Отношения народа и государства в романе «Петр Первый. Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый». А. Толстого

«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнего дня, к исследованию лишь нарождающихся конфликтов, формирующихся характеров и литературных типов, исторический роман принципиально обращен к предшествующим эпохам. В этом и заключается специфика положения историческою романиста: в отличие от писателя, воссоздающего современность, он знает о том, как в реальной исторической ретроспективе разрешились конфликты, описанные им, как сложилась судьба людей, ставших конкретными историческими прототипами его героев.

Однако наличие временной дистанции и принципиальная обращенность к прошлому вовсе не лишают исторического романиста интереса к современности. Напротив, чаще всего интерес к прошлому продиктован потребностью прочитать в нем ответы на вопросы сегодняшнего дня, найти аналогии, параллели между логикой двух исторических моментов, соединенных временной дистанцией исторического романа. Таким образом, та или иная трактовка исторических событий не бывает вполне «бескорыстной», а подчинена, скорее, потребности познания настоящего и стремлением заглянуть в будущее.

Алексей Толстой своим историческим романом «Петр Первый», анализ которого мы проведем, сопоставляет две эпохи русской жизни, в которых находит общие импульсы, общие конфликты, общий национально-исторический пафос: это рубеж XVII—XVIII веков и 30-е годы XX века. Писатель сам говорил о совпадении исторического пафоса обеих эпох: «Несмотря на различие целей, — писал он, — эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

Это совпадение, которое мыслилось Толстым как программное в момент создания романа, предопределяет и художественную концепцию произведения, и концепцию личности главного его героя.

Для того чтобы это показать, необходимо обратиться к центральному конфликту исторического романа. Идеологическую и сюжетно-композиционную структуру произведения формирует конфликт между Петром, с его устремленностью к обновлению, реформированию России, с потребностью направить страну по западному пути экономического, научно-технического, культурного развития, и исторической неподатливостью русского народа, силой древней традиции, сопротивлением боярства, словом, всем тем, что воспринимается автором и героем как косность, вековой сон народа и власти. Победить в этом конфликте Петру помогают качества его личности: целеустремленность, способность к огромному волевому усилию, бескомпромиссность, умение идти до конца. Его цель — убыстрение хода исторического времени, которое может дать возможность России настигнуть упущенное за время векового сна. Петр буквально «хватает за волосы Фортуну», насильно заставляет ее повернуться к себе лицом. Победа достигается невероятным волевым усилием царя и его сподвижников.

Такое историческое мироощущение характеризует не только Петровскую эпоху, оно оказывается в высшей степени созвучно 30-м годам, толстовскому времени. Создавая роман «Петр Первый», он соотносил петровские преобразования со сталинскими, находя в них много общего. В первую очередь эта общность заключалась в масштабности воистину глобальных свершений двух эпох и тех неимоверных затрат народной энергии, сил, жизней, которых требовали эти преобразования. Ни в ту, ни в другую эпоху не задумывались о цене исторических свершений, которые были способны сделать Россию сильнейшей и мощнейшей в военном отношении державой Европы. Для достижения своих целей обе исторические эпохи выбрали сильную, жесткую централизованную власть. Петр, изображенный в романе Толстого, не считающийся с человеческими тратами и достигающий невероятным волевым усилием своих целей, как бы санкционировал деяния современной Толстому власти, оправдывал чудовищную растрату народных ресурсов, высвобожденных коллективизацией и направленных на индустриализацию страны.

Образ Петра в романе Толстого «Петр Первый»

Для того чтобы понять личность Петра Первого, как она представлена в романе Толстого, нужно помнить, что во второй половине 20-х — 30-е годы складывается концепция героической личности, характерная для литературы социалистического реализма. Она утверждает личность исключительную, жертвенную, способную на самоограничение, на отказ от естественных человеческих потребностей, на полное подчинение себя делу и долгу. Именно такой тип героической личности утверждается романом Н. Островского «Как закалялась сталь» (образ Павла Корчагина), романом А. Фадеева «Разгром» (образ Левинсона). И в том, и в другом случае герой обнаруживает способность преодолеть естественную человеческую слабость, властвовать над своим телом (Левинсон), ибо сила духа дает возможность победить немощь, встать над болезнью, остаться в строю, даже будучи прикованным к постели (Корчагин). Герой, сталкиваясь с болезнью, ощущая физическую слабость, укрепляется духовно, преодолевает противоречия собственного сознания, обретает внутреннюю цельность.

В формирование общелитературной концепции личности вносит свой вклад и Толстой, создавая образ Петра в романе «Петр Первый». Однако противоречия, с которыми ему приходится сталкиваться, носят несколько иной характер. Обладая недюжинной физической силой и здоровьем, Петр не знает, что такое болезнь, и героическое начало его характера проявляется не в борьбе с ней. Его героизм — в способности взвалить на свои плечи весь груз ответственности за реформирование страны, отбросив естественную человеческую слабость, робость, сомнения.

Героическая концепция личности, сложившаяся в литературе 30-х годов, утверждала деятельного человека, способного преодолеть сомнения и рефлексию и вступить в прямое взаимодействие с реальностью с целью ее преобразования в соответствии с принятыми замыслами. Создавая именно такой характер, Толстой прибегает к приему антитезы. В системе персонажей романа оказываются противопоставлены Петр и князь Василий Голицын, фаворит Софьи, державший на протяжении ее правления в своих руках все рычаги государственной власти. Человек грамотный, мыслящий, европейски образованный, он прекрасно осознает историческую необходимость реформирования русской жизни. В течение нескольких лет он составляет свои «прожекты» — планы социально-политических государственных реформ, носящих безусловно прогрессивный характер и идущих дальше петровских преобразований. Одним из пунктов его «прожектов» значилось даже освобождение крестьян из крепостной зависимости. Однако дальше «прожектов», записей дело не пошло: планы Голицына по сугубо русской традиции так и остались на бумаге. Петр же именно действует, поэтому и выигрывает в борьбе с Софьей за власть. Действие, эмоциональное и импульсивное, часто необдуманное, идет ли речь о государственной политике или же об отношениях с самыми близкими и преданными людьми, становится главной доминантой созданного Толстым характера. Он может поколотить Алексашку Меншикова, дать локтем в нос Лефорту, повинуясь вспышкам гнева или столь же неожиданным приливам великодушия, казнить и миловать. Но это именно человек активного деяния, что, с одной стороны, обеспечивает успех всем его государственным планам, с другой — формирует главное противоречие в его характере.

Важнейшее противоречие в характере своего героя Толстой видит в том, что Петр борется с исторической отсталостью России (как он понимает состояние своей страны на тот момент) варварскими средствами, чудовищной жестокостью и насилием подавляя сопротивление и заставляя народ подниматься на исторические свершения кнутом, батогами, дыбой и виселицей.

Таким образом, основное противоречие в образе Петра — это противоречие между благой и исторически обоснованной целью и путями и средствами ее достижения.

Авторская позиция выражается в том, что высшим критерием оценки деятельности царя оказывается восприятие его политики народной средой. Если Петру удастся, сломив боярское сопротивление п подавив московские стрелецкие бунты, заручиться поддержкой людей из народа, сломав сложившуюся патриархальную социальную иерархию, то такая поддержка будет высшим и абсолютным доказательством исторической перспективности петровских реформ.

Система персонажей в романе Толстого «Петр Первый»

Исследованием этого вопроса обусловлена система персонажей романа. Она построена таким образом, чтобы оценить деяния Петра с различных социальных и культурных точек зрения. Эти точки зрения формируются и людьми из народа, способными наиболее точно и концентрированно выразить общее восприятие происходящего, и боярской средой, и раскольниками, и людьми из иностранных посольств.

Система персонажей в романе «Петр Первый» построена по «гелиоцентрическому» принципу: в центре — образ главного героя, именем которого назван роман, остальные персонажи важны постольку, поскольку они близки к нему, выражают ту или иную точку зрения на Петра или же отношение к историческим процессам, предопределенным его политикой. Система персонажей включает в себя несколько групп, каждая из которых объединяется общим отношением к личности Петра и к его реформам. Традиционно для жанра исторического романа совмещение реальных исторических персонажей с вымышленными.

Судьба семьи Бровкиных, персонажей вымышленных, отражает типическое явление петровского времени: выдвиженцы из народной среды занимают важные государственные посты. Ивашка Бровкин, как его звали соседи, кабальный задворовый крестьянин, превращается в Ивана Артемьевича, богатого купца, поставщика двора его императорского величества, которому доверена поставка амуниции на войско новой России.

Язык романа «Петр Первый»

Можно ли повествовать о событиях достаточно отдаленной истории современным языком? Не вступит ли исторический материал в некоторое комическое противоречие, если повествовать о нем современным языком? Или же писать роман на языке той эпохи, на русском языке конца XVII века? Но будет ли он тогда понятен современному читателю? Кроме того, в Петровскую эпоху еще не сформировалась традиция литературного языка: времена классицизма, Фонвизина, Державина, Сумарокова, Ломоносова, пушкинская эпоха, создавшая русский литературный язык, еще впереди.

Толстой решает эту проблему иным способом: он стилизует свое повествование под язык рубежа XVII—XVIII веков, создавая в языковой стихии своего романа иллюзию погруженности читателя в ту эпоху. Резкий поворот, осуществленный Петром в сфере внутренней и внешней государственной политики, привел к коренной ломке всей национальной жизни. Эпоха Петра — эпоха коренных ее перемен, которые не могли не отразиться в речевой сфере. Язык отражает время лучше любого летописца и историка. В речевой стихии романа Толстого сталкиваются, перемешиваясь и сосуществуя, слова и лексические группы, встреча которых в иную эпоху была бы попросту невозможна: это и старославянская лексика, принадлежащая прежним, патриархальным формам жизни; и множество заимствований из европейских языков, немецкого и голландского в первую очередь; и просторечия, всегда характеризующие речевую картину языка в переломные моменты национальной жизни. Таким образом, стилистическими средствами Толстому удается показать время и запечатлеть переломную эпоху, совместившую разные культурные пласты, перемешавшую исторические традиции, вместившую в себя Византию и Европу.

Трагическое и своеобразие комического

Петровская эпоха, как и любое переломное время, с неизбежностью совмещает в себе осколки прошлого и еще не всегда реализовавшиеся приметы будущего. Такое совмещение всегда чревато противоречиями, которые могут поворачиваться как комической, так и трагической своей стороной. Россия, поворачиваемая железной рукой Петра на новый путь развития, осваивает новые формы исторического бытия, строит флот, созидает регулярную армию, льет пушки, но несет при этом огромные людские потери. Толстой вовсе не закрывает на это глаза, напротив, вводит в роман отчетливо слышимые голоса, доносящиеся с дыбы или из-под кнута, стоны ужаса и боли, раздающиеся из прокопченных изб пыточного следствия, где заправляют князь-кесарь Ромодановский да сам Петр. Уход старой, византийской, патриархальной Руси не может не окрашиваться в трагические тона. Обратитесь к последним главам первого тома, к описаниям стрелецкого сыска и массовых стрелецких казней. Покажите, в чем состоит суть трагического в исторических событиях, с почти документальной точностью воспроизведенных писателем.

Гибель любого значительного явления всегда несет в себе трагическое начало, даже если очевидна его историческая исчерпанность. Трагическое — в неизбежных потерях, в прощании с традицией, созданной предшествующими поколениями. Трагическое в романе «Петр Первый» состоит в том, что православная византийская Русь, на которую поднял руку Петр, обретает множество защитников, готовых жертвовать собой, восстающих на бунт с целью возвести на престол Софью, даже под страшными пытками не называющих зачинщиков: «Стрельцы лишь признавали вину в вооруженном бунте, но не в замыслах... В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него...» Перед этим упорством царь действительно оказывается бессильным. Подозревая везде измену, устраивая пытки и казни, царь может физически уничтожить своих оппонентов, но не может заставить их раскаяться, привлечь на свою сторону, убедить в перспективности избранного пути. Показывая трагические стороны переломного времени, Толстой приводит исторические документы: дневник одного из иностранных дипломатов, бывшего свидетелем расправ над стрельцами: «Мне рассказывали, что царь в тот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы». Как показывается мужество и бескомпромиссность людей, вставших на защиту прежнего порядка? Как ведут себя осужденные на казнь? Как выражают свое пренебрежение к царю? Презрение к палачам? Трагическое состоит не просто в изображении массовых пыток и казней; оно выражается в позиции казнимых, своею смертью утверждающих национальные идеалы патриархальной Руси.

Однако Толстой, не закрывая глаза на трагический характер переломного времени, показывает преходящий характер трагического. Для этого он переводит то же самое историческое противоречие, которое только что повернулось трагической стороной, в комическое русло. Утверждение нового исторического уклада оборачивается не только казнями защитников патриархального быта, но и... стрижкой боярских бород. Прочитайте 18-ю часть седьмой главы первого тома. Как ведут себя бояре, когда слышат, что государь весел? Как реагируют, увиден, что царская большая, заново отделанная палата превращена а цирюльню? Что чувствуют, увидев «у ног Петра двух богопротивных карлов, Томоса и Секу, с овечьими ножницами»? Покажите, в чем состоит комическое этой сцены.

Неиссякаемым источником комического являются в романе столкновения элементов старого быта с новым. Князь Буйносов, с трудом переживающий вторжение в свой быт элементов новой жизни, мечтает о том, как бы отказаться от «кофея», сделав это таким образом, чтобы не уронить себя в глазах дочерей, «дотошных до политеса», никак не вписывающегося в привычные бытовые навыки. Приезд боярыни Волковой, заставляющий князя прервать трапезу, за которой, правда, не было ни чесночка, «ни капусты с брусникой на столе, ни рыжичков соленых рубленых, с лучком», но лишь «пирожок маленький, — черт те с чем», наводит его на совсем грустные мысли: «С неохотой Роман Борисович вылез из-за стола — делать галант гостье: трясти перед собой шляпой, лягать ногами».

Толстой в романе «Петр Первый», анализ которого мы провели, показывает позитивный вариант взаимодействия личности и исторического времени. Требующее полной самоотдачи от главного героя и его соратников и единомышленников, это взаимодействие оборачивается благом для государства и наполняет истинным смыслом жизни людей, способных увидеть и почувствовать глобальные исторические перспективы России.

Шахбулатов Раджаб Саитасанович,Студент–ОтечественнаяфилологияЧеченскийязыкилитература,русскийязыкилитература.Чеченскогогосударственногоуниверситетаг.Грозный.

[email protected]

Сердюкова Елена Федоровна,

ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета; тренер, психологконсультант г.Грозный[email protected]

Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый» А. Толстого

Аннотация.Данная статья написано в ходе исследования пороману «Петр первый». Во многом эта работа и статья нацелены определить Жанровые и композиционные особенности. «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, -композиция, архитектоника произведения. Что это такое -композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I».Ключевые слова:исторический роман об эпохе Петра, композицияи сюжет романа.

ВВЕДЕНИЕАктуальность.Алексей Толстой -один из крупнейших советских писателей, замечательный мастер слова, создатель ряда широко известных у нас и за рубежом литературных произведений. Его обширное творчество, в котором нашли своё воплощение лучшие традиции русской классической литературы, является ценным вкладом в литературу социалистического реализма.Художественный талант А. Толстого был исключительно ярким и разносторонним. Писатель проявил себя как прозаик и как поэт, как публицист и как драматург. Им создавались рассказы, повести, романы, стихи, сказки, пьесы, киносценарии, очерки, публицистические и критические статьи. С равным интересом и живостью рисовал он и современность, и события недавней гражданской войны, и далёкое прошлое нашего народа. Действие его произведений развёртывается то в обстановке русской жизни, то за рубежом. Палитра А. Толстогохудожника была так богата, его творческий диапазон был столь широким, что для него, казалось, не было ничего невозможного в творческомосвоении самой разнообразной тематики.По самому своему мироощущению А. Толстой был художником жизни, писателемреалистом, остро.чувствующим все краски и запахи её. Тяготея всегда к конкретному, зримому, наглядно представимому, Толстой как художник упорно сторонился всякого рода искусственных абстракций в литературе, надуманных декадентских ухищрений и условностей. По словам А. Толстого, подлинное искусство «должно пахнуть плотью», художник должен уметь «по локоть засунуть руки в тесто жизни».С зоркостью взгляда настоящего художникаживописца, с поразительным мастерством литературной формы Алексей Толстой умел сочетать постановку больших, глубоких социальнофилософских проблем, живых актуальных вопросов современности. Лучшие создания А. Толстого -его трилогия «Хождение по мукам» и монументальный исторический роман «Пётр Первый» -характеризуются исключительным богатством и глубинойсвоего идейного содержания.Материалом исследования является роман А. Толстого «Петр Первый», опубликованный впервые 19301934.

Объект роман А. Толстого «Петр Первый».Предмет–жанровые и композиционные особенности на примере романа "Петр Первый" А. Толстого.Цельработы определить жанровые и композиционные особенности романа "Петр Первый" А. Толстого.Для достижении данной цели сформулированы следующие задачи:рассмотреть творчество А.Н. Толстого;изучить жанровую организацию романа "Петр Первый; изучить композиционную организацию романа "Петр Первый";

проанализировать образную структуру романа "Петр Первый";выявить и описать авторскую картину мира романа.Цель и задачи определили выбор методовисследования применяются сравнительный метод, предоставляющий возможность изучить жанровую специфику, системный метод, позволяющий выявить идейнохудожественное единство, стилистический анализ произведения.

Основная частьЛичностьПетра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и другие.Прежде чем перейти к теме Петра в творчестве А. Н. Толстого, кратко остановимся на изображении Петра и его эпохи в русской литературе, в частности в произведениях А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.Пушкин внимательно изучал историю Петра, работал в архивах, составил интересные заметки, но завершить свой труд ему не удалось. Верное понимание истории, свойственное поэту, помогло ему увидеть в великом преобразователе, чей образ он запечатлел в своих поэмах и стихах, глубокие противоречия. Так, он пишет в конспектах «Истории Петра»: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые -суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые -нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, -вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика»1. Уже в поэме «Медный всадник» поэт показал другую сторону прогрессивной деятельности Петра. Но у Пушкина это дано намеком, а в романе Алексея Толстого, который следовал пушкинской традиции в изображении Петра, развернуто, как справедливо замечает Д. Д. Благой, на «реальном историческом материале. Роман дает нам нагляднейшее представление о тех двух сторонах деятельности Петра, о которых догадывался Пушкин в своих не предназначенных для печати записях о царе».Лев Толстой в течение нескольких лет собирал материал, чтобы создать роман о Петре и его эпохе, но он так и не написал его, хотя и сделал целый ряд предварительных заметок. Толстойне смог написать его потому, что эта эпоха, как он говорил, «слишком удалена от нас». Но настоящие причины были, видимо, другими. Как указывают исследователи (Б. Эйхенбаум, А. Алпатов, Л. Поляк), роман из эпохи Петра не написан был, наверное, потому, что сама личность царя 1Серов С. А. Толстой и русская история // Толстой А. Н. Петр Первый. М: Художественная литература, 1990.С. 12.преобразователя, активно воздействующая на ход исторических событий, вступила в противоречие с толстовской концепцией исторического фатализма, его пониманием роли личности в истории.Свыше двадцати лет волновала и Алексея Толстого тема Петра. Рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа «Петр Первый» -в 1945. Не сразу сумел А. Н. Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, познавать прогрессивный характер петровских преобразований2.«На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, -писал А. Н. Толстой. -Я видел все пятна на его камзоле, -но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Об этом, свидетельствуют и его рассказ «День Петра», и трагедия«На дыбе» (1928), с которыми я рекомендую познакомиться.Сопоставление рассказа «День Петра» и трагедии «На дыбе» с романом «Петр Первый» наглядно показывает, какое значение для идейного и художественного роста Толстого имела марксистсколенинская историческая наука, помогающая правильно раскрыть движущие силы исторического процесса, личность Петра.Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году. В далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха -время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси -воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.Как же рисует Толстой Петра и Петровскую эпоху в рассказе «ДеньПетра»? Петр показан в обстановке повседневных дел и забот, писатель дает почувствовать масштаб его деятельности, его колоссальную волю, неутомимую энергию, направленные на преобразование государства.Но нужны ли эти преобразования России? Нужен ли весь этот перелом, крутая перестройка страны -вот мысль, проходящая через весь рассказ. Отрицая целесообразность резких переломов в развитии страны, Толстой в 1917 году не смог положительно ответить на этот вопрос, не смог показать закономерность петровских преобразований. Более того, он утверждал всем ходом своего рассказа и в авторских отступлениях бесплодность мероприятий Петра, невозможность резко повернуть медленно двигающийся, независимый от человеческой воли ход истории. Поэтому и страна не стала такой, какой хотел ее видеть царь Петр: «... Россия не вошла нарядная и сильная па пир великих держав. А подтянутая им за полосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде -рабою».По мысли автора, весь перелом, происшедший в России, вызван одной личной волей Петра. Вся русская земля, все классы, все сословия были против реформ Петра, он один восстал против всей страны: «...сидя па пустошах и болотах, своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю». Мрачно, трагически изображает Толстой противоречия эпохи, показывает жестокость, суровые приемы осуществления реформ.Трактовка Толстым образа Петра близка к трактовке славянофилов, символистов, видевших в Петре разрушителя национальных устоев,привычного, веками сложившегося уклада русской жизни. Он представлен в рассказе жестоким гордецом, есть даже чтото мистическое в описании черных глаз Петра, «словно горевших безумием», душа его «жадная, лихая, голодная». Он одинок и страшен. Толстой преднамеренно снижает образ Петра. 2Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. M: Учпедгиз, 1956. С. 120; Андреев Ю. А. Еще раз о "Петре Первом" // Русская литература, 1958, № 2. С. 123.

Определенная творческая концепция автора находит выражение в художественной форме. Сопоставление отрывков из рассказа «День Петра» и романа «Петр Первый», посвященных изображению строящегося Петербурга, дает возможность убедиться в этом.Проанализируем отрывки и постараемся понять, что общего в изображении строительства Петербурга в рассказе и романе, чем отличаются описания, как проявляется в них авторская позиция.

«День Петра»

Сыройветер гнал сильный туман с моря... сдувало гнилуюсолому с изб и клетей, завывало в холодныхпечных трубах... много в то время пустело домов, потому что народ мер до последней степени от язвы, туманов и голода. Лихое,невеселоежитье было в Петербурге.Вздувшаясярека била в бревенчатые набережные; ...снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях п улицах...Па черномпожарище выгоревшегов прошлый четверг гостиного двора... торчали четыре виселицы... В грязи, в желтом тумане... возникали каждый день новые амбары, длинные бараки, госпитали, частные дома переселяемых бояр.Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, -народ не знал. (стр. 81-82).

«Петр Первый»

Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт. С востока потянулись бесчисленные обовы, толпы рабочих и колодников... На берегу стояли шалаши и землянки, дымили костры, стучали топоры, визжали пилы. Сюда, на край земли, шли и шли рабочие люди без возврата....Открытое море отсюда было-подать рукой. Ветер покрывал его веселойзыбью... Не хватало хлеба. Из разоренной Ингрии, где начиналась чума, не было подвоза... Петр писал князюкесарю, прося слать еще людей, -«зело здесь болеют, а многие и померли» (конец второго тома)....Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белесом и теплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море:., но не равняться им с морем Балтийским-широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.. Здесь и сердце бьется поособенному, и у мыслей распахиваются крылья, и сил прибывает вдвое......Ветер рвет флаг на крепостном бастионе, из топких берегов торчат сваи, повсюду ходят люди в трудахи заботах, и уже стоит город как город, еще не велик, но уже во всей обыкновенности. Рассмотренные отрывки из рассказа «День Петра» п романа «Петр Первый» посвящены одной теме -строительству Петербурга. Как в рассказе, так и в романе Толстой рисует каторжный труд народа, нищету, голод, бесчисленные болезни, косившие рабочий люд, строивший на краю земли город. Тем не менее впечатление от двух отрывков разное.В рассказе «День Петра» Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. «Да, полно, -пишет он ниже, -хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это двор его и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского?»3.И город Петербург -«царский» город, созданный по его прихоти, город, не нужный России, -такова мысль Толстого, которая находит свое выражение в подборе определенной лексики, создающей мрачную картину строящегося Петербурга.Тон отрывков из романа «Петр Первый» жизнеутверждающий, оптимистический. Показывая тяжелые условия жизни рабочих, многие из которых «померли» от каторжного труда и голода, раскрывая социальные противоречия Петровский эпохи, Толстой всем тоном повествования подчеркивает историческую необходимость строительства города Петербурга, от которого Балтийское море -«подать рукой». Это место -желанное, возлюбленное, ибо открывает перед Россией широкие возможности торговли с Западом, дорогу к «дивным городам, богатым странам».Отрицательное отношениек Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как справедливо; утверждают исследователи, с неприятием и непониманием. А. Н. Толстым в 1917 году Октябрьской революции.Одним из лучших произведениисоветской литературы на историческую тему стал «превосходный», по словам А. М. Горького, роман А. Н. Толстого «Петр Первый».Начало работы над этим романом совпадает, как известно, с событиями, имеющими большое историческое значение в жизни нашей страны. 1929 год -год великого перелома. Развертывается решительное наступление на капиталистические элементы города и деревни. На некогда пустых местах в 30е годы строятся новые города, заводы, электростанции. Изменяется облик деревни. Мощный трудовой подъем в стране, пафос социалистической перестройки города и деревни, расцвет культуры не могли не оказать влияния на Толстого4.Именно в эти годы Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского времени, «когда трещит и рушится старый мир», с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами, о чем и пишет в одном из своих конспектов: «...несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно какимто буйством сил, взрывами человеческой энергия и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».Основным в работе над романом стало изучение трудов классиков марксизма, оценка в этих трудах деятельности Петра и его эпохи. Петр перестал быть для художника «загадкойв историческом тумане».Марксизм, как свидетельствовал сам художник, обогатил его искусство, марксистское познание истории дало ему «целеустремленность и метод при чтении книги жизни».Марксистсколенинская историческая наука, социалистическая действительность, поновому осветившая прошлое, помогли писателю понять закономерность и историческую неизбежность крутой ломки старого уклада России в начале XVIII века, прогрессивный характер петровских преобразований и их классовую ограниченность.«Работа над «Петром», -писал сам Толстой, -прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски. Прежде всего -переработка своего художнического ощущения. Результат тот, что история стала раскрывать нетронутые богатства. Под наложенной сеткой марксистского анализа 3Андреев Ю. А. Еще раз о "Петре Первом" // Русская литература, 1958, № 2. С. 109,121.4Баранов В. И. Из творческой истории романа А. Н. Толстого "Петр Первый" // Филологические науки, 1983, № 1. С. 4.история ожила во всем живом многообразии, во всей диалектической закономерности классовой борьбы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мысли А. Толстого особенно упорно обращались к познанию и раскрытию великих исторических судеб нашей родины. Теме родиныи революции, изображению героической борьбы русского народа за своё будущее, раскрытию замечательных свойств русского национального характера, процесса его формирования посвящены лучшие и самые задушевные страницы его произведений.Писатель видел истоки формирования характера нашего народа ещё в его далёком историческом прошлом. Он понимал вместе с тем, как неизмеримо вырос, преобразился наш народ, обогащённый опытом социалистической революции. С восхищением писал он о советских людях, изумивших весь мир своим героизмом, силой сопротивления, обнаруженной в обстановке недавней борьбы с фашизмом. Выступая с яркими публицистическими статьями, А. Толстой находил самые горячие и проникновенные слова для выражения своего чувства любви к родине, преданности ей.Писательпатриот А. Толстой гордился русской литературой, завоевавшей себе мировую славу. Он любил русский фольклор, восхищался созданным нашим народом прекрасным и выразительным языком. В самой работе своей над словом А. Толстой обнаружил удивительную способность глубокого проникновения в богатства народной русской речи.Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» А. М. Горький назвал «первым в пашей литературе настоящим историческим романом», «книгой -надолго». Горький назвал эту книгу настоящим историческим романом, какое значение для писателя, воспроизводящего события давно прошедшей эпохи, имеет марксистсколенинская историческая наука, как помогает она советскому художнику разобраться в движущих силах исторического процесса, в противоречиях изображаемой эпохи.Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского парода за свою независимость, роман А. Н. Толстого «Петр Первый» всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством.Этот роман имеет большое познавательное значение, ибо знакомит нас с жизнью России конца XVII -начала XVIII века, рисует борьбу новой, молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. «Петр Первый» -это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего -это, по словам А. С. Серафимовича, книга о русском характере.Роман Толстого -выдающееся произведение искусства, и это обязывает нас вскрыть его эстетическую ценность, показать высокое мастерство писателя в изображении ярких картин быта и нравов эпохи Петра, в создании живых образов, в умении воспроизвести своеобразие и колорит языка начала XVIII века. Изучение «сочного, музыкального и вместе с тем простого» языка романа поможет выработать художественный вкус, почувствовать, как «велик и могуч» русский язык.Путь работы над романом «Петр Первый», как и над каждым художественным произведением, -от эмоционального восприятия его к углубленному критическому анализу произведения, постижению его во всем художественном своеобразии, в единстве содержания и формы.

Ссылки на источники1. Петров С. М. Русский советский исторический роман. М: Современник, 1980. С. 24. 2. Толстой А. Н. Краткая автобиография И Толстой А. Н. Познание счастья. М: Молодая гвардия, 1981. С. 23. 3. Пауткин А. И. Советский исторический роман. М: Знание, 1970. С. 19 20. 4. Перхин В. В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке дореволюционной и советской критике // Художественный мир А. Н. Толстого. Статьи. Сообщения /В. Скобелев/ Куйбышев: Кн. Издательство, 1983. С. 126. 5. Алпатов А. В. Два романао Петре I (1933), Петр I читателюподростку (1933), Образ как бы вырезанный на меди (1934) цит. по Рождественская И. С., Ходюк А. Г. А. Н. Толстой. Семинарий. Л: Учпедгиз, 1962. С. 3542. 6. Векслер И. И. Алексей Николаевич Толстой: жизненный и творческий путь. М: Советский писатель, 1948. С. 337.

Роман «Петр Первый». Замысел произведения. Особенности композиции и сюжета. Каковы были задачи, стоявшие перед А. Толстым как автором исторического романа?

Прежде всего Толстому предстояло определить, что будет для него основным в произведении. Это, по словам писателя, «становление личности в исторической эпохе». Автор писал не просто биографию исторического деятеля, но стремился пока­зать, с одной стороны, как эпоха влияла на формирование личности Петра, а с другой — каково было воздействие петров­ских преобразований на судьбу страны.

С решением этой основной задачи связаны и все другие проблемы романа: вопрос об объективной необходимости и значении петровских преобразований; «выявление двигающих сил эпохи» — прежде всего изображение исторической роли на­рода, сложных взаимоотношений Петра и народа; изображение острой борьбы нового со старым.

Замысел произведения определил особенности композиции и сюжета. Основой сюжета являются решающие события в жизни страны, движение самой истории. Назовите, какие ис­торические события изображены в каждой книге. Составьте краткий перечень этих событий. Докажите, что сам отбор со­бытий продиктован основной задачей — показать становление личности в эпохе. Как раскрываются в этих событиях черты ха­рактера Петра?

Перечитайте первую главу романа, которая является экспо­зицией. Что мы узнаем о жизни допетровской России из этих сцен? Какую роль выполняют авторские отступления в первой книге романа (см. начало главы 2; гл. 5, подгл. 12; начало главы 1)1 Почему события описаны глазами ребенка, Саньки Бровки­ной? Как показана в названных сценах необходимость преобра­зования жизни России?

Сравните описание Москвы в начале второй и третьей кни­ги романа. Какую роль играет здесь прием контраста?

«Человек, — писал А.Н. Толстой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в противоречии». Назовите эпизоды, в ко­торых раскрываются основные конфликты произведения: борьба нового со старым; углубление противоречий между царем и на­родом.

Как показывает Толстой роль народа в осуществлении пет­ровских преобразований? Приведите примеры массовых сцен, проанализируйте их значение в произведении. Покажите мас­терство писателя в передаче полилога и выделении крупным планом отдельных фигур. Проанализируйте финал второй кни­ги романа.

В центре системы образов произведения находится Петр. Ос­тальные персонажи в соответствии с конфликтом произведения делятся на две основные группы, сторонники и противники пет­ровских преобразований. Особенностью романа является то, что по отношению ко всем персонажам, даже второстепенным, действует принцип многогранности изображения, стремление показать героя в динамике, выявить, как отражаются в нем противоречия времени (см., например, образ Меншикова, се­мьи Бровкиных, с другой стороны, боярина Буйносова).

Таким образом, становление личности Петра и изображение эпохи в ее развитии через борьбу и противоречия определили особенности композиции романа. Многоплановая композиция дала автору возможность отобразить жизнь всех классов и групп русского общества: крестьян, солдат, стрельцов, ремесленни­ков, дворян, бояр. Россия показана в бурном противоречивом движении, судьба нации раскрывается в переломный истори­ческий момент, выявляется роль народных масс в истории. Все это позволяет говорить о «Петре Первом» как о романе-эпопее.

«Петр I и его эпоха в романе А Толстого “Петр I”»

Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и характеров аристократов). Прослеживаются также нити, связывающие народ и власть. Из романа Толстого мы получаем полную картину взаимоотношений власти с народом и народа с властью, так волнующую умы многих историков, так важную для меня. Проблема взаимоотношений народа и государства -- это, без сомнения, вечная проблема России. Конечно же А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель -- всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него проблемой личной. Толстому довелось жить и творить в очень непростой и противоречивый период нашей истории, когда, по моему мнению, проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. Поэтому правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь и понять и осмыслить прошлое -- это значит понять и осмыслить настоящее и будущее (на мой взгляд, это утверждение не требует доказательств). Эпоха петровских реформ, косвенных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Тема взаимоотношения народа и государства явственно проступает с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное время. В романе показано волнение народа за свою судьбу и судьбу России. Толстой верно показал, что русский народ не мыслит своей судьбы в отрыве от судьбы Отечества. Правда, по моему убеждению, народ России склонен бояться резких, коренных переустройств как жизни государства, так и переустройств жизни собственной. Возможно поэтому сторонники царевны Софьи, которая хотела безмятежного правления “по-старому”, сумели направить народ против Петра, от которого ждали преобразований. Сцены убийства Матвеева, народных волнений еще раз подчеркивают боязнь народа за свое будущее. Необразованная народная масса не лишена возможности понять необходимость перемен (возможно, этим и вызваны теперешние наши проблемы). Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительством Софьи. Петр начинает обретать поддержку народа. Алексашка Меншиков, выходя из народа, становится его главным помощником. Из крестьянских детей сформированы Преображенский и Семеновский полки, так славно послужившие Отечеству. Придя к власти, Петр начинает реформы. Начинает он их жестоко. Но Толстой, на мой взгляд, верно оправдывает эту жестокость. “Темный” люд не в силах понять свое благо, этим и вызвано насильственное его вовлечение в перемены. Петр, насаждая обычаи, чуждые русскому образу жизни, вызывает народное недовольство, вылившееся в стрелецкий бунт. Жестокой расправой с бунтовщиками Толстой показывает нежелание государства понять психологию народа. Это, мне кажется, главная проблема отношений власти и народа в России. Огромная, на мой взгляд, заслуга А. Н. Толстого состоит в том, что он сумел показать не только противостояние народа и власти, но и единение его с государством. Такой пример -- сцены сражений со шведами. В этих сценах великолепно показано единение власти с народом, и прежде всего на примере царя. Петр помогает перетаскивать пушки, находится в самой гуще сражений, ведет разговоры с солдатами. Тут Толстой показал, как исчезает пропасть, разделяющая власть и народ. Народ единый, народ могучий выступает на первый план. Но в то же время у меня вызывает глубокое чувство горечи то обстоятельство, при котором народ и власть объединились. Неужели это возможно лишь перед лицом внешней опасности? Пока я прихожу к выводу, что да. Задумав строительство Петербурга на отвоеванном устье Невы, Петр снова начинает прокладывать тот ров, ту пропасть, которая стоит перед народом и властью. Город растет “на костях”. Это служит еще одним подтверждением: единство народа и власти в мирное время недостижимо. Для меня в романе Толстого “Петр I” отношения народа и власти предстали во всем их многообразии и противоречии, Для себя автор решает проблему однозначно: он отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось. Решить для себя этот вопрос должен каждый. Моя точка зрения совпадает с точкой зрения автора. Вряд ли можно оправдать страдания народа благими намерениями.

Роман Алексея Николаевича Толстого "Петр I" повествует о далекой эпохе конца XVII - начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 г. г. Алексей Толстой мог бы сказать о себе словами Белинского: "Для меня Петр -- моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России". В романе "Петр I" продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой -- Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого -- неизменно волновал образ великого реформатора. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это -- Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что "колокол лить", что "шпагу калить", что "пистолет делать" -- все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов -- "редкой умелости человек", мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и "ярыжек" (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний. Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшейся с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и "поступь" Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.

Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение. Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. "От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали -- другой человек: зол, упрям, деловит". В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот.

На следующий год Петр берет Азов: "... в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву". Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр "не умывался, ел на ходу". С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане -- таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.

Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа -- дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого. На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет "грозное величие" монарха, вдохновленного высокой государственной целью: "Дело было европейское: шутка ли -- штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете".

Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее. С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья. Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый -- национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого -- это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.

Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы. Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя. Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа.

Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений. В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России. Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: "пыточные" записи, старинные судебные акты, так называемые материалы "Слова и дела", фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века. Роман Алексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя России и самом российском государстве той поры. Это художественный памятник великому императору Петру 1 и его эпохе.

Наследие Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.

писатель алексей толстой творчество

А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Возрождается тема исторического романа. К теме Петра Толстой впервые обращается в 1918 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить “двигающие силы эпохи”, т, е. разрешить вопрос о роли народа.

Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя - Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет.

Первоначально Алексей Толстой предполагал довести повествование о Петре до Полтавской битвы, но смерть писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой.

Таким образом, историческая судьба главного героя определила композицию романа.

Три книги.

1930 – первая – детство и юность Петра; возвращение из-за границы; казнь стрельцов (1698)

1934 – вторая – поражение под Нарвой; первые победы над шведами; основание Петербурга (1703)

1944 – третья (не окончена в связи со смертью Толстого) – задумывалась, как книга о зрелой деятельности монарха.

Жанр: исторический роман. Черты романа-эпопеи.

Проблема власти и народа. Первая сцена объясняет всю дальнейшую жизнь Петра и реформаторскую деятельность. Психологический посыл. Петр не любил Москву, она ассоциировалась у него с опасностью. Судьбу государства в то время решал народ. Сила народа – стрельцы. Казнены в первой книге – судьбу решает не народ, а государь.

Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Нарве и т. д.



Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр.

Такси образом особенности композиции:

1.Хронологичность

2.Панорамность

3.Главки становятся единицей повествования

4.Эпизоды появляются без предупреждения

Особенность романа заключается в его динамичности. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым, религиозный конфликт. В основе романа также лежит исторический конфликт – между Петром и Софьей. Софья – патриархальная, старая Русь. Петр – прогрессивное начало.

Завязка: Петр отнимает у Софьи икону во время крестного хода.

Бояре и стрельцы на стороне Софьи.

Кульминация: решение «излечить железом, охваченную гангреной Россию». Петр считает, что надо причинить России боль, чтобы излечить ее.

Развязка: массовая казнь стрельцов.

Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований («Все народы живут в богатстве, одни мы нищие»). Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей.

На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг.