Основная мысли распутина прощание с матерой. Анализ повести «Прощание с Матерой» В. Тема преемственности поколений в повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина

В. Г. Распутин – писатель, который в своих произведениях раскрывает понятия, во все времена не утратившие своей актуальности и первостепенной важности: нравственность, человечность, милосердие, целеустремленность. (слайд 2)

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка близ Ангары. Природа, такая знакомая с детства, оживает в его книгах. (слайды 3-4)

    В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о Аталанке. Её судьбу он и воплотил в повести «Прощание с Матерой» (слайд 5)

Повесть была опубликована на страницах журнала «Современник» в 1976 году. (слайд 6)

Распутин признавался: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле рубеж в писательской работе». (слайд 7)

Основные нравственные проблемы в повести:

    проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;

    проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;

    проблема истинного патриотизма;

    проблемы совести, нравственности и чести.

    Проблемы сохранения традиций.

    Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Распутин пишет: «Тот, кто первым открыл Матеру, решил, что лучше этой земли не сыскать». Земли здесь отменные, богатые, плодородные, урожайные. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира. (слайды 8-12)

Последние дни доживает Матера, последнее лето своего существования. Пошли слухи, что строят плотину для электростанции, затопят многие земли (и в первую очередь Матеру), а жителей перевезут в строящийся новый поселок. (слайды13-15)

Гибель Матеры- тяжелое время для жителей деревни. А тяжелое время- это всегда испытание для человека, характер, душа обнажается в такие моменты, становится понятно, кто есть кто. Для писателя важно отношение человека к родной земле, малой родине, своим корням.

Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

Так ли уж необходимо затапливать плодородные земли, срывать людей с насиженных мест, переворачивать их души? Казалось бы, ГЭС возводят для блага людей, в интересах государства, наше государство народное. Но могут ли быть оправданы любые цели? Преобразования ведутся варварскими методами.

Обратимся к очень важному эпизоду - сцена разорения кладбища . (слайд 16) Первым о разорении узнал дед Богодул. С одной стороны старики и старухи- единственные, кто встает на защиту того, что им дорого, что свято, на защиту памяти, а с другой – так называемые официальные лица и бездушные исполнители их приказов.

Прочитаем реплики каждой из сторон. Поражает душевная черствость, равнодушие этих людей и официальных лиц. Благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи несовместимые!

Писатель наделяет официальных лиц едкими характеристиками: Воронцов – турист, т.е. человек, беззаботно шагающий по земле; Жук- цыган – человек без родины, без корней, перекати – поле.

    Слова литературного критика Ю.Селезнева : « Если земля – территория, то и отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают. Хозяин – на земле; на территории – завоеватель, покоритель. Человека, видящего в земле только «территорию», не слишком интересует, что было до него, что останется после него…

    Так кто же нам эта земля: землица – кормилица или территория? Кто мы на этой земле: хозяева или временные пришельцы? Пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё, что могли, а там хоть потоп, маленький, «материнский» или всемирный…» (слайд 17)

К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного.

О тех материнцах, которые живут по принципу: «Лишь бы прожить сегодняшний день»,- автор говорит иронично и осуждающе, называя их ёмким словом – «обсевки».

Это прежде всего 40-летний сын Катерины Никита Зотов, за пьянство, разгильдяйство, никчемность прозванный в народе Петрухой. Пределом его падения станет издевательство над родной матерью и сожжение родного дома. Мать оставил без крыши, без корки хлеба, любимый её самовар превратился в оплавленный слиток .(слайды 18-20)

Катерина, прибежав, закричала, заголосила, протягивая руки к горящей избе, в рыданиях наклоняясь, кланяясь в ее сторону… Когда верх избы рухнул и не стало избы, внимание людей к огню ослабло.

По какому-то точно наущению они оглянулись на Петруху. Они оглянулись и на Катерину, которая всхлипывала, пожалели ее уже большей жалостью, но на Петрухе они задержали глаза. Как он? Что он делает? Что испытывает теперь? Доволен или испуган? Петруха стоял, теребя руками голую грудь и неспокойно подергивая головой; пытливые взгляды людей обозлили его. Его давно уже, с

той поры как прибежала мать, терзало, что она не подошла к нему, не спросила и не обругала, не пристыдила, она будто совсем забыла о нем, отказалась от него, поэтому Петруху подмывало подойти самому и напомнить, что он здесь, посмотреть, как поведет себя мать. И теперь, обозлившись, он решился и,подойдя, сказал - да такое и так нахально, грубо, что и сам испугался:

- Мать, дай закурить.

Она непонимающе и все еще всхлипывая, подняла на него лицо.

Без сожаления готова спалить за деньги родной дом, где жили отец ее и дед, Клавка Стригунова. Она клянет Матеру и материнцев, которые цеплялись за деревню. «Давно надо утопить»,- говорит она.

Это и Павел, сын старухи Дарьи. Да, он переживает, душа противиться, хотел бы помочь, предотвратить, но смиряется. Он так и не нашел времени, чтобы выполнить просьбу матери: перенести, перезахоронить останки предков деда и бабки.

Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?

"Нет, старею, видно,- ставил себя Павел на место.- Старею, если не могу понять. Молодые вон понимают. Им и в голову не приходит сомневаться. Как делают - так и надо . (слайд 21)

И его сын Андрей, внук Дарьи, он воспринимает жизнь поверхностно. Похвально его желание работать на стройке века, быть на переднем крае. Избу он сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства!

Поговорим о тех, для кого земля – кормилица. Её надо сберечь, сохранить потомкам. Они чувствуют себя хозяевами, поэтому всё, что растет на этой земле, для них свое, родное, кровное. Нельзя не убрать картофель, (слайд 22) нельзя не скосить траву (слайд 23)

И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали. Махали литовками так, словно хотели показать, кто лучше знает дело, которое здесь же, вместе с этой землей, придется навеки оставить. Намахавшись, падали на срезанную траву и, опьяненные, взбудораженные работой, подтачиваемые чувством, что никогда больше такое не повторится, подзуживали, подначивали друг друга старым и новым, что было и не было. И молодели на глазах друг у друга немолодые уже бабы, зная, что сразу же за этим летом, нет, сразу за

этим месяцем, который чудом вынес их на десять лет назад, тут же придется на десять же лет и стариться. Гомонили, играли, дурили, как маленькие… Это был горький,но праздник, когда бросались друг к другу двое, не видевшиеся много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь, обнявшись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги. Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей, чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать.

Нельзя без душевного трепета читать страницы отъезда Егора и Настасьи. Она не находит себе места, мечется по избе, кидается к каждой вещи со словами оправдания, ласки.

«После этого она стала наговаривать чуть не всему, к чему прикасалась. "А ты поедем, поедем, не прячься. Тебя я не оставлю, без тебя я как без рук. И не просись, не оставлю. Это так я бы и сама осталась, а нельзя". "Ой, а про тебя совсем забыла. Ты тоже полезай, тут место есть. Полезай, полезай". "Я бы рада, а как? Как я тебя возьму? Оно хорошо бы взять, дак не выйдет. Оставайся - че ж делать! Я приеду - мы с тобой ишо повидимся".

Наконец, Дарья – человек удивительной души. (слайд 24)

Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда с неспокойной душой не может. Она приходит сюда, чтобы поговорить с отцом и матерью, получает наказ обмыть избу, проводить, обрядив, как покойника, в самое лучшее. Дарья белит избу, моет пол, подоконники. Окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и изба словно понимала …(слайд 25)

Что для нее изба? Это её связь с отцом и матерью, с прошлым. Она отказывается от помощи подруг, это её долг перед памятью предков. Её действия непонятны пожогщикам.

    Когда они ушли, Дарья села на завалинку и, прислонясь к избе, чувствуя спиной ее изношенное, шершавое, но теплое и живое дерево, вволю во всю свою беду и обиду заплакала - сухими, мучительными слезами: настолько горек и настолько радостен был этот последний, поданный из милости день. Вот так же, может статься, и перед ее смертью позволят: ладно, поживи еще до завтра - и что же в этот день делать, на что его потратить? Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла! Но это были ее последние слезы. Проплакавшись, она приказала себе, чтоб последние, и пусть хоть жгут ее вместе с избой, все выдержит, не пикнет. Плакать - значит напрашиваться на жалость, а она не хотела, чтобы ее жалели, нет. Перед живыми она ни в чем не виновата - в том разве только, что зажилась. Но кому-то надобно, видать, и это, надобно, чтобы она была здесь, прибирала сейчас избу и по-свойски, по-родному проводила Матеру. (слайды 26-29)

Под запись:

«Прощание с Матерой» - повесть о том, как погибает по вине людей, покорителей природы, Матера, остров и деревня, более трехсот лет существовавшая на острове. Это повесть о разрушенном и затопленном доме. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – не заметили, как потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей. Дарья уверена, что правда в памяти. У кого нет памяти – нет жизни.

Повесть заканчивается трагически. Катер, который должен был забрать последних обитателей Матеры, заблудился в густом тумане. (слайды 30-32)

Под запись:

Творя расправу над природой, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу.

Повесть Распутина звучит как предупреждение! (слайд 33)

(слайд 34)

«Прощание с Матерой» - своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти. Наши первые детские впечатления строятся на том, что все, что нас окружает (дом, родители), существовали вечно. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти. Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации. Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды». А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества». Совесть у молодежи, конечно, есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни. Старухи у писателя знают только свою Матеру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий. Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: «Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но «они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, нам смотрит сейчас она». Взрослея, человек начинает понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим не было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы.: «Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть….как он ее боится». Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе. И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Не случайно все старики мечтают умереть вместе с Матерой. А сколько кладбищ уничтожено, заброшено. Беспечность, с которой люди обращаются с могилами, переносится ими и на все остальное в жизни, а это никому еще не приносило счастья. И не даром старики напутствуют молодежь: «Не дай господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой». Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни. И эта «облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни». Память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матеры «нечистью» из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей. Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова. Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети. Жителей Матеры навсегда лишают памяти об их родном доме. Поэтому в сердце они всегда будут носить чувство неприкаянности родного угла. Молодежь Матеры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему. Тоска по родному краю не умрет с последним ее жителем, она передастся последующим поколениям. Ясно видно, что проблема памяти в повести является одной из главных. И решение ее зависит именно от нас, ведь в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. И тогда проблема памяти будет решена.

Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.

Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина - образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.

История создания повести

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров - строительство мощной электростанции, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Эти события не могли не затронуть душу писателя, чьи детство и юность прошли в глубинке, в прямой связи со сложившимися традициями и устоями. Поэтому повесть Распутина «Прощание с Матерой» - это еще и горькие размышления по поводу того, что пришлось пережить автору самому.

Сюжетная основа

Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором ее затоплении.

В центре повести - трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (Андрея - внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для нее «вся правда в памяти».

За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матерой.

Содержание последних месяцев пребывания на острове старожилов дополняется рядом жутких событий. Сожжение дома Катерины родным сыном-пьяницей. Нежеланный переезд в поселок Настасьи и наблюдение за тем, как изба без хозяйки сразу же превратилась в сироту. Наконец, бесчинства «официальных лиц», направленных СЭС для уничтожения кладбища, и решительное противостояние им старух - откуда только силы взялись при защите родных могилок!

И трагический финал: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Среди них - сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. А еще оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, а с ними - ни в чем не повинный младенец. Возвышающийся, не сломленный - ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила - листвень как доказательство вечной жизни.

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа, затрагивает Распутин. «Прощание с Матерой» - это его видение проблем, а также попытка привлечь к ним внимание всех живущих на Земле.

Дарья Пинигина - старейшая жительница деревни

Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла ее жизнь, - такой видится главная героиня повести. Сын с семьей уехал в поселок, одна радость - их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает ее убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для нее в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи. С ними она коротает время и делится своими тревогами, мыслями.

С образа Дарьи начинается анализ произведения «Прощание с Матерой». Она помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини - без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека. Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.

Сцена прощания с домом

Важным моментом в понимании внутреннего мира Дарьи становится эпизод, в котором она «готовит к смерти» родной очаг. Параллель между убранством дома, который будет сожжен, и покойником очевидна. Распутин включает в произведение «Прощание с Матерой» подробное описание того, как героиня «омывает» и белит его, украшает свежей пихтой - все, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своем доме живую душу, обращается к нему, как к самому дорогому существу. Никогда не понять ей, как человек (имеется в виду Петруха, сын ее подруги) может собственными руками сжечь дом, в котором родился и прожил.

Защита кладбища

Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», - это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна - увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.

Куда совесть делась? А еще - простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.

Связь поколений: важна ли она?

Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.

Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное - прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.

Связь поколений - довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота - перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории - слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.

Малая родина - что она значит для человека?

Распутина, как человека, выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матера - это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых - беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодежь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матерой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому - Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.

Взаимоотношения человека и природы

Повесть начинается с описания красоты острова, не тронутого цивилизацией, сохранившего свою первыбытность. Пейзажные зарисовки играют особую роль в передаче идеи автора. Анализ произведения «Прощание с Матерой» позволяет понять, что человек, давно считающий себя хозяином мира, глубоко ошибается. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Доказательство - несломленный, могучий листвень, который будет оберегать остров до момента его гибели. Он не поддался человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Значение повести «Прощание с Матерой»

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого - быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

Стать классиком литературы еще при жизни доводилось далеко не всем из известных нам сегодня писателей. Валентин Григорьевич приобрел известность довольно быстро. Тяжелая судьба закалила характер Распутина. Он родился в 1937 году, в годы страшных репрессий. В конце 40-х в сибирской тюрьме погибает отец будущего писателя. Детство Валентина Григорьевича прошло в нужде и лишениях. Единственным, что спасало от тяжких раздумий и помогало выжить, стали книги. Любовь к литературе стала отправной точкой в выборе призвания. О своих школьных годах Распутин написал рассказ «Уроки французского». Прославился писатель повестями «Деньги для Марии» и «Последний срок» о непростой жизни людей в сибирской деревне. Со временем основным жанром творчества Распутина становится философская повесть.
Проблема смены старого и нового, нравственно-философские вопросы жизни затронуты в повести . Основная тема произведения – судьба отдельно взятой деревни, которая типична и проецируется на судьбу многих российских сел. Проблематика повести довольно обширна: человек и природа, культура и экология, смысл человеческой жизни и связь отцов и детей. В повести Распутин, используя прием аллегории, фольклорные и мифологические мотивы, создает образ Матеры – символа народной крестьянской России и ее истории.
Матерой называется и остров посреди Ангары, и деревня на нем. Корень слова «матера» – «мать», «матерый» означает «зрелый», «опытный». Кроме этого, в Сибири матерой называют центральное, самое сильное течение на реке.
Фабула повести следующая. Столичные чиновники приняли решение построить водохранилище, важный объект для народного хозяйства. Постройка плотины приведет к печальному и трагическому результату: Матера окажется под водой. Но план утвержден, и пользы от водохранилища именно в этом месте гораздо больше, чем от какой-то деревни.
Распутин обращает внимание на вымирание русской деревни. В Матере остались одни старики, за которых некому заступиться. В деревне негде учиться и работать, поэтому дети уезжают в большой мир.
Распутин рисует яркие и разнообразные характеры стариков (Анна, Дарья), изучает самые глубокие уровни человеческой души. Автор отмечает необычную на первый взгляд метаморфозу: к удивлению людей, когда-то мечтавших уехать в город, родные корни никуда не исчезают и становятся опорой и основой существования. Как будто сама земля дает силу своим детям, как былинным героям. Сын Дарьи Павел удивлен тем, «с какой готовностью смыкается вслед за ним время: будто не было никакого… поселка… будто никуда он из Матеры не отлучался. Приплывал – и невидимая дверка за спиной захлопывалась».
Души стариков обливаются кровью. Им некуда уехать из Матеры, из места, где они родились и где им не дадут умереть. Показательна сцена разрушения деревенского кладбища: она поражает даже горожан. Право людей жить в соответствии с традициями отнято у жителей Матеры. Жестокие законы города приходят даже в этот забытый уголок. С чувством безнадежности Дарья говорит: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она». Городская жизнь с ее правилами представляется Дарье страшным чудовищем.
Даже Хозяин острова, добрый дух, не может помочь жителям Матеры помириться друг с другом, со своей землей, победить бездушное постановление и спасти деревню.
«Прощание с Матерой» критики называют повестью-предупреждением. Не нужно много думать, чтобы разрушить многовековую связь с землей, сжечь дом или уехать за тридевять земель. Сложнее остаться при этом человеком, достойным уважения.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).