Как правильно вырезать из дерево резаком. Техника безопасности по вырезанию из дерева. Разбираем мастер-класс по геометрической резьбе по дереву для новичков

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Трудно точно сказать, когда появились первые изделия, которые были выполнены из дерева. Но можно с уверенностью заявить, что первыми предметами из дерева были символы-идолы. Они представляли собой изображение зверей и небесных светил. Такие изделия довольно часто были талисманами. На сегодняшний день это ремесло сохранилось и на рынке можно встретить множество сувениров из дерева.

Полка своими руками из дерева служит не только элементом декора, но также используются в домашнем хозяйстве.

Из дерева делают самые различные поделки, даже такие, которые можно сравнить с кружевным предметом. Достаточно часто из данного материала изготавливают предметы обихода и декора, резную мебель.

Немного истории

Глубочайшие корни принадлежат и художественной резьбе, ее главному скульптурному течению. Все мы слышали рассказы, в которых упоминались корабли с резными фигурами на носу. Они являлись талисманами для мореплавателей. И неудивительно, что скульптурная техника резьбы имеет «морское» происхождение, лишь потом она появилась и на «суше».

В конце XIX-начале XX веков главным направлением стал такой вид деятельности, как прорезная резьба. Она применялась для оформления фасада дома. Имела выразительные черты и «воздушность».

Материал для изделий

От того, насколько правильно выбрана порода дерева, зависит художественная ценность готового изделия.

Вот список самых популярных пород древесины:

  1. Липа. Довольно легко обрабатывается режущими инструментами, так как она мягкая. Ее используют для выполнения орнаментов, небольшой пластики и различных скульптур.
  2. Осина. По своим характеристикам схожа с липой.
  3. Береза. Отлично подается полированию и морению. Ее применяют при изготовлении мебели.
  4. Сосна. Изделия смотрятся очень красиво, если расположить годичные кольца симметрично.
  5. Дуб, ясень. Древесина выглядит очень выразительно в больших изделиях. Особенно ценна та, которая пролежала долгое время в воде, ее еще называют мореным дубом.
  6. Ольха. Древесина имеет приятный розоватый оттенок. Отлично подойдет для небольшой пластики с подробными деталями.
  7. Яблоня, груша. Сложно высушивать без образования трещин. Полируется до блеска.
  8. Клен. Трудно резать, так как древесина очень плотная. Ее используют для изготовления музыкальных инструментов.
  9. Рябина. Применяется в токарном деле, в небольшой пластике и полировке.
  10. Лиственница. Красивая в обработке древесина. Из нее отлично смотрятся изделия, не имеющие мелкие детали и хорошо полированные.
  11. Кедр. Используется в создании декоративного искусства.
  12. Тис. Хорошо поддается полировке. Его ценят в производстве мебели за красоту.
  13. Можжевельник. Срезы стволов используют в мозаичных работах. Из него получаются красивые украшения.

Техника безопасности по вырезанию из дерева

  1. Необходимо приобрести фартук или халат из достаточно плотного материала. При работе рукава надо засучить до локтя, а лучше всего подобрать одежду без рукавов.
  2. Если длинные волосы, то их надо собрать в пучок или спрятать под головной убор, чтобы они случайно не попали во вращающуюся часть инструмента.
  3. Приобретите очки с обычными стеклами. Они помогут защитить ваши глаза от попадания в них пыли и частичек древесины.
  4. Не вырезайте на коленях. Приобретите струбцины или упор.
  5. Все необходимые инструменты для работы должны лежать справа от вас.
  6. Все режущие инструменты надо хранить в специальных защитных наконечниках. Если таких нет, их можно сделать самостоятельно из резины или пенопласта.
  7. При обжиге деревянных изделий следите, чтобы рядом не было легко воспламеняющих веществ, таких как бензин, скипидар, лак и другие. В помещении должен иметься огнетушитель.
  8. Недалеко должен лежать набор медикаментов, ведь у начинающих мастеров иногда могут возникать различной степени травмы.

Инструменты для вырезания по дереву

  1. Богородский ножик. Используется для создания скульптурной техники.
  2. Ножик-косяк (имеет заточку 20°). Используется при плоскорельефном, плосковыемчатом, ажурном, рельефном выполнении.
  3. Ножик-резак. Дополнительный предмет. Требуется для выполнения многих видов техники.
  4. Прямая стамеска (имеет заточку 18-20°). Считается дополнительным предметом при выполнении разных технологий.
  5. Стамеска полукруглой формы. Один из главных приборов, который нужен для выполнения любого вида деятельности. Существуют стамески отлогого, среднего и крутого вида.
  6. Стамеска-клюкарза. Этот инструмент имеет лезвие изогнутой формы. Благодаря такому изгибу рукоятка при работе не будет задевать рабочую поверхность.
  7. Стамеска-церазик. Походит на крутой инструмент полукруглой формы. Имеет ширину детали 2-3 мм. Используется для вырезания тоненьких прожилок. Разрез будет иметь размер в соответствии с габаритами инструментов.
  8. Уголки или гейсмус (имеет угол заточки 50-70°). Применяют для создания V- образного выреза и для выполнения разных элементов контурной техники.
  9. Штихель. Данный инструмент имеет угловой загиб 15°. Рукоятка выглядит довольно часто, как гриб. Используется для выборки разнообразных прожилок при выполнении гравюр.
  10. Клепики. Они имеют разные габариты, но вид затачивания у них всегда только один из трех: меч, лист и ноготь. Первые два вида имеют названия: клепики-листы и клепики-мечи. Используются в плоскорельефном и объемном исполнении для убирания фона в труднодоступных местах.
  11. Стамеска-ноготок. Имеет отличие от обычных клепиков только видом затачивания. Она у них выглядит в форме ногтя. Его назначение — выполнение работ в трудных местах и создание деталей скобчатой техники.
  12. Ложечники. Хороший вид данного инструмента — это ложечный ножик, у которого заточено кольцо с приделанным прутом. Такой предмет применяется для убирания больших мест в глубине и для обрабатывания внутренних поверхностей при создании посуды.
  13. Пуансонки и чеканки — это стальные стерженьки, который имеют на рабочем окончании орнамент. Требуются для чеканки фона в плоскорельефном и рельефном исполнении.

Основные техники вырезания из дерева своими руками

Контурная резьба — это рисование резцом на древесном материале. Выполнять ее можно при помощи ножичка, косяка, уголочка, церазика, полукруглой стамески. Шкурить лицевую основу перед выполнением работы не надо, так как мельчайшие частички пыли забьют все отверстия в древесине и лезвие инструмента довольно быстро затупится.

Чтобы сгладить поверхность, можно применить рубанок, напильник с большой, а потом с маленькой насечкой.

Имеются небольшие отличия в вырезании рисунка на фанере и доске:

  1. Контурная резьба на фанере. Начинают тренировки с вырезания сплошного фона, а далее переходят уже к более сложным элементам.Очень эффектно смотрится контурная резьба, если ее выполнить на тонированной поверхности. Для этого подбирается рисунок и отрезается необходимый кусок фанеры. Торцы зачищаются шкуркой. После этого лицевую сторону надо покрыть черным нитролаком. Вместо него можно взять тушь, гуашь или морилку.
  2. Контурная резьба на доске. При помощи ножа делают прямые и закругленные линии, которые могут иметь различные направления в зависимости от слоя древесины. После надреза доска поворачивается на 180° и такие же линии выполняются с другой стороны. Главное — следить, чтобы длина и глубина были одинаковыми.

Геометрическая резьба. Данный вид резьбы очень просто выполнить. Для него не потребуется сложного инструмента.

Для работы потребуются мягкие нетекстурные породы: осина, липа, ольха. Не выбирайте тополь. Он слишком мягок. Если у вас уже имеется опыт, то вы легко справитесь с березой и красным деревом. Очень красивый орнамент получается на дубе, но резьба потребует больших физических усилий.

При выполнении данной техники соблюдайте следующие правила:

  • срез рекомендуется выполнять одним движением, кроме тех элементов рисунка, которые имеют большие размеры;
  • при выполнении работы надо соблюдать один угол наклона, если смена наклона не предусмотрена в самом рисунке;
  • постарайтесь избегать подрезания против слоя, так как может возникнуть скол;
  • для работы воспользуйтесь прочным, но не толстым косяком, что позволит меньше разводить слои.

Геометрическая резьба имеет широкое разнообразие элементов: линия, треугольник, квадрат, ромб, глазки и чешуйки. Все эти виды позволяют создать любую композицию.

Кудринский орнамент

Данная техника представляет собой вырезание элементов растений, которые состоят из стилизованных листочков, бутончиков, цветочков. Порой могут добавляться образы птичек, животных и различных героев из былин.

Такой орнамент обычно вырезают на ольховых, липовых, осиновых заготовках, еще используются твердые основы из красного дерева, ясеня, дуба. У последних материалов получается блестящий срез, но при работе с ними потребуются немалые усилия и частая заточка инструмента.

Обычно для получения кудринского рельефа пользуются стамесками отлогой и полукруглой. Но если таких инструментов у вас нет, можно использовать ножик с узким усиком.

Рельефная резьба в плоскостном исполнении

Самый сложный вид исполнения. Выглядит достаточно эффектно.

На подготовленную плоскость переносим эскиз планируемого орнамента. Все пустоты снимаем подходящим инструментом под углом 45°. Если присутствуют большие промежутки между частями орнамента, то вырезаем из дерева плоский фон.

Для этого используется ручной фрезер, имеющий упор ограничения, или клюкарза, имеющая плоское лезвие.

При желании поверхность изделия морится. Чтобы отбелить поверхность узора, необходимо просто протереть ее влажной тряпкой. Осветлить орнамент можно еще при помощи шкурки. Делается это только после полного высушивания изделия.

Прорезная резьба в плоскостном исполнении

При срезании всего фона рельефа, т. е. убирании насквозь всей толщины материала, получается вид резьбы, который получил название прорезной. Ее выполнение возможно, если необходимые детали рисунка скреплены друг с другом, иначе они просто упадут.

При выполнении сквозной резьбы подготовленную деталь с нанесенным орнаментом необходимо положить на ровную поверхность. Это необходимо, чтобы с обратной стороны не образовывались сколы. Коловоротом или крутыми стамесками прорезаются отверстия в фоне. Рекомендуется выполнять эту работу стоя, аккуратно врезая инструмент в деревянную поверхность. При помощи стамески, подходящей по радиусу, или лобзика обрезаются полностью по контуру рисунка детали орнамента. Для создания углов используются ножи и уголки. Как только фон будет снят, можно приступать к самому орнаменту. Обработка поверхности и покрытие делаются на усмотрение мастера.

Мозаика из дерева

Данный метод применяется уже давно. При помощи него делали украшения для мебели, выполняли настенные панно, выстилали полы, создавали художественные изделия. По своей технике исполнения мозаика имеет следующие разновидности:

  1. Инкрустация — маленькие вставочки из костей, перламутра, различной древесины в другой материал. В главном материале, который считается основой для изделия, выполняют углубления. Именно в них и будут размещены и закреплены различные вставные элементы. Данным методом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, фигуры.
  2. Блочная мозаика — включает в себя соединение отдельных брусочков или различных пластиночек, которые могут быть выполнены из разных оттенков пород. После этого материал подвергается распиловке. Получаются детали с одинаковыми элементами узора. Эти материалы используются для получения разных композиций или отдельных отрывков украшения.
  3. Интарсия — в подготовленное деревянное основание вставляются пластины из различной древесины.
  4. Маркетри — в данной технике вставочным элементом служит строганый шпон — фанера, имеющая один слой и выполненная из различной древесины. Приклеивают шпон к деревянной основе, стараясь плотно подогнать друг другу различные детали, которые нужны по эскизу.

При грамотном использовании цветового разнообразия древесины и при большом его количестве мозаика дает хорошую возможность создавать сложные узоры и живописные сценки.

Основные изделия для новичков

Каждый новичок, который решил заняться резьбой по дереву, обязательно попробует сначала выполнить нетрудные изделия. Именно они становятся первой пробой и дадут приобрести необходимые навыки.

  1. Ложки. При выполнении этого предмета осваиваются азы самых распространенных видов резьбы.
  2. Кухонная утварь. В основном начинают с разделочной доски. Именно на ней можно поучиться выполнять различные техники выполнения.
  3. Украшения из дерева. Позволят вам приобрести навыки более сложных технологий.

Основные шаги при работе

Работа с деревом требует полной отдачи, хотя для некоторых это только хобби.

  1. Первым шагом при работе является подготовка необходимого инструмента. Обязательно проверьте инструменты и, если необходимо, поточите их. Ведь только острым предметом можно создать аккуратную работу. Даже если планируется простая работа, то все равно надо подготовить несколько видов резаков с различными лезвиями.
  2. Далее подготавливается сама деревянная заготовка. Выбирается рисунок. Если вы начинающий любитель резьбы, то выбирайте только мягкие породы.
  3. Чтобы не пришлось откладывать работу на потом, сразу изучите материал по тому изделию, которое планируется выполнить. Если есть возможность, попросите мастера вам помочь. Ведь именно специалист в своем деле подскажет тот или иной разрез. Данное ремесло довольно сложно изучать по написанным материалам.
  4. После этого подготовьте рабочее место. Нанесите узор на заготовку и начинайте вырезать.
  5. Как только все элементы будут вырезаны, необходимо ошкурить готовую деталь. При необходимости покрыть лаком.

Подводим итоги

Резьба по дереву — довольно сложное ремесло. Для новичка будет не просто выполнить даже простые элементы. Потребуется запастись терпением и приложить максимальные усилия.

Уже давно человек занимается обрабатыванием деревянных полотен и прекрасно знает все ее качественные характеристики. Резьба по дереву считается достаточно древним искусством.

Сегодня можно найти достаточно много специальных школ, которые занимаются обучением резьбе по дереву. Данный вид деятельности никак не относится к обычным ремонтным работам. Хотя данное ремесло иногда применяется при такой деятельности. Например, оно позволит без труда скрыть образовавшиеся изъяны древесины (царапины, сучки), легко и красиво украсить непривлекательные двери, мебель и т.п.

В прошлые века техниками ручного ремесла владел почти каждый житель нашей страны. Работа руками подразделялась на женские и мужские виды. Сегодня же гендерные границы несколько размыты, и каждый может выбрать любое дело по своему вкусу. Мало кто выбирает устаревающие виды ручного труда в качестве основного занятия, однако увлекательное хобби хочется иметь большинству. Один из видов искусств, которые можно выбрать в качестве хобби – резьбу по настоящему дереву, которая подойдет для начинающих. Очень красиво выглядят резные элементы на шкатулках, рамках для фотографий и картин, а также предметах мебели и интерьера.

Начало пути от новичка до опытного мастера резного дела:
  • Для начала нужно подготовить теоретическую базу. Посмотреть картинки с работами умельцев, видео на тему, почитать статьи и пролистать книги . Если Вы уверены, что хотите попробовать себя в этом творческом деле, в таком случае стоит обзавестись инструментами, заготовками и прочими нужными для мастера вещами.
  • В первую очередь необходимо приготовить инструменты. Важно следить за их качеством: плохо заточенный нож может надолго отбить охоту продолжать обучение новому ремеслу. К тому же, если инструмент сломается во время резки, то и вовсе не получится закончить работу, что приведет к огромному разочарованию. Приборы для резчика можно заказать на широко известных китайских сайтах, купить в строительных или специализированных магазинах, а также сделать на заказ у хорошего проверенного мастера.

Изучаем резьбу по дереву для начинающих с основными техниками

Первым и основным помощником для мастера станет нож-косяк. Он представляет собой резак с коротким лезвием, скошенным под углом. Им удобно вырезать геометрические узоры и некоторые другие элементы.

Кроме того, пригодится набор стамесок. Они отличаются друг от друга формой и размером. Существуют плоские стамески; полукруглые стамески различных диаметров для вырезания желобков и выемок; квадратные и треугольные – для различных приемов резьбы. Изначально, чтобы не тратиться на дорогостоящие инструменты, некоторые мастера самостоятельно затачивают плоские отвертки для этих целей. Также существуют различные инструменты для профессиональных мастеров, которые пригодятся ремесленнику после того, как будут в совершенстве освоены приемы резьбы с основными орудиями. Кроме того, резчики иногда пользуются и электрическими приспособлениями: фрезером, лобзиком и даже бензопилой.

Выбираем породу дерева для разных видов резьбы

Чтобы освоить резьбу по дереву с основными техниками для начинающих, нужно понимать, что различные породы дерева обладают отличающимися друг от друга качествами. Все они имеют свои достоинства и недостатки . Мягкие породы дерева – липа и можжевельник. Из них легко вырезать, но при этом видны все огрехи и лишние надрезы. Многие мастера не советуют начинать учиться, используя их. Ель и сосна – более плотные и долговечные материалы, но за счет этого сам процесс резки немного усложняется. По березе резать довольно просто, но она не слишком прочна, со временем изделие может деформироваться и потемнеть. Таким образом, выбор древесины остается за мастером.

Простой способ, как не уделять на этот аспект слишком много внимания: взять имеющуюся разделочную доску дома или заготовку шкатулки в магазине рукоделия. Также можно попробовать на бруске из гаража. Когда Вы поймете, что резное дело – для Вас, можно закупаться специальным материалом.

При выборе древесины нужно обращать внимание не только на породу дерева, но и на однородность бруска, отсутствие сучков и трещин. При подготовке не следует обрабатывать брусок наждачной бумагой, чтобы частички не остались на дереве, способствуя затуплению ножа.

При обучении любому делу важно помнить о принципе постепенности. Не стоит начинать вырезать по дереву со скульптурной резьбы: в этом случае велика вероятность того, что ничего не выйдет, пока он не умеет держать нож в руках или не имеет представления об объеме изделия.

Как ни странно, для того, чтобы овладеть этим ремеслом, необязательно быть художником. Для выполнения красивых работ достаточно правильно держать нож в руке и владеть азами этого искусства. Чтобы сделать узор на шкатулке, доске или где-то еще, можно воспользоваться готовыми экскизами, трафаретами и шаблонами, которые можно в изобилии найти в интернете или в книгах, а также можно повторить на дереве рисунки в книгах или узоры на тканях, например.

Разбираем мастер-класс по геометрической резьбе по дереву для новичков

Самый простой вид вырезания – это плосковыемчатая резьба. Она подразделяется на несколько видов, самый простой и доступный даже детям – геометрическая резьба. Само название говорит о том, что ножом вырезаются орнаменты, состоящие из простых геометрических фигур. Однако при аккуратной работе и интересных сочетаниях такой вид резьбы тоже может выглядеть очень эффектно и красиво.

Для работы понадобится:

  • нож-косяк
  • брусок из выбранной породы
  • карандаш с линейкой

Для начала необходимо на заготовке провести две параллельных линии на расстоянии 1 см и сделать отметины также по 1 см в шахматном порядке.

Соединить точки, чтобы получились треугольники. Сделать отметины посередине каждого треугольника в нижнем ряду.

Соединить центры треугольников с вершинами треугольников. Теперь воткнуть нож в середину треугольника на глубину 4-5 см, а тупой угол ножа подвести к вершине. Так проделать со всеми тремя углами.

Затем вырезать стороны треугольников, как показано на фото.

Проделать то же самое с верхним рядом орнамента.

Имея небольшой опыт резьбы по дереву из мастер-класса выше, можно смело приступать к вырезанию чуть более сложных элементов. Для этого пригодятся следующий трафарет или любой другой.

Видео-уроки по теме статьи

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и . Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:


Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.


Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.


Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.


Различные типы пил для резьбы по дереву

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

  • широкую;
  • среднюю;
  • узкую.

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.

Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Все фото из статьи

Резьба по дереву знакома человечеству с незапамятных времен, ее активно использовали при декорировании и обустройстве жилища, превращая в настоящее искусство со своими тонкостями.

Виды резьбы и их история

Самыми первыми мастерами использовался достаточно примитивный инструмент: перевоплощение древесины происходило с помощью тесла, ложкаря, струга, долота и топора.

До наших дней сохранилась композиция, изображающая оленей, которая датируется 5-2 веками до н.э.

  1. Домовая резьба отличается от остальных видов своей масштабностью . Для ее выполнения потребуется виртуозное владение пилой, долотом и топором. Чаще всего в качестве материала используются хвойные породы дерева.

Домовая резьба имеет много общего с корабельной, разделяется на прорезную, рельефную и объемную. Первая объемная резьба красовалась на носовых частях кораблей, морские просторы бороздили корабли с деревянными фигурами коней, птиц и оленей.

Рельефный вид и сейчас можно увидеть на фронтонах домов, наличниках и окнах. Первые мастера прорезной резьбы появились только в 19 веке, когда на перилах и входах в дома создавались ажурные витиеватые украшения.

  1. Объёмную резьбу можно справедливо назвать наиболее сложным видом обработки древесины . Скульптурный метод позволяет создавать изображения, отделенные от общего фона, что требует немалого мастерства. Именно этот метод использовался на Руси для изготовления игрушек, фигурок животных, свистулек и церковной атрибутики.

Обратите внимание!
Корнепластика также относится к объемной резьбе. Для создания оригинальных образов используют нижнюю часть дерева, обладающую самыми разнообразными формами.

  1. Контурная резьба – вид орнаментной, получила широкое распространение с 15 века . Выполняется по дереву в форме прямых линий, которые прорезаются по контуру рисунка.
    Внешне обладает неким сходством с гравировкой, имеет простую, сухую, четко обозначенную композицию, разнообразие которой придают окрашиванием.
  1. Геометрическая резьба – наиболее простой вид, подходящий для начинающих . Рисунок создается на основе клинорезных выемок, различной глубины и направленности.
    К данному виду относится и скобчатая резьба, рисунок которой создается при помощи круглой стамески. Наиболее подходящей древесиной мастера считают липу, осину и все многообразие хвойных пород.

  1. Рельефная и плоскорельефная резьба отличаются тем, что орнамент имеет одинаковую высоту . В большинстве случаев за основу берется изображение листьев растений, птиц, животных, геометрических фигур.
    Увлечение рельефной резьбой потребует немалого количества инструментов, среди которых обязательно должны быть ножи, стамески, чеканы, скребки, рашпили. Для выполнения работ выбирают твердую древесину: бук, дуб, пихту, кедр.

Инструменты и материалы

Перед тем как вырезать узоры на дереве, позаботьтесь о наличии необходимых инструментов и материалов.

Стандартные наборы резцов состоят из 18 инструментов, их размер варьируется от 2 мм до 5 см. Главное в инструменте — максимально острая заточка, позволяющая обойтись без больших усилий.

Обратите внимание!
Инструмент для резьбы по дереву, в том числе и стамески, затачивают с двух сторон.
Это обеспечивает простор для выбора угла резания древесины.

Стамески плоского типа обладают одинаковым углом заточки с каждой стороны, круглые имеют больший скос с внешней стороны. Для заточки таких инструментов потребуются фасонные оселки и высококачественные точильные камни.

Выбираем древесину

Успех вашего творческого порыва во многом определяется правильно подобранной древесиной.

Если в ваши планы входит создание элементов, которые будут находиться на открытом воздухе (оконные и дверные наличники, карнизы), используйте древесину хвойных пород. Благодаря содержанию смол резные творения получают защиту от гниения.

Совет!
Выбирая материал, обратите внимание на наличие сучков.
Их присутствие делает древесину непригодной для резьбы.

Заготовка дерева

Если вы занимаетесь самостоятельной заготовкой древесины, после ее высушивания проводится распил. Для ветровых досок, резных наличников и карнизов потребуется доска толщиной не менее 20-25 мм. Если после распила заготовка имеет различную толщину, выровняйте ее с помощью рубанка.

Доски, заготовленные для резьбы, после строгания не обрабатываются шкуркой. Игнорирование данной рекомендации может привести к быстрому затуплению инструмента из-за застрявшего в древесине абразива.

Мастер-класс по геометрической резьбе

Рисунок «Одиночные треугольники», «Змейка», «Розетка»

Этап Инструкция по проведению
Подготовительный
  1. Начертите 2 параллельные линии так, чтобы высота строчки равнялась 1 см.
  2. В шахматном порядке сделайте отметки через каждый сантиметр.
  3. От руки нарисуйте «зубья пилы» треугольной формы и отметьте их центр.
  4. Соедините углы с центром треугольника.
Основной
  1. Острие резца углубите в центре на 4-5 мм, пятку инструмента наклоните к углу треугольника. Именно под таким наклоном вырезается сторона треугольника.
  2. Разверните заготовку на 90° и вырежьте вторую строну. В результате у вас должны образоваться углубления в форме треугольника. Данная техника получила название трехгранно-выемчатой.
  3. Продолжая вырезать остальные треугольники, вы получите узор, который профессионалы называют «Одиночными треугольниками».
Дополнение Отметьте центры верхних фигур и соедините их с углами. Вырезав вышеописанным способом, вы получите узор «Змейка».

Если вы начертите еще одну строчку, нанесете аналогичный рисунок и вырежете нижние треугольники, образуется «Розетка».

Круговой орнамент

  1. Для создания кругового орнамента начертите окружность необходимого диаметра и разделите на произвольное количество частей.
  2. Соедините центр фигуры с точками. Внутри окружности начертите еще один круг меньшего диаметра.
  3. Углубите острие резца, наклоните его до основания треугольника и выньте скол.
  4. Аналогичным образом вырежьте все треугольники.
  5. Сделайте надрез на внутренней линии луча.
  6. На внешней линии луча, наклоняя резец вправо, вырежьте одну сторону. Таким же движением вырезается вторая сторона.
  7. В результате у вас получается узор «Сияние». В завершение обработайте поверхность наждачной бумагой.

Секреты профессионалов

Если вы всерьез решили овладеть мастерством резьбы по дереву, вам потребуется не только стандартный набор стамесок, но и более мелкий инструмент: уголок, царазик и клюкарза.

Для перевода сложного рисунка на поверхность потребуется копировальная бумага, калька и карандаш. Сначала орнамент переносят на кальку, а затем на брусок или доску с помощью копировальной бумаги. Чтобы листы не сдвигались, их закрепляют кнопками.

После завершения работы над рисунком поверхность слегка обрабатывают наждачной бумагой. и покрывают лаком. Мастера для этой цели выбирают масляный лак. Кисть ведут параллельно в одну, а потом в другую сторону.


После высыхания шлифуют истертой мелкой наждачкой, чистят щеткой и повторяют процедуру лакирования, создавая 3-4 лаковых слоя.

Вывод

Творчество безгранично, и ваши фантазии можно воплотить на холсте, кусочке древесины или бесформенной глине. Выбирайте то, что будет вам по душе, а видео в этой статье расскажет вам о секретах ремесла.