Краткая история иммерсивного театра в россии. Мистическое шоу «Вернувшиеся Театр где ходишь за актерами

Анна Ковалева

14 мин.

1 декабря 2016 года в российской столице состоялась мировая премьера нового иммерсивного спектакля «Вернувшиеся».  Cтоит поторопиться - после 50 представлений в Москве постановка покинет Россию и отправится в Нью-Йорк!

Что произошло?

1 декабря 2016 года в российской столице состоялась мировая премьера нового иммерсивного спектакля «Вернувшиеся». Москва- первый город, жители которого получили возможность посмотреть это мистическое шоу. Однако стоит поторопиться - после 50 представлений в Первопрестольной постановка покинет Россию и отправится в Нью-Йорк: весной амбициозная режиссерская команда молодой театральной компании Journey Lab начинает репетиции американской версии представления, премьера которой запланирована на осень 2017 года.

Кто поставил это мистическое шоу?



Спектакль «Вернувшиеся» - результат творческой коллаборации молодых американских режиссёров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, хореографа и наставника шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ. В особняке звучит классическая музыка, автором которой стал композитор и лидер группы Therr Maitz Антон Беляев.

С режиссёрами постановки Мией и Виктором мы познакомились в баре театра: в самом начале всех зрителей приглашают погрузиться в атмосферу спектакля в небольшом speakeasy баре, расположенном в подвале особняка. Гости постепенно привыкают к полумраку, а ожидание усиливает любопытство. Впрочем, в бар можно вернуться в любой момент во время действия или же остаться там на коктейль после шоу, чтобы обсудить увиденное с другими зрителями шоу. Мне повезло: увиденное я обсуждала непосредственно с теми, кому и принадлежит идея и реализация этого проекта в России.

Почему Москва стала местом мировой премьеры шоу?


На самом деле, «Вернувшиеся» оказались в Москве благодаря счастливому стечению обстоятельств. Оригинальная идея поставить иммерсивный спектакль в Нью Йорке по пьесе «Привидения» знаменитого норвежца Ибсена принадлежит Виктору Карина (Journey Lab), хотя изначально речь не шла о том, чтобы делать проект в России.

Для того, чтобы подогреть интерес, подготовить американскую публику к Ибсену и сделать небольшой «тизер» будущего спектакля, в начале 2016 года участники Journey Lab Виктор Карина и Миа Занетти решили поставить в Нью-Йорке своего рода приквел будущей постановки. Спектакль вышел под именем The Alving Estate. Приквел отсылал всех пришедших к событиям, предшествующим действию классической пьесы норвежского драматурга: режиссёрам было важно показать, что лежит в основе переживаний героев и наглядно продемонстрировать, как события из прошлого влияют на настоящее. Билеты на представление были очень быстро распроданы, а реакция критиков оказалось на удивление положительной. По счастливой случайности (как минимум, для прогрессивной театральной публики Москвы) на этом спектакле оказалась нынешний креативный продюсер «Вернувшихся» Анастасия Тимофеева, которую очень впечатлило увиденное.

Идея поставить масштабный иммерсивный спектакль в Москве давно была у хореографа Мигеля, известного российской публике по популярному телепроекту «Танцы» на ТНТ. Мигель не один раз побывал на культовом иммерсивном шоу Sleep No More в Нью-Йорке и твердо решил сделать нечто подобное в Москве. Вместе с продюсером ТНТ Вячеславом Дусмухаметовым Мигель организовал встречу с молодыми участниками Journey Lab, авторами The Alving Estate, и предложил им сделать совместный иммерсивный проект в Москве. Уже весной 2016 года в российской столице началась активная работа над созданием мировой премьеры мистической пьесы «Вернувшиеся».

Что такое «иммерсивный спектакль»?



Иммерсивность (от англ. immersive - создающий эффект присутствия, погружения) - совершенно точно один из главных трендов современного искусства. Иммерсивный театр – не исключение, это своего рода закономерный итог сразу нескольких тенденций в прогрессивной режиссуре и в сфере популярного городского досуга.

Главная особенность иммерсивного спектакля - возможность создать эффект полного погружения зрителя в происходящее и вовлечь его в сюжет постановки. В любой момент участники действия могут начать прямо взаимодействовать со зрителями - актеры могут обнять вас, завязать глаза, взять за руку или отвести в другую комнату. Порой для того, чтобы вывести зрителя из зоны комфорта, достаточно просто на протяжении долгого времени смотреть ему в глаза. Отличительная черта иммерсивных постановок в том, что зрители перестают быть просто наблюдателями в зрительном зале и становятся полноправными участниками всего действия. Кстати зрительного зала в мире иммерсивного театра в традиционном смысле этого слова тоже нет, действие театра-променада развивается одновременно сразу в нескольких разных локациях.


В случае с «Вернувшимися» действие пьесы происходит в особняке начале XIX века в Дашковом переулке в центре Москвы. Команде талантливых декораторов и художников по костюмам удалось воссоздать интерьер, впитавший в себя дух времени. В доме четыре этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается зачаровывающее действие, сочетающее в себе энергетику прогрессивного театра, визуальную эстетику кинематографа и поражающие воображение спецэффекты.

Как шла работа над проектом?



В течение полугода молодые американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти в режиме строгой секретности работали с российскими артистами и обучали их новаторским техникам иммерсивного театра. Примечательно, что многие из тех, кто задействован в постановке, до этого ни разу не видели спектаклей-бродилок.

Техника, с которой работает режиссерский тандем Виктора и Мии, широко распространена в США, для Москвы же это было в новинку. Актеров учили правильно взаимодействовать с людьми – в ходе работы над проектом вся команда выполняла целый ряд упражнений на раскрепощение. К примеру, одним из заданий для артистов было лечь посреди московского метро и спокойно наблюдать за реакцией прохожих.

В отличие от нашумевшего иммерсивного «Черного Русского» Максима Диденко, в спектакле «Вернувшиеся» заведомо нет известных медийных лиц. На кастинге актеров набирали совсем по другим критериям. Оценивали артистов, исходя из того, как они владеют своим телом, как взаимодействуют с толпой, как смотрят на прохожих- искали тех, от кого невозможно отвести взгляд. К примеру, одно из заданий на кастинге состояло в том, чтобы сделать что-то, чтобы за актером захотелось пойти. В общей сложности более 900 артистов со всех концов страны приняли участие в кастинге на шоу. Выбрали лучших: в проекте задействованы 31 профессиональный актер и танцор.

Интересно, что ни Миа, ни Виктор не говорят по-русски. Хотя, по их собственному признанию, это не было проблемой. Главным было сделать так, чтобы актерская игра была понятна вне зависимости от языка, на котором говорят герои.

Что лежит в основе «Вернувшихся»?



В основе шоу - пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена «Призраки» или «Привидения», написанная в далёком 1881 году. Долгое время пьеса была запрещена как в Европе, так и в России за свою излишнюю «натуралистичность». Впервые «Призраков» поставили на сцене лишь в 1903 году. «Привидения» - не простая пьеса, это смелая и крайне остросоциальная история о крушении этики протестантизма, а точнее о том, как за фасадом весьма идеальной жизни (на первый взгляд) скрываются душевные страдания и метания.

В доме фру Альвинг идут важные приготовления - в скором будущем должны открыть приют, построенный на деньги вдовы достопочтенного капитана Альвинга в память о нём. В честь этого вместе собираются родственники капитана и старые друзья семьи, однако мистические события и призраки, будто вернувшиеся из прошлого, трагично меняют судьбы героев пьесы. Знание сюжета - серьезный козырь в руках зрителя, заранее снимающий возможные вопросы и позволяющий соединить разрозненные эпизоды в мозаику.

Сам Ибсен говорил о том, что название пьесы стоит переводить как «Те, кто вернулся», что кстати получило отражение в русском названии шоу. Интересно, что, когда шоу уедет в США, у него будет новое название, предположительно “Give me the sun” - это одна из реплик Освальда, сына умершего капитана.

Почему в шоу так много откровенных сцен?


В шоу действительно есть сперва шокирующие откровенные сцены (да-да, спектакль 18+). Спойлер: не пропустите оргию, которая происходит во время действия. Я пропустила, ну хотя, надо признаться, я всегда пропускаю все оргии:)

Помните, что количество увиденных откровенных сцен зависит только от вас. По словам создателей проекта, к откровенности обязывает текст оригинала - многие работы норвежца Ибсена строятся вокруг того, что читается между строк и, как правило, остается за кадром. Сцены сексуального характера не случайны: они выделяют различные моменты в истории каждого из персонажей. К примеру, чувственные сцены подчеркивают непростые жизненные пути молодого Освальда и его отца и помогают зрителю понять, почему и как сын унаследовал образ жизни отца. Так, откровенные сцены призваны продемонстрировать, как глубинные желания человека могут повлечь за собой страшные последствия для него самого.


Сексуальные элементы – своего рода провокация. Откровенные сцены воздействуют на зрителя особым психологическим образом, заставляя его забыть о том, что кажется запретным, и посмотреть на мир свежим открытым взглядом, свободным от осуждения других людей. Авторы идеи проекта хотят, чтобы все пришедшие почувствовали себя некими привидениями дома в Дашковом переулке, которые могут понаблюдать за героями в моменты их наибольшей слабости и уязвимости. Так, откровенные сексуальные сцены помогают зрителю лучше понять, что творится в душе персонажей и глубже показывают внутреннюю борьбу героев.

Интересная история произошла с тизером «Вернувшихся». По словам организаторов, российские телеканалы отказались транслировать тизер шоу на ТВ, посчитав его чересчур откровенным. Так, премьера тизера состоялась в сети в Instagramе. Впрочем, это не помешало тизеру собрать более 50 миллионов просмотров за первые сутки трансляции.

Так стоит ли идти на спектакль?



Определенно да, но будьте готовы - это смелый спектакль. «Вернувшиеся» - первая полноценная иммерсивная постановка в традиции культовой театральной команды Punchdrunk, заложившей основы мирового иммерсивного театра. Тенденция к всеобщей иммерсивности – один из самых заметных трендов современной индустрии развлечений, но, кажется, что впервые в Москве к жанру променад-театра отнеслись столь основательно и подошли так серьезно. После спектакля у зрителей остается интересное послевкусие и ощущение зачарованности всего произошедшего. В баре после представления зрители делятся с друзьями своими ощущениями, сравнивая свой опыт увиденного: воспоминания о мистическом шоу складываются в мозаику, как кусочки пазла. В таинственный особняк на Дашкове хочется вернуться: осталось слишком много неразгаданных загадок.

Премьера «Вернувшихся» вызвала большой интерес не только среди зрителей, но и у профессионального сообщества театральной Москвы. Шоу стало хедлайнером программы одного из самых престижных театральных событий столицы - фестиваля Нового европейского театра NET.
Ну и да, спектакль покажут только 50 раз, а потом увезут в США.

Что нужно сделать перед просмотром?


1. Познакомиться с пьесой Ибсена. Если вы заранее знакомы с историей и персонажами, вы сможете по-настоящему погрузиться в секреты дома, не пытаясь угнаться за сложными сюжетными линиями. Для контекста и погружения в правильную атмосферу можно посмотреть несколько фильмов Дэвида Линча и почитать про строгие нравы общества конца 19 века.

2. Взять билеты на более раннее время (зрители заходят в 3 захода). Чем раньше вы придете, тем больше времени будет на то, чтобы все исследовать. Зрители сами определяют время, которое проведут в доме на Дашковом. В стенах особняка можно задержаться всего на час, но и трех часов может оказаться недостаточно, чтобы все посмотреть. Пространство и убранство дома - вполне самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века (браво художникам Руслану Мартынову и Ивану Буту).

Разглядывать декорации отнюдь не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы. Правила поощряют зрительское любопытство: никто не будет против, если вы прочтете письмо, которое лежит на столе, или покопаетесь в чемодане одного из героев. Можно померить украшения фру Альвинг, можно присесть за обеденный стол к героям или понаблюдать вблизи за тем, как актриса прихорашивается и любуется собой перед зеркалом.

3. Надеть удобную обувь без каблуков - приготовьтесь много ходить, а ещё в доме не мало лестниц. Порой для того, чтобы уследить за персонажами, придется даже бегать.


4. Разделиться с друзьями и не ставить цели увидеть все. Такая стратегия позволит вам увидеть разный набор эпизодов, и, будьте уверены, так будет интереснее их сопоставить после. Обязательно останьтесь на коктейль в баре и обсудите увиденное с другими зрителями. Что касается разных зрительских стратегий, то здесь есть несколько вариантов. Можно выбрать понравившегося вам актера и следовать за ним: так вы станете свидетелем одной, зато полноценной сюжетной линии. Другая поведенческая тактика - осесть в одной из множества интересных локаций, встречая и провожая персонажей, которых сюда заносит логика сюжета. Если вы привыкли плыть против течения, то смело выбирайте путь исследователя: это отличный шанс рассмотреть весь многочисленный реквизит дома, прочитать письма, написанные каллиграфическим почерком, содержание которых дополняет реплики героев постановки, пролистать книги, которые вы найдете на своем пути. Все зависит только от ваших желаний и фантазии.

5. Не бояться остаться один на один с персонажами - так правда интереснее. Вам должно быть все время любопытно, не стоит постоянно ходить за большинством зрителей. Наблюдать за происходящим в толпе других зрителей не так интересно, как исследовать все самому. В отдаленных уголках дома таится много секретов, которые очень ждут, чтобы их раскрыли.

6. Быть открытыми. Чем больше вы обнажаете душу, тем больше вы получите в ответ.


«Вернувшиеся» - это уникальный спектакль, дающий чувство свободы и полной сопричастности к происходящему. Это смелый театр, где главное - не зрелище, а личный драматический опыт.

,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Иммерсивные спектакли – один из трендов последнего времени. Все просто: иммерсив – это постановка, во время которой зритель погружается в театральное действо. Актеры взаимодействуют со зрителем, а зрители могут влиять на происходящее на сцене. Премьеры иммерсивных шоу, позволяющих по-новому взглянуть не только на театр, но и на реальность, появляются постоянно. Многие из них проходят в московских дворянских особняках, другие идут на театральной сцене. Элемент иммерсива вживляется в мюзиклы, квесты, экскурсии и даже в рестораны. Самая знаменитая, уже ставшая классикой постановка в иммерсивном жанре – нью-йоркский спектакль Sleep No More, созданный компанией Punchdrunk. Действие шоу основано на шекспировском «Макбете», а происходит в вымышленном пятиэтажном отеле. Говорят, Sleep No More – лучший способ провести вечер в Нью-Йорке.

А что интересного из иммерсивных постановок идет в Москве и Санкт-Петербурге?

«Вернувшиеся»

Место: Москва, Дашков переулок, 5

Мар 1, 2018 в 8:18 PST

Иммерсивный спектакль «Вернувшиеся» поставлен по пьесе «Привидения» Генрика Ибсена. Антураж в старинном особняке, где творится действо, продуман до мелочей. Здесь нет никакой сцены, а чтобы следить за сюжетом, нужно порой довольно шустро перемещаться по задымленным этажам, из комнаты в комнату. Впрочем, можно остаться на месте и следить за понравившимся героем, постепенно становясь актером больше, чем зрителем. Постановку осуществил хореограф Мигель, вдохновившись Sleep No More и максимально точно стараясь соблюсти все принципы иммерсивности, завещанные компанией Punchdrunk.

Купить билет

«Безликие»

Место: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 20

Мар 4, 2018 в 1:54 PST

«Безликие» изначально создавались как приквел к спектаклю «Вернувшиеся» и, по задумке, должны были быть более компактными. Но площадка – особняк на Дворцовой набережной – стала диктовать свои условия. Разве можно было сделать что-то скромное в этих роскошных интерьерах! По «Привидению» Ибсена там играется около 600 (!) сцен.

Купить билет

«Кандидат»

Место: Москва, ТЦ «Цветной»

Ноя 3, 2017 в 9:00 PDT

Шоу сделал известный импресарио Федор Елютин, до того приглашавший в увлекательное московское приключение Remote Moscow. «Кандидат» – постановка о выборе. Несколько кандидатов, пять раундов, в финале которых зритель должен сделать выбор в пользу того или иного претендента на выборную должность. Каждому зрителю придется понять, насколько он подвержен мнению большинства, насколько он управляем или, наоборот, склонен к нонконформизму.

Купить билет

Спектакль-ужин «Зеркало Карлоса Сантоса»

Место: Москва, ул. Большая Дмитровка, 32

Мар 5, 2018 в 11:45 PST

Ужину с вином и мясом предшествует иммерсивное театрализованное шоу, сценарий которого написал Максим Курочкин, а поставил Талгат Баталов. Ответственный за еду – шеф-повар Руслан Закиров. Гастрономический спектакль, ресторан в трех действиях, тайная вечеря – как только не называют этот таинственный ужин! Как всегда в иммерсивных шоу, заранее лучше знать как можно меньше. Всего в ужине в испанском духе участвуют двенадцать человек. Им предстоит пройти увлекательный квест, а потом перекусить.

Купить билет

Опера-променад «Пиковая дама»

Место: Москва, ул. Яузская, 1/15, стр. 1

Мар 6, 2018 в 7:30 PST

Спектакль «Пиковая дама» поставил режиссер Александр Легчаков, в роли Германа – Петр Налич. Слова – Пушкина, музыка – Чайковского. В каждом спектакле ровно 54 зрителя, как в колоде карт, которая сводила с ума бедного Германа. Место действия – старинная усадьба Гончарова – Филипповых, которую, что символично, дед Натальи Гончаровой проиграл в карты.

Купить билет

«Не такие квесты»

Ближайшая дата: разные квесты идут каждый день

Место: Санкт-Петербург; у каждого квеста свой адрес. Например, «Белый крест» идет на Жуковского, 20

Янв 1, 2018 в 5:12 PST

Питерская команда «Нетакойквест» делает уникальные квесты, в которых истории важнее загадок, точнее отгадок. В этих квестах нет бутафории, а сюжет продуман лучше, чем у многих сериалов. Многие участники говорят, что им было не просто интересно, они буквально переродились. Сюда стоит идти не затем, чтобы проявить сообразительность, а за атмосферой и возможностью внезапно обнаружить себя внутри истории про Лилю Брик и Владимира Маяковского, например.

Купить билет

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение


Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »


Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »


В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »


«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »


«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Сегодня театры и независимые коллективы всё чаще стали предлагать зрителю спектакли вне сцены, вне здания, в некоторых случаях и вовсе без актеров, и зачастую такие, которые невозможно посмотреть целиком. В конце прошлого года Москву буквально захлестнула волна необычных спектаклей -променадов или так называемых “бродилок”. Иммерсивный театр стал самым обсуждаемым явлением в сфере городской культуры, а своими впечатлениями от просмотра активно делились даже те, кто никогда не интересовался театральной жизнью . Интерес к жанру пробудился с новой силой, и на волне тренда иммерсивности многие столичные театры приняли решение расширить свой репертуар, предложив публике актуальные нетрадиционные постановки и новые поведенческие сценарии.

Иммерсивный театр - это, в первую очередь, театр вовлечения (от англ. immersive - создающий эффект присутствия, погружения). Зачастую установка делается на работу с разными органами человеческих чувств - это своего рода мультисенсорный театр , где особое внимание уделяется визуальной составляющей, звукам, запахам. Такая постановка вряд ли будет одинаковой для разных людей - это сугубо индивидуальный экспириенс , который напрямую зависит от конкретного человека. Иммерсивный театр может быть игровым, больше похожим на аттракцион, и неигровым, напоминая своего рода социальный эксперимент.

Более “традиционный” вариант -  игровой иммерсивный театр - предполагает наличие актёров в заданном пространстве, в котором действуют некие правила игры. Есть несколько параллельно развивающихся сюжетных линий -спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику. Как правило, зрители вольны активно исследовать окружающие интерьеры и предметы, могут принимать участие в перформансах с актёрами - при условии, что их пригласят это сделать. К прямому контакту никто не принуждает: всегда можно быть в роли пассивного наблюдателя. Неигровой вариант иммерсивного театра выходит за привычные рамки представления о театре: в таком театре актёров может вообще не быть - могут быть модераторы, гиды, ведущие. Зрители становятся участниками некого перфоманса, где они - главные действующие лица, а их поведение служит основным источником сюжета постановки.

Москва успела увидеть самые разные постановки в жанре иммерсивного театра. Первым спектаклем нового жанра в России принято считать «День Леопольда Блума» в Школе Драматического Искусства - 24-часовой спектакль по «Улиссу» Джеймса Джойса. Особого внимания заслуживает яркий спектакль «Норманск», созданный режиссером Юрием Квятковским в Центре им. Мейерхольда по книге братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Были и постановки, где совсем нет актеров (променад по городу «Remote Moscow» от Федора Елютина и Rimini Protokoll), спектакли-экскурсии («Радио Таганка» режиссера Семена Александровского), постановка для одного зрителя («Твоя игра» от Федора Елютина и бельгийской команды Ontroerend Goed). Запомнился зрителям и спектакль «В гостях. Европа» от Rimini Protokoll, действие которого происходит в квартире, показанный в рамках театрального фестиваля «Территория».

Сегодня в Москве идёт целый ряд иммерсивных постановок на любой вкус. Что смотреть в поисках интересных ощущений?

1.“Вернувшиеся”

В декабре в Москве состоялась мировая премьера мистического шоу «Вернувшиеся» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Привидения». «Вернувшиеся» - результат творческого союза молодых американских режиссёров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, хореографа и наставника шоу «Танцы» на ТНТ. Это первый полноценный иммерсивный спектакль, поставленный в Москве в традиции театральной группы Punchdrunk, заложившей основы игрового иммерсивного театра. Действие происходит в четырехэтажном особняке в Дашковом переулке, пространство которого талантливые художники и декораторы превратили в абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века: разглядывать декорации и бродить по особняку не менее увлекательно, чем следить за ходом постановки.

2. “Черный Русский”

Иммерсивный спектакль по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский» в сентябре прошлого года представили Москве один из главных театральных ньюсмейкеров Максим Диденко и продюсеры Дарья Золотухина и Елена Новикова. Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски сов, оленей и лис. “Черный Русский” - это спектакль запахов и ощущений, потрясающий мультисенсорный опыт. К примеру, зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. Ограбление “Века”и Москва 2048

«Ограбление «Века» - театрализованный квест-перформанс от крупнейшей в мире сети квестов “Клаустрофобия”, в котором игрокам предстоит поучаствовать в ограблении банка с кодовым именем «Века». Участников ждут актёры-соучастники и удивительно правдоподобные декорации, заставляющие почувствовать себя настоящими друзьями Оушена: в перформансе есть всё из классического кино об ограблении. Поражает реалистичность: вам предстоит прыгать с тарзанки в вентиляционной шахте, проползти десятки метров в трубе под землей, подслушивать переговоры охранников, надкусывать провода и отключать сигнализацию.

«МСК 2048» - ещё одна масштабная игра в реальности от «Клаустрофобии» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» также развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, где все игроки - беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Трудно придумать более простой и безопасный способ почувствовать себя героем кинофильма или видеоигры. Игроки обоих квестов становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров иммерсивного театра.

4. Questioning / КТО ТЫ?

Недавно в Москве представили уникальный швейцарский спектакль от компании Magic Garden и режиссера Корин Майер «Questioning / КТО ТЫ?». В программе столичного «Гоголь-центра» постановка возникла по инициативе драматурга Евгения Казачкова и продюсера Ольги Андреевой. «Questioning / КТО ТЫ?» с большой натяжкой можно назвать спектаклем в традиционном смысле слова, это интерактивный перформанс: вы не смотрите его, вы сами в нем участвуете. Ваша задача - сесть напротив незнакомого вам человека и отвечать на вопросы письменной анкеты, придумывая незнакомцу жизнь, увлечения и мечту. Спектакль чем-то похож на театральный опыт для одного зрителя - “Твою игру” Федора Елютина - происходящее чем-то напоминает сеанс психотерапии. Так, делая суждения о других людях, об окружающем мире, человек на самом деле транслирует себя. Это театральный опыт наглядно демонстрирует, как сильно человек связан с обществом и насколько собственное восприятие зависит от отношения окружающих.

5. Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит

На днях в Театре на Таганке обладатель премии “Золотая маска” Алексей Франдетти представил первый в России иммерсивный мюзикл “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит”. Это первая постановка одного из самых ярких произведений признанного классика современного музыкального театра - Стивена Сондхайма - на российской театральной сцене. Создатели спектакля специально создали масштабную конструкцию, которая превратила традиционный зрительный зал Таганки в уникальное пространство, больше похожее на кабаре. Зрители сидят за столиками вокруг сцены, а действие происходит на большом столе в центре зала, иногда в клетке, подвешенной наверху, а также между рядами. Зрителям отведена роль наблюдателей, а вот артисты мюзикла чувствуют себя свободно и сценой вовсе не ограничены. “Суини Тодд” Франдетти может составить серьёзную конкуренцию бродвейским мюзиклам - пожалуй, это один из самых интересных спектаклей музыкального жанра последнего времени.

Сегодня в мире все большей популярностью пользуется иммерсивный театр , он же театр-променад, или театр-бродилка. Чем иммерсивный театр отличается от традиционного, и почему он похож на квест или на ожившую компьютерную игру?

ПОГРУЖЕНИЕ В БРОДИЛКУ

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР В МИРЕ…

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение

Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

… И В МОСКВЕ

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »

Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »

В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »

«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »

«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.