Средний балл сдачи егэ по русскому. Баллы по егэ по русскому языку

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике - республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно - за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку - 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах - там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 - 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился - с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 - 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 - 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента - средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной - наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Итоги проведения ЕГЭ>>

Итоги ЕГЭ 2017 года.

Основной период ЕГЭ-2017 проходил с 29 мая по 1 июля. В экзаменах приняли участие около 703 тысяч человек, из них около 617 тысяч человек - выпускники текущего года.

Участниками экзамена по русскому языку стали почти 617 тысяч человек. Русский язык традиционно является самым массовым предметом, который сдают участники ЕГЭ. ЕГЭ по русскому языку – один из обязательных предметов для получения аттестата о среднем общем образовании. Минимальное количество баллов для получения аттестата – 24 балла. Кроме того, результаты ЕГЭ по русскому языку необходимо представить при поступлении в вуз на любое направление подготовки (специальность). Вузы не имеют права устанавливать минимальный проходной порог по этому предмету ниже 36 баллов.

Средний балл на ЕГЭ по русскому языку в 2017 году сопоставим с прошлогодним результатом. Минимальный порог для получения аттестата в 24 балла не преодолели 0,5% участников экзамена (в 2016 году их число составило 1%).

Всего участие в ЕГЭ по математике базового уровня в этом году приняли 543 тысячи человек. Средний балл на ЕГЭ по базовой математике в 2017 году незначительно отличается от результата прошлого года: он составил 4.24 балла (в 2016 году – 4.15 баллов).

Результаты ЕГЭ по математике базового уровня продемонстрировали сокращение числа участников, которым не удалось преодолеть минимальный барьер для получения аттестата (получить не менее 3 баллов из 5). В 2017 году их количество снизилось до 3,4 % с 4,6% годом ранее.

В ЕГЭ по профильной математике приняли участие около 391 тысячи участников. Установленный минимальный балл по математике профильного уровня составил 27 баллов. Средний балл участников вырос по сравнению с прошлым годом почти на 1 балл и составил 47,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 27 баллов, сократилось на 1%.

Самый массовый экзамен по выбору – обществознание . ЕГЭ по обществознанию в основной период сдавали около 318 тысяч участников.

Предварительные результаты ЕГЭ по географии свидетельствуют, что средний балл участников существенно не изменился, рост составил 1 балл – до 55,1 балла, что сопоставимо с 2016 годом. Число участников, которым не удалось преодолеть установленный по данному предмету минимум в 37 баллов, сократилось до 9,3% с 13% в 2016 году. Всего в этом году ЕГЭ по географии сдавали в основной период около 14 тысяч человек.

Результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ также сопоставимы с результатами прошлого года. Средний балл вырос почти на 3 балла – до 59,2 в 2017 году с 56,6 в 2016 году. Число участников, не преодолевших минимальный порог в 40 баллов, сократилось на 2,5% - до 9,3% (в 2016 году – 12,4%). Общее число участников ЕГЭ по информатике составило около 53 тысяч человек.

ЕГЭ по физике сдавали более 155 тысяч участников. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по физике – 36 баллов.

ЕГЭ по литературе сдавали более 41 тысячи участников. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по литературе – 32 балла.

Экзамен по биологии сдавали около 112 тысяч человек. Количество участников экзамена, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 36 баллов сократилось до 18% с 18,3% в 2016 году. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по биологии составляет 36 баллов.

Заявление на участие в письменном экзамене по английскому языку подали около 76 тысяч человек. Письменный экзамен по немецкому языку в основной период захотели сдавать 1,8 тысячи участников, по французскому языку – более 1 тысячи участников, по испанскому языку – 179 участников. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по иностранным языкам составляет 22 балла.

Заявления на сдачу устной части ЕГЭ по английскому языку в оба предусмотренных расписанием дня подали около 76,5 тысячи участников. Немецкий язык захотели сдавать около 2 тысяч участников, французский – около 1 тысячи, испанский – около 200 участников. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по иностранному языку составляет 22 балла.

Историю сдавали около 110 тысяч участников. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по истории составляет 32 балла. Число участников ЕГЭ по истории, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 32 балла, сократилось в 2 раза по сравнению с прошлым годом и составило 8,7%.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, в следующем учебном году планируется проведение обязательных проверочных работ по истории в 5 классах, добровольных – в 6 классах. Возможно, проверочная работа будет также обязательна для 11-классников, которые не выбрали историю для сдачи ЕГЭ.

Химию сдавали около 74 тысяч. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по химии – 36 баллов.

Источник: Данные сайта Официального информационного портала Единого государственного экзамена с 01 июня по 1 июля 2017 года.


Итоги ЕГЭ 2016 года.

По итогам Единого государственного экзамена в 2016 году Рособрнадзор подготовил документ, в котором наглядно отражена динамика сдачи ЕГЭ по сравнению с 2015 годом, диапазон тестовых баллов по всем предметам, а также представлено много других статистических данных:

В числе особенностей экзаменационной кампании этого года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал существенный рост интереса выпускников к сдаче естественнонаучных предметов. Также, по его словам, в целом повысился уровень подготовки участников ЕГЭ к экзаменам, что проявилось как в росте среднего тестового балла по ряду предметов, так и в существенном снижении числа тех, кто не смог преодолеть установленный минимальный уровень.

Итоги ЕГЭ 2015 года.

29 июня руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре по вопросам проведения ЕГЭ подвел предварительные итоги экзаменов 2015 года.

Статистика ЕГЭ 2015 года:
средний тестовый балл по девяти предметам вырос по сравнению с прошлым годом.

В 2015 году ЕГЭ проведен в 85 субъектах Российской Федерации и в 52 иностранных государствах (для школ при посольствах, военных частях Российской Федерации и других).

Всего в ЕГЭ приняли участие 725 тысяч человек (в 2014 году - 733 368), из них 650 тысяч человек – выпускники текущего года (в 2014 г.- 684 574).

Для проведения ЕГЭ было организовано 5 700 ППЭ (в 2014 году – 5 872).

Более 20 000 человек было аккредитовано в качестве общественных наблюдателей.

Для обеспечения прозрачности экзаменационных процедур в некоторые регионы были дополнительно направлены 150 федеральных инспекторов и 2 тысячи федеральных наблюдателей. Мониторинг экзаменов на портале СМОТРИЕГЭ.РФ осуществляли свыше 10 000 on-line наблюдателей.

Наиболее популярными предметами по выбору, как и в прошлом году, стали:

- обществознание (сдавали 51,2% участников ЕГЭ);
- физика (22%);
- история (20%);
- биология (17,4%).

Общее количество стобалльников по всем предметам ЕГЭ 2015 года – 3 922 человека (в 2014 году - 3 705 человек).

Благодаря функционированию многоуровневой системы, разработанной для обеспечения объективности и прозрачности ЕГЭ и профилактике нарушений, в этом году удалось избежать ЕГЭ-туризма, утечек контрольных измерительных материалов и множества других проблем, которые сопровождали единый государственный экзамен в предыдущие годы.

Источник: официальный сайт Рособрнадзора http://obrnadzor.gov.ru

В АРХИВЕ ЭТОЙ СТРАНИЦЫ:

Итоги ЕГЭ 2014 года

По материалам пресс-конференции «ЕГЭ-2014: итоговые данные», проходившей 02 июля 2014 года в Министерстве образования и науки РФ:

Количество не сдавших обязательные предметы (русский язык и математику) в 2014 году снизилось на 24% по сравнению с 2013 годом.

Количество стобалльников снизилось в три раза.

В этом году был понижен минимальный балл по обязательным предметам. Если бы этого не произошло, 28 000 учеников не получили бы аттестатов.


Из материалов июльской пресс-конференции по итогам ЕГЭ 2014 года, проходившей в Рособрнадзоре:

Средний тестовый балл по предметам ЕГЭ в 2014 и в 2013 г.г.

Подробно читайте на официальном сайте Рособрнадзора:
http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=4132

Итоги ЕГЭ 2013 года

Средний тестовый балл участников ЕГЭ в разрезе общеобразовательных предметов в 2013 г.


Источник: Официальный информационный портал Единого государственного экзамена ege.edu.ru

Итоги ЕГЭ 2012 года

(по материалам пресс-конференции с участием главы Рособрнадзора Л.Н. Глебовой. Источник: Официальный сайт http://obrnadzor.gov.ru)

Статистика результатов и особенности проведения:

Всего в основном этапе ЕГЭ приняли участие 843 766 человек. Из них выпускников школ 2011 года – 712 383.

Не прошли итоговую государственную аттестацию 3,25 процента выпускников текущего года (25 068 человек). В прошлом году таких ребят было 2,5 процента.

Выросло количество апелляций о результатах – более 71 000. Из них 40 процентов удовлетворены с изменением результата. Однако уменьшилось количество апелляций о нарушении процедуры проведения ЕГЭ – всего 19 случаев.

Среди особенностей проведения ЕГЭ в 2012 году Л.Н. Глебова отметила ужесточение требований к пунктам приема экзамена, введение запрета на пронос и использование мобильных телефонов, появление новых степеней защиты КИМов, организацию оперативного контроля за интернет-пространством и т.д.

Минимальное количество баллов ЕГЭ в 2012 году:

Английский язык – 20 баллов;
Биология – 36 баллов;
География – 37 баллов;
Информатика и ИКТ – 40 баллов;
Испанский язык – 20 баллов;
История – 32 балла;
Литература – 32 балла;
Математика – 24 балла;
Немецкий язык – 20 баллов;
Обществознание – 39 баллов;
Русский язык – 36 баллов;
Физика – 36 баллов;
Французский язык – 20 баллов;
Химия – 36 баллов.

Баллы участников ЕГЭ 2012 года:

Математика

Русский язык

Литература

Физика

Химия

Биология

География

История

Обществознание

Английский язык

Французский язык

Немецкий язык

Испанский язык

Информатика

Итоги проведения ЕГЭ в 2011 году >>



Результаты ЕГЭ 2011 года по предметам

Русский язык

Минимальный балл ЕГЭ по русскому языку – 36.
Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 60,02.
Всего человек сдавали ЕГЭ по русскому языку в 2011 году – 760618.
Не набрали минимального балла – 4,1%.
Количество стобалльников – 1437.

Математика

Минимальный балл ЕГЭ по математике – 24.
Средний балл ЕГЭ по математике – 47,49.
Всего человек сдавали ЕГЭ по математике в 2011 году – 738746.
Не набрали минимального балла – 4,9%.
Количество стобалльников – 205.

Обществознание

Минимальный балл ЕГЭ по обществознанию – 39.
Средний балл ЕГЭ по обществознанию – 57,11.
Всего человек сдавали ЕГЭ по обществознанию в 2011 году – 280254.
Не набрали минимального балла – 3,9%.
Количество стобалльников – 23.

Физика

Минимальный балл ЕГЭ по физике – 33.
Средний балл ЕГЭ по физике – 51,54.
Всего человек сдавали ЕГЭ по физике в 2011 году – 173574.
Не набрали минимального балла – 7,4%.
Количество стобалльников – 206.

История

Минимальный балл ЕГЭ по истории – 30.
Средний балл ЕГЭ по истории – 51,2.
Всего человек сдавали ЕГЭ по истории в 2011 году – 129354.
Не набрали минимального балла – 9,4%.
Количество стобалльников – 208.

Биология

Минимальный балл ЕГЭ по биологии – 36.
Средний балл ЕГЭ по биологии – 54,29.
Всего человек сдавали ЕГЭ по биологии в 2011 году – 144045.
Не набрали минимального балла – 7,8%.
Количество стобалльников – 53.

Химия

Минимальный балл ЕГЭ по химии – 32.
Средний балл ЕГЭ по химии – 57,75.
Всего человек сдавали ЕГЭ по химии в 2011 году – 77806.
Не набрали минимального балла – 8,6%.
Количество стобалльников – 331.

Английский язык

Минимальный балл ЕГЭ по английскому языку – 20.
Средний балл ЕГЭ по английскому языку – 61,19.
Всего человек сдавали ЕГЭ по английскому языку в 2011 году – 60651.
Не набрали минимального балла – 3,1%.
Количество стобалльников – 11.

Информатика

Минимальный балл ЕГЭ по информатике – 40.
Средний балл ЕГЭ по информатике – 59,74.
Всего человек сдавали ЕГЭ по информатике в 2011 году – 51180.
Не набрали минимального балла – 9,8%.
Количество стобалльников – 31.

Литература

Минимальный балл ЕГЭ по литературе – 32.
Средний балл ЕГЭ по литературе – 57,15.
Всего человек сдавали ЕГЭ по литературе в 2011 году – 39317.
Не набрали минимального балла – 5,0%.
Количество стобалльников – 355.

География

Минимальный балл ЕГЭ по географии – 35.
Средний балл ЕГЭ по географии – 54,4.
Всего человек сдавали ЕГЭ по географии в 2011 году – 10946.
Не набрали минимального балла – 8,0%.
Количество стобалльников – 25.

Немецкий язык

Минимальный балл ЕГЭ по немецкому языку – 20.
Средний балл ЕГЭ по немецкому языку – 48,99.
Всего человек сдавали ЕГЭ по немецкому языку в 2011 году – 2746.
Не набрали минимального балла – 6,6%.
Количество стобалльников – 2.

Французский язык

Минимальный балл ЕГЭ по французскому языку – 20.
Средний балл ЕГЭ по французскому языку – 62,97.
Всего человек сдавали ЕГЭ по французскому языку в 2011 году – 1317.
Не набрали минимального балла – 1,2%.

Испанский язык

Минимальный балл ЕГЭ по испанскому языку – 20.
Средний балл ЕГЭ по испанскому языку – 70,09.
Всего человек сдавали ЕГЭ по испанскому языку в 2011 году – 143.
Не набрали минимального балла – 1,4%.
Количество стобалльников – 0.

Вот уже восемь лет как всем выпускникам приходится сдавать ЕГЭ , а критика экзамена не умолкает. ЕГЭ винят во всех бедах российского образования, забывая о том, что экзамен - это просто инструмент, микроскоп, который показывает все недостатки и пробелы в знаниях школьников. И лишь последние два-три года этот микроскоп стал работать нормально, а масштабы списывания и жульничества упали в разы.

И, как и положено правильно настроенному инструменту, ЕГЭ высветил серьезные проблемы в нашем образовании, с которыми, к сожалению, сами ученики поделать ничего не могут.

Мне удалось принять участие в масштабном исследовании Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, которое посвящено результатам Единого госэкзамена. Мы собрали данные о средних баллах по русскому языку и математике практически для всех регионов страны с 2009 по 2016 год, и проанализировали, где баллы выше и с чем это может быть связано.

БОЛЬШЕ ДЕНЕГ - ВЫШЕ БАЛЛ?

Разница в результатах ЕГЭ между регионами - огромная. Например, столичные школьники сдали профильную математику в 2015 году, в среднем, на 13 баллов лучше, чем выпускники из Бурятии . В Пермском крае оценки на ЕГЭ по русскому стабильно баллов на 5 выше, чем в соседней республике Коми . А хуже всего экзамен сдает не Северный Кавказ , как принято считать, а Дальний Восток.

Оказывается, результаты ЕГЭ напрямую связаны с состоянием экономики. Чем беднее регион, с учетом цен и стоимости жизни в нем - тем ниже баллы! С одной стороны, у людей меньше денег на репетиторов или подготовительные курсы для своих детей. С другой стороны, в таких регионах школы получают меньше финансирования.

Просто выровнять уровень финансирования школ недостаточно, чтобы выравнять шансы детей, - говорит Ольга Лазарева , доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ. - Большое неравенство доходов населения в регионе также негативно сказывается на баллах ЕГЭ, даже при одинаковом финансировании.


Получается, что оценки детей связаны с тем, где им посчастливилось родиться и учиться. Экономика определяет баллы ЕГЭ по математике на четверть, а по русскому языку - на треть! Детям в одних регионах получить высокие баллы куда сложнее, чем в других.

ШКОЛА РЕШАЕТ

В теории, такой экономический барьер можно преодолеть - просто надо найти ребенку хорошую школу и хороших педагогов. И в самом деле: уровень учителей и школы объясняют еще треть оценки по русскому и математике. Например, в тех регионах, где учителей с высшим образованием больше, выпускники сдают экзамены на 4-5 баллов лучше.

Но на практике получается замкнутый круг - хорошие учителя идут туда, где лучше платят. Те же подмосковные педагоги, кто может, пытаются устроиться на работу в столицу. А учителя из областей, граничащих с Московской, устраиваются в подмосковные школы.

Как показывает исследование PISA 2012 года, в регионах, где больше зарплаты педагогов, у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям. Соответственно, там, где ниже зарплаты - меньше и баллы ЕГЭ. А ведь на зарплаты учителей как раз и тратится львиная доля школьного бюджета.

ПРЕСТИЖНЫЕ ВУЗЫ - ДЛЯ ГЕНИЕВ И МОСКВИЧЕЙ?

Выходит, что оценки выпускников сильно связаны с экономикой региона, финансированием и другими характеристиками школ. Ученики из Республики Алтай получают 70 баллов, а москвичи на таком же самом экзамене - 80-85. А ведь при поступлении в вузы счет идет на десятые доли балла.

Такая ситуация усложняет дорогу в хорошие университеты способным ребятам из глубинки. Да, ЕГЭ упростил современным ломоносовым путь в МГУ . Но он не может снять окончательно все барьеры. При этом по результатам ЕГЭ оценивают не только детей, но и самих педагогов. А ведь все эти факторы - и экономика, и состав учителей - то, на что ни школьники, ни их учителя не могут повлиять. Это все равно, что штрафовать улитку за последнее место в забеге на время.

Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей, - уверен Андрей Захаров , заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора:

Результаты ЕГЭ, а также баллы ГИА и данные Всероссийских проверочных работ дают нам более полную картину о качестве образования в стране. Мы с Министерством образвоания и науки разработали алгоритм использования результатов всех оценочных работ для системы подготовки учителей - для педвузов и институтов повышения квалификации. Сейчас мы сделали первый шаг в диагностике качества образования, и важно сделать следующий.

Кроме того, мы проводим специальные акции и программы по работе с разными регионами. Мы анализируем не только то, что помешало школьникам набрать минимальный балл, но и какие проблемы возникли у высокобалльников. И в течение всего учебного года наши эксперты приезжают в школы, работают с учителями и помогают детям добиваться более высоких результатов.

Госэкзамен, открой личико

Александр МИЛКУС

Когда Рособрнадзором (ведомством, которое отвечает за проведение ЕГЭ в целом по стране) руководила Любовь Глебова , были засекречены результаты сдачи экзаменов регионами. Объяснение - чтобы у губернаторов не было соблазна «накрутить» результаты экзамена, чтобы показать, как здорово у них в регионе развивают образование.

Во время руководства Рособрнадзором Сергеем Кравцовым (он и сейчас на посту) засекретили и данные о том, как сдают Единый школы. По сходной причине - чтобы директора не вынимали у детей душу, требуя выдающихся результатов, а потом ими махали перед носом коллег.

Исследователи, подготовившие материалы, о котором мы сегодня рассказываем, кропотливо собирали данные из открытых источников, практически «просеивая» региональные новостные сайты.

Вопрос: плохо или хорошо, что официальные данные ЕГЭ засекречены? То, что местные власти и администрации образовательных учреждений не прочь использовать Госэкзамен для самоутверждения и именно поэтому у них эту возможность нужно отобрать - аргумент слабый. Если уж смогли организовать проведение экзамена без массовых списываний, подлогов и другого мошенничества, нужно бы сделать и второй шаг. Показать народу кто чего стоит: в какой школе качество образования выше, какой регион экономит на обучении своих детей. Конкуренция (честная и справедливая) в образовании еще никогда никому не мешала. Глядишь, найдутся и деньги для лучшего финансирования школ, и с курсов переподготовки учителей удастся стряхнуть сонную паутину, и заработают программы по поддержке отстающих образовательных учреждений (они ведь разработаны и некоторые регионы ими успешно пользуются).

Систему образования нельзя приводить в чувство под ковром. Под ним только блох хорошо ловить.

А КАК У НИХ?

В Италии южане глупее северян

Такая проблема есть не только в России , но и в других странах.

Например, в Италии вовсю бьют тревогу: разница в знаниях учеников из северных и южных областей составляет несколько лет обучения! Масла в огонь подливают и постоянно прибывающие мигранты - без знания языка их детям сложно учиться. А когда таких ребят много, это часто тормозит весь класс. Так что государство разрабатывает специальные программы поддержки для школ в южных областях, и выделяет учителям в них дополнительные гранты и субсидии.

Похожая ситуация с неравенством и в Китае . Разница между школами в Гонконге и в тибетских деревушках - даже не годы, а целая вечность. Поэтому в китайских университетах ввели специальные коэффициенты для абитуриентов из удаленных регионов. Для поступления на одну и ту же специальность выпускнику из Шанхая надо набрать на вступительных экзаменах 700 баллов, а его сверстнику из северных провинций достаточно будет и 600.

Однако, полностью проблему это не решило. Таким «льготникам» далеко не всегда хватает знаний, чтобы удержаться в вузе. Так что поступить в университет недостаточно, гораздо важнее, то, сможет ли студент научиться там чему-нибудь.

В этом году ЕГЭ сдавали более 750 000 тысяч школьников по всей территории РФ. 650 000 тысяч человек являются выпускниками нынешнего года. У школьников, которые не преодолели минимальный порог для сдачи экзамена по профильным предметам, будет возможность пересдать предмет в 2018 году: либо в резервный день, либо в начале учебного года. Выбранные предметы можно будет пересдать только на следующий год.

В этом году количество аннулированных работ значительно уменьшилась. За весь период ЕГЭ с экзаменов удалили около 400 человек, более половины из них пытались воспользоваться мобильным телефоном.

Результаты ЕГЭ в 2018 году

Сравнительно с прошлым годом средний балл по русскому языку незначительно повысился. Средний балл в 2018 году – 70,9. Русский язык является профильным предметом и обязательным экзаменом — его сдавали более 650 000 тысяч выпускников. Около 4000 человек сдали ЕГЭ на 100 баллов, а 0,6% не смогли перейти требуемый порог.

С каждым годом количество выпускников, которые не смогли преодолеть требуемый порог, сокращается. Рособрнадзор считает, что это достойные показатели, ведь знание русское языка поможет поступить в хороший вуз и пригодится в дальнейшей карьере.

В 2018 году средний результат по математике вырос практически до 50 баллов. Сравнительно с прошлым годом результаты повысились на 2,5 балла. Значительно уменьшилось количество выпускников, не сдавших экзамен. 150 человек набрали максимальное количество баллов.

Математика является профильным предметов, около 450 000 тысяч человек принимали участие в ЕГЭ. Около 420 000 тысяч людей являлись выпускниками нынешнего года.

Результаты ЕГЭ по истории остались на прежнем уровне. Средний балл в 2018 году – 60 баллов. Экзамен сдавали 130 000 тысяч человек, на 1,5 больше, чем в 2017 году. 260 человек набрали максимальное количество баллов, а 9% не смогли сдать экзамен.

Результаты ЕГЭ по химии в этом году оказались неутешительными. Средний балл в 2018 году – 60. Около 15% выпускников не смогли перейти минимальный порог для сдачи экзамена. Около 94 000 человек выбрали химию в этом году, это на 11 000 больше, чем в 2017 году. Около 40% выпускников набрали 60-100 баллов.

ЕГЭ по таким предметам как история и химия прошло 4 июня 2018 года. Досрочный экзамен по этим предметам проходил 26 марта.

Принимали участие в экзамене по истории более 130000 человек. Сдача проходила в 2860 заведениях. Экзамен по истории состоит из двух разделов, в каждой части по 25 заданий. На сдачу экзамена дается 3 часа 50 минут. Никаких материалов, которые могут чем-то помочь, нельзя использовать. Минимальный проходной балл должен составлять 32 балла для дальнейшего поступления в вуз. 20% сдающих экзамен – это выпускники прошлых годов.

Экзамен по химии написало более 94000 человек. Сдача проходила в 2651 заведениях. Экзамен состоит из двух разделов: по 35 заданий в каждой. На выполнение заданий дается 3 часа 30 минут. На экзамене есть возможность пользоваться калькулятором. Минимальный проходной балл – 36 баллов. 14% сдающих экзамен – это выпускники прошлых годов.

За прохождением экзаменов очень тщательно следят: в каждой аудитории есть видеокамеры, а также проверяющие, руководитель Рособрнадзора и охранники с металлоискателем.

Окончание школы является началом новой стадии в каждого. Многие желают продолжить обучение в высших учебных заведениях и приобрести определенную профессию. Согласно требованиям выпускники школ должны сдать экзамены по соответствующим предметам. Статистика ЕГЭ позволяет оценивать результаты тестирования по годам и выявить самые слабые в стране.

Базовые сведения

ЕГЭ – единый государственный экзамен, который проводится в средних учебных заведениях (школы, лицеи, гимназии). За их проведение отвечает Рособрнадзор. Используемый язык – русский. Первые экзамены проводились в 2001 году в Самарской и Ростовской области. В 2008 году статистика ЕГЭ насчитывала более 1 млн. учеников сдававших экзамены в стране. Спустя год ЕГЭ стал обязательным при поступлении в .

Результаты выставляются по 100-бальной системе. Нужно преодолеть минимальный уровень, который утверждается каждый год по всем предметам. ЕГЭ (минимальных) по годам:


Предусматривает ли закон возрастные ограничения? Нет. Возраст сдающих ЕГЭ по статистике встречается разный. Например, в 2016 году 78-летний абитуриент хотел поступить в журналистский факультет.

Важным фактором является психологическая подготовка учеников. Известны случаи, когда ученики совершали из-за ЕГЭ. В 2016 году в Волгоградской области 16-летняя школьница покончила жизнь после сдачи математики. В предсмертной записке она просила отменить ЕГЭ и больше не мучить .

Обязательные предметы


Чтобы получить аттестат ученики обязательно сдают русский язык и математику. Остальные предметы учащиеся выбирают добровольно. Статистика ЕГЭ по годам (русский язык):

С 2015 года математика разделена на профильный и базовый уровень. Первый нужен для поступления в вузы. Какая статистика сдачи ЕГЭ по математике? Более 6% выпускников не могут набрать минимальный балл по этому предмету. Тогда как минимальный уровень русского языка непостижим для 3,7% школьников.

Список предметов:

Какая статистика выбора предметов ЕГЭ? Литературу сдают не более 5% выпускников. Предмет требуется для не очень востребованных профессий. А вот для технических специальностей выпускникам нужно сдавать ЕГЭ по физике. В 2017 году максимальный первичный балл увеличился с 50 до 52 пунктов. ЕГЭ по химии сдают по таким направлениям:

  • медицина;
  • химическая технология;
  • биотехнология.

Статистика предметов ЕГЭ показывает, что химия не пользуется популярностью среди . Предмет выбирает 1 из 10 учеников. В тесте 35 заданий. Чтобы получить тройку, нужно набрать 37 баллов.

Будущие доктора, психологи и биологи должны сдавать ЕГЭ по биологии. В 2018 году минимальный барьер – 37 баллов. Тест по истории состоит из 25 заданий. Решение первых 6 заданий или хорошо написанное сочинение обеспечит ученику тройку. Предмет нужен для таких специальностей:

  • дизайн;
  • юриспруденция;
  • лингвистика.

Экзамен по обществознанию является самым популярным после русского языка и математики. Он нужен для всех гуманитарных специальностей. Какая статистика ЕГЭ по России? Около 49% выпускников сдают экзамен по обществознанию. Для тройки достаточно набрать 19 баллов. То есть нужно решить всего лишь 13 заданий теста.

Показатели по регионам

Статистика ЕГЭ по регионам показывает разные результаты. Экономическое состояние сказывается на уровне знаний учеников. Далеко не многие могут себе позволить заниматься с репетитором. В отдельных регионах школы хуже финансируются. Поэтому оттуда уходят квалифицированные педагоги.

Такая тенденция наблюдается не только в России. Например, по результатам ЗНО на Украине только 28,4% выпускников городских школ имеют высокий уровень знаний. Тогда как в сельских местностях показатель составляет 8%. Статистика результатов ЕГЭ показывает, что экономические и образовательные характеристики определяют итоговые баллы на 64% по русскому языку и на 53% по математике.

Самые низкие оценки получают ученики из школ Дальнего Востока. Профильную математику хорошо сдают в Пермском крае и Удмуртии. А вот высшие баллы по русскому языку получают выпускники Оренбургской области. Хорошие оценки также получают в Санкт-Петербурге и Перми. Тогда как в Дагестане увеличилось число учащихся, набравших 100 баллов.