Особенности развития литературы 1950 1990 х годов

Франция. Литература 1950-1990х годов. Исторические и художественные координаты нового периода. Жан-Поль Сартр: формирование философских и эстетических взглядов. Роман «Тошнота» - манифест атеистического экзистенциализма. Альбер Камю . Философско-эстетическая эволюция писателя. «Миф о Сизифе» - эссе об абсурде как источнике свободы. Романы «Посторонний», «Чума»: метафизический и социальный смысл. «Новый роман» и его место в литературе послевоенной Франции (А.Роб-Грийе, Н.Саррот, М.Бютор)

Германия. Литература 1950-1990х годов. Пути развития немецкой культуры в сложных условиях разделенной Германии. Осмысление послевоенной действительности. Группа «47» и развитие реализма.

Борхерт . Отражение трагизма войны в прозе (новеллы). Суд над прошлым и настоящим Германии в пьесе «На улице перед дверью». Осмысление опыта немецкой истории в творчестве Генриха Белля («Бильярд в половине десятого», «Глазами клоуна»). Г.Грасс . «Клоунада» и ее социально-эстетические функции в романе «Жестяной барабан». Интерпретация прошлого и настоящего страны как фарса в романе «Собачьи годы». П.Зюскинд . Обращение к историческому материалу как средству осознания проблем современности в романе «Парфюмер». Австрия. Литература 1950-1990х годов. Творчество Г. Броха. Смена эпох и ее трансформация в прозе Броха (трилогия «Лунатики»), трагическое несоответствие между предназначением искусства и реальностью («Смерть Вергилия»).

Великобритания. Литература 1950-1990х годов . Новые тенденции в развитии английской литературы послевоенного времени. Джордж Оруэлл. Роман-предупреждение «1984», особенности сатиры в сказке-памфлете «Скотный двор». Грэм Грин . Разоблачение реакционных режимов, проблема ответственности и выбора в романах писателя («Тихий американец», «Комедианты»). Движение «сердитых молодых людей» в английской литературе (К.Эмис, Д.Уэйн), драматургия «новой волны» (Ш. Делени, А.Уэскер, Дж.Арден, Р.Болт и др.). Айрис Мердок. Сочетание интеллектуально-психологического и философского начала в прозе. Тема духовности и духовных ценностей в романе «Черный принц»

Швейцария. Национальный менталитет и особенности национальной истории ХХ века. Основные философские, эстетические и литературные направления. Своеобразие культурной ситуации. Творчество Германа Гессе, Фридриха Дюрренматта, Макса Фриша.

Италия. Литература 1950-1990х годов. Тема фашизма и Сопротивления. Творчество Пратолини: социально-этические и нравственные проблемы творчества («Повесть о бедных влюбленных», «Метелло»). Творчество Моравиа («Равнодушные», «Римлянка», «Чочара» и др). Умберто Эко . Особенности жанра интеллектуальной прозы в романе «Имя розы», история традиций европейского сознаний в романе «Маятник Фуко». Интертекстуальность как способ создания обобщенной картины мира. Развитие идей герменевтики и семиотики.


Испания. Литература 1950-1990х годов. Творчество К.Х.Села, М.Делибеса, Х.Гойтисоло, К.Рохаса.

Соединенные Штаты Америки. Литература 1950-1990х годов . Смена поколений и ориентиров в американской литературе. Завершающая стадия творчества У.Фолкнера, Э.Хемингуэя. Основные тенденции в развитии послевоенной литературы. Творчество Джона Апдайка : тетралогия о Кролике. Проблема самореализации героя в творчестве писателя. Джером Сэлинджер. Социально-нравственный конфликт в романе Дж.Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Проблема жанра, особенности языка и стиля, тип композиции романа. Творчество Дж. Оутс. Роман «Сад радостей земных».

Литература Латинской Америки . Национально-освободительное движение и литература «третьего мира». Социально-политические и эстетические предпосылки развития латиноамериканской литературы. Специфика латиноамериканского типа художественного мышления. Особенности «магического реализма», его воплощение в творчестве Х.Кортасара. Отражение народного сознания в творчестве Г.Г.Маркеса, М.А.Астуриаса, Ж.Амаду . «Сто лет одиночества» Г.Г.Маркеса – обобщение латиноамериканской жизни в метафорической форме. Основные сюжетные линии романа, мифосхемы, мифообразы.

Проблематика романа Японии . Литературный мир Японии ХХ века. Особенности национального менталитета. Проблема традиции и новаторства. Характер развития японской художественной прозы. Творчество Р.Акутагавы, Ясунари Кавабата, Кобо Абэ. Кавабата Ясунари – выразитель сути японского мышления. Эстетические принципы писателя, связь с национальной традицией. Проблематика произведений («Цереус», «Голос бамбука, цветок персика»).

Тематический план курса «История зарубежной литературы ХХ века»

(Часть 1 – 7 семестр, часть 2 – 8 семестр)

Термин "современная литература" предполагает несколько вариантов истолкования. С одной стороны, его трактуют расширительно, включая в это понятие литературу с начала 1960-х до конца 1990-х годов. С другой стороны, этот термин понимают слишком узко, определяя границы стоящих за ним явлений только постсоветским периодом в жизни общества. С третьей стороны, критики говорят о "новой" и "новейшей" современной литературе, подразумевая советское и постсоветское культурные пространства. Литературный процесс второй половины ХХ века до сих пор остается феноменом загадочным и малоизученным. Обзор критических работ (А. Латынина, М.

Липовецкий, В. Перцовский) позволяет сделать вывод о том, что значительность художественных исканий и судьба различных литературных течений требуют серьезного аналитического осмысления. Современная литература (мы будем понимать под этим термином литературу 1960 - 1990-х годов), по мнению критика А.

Латыниной, представляет собой "лоскутное одеяло", состоящее из самых разных литературных направлений. ХХ век стал веком не только новых технических открытий, но и веком новых идеологий. Резкое изменение технических возможностей человека накладывается на утопические социальные идеи, воплощающиеся в истории России любой ценой, какой бы бесчеловечной она ни была (раскол общества, революция, гражданская война, коллективизация). Таким образом, можно говорить о кризисном характере ХХ века. Этот кризис охватил все сферы общественной жизни и выразился как в невнимании к предупреждениям таких писателей-философов, как А. , И.

Бунин, А. Платонов, М. Булгаков, Б. Пастернак, так и в пренебрежении к общечеловеческим ценностям.

Сутью кризиса стало разрушение патриархального типа цивилизации, целостного сознания личности и формирование сознания фрагментарного. Если же говорить о последствиях кризиса, то он, безусловно, проявился во всем, особенно в сферах культуры и литературы. Социальная практика ХХ века, как показал реальный опыт русской истории, во многом расходится с гуманистическими идеалами отечественной культуры, утверждавшими в философии (Н. Федоров, В.

Соловьев, С. Франк) и в литературе идеи духовно-религиозного единства человека и мира. Социально-исторические процессы ХХ века, во многом носившие трагический характер, породили сложный комплекс проблем, в нравственно-философский смысл которых стремились проникнуть русские писатели и философы. Гуманистические идеи "всеединства" (Вл. Соловьёв), "общего дела" (Н. Фёдоров), космизма (Э. Циолковский) и ноосферы (Н.

Вернадский) не были востребованы в первой половине века. Идеалом послереволюционной действительности становится идея тотальной переделки реальности: от безжалостного отношения к природе до превращения человеческой нравственности и культуры в "факультет ненужных вещей". Это приводит к кризису общественного сознания. Попытку его преодоления предпринимает литература второй половины XX века. На развитие русской литературы второй половины ХХ века повлияли социально-исторические, общекультурные и собственно эстетические процессы.

Ситуация социальной несвободы 1970-х годов разделила реальный литературный процесс на литературу публиковавшуюся и "потаенную", привела к эмиграции многих русских писателей. Влияние общекультурных процессов обнаруживается в появлении литературы русского андеграунда, ориентированной на понимание творчества не как познания жизненной правды, а как эксперимента. Собственно эстетические процессы в литературе 1960-х - 1990-х годов проявляются в параллельном существовании разных по эстетике картин мира: реалистической, модернистской и постмодернистской. Реализм этого периода оказал влияние на все направления и в силу значимости его поэтических и эстетических традиций в русской культуре (творчество русских классиков XIX века), и в связи с особым учительским началом русского сознания вообще. Крупнейшие писатели-реалисты второй половины ХХ века (А. Солженицын, В. , Ф.

Абрамов, В. Белов, Ю. Домбровский, С. Залыгин, В.

Распутин, В. Шукшин, Ю. Трифонов), несмотря на собственную эволюцию и ориентацию на разные системы ценностей (родовую или личностную), сходились в принципиальной оценке главных событий ХХ века (революции, коллективизации, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны, "оттепели" и "застоя"). Эта общность оценки была порождена кризисом гуманизма и традиционных, проверенных столетним опытом нравственных систем. Мысль о разрушительном движении цивилизации и поисках позитивного противостояния ему определяет все художественные системы этого периода, поэтому центром внимания "возвращённой", "потаённой" и публиковавшейся литературы 1960 - 1980 годов становится судьба отдельного человека и судьба нации в истории, современности и культуре. Понятие "возвращенная" литература появилось в критике с середины 1980-х годов, в то время, когда исчезли идеологические преграды и на родину стали возвращаться произведения крупнейших русских писателей ХХ века: проза В. Набокова, Б.

Пастернака, В. Гроссмана, В. Максимова, Г. Владимова, Ф. Горенштейна.

Можно сказать, что эсхатологическое мироощущение характерно для всей современной литературы. В той или иной форме катастрофичность ХХ века осознана писателями самых разных идейно-эстетических ориентаций. Центром внимания "возвращённой" литературы становится судьба нации и личности в трагический период Великой Отечественной войны (экзистенциальные повести В. Быкова "Сотников", "Карьер", повести В. Астафьева "Пастух и пастушка", романов Ю. Бондарева "Берег" и В.

Семина "Нагрудный знак OST" до онтологических повестей В. Распутина "Живи и помни" и А. Кондратьева "Сашка"). Эта литература пытается осмыслить ключевые проблемы ХХ века: свобода и несвобода в национальной истории, личность, народ и государство, причины нравственного и социального кризиса общества, нравственное самоопределение и долг, самопожертвование, покорность и борьба, идея и нравственность. Во второй половине века, с одной стороны завершаются искания русского символизма (Б. Пастернак, роман "Доктор Живаго"), с другой стороны, актуализируются традиции Л.

Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (В. Гроссман, роман "Жизнь и судьба").

Эти два произведения с неординарной судьбой задают творческую планку всей последующей литературе, достигающей художественного уровня этих произведений только к концу 1960-х годов. Характерной особенностью современной литературы можно считать усиление лирического и аналитического начал в середине 1950-х годов.

Аналитическая линия рождает как прозу А. Солженицына ("Захар Калита", "Не стоит село без праведника", "Один день Ивана Денисовича"), В. Астафьева ("Звездопад"), С. Залыгина ("На Иртыше"), Б. Можаева ("Живой"), В.

Шукшина, так и психологические повести Ю. Трифонова ("Обмен"), А. Битова ("Призывник"), Г. Владимова, рассказы В. Шаламова с их экзистенциальной проблематикой. Лирическое начало в литературном процессе конца 1950-х годов вызывает к жизни и "молодежную" прозу, позднее вобравшую в себя весь цвет поколения "шестидесятников" и третьей волны эмиграции (В.

Аксенов, В. Войнович, В. Максимов, Ф.

Горенштейн, С. Довлатов, С. Соколов), и лирико-философскую прозу, определившую в 1970-е годы новый уровень литературы, связанный с постижением народного характера и онтологических законов национального бытия (романы Ф. Абрамова "Дом", С. Залыгина "Комиссия", В. Астафьева "Царь-рыба", В.

Шукшина "Я пришел дать вам волю"). Критический реализм образца 1960-х - начала 1980-х годов представлен произведениями "потаенной" литературы, опубликованной на рубеже 1980-х - 1990-х годов и неореализмом В. Распутина и В. Астафьева. Модернизм, "возвращенный" из зарубежья и отечественного андеграунда, - рассказами и романами Ю.

Мамлеева, а постмодернизм - драмами Л. Петрушевской. Произведения очень многих писателей вообще сложно отнести к какому-либо направлению.

Это, например, проза В. Маканина, В.

Войновича, В. Аксенова. Единственное, о чем можно сказать точно, так это о смерти социалистического реализма и его классического постулата о необходимости изображать жизнь в "революционном развитии". Пестрота и многообразие современной литературы противоречат мнению о ее смерти, которое высказывают многие исследователи. Но главное, что не дает возможность согласиться с такой точкой зрения, заключается в сложности и значимости тех проблем, которые она поставила. Это и проблемы национальной жизни, взятые в разных аспектах (от осмысления народного характера до постижения трагедии нации), и проблемы существования человека (от постижения особенностей городского образа жизни до постижения места человека в истории, культуре и вечности), и проблемы современного сознания (от утраты гуманистических идеалов до хаоса и абсурда). В реалистической литературе можно выделить две основные тенденции, связанные с разными принципами изображения человека и мира.

Одна из них получила в критике определения "литература национального самосознания". Эта группа писателей обратилась к художественному исследованию разных граней народного характера и влияния социально-исторических обстоятельств на систему духовных и этических ценностей нации (А. Солженицын, В. Шукшин, Б.

Можаев, В. Белов). В развитии этой реалистичекой тенденции можно выделить несколько основных этапов. Первый из них связан с художественными исканиями И.

Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

Изменение общественно-политической ситуации в стране после 1953 г. Роль ХХ съезда КПСС (1956 г.) в развитии культуры. Поколение «шестидесятников» и его роль в истории литературы 2-й половины ХХ в. Обращение литературы к запретным темам. Роль А.Твардовского и журнала «Новый мир» в 1960-е гг. Возникновение основных литературных течений 1960-70-х гг. Возрождение эксперимента в поэзии. Двойственный характер «оттепели»: ослабление цензуры, идеологических и эстетических запретов и административное вмешательство государства в литературный процесс (травля Б.Пастернака, закрытие прогрессивных литературных сборников, судебные процессы над И.Бродским, А.Синявским, Ю.Даниэлем и т.д.).

Усложнение представлений о характере становления и развития советского общества. Отказ от нормативности, теории бесконфликтности, утверждение исследовательского характера литературы. Путь производственного романа от «Ясного берега» В. Пановой к «Искателям» Д. Гранина и «Битве в пути» Г. Николаевой. Переоценка исторического пути страны в повестях П. Нилина «Жестокость» и «Испытательный срок», в «Сентиментальном романе» В. Пановой, «Живых и мертвых» К. Симонова, повести «На Иртыше» С. Залыгина.

Новые тенденции в изображении войны: усиление реальной достоверности, трагизма, тема «университетов войны». Внимание к нравственным коллизиям, к психологии человека на войне. Повести Ю.Бондарева, Г.Бакланова, К.Воробьева, В.Богомолова. Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: эпический охват изображаемого, философия истории, судьбы народов и отдельных людей. История публикации произведения.

Деревенская» проза.

Генезис деревенской темы. Роль социологической литературы 50-х гг. (В.Овечкин, Е.Дорош, В.Тендряков и др.) о колхозной деревне в становлении «деревенской» прозы 1960-70-х гг. Значение рассказа А.Солженицына «Матренин двор» в развитии «деревенской» прозы. Социальная, нравственная, культурная, экологическая проблематика произведений писателей-деревенщиков. Характеры и конфликты. Судьбы русского крестьянства в ХХ в. Обращение к трагедии коллективизации.

Творчество В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Распутина, С.Залыгина, Б.Можаева. Эволюция творчества В.Шукшина. Социально-философские обобщения и исследование психологии современного человека в поздней «деревенской» прозе.

«Проза поэта».История создания и публикации. Особенности жанровой природы, поэтики произведения. Соотношение прозы и поэзии в романе. Судьбы русской интеллигенции и русской культуры в ХХ в. Тема «личность и государство». Религиозно-философский уровень произведения. Евангельские мотивы. Тема Христа и Гамлета.

Лагерная тема в русской литературе 1960-70-х гг.

Творчество А.Солженицына. Личность и судьба писателя. Литературное и общественное значение публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.): характер и судьба героя, образы лагерного быта, специфика художественно-философского обобщения. Социально-философская и нравственная проблематика романа «В круге первом» и повести «Раковый корпус». Эпопея «Красное колесо»:особенности построения, метод «узловых точек». Автобиографическая основа произведенийСолженицына.Особенности языка его прозы.

«Колымские рассказы» В.Шаламова — полемика с гуманистической традицией русской литературы.

Лирическая и романтическая проза 1950-60-х гг.

Усиление лирического начала в прозе 1950-60-х гг. Произведения К.Паустовского, М.Пришвина, Ю.Казакова и др. Жанр рассказа в литературе 1950-60-х гг.

«Исповедальная» («молодежная») проза как особое художественное течение в литературе «оттепели». Проблема нового героя. Социальный оптимизм, лирическая ирония. Произведения А.Гладилина, А.Кузнецова. Образы «детей ХХ съезда» в ранних повестях В.Аксенова. Кризис социального романтизма на рубеже 1960-70 гг. Усиление сатирического начала. Роман В.Аксенова «Ожог».

Поэзия 1950 — 60-х гг.

Судьбы поэтов старшего поколения: А.Ахматова, Н.Заболоцкий, Д.Самойлов и др.

Новое поколение поэтов. Публицистичность, социальный оптимизм, тенденциозность поэзии «эстрадников». Особенности лирического «я». Особенности художественного эксперимента. Творчество Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р. Рождественского

«Тихая лирика» как противовес «эстрадной» поэзии и отражение кризиса «оттепели». Усиление песенного начала, возрождение элегической интонации, обращение к вечным темам в «тихой лирике». Связь с «деревенской» прозой. Поэзия Н.Рубцова.

Обращение к традициям поэтического модерна первых десятилетий ХХ в. Поэзия Б.Ахмадулиной, А.Кушнера.

Соединение классической и модернистской традиций русской поэзии в творчестве И.Бродского. Художественный мир Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Особенности поэтики лирики Бродского. Эволюция поэзии от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движения от точных метров к интонационному стиху.

Бардовская поэзия как проявление тенденции синтеза искусств: Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич и др .

Литературная ситуация начала 1970 – 1980-х гг.

Усиление цензурных запретов. Значение «самиздата» и «тамиздата» в развитии литературы конца 60-70-х гг. Новая волна эмиграции (И.Бродский, В.Некрасов, А.Солженицын, В.Аксенов др.).

Углубление психологического анализа в «городской» прозе 1960-70-х гг. Нравственная проблематика, конфликты и характеры в прозе Ю.Трифонова.

Развитие социально-философской фантастики. Творчество А. и Б.Стругацких: между утопией и антиутопией.

Сатирическая проза Ф.Искандера, В.Войновича.

Особенности «военной» и «деревенской» прозы периода. Творчество В. Астафьева, В. Кондратьева.

Литературное развитие 1980 — 2000-х гг. Особенности прозы.

Изменение общественно-политического положения в стране: перестройка (1985 — 1991 гг.), распад СССР и возникновение нового государства (с 1992 г.). Публикация «задержанных» произведений антисталинского направления (А.Бек, А.Рыбаков, В.Дудинцев и др.). Возвращение литературы запрещенной, подпольной, эмигрантской. Формирование «другой» истории русской литературы ХХ в.

Усиление публицистического начала в литературе второй половины 80-х гг. Социально-этическая проблематика произведений В.Астафьева, В.Распутина и др.

Изображение различных сторон трагедии общества в сталинскую эпоху в литературе 1980-х гг.: произведения А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина.

Возникновение «другой прозы» (С.Чупринин). Особенности литературного процесса в постсоветский период: дискредитация мифологии советского периода; усложнение эстетического сознания и художественной речи; сосуществование реалистических и модернистских тенденций.

Реалистическая традиция в литературе конца ХХ – начала ХХI вв. Позднее творчество В.Астафьева. Творчество С.Довлатова: психологический портрет эпохи 1980-х гг., проблемы стиля, автобиографического героя. Экзистенциалистская проблематика произведений В.Маканина 1990-х гг.

Неонатурализм второй половины 80-х гг. Изображение изнаночной стороны современной жизни в традициях физиологического очерка в произведениях С.Каледина, Л.Габышева, О.Ермакова.

Развитие «женской прозы» в 1980-90-е гг.: Л.Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая и др.

Литературная ситуация начала ХХI в. Разнообразие художественных поисков в литературе рубежа ХХ — ХХI вв. Развитие творчества писателей и поэтов предыдущих десятилетий. Новые имена и новые тенденции.

Литература постмодернизма

Философско-эстетические основы постмодернизма. Основные категории эстетики постмодернизма. Проблема идентификации литературы отечественного постмодернизма. Споры о постмодернизме. Основные черты этико-эстетического единства художественного сознания постмодерна: антиидеологизм; отношение к литературе как феномену языка; образ мира, образ героя, особенности авторской позиции; поэтика (игра с традицией, ирония, пародирование, мистификация, поэтика реминисценций и др.). Первые образцы русского литературного постмодерна: произведения Вен.Ерофеева. С.Соколова и др.

Творчество В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Попова, В.Пелевина и др.

1. Ожидание перемен.
2. Необычные герои.
3. Значение литературы этого периода.

Начало 50-х годов ХХ века запомнилось одним очень важным для всей советской страны событием — смертью тогдашнего генсека Сталина, а, соответственно, и серьезными изменениями во всей общественной жизни россиян. Этот период получил название «оттепель». Именно тогда люди возлагали огромные надежды на ХХ-й съезд коммунистической партии, ожидая значительных перемен в социально-политической жизни. Безусловно, не могла остаться в стороне и творческая интеллигенция.

Именно в этот момент наблюдается новый всплеск развития общественной литературы. В произведениях писателей того времени часто проскальзывала идея обновления общества. Творческие дискуссии раскрывали темы, касающиеся жесткой цензуры, существовавшей на протяжении многих лет и существенно мешающей художнику в полной мере раскрыть свой талант.

Именно в это время россияне получили возможность вновь беспрепятственно знакомиться с произведениями таких ранее запрещенных писателей и поэтов, как М. Зощенко, А. Ахматова, М. Цветаева, М. Булгаков и др. Появились совершенно новые по своей направленности художественные произведения. К примеру, повести и романы, посвященные Великой Отечественной войне, часто обращались к исследованию психологии простого человека в экстремальных условиях. Героический пафос сменяется исследованием нравственных истоков подвига. Этому посвящены такие произведения, как «Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Звездопад» В. Астафьева и др. Именно в это время в литературе впервые стали подниматься такие вопросы, как духовная связь человека с предшествующими поколениями, любовь к родной земле, проблемы русской деревни, охрана природы. Не ослабевало внимание писателей и к судьбам простых людей. Интересны в этом плане такие произведения русских писателей, как «Не хлебом единым» В. Дудинцева, «Теркин на том свете» В. Твардовского, «Первое знакомство» В. Некрасова. Однако не все писатели поддались существующей в те времена некоторой доле эйфории, прекрасно понимая, что для кардинальных перемен в обществе требуется значительно больше сил и времени. Свободному самовыражению мешала существующая политическая система, которую никто не думал отменять.

Убожество и жестокость существующих порядков ломали людей, заставляли их идти против своей совести и нравственных убеждений. Именно эту проблему раскрывали в своих произведениях А. Солженицын, В. Аксенов, А. Синявский и др. Несмотря на некоторое ослабление, цензура не могла допустить к печати подобные произведения. Поэтому писателям приходилось либо прозябать на родине, складывая свои произведения, как говорится, в стол, либо эмигрировать и печатать свои произведения уже за границей.

Андрей Синявский, публикующий свои произведения под псевдонимом Абрам Терц, не оказался исключением. Риск навсегда потерять свою превосходную литературоведческую карьеру не остановил писателя. В начале 50—60-х годов появились его первые произведения: «В цирке», «Ты и я», «Квартиранты», «Графоманы», «Пхенц», «Любимов» и др. Эти повести и рассказы с самого начала в Советском Союзе были обречены на забвение, поэтому автор передает их за границу, где они начинают публиковаться с 1959 года и имеют огромный успех у читателя. Герои произведений Синявского отличаются какой-то крамольной внутренней свободой. Здесь на первый план выступает личность отдельно взятого человека со своими радостями и переживаниями, сочетанием душевного добра и зла.

Автор старается противостоять ни «культу личности», критикуемому налево и направо, а тому беспробудному, тупому чувству стадности, характерного для большинства советских людей того времени. Синявский всегда ратует за одиночек. Так, главным героем рассказа «В цирке» становится Костя, который из-за невозможности проявить себя каким-то другим способом блестяще овладевает мастерством вора-карманника. Таким криминальным способом в один прекрасный момент этот человек решается противостоять серой обыденности, необходимости целыми днями тупо лазить по стенам и выворачивать пробки. Автор не оправдывает, но сочувствует своему главному герою, который вынужден выбрать такой путь для самореализации. Константин выступает не только продуктом определенной системы, но и как отдельная уникальная по своим проявлениям личность. Трагический конец главного героя предопределен заранее. Константин, убив человека, оказывается в тюрьме. Такая свободолюбивая и по-своему неординарная личность не может долго пребывать в заключении. Совершив неудачный побег, Костя погибает.

Главный герой рассказа «Пхенц» вообще является инопланетянином, волей судьбы заброшенным на землю. Андрей Каземирович вынужден всю жизнь притворяться обычным человеком, испытывая при этом как моральные, так и физические страдания. Главный герой не может свыкнуться с действительностью и безуспешно пытается найти среди своего окружения таких же, как он, инопланетян. Автор недвусмысленно дает понять, что в условиях существующего жесткого тоталитарного режима любая свободолюбивая творческая личность является неким инопланетянином. Для того, чтобы не вызывать раздражения и зависть у серой массы, чтобы выжить, она вынуждена скрывать свои многогранные способности, проявляя их очень редко и исключительно наедине с самим собой. Таким образом, многие идеи оказываются нереализованными, творческие задумки отмирают, как дополнительные глаза или щупальца Андрея Каземировича.

Человек либо вынужден подстроиться под толпу, став вполне обыкновенным, либо исчезнуть. Все герои Синявского выбирают второй путь, чтобы не изменять себе, той божественной творческой искре, заложенной в каждого из нас с самого рождения. Автор уверен, что основное предназначение человека в этой жизни — это противостоять серой обыденности, освободиться от внешних и внутренних запретов и полностью реализоваться как личность. Ведь именно этого достоин, по мнению писателя, каждый, независимо от того, каким бы нелепым, неразумным или слабым он ни был. Литература начала 50—60-х годов оказала огромное влияние на последующее поколение писателей. Именно она впервые за много лет доказала, что можно совершенно не подчиняться официально признанным художественным методам, формам и клише, оставаясь при этом художественно и эстетически гармоничной, а также актуальной на долгие годы. Основные характеристики литературы данного периода проявились и в более поздних произведениях таких литераторов, как В. Тендряков, А. Солженицын, К. Воробьев, А. Вознесенский, .Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина и многих-многих других. Творчество этих писателей оказало значительное влияние на самосознание нескольких поколений. Люди стали больше задумываться о себе, о своей жизни, о тех путях саморазвития, все-таки существующих в жестких рамках советской действительности.

Тест по теме «Особенности развития литературы в 1950-1990-е годы».

1. Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. В. Сталина, получил образное определение-

А) «культ личности» Б) «оттепели» В) «наводнения» Г) «шторма»

2. Эрнест Хемингуэй - это

А) американский шпион

Б) американский писатель

В) американский скульптор

Г) американский композитор

3. Геннадий Айги в 1960-е годы в советской литературе-

А) литературный критик

В) переводчик

Г) писатель

4. Всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций отрицали:

А) писатели-реалисты

Б) поэты-футуристы

В) поэты-авангардисты

Г) поэты-акмеисты

5. В период правления Л. И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции. Укажите годы третьего потока:

А) 1950-1980 Б) 1918-1922 В) 1970-1980 Г) 1941-1953

6. Укажите группу писателей и поэтов, эмигрировавших из СССР (третья волна эмиграции).

А) В. Шаламов, В. Войнович, А. И. Приставкин, А. Солженицын.

Б) А. Солженицын, В. Гроссман, В. Тендряков, Б. Можаев.

В) И. Бродский, В. Аксенов, А. Галич, С. Довлатов.

Г) В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, В. Г. Распутин

7. Произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и опубликованные в литературных журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов» получили определение

А) литература «оттепели»

Б) возвращенная литература

В) специальная литература

Г) эмигрантская литература

8. Множественность, многообразие чего-либо, например, мнений, взглядов - это

А) «оттепель» Б) субкультура В) плюрализм Г) реализм

9. Термин, используемый для характеристики определенного мировоззрения, интеллектуального течения, возникшего в европейской мысли XX века со стремлением определить прежде всего политические и культурологические проблемы общества - это

А) плюрализм Б) реализм

В) модернизм

Г) постмодернизм

10. Форма нелегального распространения художественных произведений в СССР в машинописном виде - это

А) самопись Б) самиздат В) самовыкуп Г) самоокупаемость

11. Поэму «Москва-Петушки» в 1969 году написал

А) А. Твардовский

Б) Веп. Ерофеев

В) А. Вознесенский

Г) Е. Евтушенко

12. Одним из ведущих направлений в литературе второй половины XX века (конец 1960-х-1980-е годы) стала

А) «возвращенная проза»

Б) «деревенская проза»

В) «городская проза»

Г) «лирическая проза»

13. Повесть «Прощание с Матерой» (1976 г.) написал

14. Рассказ «Матренин двор» (1959 г.) написал

А) А. И. Солженицын Б) В. П. Астафьев В) В. Г. Распутин Г) Ф. А. Абрамов

15. Художественное течение, объединившее эпические произведения писателей-фронтовиков, - это

А) деревенская проза

Б) лагерная проза

В) военная проза

Г) лирическая проза

16. Повесть «В окопах Сталинграда» (1946 г) написал

А) Василь Быков Б) Виктор Астафьев В) Виктор Некрасов

Г) Константин Воробьев

17. Повести «Сотников», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Журавлиный крик» написал

А) Юрий Бондарев Б) Василь Быков В) Виктор Некрасов Г) Григорий Бакланов

18. «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «В круге первом» А. Солженицына объединяет тема

А) Великой Отечественной войны

Б) тема ГУЛАГа

В) деревенской жизни

Г) восстановления разрушенного хозяйства после второй мировой войны

19. С именем какого писателя связано развитие городского, или интеллектуального течения в советской литературе?

А) Александра Солженицына

Б) Юрия Трифонова

В) Федора Абрамова

Г) Валентина Распутина

20. Произведения Ф. Искандера «Кролики и удавы», В. Войновича «Москва 2042», Л. Леонова «Пирамида» написаны в жанре

А) комедии

Б) трагедии

В) антиутопии

Г) фольклора

21. Н. Асеев, О. Берггольц, В. Луговский, М. Светлов-это

А) художники

Б) писатели

Г) переводчики

22. Кого из поэтов можно назвать поэтом-эстрадником?

А) Михаил Светлов Б) Евгений Евтушенко В) Иосиф Бродский

Г) Николай Заболоцкий

23. Творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Купяева относится к

А) военной лирике Б) тихой лирике В) городской лирике Г) авторской

24. Назовите поэта, в чьем творчестве сочетался гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихой лирики»

А) Александр Галич Б) Расул Гамзатов В) Юрий Визбор Г) Андрей Вознесенский

25. Кто из поэтов в 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе

А) Владимир Высоцкий

Б) Иосиф Бродский

В) Евгений Евтушенко

Г) Булат Окуджава

26. Ключевыми фигурами какого течения в поэзии по праву признаны

Б. Окуджава, А. Галич и В. Высоцкий

В) эстрадная песня

Г) рок-поэзия

27. В. Розов, А. Володин, А. Арбузов, А. Вампилов-это

А) писатели

В) драматурги

А) А. Арбузов Б) А. Володин В) А. Вампилов Г) В. Розов

29. Главного героя пьесы «Утиная охота» зовут

А) Виктор Нилов Б) Александр Вампилов В) Николай Вилов Г) Виктор Зилов

30. Советский кинорежиссер, актер, писатель, сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, автор книг «До третьих петухов», «Калина красная» и др.

А) Владимир Высоцкий

Б) Валентин Распутин

В) Василий Шукшин