Объяснить что такое культура. Что такое культура

Что такое культура

Существует несколько толкований происхождения и значения слова культура.

В учебнике по философии Радугина А.А. термин «культура» рассматривается от латинского происхождения – cultura. По изложению Радугина, первоначально этот термин означал возделывание почвы, её культивирования, чтобы сделать почву пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В этом контексте, пишет автор, под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

По другим источникам, культура в переносном смысле - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека, соответственно сущест­вует культура тела, культура души и духовная культура. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.

В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (культура нации, государств, цивилизаций - отсюда множество религий, верований, ценностей). Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различ­ные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, посе­лений, работы, постановка восприятия, экономика, характер армии, общественно-по­литическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.

1 Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2 Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп опреде­лений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в це­лом, как сложный общественный феномен она ускользает от оп­ределения. Действительно, культура является результатом пове­дения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологиче­ской наследственности механизмами, она эмоционально воспри­нимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Ки­евской Руси или Новгорода.

1.2 Идея ценностей

Культура - это материальные и духовные ценности. Под цен­ностью имеется в виду определение того или иного объекта ма­териальной или духовной реальности, высвечивающее его поло­жительное или отрицательное значение для человека и человече­ства. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют осо­бый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и во­обще "лучами культуры". Иначе говоря, реальные факты, собы­тия, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевоз­можные удовольствия и неудовольствия составляют то, что именуется вкусом. Мы, например, испытываем удо­вольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называ­ем его прекрасным".

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценно­стью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматрива­ет объективную ценность". Нечего и говорить о том, насколь­ко значимы оценочные суждения для разумной ориентации чело­века в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закреп­ленную за ней функцию и поэтому имеет общественную цен­ность. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает обществен­ную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общест­венной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объ­ективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъектив­ной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с по­нятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается от одного поколения другому. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.

1.3 Виды, формы, содержание и функции культуры

Многообразие предметного вида культуры определяется мно­гообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и пред­ставленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе

В данном контексте выделяют культуру земледелия, а также само растение, рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельно­стью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства, как воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно для природы, и это экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

Виды культурной деятельности в обществе

Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится, прежде всего, труд. Еще К.Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления чем либо. Очевидно, в конечном ито­ге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдель­ного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду.

Понятие «культура» употребляют при характеристике истори­ческих эпох или памятников, при характеристике обществ и регионов, при характеристике народностей.

Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и жизни (художественная, физическая культура, культура быта), а также по отношению к видам ис­кусства (театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития общества, представ­ленные в каких-либо достижениях, также характеризуют понятием «культура».

Понятие «культуры» по отношению к отдельному чело­веку

Культура отдельного человека не существует в отрыве от пе­речисленных видообразований культуры. Понятие «культура» применяют буквально к каждой челове­ческой способности - телесной или духовной (психической). Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его тела и души (психики). Древние мудрецы большое значе­ние придавали культуре психики человека.

Предметный и личностный виды культуры.

Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир куль­туры - это одна из ее частей. Видеть предметы - дан­ной способностью обладают все более или менее развитые живые существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность чего бы то ни было говорит о многом. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:

Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени

От незримого очами...

Предметный вид культуры - ее видимость. Культу­ра имеет личностный вид, который запечатлен в вещах. Но чтобы увидеть личностное выра­жение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам явля­ется личностью. В такой же мере мы и привносим в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.

Предпосылки, на основе которых появились первые теоретические представления о культуре, возникли еще на ранних этапах существования цивилизации и закрепились вмифологической картине мира. Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод - знаменитые историки и систематизаторы античных мифов - видели эту грань в нравственности. Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».

Само же слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской античности. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон (234- 149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura». И в наши дни мы говорим о культивировании сортов растений, например, используем термин «культура картофеля», а среди помощников земледельца есть машины, которые называются «культиваторами».

Однако отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать трактат римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н. э.) «Тускуланские беседы». В этом сочинении, написанном в 45 г. до н. э., Цицерон применил агрономический термин «культура» метафорически, т.е. в ином, переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он предложил обозначать этим словом все созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию - «натура» (природа). Им начали именовать все предметы человеческой деятельности и качества человека, способного их создавать. С тех пор мир культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат деятельности самих людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной научной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использования этого понятия в истории.

  • 1. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяйственных терминах - агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.
  • 2. Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека - это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный человеком, из мира природы.
  • 3. В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения некой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хотя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов, в противовес состоянию варварства.
  • 4. Не стоит забывать также, что в обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.
  • 5. И наконец, мы используем слово «культура», когда говорим о разных народах в те или иные исторические эпохи, указываем на специфику способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто можно встретить словосочетания - культура Древнего Египта, культура эпохи Возрождения, русская культура и т.д.

Многозначность понятия «культура», а также различные его интерпретации в различных культурологических теориях и концепциях весьма ограничивают возможности дать его единственное и четкое определение. Это и обусловило многочисленность определений культуры, число которых продолжает неуклонно расти. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон впервые систематизировали известные им определения культуры, насчитав их 164. В 1970-х гг. число определений достигло 300, в 1990-х - более 500. В настоящее время количество определений культуры перевалило, вероятно, за 1000. И это не удивительно, ведь культурой называют все, созданное человеком, весь человеческий мир.

Разумеется, перечислить все известные определения культуры невозможно, да и не нужно, однако можно их классифицировать, выделив несколько важнейших групп.

В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры - антропологический, социологический и философский.

Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечисление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей.

Однако ясно, что каждый из названных подходов в свою очередь предлагает самые разные варианты определений понятия «культура». Поэтому была разработана более развернутая классификация, в основе которой лежит самый первый анализ определений культуры, проделанный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, причем некоторые из них в свою очередь делились на подгруппы.

В первую группу они включили описательные определения, делавшие упор на перечисление всего, что охватывает понятие культуры. Родоначальник такого типа определений Э. Тайлор утверждает, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Вторую группу составили исторические определения, акцентирующие процессы социального наследования и традиции. В них подчеркивается, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от поколения к поколению. Данные определения исходят из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская из виду постоянное появление новаций. Примером подобных определений может служить определение, данное лингвистом Э.Сепиром, для которого культура - это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.

В третью группу объединены нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Эти определения можно разделить на две подгруппы. В первой подгруппе определения ориентируются на идею образа жизни. Подобное определение было дано антропологомК. Уислером, рассматривавшим культуру как образ жизни, которому следует община или племя. Определения второй подгруппы обращают внимание на идеалы и ценности общества, это - ценностные определения. Примером может служить определение социолога У. Томаса, для которого культура - это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции).

В четвертую группу вошли психологические определения, подчеркивающие связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Упор делается на процесс адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям. Такое определение было дано социологами У. Самнером и А. Келлером, для которых культура - это совокупность способов приспособления человека к жизненным условиям, которое обеспечивается путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.

Обращается внимание на процесс научения человека, т.е. получения человеком необходимых знаний и навыков, которые он приобретает в процессе жизнедеятельности, а не наследует генетически. В качестве примера можно привести определение антрополога Р. Бенедикт. Для нее культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения.

Ряд исследователей говорят о формировании у человека привычек. Так, для социолога К. Янга культура - это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества и состоящие из материальных и нематериальных элементов.

Пятую группу составили структурные определения культуры, ставящие акцент на структурной организации культуры. Таково определение антрополога Р. Линтона:культура - это организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.

В последнюю, шестую, группу входят генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения. Эти определения также можно разделить на четыре подгруппы.

Первая подгруппа определений исходит из того, что культура - это продукты человеческой деятельности, мир искусственных вещей и явлений, противостоящий естественному миру природы. Подобные определения могут быть названы антропологическими. Примером может служить определение П. Сорокина: культура - это совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга.

Определения второй подгруппы сводят культуру к совокупности и производству идей, других продуктов духовной жизни общества, которые накапливаются в социальной памяти. Их можно назвать идеационными определениями. В качестве примера можно привести определение социолога Г. Беккера, для которого культура - это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления.

В третьей подгруппе генетических определений упор делается на символическую человеческую деятельность. В таком случае культуру считают либо системой знаков, используемых обществом (семиотические определения), либо совокупностью символов (символические определения), либо множеством текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми (герменевтические определения). Так, культуролог Л. Уайт называл культуру именем для особого класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем символизацией.

Последнюю, четвертую, подгруппу составляют своего рода отрицательные определения, представляющие культуру как нечто, происходящее из не-культуры. Примером служит определение философа и ученого В. Оствальда, для которого культура - это то, что отличает человека от животных.

Со времени творчества Крёбера и Клакхона прошло почти полвека. С тех пор культурология ушла далеко вперед. Но работа, выполненная этими учеными, до сих пор не утратила своего значения. Поэтому современные авторы, классифицирующие определения культуры, как правило, лишь расширяют приведенный список. Учитывая современные исследования, в него можно добавить еще две группы определений.

Социологические определения понимают культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов и социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Такой тип определений акцентирует внимание не на итогах культуры, а на процессе, в ходе которого человек и общество удовлетворяют свои потребности. Такие определения очень популярны в нашей стране Они приводятся в русле деятельностного подхода. Эти определения можно разделить на две группы: первая делает упор на общественную деятельность людей, а вторая - на развитие и самосовершенствование человека.

Примером первого подхода могут служить определения Э.С. Маркаряна, М.С. Кагана, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова: культура есть система внебиологически выработанных (т.е. не передающихся по наследству и не заложенных в генетическом механизме наследственности) средств осуществления человеческой деятельности, благодаря которой происходит функционирование и развитие общественной жизни людей. Это определение фиксирует необходимость воспитания и образования человека, а также его жизнь в обществе, в рамках которого он только и может существовать и удовлетворять свои потребности, как часть общественных потребностей.

Второй подход связан с именами ВМ. Межуева и Н.С. Злобина. Они определяют культуру как исторически активную творческую деятельность человека, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство человека, производство самого человека во всем многообразии и многосторонности его общественных связей.

Таким образом, во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, на его принципиальную неполноту. Как правило, эти определения нельзя назвать взаимоисключающими, но простое суммирование их не даст никакого позитивного результата.

Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры, с которыми, очевидно, согласились бы все авторы. Без сомнения,

культура - это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек.

Не вызывает сомнения также, что в результате этого преобразования образуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и символы. Он противостоит миру природы.

И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

Это самые общие представления о культуре, хотя любое из перечисленных определений может быть использовано для ответа на те или иные вопросы, встающие при изучении какой-то стороны или сферы культуры.

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

Слово «культура»- в лексиконе практически каждого человека.

Но в это понятие вкладывают самый различный смысл.

Одни под культурой понимают лишь те ценности духовной жизни, другие- еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под культурой вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые» свершения, т.е.хозяйственные задачи.

Явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение.

Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится лишь к многозначности самого понятия культура. Культура- это многогранная проблема исторического развития, и само слово культура объединят разнообразные точки зрения.

Термин культура восходит к латинскому слову «cultura» которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность- единство культуры, человека и его деятельности. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.

Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?

В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся начала.

В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Культура- это весьма сложная, многоуровневая система.

Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура , в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной так и в материальной сферах жизнедеятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека . Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры- ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура - это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интелектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культорологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гумманизация общества. Цель культуры- всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку- актуальности.

Актуальная- это та культура, которая находится в массовом обиходе.

Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры- это живой, непосредственный процесс, в котором что- то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

Сложная и мгогоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

Культура- это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко- творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая функция трансляции социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее.

Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интелектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человека. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять самое лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу.

Такие общества (Япония) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательные функции культуры, все еще изобретают велосипед, и тем самым обрекают себя на отсталость.

Регулятивная функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая функция- важнейшая в сестеме культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык- средство общения людей, литературный язык- важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

Нравственное и интелектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.