Поцелуй иуды

Животные - существа сугубо рациональные. Каждый предмет, каждая вещь для них, в первую очередь, утилитарное средство выживания, где нет места высокоморальным переживаниям, либо ты станешь очередным израсходованным звеном в пищевой цепочке, либо твоя жертва. Лишенным разума и подчиняющимся инстинктам самосохранения и размножения, животным чуждо понятие об искусстве и красоте - с точки зрения выживания эти понятия бессмысленны.

Вряд ли, допустим, рак-отшельник, найдя прекрасную и совершенную в своих формах раковину, станет любоваться ею, отступая на шаг и закатывая дробины глаз на стебельках. Он сразу же исследует ее на предмет пригодности к защите его тела и, если она не подходит, без сожаления бросит, отправившись искать другую, попроще, но понадежнее. Или белка - она не станет восхищаться, как князь Андрей Болконский, неповторимой корявости старым дубом на двух страницах собственных размышлений о смысле жизни и бытия, белке важны желуди и дупло, где можно безопасно спрятать натасканную еду и вывести потомство. И уж точно никто из животных не станет тратить время для создания услаждающего взор, но бесполезного сооружения или рисунка - это, с точки зрения природы, безмерная глупость, ставящая под угрозу само существование организма.

Другое дело человек, наделенный разумом и имеющий понятие о красоте - единственное на сегодняшний день живое существо, умеющее понимать и внимать искусству, абсолютно непригодному и ненужному для выживания, но дарящему душе наслаждение и отдохновение. Ради этого люди проводят по нескольку часов, а то и всю жизнь, в окружении произведений искусства, тратя драгоценные моменты отпущенной им земной жизни, дабы насладиться совершенством и красотой музыки, живописи, архитектуры или ручной работы изделий.

И лишь человеку свойственно оценивать произведения искусства во вполне осязаемом денежном эквиваленте, что в наше непростое финансово-технологичное время является аналогом гарантии выживания. Коллекционеры и ценители выкладывают миллионы, бьются насмерть на аукционах и идут на ухищрения и, порой, преступления, дабы стать счастливым обладателем картины или ювелирной безделушки, превосходно понимая, что с годами их ценность лишь возрастает, а, значит, это не только удовольствие от обладания - это еще и отличное вложение капитала. Недаром понятие «преступление века», как правило, относится к краже именно из музеев и с выставок произведений искусства, ибо шедевры неповторимы и уникальны, второго такого уже создано не будет, а рука давно усопшего мастера больше никогда не произведет на свет нечто подобное.

Наверное, именно этими соображениями руководствовалось преступное сообщество, похитившее летом 2008 года из одесского Музея западного и восточного искусства всемирно известную картину крупнейшего мастера барокко, итальянского живописца и реформатора европейской живописи XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо «Поцелуй Иуды». Собственно говоря, автор называл это полотно «Взятие Христа под стражу», но в искусствоведческом сообществе прижился именно «Поцелуй Иуды» - евангелическое значение картины отражает глубокий смысл предательства, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.

Полотно размером 134х172,5 см датируется 1573-1602 годами. Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел его в Париже и в 1870 г. преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Авторство Караваджо долгое время находилось под вопросом, пока в середине 50-х годов XX века московский искусствовед Ксения Малицкая не доказала принадлежность картины кисти великого мастера. В 2005 г. этот вывод был подтвержден испанскими экспертами. Экспертами аукциона «Сотбис» знаменитое полотно оценивалось в 50 миллионов фунтов стерлингов, что приблизительно соответствует 100 млн вечнозеленых американских долларов.

И вот, в ночь на 31 июля 2008 года неизвестные взломали окно на втором этаже здания музея в Одессе, забравшись туда по строительным лесам, вырезали картину из рамы и скрылись.

Кража повергла в шок сотрудников Одесского музея западного и восточного искусства, которые долго не могли прийти в себя после случившегося, ведь полотно «Взятие Христа под стражу или поцелуй Иуды» было здесь самым ценным экспонатом, которое привлекало внимание ценителей искусства всего мира.

Коварные злодеи проникли в музей ночью, разбив окно на втором этаже, где и находилась картина, - страдальчески заламывал руки директор музея Виктор Сергеевич Никифоров. - Рама была тяжелой, потому ее не взяли, а картину грубо вырезали, оставив кусочки полотна…

В музее объявили бессрочный санитарный день, а директор, Виктор Никифоров, даже заболел от тяжелых моральных переживаний и пребывал в постели дома в Одессе. Его можно понять - такие потрясения на работе, а тут еще и в семье неурядицы - дочь спуталась с сомнительными личностями с Кавказа и объявила, что в очередной раз выходит замуж, причем без документального оформления, чисто по Шариату…

А тем временем, полотно великого мастера было объявлено в розыск по всему миру. Интерпол отслеживал всех крупных потенциальных коллекционеров - ведь ясно, что такие картины не воруются просто так, они похищаются только по особому заказу, причем, как правило, с предоплатой. Такие образы неоднократно обыгрывал Голливуд и даже наше кино в свое время в бессмертных «Стариках-разбойниках» довело тему «похищений века» в комедийной форме до советских трудящихся.

Следователи работали круглосуточно. Главным управлением Министерства внутренних дел Украины в Одесской области сразу была создана оперативно-следственная группа для раскрытия дела о краже картины, резонанс был настолько большой, что при расследовании дела бывали случаи, когда сотрудники Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Одесской области по звонку из Киева садились в автомобиль и в тот же день доставляли материалы дела в Генеральную прокуратуру. И постепенно стали выясняться подобности происшедшей кражи.

В первую очередь, следствие обратило внимание на загадочную насильственную смерть в день похищения картины известного коллекционера из Харькова, Николая Пономаренко. По одной из версий известный антиквар мог быть причастен к преступлению. У него дома даже проходил обыск, но следователи так и ничего нашли. Позже украинское следствие объявило, что, мол, Пономаренко не причастен к похищению, а убили его в тот же день лишь по совпадению якобы из-за долгов.

Расследование шло дальше. Было установлено, что, оказывается, незадолго до преступления в учреждении проводился ремонт. Директор Виктор Никифоров распорядился перенести экспозицию картин, включая «Поцелуй Иуды», в другой зал, где сигнализация работала с перебоями. Ремонтом занималось примерно сто человек, которые «постоянно что-то разбивали». Так, в зале, куда перенесли Караваджо, они разбили оконное стекло. На следующий день поставили новое, но не закрепили его должным образом. И надо же было такому случиться, что именно через это окно в музей и залез вор!

Осмотр места происшествия показал, что стекло аккуратно вынули и поставили у стены. Очевидно, преступник знал о том, что его не закрепили, чем и воспользовался. Между тем, следователи даже не пытались установить, какая именно организация проводила ремонт музея. Соответственно, не нашли, не допросили и не проверили на предмет причастности к преступлению рабочих.

Кстати, что касается фирмы, которая проводила ремонт, то ее долго искать не надо. С 2008 по 2011-й годы все работы в здании вела одна и та же организация - ООО «ПКФ «Александр», — освоившая без малого 33 миллиона государственных гривен. Одно время директора фирмы Александра Грушевича даже привлекали к уголовной ответственности за присвоение бюджетных средств, но дело закрыли после его гибели в донецкой авиакатастрофе. Но следователи оставили это без внимания, так и не отразив данную фирму в расследовании, и продолжили следственные действия следующие долгие 2 года.

В это же время директор музея за допущенную халатность, повлекшую за собой похищение картины Караваджо, был уволен с должности, однако, судя по его дальнейшей жизни, не слишком переживал об этом. Виктор Никифоров по случаю приобрел квартиры сразу в двух достаточно дорогостоящих городах - Киеве и Москве, а также несколько автомашин престижных марок, записанных, правда, на другие имена, в том числе жены и дочери. То есть, директор одной из самых бедных искусствоведческих организаций за несколько лет беспорочной службы, благодаря рачительности и умелому хозяйствованию, сумел скопить достаточно денежных средств, дабы потратить их на улучшение благосостояния своей любимой семьи и себя лично.

Но вот какое дело: в 2010 году грянула неожиданная новость - после долгих лет изучения «Поцелуя Иуды» дублинские искусствоведы, всегда возражавшие против признания одесского Караваджо подлинником, восторжествовали победу - картина была признана повторением оригинала, но не самим оригиналом. Как установила экспертиза, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, — Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его бухгалтерской книге).

Удивительное совпадение - через две недели после объявления о том, что Караваджо, похищенный из одесского музея, оказался не подлинником, вдруг от сердечной недостаточности умирает директор музея Виктор Никифоров. Ну, мало ли, возраст, душевные переживания… А вскоре и саму картину обнаруживают в Германии при попытке сбыть ее похитителями через интернет-аукцион, где в роли покупателя выступил немецкий полицейский, представившийся коллекционером, готовым заплатить требуемую похитителями сумму, которые вдруг снизили ее со 100 ожидаемых миллионов долларов до 3, 5 млн.

Похитителями оказались 4 человека (из них двое кавказцев), из которых трое были экстрадированы на Украину, а одного так и не удалось установить - остальные молчат. Как было объявлено следствием, замысел похищения картины Караваджо "Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды" из Одесского музея возник у четверых членов группы (Лери А., Алексея Б., Сергея П. и у некоего неустановленного следствием человека) до 29 июля 2008 года, то есть за три дня до кражи. Один из них, Лери вынул оконное стекло и проник в зал. Там он обрезал полотно картины по периметру рамы, и холст забрал с собой. Потом вернулся на крышу и по водосточной трубе спустился во двор, где его ожидал неизвестный. Эти двое вернулись к Алексею Б., сидевшему в Mitsubishi Outlander, на котором и скрылись с места преступления.

При этом особо отмечается, что банда ранее была обычной криминальной шайкой, никакого отношения не имевшая к резонансным похищениям на сотни миллионов.

Забавно. Особенно, если учесть череду смертей и массу недомолвок, а также обстоятельства, о которых будет рассказано ниже.

Директор музея Виктор Никифоров, так внезапно обогатившийся и столь же внезапно померший через две недели после объявления похищенной картины Караваджо неоригиналом - том самый Никифоров, что записан заботливым отцом у нынешней героини украинского истэблишмента «Амины Окуевой», той самой звезды чеченского сопротивления за рубежом, радетельницы «Свободной Ичкерии» и яростной обличительницы карающей руки Москвы и Грозного в отношении так называемой «чеченской оппозиции». Впрочем, это не помешало новоявленной «чеченке» обретаться на приобретенных «папой» жилфондах в Москве и в Киеве, а также пользоваться удачно подвернувшимся после его безвременной кончины наследством.

Саму картину немцы тоже вернули, сложенную в 6 раз из-за чего она требует глубокой реставрации. Но суть не в этом. Рассуждая логично и следуя принципу «бритвы Оккама», на основании изложенных обстоятельств, можно вывести простые соображения.

Папа Никифоров договорился с неизвестным коллекционером о продаже картины и получил задаток. Инсценировав похищение, папа благополучно уволился и принялся тратить полученные средства, однако, после выяснения того, что картина - не Караваджо, был поставлен перед выбором - рассчитаться за полученное, но не смог этого сделать и умер «от сердечной недостаточности». Однако прямой связью с заказчиком обладал лишь Никифоров, что и объясняет, почему осиротевшие воры вдруг кинулись продавать ее через аукцион в интернете - у них такой связи не было, а заказчик, после расправы с Никифоровым, испарился.

Вообще, история «Амины Окуевой» может служить наглядным подтверждением, как можно умело перекрашиваться, мимикрируя в зависимости от наиболее выгодных обстоятельств. Если вкратце рассказывать о ее «славном пути», то можно резюмировать следующее:

Гражданка Украины Наталья Викторовна Никифорова (она же Анастасия Никифорова, она же Анастасия Мустафинова, она же Амина Мустафинова, она же Амина Окуева) родилась в Одессе 5.06.1983 г. в семье Ирины Каминской. Отцом записан отчим(?) Виктор Сергеевич Никифоров. Как она "стала чеченкой"?

Натуся Никифорова с мамой в образе чеченки

Некоторое время с семьей проживала в Москве и Чечне. В 2000 году "вышла замуж" за боевика Мустафинова Ису и стала «Анастасией Мустафиновой". В 2001 г. "принимает" Ислам» и берёт имя Амина. При этом меняется и отчество - Вахитовна. В 2003 г. уже (!) Амина Вахитовна Мустафинова выходит замуж за некоего Тухашева Ислама, который при заключении брака использовал поддельный паспорт на имя Окуева Ислама Мусаевича.

В 2004 г. уже легализованная «чеченка" Окуева Амина Вахитовна выезжает "с мужем" на Украину, где ее очередной муж выдворяется из страны за нарушение миграционного законодательства. В РФ "мужу" дают пожизненное, задержав за убийство сотрудника УФСБ по Ингушетии через полтора месяца.

Этапы большого пути: На Майдане (2014 г.) и после была медсестрой Афганской сотни. Баллотировалась на депутата Верховной Рады по одномандатному округу №136 в Суворовском районе Одессы. Участница террористических операций против ЛНР и ДНР в составе батальона "Киев-2", где также выступала в качестве говорящей головы, строя из себя пресс-секретаря.

Резюмируя этот пространный пост можно отметить несколько главных моментов:

Во-первых, героиней Украины признана та, кто вместе со своим папашей ограбил Украину и поднялся за счет воровства украинского национального достояния.

Во-вторых, учитывая, что задаток за картину, по общепринятой практике, равнялся примерно 50% ее оценочной стоимости, то есть, примерно 25 млн фунтов стерлингов, можно предположить, что «французский» киллер, настолько безграмотный, что долго и неумело доставал пистолет из коробки, был никем иным, как представителем заказчика, желающего вернуть себе не окупившийся задаток, причем, судя по возрасту, костюму и четырем полученным пулям, далеко не нападавшим, а защищавшимся, выстрелив лишь один раз. Похоже, что сладкая парочка не пожелала отдавать хапнутое бабло, а вознамерилась пристрелить юриста, полагая, что это им сойдет с рук, тем более, на такой криминализированной территории, как нынешняя Украина.

Натусю даже принимали на работу в полицию Киева

В-третьих, как говорят «злые языки», в музеях Украины, видимо, из-за менталитета и всеобщего хаоса, около половины всех имеющихся экспонатов заменены копиями и подделками. Это чрезвычайно выгодный бизнес, позволяющий срубать десятки миллионов долларов на одном предмете. И вряд ли международные преступные синдикаты на этом остановятся - продолжение обязательно последует.

В целом, конечно, вчерашняя стрельба лишь одно из ярких выражений существующей украинской действительности - раздел, дележка и распри криминалитета над и без того находящимся в перманентной коме молодым украинским государством, будут продолжаться. Воры и барыги при власти все сумеют списать на Россию, которая, похоже, виновата даже в утреннем поносе после вечерних возлияний Порошенко. Вопрос только в том, насколько хватит глотки у украинцев, чтобы и дальше глотать чушь, которую впаривают им функционеры от новой власти, уже доведшей некогда богатую страну, житницу континента, до униженного состояния попрошайки и самой бедной страны в Европе.

P.S. Спасибо Вам, дорогие одесситы, за подготовку этого материала. Надеюсь, это мракобесие, воцарившееся в Украине (сейчас напишу именно "в Украине") скоро сгинет, и мы вновь встретимся, как раньше.

Рассказы о живописи и картинах:

Джотто ди Бондоне.

Взятие Христа под стражу,

или Поцелуй Иуды. 1304, Темпера

«Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» - одна из самых выразительных и проникновенных фресок Джотто в Капелле Скровеньи, небольшой частной часовне в городе Падуя на севере Италии, которая обеспечила немеркнущую славу Джотто на семь веков вперёд.

«Поцелуй Иуды» потрясает зрителя небывалым (и почти немыслимым для начала треченто, когда фреска создавалась) эмоциональным накалом. Мы становимся свидетелями беспокойного столпотворения, видим длинные факелы, мечи и копья, дрожащие в неверных руках на фоне темно-синего ночного неба и чувствуем, как наэлектризован воздух в преддверии свершающихся событий. Стражники готовы взять под стражу того, кого поцелует Иуда. Истина здесь сталкивается с предательством, абсолютное добро - со злом. Лица Христа и Иуды олицетворяют это противопоставление, этот разительный контраст.

Вот как описывает его искусствовед Паола Волкова в видеоцикле «Мост над бездной»:

«…Благородное, прекрасное лицо Христа: золотые густые волосы, светлое чело, спокойный взор, колонна шеи, серьезное, сосредоточенное лицо. Так Христа - как героя, как изумительно красивого человека - будет потом, 100 лет спустя, изображать итальянское Возрождение. Это очень важно: не измождённое, измученное страданием лицо, не истекающее кровью на кресте тело, не умученная плоть, а прекрасный мужчина, полный сил. И к нему приближает своё лицо какой-то просто чёрный кабан, черный поросёнок! Если лоб у Христа выпуклый, то у него вогнутый, как у неандертальца; маленькие глазки под нависшими лобными костями всматриваются в его глаза».

Христос - совершенен и прекрасен, Иуда - безобразен и толст, этого не может скрыть одежда. Плащ Иуды на этой фреске считается одним из больших живописных достижений Джотто. Во-первых, никто до него не изображал драпировки одежды столь правдоподобно описывающими контуры тела и передающими стремительность движения. Во-вторых, интереснейшим композиционным решением Джотто было написать плащ Иуды так, чтобы он почти полностью закрывал Христа, словно поглощая его.

Очень многое из того, что мы видим в джоттовском «Поцелуе Иуды», возникает в истории живописи впервые. В первый раз художник изображает то, что потом станут называть «поединок взглядов». В первый раз готовый иконописный канон, пришедший из византийской живописи, заменяет реалистическая сценка, полная драматизма и волнения. Впервые столь ярко неоднородной выглядит толпа. Апостол достал хлебный нож и в аффекте отсекает ухо стражнику. Священник на первом плане указывает пальцем: «Возьмите его!» Некто, развёрнутый спиной, тянет кого-то соседнего за одежды. Стражник рядом с Иудой в высоком чёрном шлеме в давке наступает на ногу стоящему рядом. А кто-то (вероятно, ангел) на дальнем плане уже трубит в рог, предвосхищая Христово Воскресение. Бородатые и безбородые, темно- и светловолосые, с индивидуально различающимися профилями, обутые и босые, в одежде разных цветов и форм - все они демонстрируют, насколько заинтересованным в живой реальности становится итальянское искусство с появлением Джотто.

Библейские фрески итальянца Джотто ди Бондоне настолько отличались от византийского (греческого) иконописного канона, что художник и теоретик искусства XIV- XV вв. Ченнино Ченнини остроумно заметил: «Джотто перевёл Библию с греческого на латынь» .


30 июля 2008 года из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»). Известно, что прошлым летом ее нашли. В Германии. С помощью секретного агента.

Секретным агентом, как выяснилось, может стать практически каждый. Набор рецептов прост - например, оказаться в нужном месте и в нужное время; встреча со старым другом - помнишь, я тебе помог, теперь ты поучаствуй - тупик у нас, картину большой ценности украли, вся надежда на тебя, помоги найти.

А почему я? У меня ж ни опыта, ни денег…

Так ты искусством интересуешься давно и плотно, продуманной в деталях легендой и деньгами на представительские мы тебя обеспечим, не вопрос, а нужен нам человек средних лет, неоспоримо респектабельной наружности. Вид у тебя что надо, убедительно выглядишь, уж поверь моему опыту. И персона в нашем деле не засвеченная, никто не заподозрит.

Такая или примерно такая беседа состоялась у давнего моего приятеля, назовем его А. (Против публикации возражений не было, но конкретные имена обещала не называть. Не называю).

Как стать миллионером

Представления о том, как выглядит американский миллионер у каждого свои, но типаж, нечто вроде фоторобота, тем не менее, составить можно. Вальяжный, уверенный в себе, спокойствие в облике, во взгляде - непроницаемость, он не теряет самообладания ни при каких обстоятельствах, даже если сиюминутные хлопоты вовсе не радуют, словом, хозяин жизни даже в моменты сильных душевных потрясений.

Холодная война продолжается внутри Германии, немецкие художники западной части страны отрицают всё, что делается восточными коллегами. Франкфуртскому Stadel Museum в конце декабря прошлого года крупно повезло - супруги Барбара и Эдуард Боукамп передали в дар музею уникальную картину знаменитого мастера эпохи барокко Джованни Гверчино «Мадонна с младенцем», датированную приблизительно 1621 годом.

Этим и другим, если у кого возникли, приметам А. соответствовал на все 100%. Я сама его когда-то американским миллионером дразнила, в хорошем смысле этого словосочетания, разумеется.

Теперь А. предстояло этим имиджем, природой данным, поработать, рискнуть ради общего дела и вжиться в образ американского миллионера-коллекционера, склонного к авантюрным приобретениям. Какой настоящий мужчина откажется?

На некоторое время А. выдали новое имя, в интернете продуманные сведения разместили, стал он владельцем офиса в крупном городе США (персонал четко откликался на телефонные звонки ищущих рынок сбыта злоумышленников, проверяющих достоверность информации в интернете), собирателем редких произведений искусства, все четко, комар носа не подточит.

Римские каникулы

В Риме А. целую неделю проходил искусствоведческий профинструктаж, чтобы подлинник Караваджо с подделкой не перепутать. Ну не воспроизводится копиистами цвет в точности такой же красный, как у Караваджо, ибо имеет он особенный компонент, секрет смеси утерян, нынче краску повторить практически невозможно.

Зато специальные лампы, при определенном освещении, наличие или отсутствие составной определяют мгновенно.

Добрые римляне пополнили снаряжение «миллионера, любителя живописи», исследовательскими очками и портативными лампочками к ним. Заодно рассказали, что в Италии рекордное количество музейных ограблений. И рекордная раскрываемость их.

У вас, мол, сколько в Украине шедевров старых мастеров? - спросили итальянские профессионалы.

Ну где-то около десяти» - ответил А.

Нет, у вас их восемь. Всего. А у нас много-много тысяч. Крадут около десяти в год. Пять-шесть находят, а то и все семь. Очень высокий процент получается. А в Украине одну не найдут - и уже стопроцентное поражение.

Чтобы поражение не было столь разгромным, украинские следопыты предусмотрели практически все, творческая мысль работала на славу.

Итак, для А. теперь подлинник Караваджо от подделки отличить - семечки, стал он ездить на шумные биеннале, ярмарки картин, знаменательные выставки, присутствовал на знаковых мероприятиях, приучал потенциальных продавцов к своей вальяжной персоне.

Для усиления сходства с богатым западным коллекционером, готовым пополнить коллекцию любой ценой, его снабдили подобающим автомобилем, подсадной секретаршей - сотрудницей спецслужб, костюмами Brioni, часами Breguet и кольцом со скромным бриллиантом тысяч этак за сто пятьдесят американских денег, представительский реквизит, останавливался путешествующий ценитель искусств исключительно в престижных отелях, предпочтительно в люксах. ( ему даже номер с личным лифтом достался, он мне ручку из «Steigenberger» показывал, у меня такая же есть.)

Преступники нервничали впрок

И в Амстердаме А. побывал неоднократно, картину поначалу туда переправили, потом - в Берлин. Сложная история создания у шедевра, у похищения шедевра - география дерганая.

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой. Тем, что для России была литература, а для Германии - музыка и философия, для Франции стала живопись: главным зеркалом и мерилом национального духа. Метафорой общественного состояния, наконец. Находя и сравнивая равновеликие фигуры разных культур, ты наконец начинаешь понимать глубинные сходства и различия, впрочем подчас лежащие на поверхности. У французов в этом году 150-летний юбилей Моне, у нас - круглые даты, связанные с днём рождения Антона Чехова в Таганроге и предсмертным уходом из Ясной Поляны Льва Толстого. Бегство Льва Николаевича, случившееся сто лет назад, воспринимается нами как до сих пор продолжающаяся метафизическая драма, влияющая на судьбы людей.

Почему? Да скандал между грабителями случился, суть изложу вкратце.

Одесскую кражу заказал человек, назовем его Б. - российский искусствовед, переместившийся в Киев по случаю женитьбы на украинской красавице, она денег хотела, много.

Вот и придумал он план злодеяния, исполнителями грузинские воры-домушники стали. Те и вовсе неизвестно зачем в Киев переместились, испытывали там нужду и выбраться не могли из денежных затруднений. Искусствовед Б., от продажи украденного шедевра, сто тысяч пообещал.

Близкий родственник искусствоведа много лет назад в Амстердаме обосновался, странствия одесского «Поцелуя Иуды» стартовали. Но продать произведение искусства там и простому художнику нелегко, не то что шедевр старого мастера пристроить. Грузинские украинцы зароптали, картину в Германию вытребовали, там подельник у них германским гражданином числится, помочь обещал.

Картину с места на место перетаскивать - следствию помогать. Так и вышло. Б.-то парень крученый, о каждом шаге с гадалкой совещался. Она ему на кражу добро дала, перевозку в Амстердам разрешила, а о Берлине и слышать не хотела, не говоря уже о персоне нашего бравого резидента. В крик тут же пускается, глазами вращает, несчастья пророчит.

Но вышло так, что объединенными силами украинской секретной и германской криминальной полиции операцию успешно довели до конца. Отсекали других покупателей на корню.

Только на горизонте реальный «богатенький буратино» нарисуется - дают информацию в прессе, что картина уже найдена. Покупатель тут же миражом в пустыне делается, растворяется в воздухе, как и не было.

Один А., подсадная утка, верным клиентом оставался, ему и Караваджо продать решили. (После четырех изматывающих встреч, звук на чип аккуратненько писался, как в кино, видели? Вот так. Мне тут говорят:

А как же не заподозрили-то?

А невмоготу! Деньги нужны now! - как если ломка у наркомана, недосуг ему осторожность соблюдать. Нечто вроде «эх, была не была, кто не рискует, тот...» - и далее по тексту, вероятно).

Одно отклонение от голливудских сценариев: накануне покупки А. нешуточный приступ настиг, очнулся он на больничной койке. Похитители шедевра и в клинику щупальцами - интересовались, настоящая ли болезнь. Настоящая.

Миссия выполнима

Это в прошлом году происходило, напоминаю. В аккурат 22 июня немецкие доктора решили бедолагу А. оперировать. Тут он восстал, взбунтовался: «22-го июня немцам не дамся!»- заявил.

Предложил болезнь утихомирить на время, медикаменты применить. «А резать меня дома будут. Там я с докторами поговорить могу, да и знакомство личное успокаивает».

Долго рядили да спорили, представители продавца растеряны… совещаются… решились, наконец: картину вручат ассистенту “миллионера”, подсадной утке - секретарше, стало быть. Преступникам уже трубы горят деньги получить, они ведь с подпольным коллекционером на 30-ти миллионах сошлись! (страховая стоимость 100 миллионов, начинали торг с пятидесяти, двадцать миллионов А. без труда скостил, он это умеет).

Германская полиция поймала с поличным и на месте повязала многих. Но не всех. Искусствовед Б. до сих пор на свободе. Вполне возможно, опять недоброе замышляет.

Так что, оглядывайтесь по сторонам, будьте бдительны.

Преступник тоже не дремлет.



Караваджо Поцелуй Иуды . ок. 1602 холст, масло Национальная галерея Ирландии , Дублин , Ирландия (инв. L.14702 и 76.4 ) Изображения на Викискладе

«Поцелуй Иуды» - картина работы Караваджо , оригинал которой находится в Дублине , а повторение было предметом громкой кражи из музея Одессы .

Сюжет

Сюжет картины основан на сообщениях евангелистов о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда Искариот , один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада .

История

Картина была создана художником по заказу его постоянного клиента Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса . Открытие было опубликовано в 1993 году. Бенедетти опознал картину, очистив её.

Картина, висевшая в иезуитской трапезной с начала 1930-х, долго считалась копией утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста , одного из голландских караваджистов. С такой атрибуцией она пришла из наследия рода Маттеи, которые продали её как Хонтхорста в 1802 году Уильяму Гамильтону Нисбету , в шотландском доме которого она оставалась до 1921 года. Затем она была продана ирландскому педиатру Марии Ли-Уилсон, которая пожертвовала её в 1930-х (вероятно, в 1934), дублинским иезуитам в благодарность за их поддержку после убийства её мужа капитана Персиваля Ли-Уилсона ирландской республиканской армией в 1920 году.

В настоящий момент иезуиты предоставили картину галерее в бессрочную аренду .

Повторение в Одессе

Одесская картина после возвращения потребовала реставрации

Картина «Поцелуй Иуды» была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008 года. Долгое время она считалась авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем не соглашался Дублинский музей).

Она была обнаружена в Берлине. 25 июля 2010 года федеральной криминальной полицией Германии были задержаны 4 участника международной банды (1 россиянин и 3 украинца). На территории Украины арестованы еще около 20 возможных соучастников кражи. Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру . Преступление было раскрыто благодаря внедрению подставного покупателя-«миллионера» .

В 2012 году украинский музей согласился, что одесский «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом, на котором прежде настаивали представители ирландского музея. Татьяна Бычко, заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации , в чьём ведомстве сейчас находится картина, поведала журналистам, что для установления истины пришлось ехать в Эрмитаж . Петербургский музей, располагающий собственным подлинником великого итальянца (знаменитый «Лютнист »), в 1954 году занимался реставрацией «Поцелуя Иуды» в мастерских Грабаря и подтвердил данное предположение. Вероятней всего, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, - Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его



Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

“Поцелуй Иуды”. История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах. Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но “Поцелуй Иуды” Джотто (1303-1305 гг.) особенный. Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная. Судите сами. Ниже - миниатюра из псалтыри 12 века.



Поцелуй Иуды Псалтырь Мелисенды
Миниатюра “Поцелуй Иуды”. Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до “Поцелуя Иуды” Джотто.


Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг.
Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.

Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция. Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.

Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто
Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.


Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони.
Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.


Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг.
Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.
Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него - столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек - главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

Паола Волкова. Мост над бездной. Джотто. Поцелуй Иуды