Стадии социализации. Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации .

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период . Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость . Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость . Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации , где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стади я социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный"" в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные - ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Этапы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы социализации" 2017, 2018.

  • - Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

    Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать... ..


  • - Этапы социализации

    Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные... .


  • - Этапы социализации

    Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем... .


  • Этапы социализации личности.

    Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

    Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

    Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

    Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

    Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

    Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.

    Основные этапы социализации личности:

    Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

    Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

    Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

    Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

    Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

    Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

    В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

    Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

    Вопрос 2 : Структура и составные элементы личности.

    Физическая личность. Социальная личность.

    Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:

    1. Физическая личность - то есть телесная организация, одежда, наш дом, капиталы и т.п.

    2. Социальная личность - формируется на основе нашего человеческого стремления быть благоприятным в глазах других; «признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность». У человека столько социальных личностей, сколько имеется групп людей или даже отдельных людей, которые признают в данном человеке личность и мнением которых он дорожит.

    3. Духовная личность - это «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» - т.е. эмоции, желания, ощущения . Самый центр, самое ядро нашего «Я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа - это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших душевных состояниях.

    Деградация личности - утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности. Утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др. На деградацию личности указывает повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов.

    Вопрос 3 : Идея личностной уникальности в философских представлениях разных эпох.

    Что же представляет собой личностная уникальность?

    Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии.

    Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.

    Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.


    Тема 2.4. Урок 2 «Человек в современном мире»

    Вопросы:

    1.Философское понимание свободы и ответственности личности

    2.Фатализм и волюнтаризм

    3.Философские концепции о смысле жизни

    Вопрос 1: Философское понимание свободы и ответственности личности

    1. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события . Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.



    Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость«.

    Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является.

    Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

    Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

    Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи.

    Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

    Дополнение:

    Свобода и необходимость в бытии человека.

    Две концепции свободы человека:

    1. Фатализм - рассматривает человека как Существо, объективно обусловленное и четко детермированное внешними силами (т. е. религиозные точки зрения).

    2. Волюнтаризм видят в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств.

    Спиноза (1634-1674) - свобода человека связана с познанием необходимости.

    Современная философия - понятие свободы включает в себя;

    1)Познание законов природы, общества и человеческого мышления.

    2) Принятие решений, выявление способов средств, способствующих достижению поставленных целей

    3) Наличие желания и способностей, необходимых для претворения принятых решений в жизнь. Реализуя свою свободу человек должен сделать свой выбор, который будет определен его ценностной

    ориентацией, потребностями и интересами.

    Высшая степень свободы человека - это совпадение его стремления воли, хотения и объективной необходимости.

    Уровень развития культуры определяет граница свободы человека, поэтому свобода человека исторична. Нужно уметь пользоваться свободой. Свобода человека сопряжена с ответственностью. Проблема ответственности четко разработана в учении экзистенциализм. В этой философии воля человека свободна и так как свободно человек определяет свою сущность, судьбу и свой выбор. Человек ответственен за все происходящее в мире, за все его несовершенства..

    Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умение осуществлять самоконтроль и самоуправление. - контроллер всех действий человека.

    В итоге: Свобода связана с необходимостью, с ответственностью, умением человека сделать правильный выбор, и с его мужеством.

    Вопрос 2: Фатализм и волюнтаризм

    Фатализм – мировоззрение, которое исходит из положения о том, что каждое событие и каждый человеческий поступок уже заранее изначально предопределен

    Согласно этой позиции все должно свершиться так, как хочет того слепой рок, и человек ничего не может изменить в этом течении событий. Тем самым фатализм исключает свободу, свободный выбор и действие случайности . Поэтому анализ фатализма пересекается с анализом таких понятий и проблем, как взаимодействие необходимости и случайности, необходимости и свободы, волюнтаризма, судьбы и свободы выбора

    Фатализм

    Отсутствие кооперации в любой форме - она может принести непредсказуемые и неприятные результаты.

    Фатализм выполняет роль греческого хора, отмечающего тщетность и глупость планов действующих на сцене игроков.

    Сознательное встраивание случайности в деятельность организации (для того, чтобы сделать сотрудничество еще менее предсказуемым; для того, чтобы предотвратить взлом системы машинной бюрократии).

    Примеры: выборочные проверки, регулярная ротация руководителей.

    Волюнтаризм - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия.

    Волюнтаризм

    «В нас существует нечто более мудрое, нежели голова».

    Каждый из нас замечает, что движение его рук и других частей тела обычно сопровождается неким внутренним усилием. Подобные состояния именуются волевыми актами.

    Осознавая это в отношении себя, я могу сказать, что и движениями другого человека тоже руководит воля => вещи в себе (коей является человек), если о них вообще можно говорить, должны быть описаны в терминах воли, а не разума: идеалы Просвещения уходят. Сущность мира, таким образом, лишена рационального начала.

    Разум подчинен воле (рациональное следует за иррациональным).

    Вопрос 3 : Философские концепции о смысле жизни.

    Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он.

    Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций . Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”.

    Смысл жизни Толстой видит

    в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям «Чтобы жить честно,надо рваться, путаться,биться,ошибаться, начинать и бросать.и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие –душевная

    подлость.»

    Дополнение:

    Смысл жизни человека интересовал людей должно быть с тех пор, как явился миру человек разумный. В учении экзистенциализма человек одинокий, неспособный реализовать себя и оставшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни

    Сторонники утилитаризма-- смысл жизни в достижении выгоды, пользы, успеха, наслаждений и удовольствий. Философия геоданизма и эвдонизма- 1)В достижении наслаждений и удовольствий 2) в достижении счастья и блаженства.

    Христианское православие: - (если бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же)

    Смысл жизни : совершенствование человеческой природы внутри природы божьей.

    И в христианстве и в мусульманстве и в буддизме бессмертие души представляется как спасение от смерти. Смысл жизни в исполнение религиозных законов.

    В материальной философии - смысл жизни - в саморазвитии человека в совершенствование его с сущностных сил, способностей и потребностей, в сотворении добра.

    В настоящие время центральной проблемой человека стала проблема самой жизни, ее сохранение на земле. Жизнь как смысл жизни становится все более значительным принципом современного человечества.


    Тема 2.5: «Философия физического и духовного здоровья человека»

    Вопросы:

    1 Философия физического и духовного развития человека (учение Гиппократа, Я. Каменского, В. Иванова)

    2 Здоровый образ жизни-основы физического и нравственного развития человека

    3 Воспитание гармонической личности- вызов алкоголизму и наркомании

    Вопрос 1: Философия физического и духовного развития человека (учение Гиппократа, Я. Каменского, В. Иванова)

    Если человек хочет стать здоровым, то сначала нужно спросить его, готов ли он избавиться от причин болезни. Только после этого ему можно будет помочь.

    Гиппократ

    По учению Гиппократа считавшиеся в Античности подлинным произведением представляют сводку античной мудрости. Первый афоризм, который начинается словами «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно» - получил широкую известность и различные интерпретации за годы чтения и комментирования Мысль о том, что ради успеха человек должен по мере сил помогать сам,это выражена и в других текстах корпуса.

    Учение Гиппократа

    По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой . С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).

    По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.

    Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.

    Учения Коменского

    «Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования».

    Как правило, эти взгляды применимы ко всем областям человеческой жизни и проецируются на все события, происходящие в ней.

    Учение В. Иванова

    В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.

    В современном движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма, другие - склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым.

    Кандидат социологических наук Астахова Л. С. отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь.

    Религиовед Балагушкин Е. Г. характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма», «религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно “языческим”, оккультно-мистическим характером». Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определенный интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».

    Кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и все «силы» черпал из тёмного демонического источника» и отмечает пагубную опасность его идей.

    Православный исследователь сект и историк-медиевист Дворкин А. Л. характеризует Иванова как человека психически больного или одержимого.

    Религиовед Иваненко С. И. относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных».

    Кандидат философских наук Казновская Ю. А. характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем.

    Религиовед Кнорре Б. К. считает, что «ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии». По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: «Они в труде хлеб едят, лучше его не есть» отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от «ненужного» труда». По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова».

    В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10 декабря 2002 года) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб)».

    Какие же принципы духовной жизни человека, проявляясь через психическую сферу, позволяют укреплять физическое здоровье?

    Человек должен видеть смысл в своей жизни. Человек, не понимающий, для чего он живет, не может добиться успеха в жизни; но, раскрывая этот аспект, надо понимать, что для разных людей смысл жизни реализуется по-разному.

    Это важный принцип самосовершенствования. Тот, кто не идет вперед – тот движется назад. Это золотое правило, выполняя которое человек ежедневно растет духовно.

    Так же человек должен придерживаться принципа сохранения эмоционального равновесия и оптимистичного взгляда на жизнь

    Иногда медитация является именно тем инструментом, с помощью которого корректируются эти параметры

    Принцип выстраивания гармоничных социальных отношений, который также включает в себя правильное воспитание детей.

    Очень важный принцип свершения добрых дел. Именно он позволяет человеку видеть свой духовный рост и стремиться к дальнейшему его совершенствованию

    Физическое здоровье человека – это ценнейшее достояние человека, которое потеряв, тяжело, а порой и невозможно приобрести вновь. Если Вы замечали, что при встречах и расставаниях с родными, близкими и дорогими нам людьми, мы обязательно желаем крепкого здоровья. Наше здоровье – это залог счастливой и полноценной жизни. Оно помогает во всех аспектах нашей деятельности и отдыха. Каждый человек должен знать принципы здоровья, что бы обеспечить себе полноценную, активную и долгую жизнь.

    Важнейшая надобность каждого - физическое здоровье человека, которое определяет его способность к труду, к развитию личности, познанию окружающего мира, самоутверждению и счастью. И мы рассмотрим принципы здоровья, которые ведут к активной долгой жизни и поддерживают физическое здоровье человека.

    Сохранение своего здоровья – это наша прямая обязанность. Потому что никто лучше, чем мы сами не позаботится о нашем здоровье. Мы не можем, даже если сильно захотим, переложить ответственность за сохранность своего здоровья ни на окружающих, ни на общество, ни на конкретного человека

    Зачастую бывает так, что мы истязаем себя в молодости свободным образом жизни, а к середине жизни вспоминаем, что у нас есть какие-то органы, которые требуют заботы о себе.

    Воистину народная мудрость гласит – береги здоровье смолоду.

    Вопрос 2: Здоровый образ жизни-основы физического и нравственного развития человека.

    Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

    Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

    Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

    Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной господом земной жизни

    На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Выделяют дополнительно следующие аспекты Здорового образа жизни (ЗОЖ)

    эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

    интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

    духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм

    Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

    социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;

    инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;

    личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

    Вопрос 3 : Воспитание Гармоничной личности –Вызов алкоголизму и Наркомании.

    Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса

    Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Создание условий для такого развития включает в себя: материально-техническую базу, учебно-программную документацию, учебники, методики обучения, дидактические средства, подготовленного к достижению этой цели учителя и т.д. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность

    Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества

    Алкоголизм в подростковом возрасте приносит много вреда незрелому организму. Общеизвестен тот факт, что при регулярном употреблении спиртного страдает репродуктивная функция человека. Но если у мужчин она после шестимесячного воздержания от спиртного может восстановиться, то у женщин детородная функция страдает необратимо. Поэтому и увеличивается количество случаев бесплодия и рождения детей с уродствами у молодых женщин.

    Еще одно серьезное осложнение от приема алкоголя подростками – развитие цирроза печени. Причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков

    Наркомания

    Наркотики – вещества, действующие на человеческий организм в виде наркотического опьянения и обладающие характерными побочными эффектами. Они вызывают привыкание, как психологическое, так и физическое. В перерывах между их приемами, у наркомана возникает болезненное состояние, так называемая, ломка.


    Тема 2.6 Урок 1 «Сознание и разум»

    1. Философское понимание «сознания» и эволюция сознания.
    2. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представления.
    3. Сознание и сфера бессознательного по Фрейду.
    4. Идеальный мир человека.

    Вопрос 1: Философское понимание «сознания» и эволюция сознания.

    Сознание - философская категория обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека.

    В философии сознание объясняется с двух разных позиций:

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…….3

    1. Социализация личности. Этапы социализации личности……………….4

    2. Структура личности…….………………………………………………….10

    3. Формы социализации личности…………………………………………...12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….15

    ВВЕДЕНИЕ

    Человек в своем реальном социальном бытие является, с одной стороны, создателем и творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате его деятельности, но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо, только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, - личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений принято называть социализацией.

    В данной контрольной работе мы рассмотрим тему: Социализация личности, ее структура и формы.

    Социализация личности. Этапы социализации личности

    В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

    Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.

    Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в процессе воспитания учитываются эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гармонично развитой личности. В противном случае сформируется в большей или в меньшей степени деформированная, асоциальная личность.

    В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. В процессе формирования личности ребенок на уровне психических процессов, освоив низшие психические функции, путем обучения овладевает высшими психическими функциями. Суть этого процесса заключается в усвоении ребенком знаков (универсальным выражением которых является слово), имеющих значение того предмета или процесса, которые они замещают. Высшие психические функции - это речь, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.

    К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

    Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

    Идентификация - отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

    Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).

    Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

    Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.

    Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

    Выделяют несколько стадий социализации личности .

    Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).

    Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности,

    Стадия интеграции. Проявляется желание найти своё место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

    сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

    изменение себя, чтобы "стать как все";

    конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

    Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

    На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

    Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): младенчество, детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

    Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа :

    1) первичнаясоциализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

    2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

    На начальномэтапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья, дошкольные и школьныеучреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.

    Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

    На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

    Доминирующее направление развития личности зависит также от ориентаций в так называемых «группах равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует опыт, может заметно повлиять на формирование субъективных представлений об «идеальной» модели взаимодействия с окружающим миром, а отношения в группах подростков в будущем могут стать прообразом «оптимального» взаимодействия с окружающим миром. При этом, стереотипы, сформированные в детском и подростковом возрасте, часто оказываются долговечными и сохраняются, нередко, на протяжении всей последующей жизни.

    Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:

    ● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;

    ● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;

    ● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

    Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективыи других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

    С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:

    ● ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;

    ● десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

    Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» – индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов и процессом постоянного совершенствования.

    Структура личности

    Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:

    всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

    социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

    индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

    В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

    Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.).

    Табл. Динамическая структура личности по К. Платонову

    Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
    Направленность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Социально- психологический Воспитание
    Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого- педагогический Обучение
    Особенности психических процессов Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Индивидуально-психологический Упражнения
    Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Психо-физиологический Нейропсихо- логический Тренировка

    Похожая информация.


    Социализация личности: сущность, этапы и стадии. Противоречия социализации личности. Десоциализация. Ресоциализация.

    Социализация – сложнейший феномен, и разные исследователи подчеркивают ее отдельные моменты, различное понимание.

    1. Социализация связывается с превращением биологического в социальное и в основном охватывает младенчество и раннее детство.

    2. Социализация понимается как период вхождения, врастания в общество до обретения достаточно устойчивого социального статуса, укоренения в обществе. В этом случае социализация охватывает и период получения общего, профессионального образования, обзаведения собственной семьей.

    3. Социологи чаще трактуют социализацию как процесс социального развития, охватывающей весь жизненный путь человека, с младенческих лет до глубокой старости. Исходя из такого понимания дадим определение социализации.

    Социализация – начинающийся в младенчестве и завершающихся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид.

    Если различать первичную и вторичную социализацию, на чем и настаивает большинство исследователей, то серьезных противоречий в понимании социализации можно избежать.

    В разработку теории социализации большой вклад внесли такие известные социологи, как Г. Тард, Дж. Мид, Т. Парсонс и другие, описавшие процесс усвоения социальных норм, становления личности, ее интеграцию в социальную жизнь.

    В обществе сложилась определенная система, отвечающая за процесс социализации. Структура общей социализации может быть представлена следующей схемой

    Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их можно разделить на два вида: адаптации и интериоризации (интернализации). Какие бы мы стадии социализации не рассматривали, нам придется анализировать эти фазы. Раскроем содержание каждой из фаз.

    Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации - освоение относительно стабильных условий среды, ре­шение повторяющихся, типичных проблем путем использования при­нятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении лично­сти не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в не­удовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в принятии этих норм и ценно­стей и безусловном подчинении им. она не обязательно означает одобрение.



    Интернализация – сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превра­щение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характер­ных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более продолжительной по времени своего осуществления, более длительной и фундаменталь­ной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности. Важным фактором интериоризации является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

    Основные стадии социализации.

    Относительно границ социализации есть две основных точки зрения. Одни полагают, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого ранне­го детства, завершается периодом достижения социальнойзрелостии вступления в стадию профессионально-трудовой деятельности.

    Говоря о стадиях социализации, нужно иметь в виду три главных критерия: время физического и социального созревания; особенности доминирующих видов деятельности; основные социальные институты (или «агенты») социализации. В соответствии с этими критериями выделяют следующие стадии социализации.

    1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию можно подразделить на три этапа.

    · Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Основными агентами социализации в этот период выступают семья и ближайшие родственники.

    · Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Например, ребенок учится, «примеривает» себя на различные социальные роли – мамы, папы и т.д. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение. Таким образом количество социальных институтов постепенно возрастает. Переход от моноинституциональной к полиинститутциональной соци­ализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка.

    · Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14 лет). В период этого этапа происходит несколько значительных перемен, перело­мов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меня­ется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто про­должает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жиз­ни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению при­ходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, на­кладывающее особую печать на процесс социализации.

    Обобщим признаки этой стадии. Данный период объединяет в себе возраст человека от момента рождения до нижних границ подросткового возраста. На данном этапе происходит усвоение социального опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание.

    2. Стадия индивидуализации.

    Период, имеющий нижней границей подростковый возраст (13 – 14 лет) и характеризующийся известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23 – 25 и даже позже. Основной фор­мой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и – чаще всего – начинает­ся половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет решающее значение в процессе социализации. Необходимо отметить на данном этапе снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.

    Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что уже рассмотрены и будут рассмотрены, нужно отметить особое значение данного этапа социализации. Он как бы подводит итог, завер­шает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологиче­ской и социальной зрелости, определенной стабильности.

    Зрелость – это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни. К критериям зрелости могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельнос­ти; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

    3. Стадия интеграции.

    Стадия, характеризующая такой период жизни человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то возможны следующие варианты: сохранение непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

    Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

    4. Трудовая стадия.

    Эта стадия охватывает весь период зрелости человека (хотя демографические границы «зрелого» возраста условны), его трудовой деятельности. Характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. Про­исходит полное раскрытие личностного потенциала. Этому могут спо­собствовать основные институты социализации – производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио­нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, об­щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

    5. Послетрудовая стадия.

    Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. К этой стадии относится период, когда происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. Большое значение в процессе социализации имеет переключение человека на иные формы деятельности, которые становятся для него доминантными и приносят глубокую удовлетворенность. В течение последней стадии социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Нужно также отметить, что роль семьи становится все более значимой для человека, принимает значение как на первых стадиях социализации.

    Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий - потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности - алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи - все это продукт десоциализации.

    Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь).