Коротко о главном. «.Что такое культура

Введение

Культура - ключевое понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о «второй природе», то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения - тоже в определенном смысле явления культуры. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах - мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры. Для многих культура - это, прежде всего сфера духовной деятельности людей на протяжении всего исторического развития человечества. Культура же всегда национальна, исторична, конкретна по своему происхождению и предназначению, а понятие - мировая культура - также весьма условно и являет собой лишь сумму национальных культур. Изучают мировую культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических проявлениях ученые самых различных специальностей - историки, искусствоведы, социологи, философы.

Культура с точки зрения культуролога - это созданные на протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности; во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности, характерные для различных исторических эпох, во-вторых, что может быть особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и потребления этих ценностей.

В этой работе я постараюсь дать определение понятию «культура» и рассмотрю, какие функции она выполняет в нашем обществе.

культура этноцентризм релятивизм конфликт

Понятие культуры

Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими "существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке", шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их "человеческих" личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают "мистические видения" как высшую форму сознания.

Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и они ездим по разным сторонам, они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

это весь совокупный образ жизни, характерный для определенной группы, в которой аккумулируется все, что люди как члены данного общества делают, думают, и все, чем они обладают (образы действий, мыслей, материальное обеспечение)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Культура

специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В К. воплощается прежде всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием, К. Человек отличается от животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения - знаки, язык. Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не может быть включен в мир человека, точно так же, как и ни один предмет не может быть создан без предварительного «проекта» в голове человека. Мир человека - это культурно выстроенный мир, все границы в нем имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция К. - это внедрение и поддержание определенного социального порядка. Выделяют материальную и духовную К. Материальная К. включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся техника, жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т. п., что в совокупности составляет определенный образ жизни. Духовная К. включает все сферы духовной деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, науку, искусство, религию и т. п. Духовная К. также воплощается в материальных носителях (книги, картины, дискеты и т. п.). Поэтому деление К. на духовную и материальную весьма условно. К. отражает качественное своеобразие исторически конкретных форм Жизнедеятельности людей на различных этапах исторического развития, в рамках различных эпох, общественно-экономических формаций, этнических, национальных и иных общностей. К. характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах (политическая К., экономическая К., К. труда и быта, К. предпринимательства и т. п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп (класса, молодежи и т. п.). В то же время существуют культурные универсалии - некие общие для всего культурного наследия человечества элементы (возрастная градация, разделение труда, образование, семья, календарь, декоративное искусство, толкование снов, этикет и др.). Современный смысл термин «К.» приобрел только в XX в. Первоначально (в Древнем Риме, откуда пришло это слово) этим термином обозначали возделывание, «окультуривание» почвы. В XVIII в. термин приобрел элитарный характер и означал цивилизованность, противостоящую варварству. Однако в Германии XVIII в. К. и цивилизация были противопоставлены друг другу: как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей, сфера индивидуального совершенства (К.) - и как нечто утилитарновнешнее, «техническое», материальное, стандартизирующее человеческую К. и сознание, угрожающее духовному миру человека (цивилизация). Такое противопоставление легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики К., фактически - критики современности, якобы ведущей к распаду и гибели К. (Ф. Теннис, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.). В современной науке термин «цивилизация» остается многозначным. Термин же «К.» утратил прежний элитарный (и вообще любой оценочный) оттенок. С точки зрения современных социологов, любое общество вырабатывает специфическую К., ибо может существовать лишь как общность социокультурная. Именно поэтому историческое развитие того или иного общества (страны) - это уникальный социокультурный процесс, который не может быть понят и описан с помощью каких-либо общих схем. Поэтому и любые общественные изменения могут осуществляться лишь как социокультурные изменения, что серьезно ограничивает возможности прямого заимствования инокультурных форм - экономических, политических, образовательных и т. п. В другой социокультурной среде они могут приобрести (и неизбежно приобретают) совсем другое содержание и значение. Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели - эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Г. Спенсер, Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Л. Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития К. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных К. как более или менее развитых, и выделение «эталонных» культур (европоцентризм и позже - американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития К., которые закономерно следуют одна за другой (по аналогии с человеческой жизнью - рождение, детство и т. д.), каждая К. рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать К. как примитивные или высокоразвитые - они просто другие. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших еще в античности, стал Н. Данилевский («Россия и Европа», 1871). За ним следовали О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилев и др. Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизируют лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания. Современная наука предлагает принципиально новые подходы (к примеру, волновая теория К., выдвинутая О. Тоффлером). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно К. оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип К. - К. постиндустриального, информационного общества (см. Постмодернизм).

Отличное определение

Неполное определение ↓

уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей К. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности. Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. - высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи). (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001.) См. также Культура поведения, Культура речи

Отличное определение

Неполное определение ↓

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

1. Что такое культура

2. Предмет и объект изучения культуры

3. Структура культуры

4. Формы культуры, ее классификация

5.Значение и функции культуры

6. Методы и проблемы изучения культуры

Когда в средние века появился новый способ возделывания зерновых, более прогрессивный и усовершенствованный, на­званный латинским словом culture , никто еще не мог догадаться, насколько изменится и расширится понятие этого выражения. Если термин agriculture и в наше время означает возделывание зерновых, то уже в XVIII-XIX вв. само слово culture потеряет свое привычное значение. Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью. «Культурные» аристократы, таким образом, отделялись от «не­культурного» простого народа. В Германии существовало похо­жее слово kultur , которое означало высокий уровень развития цивилизации. С точки зрения просветителей XVIII в. слово куль­тура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим инсти­тутам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки.

Сделать людей счастливыми - вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческо­го разума. Данное направление, считающее, что главная цель че­ловека - достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм . Его сторонниками были французский про­светитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755), итальянский фи­лософ Джамбаттиста Вико (1668-1744), французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778), французский философ Иоганн Гот-фрид Гердер (1744-1803).

Как научная категория культура начала восприниматься толь­ко во второй половине XIX в. Понятие культуры становится все более и более неразрывным с понятием цивилизации . Для неко­торых философов этих границ и вовсе не существовало, например для немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), существование таких границ было неоспоримо, он указывал на них в своих трудах. Интересен тот факт, что уже в начале XX в. немец­кий историк и философ Освальд Шпенглер (1880-1936), наоборот, понятие «культура» противопоставил понятию «цивилизация». Он «оживил» понятие культуры, сравнив ее с некой совокуп­ностью замкнутых «организмов», наделив их способностью жить и умирать. После смерти культура превращается в противополож­ную ей цивилизацию, в которой голый техницизм убивает все творческое.

Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII- XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристокра­тичность. Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося определения культуры пока не сущест­вует. Современная научная литература дает огромное количество определений культуры. По одним данным, их насчитывается око­ло 250-300, по другим - свыше тысячи. Вместе с тем все эти определения в свою очередь являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, ис­кусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой.



Определением культуры занимались многие ученые и мыслите­ли. Например, американский этнолог Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 - 5 октября 1960), будучи одним из ведущих представителей школы культурной антропологии XX в., занимался исследова­нием понятия культуры, пытался сгруппировать основные черты культуры в одно четкое, ясное стержневое определение.

Представим основные трактовки термина «культура».

Культура (от лат. culture - «воспитание, возделывание») - обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, ди­намическими и функциональными).

Культура - это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

Культура - это различные ценности группы людей (мате­риальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, ин­ституты.

Согласно концепции Э. Тейлора культура - это совокуп­ность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и со­циальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда вхо­дит все то, что было создано человеком и передается от поколе­ния к поколению, включая различные взгляды, виды деятельно­сти и верования.

Согласно психологической науке культурой является при­способление человека к окружающему миру (природному и со­циальному) для решения различных проблем на его психологи­ческом уровне.

По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употреб­ления всевозможных символов.

Все эти определения являются верными, но составить из них одно практически невозможно. Можно только сделать некое обобщение.

Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в по­коление вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с по­мощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в те­чение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.

Мы можем рассматривать историю человечества как целесо­образную деятельность людей. То же самое и с историей культу­ры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятельностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокуп­ность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются про­дуктами этой деятельности. Лишь рассматривая культуру через призму деятельности человека, народов, можно понять ее сущ­ность.

Рождаясь, человек не сразу становится частичкой социума, он вливается в него с помощью обучения и воспитания, т. е. овладе­вая культурой. Значит, именно это приобщение человека к об­ществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом сам может вносить свой вклад, обога­щая культурный багаж человечества. Огромную роль в овладе­нии этим багажом играют межличностные отношения (они по­являются с самого рождения), а также самообразование. Не стоит забывать еще про один источник, который стал очень актуальным в нашем современном мире, - это средства массовой информа­ции (телевидение, Интернет, радио, газеты, журналы и т. д.).

Но неправильно думать, что процесс овладения культурой влияет только на социализацию человека. Постигая культурные ценности, человек, прежде всего, накладывает отпечаток на свою личность, вносит изменения в свои индивидуальные качества (характер, склад ума, психологические характеристики). Поэтому в культуре всегда есть противоречия между социализацией и ин­дивидуализацией личности.

Данное противоречие не единственное в развитии культуры, но зачастую такие противоречия это развитие не тормозят, а на­оборот, подталкивают к нему.

Изучением культуры занимаются многие гуманитарные нау­ки. Прежде всего стоит выделить культурологию.

Культурология - это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформи­ровалась эта наука в XX в.

Существует несколько версий данной науки.

1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.

2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Поддержива­ла эту версию английская писательница Айрис Мердок (1919- 1999).

3. Структуралистическая, к ней относится деятельность любо­го вида. Сторонник - французский философ, историк культуры и науки Мишель Поль Фуко (1926-1984).

4. Функциональная, за которую высказывался британский ант­рополог и культуролог Бронислав Каспер Малиновский (1884- 1942).

5. Игровая. Нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинга (1872-1945) видел основу культуры в игре, а игру как высшую сущность человека.

Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры. К философам культуры относятся французский писатель и философ Жан Жак Руссо , французский писатель и философ-просветитель, деист Вольтер (1694-1778), представитель течения «философия жизни», немец­кий философ Фридрих Ницше (1844-1900).

Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре. К таким наукам стоит отнести: этнографию (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), социологию (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной систе­мы), культурную антропологию (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культу­рой), морфологию культуры (изучает культурные формы), психо­логию (наука о психической жизни людей), историю (изучает прош­лое человеческого общества).

Более подробно остановимся на основных понятиях куль­туры.

Артефакт (от лат. artefactum - «искусственно сделанное») культуры - единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким артефактам можно отнести одежду той или иной эпохи, предметы интерьера и т. д.

Цивилизация - совокупность всех характеристик общества, за­частую это понятие выступает как синоним понятия «культура». По мнению общественного деятеля и мыслителя Фридриха Энгель­с а (1820-1895), цивилизация - это этап человеческого развития, следующий за варварством. Такой же теории придерживался аме­риканский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881). Свою теорию развития человеческого общества он представил в виде последовательности: дикость > варварство > цивилизация.

Этикет - установленный порядок поведения в каких-либо кругах общества. Подразделяется на деловой, повседневный, гос­тевой, воинский и т. д. Исторические традиции - элементы культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. Различают опти­мистические и пессимистические исторические традиции. К опти­мистам относятся немецкий философ Иммануил Кант , англий­ский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), немецкий философ, эстетик и критик Иоганн Готфрид Гердер . Эти и другие философы-оптимисты рассматривали культуру как содружество людей, прогресс, любовь и порядок. По их мнению, в мире гос­подствует положительное начало, т. е. добро. Их цель - достиже­ние человечности.

Противоположность оптимизма - пессимизм (от лат. pessimus - «наихудший»). По мнению философов-пессимистов, в мире преобладает не добро, а негативное начало, т.е. зло и хаос. Пер­вооткрывателем этого учения стал немецкий философ-иррацио-налист Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия получила широкое распространение в Европе конца XIX в. Кроме А. Шо­пенгауэра, сторонниками пессимистической теории являлись Жан Жак Руссо, австрийский врач-психиатр и психолог, основа­тель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939), а также Фридрих Ницше, который выступал за анархию культуры. Эти философы были интересны тем, что отрицали всякие культурные границы, были против всевозможных запретов, налагаемых на культурную деятельность человека.

Культура - это неотъемлемая часть жизни человека. Она как генетически запрограммированное поведение организует челове­ческую жизнь.