Сравнительная характеристика чацкого и молчалина в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Сочинения по литературе: Чацкий и молчалин. "Горе от ума" Грибоедова - социально-политическая реалисти-ческая комедия, "одно из самых злободневных произведений русской литературы". Комедия "Гоу" была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего", не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: "В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Роль Александра Андреевича Чацкого - главная роль в комедии. Среди "двадцати пяти глупцов" большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин - это не только сценические персонажи, которые способствуют развитию действия, но и социальные типы.

Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Чацкий талантлив, "его речь кипит умом, остроумием", он всегда говорит то, что думает, "у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен". "Таланты" же Молчалина состоят в "умеренности и аккуратности". За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей.

Чацкий называет "нынешний век" веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам, "высоким и прекрасным". Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину "коптеть в Твери", то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин "унаследовал" от отца один очень "ценный" совет: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него - это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже "три награжденья" и дворянский титул. Чацкий не требует "ни мест, ни продвиженья в чин".

Он готов служить по велению долга, "служить делу": Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состоит в том, чтобы "и награжденья брать и весело пожить". Отношение к любви у героев также противоположно. Чацкий любит Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву.

Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софью он любит "по должности", Лизу - "от скуки". Любовь для него - еще одно средство для достижения своих низменных целей. Александр Андреич - вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О "тузах" Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если "пустейшего человека" в "фамусовском обществе" "ставят в образец", то это для Чацкого совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича "одним из самых бестолковых", а властная и могучая Татьяна Юрьевна - "вздорной".

Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состоитглавное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин твердо следует "завещанию" отца: Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может.

Он говорит: "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин - полное нич-тожество, "жалчайшее созданье". Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого.

Чацкий - новый человек. На его пути стоит "фамусовское общес-тво", но более сильным и живучим оказываются Молчалины. "Молча-лины блаженствуют на свете!" Эти слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой смене одного века другим.

И это свидетельствует о подлинной "бессмертности" комедии. Чацкий терпит поражение, но в моральном плане остается победителем. Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего главного противника - Молчалина. Главный герой не способен отнестись к нему и его "способностям" всерьез, но на самом деле это "жалчайшее созданье" не так уж ничтожно. За время его отсутствия он занял место в сердце Софии. Брошенные Чацким слова - "Молчалины блаженствуют на свете" - оказались пророческими. Именно люди этого типа, идеал которых "и награжденья брать, и весело пожить", станут, по мнению главного героя, на вершину общества потому, что власть ценит "умеренность и аккуратность", а также "бессловесных". Ум, хитрость, изворотливость, умение найти "ключ" к каждому влиятельному человеку - главные ка чества Молчалива. Его взгляды на жизнь противоположны идеалам Чацкого.

Этим Молчалин подобен фамусовскому обществу. За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвестный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Рассчетливо и холодно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он готов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути. Чацкий не только отвергает устаревшие формы жизни, но и призывает всех это делать. Главный герой - человек неравнодушный, деятельный, мне даже кажется, что он типичный представитель декабристов.

Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, душевную пустоту. Речь его кипит умом, остроумием. Он честный, со здоровым чувством юмора человек, который видит недостатки других и открыто их высмеивает, никого не боясь. Все это благородство противоположно качествам Молчалина. Этим произведением автор призывает бороться с такими людьми, как Молчалин и Фамусов. Мне кажется, что такие люди существуют и сегодня, потому что очень трудно "разгадать" их лживые натуры и они всегда находят "слабых" людей, которыми можно командовать. Из этого следует, что фамусов-ское и молчалинское общество растет и развивается.

Комедия Грибоедова "Горе от ума" - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе. Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то "лицам": "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Он осуждает московских дворян, стремящихся "набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле". В этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!..

(379 слов)

В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отобразил столкновение двух разных мировоззрений, борьбу между консерватизмом и тягой к свободе. Выразителем первой стороны выступает московский «фамусовский» высший свет, в котором вращается Алексей Молчалин, а по ту сторону баррикад находится одинокий в своих убеждениях Александр Чацкий.

По внешним признакам Чацкий и Молчалин практически неотличимы. Молодые люди, дворяне, умны, образованы, интеллигентны. Но на этом сходства заканчиваются. Чацкий — максималист и мечтатель, много лет он путешествовал по миру, расширив свой кругозор. Вернувшись в Россию, он отчётливо видит все её недостатки и проблемы. Взяточничество, кумовство и карьеризм, поразившие всё общество, вызывают в нем неподдельное отвращение. Будучи уверенным в своих силах, он считает, что способен расшевелить это болото, и вступает в жёсткое противостояние сначала с Фамусовым, а потом со всем его окружением.

Молчалин совсем не такой, им руководит лишь желание возвысится над окружающими, и на этом пути герой не останавливается ни перед чем. Если Чацкий пытается изменить, очистить систему, его визави использует пороки и недостатки общества на пользу себе. Подавив свою индивидуальность, он успешно влился в высший свет, где льстит и подлизывается к власть имущим. Когда Александр разносит своих оппонентов в пух и прах гневными монологами, Алексей хранит свои мысли при себе и всецело повинуется общественному мнению. В итоге московская знать отвергла благородного, но чуждого ей просветителя, окрестив его сумасшедшим, в то время как подлый, но обольстительный подхалим был ею всячески обласкан.

Ещё более очевидным различие между ними становится во время их борьбы за сердце Софьи Фамусовой. Чацкий видит в Софье идеал, любовь всей своей жизни, и в этой любви он слеп. До самого конца он не мог понять, что его возлюбленная уже давно стала частью «фамусовского» общества. Своими дерзкими, язвительными комментариями о московской жизни и её нравах Александр настраивает девушку против себя. В итоге она позорит и отвергает его. Другое дело Молчалин, который своей учтивостью и напускной скромностью околдовал Софью Павловну, которая в своём воображении превратила посредственность в героя любовных романов. Для Алексея роман с дочерью начальника -лишь очередной способ подняться выше по социальной лестнице. В его голове господствует один холодный расчёт. К счастью, хоть наш герой и победил оппонента, но и сам был разоблачён и отвергнут.

По итогам борьбы Чацкий потерпел полное поражение, но не сломался и остался верным своим убеждениям. Так Грибоедов выражал надежду на то, что когда-нибудь «Чацкие» победят «Молчалиных».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то “лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он осуждает московских дворян, стремящихся “набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. В этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
А что же Молчалин? Молчалин молод, он ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью - сделать карьеру. Для этого, он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть “умеренным и аккуратным”, не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко ее обманывает. Когда его обман был обнаружен, он ползал перед Софией на коленях, но не потому, что чувствовал себя виноватым, а потому, что боялся потерять “теплое место”.
У Молчалина нет за душой ничего, кроме холодного расчета. И, я думаю, он достигнет своей цели в фамусовском обществе. Чацкий прав:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Образ Молчалина стал нарицательным. О распространенности этого образа говорил еще Чацкий:
Молчалины блаженствуют на свете.
“Горе от ума” - комедия, в которой нашли отражение многие человеческие типы, которые всегда существовали и, переходя из века в век, существуют сейчас.

    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...

    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...

    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.

Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: "Он вольность хочет проповедать!".

Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы... Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? "Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок".. Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение.

Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамуеовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы".

Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все- таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.

Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.

Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.

Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» читают:

Поделиться: