Эссе "человек войны". Сочинение на тему «Человек на войне

Несмотря на то, что человечество не стоит на месте, а постоянно развивается, все мы можем с грустью констатировать, что некоторые чрезвычайно неприятные явления все еще не покинули человеческую жизнь, и остаются крайне актуальными. В таких неприятных и даже постыдных явлений можно с решительностью отнести и войну, которая всегда существовала и убивала людей, но и продолжает существовать и сегодня. Проблема войны даже в современном мире просто огромна. Государства-агрессоры, преимущественно Соединенные Штаты Америки, даже сегодня, не находясь с кем-то в официальных военных отношениях, проводят боевые действия на большом количестве территорий. В результате этих военных действий гибнет множество людей. Может ли человек преодолеть войну? Можно требованиями обычных людей заставить государства, наконец, прекратить воевать?
Всем прекрасно известно, что американский народ совершенно не поддерживает проведение военных действий американской и натовской армий на Ближнем Востоке и в других региона мира. В то же время сопротивление народа Америки войны правительства по всему миру почему-то недостаточно эффективно. Можно сделать в связи с этим вывод, что народ не может повлиять на правительство и заставить его прекратить воевать? Быть может, из этого примера можно признать, что война в понимании правительства гораздо сильнее желаний обычных людей? Что ж, этот аргумент выглядит достаточно убедительным. Впрочем, не стоит преувеличивать силу обычного американского народа по сравнению с их могучим правительством. Думается, что сила человека по сравнению с желанием войны может в некоторых случаях окажется большей степени. Существует множество исторических примеров, когда безответственное правительство делало все, чтобы начать войну. Но вот ответственный народ страны не поддерживал военные действия, оказывал всевозможное сопротивление своему правительству и, в конечном итоге, война так и не имела места.
Поэтому я все-таки остаюсь оптимистом и считаю, что народ может противостоять своему правительству, которое желает войны. Говоря о противодействии человека войне, следует иметь в виду противодействие человека правительства собственной страны. Если народ страны, что состоит из обычных людей, которые в состоянии противостоять собственному правительству и не давать ему начать военные действия, тогда человек является более сильным, чем война. Если же народ отказывается бороться со своим нечестным государством, остается признать, что война победила. В любом случае, как бы там не было, все зависит от конкретного народа и конкретного правительства.

«…Быстро летит время. В памяти стираются воспоминания о прошедших годах. Все меньше становится среди нас ветеранов Великой войны», эти строки все чаще и чаще появляются на страницах периодической печати, звучат с экранов телевидения. Но память о прошлом не должна быть избирательной. Ведь незабываемы подвиги героев фронта, а их слава бессмертна.

Любовь к Родине, верность гражданскому долгу, мужественность, отвага - вот основные черты, на мой взгляд, присущие героям войны. Они глубоко осознавали и общий смысл борьбы, и свою личную ответственность за судьбу страны.

Война – какое страшное слово. Сколько бед и слез приносит она вновь и вновь. Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей, близких. В своем сочинении я расскажу небольшую историю из жизни моей семьи - о моих прадедушке и прабабушке, участниках Великой Отечественной войне.

Кондрашкин Василий Иванович родился в 1918 году селе Раштановка Павловского района. В 1920 году, когда прадеду было два года, умер его отец от воспаления легких. В то время в селах не было врачей и медицинских работников. В два года он остался сиротой. Все тяготы сиротской жизни испытал десятилетний мальчик. С раннего возраста приходилось работать дома по хозяйству: пришлось научиться пахать на лошадях колхозные поля и работать в поле, самостоятельно выращивать хлеб. Убранный хлеб возили на лошадях на станцию Ключики. А со станции возили в бочках топливо для не многочисленных тракторов. Дедушка окончил всего 4 класса сельской школы.

Весной 1938 года был призван на срочную службу и попал на войну с японцами в Манчжурии. После демобилизации вернулся в родное село. В конце 1940 года был призван на военные сборы Барановским РВК и с военных сборов сразу на фронт. Сражаясь под Киевом, был серьезно ранен и направлен в госпиталь. Там за ним ухаживала медсестра Дуся…

Корякова Евдокия Ивановна родилась в 1920 году в Самарской области. Семья у них была большая – отец, мать, Дуся, 3 сестры и четыре брата. Так как Дуся была самой старшей, ей приходилось работать больше всех. У них было строгое воспитание, возможно, это сыграло огромную роль в формировании характера Дуси… Отлично окончив школу, она собиралась поехать в Москву поступать в институт, но узнав о начале войне, Евдокия решает пойти на фронт, не успев объясниться с отцом и матерью…

Пока Василий был в госпитале, они с Дусей поклялись, что по окончании войны найдут друг друга и больше никогда не расстанутся. Затем прадед оказывается в окружении и попадает в плен. 4года он был в немецком плену около города Зальцбург, но он верил и ждал встречи с Дусей. Условия были тяжелые, приходилось работать день и ночь, тех, кто пытался бежать, расстреливали на месте. По окончании войны, Вася отправляется к себе на родину. В небольшой деревне под Саратовом они случайно встречаются с Дусей. Всё это время она надеялась, что он жив и ждала его. Во время войны было не до любви и сердце каждого становилось холодным и озлобленным, дабы дать отпор немцу. Эта встреча помогла растопить их сердца и предаться прекрасному чувству.

После окончания войны они вернулись в Павловский район и создали прекрасную семью, в которой вырос мой дедушка. Уже после войны Василий Иванович был награжден орденом Великой Отечественной войны, работал заведующим фермой. После тяжелых лет войны приходилось восстанавливать все хозяйство.

«Война очень изменила Васю,»- рассказывала его мать моему дедушке. После долгих дней заточения, у него остались привычки пленников. Он был молчалив, всегда ходил, убрав руки назад в замок и не любил вспоминать эти «пять лет серьезной командировки» (слова дедушки Василия).

Эта история передается в нашей семье из поколения в поколения. Мы очень гордимся нашими предками и донесем эти события до потомков. Они нас учат СМЕЛОСТИ, МУЖЕСТВУ, ОТВАГЕ, ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ!

Заявка

на участие во Всероссийском литературном конкурсе

«История моей семьи».

  1. 433810 Ульяновская область, р.п. Николаевка

8-84-247-2-32-12

  1. Кондрашкина Анастасия Юрьевна, 16 лет, МОУ Николаевская СШ
  2. «Военная тайна моей семьи»

Кондрашкина Анастасия Юрьевна

Дата рождения: 30.10.1999г. (16 лет)

Домашний адрес: Ульяновская область, Николаевский район, р. п. Николаевка, ул. Терешковой, 433810

МОУ Николаевская сш

Сочинение

Лучшие и худшие черты, свойства характера человека и народа в целом раскрываются в экстремальных ситуациях. Это общеизвестная истина. К таким ситуациям, в первую очередь, относятся войны.

На долю русского народа их выпало немало. Только в 20 веке нам пришлось пережить несколько революций, много войн, экологические катастрофы, перевороты.

Очень значимым событием в истории России революция 1917 года и гражданская война. Этот страшный период в своих произведениях запечатлели многие писатели — современники тех событий.

А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события — один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.

Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы.

«Белая гвардия» Булгакова — роман, написанный «по ту сторону баррикады», освещает позицию белогвардейцев, прошлую Россию. Это произведение повествует о судьбе интеллигенции в революционные и постреволюционные годы.

В центре повествования находится семья Турбиных. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России. Герои до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив. Алексей и Николка Турбины — истинные представители «белой гвардии». Они отличаются особой порядочностью, чувством долга, ответственностью. Эти люди никогда и ни за что не придадут, не будут стрелять в спину врагу. Поэтому им и их самым близким друзьям дико и непонятно все творящееся в России.

Алексей Турбин — один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать не удается. Они в составе разрозненных офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга. Это не в правилах русского офицерства.

Великая Отечественная война стала страшным испытанием для наших дедов и прадедов. Но она помогла понять, еще раз осознать, насколько русские — сильная нация, богатая не только материально, физически, но и духовно.

Литература, посвященная Великой Отечественной, — подтверждение тому. Так, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказывает о событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у командира под началом только шесть молодых хрупких девушек.

Васков вобрал в себя лучшие качества воина, готового подставить себя под пули, но спасти девушек и выполнить свой долг: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винто¬вочки или нет. Бьют — значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!»

И они держали до последнего вздоха. Разной была их смерть: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась привести подмогу. Галю Четвертак скосила автоматная очередь. Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины. Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненой Риты Осяниной.

Автобиографическая повесть К. Воробьева «Это мы, господи!» была написана в 1943 году, когда группа партизан, сформированная из бывших военнопленных, вынуждена была уйти в подполье. Ровно тридцать дней в литовском городе Шяуляй Константин Воробьев писал о том, что довелось ему пережить в фашистском плену.

Главный герой произведения, Сергей Костров — молодой лейтенант, в первый же год войны попавший в немецкий плен. Вся повесть посвящена описанию жизни советских военнопленных в немецких лагерях. В центре произведения — судьба главного героя, которую можно описать как «путь к свободе».

В плену, почти сразу же, Сергей твердо решил бежать, бежать, чтобы остаться в живых. То, что творили фашисты с советскими пленными, невозможно описать никакими словами. Немцы стремились превратить русских в безликие существа, способные только бездумно работать, а после умереть от истощения и страшных болезней, не доставляя фрицам особых хлопот. На первый взгляд, это им удавалось. Многие сотни тысяч русских пленных полегли, так и не дождавшись исполнения своей мечты — наестся досыта вареной картошки.

Но пример главного героя позволяет нам понять, что русский характер невозможно сломить, победить, одолеть. Заканчивается повесть (вернее, ее первая часть) настойчивыми мыслями героя: «Бежать, бежать, бежать…» Костров снова ищет возможность и надежного друга, чтобы совершить побег, а до конца войны остается еще два года…

Таким образом, тема поведения человека на войне — важная тема в истории не только русской литературы, но и истории России. Произведения, написанные русскими писателями, не только передают все то, что пришлось пережить нашим соотечественникам, нашим предкам. Они прославляют и воспевают русский национальный характер, который и позволил России выстоять, победить, восстановиться и помочь другим народам отстоять свою независимость.

Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная . Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.

Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.

Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.

Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.

Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…

После той войны, каждый человек изменился.

Невозможно представить то, насколько мужественны, отважны и бесстрашны были вставшие на тропу войны люди. Они своей грудью перекрывали путь врагу и благодаря любви к Родине отвоевали свободу, мир и любовь.

Несколько интересных сочинений

    Самара очень красивый и старый город. Славиться он не только своими жителями, но и достопримечательностями, одной из которой является музей космонавтики.

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

  • Анализ поэмы Коробейники Некрасова

    Поэма написана для аудитории из простого народа, на что указывает посвящение ее одному крестьянину. В ней Некрасов, используя род занятия главных героев - странствующих торговцев, рисует картины нелегкой жизни крестьян.

  • Раньше люди были разные, но каждый знал свой долг перед родиной и был патриотом. Гоголь настоящий русский человек с нескончаемым талантом. Именно он написал великолепное произведение Тарас Бульба

  • Сочинение Почему я хочу стать пограничником

    Ответ простой, потому что это очень важная профессия. Мой папа – служит на заставе, а мама работает в санчасти.

В школьную программу входят произведения военной прозы. Ученики обсуждают и анализируют книги советских писателей. А затем пишут сочинение на тему «Человек на войне». Какие источники можно использовать при выполнении этого творческого задания?

«Убиты под Москвой»

Одним из произведений, на основе которых учителя рекомендуют писать сочинение на тему «Человек на войне», является повесть Константина Воробьева. «Убиты под Москвой» - одна из знаменитых книг, повествующих об обороне советской столицы в 1941 году.

Главный герой повести - Алексей Ястребов. Лейтенант мужественно и самоотверженно сражается против немецких захватчиков. Автор реалистично и точно описал положение на фронте в первый период войны. Достоверно передан внешний облик солдат, их быт. Непросто сражаться за Родину тогда, когда не хватает пулеметов, а есть лишь гранаты, бутылки с бензином и самозарядные винтовки. Герой повести Воробьева испытывает отвращение и страх, идя на немца. Ведь он такой же человек…

В книге Воробьева показан не только подвиг, но и простые человеческие эмоции: страх, трусость. Ястребову встречаются как герои, так и дезертиры. Сочинение на тему «Поведение человека на войне» требует подготовки, то есть прочтения различных произведений отечественной литературы.

Безусловно, о событиях 1941-1945 годов как нельзя лучше могут сказать очевидцы и участники ВОВ. Константин Воробьев прошел войну. Был контужен, дважды бежал из плена. Советские критики называли книгу «Убиты под Москвой» клеветнической. В ней было слишком много правды и мало пафоса. Сочинение на тему «Человек на войне» стоит писать именно под впечатлением таких честных, достоверных произведений.

«Сашка»

В повести Кондратьева показана война глазами молодого человека из простой московской семьи. Кульминационным событием в книге является момент, когда герой оказывается перед выбором: выполнить приказ командира или остаться человеком, но пойти под трибунал.

Кондратьев изобразил довольно подробно детали военной жизни. Пачка концентрата, раскисшая картошка, черствые лепешки - все это составляющие фронтовой жизни. Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне».

На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события увлекали за собой человека, порою не оставляя перед ним выбора. По приказу комбата Сашка должен расстрелять пленного - такого же, как и он, молодого солдата.

Сочинение-рассуждение на тему «Человек на войне» пишут по различным произведениям военной прозы. Однако в повести Кондратьева как нигде показаны сомнения советского солдата. Если Сашка расстреляет немца, изменит своим нравственным убеждениям. Если же откажется, станет изменником в глазах однополчан.

«Сотников»

Тема войны занимает центральное место в произведениях Писатель затрагивал такие проблемы, как совесть, верность своему долгу. Однако превыше всего его интересовала тема героизма. Причем не внешнее его проявление, а то, каким путем солдат приходит к нему. Сочинение на тему «Подвиг человека на войне» следует писать после прочтения повести «Сотников».

Долгая жизнь в мирное, спокойное время не дает иногда человеку возможности узнать о том, кто он - герой или трус. Война все ставит на свои места. Она не оставляет возможности для сомнений. Раскрытие этой сложной философской темы является характерной особенностью творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика.

«А зори здесь тихие»

Эта повесть является в некотором роде уникальной. Война - явление античеловеческое. Но особенно страшной воспринимается ее смертоносная суть в противопоставлении с женской судьбой. Сочинение на тему «Война в судьбе человека», пожалуй, невозможно написать без упоминания повести Васильева. В книге «А зори здесь тихие» автор передал нелепость такого явления, как женщина на войне.

Героини повести только начинают жить. Материнство - главное их предназначение в жизни - познать удалось лишь одной из них. Молодые зенитчицы из повести Васильева погибают, защищая Родину. Они совершают подвиг. Но ведь у каждой из них были свои надежды, мечты.

Ключевым моментом в книге является описание последних минут жизни Жени Камельковой. Девушка уводит за собой немцев, понимает, что смерть уже рядом, и вдруг осознает, насколько глупо и нелепо умирать в восемнадцать лет.

История о гибели зенитчиц в карельских лесах помогает постичь ужас войны детям и подросткам, родившимся спустя более полувека после Великой Победы. А потому читать книгу Васильева следует не только перед написанием сочинения на заданную тему.

«В списках не значился»

Миллионы историй о военном подвиге рассказаны очевидцами. Столько же - преданы забвению. Во время войны погибло около двадцати пяти миллионов советских людей. И самое страшное, что известно о судьбе далеко не каждого. В повести «В списках не значился» автор рассказал о человеке, имя которого неизвестно. Он сражался в первые дни войны. Провел в Брестской крепости почти год. Он не получал писем из дома, и его имя не выгравировано на одной из братских могил, которых в нашей стране чудовищно много. Но он был.

«Живые и мертвые»

Трилогия Симонова - еще один пункт в списке обязательной литературы о войне. Этот писатель - основатель панорамного романа о ВОВ. «Живые и мертвые» - книга, которая отличается широтой охвата, изображением различных судеб. Человек на войне - центральная тема романа Симонова. Но заслугой этого писателя стало не только изображение людей в трагический период отечественной истории. Автор «Живых и мертвых» попытался ответить на такие вопросы: в чем причина провала советской армии в первые годы войны, как культ Сталина отразился на человеческих судьбах?

«Прокляты и убиты»

О военных событиях Астафьев рассказал спустя годы. Книга «Прокляты и убиты» была создана в начале девяностых. Это произведение - своего рода взгляд в прошлое. Впрочем, яркость и подлинность картины военного времени, несмотря на давность лет, в книге присутствуют. Автор погружает читателя в атмосферу холода, голода, страха и болезней. Современные школьники должны иметь верное представление о войне. Ведь ее составляющие - не только подвиг и отвага. Книгу Астафьева читать непросто, но необходимо.

«Судьба человека»

Современные критики подвергают сомнению достоверность повести Шолохова. Как известно, советский солдат после пребывания в плену не имел возможности надеяться на снисхождение. Согласно множеству исторических данных, герой повести «Судьба человека» мог быть расстрелян в первые же дни возвращения к своим. Но Соколов после побега выжил.

Несмотря на очевидную недостоверность и, как выразился писатель и бывший диссидент А. Солженицын, «лживость», книга Шолохова имеет высокую литературную ценность. Читать ее непременно нужно перед написанием письменной работы.

С необыкновенной трагичностью раскрыта тема войны в «Судьбе человека» Шолохова. Сочинение можно писать на основе второй части произведения. В ней показаны последствия войны. Ведь она не заканчивается после объявления победы. Ее последствия ощущают и участники боевых действий, и даже их дети.

Для подготовки к написанию сочинения также рекомендуется ознакомиться с произведениями Бондарева, Гроссмана, Адамовича.