Куприн олеся проблема любви егэ. Разум и чувства в повести Куприна "Олеся": что писать в сочинении

Урок литературы в 11 классе «Актуальны ли проблемы, поднятые А.И.Куприным в повести «Олеся»?

Цели урока:

образовательные:

Обучать умению рассуждать, критически мыслить на заданную тему;

Отрабатывать умение ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения; развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации;

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

Систематизировать полученные ранее знания и использование в ходе дискуссии;

воспитательные:

Формировать умение различать добро и зло;

Воспитывать общекультурные нормы (чуткое, уважительное отношение к людям)

Вид занятия: дискуссия.

Тип занятия: получение новых знаний на основе имеющихся.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный.

Оборудование: памятки, оценочные листы экспертов, таблички «спорщиков».

Учащиеся разбиваются на 3 группы: 1) «спорщики» - бизнесмен, психолог, домохозяйка, деловая женщина, пенсионер, ученик 11 класса; 2) эксперты, оценивающие ответы «спорщиков»; 3) зрители.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами заканчиваем изучение произведений Куприна, нам предстоит обсудить вот какой вопрос: актуальны ли проблемы, поднятые в повести «Олеся»? Мы будем учиться дискутировать. А мы умеем, скажете вы. Но подумайте, как проходит любой наш спор на уроке? А вот так, как в стихотворении Пушкина:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого.

Глухой кричал: «Моя им сведена корова!».

«Помилуй! – возопил глухой ему в ответ. –

Сей пустошью владел еще покойный дед!»

Судья решил: «Чтоб не было разврата,

Жените молодца – хоть девка виновата!».

И вот когда мы садимся за «круглый стол», получается разговор «глухих», потому что каждый стремится сказать что-то свое, не слушая других. Все кричат – непонятно, то ли друг на друга, то ли по существу вопроса, и, получается, что утверждение «в споре рождается истина» не про нас. Давайте попытаемся сделать это как положено. Для этого познакомимся правилами ведения спора. Читаем памятку.

Памятка «Как вести дискуссию».

1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора.

2. Внимательно выслушивать говорящего.

3. В споре не допускать тона превосходства, уважать мнение товарищей.

3. Грамотно и чётко ставить вопросы.

4. Приводить аргументы.

5. Формулировать не только главные выводы, но и промежуточные.

6. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

7. Не повторяться!

8. Нельзя критиковать людей – только их мнения и позиции.

9. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

Как вы думаете, для чего люди спорят, дискутируют?

Ученик: Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

Учитель: Итак, начинаем работу. На прошлом уроке мы проанализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомните, пожалуйста, историю ее создания.

Ученик: Художественным утверждением духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале полесских впечатлений. Весной и летом 1897г. Куприн путешествовал по украинскому Полесью, служил на Волынщине в качестве управляющего небольшим имением, затем был охотником, рыбаком.

Для Куприна эта поездка была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год).

Учитель: Каков сюжет «Олеси»?

Ученик: Городской интеллигент Иван Тимофеевич, начинающий писатель, приезжает в Полесье и знакомится с девушкой-колдуньей, живущей в лесу со своей бабкой. Олеся и Иван полюбили друг друга, но не могут быть вместе в силу причин: разность положения, воспитания, жизненного опыта, наконец, предсказанного героиней трагического исхода их отношений. Иван Тимофеевич побуждает Олесю пойти в церковь, после чего темные деревенские мужики и бабы, считая ее колдуньей, избивают до полусмерти и вынуждают несчастную покинуть родные места. А «возлюбленный» почти мгновенно смиряется с произошедшим.

Учитель: Раскройте образы обоих героев.

Ученик: Олеся незнакома с жизнью в обществе, с так называемой цивилизацией. Ей дороги свободная воля, естественные порывы, навыки колдовских заговоров, передающихся в их семье от бабушки к матери, от матери к внучке. Героиня красива, сильна, здорова, умна и добра, она исключительная личность. Портрет девушки, данный Куприным, – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.

Ученик: Характеристику Ивана Тимофеевича Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Порошину: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь”.

Учитель: Хорошо, давайте обратимся к проблемам повести.

Ученик: Во-первых, это тема любви. Писатель показывает, как в исключительной ситуации раскрывается вечный, общечеловеческий смысл высокого чувства делать человека прекрасным. Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Олеся» – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству

Ученик: Во-вторых, в повести Куприн выразил свое убеждение, что только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Ученик: Я бы выделил еще одну проблему: драматичная судьба человека, наделенного неординарными способностями, сверхвозможностями. Такой человек может помогать людям, но сам всегда остается одиноким и непонятым обществом. Олеся тому пример.

Учитель: Совершенно верно очертили вы круг проблем. Как вы понимаете значение слова «актуальный»?

Ученик: Важный, существенный для настоящего момента.

Учитель: Являются ли проблемы, поднятые Куприным, актуальными; созвучны ли они современному человеку? Я приглашаю 6-ых желающих участвовать в дискуссии. Займите места, распределите роли, кто от чьего имени будет говорить. Памятки перед вами. Приступите к обдумыванию вопроса. Еще 6-ых назначаю экспертами. Вам необходимо внимательно следить за ходом дискуссии и заносить данные в оценочную таблицу. Задание понятно?

Третья группа – зрители. Итак, актуально ли купринское понимание любви? Приемлемо ли оно для наших современников? По этой проблеме желает высказаться…

Бизнесмен: Ситуация, описанная в повести, вовсе не представляется мне драматичной: никто не умер, герои просто расстались, как это часто бывает в жизни. Оба с самого начала знали, что слишком они разные. На прощание Олеся благодарит Ивана за краткое счастье, а он долгие годы хранит память о ее нежной и великодушной любви. То есть трагедийный аспект, который усматривали читатели, критики, современники Куприна, для меня неприемлем.

Психолог: Кстати, в «Гранатовом браслете» один из героев так и говорит: «Любовь должна быть трагедией… Величайшей тайной в мире». Речь ведь идет о настоящем чувстве – о такой любви, которая способна преобразить несовершенного человека. Олеся возвращает своему избраннику, пусть не надолго, утраченную естественность и остроту переживаний. В этом видел Куприн подлинный смысл любви – духовно преображать человека.

Деловая женщина: Да разве можно переделать слабого человека? Вы же убедились в этом! Я так же, как и коллега (бизнесмен) считаю, что купринское понимание любви сегодня не актуально. Зачем самопожертвование во имя чувства, которое изначально обречено? Я вообще удивлена, что такая умная, решительная, волевая девушка могла полюбить и желать связать свою жизнь с человеком, ставшим бы со временем как камень на шее.

В то же время сам образ Олеси, несмотря на его экзотичность, романтичность, очень современен, особенно такие качества девушки, как самостоятельность, независимость, стремление повышать свой интеллектуальный уровень, чему-то учиться (она же постоянно спрашивает Ивана о каких-то научных вещах), словом, развиваться, самосовершенствоваться, твердый характер – все это очень важно для современной женщины. Олеся четко знает, чего она хочет в жизни, она целеустремленная, она способна добиваться своего.

Домохозяйка: Нет, все-таки знаете, это слишком прагматичная позиция, как бы мы ни раскладывали по полочкам наших избранников, – слабый он или не слабый, сможет обеспечивать семью или нет, - все в душе желают встретить именно такую любовь, в духе Куприна – красивую, всепоглощающую, лишенную сомнений «быть или не быть». Может быть, вслух только об этом не говорят. По-прежнему популярны фильмы о любви, книги о любви, интернетовские сайты просто вопят об этом.

Учитель: Но чаще всего это все подделка, суррогат настоящего чувства.

Домохозяйка: Да, в то-то и дело, что любовь легко находится, нет проблем в знакомствах, но всем хочется особенной любви – настоящей, которую действительно не часто встретишь. Произведение Куприна заставляет нас тосковать об этом.

Ученица 11 класса: Я согласна с вами. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Любовь должна основываться на высоких искренних

чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Вы сейчас скажете: это высокие слова, но, как было уже сказано, все мечтают о такой любви. А разве не так?

Деловая женщина : Смысл жизни не сводится только к любви. Есть еще увлекательная, интересная работа, верные друзья, книги, музыка, путешествия по миру, исследования неразгаданного. В современной жизни просто масса возможностей реализовать себя как личность. А герои Куприна зацикливаются на одном: что Олеся, что этот, Желтков из «Гранатового браслета». Он ведь сам говорил, что в жизни его больше ничего не интересует. А если бы еще что-то у него было в жизни, разве бы он закончил так недостойно свой путь?

Пенсионер: Не будем тревожить несчастного ГСЖ. Я все-таки попытаюсь вас переубедить словами известного драматурга 17 века Ж.- Б. Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил….

Настоящее чувство еще к вам придет, и так же, как Олеся, вы сможете ради вашего избранника пренебречь и принципами, и друзьями, а понадобится, и работой.

Бизнесмен: Все вы по-своему правы. Вот слушаю вас и понимаю, что то, о чем мы говорим, будет актуально всегда и в общем-то, соглашаюсь, что настоящая любовь драматична, она приносит страдания, приходится совершать какие-то усилия души, сердца, жертвовать чем-то. Но все это стоит того, чтобы любимый человек был рядом или же если не получается быть вместе, как героям куприновской повести, то чтобы он был счастлив.

Психолог: Да, удивительно, что после трагической развязки светлая атмосфера «Олеси» не меркнет. Читая произведения писателя, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего сущего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистоты? По-моему, Куприн обладает таким талантом. Он как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались.Таким образом, проблема любви у Куприна по-прежнемуактуальна.

Учитель: Вы это очень хорошо сформулировали: то есть если произведение так сильно воздействует на нас, заставляет нас размышлять, то оно для нас актуально. А современно ли звучание другой проблемы повести – «человек и природа»? Только в единении с природой, живя вдали от цивилизации, человек может стать совершенной личностью; городская жизнь не дает людям счастья.

Пенсионер: С этим я, конечно же, согласен. Большинство горожан стремится за город, покупают и строят дома в деревнях. Почему мы так рвемся на дачу, выехать на природу? Потому что нам там хорошо, душа отдыхает. Одним словом, природа привлекает подавляющее большинство людей. А в свое время мои сверстники наоборот стремились в город, деревни пустели.

Домохозяйка: Ну да,людей привлекает свежий воздух, более- менее чистая экология, а цивилизацию и все удобства городской жизни они тащат с собой. Какой загородный коттедж не оснащен спутниковой антенной, ноутбуком и т.д? О духовном совершенствовании здесь нет речи. Вот у японцев специальные дни для созерцания природы выделены, праздник любования сакурой называется, момент обретения гармонии с собой и природой.

Учитель : Не уклоняйтесь от «Олеси».

Ученик 11 класса : Да, вот Куприн показал в образе Олеси такого естественного человека. Она живет в полном отстранении от людей, но в согласии с обитателями полесских чащоб – птицами, зверями. Все исконные, врожденные, утраченные в социуме возможности развиваются в Олесе свободно, не стесненные цепями условностей, которые накладывает городская жизнь. Героиня искренна в любом побуждении. Но в то же время ее привлекает цивилизация: Олеся расспрашивает Ивана Тимофеевича о Петербурге, интересуется знаниями из разных областей. А полюбив, она и вовсе готова следовать в город за своим возлюбленным. Так что, наверное, Куприн ошибался. Я уверен, что для современного человека важно жить в городе, учиться в высших учебных заведениях, ходить в театры, музеи, ну и много еще всего должно быть, что дается человеку для полноценного развития.

Деловая женщина: Согласна! Я бы тоже не смогла долго жить вдали от города. Я просто этого не могу понять! Что за странное убеждение – только природа может сделать человека прекрасным - и откуда оно взялось? Если уйти всем в лесную глушь, мы наоборот в дикарей превратимся.

Психолог: Вообще, концепция естественного человека не нова. Она появилась еще в 18 веке. Французский писатель, философ Руссо писал об этом. А русской литературе последователями его выступили сентименталисты и Николай Карамзин. Природа в их произведениях играла большую роль. Кстати, вы обратили внимание на пейзажные зарисовки в повести Куприна?

Деловая женщина: Еще бы! Я их пропустила, скука смертная!

Пенсионер: Вот и зря. Не умеете, вы, молодые, самую красоту заметить. Я, когда читал описание весеннего леса, все дачу свою вспоминал, как поеду весной, вдохну свежего, пахнущего холодной лесной прелью воздуха… Все-таки без природы мы никуда. На природе человек действительно лучше становится, спокойнее, добрее, перестает суетиться, задумывается о вечном. Природа душу лечит.

Психолог: Да, действительно, красота природы продолжает нас волновать. Однако руссоистские тенденции, убеждения Куприна все-таки для нас не совсем приемлемы, так как современному человеку трудно совсем оторваться от цивилизации.

Учитель: Интересно, что проблема «человек и природа» - я говорю уже в общем- продолжает оставаться актуальной. Люди ищут равновесия, стремятся к единению с природой и так и не могут его найти?

Психолог: Возможно, потому, что это - идеал, который недостижим, но к нему необходимо стремится..

Учитель: Хорошо, вот мы подошли к обсуждению 3 проблемы.

Домохозяйка: Можно, начну я? Сегодня Олеся нашла бы своему дару достойное применение. Вы только посмотрите, сколько объявлений на столбах и в газетах: предсказываю будущее, сниму порчу, поправлю здоровье, приворожу мужа и т.д.! Как сейчас популярны колдуньи и гадалки! Их не изгоняют, их не боятся – к ним, наоборот, обязательно идут посоветоваться или решать проблему. Ну признайтесь же, каждый, наверное, второй ходил к гадалке.

Бизнесмен: Ну да, было дело. Признаться, я несколько суеверен. Когда я начинал бизнес, мне советовали сходить за финансовым прогнозом моего частного предпринимательства.

Судьба, видимо, благоприятствовала мне, все сложилось. Но я не сказал бы, что гадалка произвела на меня хорошее впечатление – ее больше интересовало, сколько я ей заплачу.

Ученица 11 класса : А вот героиня повести Куприна очень честна и бескорыстна, она готова помогать людям просто так, если бы к ней обращались. Я все же думаю, что ясновидящие, гадалки, обладающие какими-то неординарными способностями, как, например, видеть будущее человека, не должны использовать свой дар в финансовых целях.

Деловая женщина : На что же они тогда существовать будут?

Ученица 11 класса: Я опять сравню с Олесей. Она вовсе не ставила себе цель зарабатывать ясновидением. Она с детства привыкла довольствоваться малым, тем, что было, чего не скажешь о ее скуповатой и жадной до гостинцев бабушки. Эта привычка Олеси – довольствоваться малым, заботиться о материальных ценностях только чтобы поддержать себя- это тоже импонирует автору.

Видимо, люди обращались к Олесе (это было не часто, судя по всему, так как «ведьмаков» боялись), она помогала им. К своей способности видеть будущее, исцелять Олеся относится спокойно. Но иногда кажется, что она будто тяготится своим даром – ей ведь открыты многие истины в поведении, поступках людей и особенно ее возлюбленного. Есть ощущение, что ее это не радует.

Пенсионер: Какие истины? Вы что, всерьез верите, что человек может предсказывать будущее? Даже сам Иван говорит, что Олеся не «заговорила» кровь, а просто прижала искусно вену выше пореза – это может не только медик, но и любой человек, знакомый с оказанием первой помощи. А что касается предсказаний будущего, то я скажу так: несмотря на то, что девушка долгое время жила вдали от людей, она хорошо выучила их натуру – часто лицемерную и малодушную. Ей не составило труда раскусить Ивана Тимофеевича и предвидеть, что ему недостанет сил любить ведьму.

Психолог: В ваших словах, безусловно, есть истина. Современные гадалки и ясновидящие вряд ли поголовно все имеют неординарные сенсорные способности, они просто очень хорошо знают натуру человеческую, знают людей. Они настоящие психологи, и умело используют это в своих целях. Они всегда говорят то, что человек хочет услышать. Вот поэтому-то люди и идут к ним.

Учитель: А как вы думаете, что еще заставляет наших современников обращаться к гадалкам?

Психолог: Наверное, душевная тревога, неумение самостоятельно справиться с проблемой, просто безысходность, потеря надежды на лучшее, отсутствие веры в себя. И вы знаете, это просто болезни нашего времени.

Пенсионер: Да, не могу не согласиться. Но тогда получается, что это людям живется плохо, а гадалкам – хорошо. А мы же размышляем о судьбе человека с неординарными способностями, у которого не складываются взаимоотношения с обществом. Вы думаете, Олесю ненавидят только потому, что она гадалка и якобы связана с дьяволом?

Бизнесмен: Я думаю, что не только из-за этого. Начну вот с чего: кто такие эти деревенские обыватели? Темная, необразованная масса, «первобытные натуры», как Иван говорит, пьяная толпа, следующая только животным инстинктам, люди, привыкшие унижаться пред властями, но в своем кругу деспотичные, грубые, непорядочные. И разве Олеся – искренняя, совестливая, добрая – могла найти с ними общий язык? Вспомните Катерину из драмы Островского «Гроза» - такая же история. Общество отторгает таких людей, которые слишком правильные, что ли. Оно считает их странными, ненормальными.

Домохозяйка: Ну не сравнивайте, пожалуйста, наше современное общество с деревенскими жителями Полесья конца 19 века. И это не общество отторгает таких людей, как Олеся и Катерина, а они – его. Но вообще я тоже заметила, что совестливому, порядочному человеку, правдолюбцу, не привыкшему подстраиваться под всех, живется намного сложнее в этом мире. Он как будто болеет за всех, видит зло вокруг, борется с несправедливостью, но тем самым только вызывает гнев и неприятие, непонимание остальных, чего, мол, вечно суется?

Пенсионер: Это точно! Я однажды в трамвае сделал замечание молодым людям, которые матерились и сам был уже не рад: чуть не вытряхнули из трамвая.

Бизнесмен : А я заступился за девушку, к которой два подонка приставали.

Учитель : Тогда извечный вопрос: что делать? Как быть в этой жизни правдолюбцу, честному, порядочному человеку, «лучу света в темном царстве»?

Ученица: Как что делать? Надо стараться всем быть порядочными.

Домохозяйка: Надо беречь таких людей.

Деловая женщина: В итоге-то к чему мы пришли? Сегодня гадалки, колдуньи, ведуньи и прочие не считаются людьми неординарными, это обычное явление. А вот человек порядочный, нравственный, который не может принять каких-то аморальных законов общества – по-прежнему явление исключительное. И как и 19 веке, так и в 21-ом судьба такого человека складывается порой драматично. Совершать нравственные, благородные поступки иногда нелегко, но обязательно нужно. Иначе общество точно деградирует. А как противостоять негативным его явлениям, этому нас учит русская литература.

Учитель: Давайте на этой оптимистичной ноте закончим и предоставим слово экспертам.

Эксперты высказываются.

Оценочная таблица для экспертов

Участники дискуссии

Говорит четко, полными предлож

Говорит убедительно, аргументированно

Внимательно слушает других

Говорит по теме

Побуждает всех участвовать

Приводит интересные факты

Манера держать себя

Хорошо знает предмет разговора, компетентен

Бизнесмен

Деловая женщина

Пенсионер

Ученик 11 класса

Психолог

Домохозяйка

Учитель: а сейчас я прошу выступить участников дискуссии с тем, что бы они изменили в ходе своей беседы.

Изменилось ли ваше мнение за время дискуссии?

Ученица: Для меня 3 проблема раскрылась глубже, видение ее предстало в ином – истинном свете. Наверное, мы поняли то, что действительно хотел сказать Куприн.

Учитель: Что нового вы узнали, что поняли? Благодаря кому вы это поняли? Что дала вам дискуссия?

В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.

Повесть «Олеся» - одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.

Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.

С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.

Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.

Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек. Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств. Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.

Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса

Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.

Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.

Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.

Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.

Анализ повести для 11 класса

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича.

  • Мечтать любят все, независимо от возраста, пола, занятости и материального положения. И если кто-то скажет, что предпочитает призрачной мечте осязаемую реальность, ему все равно никто не поверит.

  • Характеристика и образ Вожеватова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. является Вожеватов Василий Данилыч. Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски

  • Твір Ким я хочу стати (лікар)

    У житті кожної людини настає момент, коли він повинен зробити вибір про свою майбутню професію. Цей вибір - вельми нелегкий, адже на світі безліч професій, які подобаються одночасно відразу

  • Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве) сочинение 9 класс

    Плачь Ярославны – это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении

Сочинение

Повести и рассказы Куприна для людей многих поколений остаются любимым чтением. Особенно много говорят его произведения подросткам и совсем молодым людям. Свежесть чувств и стремление не идти на компромисс с самим собой, то, что называют юношеским максимализмом, находит отклик у Куприна. Наверное, это происходит потому, что его повести говорят о самых светлых и прекрасных человеческих чувствах, воспевают красоту, добро, гуманность и честность. Самые трогательные и проникновенные произведения Куприна - это его повести о любви: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Любви чужд расчет, она позволяет героям проявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто оканчивается трагедией, разбиваясь о непонимание окружающих, которые сами тяжело больны не-любовью.
Об этом и печальная история чистой, непосредственной и мудрой «дочери природы» из повести «Олеся». Девушка, воспитанная в лесу, обладает удивительным характером: она сочетает в себе ум, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Природа наделила ее особенными способностями, и люди из деревни считают ее колдуньей. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке. На девушку оказывает благотворное влияние поэтичная природа ее родного Полесья. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить цельность и чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу. Но, с другой, Олеся обладает неким таинственным знанием, которое недоступно человеку из цивилизации. Встреча с Олесей для Ивана Тимофеевича означала прикосновение к тайне и к истокам своей нации, ведь эта девушка живет так же, как жили славяне тысячу лет назад. Между молодыми людьми со временем появляется чувство, которое так же таинственно для главного героя, как и знания его подруги.
В любви Олеси и Ивана с самого начала чувствуется обреченность, которая пронизывает повествование грустью и безнадежностью. Слишком разными оказываются они, и, хотя порознь им тяжело, быть вместе они не могут. Когда Олеся по настойчивой просьбе героя гадает ему, то предсказывает, что жизнь у него будет невеселая, никого он сердцем не полюбит, так как сердце у него холодное и ленивое, а, наоборот, принесет много горя и позора той, которая полюбит его. Трагическое пророчество Олеси сбывается в финале повести. Иван Тимофеевич уговорил ее пойти на церковную службу, и крестьяне за это чуть не убили «колдунью», которую не хотели видеть в храме. После этого случая Олеся ушла из тех мест. При этом дело совсем не в крестьянах, ополчившихся на бедную девушку. Это темные, жестокие и глупые люди, они достойны осуждения, но здесь они выступают в роли слепой стихии. Это Иван Тимофеевич не должен был допустить, чтобы Олеся оказалась в опасности. Когда Иван Тимофеевич застал опустевшую хату, то его взгляд притягивает нитка бус, которая возвышалась над кучами сора и тряпок, как «память об Олесе и ее нежной, великодушной любви».

Любовь Олеси ассоциируется у нас с тайной, чудом. И действительно, любовь - это волшебное чувство, которое способно творить чудеса, но не все бывают достойны ее.
С одной стороны, мы, цивилизованные люди, читающие эту книгу, невольно сравниваем себя с главным героем. Нам жаль его, неплохого, в сущности, человека, который так глупо потерял свое счастье. В чем его ошибка? Чего не следует делать, чтобы не оказаться виноватым в собственной беде?
Куприн учит нас душевной тонкости, умению смотреть на мир глазами другого, пусть и непонятного, странного человека. Ради любви можно поступиться и гордостью, и собственным мнением, потому что без любви жизнь человека не имеет смысла.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А. И. Куприна "Олеся"

Исполненный греха, без разума и воли,
Непрочен и тщеславен человек.
Куда ни погляди, одни утраты, боли
Ему терзают плоть и душу целый век...
Едва уйдут одни - на смену им иные,
Все в мире для него страдания сплошные:
Его друзья, враги, любимые, родные. Анна Бредстрит
Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных.
Русская женщина с ее удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей. Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Николаевич Островский понимали глубину душевных порывов своих героинь.
Произведения этих писателей помогают лучше узнать жизнь, понять характер взаимоотношений людей. А жизнь полна конфликтов, порой трагических, и вникнуть в их суть, понять их истоки - под силу лишь большому таланту писателя.
Повесть А. И. Куприна “Олеся” - произведение, которое ознаменовало начало новой литературной эпохи. Главная героиня его - Олеся - вызывает противоречивые чувства. У меня она пробуждает жалость, понимание, я почувствовала ее свободолюбивый и сильный хзРактеР-
Нужно вернуться в прошлое Олеси, чтобы лучше понять эту героиню.
Она выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную чащу, на болота, подальше от селений.
В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей. Враждебное отношение их воспитывало в ней удивительную душевную силу.
И вот маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком.
Олеся - высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность ее белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, все в ней говорит о ее неординарности, свободолюбии. Особую прелесть ей придает вера в магию, потусторонние силы.
И вот в жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.
При встрече со своим избранником Олеся говорит: “Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее”. Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради нее девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.
Она пережила огромное унижение, когда на нее накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдает себя в жертву любви.
Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича.
Однако^ несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.
Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.

Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, - «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь».
Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений, но неизменно одно: любовь освещает необычайным светом жизнь его героев, становится самым ярким, неповторимым событием жизни, подарком судьбы. Именно в любви раскрываются лучшие черты его героев.
Судьба забросила героя повести «Олеся» в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Иван Тимофеевич - писатель. Он человек образованный, умный, любознательный. Ему интересны люди, с их обычаями и традициями, интересны легенды и песни края. Он ехал в Полесье с намерением пополнить свой жизненный опыт новыми наблюдениями, полезными для писателя: «Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры», - думал он, сидя в вагоне.
Жизнь преподнесла Ивану Тимофеевичу неожиданный подарок: в полесской глуши он встретил замечательную девушку и свою настоящую любовь.
Олеся вместе с бабкой Мануйлихой живет в лесу, подальше от людей, которые когда-то изгнали их из села, подозревая в колдовстве. Иван Тимофеевич человек просвещенный и, в отличие от темных полесских крестьян, понимает, что Олесе и Мануйлихе просто «доступны некоторые инстинктивные знания, добытые случайным опытом».
Иван Тимофеевич влюбляется в Олесю. Но он человек своего времени, своего круга. Упрекая Олесю в суеверии, Иван Тимофеевич сам не в меньшей степени находится во власти предрассудков и правил, по которым жили люди его круга. Он не смел себе даже представить, как будет выглядеть Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев, Олеся, вырванная из «очаровательной рамки старого леса».
Рядом с Олесей он выглядит человеком слабым, несвободным, «человеком с ленивым сердцем», которое не принесет никому счастья. «Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы», - предсказывает ему по картам Олеся. Иван Тимофеевич не смог уберечь от беды Олесю, которая, стремясь сделать приятное любимому, отправилась в церковь вопреки своим убеждениям, несмотря на страх перед ненавистью местных обывателей.
В Олесе есть смелость и решительность, которой не хватает нашему герою, в ней есть способность на поступок. Ей чужды мелочные расчеты и опасения, когда речь идет о чувстве: «Пусть будет, что будет, а я своей радости никому не отдам».
Преследуемая и гонимая суеверными крестьянами, Олеся уходит, оставив на память Ивану Тимофеевичу нитку «коралловых» бус. Она знает, что для него скоро «все пройдет, все изгладится», и он без горя, легко и радостно вспомнит ее любовь.
Повесть «Олеся» вносит новые штрихи в бесконечную тему любви. Здесь любовь у Куприна не только величайший дар, от которого грешно отказаться. Читая повесть, мы понимаем, что это чувство немыслимо без естественности и свободы, без смелой решительности защищать свое чувство, без умения жертвовать во имя тех, кого любишь. Поэтому Куприн остается интереснейшим, умным и деликатным собеседником для читателей всех времен.

    Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит,...

    Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не случайно уже в момент знакомства в первую очередь главный...

  1. Новое!

    Повесть «Олеся» стала главным произведением в цикле полесских рассказов, созданном Куприным во время пребывания в Полесье в Волынской губернии. Здесь писатель свел знакомство с крестьянами-охотниками, бродил по лесам, изучал местные нравы и слушал народные...

  2. По жадности все захватить и на все откликнуться хотя бы мелочью, пустячком, по жадности "вжиться в жизнь", вернее - еще раз пережить, вернуть невозвратное, побыть с людьми - этот художник не знает себе равных. Он постоянно стремится "заглянуть,...