Силуэт - это что? Истоки искусства силуэта в россии

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Силуэт 6 класс I четверть Презентация учителя ИЗО Голуб Е.Б. МБОУ «СОШ № 225» г. Заречный Пензенской области

Все предмета против света имеют форму силуэта

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Силуэт это плоскостное изображение, вид графики

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.

Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, « portraits a la Silhouette ».

Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом « Collection de cent silhouettes ». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги.

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур

«Мир Искусства», положивший начало обновлению русской графики, возродил, искусство силуэта. Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Георгия Ивановича Нарбута.

Портреты в технике силуэта вырезаются, как правило, в профиль из однотонной бумаги. Обычно силуэты (профили) вырезают на черной бумаге с последующим наклеиванием на белый лист. Но возможны и другие цветовые вариации.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.

Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту.

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов - черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия

Источники информации: www.silverage.ru/stat/siluet.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/93772/ Силуэт http:// mode-elegance.ru/ poshiv /silhouette/ 100art.ru/usluga6_17.htm http:// mages.yandex.ru/ yandsearch http://pozitiv-news.ru/krasota-prirodnyh-javlenij/silujet-ljudej-na-zakate.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ Нарбут,_Георгий_Иванович http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7305.phphttp://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=135640095&journalid=2281209&go=next&categ=0


1) В общем смысле - очертание чего-либо, обобщенный контур , абрис предмета.

2) В изобразительном искусстве - такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также вид графики . Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства .

В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне (тушью или белилами). В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей . Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты не только рисуют, но и вырезают ножницами.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения , так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты . Сам же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767 г.), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги .

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников ), К. Шмидт, Мюльбах и другие. В России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803 г.).

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты , но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и т.п. Большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезавшей их из бумаги . Художница обычно набрасывала контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действовала ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников , артистов и музыкантов. Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа , В.Э. Мейерхольда , Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд «домашних сцен» (концерт и т.д.).

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры . Есть у Симонович и большие портретные холсты , в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры , движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью.

Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта . Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника , автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству.

3) В литературе - жанр , который возник в русской литературной критике импрессионистского направления. Классическим образцом жанра стали «Силуэты русских писателей» Ю. Айхенвальда. Центром критического анализа в силуэте является писатель, его внутренняя, духовная жизнь.

Свой метод Ю. Айхенвальд определил как «имманентный», то есть такой, «когда исследователь художественному творению органически сопричащается и всегда держится внутри, а не вне его». Исходным положением для критика служило представление об иррациональной природе таланта , в принципе не поддающегося логическому анализу.

Силуэт более эскизен, чем литературный портрет , менее самостоятелен по назначению. Главным средством воплощения художественной идеи автора является язык. Основной элемент повествования в силуэте – обобщенная характеристика, текст изобилует эпитетами, часто используются существительные и прилагательные без глаголов, ибо важно лишь указание на образ . Подобный стиль можно назвать импрессионистическим.

4) В истории моды - как бы начертательный план формы одежды , ее геометрический прообраз. В популярных статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды . Различаются силуэты прямой, напоминающий прямоугольный, трапециевидный, овальный. Кроме того, обычно даются некие уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру, - приталенный силуэт, полуприлегающий и т.д.

Искусство силуэта. Серебряный век в силуэтах.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет Н. Гумилева.

"Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его «бедности» и «наивности». Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, — к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется «скульптура», тончайшая «моделировка», даже «красочность». Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт — как бы формула и — одновременно — намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette». По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах.

Ф. Сидо. Силуэтный портрет императрицы Екатерины Второй.

Ф. Сидо. Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический

Ф. Сидо. Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786). Вторая пол. XVIII в.

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. «Collection de cent silhouettes» альбом."

"Академики", силуэт работы Антинга, XVIII век.

В первой половине 19 века "силуэтную" эстафету подхватывает русский мастер - Федор Петрович Толстой. Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Жанр Толстого - батальные сцены и эпизоды из народной жизни.

Ф. Толстой. Александр Первый верхом.

Ф. Толстой. Человек, читающий книгу.

Ф. Толстой. Солдат.

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем."

Е. Бем. Сцены из деревенской жизни.

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало 20- века. Оглянуться в прошлое чтобы понять настоящее - это было совершенно в духе идей Серебряного века. 20 век принес новые имена. Нина Симонович - Ефимова, Георгий Нарбут и, конечно, Елизавета Кругликова.


Н. Симонович. Цикламена.


Н. Симонович. Катание на санках.


Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.


Г. Нарбут. Заставка с грозой.

Г. Нарбут. И Крылов. Иллюстрация для титульного разворота.


Е. Кругликова. В мастерской.Автопортрет. 1865-1941 гг.), Елизавета Сергеевна Кругликова - русская художница, мастер гравюры и силуэта, выдающийся педагог, представитель модерна.

"...Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов"

Е. Кругликова. Силуэтный портрет А. Блока

Е. Кругликова. Силуэтный портрет С. Есенина.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет В. Маяковского.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет Б. Пастернака

Е. Кругликова. Силуэтный портрет О. Мандельштама.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет А. Белого.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет К. Бальмонта.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Волошина.

Е. Кругликова. Силуэт из альбома "Париж накануне войны в монотипиях"

Е. Кругликова. Силуэтный портрет В. Брюсова.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет А. Ахматовой.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Цветаевой.

Е. Кругликова Силуэтный портрет Д. Бурлюка

Е.Кругликова. Силуэтный портрет М.Горького.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет И. Одоевцевой.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет М.Кузмина.

Е. Кругликова. М.Нестеров за работой.

Е Кругликова. Силуэтный портрет С.Судейкина.


Е. Кругликова. Групповой портрет Е.Е.Лансере, И.Е.Репина и К.П.Петрова-Водкина в залах художественной выставки объединения "Мир искусства".

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной. Большую известность получили, например, "силуэтные" иллюстрации классики.


Б Кустодиев. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Дубровский"

В.Гельмерсен. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"


Н. Ильин. Иллюстрация.

А это настоящее и будущее жанра - работы В. Жукова и А. Гусева


В. Жуков. Силуэт.

А.Гусев. Фантазия

Силуэт человека, идущего или стоящего, видят все каждый день. Этот зеленый человечек на светофоре показывает, когда можно перейти дорогу. Откуда пришло к нам это слово?

Происхождение слова

Силуэт - это в переводе с французского «очертание, контур» (silhouette). У этого слова интересная история. Понятие контура существовало с давних пор, но именно «силуэтом» закрашенный контур стали называть во Франции при Людовике XV.

Занимавший тогда пост министра финансов граф Этьен де Силуэтт стал известен экономией и крайней бережливостью. Мода на костюмы отреагировала сразу: исчезли карманы, украшения табакерок, стиль в целом стал значительно проще. Его назвали силуэтом. Тогда же один из Сейшельских островов тоже получает название Силуэт.

В это время во Францию приходит искусство китайской тени. Причуды моды возводят его на вершину популярности. Исполнялся портрет в течение нескольких минут, поскольку черты лица прорисовывать было не нужно. Рисовался контур, обычно в профиль, затем заливался тушью. Иногда тонкими линиями прорисовывались две-три черты белой краской.

Созданное Этьеном де Силуэттом акционерное общество очень быстро охватила паника по поводу задержки выплаты дивидендов. Общее недовольство распространилось во всех слоях общества, и министр ушел со своего поста.

Видимо, так совпало, что появившаяся на министра карикатура была выполнена в жанре новой китайской техники. Минимум средств для ее создания и определили ее название. Ее окрестили «силуэтом», так же, как и новый стиль одежды.

Одежда

Может, это вызовет улыбку, но одежда тоже имеет свой силуэт - это ее контуры, которые модельер набрасывает на листе бумаги. Условно принято разделять четыре вида современных силуэтов: прямой (прямоугольный), овальный, прилегающий (приталенный) и трапециевидный (или А-силуэт).

В крое одежды существует понятие «силуэтные линии». Это те части выкройки, которые формируют контур. Умело используя моделирование и конструирование, можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и тщательно скрыть недостатки.

Силуэт в одежде приходится учитывать при изображении человека. Рисунки модельеров носят название «фэшн эскиз», там другие пропорции тела.

Рисунки Кристиана Диора из журнала «Фигаро» - яркое тому подтверждение. Если в академическом рисунке голова относится к телу как 1:8, то в эскизах модельеров - 1:12. Это обеспечивает выгодное представление модели.

Силуэт человека

Тем временем искусство силуэта распространилось за пределы Франции и в конце XVIII века в Петербурге стало модным заказать портрет у знаменитого мастера из Парижа Сидо (Sideau). Он создавал силуэты членов царствующего дома и многих придворных.

Сидо работал пером и китайскою тушью, гравировал на меди, вырезал из черной бумаги. Конкурентом его стал Фр. Антинг. Но вскоре забава надоела знати, и вырезание портретов стало ремеслом бродячих артистов. Их постоянно встречали на ямарках и произведения доморощенных «художников» не отличались качеством и хорошим вкусом.

Казалось, вместе с уходом французской школы искусство это умерло. Но появляется Поль Коневка (Paul Konewka), немецкий маэстро этого стиля. В его исполнении силуэт - это уже не профильный портрет. Целые композиции, объединенные одной темой, сложные и милые, вызывают восторг у зрителей.

Российская художница Елизавета Меркурьевна Бем тоже славилась своими силуэтными работами. Ее иллюстрации к детским журналам высоко оценил И.Репин.

Картины со спрятанными силуэтами

Есть картины, где скрыт силуэт фигуры человека - ветка дерева на переднем плане переходит в кусты и горы вдали. Получается девушка. Впервые картины с "замаскированными силуэтами" изображали цветы, обычно лилии, а в переплетениях линий узнавались профили царственных особ.

Сейчас есть такое направление в живописи, сюрреализм, в котором в обычном, казалось бы, пейзаже скрывается какой-то подтекст. Мастер такого воплощения - мексиканский художник Октавио Окампо. Его картина «Поцелуй моря» изображает морской пейзаж, который скрывает 6 портретов.

Силуэт - это контурное изображение, а все, что за его пределами, может быть чем угодно. Это принцип О.Окампо. Чайка, которая парит над водой, как бы соединяет влюбленных.

Театр теней

Пожалуй, самое яркое воплощение контура применяется в театре теней. Актеры играют за сценой, перед ними натянут экран. В глубине стоит сильный прожектор, отбрасывая тени. Преимущество в том, что тени могут изобразить то, чего не добьешься никаким гримом.

Домашний мини-театр из самодельных фигурок можно устроить с помощью настольной лампы. Любая ткань выполнит роль экрана, главное - натянуть ее покрепче на подрамник. К черным фигуркам крепится проволока, чтобы двигать их. Это нельзя делать руками, так как они будут создавать лишние тени.

Попробуйте сделать с ребятами такой театр и получите незабываемые минуты волшебства, когда луч света вызывает к жизни персонажи сказок. А может быть, это станет вашим хобби.

Силуэт - (франц. silhouette, от имени французского генерального контролёра финансов Э. де Силуэта (Е. de Silhouette; 1709-67), на которого была сделана карикатура в виде силуэта ), в изобразительном искусстве графическая техника, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются (тушью на светлом фоне или белилами на тёмном) либо вырезаются из бумаги . Известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии; в Европе искусство силуэта распространилось с XVIII в.

История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века с работ французского художника Ф. Г. Сидо , вырезавшего из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II .

Следующим придворным силуэтным портретистом стал Иоганн Фридрих Антинг . В отличие от Сидо, он работал пером и тушью.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому . Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он внёс в искусство силуэта свежую струю. В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.

Заметным мастером русского силуэта была Елизавета Сергеевна Кругликова . График, театральный художник, профессор Академии художеств, она создала в силуэтной технике портреты русских поэтов ХУIII-ХХ вв., большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов "Вожди революции".

В настоящее время искусство силуэта не забыто. Проводятся фестивали, выставки, конкурсы, семинары, посвящённые этому виду творчества.

Можно назвать ещё много имён, но заинтересованный читатель легко найдёт их и без моей помощи. Можно посмотреть имена, работы, статьи, посвящённые силуэту здесь: http://siluet.org.ru/ , есть большая подборка работ Ф.Толстого : http://babs71.livejournal.com/358434.html , хорошая статья "Из истории силуэта": http://rosizo.ru/about/contacts/siluet.php . Нетрудно найти и другие источники.

Работы признанных мастеров силуэта можно найти в интернете, в том числе по ссылкам из поста. А я представлю вам несколько работ, выполненных учениками томской студии "Зелёная палитра" .

2

3

4


5

6


7

8

9


Теперь покажу, как можно сделать силуэтный портрет, даже если Вы "не умеете рисовать".

Находим свободную стену (дверку шкафа, холодильник...). Крепим на неё лист бумаги. Боком к листу сажаем того, чей портрет собираемся изготавливать. Направляем свет так, чтобы тень от лица модели падала на лист. Границу тени обводим карандашом.


Отпускаем модель отдыхать, снимаем лист со стены. Подправляем и подчищаем карандашную линию.


Заливаем изображение тушью.


Дальше всё зависит от Вашей фантазии и возможностей. Можно использовать портреты для украшения интерьера (в этом случае берите лист бумаги покрупнее - чтобы оставались красивые поля, чтобы человек на рисунке не упирался носом в край листа). Можно сделать уменьшенную копию портрета - вручную (например, по клеточкам) или с помощью копира-сканера-принтера. Уменьшенный портрет можно использовать для создания открытки, экслибриса или чего-то ещё, что Вам фантазия подскажет.

В изготовлении этих портретов есть одна особенность. Если человек, которого Вы изображаете, наиболее характерно выглядит в профиль - портрет будет очень узнаваем. Если же наиболее яркие особенности лица видны не в профиль, а в фас, на силуэтном портрете они не проявятся, схожесть портрета с моделью будет менее яркой.