Как улучшить свои писательские навыки

В эпоху интернета пишут все. Если еще пару столетий назад навыками письма владели только избранные, то сейчас ими на более-менее приличном уровне владеет подавляющее количество людей. Писательскими навыками в наше время должен владеть каждый, не только тот, кто хочет создавать свои истории и книги. Поэтому советы, представленные в статье, помогут и тем и другим.

Прежде всего помните: самое важное в любом текстовом и аудиальном сообщении - простота. Не имеет значения насколько вы интеллектуально подкованы, важно только то, чтобы люди вас понимали. Истинным мастерством является обладание обширными знаниями и выражение этих знаний через простые, понятные вещи.

Воспользовавшись этими советами, вы сможете обогатить свои навыки как при общении в интернете, так и при написании статей, рецензий и .

Используйте сильные слова

Хорошее письмо пропитано непредсказуемостью и неожиданностью. Наиболее мощной частью речи является глагол. Благодаря сильному слову простое предложение получает очень сильный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое слово выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга быть в активном состоянии от начала и до конца. Когда вы проявляете сознательные усилия, то становитесь способны размышлять, что является отличным способом тренировки .

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить - невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные книги. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Многие писательские и повышаются автоматически при большом количестве прочитанных книг.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, вы больше настраиваетесь на его волну, его стиль, его внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не были заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков - понять, какое слово наиболее уместно в данном конкретном случае. И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти книги зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если вы хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащили все страхи наружу, они перестают быть настолько глубинными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем вы пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете - это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это восприняли. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который вызовет предполагаемую вами реакцию и посмотреть, так ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Конечно в случае с дневником это может быть просто автоматическое письмо, но если вы не хотите всю свою жизнь превращать в структуру, вам необходимы границы.

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это похоже на творчество: посмотреть на яблоко и описать его на 50-ти листах. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу - чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо

Чтобы повысить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь в том, что даже бесцельная писанина помогает вам улучшить свои навыки и заставляет вас обращать внимание на слова, которые вы пишете.

Самый важный совет: пишите от руки . В текстовом редакторе нет возможности полного маневра и гибкости, текст получается таким именно потому что его или очень сложно исправить. Тогда как когда вы пишете от руки, вы можете свободно зачеркивать, подчеркивать, выделять и менять местами фразы. К тому же многие ученые сходятся на том, что моторика руки активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

Удачи вам в повышении своих писательских навыков!

Всем добрый мур!

В эфире вновь рубрика "Три мысли перед сном". Напоминаю, что желающим оставлять комментарии предлагаются темы, и ваша задача - написать три мысли или три суждения, которые так или иначе связаны с этой темой. Также эти мысли желательно развить. Все же сообщество у нас писательское. И мы используем любую возможность для того, чтобы развить навык.

Ах да. Если уж мы об этом заговорили. Что же это такое: тренировка писательского навыка?

Сегодня я выложила пост в своем Instagram, где очень коротко высказалась по поводу тренировки писательского навыка. Мне часто задают вопрос: как это можно делать, если я не пишу "ничего серьезного"? И я всегда отвечаю: важно понимать суть термина "писательский навык". Мы говорим об умении выражать свои мысли и идеи так, чтобы вызывать у нашего читателя эмоции. Если текст не вызывает у читателя эмоций (положительных или отрицательных), то это мертвый текст. Наша цель - "зацепить" аудиторию, задеть ее за живое.

То есть, речь не столько о "красивом тексте" (который часто как раз-таки бывает мертвым") и не столько об "уникально стильном тексте" (мне даже писать такое странно, удивительно, что кто-то за таким гонится), сколько свободной манере выражения мыслей. Я иногда слышу: "Идея в голове хорошая, а на бумаге плохая. В итоге варю истории в голове и пишу в голове". Мы думаем, что нам не хватает каких-то специфических писательских навыков. Но это не так! Невозможно приобрести специфический навык, нет смысла работать над стилем (если уж вы решили это делать), если у вас недостаточно натренирован основной писательский навык.

И это - выражение мыслей как таковое!

Звучит глуповато, не так ли? Все писатели умеют выражать мысли! Вы правы. А как у вас обстоят дела со свободным письмом? Возьмем нашу "Еженедельную зарисовку". Вы каждую неделю пишете туда миниатюру? А как у вас обстоят дела со свободным выражением мыслей на абстрактную тему? Как давно вы пробовали себя в новых жанрах? Как давно писали персонажей, которые не похожи на ваших привычных героев?

Лучший тренажер для писательского навыка - это свободное письмо. Такие задания убивают двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, они тренируют "мышцу" генерации идей, жизненно необходимую любому автору. Во-вторых, они позволяют вам понять, как в вашем конкретном случае обстоят дела со свободным письмом. Скажу нехорошее, но... если вы работаете только с привычным, только по планам и шаг влево, шаг вправо - расстрел, то вы свой навык не тренируете. Ибо тренировка - это когда вы повышаете нагрузку.

Как можно тренировать писательский навык в том случае, если вы только начинаете заниматься творчеством? Подойдет все - от бумажного дневника до блога, от статей в социальных сетях до коротких постов в Instagram. Я повторяла, повторяю и буду повторять: стиль вырабатывается в процессе работы над навыком. Регулярной, ежедневной работы. Работа над стилем без работы над навыком - это как взять таблетку и вылечить головную боль, но оставить без внимания основную проблему (к примеру, внутричерепное давление). О том, что "хороший стиль" - это понятие очень растяжимое, я уже не говорю.

Я знаю авторов, которые до безумия правят свои произведения, украшая их, и они уверены, что работают над стилем. Чепуха полная. Работать над стилем можно только в одном случае - если вы пишете. А потом - пишете еще лучше. И еще лучше. И еще лучше. Осталась самая "малость" - писать каждый день!

А что вы думаете о тренировке писательского навыка, друзья? Ваши три мысли перед сном?

С любовью, Настя

Елизавета Бабанова

27587

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе».

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно - всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово - это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать - это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов - фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу - рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов - один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи).

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя - свое) на отдых. Ум и воображение - две связанные вещи, но не одно и то же - должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе.

Я бы советовал взять пару выходных - поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, - а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать - зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста - пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса.

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант - 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория - это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

Привет, бывшая женушка, - сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость - это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное - информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции - у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт - после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите».

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни.

Для моего нового модуля , который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении.

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе.

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

Улучшайте свой язык

    Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.

    Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.

    Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.

    Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.

    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  1. Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.

    Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.

    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  2. Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.

    Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.

    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  3. Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.

    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  4. Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.

    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

Читайте, чтобы писать

  1. Выберите одну или десять хороших книг. Пишете ли вы роман-эпопею или статью в научно-популярный журнал, познакомьтесь с выдающимися произведениями вашего жанра; это улучшит ваше собственное мастерство. Читайте и осмысливайте работы великих и значимых писателей, чтобы увидеть, что можно выразить словами и что найдет отклик у читателей. Погрузившись в хорошую литературу, вы увеличите свой словарный запас, расширите кругозор и дадите пищу воображению.

    • Обратите внимание на разные способы повествования и разное построение произведений.
    • Попробуйте сопоставить подходы разных авторов к одной теме, посмотрите, что у них общего и в чем отличие. Например, сравните "Смерть Ивана Ильича" Толстого и "Снега Килиманджаро" Хемингуэя.
    • Не забывайте, что, даже если вы пишете нон-фикшн или научные статьи, чтение образцов выдающегося письма поможет вашему совершенствованию. Чем лучше вы знаете, как по-разному можно донести до читателя одни и те же мысли, тем более разнообразно и оригинально вы сможете писать сами.
  2. Отмечайте для себя культурные аллюзии. Вы можете этого не замечать, но книги и фильмы полны отсылок и цитат из классической литературы. Читая классику, вы выстроите своего рода культурный фундамент, который послужит основой для вашего творчества.

    Поймите, почему то или иное классическое произведение считают великим. Можно прочитать "Над пропастью во ржи", но не понять сути или не оценить. Если это случится, попробуйте прочитать пару статей или отзывов признанных критиков, чтобы узнать, почему книга оказала такое влияние на литературу. Вам может открыться глубинный смысл, который вы упустили при прочтении. Понимание того, что делает великие книги великими, – один из важнейших навыков для писателя, стремящегося к совершенству.

    • Это также относится к документальной литературе и текстам академического характера. Возьмите несколько работ признанных авторов в вашей области и проанализируйте их. Что у них общего? Как они пишут? В чем вы могли бы взять с них пример?
  3. Ходите в театр. Пьесы пишут для того, чтобы ставить на сцене. Если вы не можете понять и прочувствовать литературное произведение, посмотрите его постановку. Если не найдете постановку, прочитайте произведение вслух. Проникните в мысли персонажей. Слушайте, как звучит язык.

    • Спектакль в большей степени, чем кино, воплощает ожившие слова: единственный "фильтр" между пером автора и вашим восприятием – это режиссерское видение и игра актеров.
  4. Читайте журналы, газеты, блоги – что угодно. Литература – это не единственный источник идей. Реальный мир полон удивительных людей, мест и событий, в которых ваш писательский ум может черпать вдохновение. Хорошему писателю стоит быть в курсе важнейших событий дня.

    Научитесь меньше поддаваться влиянию. Такое происходит постоянно: вы читаете гениальный роман и загораетесь желанием немедленно писать собственный. Но сев за письменный стол, вы замечаете, что ваш стиль неоригинален, как будто вы всего лишь имитируете только что прочитанного автора. Учитесь у великих – но вырабатывайте собственный голос. Чтобы он снова зазвучал, сделайте упражнение в технике свободного письма (записывайте все мысли подряд, не задумываясь и не исправляя), перечитайте свои прошлые сочинения или просто прогуляйтесь.

Больше практикуйтесь

    Купите тетрадь. Не любую тетрадь, а в прочной твердой обложке, чтобы постоянно носить ее с собой. Идея может посетить вас где угодно, и вам нужно зафиксировать на бумаге стремительно ускользающую мысль, пока она не забылась, как сон на прошлой неделе… да-да тот самый… он был потрясающим… вот только о чем он был?!

    Записывайте все идеи, какие приходят в голову. Заголовки, подзаголовки, темы, персонажи, ситуации, фразы, метафоры – записывайте все, что поможет разжечь воображение, когда вы будете готовы.

    • Если вы не чувствуете вдохновения, чтобы сочинять, попробуйте делать заметки о том, что видите. Описывайте, как работают официанты в вашей любимой кофейне, и как солнечный свет ближе к вечеру освещает ваш письменный стол. Привычка обращать внимание на конкретные детали обязательно пригодится вам, пишете ли вы стихи или газетные статьи.
  1. Закончите тетрадь и заведите новую. Когда тетрадь закончится, укажите на обложке даты и содержание тетради, чтобы в следующий раз, когда вашему вдохновению понадобится стимул, вы легко могли найти нужные записи.

    Вступите в писательское сообщество. Один из лучших способов развить свои навыки и сохранить мотивацию – общаться с другими и получать отзывы о своей работе. Найдите группу по интересам, объединение или клуб писателей в своем городе или в Интернете. Члены таких сообществ обычно читают произведения друг друга и затем обсуждают, что им понравилось, что не понравилось и что и как можно улучшить. Вы можете увидеть, что не только получение отклика от других, но и высказывание собственного мнения станет ценным уроком и поможет совершенствованию ваших навыков.

    • Встречи и обсуждения существуют не только для авторов художественной литературы! Умение писать академические тексты также можно улучшить, давая их прочесть друзьям или коллегам. Кроме того, такое сотрудничество мотивирует вас делиться своими идеями и выслушивать чужие.
  2. Пишите каждый день. Ведите дневник или блог, пишите письма друзьям или просто выделите себе час, чтобы писать о чем угодно. Выберите тему и начинайте. Сама тема совершенно не важна – важно сесть и писать. И еще писать. И снова писать. Писательское мастерство требует практики: оно подобно мышцам, которые можно укрепить и нарастить только путем регулярных тренировок.

Придумайте историю

    Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)

  1. Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.

    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.

Знакомьтесь: автор курса — Виктор Гаврилович Кротов, известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт…

— «Этот видеокурс подготовлен для проекта «Алые паруса» и предназначен тому, кто хочет почувствовать на себе, что такое литературное творчество. Тому, кто хочет развивать выразительные возможности своей письменной речи. Тому, кто хочет дружить с русским языком.

Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.

Мне было очень интересно подготовить этот курс.

Надеюсь и тебе будет интересна каждая из наших двенадцати встреч».

Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» адресован детям 10-15 лет. Но безусловно будет интересен и взрослым.

1. Пиши по-своему». Для самых начинающих писателей

В простой выразительной форме рассказано о письменном творчестве, о его смысле и о возможностях, о том, что такое стихи и проза, какими жанрами лучше всего пользоваться, когда начинаешь сочинять. Даны разнообразные практические советы. Цель книги - помочь ребёнку, чувствующему желание сочинять, и пробудить способности в том, в ком они пока дремлют. В основу книги положена оригинальная авторская методика, подтверждённая многолетним опытом работы двух литературных студий.

2. Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя

Книга о литературном творчестве для подростков десяти-четырнадцати лет. В живой диалоговой форме, с привлечением сказочного героя, то и дело спорящего с автором, говорится о сути и основных принципах сочинительства. Идёт разговор о небольшом количестве «полезных жанров» - известных и малоизвестных, - позволяющих достичь наилучшего самовыражения. Приведены шутливые законы с мнемоническими сокращениями для запоминания. В качестве примеров в книгу включены десятки небольших произведений подростков.

3. Написать свою книгу. То, чего никто за тебя не сделает

Книга о литературном творчестве для молодёжи и взрослых. Главная мысль: каждый может написать свою книгу, и она неизбежно должна стать уникальной, как уникален и сам человек. Какие опорные свойства присущи тому или другому жанру, как нащупать свой жанр, как работать с написанным произведением, как искать издателя - эти и многие другие вопросы рассмотрены в чётких формулировках, ничем не ограничивающих подлинную творческую свободу, но позволяющих реализовать её с максимальной эффективностью.

Основы писательской работы. Экспресс-курс

Этот экспресс-курс был подготовлен специально для занятий по писательскому мастерству, проведённых в рамках семинара для христианских детских писателей. Этот материал не является изложением общепринятых знаний в области литературного творчества. Автор опирался на собственный опыт проведения многочисленных занятий в различных литературных студиях и на мастер-классах.

Книги В.Г. Кротова о литературном творчестве для родителей и педагогов:

Книга адресована тем родителям, чьи дети проявляют литературные склонности, а также тем, кто хочет расположить ребёнка к этому виду творчества. Здесь идёт речь о том, как создавать в семье условия для воспитания вкуса к слову, как помочь в овладении письменной речью, как построить творческое сотрудничество.

2. Литературная студия: открытие возможностей

Здесь собран богатейший методический и практический материал по ведению литературной студии как для детей, так и для взрослых. Приведены многочисленные вопросы для «литературных разминок», около 150 литературных игр. Даны планы большого числа занятий по важным темам. Особое внимание уделено тому, как создать на студии атмосферу живого творчества, как избежать чисто ремесленного подхода к литературной работе, как развивать самобытную креативность, не прибегая к навязыванию своих ценностей.

Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.

Представьте, что вы написали рассказ/повесть/роман… Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.
Вы отправите свое произведение родственникам, потом ближайшим друзьям, знакомым и т.д.
И сразу можно сказать — никто из них вам честно не расскажет о степени вашего таланта. И на это есть ряд объективных причин…

Как можно рассмотреть талант писателя:

Каждый «автор-новичок» пишет относительно одинаково. Как бы это грубо не звучало, но в начале своего творческого пути, писатель выдает «на-гора» компиляцию из чужих мыслей и идей, слегка приправленных личным мнением. Так начинают писать все молодые литераторы, и в этом нет ничего удивительного. Ведь изначально любой писатель хочет «написать что-то похожее», и только потом пишет истинно собственные произведения.
Именно поэтому вешать на себя ярлыки «есть талант» либо «нет таланта» бесполезно. Единым мерилом таланта является количество читателей, которые полюбили книги писателя и желают новых историй.

Как прийти к писательскому мастерству

На этот вопрос есть только один ответ: «Нужно писать, много, много, много писать…». Каждый признанный литератор когда-то был новичком, произведения которого не принимались в редакциях.

И каждый известный писатель пробился через все препоны и получил своего читателя.
Прийти к успеху в написании интересных книг можно только одним путем — практиковаться в печатном слоге, и не сдаваться при первых неудачах.

Попробуем разложить литературное мастерство на две составляющие:

Техника. В данном случае речь идет об умении красиво «играть со словами». Можно иметь в голове гениальные задумки и великолепные сюжетные истории, но при этом не написать ничего путевого… Причина проблемы очень простая — есть большая разница между созданием истории в голове, и ее описанием в словах. Писать книги нужно учиться. Просто брать и писать «в стол»… Если у вас есть интересные идеи, то начните писать, а все остальное приложится.

Интеллектуальность. Умение придумывать яркие сюжеты и вкладывать глубокий смысл в свои произведения не менее важное, чем способность составлять красивые предложения. Но если положиться только на свой интеллект, и не обращать внимания на тщательный подбор метафор, построение ритма текста, создание композиции и т.д., то вряд ли у вас получится пробиться в печать. Существует множество примеров того, как перспективные авторы так и не начинали издаваться из-за собственной лени и нежелания кропотливо работать над текстом.
Для успешной писательской деятельности нужно соединить оба составляющие таланта – техническое мастерство и интеллектуальность. Только так начинающий писатель сможет начать создавать действительно интересные произведения.

Для развития писательского таланта может потребоваться много времени, в течении которого литератору нужно постоянно расти над собой иначе можно «исписаться» так и не добившись успеха.

В развитии писательского мастерства вам поможет следующая литература:
Джефф Колвин «Выдающиеся результаты. Талант не при чем!»
Дэниел Койл «Код таланта»
Малкольм Глэдуэлл «Гении и аутсайдеры»

Как улучшить свои писательские навыки

Используйте сильные слова

Благодаря сильному слову простое предложение получает мощный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Наиболее сильной частью речи является глагол. Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга активности. Когда вы проявляете сознательные усилия, то размышляете, что является отличным способом тренировки писательских навыков.

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить - невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные труды. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, то больше настраиваетесь на его волну, стиль, внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков - понять, какое слово наиболее уместно в конкретном случае.

И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти слова зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащите их все наружу, они перестанут быть настолько неосознанными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете - это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это воспринимают. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна бы она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который должен вызвать нужную вам реакцию, и посмотреть, сработает ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это отличное упражнение: посмотреть на яблоко и описать его на 5000 знаков. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу - чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо (фрирайтинг)

Чтобы развить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь, что даже бесцельная писанина помогает улучшить свои навыки.

Самый важный совет: пишите от руки . Это важно для осознанности. К тому же многие ученые сходятся в том, что моторика активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

Коды на очки навыков на Скайрим

Читерство, в частности использование на Скайрим кодов на навыки, часто критикуют. При этом обращать игровые недоработки себе на пользу не считается зазорным. Редкие игроки никогда не атаковали безответных Ралофа или Хадвора по пути из Хелгена.

Бесплатных уроков стрельбы у доверчивого Фендала не брали, наверное, единицы, а попрактиковать боевые навыки на Тенегриве сам Талос велел.

Быстрая прокачка персонажа при помощи кодов ничем, в принципе, не отличается от перечисленных действий. Такой способ развития навыков отнимет меньше времени и убережет клавиатуру с мышкой от преждевременного износа.

Повышающие навыки коды на Skyrim

Чит «player.setav» используется в целях увеличения реального значения навыка, к которому прибавляется базовое значение, умноженное на указанный игроком процент. Формула введения:

player.setav [Х] [Y]

Вместо «X» ставится англоязычное наименование навыка, а «Y» означает число процентов, на которое увеличится умение. Например, повысить навык владения двуручным оружием можно так:

player.setav TwoHandedPowerMod 50

Аналогичным образом прокачивают стрельбу (MarksmanPowerMod), блокировку (BlockPowerMod) и одноручное оружие (OneHandedPowerMod).

Все коды на усиление навыков:

  • OneHandedPowerMod — одноручное оружие
  • TwoHandedPowerMod — двуручное оружие
  • MarksmanPowerMod — луки
  • BlockPowerMod — щит
  • SmithingPowerMod — кузнечное дело
  • HeavyArmorPowerMod — тяжелая броня
  • LightArmorPowerMod — легкая броня
  • PickPocketPowerMod — карманная кража
  • LockpickingPowerMod — взлом
  • SneakPowerMod — скрытность
  • AlchemyPowerMod — алхимия
  • SpeechcraftPowerMod — красноречие
  • AlterationPowerMod — изменение
  • ConjurationPowerMod — колдовство
  • DestructionPowerMod — разрушение
  • IllusionPowerMod — иллюзия
  • RestorationPowerMod — восстановление
  • EnchantingPowerMod — зачарование
  • Коды Skyrim на очки навыков

    Используя некоторые читы, можно быстро развить умения Довакина и открыть все нужные перки.

    advskill [Х] [Y] — повышает навык Х на Y очков опыта. Это основной код, используемый для прокачки персонажа.

    Пример использования для Зачарования:

    advskill Enchanting 100 — добавляет Зачарованию 100 очков (но не уровней).

    player.setav [Х] [Y] — задает Y уровень умению Х. Не влияет на очки опыта.

    Пример использования для Иллюзии:

    player.setav Illusion 50 — Довакин получает 50 уровень Иллюзии.

    Инструкция для полной прокачки:

    Чтобы развить все навыки на Skyrim, коды на уровни и опыт придется применять последовательно.

    1. Поднять навык командой advskill.

    2. Сбросить уровень командой player.setav.

    3. Полученные очки опыта потратить на приобретение всех необходимых перков.

    4. Повторить действия для других навыков.

    Пример для легкой брони:

    advskill LightArmor 999999

    player.setav LightArmor 0

    Все коды на прокачку навыков:

    • Alchemy — алхимия
    • Alteration — изменение
    • Conjuration — колдовство
    • Destruction — разрушение
    • Enchanting — зачарование
    • Illusion — иллюзия
    • Restoration — восстановление
    • Marksman — стрельба
    • Block — блок
    • HeavyArmor — тяжелая броня
    • LightArmor — легкая броня
    • Lockpicking — взлом
    • Onehanded — одноручное оружие
    • Twohanded -двуручное оружие
    • Pickpocket — карманная кража
    • Smithing — кузнечное дело
    • Sneak — скрытность
    • Speechcraft — красноречие
    • Инструкция для быстрой прокачки:

      Разумеется, вводить массу, пусть и однотипных, команд — утомительно. Нужные читы потребуется держать под рукой, распечатывать, переписывать, а то и запоминать. Куда проще создать или скачать готовый файл, содержащий нужные коды на очки навыков Скайрим.

      Порядок действий:

      — скачать архив;

      — извлечь два текстовых файла в корень игры;

      — запустить Скайрим;

      — открыв консоль, последовательно ввести «bat allskills» и «bat allperks».

      Первый чит повысит все навыки до максимума, второй — откроет доступные в игре перки.

      Корректировка характеристик персонажа:

      Команда player.setav может дополнительно использоваться для увеличения/уменьшения количества маны, здоровья и сил Довакина. Вместо названий навыков используйте параметры Health, Magicka и Stamina, плюс число, обозначающее максимальное значение той или иной характеристики.

      Пример использования для магии:

      player.setav Magicka 500

      Дополнительно:

      Использование кодов очков навыков на Скайрим неизбежно повысит уровень персонажа. Таким образом, полученные преимущества окажутся бессмысленными — ведь противники также станут сильнее. Чтобы понизить уровень Довакина, используйте простой код «player.setlevel Х», где Х означает, собственно, номер нужного уровня.

      Если хотите действия - не пишите. Идите к человеку и скажите ему лично, что вам нужно.

      Генри Миллер

      Работая над своим романом «Тропик Рака», Генри Миллер составил 11 заповедей писателя и его ежедневной творческой рутины, которые помогли ему закончить произведение.

      Он также зафиксировал на бумаге тот распорядок дня, которого следует придерживаться во время работы.

      11 заповедей писателя

    Пока не закончишь что-то одно, не начинай другое.

    Не начинай новых книг, не добавляй глав в «Черную весну».

    Не нервничай. Работай спокойно, радостно и безрассудно над тем, что есть под рукой.

    Работай согласно программе, а не настроению. Останавливайся в назначенное время!

    Когда невозможно творить, можно работать.

    Понемногу укрепляй и цементируй результат каждый день, вместо того чтобы разрыхлять почву новыми удобрениями.

    Оставайся человеком! Встречайся с людьми, выходи в свет, пей, если этого хочется.

    Не будь ломовой лошадью! Работай только с удовольствием.

    Нарушай разработанную программу, когда хочется, но возвращайся к ней на следующий день. Концентрируйся. Сужай круг. Исключай лишнее.

    Забудь о книгах, которые хочется написать. Помни только о той, которую пишешь.

    Первым делом - всегда писать. Живопись, музыка, друзья, кино - это все потом.

Распорядок дня

Утро. Если нет сил - пиши заметки и сортируй их, это может вдохновить тебя.
Если в норме - пиши.

День. Часть работы перед глазами - следуй скрупулезно плану этой части. Не отвлекайся, не позволяй себя отвлекать. Пиши, пока не закончишь данную часть.

Вечер. Встречайся с друзьями, читай в кафе. Исследуй незнакомые закоулки. Пешком - если мокро, на велосипеде - если сухо. Пиши, если есть настроение, но не увлекайся. Рисуй, если чувствуешь опустошение или усталость. Составляй заметки и планы. Корректируй их.

Памятка. Оставляй некоторое дневное время на то, чтобы иногда выбраться в музей, сделать набросок и прокатиться на велосипеде. Делай наброски в кафе, поездах и на улицах. Поменьше фильмов! Библиотека для сверки - раз в неделю.


Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии и обладатель Пулитцеровской премии Джон Стейнбек известен своим подходом к написанию текстов в духе соцреализма - говорить исключительно о том, что действительно важно. В своем интервью 1975 года журналу The Paris Review он поделился своими творческими секретами.

    Забудьте о мысли, будто вы когда-нибудь закончите свою работу. Не думайте о том, что надо написать 400 страниц - просто пишите по одной в день, это помогает. Однажды вы с удивлением обнаружите, что завершили свою работу.

    Пишите свободно и так быстро, как можете - чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе - это обычно не более, чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

    Забудьте об аудитории. Во-первых, безликая масса напугает вас до смерти, во-вторых, она существует только в театре, а в литературе - нет. В литературе ваша аудитория - это один-единственный читатель. Я пришел к выводу, что иногда лучше всего выбрать кого-нибудь из знакомых или придумать воображаемого персонажа и писать для него.

    Если сцена или глава не получается, и вам кажется, что вы могли бы лучше - оставьте ее в покое и идите дальше. Когда закончите, вы можете вернуться и, скорее всего, обнаружите, что причина вашей неудовлетворенности состояла в том, что эта часть текста просто оказалась не на месте.

    Относитесь с осторожностью к эпизоду, который слишком дорог вашему сердцу и нравится вам намного больше, чем остальные сцены из вашего текста. Обычно такие эпизоды не вписываются в канву всего повествования.

    Если вы пишете диалог - проговорите его вслух. Только тогда он зазвучит, как настоящая речь.


Курт Воннегут

Курт Воннегут - один из ключевых американских писателей и журналистов XX века, мастер сатирических рассказов и очерков. В своем видео-интервью он дал восемь советов о том, как написать хороший рассказ.