Кем можно работать, получив специальность эксплуатация железных дорог. Эксплуатация железных дорог: кем можно идти работать

На карте России почти нет тех мест, куда было бы невозможно добраться на поезде. Но одно дело быть пассажиром, а совсем другое - сотрудником РЖД. Обслуживать такую сложную и разветвленную по всей стране систему не просто сложно, а практически невозможно. И справедливости ради, хоть и не без сложностей, но специалисты с этой задачей все же справляются. Поэтому и учиться на железнодорожную профессию не только не зазорно, но и престижно.

Какие есть железнодорожные специальности?

Профессий в РЖД хватает. Это кажется, что устроиться можно только на машиниста или проводника. В действительности же профессия железнодорожного работника может быть предназначена для самых разных мест в РЖД. Есть вокзальные, станционные и путевые направления железнодорожных специальностей. Каждая из них важна и нужна. Какие-то из них осваиваются в стенах колледжей и техникумов, на какие-то придется учиться в высшем учебном заведении, а есть и такие профессии железнодорожных работников, которые не требуют наличия образования. Иначе говоря, работы здесь хватает всем и всегда.

Вокзальные профессии РЖД

Дежурный по станции – одна из самых ответственных железнодорожных профессий. Именно дежурный составляет расписание движения поездов, именно он буквально посекундно составляет время прибытия и отправления составов, контролируя вверенную ему станцию.

Диспетчер – непосредственный координатор всех действий машинистов и их уши. Работа диспетчера изнуряющая и малооплачиваемая, но очень и очень нужная.

Сервисный и обслуживающий персонал – это самый распространённый и масштабный по своему количеству список железнодорожных специальностей. И сюда можно отнести всех тех, кто занимается приготовлением пищи, стиркой, продажей билетов, безопасностью, медицинским обслуживанием, уборкой и упаковкой багажа.

Станционные профессии в РЖД

Путевые специалисты – обходчики и мастера – от этих железнодорожных работников зависит целостность полотен железной дороги, починка обнаруженных неисправностей. Если поезд движется по расписанию, то в этом есть вклад не только машиниста, но и путевых специалистов.

Электромонтер – этот специалист отвечает за работоспособность светофоров, стрелки, автостопы и работоспособность линий высокого напряжения. В списке железнодорожных специальностей РЖД - это не только одна из самых рисковых, но еще и одна из самых ответственных.

Электромеханики сигнализации, централизации и блокировки - занимаются обслуживанием системы СЦБ. В их ведомстве поиск причин неполадок и устранение поломок и неисправностей систем СЦБ. Это менее опасная профессия работника железнодорожного транспорта, но не менее ответственная.

Вагонники – обобщенное название тех, кто занимается осмотром и ремонтом составов. Именно эти работники осуществляют внешний и внутренний контроль состояния вагонов, и в случае обнаружения неполадок выдают задания по устранению неисправностей ремонтникам.

Путевые специальности в РЖД

Машинист – в будущем эта работа может и будет полностью передана во власть компьютеров, но это будущее наступит еще не скоро. А на сегодняшний день именно работа машиниста считается самой престижной среди списка всех железнодорожных профессий РЖД. Стать машинистом может только мужчина, женщинам в нашей стране данная профессия недоступна.

Помощник машиниста – дополнительные глаза, уши и руки машиниста. Именно помощники машиниста являются прямыми кандидатами на должность машиниста, а пока ждут своего часа, являются готовыми и умелыми заместителями.

Начальник поезда – важная по значению железнодорожная профессия, о которой, ввиду незнания, мало говорят среди пассажиров. На самом же деле, эта специальность в РЖД почти никогда не бывает вакантна. Отвечает начальник поезда за состояние и работу поезда, начиная от работы всей команды состава и заканчивая состоянием каждого купе каждого вагона поезда.

Проводник – самая летняя профессия у мечтающих о подработке в РЖД юношей и девушек. Проводник – визитная карточка каждого вагона, это ответственное лицо и среди всех профессий работников железнодорожного транспорта – главное связующее звено между пассажирами и РЖД.

Стоит сказать, что это лишь базис железнодорожных профессий, который явно имеет отношение к поездам. Но если подумать о том, насколько сложна сама по себе система РЖД, то становится понятно, что она не обходится практически без любого специалиста и почти любой специальности, которой обучают в вузах, колледжах и техникумах нашей страны.


  • Только поступающий знает, насколько большой выбор специальностей в железнодорожных вузах. На кого поступать, какую профессию выбрать в железнодорожном вузе и кем стать? Давайте попробуем разобраться.


  • Хотите работать кассиром? Есть разные направления работы. Одна из них – работа в РЖД. Пройдите курсы кассиров железнодорожных касс и получите достойную работу.


  • В РЖД трудоустроены около 900 тысяч человек, и постоянно открываются новые вакансии. Сегодня открыты вакансии проводника, билетного кассира, помощников машиниста.


  • Нет смысла о чем-то мечтать, если это можно реализовать. Обучение на машиниста - это реальность, но учебу дано пройти не каждому. Давайте узнаем, кому можно и где ее пройти.

  • СТАНЦИЯ - это место на железной дороге, где начинается и заканчивается процесс перевозки, формируются и расформировываются поезда.
    На станциях осуществляется непосредственная связь железных дорог с пассажирами и промышленными предприятиями.
    Крупные станции имеют большую разветвлённую сеть путей для приёма и отправления пассажирских и грузовых поездов, производства манёвров по составлению поездов, их расформированию, подаче вагонов под погрузку и разгрузку. Они оборудованы сложнейшей техникой, позволяющей автоматически переводить стрелки, изменять сигналы, тормозить вагоны при манёврах. Станцию невозможно сегодня представить без электронно-вычислительных машин, без дисплеев для передачи и получения информации о поездах. Работа станции требует от работников хороших технических знаний. Организацией и управлением работы занимаются специалисты по эксплуатации железных дорог.
    Общее руководство работой станции осуществляет НАЧАЛЬНИК СТАНЦИИ, а оперативное - ДЕЖУРНЫЙ ПО СТАНЦИИ.
    НАЧАЛЬНИК СТАНЦИИ организует работу железнодорожной станции и взаимодействие всех подразделений по выполнению пассажирской, грузовой и поездной работы, обеспечивая безопасность перевозок, сохранность грузов и подвижного состава и эффективное использование технических средств.
    ДЕЖУРНЫЙ ПО СТАНЦИИ отдает команды и распоряжения по приёму и отправлению поездов. Ему подчиняются все работники, находящиеся на территории станции - составители поездов, операторы, дежурные по стрелочным постам, машинисты локомотивов, работники дистанций пути, сигнализации и связи, вагонных участков, участков энергоснабжения и т.д.
    На станции работают диспетчера, обходчики путей, кассиры, уборщики, медики, экономисты, юристы и даже экологи, работники службы охраны, транспортная милиция и многие другие.
    Самой напряжённой на железной дороге считается работа ДИСПЕТЧЕРА. Эта работа требует огромной ответственности, большого напряжения сил и самоотдачи. Диспетчеры отвечают за движение нескольких поездов на определённом участке дороги.
    В 1915 году на железных дорогах России было внедрено диспетчерское руководство. До этого движением поездов руководили при помощи специальной сигнализации люди, которые стояли вдоль железнодорожного полотна через определённые промежутки. Начиная с 1925 года диспетчерская система вводится сначала на Октябрьской железной дороге, а к 1934 году действует уже на всей сети дорог России. Сейчас работа диспетчера облегчается за счёт большого количества специализированной аппаратуры (система «автодиспетчер»).
    Одна из самых ответственных профессий на вокзале - БИЛЕТНЫЙ КАССИР. Эта профессия требует от людей не только профессиональных знаний и навыков, но и большой выдержки и такта, внимательного отношения к каждому человеку. Здесь очень важно и знание психологии. От того, каким образом кассир обслуживает пассажира, зависит то, какое мнение сложится о работе вокзала или станции в целом.

    Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД — Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек . Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.

    Мастерство, целостность, обновление — такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД

    В 2019 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес . На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

    Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

    Как начисляется зарплата

    Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

    Средняя зарплата железнодорожников России в сравнении с доходами представителей данной профессии из других стран.

    Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

    Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

    • обеспечение жильём иногородних;
    • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
    • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

    Зависит от квалификации

    Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

    1. Наличие среднего специального образования.
    2. Хорошее здоровье.
    3. Успешное завершение стажировки.

    Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.

    Работа на электропоезде

    Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

    • уровень квалификации;
    • количество отработанных лет;
    • работа в ночные часы;
    • выполнение сверхурочной работы;
    • сумма выработанных часов.

    Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

    Легко ли работать машинистом? Ответ в следующем видео.

    Сколько получают москвичи

    В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

    Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 50,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 70 000 р./1 мес.

    Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 45 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

    Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.

    Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

    Оклады других сотрудников железной дороги

    Информация об окладах других сотрудников РЖД представлена в табличке.

    Должность Уровень месячной заработной платы
    Путеец 18 000-19 000
    Инженер 23 000-25 000
    Диспетчер 20 000-21 000
    Техник 22 000-24 000
    Приёмосдатчик 17 000-19 000
    Контролер 15 000-17 000
    Электромонтёр 21 000-23 000
    Дежурный по станции 22 000-24 000
    Кассир на вокзале 17 000-19 000
    Обходчик 22 000-23 000
    Движенец 16 000-18 000
    Электрик 22 500-24 600
    Механик 24 000-26 000
    Вагонник 23 000-25 500
    Стрелок 22 500-24 000
    Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
    Инспектор по досмотру 26 000-28 000

    Сколько платят проводнику

    Зарплата проводника в среднем составляет 46,8 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

    • вид поезда;
    • управление;
    • дневные часы;
    • ночные часы;
    • сложность пути;
    • дальность пути;
    • время года.

    Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

    В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

    О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона — следующий видеоматериал.


    Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 17 000 р./1 мес.

    Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

    Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

    Сколько платят охранникам

    Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

    Город Размер месячной з/п Нюансы
    Москва 21000-25000 На собеседовании при себе обязательно иметь УЛЧО
    и свидетельство о разряде.
    Предполагаются подработки для сотрудников, а также полный социальный пакет. Оформление строго по трудовому кодексу РФ. З/п перечисляется на банковскую карту. Также полагаются разовые премии, мат.помощь. Оплачивается ж/д проезд и путёвка в дом отдыха сотруднику и ребенку, не достигшему четырнадцатилетнего возраста.
    22000-24000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника, диплом об окончании школы охраны, медицинские справки формы № 002/0у; №003/0у, свидетельство о присвоении квалификации.

    Оформление по ТК РФ. Полагается дополнительный социальный пакет, подработки, квартальные.

    Тула 18000-20000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника нового образца, действующий квалификационный разряд, диплом или свидетельство об окончании негосударственной школы. Помимо з/п, сотрудникам положены премиальные, соцпакет и квартальные.
    Пятигорск 11000-13000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника. К з/п полагаются премиальные, квартальные, обследование и лечение в НУЗ, полный социальный пакет.
    Брянск 14000-16000 Оформление строго по ТК. Помимо заработной платы, сотруднику предоставляется полный социальный пакет, оплачиваемый отпуск, обследование и лечение в любом учреждении здравоохранения, бесплатный проезд на ж/д транспорте, больничный лист, квартальные премии. В будущем возможно повышение оклада.

    Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.

    Сотрудники ВОХР делают обход

    В этом году Детская железная дорога в Екатеринбурге первый раз не закроется на зиму. Поезда по узкоколейке будут курсировать по пятницам, субботам и воскресеньям. Зимой обслуживать пассажиров будут взрослые, а с наступлением лета на станцию опять вернутся школьники.

    Детская железная дорогая - это филиал РЖД, где дети с 12 лет могут осваивать железнодорожные профессии. Чтобы попробовать себя в качестве машиниста, диктора или дежурного по станции, они во время учебного года раз в неделю ходят на бесплатные занятия. Там инструкторы и сотрудники РЖД рассказывают об основах работы и технике безопасности. А летом дети приходят в парк имени Маяковского, надевают форму и работают по три часа в день на разных должностях. Учиться здесь можно три года, после чего получить диплом. Если ребенок хочет учиться дальше - ему дают целевое направление в вуз или техникум.

    Сотрудники Детской железной дороги рассказали The Village, чем отличается большая железная дорога от детской, какие комплексы есть у нынешних пятиклассников и как работа здесь помогает справиться с проблемами взрослой жизни.

    Свердловская детская железная дорога имени Николая Островского

    Дата основания: 1960 год

    Место: ЦПКиО имени Маяковского в Екатеринбурге

    Протяженность: 3 километра 110 метров

    Ширина колеи: 750 миллиметров

    Станции: 4

    Профессий для детей: 18

    Работает детей: 1 500

    Работает взрослых: 24

    Рейсов в день: 18

    Проезд: 150 рублей

    Если собрать всех моих родственников, можно запустить отдельную железную дорогу: в семье есть и кассиры, и проводники, и начальники станций, и поездные диспетчеры, и машинисты. Когда я закончила железнодорожный техникум, меня хотели отправить работать на станцию в Свердловской области. Но в отделе кадров начальник смерил меня взглядом - а я выглядела как десятиклассница - и спросил, была ли я пионервожатой. Он посчитал, что мне лучше пойти на Детскую железную дорогу, и предложил мне сходить в парк Маяковского и посмотреть на то, как там все утроено.

    А я даже и не знала, что у нас в парке есть какая-то железная дорога. Пришла туда, увидела толпу детей, все бегают, кричат. Я испугалась и не могла понять, то ли это игра, то ли серьезная работа, где надо следить за безопасностью и отправлять поезда. Три месяца я была дежурной по станции, а потом стала инструктором. Я уже 40 лет работаю на железной дороге и не замечаю, как летит время.

    Ольга Шагина

    инструктор

    Каждый год осенью я хожу по школам и набираю детей. Я говорю себе, что я - рыбак и сейчас мне надо сетью выловить детей. Сначала прихожу к завучам и прошу разрешения выступить перед пятыми и шестыми классами. Если удается заинтересовать педагогов, они разрешают провести не пятиминутное выступление, а целый классный час. Я объясняю ребятам, что такое Детская железная дорога, что это не аттракцион, а площадка РЖД, где можно научиться всем профессиям. Школы не всегда идут навстречу. Например, я четыре года не могу встретиться учениками 104-й гимназии. Завучи считают, что у учеников другие планы на жизнь, и разрешают мне только повесить небольшое объявление на скотч.

    Осенью, зимой и весной мы встречаемся с ребятами раз в неделю. Я объясняю, какие пути есть, как называются станции, почему дорога называется узкоколейной и однопутной. В первый год я учу профессиям диктора, кассира, проводника, стрелочника, дежурного по переезду и путевого обходчика. На второй год мы изучаем работу осмотрщика вагонов, начальника поезда, помощника машиниста, бригадира пути. А на третий год ребята узнают, что значит быть машинистом, диспетчером поезда, дежурным по станции, главным кондуктором. Через три года ребята получают диплом и тем, кто хочет, дают направление в железнодорожный вуз или техникум.

    Летом начинается практика. Ребята приходят в парк, где им выдают форму, табель и пропуска. Они пробуют делать то, что изучали в течение года в теории. Я в это время слежу за тем, чтобы все было в порядке. Несчастных случаев не было, ребята могут забыть профессию, но не технику безопасности. Потому что нарушить правила - это табу. Я всем ребятам говорю, что на железной дороге главное - дисциплина и ответственность. Это многих отпугивает.

    В школах я вижу очень закомплексованных ребят, которым сложно выйти из своего замкнутого мира. Почти все они кнопкодавы. Общаются между собой только сообщениями, а если и говорят - то перебрасываются двумя-тремя фразами. Самая большая сложность - подойти к пассажиру и попросить билет для проверки. Иногда мне кажется, будто они в упаковке, а моя задача - развязать бантик, чтобы они выбрались из своей коробки.

    Когда в моей жизни случались трагедии, работа меня спасала. Я как артист на сцене - мне нельзя показывать свои слабости. Хотя, как бы ты ни старалась быть сильной, ребята видят и чувствуют, что тебе плохо. Меня работа всегда держала в тонусе.

    Моим кумиром был отец - военный железнодорожник. После школы мама была против, чтобы я строил военную карьеру. Альтернативной стал железнодорожный вуз. Я начал работать монтером пути, закончил университет, стал бригадиром, мастером… Так дослужился замначальника отделения по инфраструктуре на Свердловской железной дороге.

    Пять лет назад я решил изменить всю свою жизнь. Я работал 24 часа в сутки, всего себя отдавал службе и в семье был только источником дохода. А детям нужно ежедневное внимание папы и мамы. Когда старшая дочь пришла ко мне и сказала, что выходит замуж, я понял, что все пропустил, и решил поменять работу.

    Мне было стыдно, что Детская железная дорога в Екатеринбурге была одной из худших в стране. У нас было только одно маленькое желтое здание. Мне очень хотелось ее улучшить, и когда предложили стать здесь начальником и провести реконструкцию, я сразу согласился.

    В прошлом году мы построили новое здание. Сейчас у нас стройка не останавливается. Через год мы откроем технопарк, где будут вагоны и поезда, которые ходили по узкоколейке в XIX веке. Мы привезем 70 экспонатов, отремонтируем их, и они у нас будут ездить по дороге.

    Виталий Марункевич

    начальник дороги

    Я работаю и как наставник - рассказываю детям про путевое хозяйство. Не считаю себя педагогом, потому что мы не учим, а именно помогаем сделать профессиональный выбор. В школе есть профориентация, но учителя не могут объяснить, что такое работа железнодорожника, потому что сами не знают.

    Когда я пришел, здесь занималось 500 человек, а сейчас - полторы тысячи. Больше половины юных железнодорожников - это дети из бедных семей. У их родителей нет возможности платить за секции хоккея или тенниса. Часто у них нет средств, чтобы просто доехать до парка Маяковского, и они идут с одного конца города на другой пешком. Когда я это узнал, пришел к начальнику и попросил дать нам автобусы. Теперь всех детей из дальних районов бесплатно привозят и увозят. Кроме того, тут детей бесплатно кормят и выдают форму. Мне хочется показать ребятам, которые проводят время на улице и у которых нет возможности куда-то уезжать летом, что они нужны.

    В детстве я был юным железнодорожником. Потом пошел в техникум, работал слесарем, помощником машиниста, машинистом. Водил грузовые поезда и выполнял разные маневры. Проработал семь лет, и меня позвали сюда, сказали, что появилось место в штате.

    С детьми я занимаюсь теорией и практикой. Зимой езжу по районам и рассказываю ребятам о том, как управлять поездом. Иногда они приезжают в парк, чтобы позаниматься на тренажере, который полностью копирует пульт управления локомотивом. Они учатся нажимать кнопки, поворачивать рычаги. Отрабатывают все движения до автоматизма, чтобы летом не отвлекаться и следить за дорогой.

    Летом дети приходят на смену, мы принимаем тепловоз, осматриваем его и идем за пульт управления. Юный машинист садится в кресло, а я стою сзади и, если нужно, подсказываю. Дети сами решают, где разогнаться, когда притормозить, - я лишь слежу, чтобы все было по правилам.

    Сергей Мельников

    машинист

    Благодаря Детской железной дороге я научился управлять паровозом. Это тот, который пыхтит. Мне нравится паровоз тем, что это живая машина, которая поедет так, как ты ее покормишь углем. Одно время я был единственный машинист в области с такими правами. Конечно, паровозов в России немного - в основном, в Санкт-Петербурге и Москве, на площадках, где снимают кино. Здесь у нас есть один паровоз, но детям запрещено им управлять - можно обжечься.

    Сюда приходят дети, которым интересны поезда, которые хотят попробовать себя в профессии. Я их понимаю, потому что сам был таким же. Увлеченных детей заметно сразу - они после смены приходят помогать протереть локомотив, задают вопросы.

    Со стороны может показаться, что машинист просто стоит за пультом, жмет кнопки и старается не заснуть. А на самом деле это творческая профессия. Поезд, как и машину, можно вести по-разному. Одинаковых рейсов не бывает. Ты следишь за локомотивом, за движением на соседних путях, за дорогой, ведешь переговоры, постоянно шумит двигатель - это очень напряженная работа.

    На Детскую железную дорогу меня привела мама. Я пришла сюда летом, когда уже началась практика. Первый день очень хорошо запомнила, потому что я опоздала. Прибежала на планерку, а там сидели 50 незнакомых человек, и я очень испугалась - я же не знаю, что делать. Мне инструкторы помогли, все показали. В первый день меня посадили за дикторское кресло. Я читала текст по технике безопасности, объявляла отправление поездов. Мне очень понравилось быть диктором, и в конце лета я стала лучшим диктором среди всех.

    Самое сложное было работать в 2016 году, когда дорога обновилась. Вагоны были набиты, и многим пассажирам не хватало мест. Они ругались на юных железнодорожников и приходилось за детей заступаться. Честно говоря, я скучаю по нашей маленькой уютной станции, которая была раньше.

    Полина Пермина

    юная железнодорожница

    Частное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад №180 открытого акционерного общества

    "Российские железные дороги"

    Конспект образовательной деятельности

    по ознакомлению детей с окружающим миром на тему:

    «Кто работает на железной дороге?»

    для детей среднего дошкольного возраста

    Составила:

    Воспитатель

    Треногина Е.П.

    Цель: Закреплять знания детей о профессиях людей, работающих на железнодорожной дороге, о труде машиниста, помощника машиниста, проводника. Подчеркнуть значимость этих профессий. Воспитывать интерес к людям данных профессий. Обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление.

    Ход образовательной деятельности:

    Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

    Тепловоз я вожу, пассажирам я служу,

    Я не токарь, не горнист, Кто же я? (машинист)

    Правильно, ребята сегодня мы поговорим о людях, которые работают на железнодорожном транспорте.

    Скажите, пожалуйста, какие поезда вы видели на железной дороге?

    (Электропоезд, грузовые поезда и пассажирские)

    Всё это называется железнодорожный транспорт (показ иллюстраций разных видов поездов)

    Ребята, а что перевозят грузовые поезда? Правильно, различные грузы – машины, уголь, брёвна, бензин)

    А пассажирские поезда кого перевозят? (пассажиров - то есть людей).

    Кто водит поезда? Как называется профессия людей, которые водят поезда? (Машинист).

    (Идёт рассматривание иллюстраций «Машинист в кабине поезда»)

    Посмотрите, как одет машинист? (Он одет в форму – рубашка голубого цвета, пиджак с погонами и брюки синего цвета, фуражка).

    Если мы встретим машиниста на улице, как мы его узнаем? (он одет в форму).

    Какие качества должны быть у человека, который управляет поездом? (Правильно, у него должно быть хорошее зрение, хороший слух, он должен быть внимательным, ответственным, решительным, дисциплинированным)

    Он несёт ответственность за поезд, который ведёт, за безопасность пассажиров, за сохранность грузов.

    В этом ему помогает помощник машиниста. Он также одет в форму. У него должны быть такие же качества, как и у машиниста.

    Как вы считаете профессия машиниста важная? Почему?

    Физкультминутка «Ехал поезд через мост» (едем паровозиком, произнося текст)

    Ехал поезд через мост

    Вёз вагонов целый хвост

    По путям и шпалам,

    А не где попало.

    Вот вагон с моим дружком,

    Вот вагон с большим мешком,

    Вот вагон с картошкой

    И сердитой кошкой.

    Вот вагон для комаров,

    Вот вагон с вязанкой дров,

    Вот вагон с тележкой.

    Залезай, не мешкай!

    А теперь послушайте ещё загадку:

    Пассажиров он встречает

    Их билеты проверяет,

    Говорит, куда пройти,

    Чаем потчует в пути.

    Кто это? Как называется профессия этих людей? (проводник)

    Показ иллюстраций с проводником.

    Посмотрите, проводники тоже одеты в форму.

    Работают проводниками и мужчины и женщины.

    Какие качества должны быть у проводников, какие они? (Доброжелательные, аккуратные, приветливые, вежливые, предупредительные).

    Что делает проводник? (проверят билеты, провожает пассажиров, поддерживает вагон в порядке и чистоте, угощает чаем…)

    А как вы думаете, профессия проводника важная? Почему?

    Ребята, что нового вы сегодня узнали?

    Ребята, о каких профессиях мы с вами сегодня говорили? Давайте вспомним и посмотрим ещё раз слайды.

    Работа на железнодорожном транспорте очень важная, ответственная и очень интересная

    Кто из вас хотел бы работать на железной дороге? Кем хотели бы работать?

    На этом наше занятие окончено, спасибо всем за работу и за внимание.