал в платье лилового цвета с неподходящими украшениями,которые сразу обратили внимание присутствующих,это был своего рода вызов свету.и в свете в течении двух недель обсуждали такое грубое нарушение этикета."


Current Mood: средь шумного бала

Current Music: И.Штраус-сын-вальс Liebeslieder(Песни любви)

Однако настоящей столицей балов можно считать Вену — после венского конгресса 1815 года зарождающаяся буржуазия начала развлекать светскую публику танцами и великолепной музыкой. И даже сегодня Венский оперный бал является важнейшим событием в Европе!

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские — гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал — настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», — писал Пушкин.
Фото:

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов — семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
Фото: Depositphotos

К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда и напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов. Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения.

Балы проходили в специальных залах — апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными, курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала.

В зависимости от повода, программа мероприятия могла варьироваться. Угощение включалось в программу любого бала. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте.

Хозяин и хозяйка принимали гостей у входа. После приветствия гости направлялись в бальный зал. В перерывах между танцами можно было отдохнуть. Было принято ухаживать за теми дамами, с которыми мужчины сидели за столом.



Фото: ru.wikipedia.org

Одежде уделялось особое внимание. Короткие, до колен штаны были дресс-кодом для мужчин до конца 17 столетия, потом появится фрак с белой бабочкой и жилетом. Для дам шились легчайшие наряды — из шелка, газа, кружев. Бальное платье было укороченным, чтобы не мешать в танце. Бальные туалеты для молодых девушек на выданье были выдержаны в светлых тонах. Широко использовались украшения из живых и искусственных цветов. В те времена было не принято юным девушкам надевать дорогие массивные украшения. Нетанцующие дамы приезжали в длинных платьях из тяжелых тканей. Замужние женщины были обязаны появляться в головных уборах — легких шляпах, наколках из кружев или беретах.

Кстати, о беретах. Помните, у Пушкина А. С. «…кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит? Увы, давно я не был в свете ». Евгений Онегин, будучи на балу, не узнал Татьяну Ларину в эффектном головном уборе!

«О, времена! О, нравы! » На дворе двадцать первый век! И вновь появился интерес к балам, и каждый из нас стремится хотя бы раз побывать на таком мероприятии.

2.2.1 Правила проведения бала

Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникала грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в залу до разъезда) соответствовали типовые эмоции, фиксированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, «бальные вольности», которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение «порядка» и «свободы».

Светский этикет строго определял правила проведения бала. Церемониалы балов строго расписывались, не допускались никакие вольности, соблюдался этикет и жесткая социальная иерархия.

В XVIII в. в российскую культуру балов были привнесены игры: карты, лото, фанты. Кроме того, частью бальных развлечений стало новомодное курение. Особое внимание уделялось, конечно, искусству танцев. Открывались специальные школы, состоятельные люди нанимали личных танцмейстеров.

Постепенно обязательным элементом воспитания детей стало обучение бальным танцам, таким, как полонез, контрданс, кадриль, хоровод, трепак и т.д.

Рассмотрим эти правила на примере императорского бала начала XIX века.

Приглашения на императорские балы посылали не позже чем за две недели до начала праздника. Первый бал сезона проходил в Николаевском зале Зимнего дворца, куда приглашали до 3000 гостей. Далее устраивались балы концертные (до 700 человек) и эрмитажные (до 200 человек). Название соответствовало тем залам, которые отводились в Зимнем дворце под танцы.

На придворные балы приглашались гражданские чины с супругами первых четырех классов Табели о рангах (канцлер, действительный тайный советник, тайный советник, действительный статский советник); воинские чины (полный генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор, полковник); придворные (обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-гофмейстер, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер, камергер). Помимо этих сановников на бал приглашались иностранные дипломаты с их семьями, старейшие офицеры гвардейских полков с женами и дочерьми, молодые офицеры - «танцоры» и гости по специальному приказанию императорской семьи. Строго регламентирован был и порядок записи гостей. Гофмаршал двора вел особый реестр приглашенных. Непременным условием приглашения на придворные балы для мужчин было обладание формальным правом быть представленным императору, для дам - предварительное фактическое представление императрице.

Празднество начиналось, как правило, в половине девятого вечера. Опаздывать было не принято. Разосланные Двором повестки являлись официальным приглашением во дворец. Нельзя было перепутать и вход в Зимний дворец, через который гости попадали на бал. Здесь все имело свой порядок: для великих князей - Салтыковский подъезд, для придворных - подъезд их величеств; гражданские чины проходили через Иорданский, а военные - через Комендантский подъезды. Эффектным было убранство дворца и его площади: около Александровской колонны разжигались костры, парадная мраморная лестница затягивалась мягким ковром. Гости проходили между двух шпалер лейб-казаков в бекешах и арапов в больших тюрбанах. Далее их встречали придворные лакеи в белых чулках, в лакированных башмаках и мундирах, шитых галунами с государственным орлом.

Бал открывал церемониймейстер. В его руках жезл - длинная трость черного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом андреевской ленты. Императорская чета выходила из Малахитового зала. Оркестр начинал играть полонез. Церемониймейстер трижды ударял своим жезлом, и танец начинался. В первой паре шел император, как правило, под руку с женой главы дипломатического корпуса. Обер-гофмаршал, окруженный церемониймейстерами, шел впереди царя, как бы прокладывал ему путь. «Придворный полонез являлся настоящим священнодействием», -вспоминал начальник канцелярии Министерства императорского двора А.А.Мосолов 6 .

Далее - вальс. Его открывал кто-то из офицеров гвардии, один из лучших танцоров Петербурга. После мазурки гости переходили в зал, где был приготовлен ужин. Празднество завершалось котильоном. Во время бала лакеи обносили приглашенных конфетами, прохладительными напитками, мороженым. В соседних залах были накрыты столы, украшенные цветами, с различными лакомствами, фруктами, шампанским в ведрах со льдом.