Страна муравия о чем произведение. Характеристика произведения "Страна Муравия" Твардовского А.Т

В середине 30-х (1934-1936) годов А. Твардовский пишет поэму «Страна Муравия», тема которой - происходящие в тот период изменения в деревне. Оценка книги была неоднозначной. Власти усмотрели в ней прежде всего прославление коллективизации, полным ходом идущей в стране. Но такие литераторы, как, например, Б. Пастернак или отметили, что простота поэмы кажущаяся, а на самом деле - это довольно сложное произведение. Попробуем разобраться в причинах подобных трактовок.

«Страна Муравия»: краткое содержание 1 главы. Завязка

Поэма начинается описанием непростой переправы на пароме, который скрипит и кружится от быстрины. Слышен треск каната, гомон и шум куда-то направляющегося народа, среди которого выделяется уполномоченный. Эта картина вызывает ассоциации с изменениями, случившимися в деревне, несущими новую, а потому неизвестную и пугающую жизнь. В мире тысячи дорог, и по одной из них, своей, едет главный герой, Никита Моргунок. Нарядный, словно отправляется на пир, он ведет друга-коня, запряженного в обоз. «Прощайте… отцовские места!» - такими словами Никиты заканчивается первая часть поэмы «Страна Муравия», краткое содержание которой вы читаете.

Главы 2-5. В пути

Странствующий Моргунок оказался в селе, где шло веселье. Никиту остановили и повели к столу: «Гуляй на свадьбе…- последняя она». За столом, где не было свободного места, всех приветствовал щедрый хозяин, но ни жениха, ни невесты герой не увидел. В ответ на вопрос о том, что празднуют, ему ответили: здесь и свадьба и помин по тем, кого отправили на Соловки. Так в поэме «Страна Муравия» возникают образы раскулаченных, которых отправляли в неведомые края возами вместе с детьми и скудными пожитками. Этот рассказ прерывается символической песней о птичке, запертой в клетке и мечтавшей о свободе.

Покинув деревню, долго ехал Никита со своим верным конем, которого берег пуще глаза. Автор рассказывает, как накануне отъезда он пришел к Серому, который был для него не конь - человек, посоветоваться.

На исходе дня герой решил навестить свояка, с которым дружил уже двадцать лет. Невеселыми были их разговор и песни в этот вечер: как сложится их будущее? Каждый думал о своем.

Никита женился в семнадцать, поселился в своем хуторе и не желал идти в колхоз. Дед говорил ему, что всему свой срок: и здоровью, и удаче, и богатству. И если последнего к сорока не достигнешь (Моргунку уж исполнилось тридцать восемь), то «дальше не гляди». Вот и отправился он искать, где находится таинственная страна Муравия, о которой сказывал дед. По его словам выходило, что там кругом своя земля. И все, что ни посеешь, тоже твое.

Утром вновь отправляется Моргунок в дорогу. Чем дальше он едет, тем радостнее и краше становится земля. Вот уж и конь устал, и сам Никита не знает ни деревень, ни сел, встречающихся на пути.

Глава 5. Встреча с попом

Вдруг странного пешехода завидел впереди герой. Это был человек, подпоясанный бечевкой с торчащими из-под подрясника лопатками (духовный служитель) и ларцом за спиной. «Видать, тебя до ручки раскулачили?» - с таким вопросом обращается Никита к попу. Тот поведал о своей горькой жизни. Все приходы закрыли, а их служители занимаются кто чем. Он вот ходит по деревням: где покрестить нужно, где обвенчать… Вот только без коня сложно. И предложил поп Моргунку идти дальше вместе. Но герой отказался, ответив, что у него своя дорога, и уж точно не такая, чтобы подаяние просить. С тем и разошлись.

Глава 6. Сказка о деде и бабке

Поэма Твардовского «Страна Муравия» продолжается историей, которую услышал как-то ночью дремлющий Моргунок от случайных встречных - много попадалось их на его долгом пути.

Век жили в своей покосившейся избе дед да баба. Все шло своим чередом, и ничего не хотели они менять. Вот только вода каждый год подходила к их лачуге, а однажды, когда «разлились по всей России воды всех морей и рек», подхватило их избушку и понесло. Пока не пристала она к одной из усадеб. Дед поглядел «на солнце дверь» и решил, что, знать, жить им теперь по-новому. Так стали старики колхозниками.

Глава 7. Думы о Сталине

Отправляется дальше Никита. И вдруг разносится средь народа молва: сам Сталин едет на вороном коне. С трубкой, в шинели, все разглядывает, расспрашивает и записывает себе в книжечку. И кажется Моргунку, что движется вождь навстречу ему. Начинает он думать, о чем бы спросить товарища Сталина? И приходит ему на ум главный вопрос: когда закончится «эта суетория», при которой все идет на слом? Вспоминает герой о прежней жизни, и желания его оказываются довольно простыми: вот позволили бы власти и дальше оставаться на своем хуторке. А место, где он стоит, чтобы была та самая страна Муравия, краткое содержание дедовского рассказа о которой не выходило у него из головы.

Главы 8-10. Кража коня

Как-то Моргунка окликнули, и он увидел нищего, которого вел за руку, словно слепого, мальчик. Оказалось, это был прежний сосед, Илья Кузьмич. Как близкого, принял его герой: угостил и стал расспрашивать. Собеседник рассказал о жизни в краю, где имел он лишь барак в снегу. Из прежнего добра только сын и остался. Теперь вот ходят по земле, попрошайничают. Спокойно заснул в эту ночь Никита, ведь рядом не чужой - сосед. Только слышал ночью сквозь сон ржание. А утром увидел, что Серого нет: Илья Кузьмич мальчишку на коня сменял. Делать нечего - отправились дальше вместе искать, где страна Муравия находится. Моргунок впрягся в обоз и тяжело потянул его вперед, вызывая любопытство встречающихся.

В одном из селений их остановили: порасспросили, посмотрели документы, но все же отпустили. Вновь загромыхала телега. Теперь героя еще беспокоила и судьба Серого, о котором он расспрашивал каждого встречного.

Однажды набрел герой на табор, стал просить вернуть коня. Выводили ему скакунов - один другого лучше, но не было среди них Серого. Ночью Никиту мучила мысль: ведь воруют же цыгане, почему бы и ему не увести у них лошадь. Он даже направился к сараю, но устыдился сторожа и ни с чем отправился дальше.

Главы 11-12. Встреча с попом и Бугровым

Трое суток тащил телегу Моргунок, и даже привык к «должности» коня - продолжает повествование А. Твардовский. Страна Муравия - краткое содержание путешествия Никиты очень напоминает похождения героев Некрасова - все не попадалась, хотя оказался герой очень далеко от дома. Встречались ему трактора, летели над ним в небе самолеты, а он все тянул обоз, и следом шел мальчишка. Как-то вновь встретился им на пути поп, причем был он на коне Моргунка. Герой пытался догнать его, но пока выбрался из хомутов, того и след простыл.

В одном из городков попал Никита на базар. Стал высматривать лошадей серой масти, но и здесь не нашел своего коня. Тут Моргунок увидел стоящего у ограды нищего: тот выводил песню и держал шапку с милостыней. Узнав в нем Ивана Кузьмича, Никита подмял бывшего соседа под себя, а затем повел вперед. В какой-то момент Бугрову удалось обмануть героя - и опять ни вора, ни коня.

Главы 13-14. Жизнь в Островах

Тащит дальше свой обоз Моргунок. Вдруг останавливается рядом трактор, и молодой шофер предлагает дотащить телегу до колхоза. Выслушав рассказ Никиты, паренек посоветовал пойти в Острова, где можно было приобрести коня. Сдав телегу под расписку, герой направился в соседнее село, едва видимое в море пшеницы.

Колхоза здесь не было, каждый жил для себя. Первое, что увидел наш путешественник, - полная разруха. Убогие избы, поваленные плетни, сидящий без дела народ - так описывает Острова Твардовский.

«Страна Муравия» (краткое содержание поэмы вы читаете) продолжается разговором с дедом, изготавливавшим дудочки. Он повел гостя в свой худой двор и указал на коня - седого и слепого от старости. «Да, вот как люди здесь живут», - произносит Моргунок, а потом делает невеселый вывод: так нельзя. С горечью рассказал он новым знакомым о верном друге - украденном коне. Слушатели поохали, о потом завели песню, которую слыхал от деда герой лет двадцать пять назад.

Главы 15-17. В колхозе

Отправившись за телегой, попал Никита на ток. С удовольствием взялся он за работу: и зерна, и соломы было валом. Подошел к нему на помощь мужик, который оказался председателем. Глава колхоза решил показать гостю усадьбу. Удивили Моргунка добротность и серьезность во всем. Сделано всерьез, точнее, навечно - пояснил Андрей Ильич.

А затем председатель поведал историю своей жизни, которая приводится в поэме «Страна Муравия». Анализ ее показывает типичность людей, представлявших советскую власть. Родился в бедной многодетной семье, в которой все мужчины были крепкие как на подбор. В Гражданскую получил шесть ранений, но выжил. Затем участвовал в разделении земель, за что не раз получал угрозы. Однажды ночью местные богачи Грачевы подкараулили его вдали от села и жестоко избили. Андрей Ильич с трудом смог доползти до дома, но веры в свое дело не потерял. То же завещал и родному сыну - верно служить советской стране.

А ночью местный сторож завел с Моргунком разговор о нелегкой судьбе странника. Бродит где-то старик из их колхоза, отправившийся на паломничество, или обычный мужик ходит в поисках работы, или возвращается с канала домой с думой о мести известный Степка Грачев… Так расширяет границы повествования А. Твардовский. «Страна Муравия» (анализ поэмы подводит к этой мысли) превращается в повествование о судьбе русского мужика в трудные послереволюционные годы.

Главы 18-19. Возвращение коня и развязка

А утром в колхозе праздновали свадьбу: по-народному, с размахом. Услышал здесь Моргунок хвалебные речи о новой жизни. И вдруг среди веселья появился у палисада конь, а хозяйка тайком сообщила мужу о приезде батюшки, готового обвенчать молодых. Услышавший разговор Никита сразу все понял, сорвался с места, а через минуту уже висел на шее своего Серого.

И вот они уже опять в пути. Задумался Никита: немало повидали за это время, но где та страна, что описывал дед? С этим вопросом он обратился к сидевшему на пне старику. Тот подумал, а потом ответил, что нет больше страны Муравской. Была и пропала, травой заросла. В один конец, в другой: куда ни глянешь - единственный путь остался. В колхоз. Так заканчивается поэма «Страна Муравия».

Анализ и идея произведения

Моргунок и само построение поэмы во многом напоминают «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Это еще одна попытка ответить на вопрос, всегда волновавший крестьян, о том, где кроется лучшая доля.

Главный герой - это собирательный образ человека, всегда жившего на земле и занимавшегося своим хозяйством. И вдруг он оказался в мире, где существовавшие веками традиции были уничтожены. Его восхищение природой и колосящимися полями, радость от работы на колхозном току (истосковался) свидетельствуют о безмерной любви к родной земле-кормилице.

Образ коня является символичным в поэме «Страна Муравия», содержание которой напрямую связано с его кражей и неутомимыми поисками. Он всегда был опорой крестьянина, его главным богатством. Потому-то и было трудно при новых порядках отводить скотину в колхоз, где за ней не было должного ухода. И хотя в последних главах Моргунок восхищается увиденным в колхозе и даже подумывает о вступлении в него, очевидно, что коллективизация нанесла большой урон деревне, так как крестьяне перестали быть хозяевами земли. Да и не всякий «кулак» нажил свое «богатство», используя чужой труд.

Такие не совсем веселые мысли вызывает поэма «Страна Муравия» А. Твардовского.

«Страна Муравия» считается произведением, с которого нача-лась истинная литературная карьера Твардовского. Поэма была тепло встречена не только критиками, но и признана большим кругом читателей. И действительно, поэма затрагивала те про-блемы, которые были злободневны или, по крайней мере, были еще очень свежи в памяти миллионов людей. Тема коллективиза-ции, ее последствий, тема русской земли, русского крестьян-ства — вот неполный перечень вопросов, затронутых в поэме.

Заглавие поэмы — «Страна Муравия» — это тот идеал обще-ственной жизни, который ищет не только Моргунок, но и каж-дый крестьянин, и в более широком смысле каждый русский человек в глубине души своей. Русскому человеку, как никому другому, свойственно стремление к идеалу. И ради этого идеала он готов терпеть много и долго. На это и рассчитывали строители коммунизма. Но автор иносказательно говорит о том, что страна Муравия — это миф. Миф, придуманный большевиками, едва ли сможет обрести жизнь, скорее всего, этот эксперимент обречен на провал. Твардовский развенчивает идеалы коммунизма, гово-рит о том, что через кровь и разрушения, через насилие нельзя привести человека к счастью. Счастья не построишь на несчастье других, на насилии.

Итак, Никита Моргунок отправляется на поиски некой иллю-зорной страны Муравии, о которой он часто слышал от своего деда. Основные стимулы, направляющие Никиту, идут от его привязанности к земле. Он не пожелал идти в колхоз, работать на всех, а не на себя. А потому он ищет ту страну, где «земля в длину и в ширину — кругом своя».

Моргунок представлен Твардовским как собирательный образ русского крестьянина. Это трудолюбивый, хозяйственный, креп-кий мужик, всю жизнь свою живущий честным трудом. И если бы не война, голод да не остальные беды, то жил бы он теперь при-певаючи. Глазами Никиты автор любовно смотрит на землю, на нескошенную пшеницу. Он с радостью принимается за работу, по которой соскучился, помогает в колхозе. Земля для русского крестьянина живая:

Земля!… От влаги снеговой Она еще свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа.

Это кормилица, это мать родная! Во имя нее и совершает Никита свое путешествие. Хозяйскою рукою, добро запряжен конь:

То конь был — нет таких коней! Не конь, а человек.

На коне держалось все хозяйство, вплоть до самого послед-него гвоздя в стене. И как уж любил и берег своего коня Моргу-нок! Именно вокруг коня и разворачивается все последующее действо. А потому это образ довольно Символичен. Это олицетво-рение всего хозяйства крестьянского. Горько думать, что ради призрачной страны, безбедного будущего крестьянин теряет все то, что уже заработано кровью и потом. Это отсылает читателя к той реальности, которая пришла вслед за образованием колхо-зов. Увлеченные идеей светлой жизни, а порой и принужденные, люди приводили в колхозное хозяйство всю скотину. А вот кому они отдавали свое кровное добро, свою кормилицу — корову, кормильца — коня? Руководить хозяйством часто приходили люди, совершенно не знающие своего дела, скрывающие за мас-кой всезнающего и образованного начальника полную неграмот-ность, невежество в вопросах ведения хозяйства. И приносили они лишь одни убытки.

Твардовский обращает внимание и на других героев, сыграв-ших немаловажную роль в историческом процессе. Один из таких героев — поп — собирательный образ русского духовенства. Ав-тор развенчивает неприкосновенный доселе образ русского попа, духовника. Здесь сквозят и ирония, и иносказание. Поп Твардов-ского странствует, рассуждает совсем не по Библии. И уж совсем не по библейским заповедям крадет коня. С одной стороны, это объясняется жесткой идеологической цензурой, с другой — с соб-ственно развенчанием идеала духовенства.

Идея губительности коллективизации, ее страшных послед-ствий не могла быть высказана прямо в годы создания поэмы, а потому Твардовский прибегает к иносказанию. Он показывает картины процветания колхозов, все работники его — это откры-тые, серьезные, немного суровые люди, с явно выраженной лю-бовью к труду, почти идеальные. Автор, причем, как будто под-дается идеализации: он показывает изумление Никиты, когда он видит председателя Фролова, легко поднимающего непосильные для одного человека тяжести. Да и сама поэма заканчивается про-светлением Никиты, решившего наконец-то вступить в колхоз. Произведение полностью подходит для литературы того време-ни, и цензура не могла придраться к поэме. А иносказательный смысл легко уловим.

План

  1. Никита Моргунок собирается на поиски страны Муравии, где нет колхозов, где вся земля — личная, частная соб-ственность.
  2. Он заезжает к свату попрощаться.
  3. По дороге сначала встречает попа, который предлагает ему ездить с ним и зарабатывать. А затем видит своего соседа Ивана Кузьмича, кормящегося милостыней. Материал с сайта
  4. Сосед крадет у Никиты лошадь. Никита дальше странству-ет, но уже впряженный в телегу. Только однажды он уви-дал своего коня у того самого попа, но догнать не успел.
  5. Он видит цыган, у которых не находит своего жеребца. На базаре он видит Ивана Кузьмича, но уже без лошади, ло-вит его, но тот ловко удирает из рук Никиты.
  6. Никита попадает в колхоз, где кипит работа, колхоз про-цветает.
  7. Моргунок попадает в селенье Острова. Теоретически — это именно та самая страна Муравия, о которой он так мечтал. Здесь земля в руках крестьян, на них никто не давит. Но все селенье — это большая разруха.
  8. Моргунок возвращается в колхоз и знакомится с председа-телем — Фроловым. Начинается свадьба. На нее приходит и поп. Узнав его, Никита кидается на улицу и видит своего Серого.
  9. Никита едет дальше. У мудрого старца, что попался ему по дороге, он спрашивает о стране Муравии. Старик отве-чает, что такой страны нет.
  10. Никита решает вступить в колхоз.

Одним из ранних произведений А. Т. Твардовского, которым он заявил о себе в литературе, была поэма "Страна Муравия" (1934-1936), посвященная коллективизации.

Работу над произведением поэт рассматривал как социальный заказ. В год крутого перелома хозяйственных отношений в деревне от крестьянина требовалось окончательно и бесповоротно отказаться от старого единоличного хозяйства и перейти в колхоз. Твардовский понимал необратимость исторического процесса и необходимость коллективизации в сложившихся условиях, поэтому в его произведении звучат мотивы "за" коллективное хозяйство на селе.

Однако попутно как литератор Твардовский исследует деревню, ее жителей. Автору важно показать людям, почему иные сопротивляются коллективизации, какой в этом смысл. Среди галереи характеров, представленных в поэме "Страна Муравия", есть и кулаки, и бандиты, и ярые приверженцы старины, и те, кто боится грядущих изменений, и те, кто просто желает счастья - в своем понимании. К числу последних относится главный герой "Муравии" - Никита Моргунок. Он не против колхоза, но боится, что будет жить в колхозе бедно. Накрепко сидит в этом немолодом уже мужчине убеждение, что крепким хозяином надо успеть стать до сорока лет. Если не успеешь, то и прозябать тебе в нищете. А представление у Моргунка о крепком хозяйстве свое: такое хозяйство видится ему прежде всего как единоличное. Хотя бы год так пожить, а потом можно смело и в колхоз.

Середняк, он желает выбиться в сельские богатеи. Такое возможно, по слухам, в стране Муравии. И Никита пускается на поиски загадочной Муравской страны, где все живут каждый "по себе" и все - богато. Изображая перипетии нелегкого пути Моргунка, автор показывает нелепость таких поисков, а также и то, что подобные Никите люди не понимают происходящих вокруг изменений.

Понимание приходит к Моргунку лишь тогда, когда он удаляется от кулацкой среды, которой некогда завидовал, и приближается к крестьянам-колхозникам. Знакомясь ближе с их бытом и трудом, Моргунок начинает полнее осознавать преимущества новой жизни. Он понимает, что единоличный хозяин теперь не у дел, подлинным хозяином на селе становится колхозник - тот, кто идет в ногу со временем, как бы ни был труден этот путь. И Никита Моргунок делает свой выбор как человек, который любит и уважает труд.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ поэмы А. Т. Твардовского «Страна Муравия», план (Второй вариант) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Страна Муравия" считается произведением, с которого началась истинная литературная карьера Твардовского. Поэма была тепло встречена не только критиками, но и признана большим кругом читателей. И действительно, поэма затрагивала те проблемы, которые были злободневны или, по крайней мере, были еще очень свежи в памяти миллионов людей. Тема коллективизации, ее последствий, тема русской земли, русского крестьянства - вот неполный перечень вопросов, затронутых в поэме. Заглавие поэмы - "Страна Муравия" - это тот идеал
    1. Почему поэма "Василий Теркин" А. Твардовского стала "народной книгой"? Поэма А. Твардовского "Василий Теркин" стала любимой книгой бойцов, потому что она отражала типичные на войне ситуации, которые были близки и знакомы каждому солдату, в которых он сам побывал. Герой выражал лучшие черты всей русской нации. Его судьба была общей с судьбой сражающихся на фронте воинов. Поэт подчеркивал, что "в каждой роте есть такой". Поэтому бойцы с интересом следили за всем,
    Глава 1 Небольшое вступление, знакомящее читателя с крестьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы - Никитой Моргунком. Начало путешествия Моргунка. Глава 2 Моргунок в "золотоглавом селе" на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают "души усопших, что пошли на Соловки". Они не желают смириться с новой жизнью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам. Глава 3 Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет
    Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала "Новый мир". Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу "врага и эмигранта" И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его имени. Поэтическое творчество
    Учитель_Маслова Т. В.____________________________________________ № Название конкурса, олимпиады, конференции Сроки Участники Результат Международный Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Общее количество детей Учащиеся - победители (Ф ИО, класс) Результат "Эрудит" 20 апреля 7 Пока нет ответа. "Медвежонок" март 11 Мызников Миша Караченко Никита Уваев Никита 1-2 место 1-2 место 3 место
    Рейтинг успеваемости учащихся 5-А класса Место Фамилия и имя учащегося На 14.04.13 1 Емельянова Анна 10,8 2 Емельянова Катя 10,59 3 Лукаш Никита 10,36 4 Солодовникова Юлия 9,96 5 Осуховская Жанна 9,62 6 Фролова Анастасія 9,56 7 Кальченко Никита 9,35 8 Давидчук Алексей 9,18 9 Мороз Дарья 9,16 10
    1. Кто из героев романа М. Шолохова "Поднятая целина" является носителем идеи коллективизации? Коллективизацию несут в массы и проводят коммунисты Гремячего Лога - Нагульнов, Разметнов, двадцатипятитысячник Давыдов. 2. Почему образ Щукаря является трагикомическим? Дед Щукарь - крестьянский люмпен, не имеющий своей собственности. В сущности он трагическая фигура, так как ничего радостного и хорошего в его жизни нет. Но он постоянно попадает в какие-то комические обстоятельства, которые у читателя вызывают смех, хотя для самого
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

«Страну Муравию» я написал в 1934 - 1936 году, и ее первое отдельное издание вышло в 1936 году в смоленском издательстве. Жил я тогда в Смоленске, областном центре моего родного края, учился в педагогическом институте и одновременно сотрудничал в местных газетах: «Рабочем пути» и «Смоленской деревне».

Эта поэма была пятой моей книгой. Я до нее издал уже поэмы «Путь к социализму» и «Вступление», книжку прозы «Дневник председателя колхоза» и «Сборник стихов». Все это было посвящено исключительно занимавшей меня тогда тематике колхозного строительства. Я много ездил в качестве газетного работника, писал корреспонденции, очерки, статьи, стихи и рассказы. Во всех тогдашних делах деревни я разбирался порядочно, - не только потому, что сам происходил из деревни, но особенно потому, что все происходившее там в годы «великого перелома» составляло для меня самый острый интерес и задачу жизни. Эта революция в сельском хозяйстве, во всем жизненном укладе миллионов явилась для меня в юности примерно тем, чем для старшего поколения наших людей были Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война.

Все написанное и напечатанное в эти годы, а также мои рабочие записи и незаписанные впечатления поездок, встреч и т. п. - все это было как бы подготовкой к «Стране Муравии».
Но задумал я эту вещь под непосредственным воздействием извне, она была мне подсказана А. А. Фадеевым, хотя эта подсказка не была обращена ко мне лично и не имела в виду жанр поэмы. Началом своей работы над «Муравией», первым приступом к ней я считаю 1 октября 1934 года, когда я занес в свой дневник следующую выписку из появившейся в печати речи Фадеева:

«Возьмите 3-й том «Брусков» - «Твердой поступью». Там есть одно место о Никите Гурьянове, середняке, который, когда организовали колхоз, не согласился идти в колхоз, запряг клячонку и поехал на телеге по всей стране искать, где нет индустриализации и коллективизации. Он ездил долго, побывал на Днепрострое, на Черноморском побережье, все искал места, где нет колхоза, нет индустрии, - не нашел. Лошаденка похудела, он сам осунулся и поседел. Оказалось, что у него нет другого пути, кроме колхозного, и он вернулся к себе в колхоз в тот самый момент, как председатель колхоза возвращался домой из какой-то командировки на аэроплане. Все эте рассказано Панферовым на некольких страничках среди другого незначительного материала. А между тем можно было бы всего остального не писать, а написать роман именно об этом мужике, последнем мелком собственнике, разъезжающем по стране в поисках угла, где нет коллективного социалистического труда, и вынужденного воротиться в свой колхоз - работать со всеми. Если внести сюда элементы условности (как в приключениях ДонКихота), заставить мужика проехать на клячонке от Черного моря до Ледовитого океана и от Балтийского моря до Тихого океана, из главы в главу сводить его с различными народностями и национальностями, с инженерами и учеными, с аэронавигаторами и полярными исследователями, - то, при хорошем выполнении, получился бы роман такой силы обобщения, который затмил бы «Дон-Кихота», ибо превращение ста милионов собственников в социалистов более серьезное дело, чем замена феодалов буржуазией».

Значение этого совета и призыва старшего писателя было, конечно, не в том, чтобы я так-таки и вознамерился написать произведение, которое затмило бы «Дон-Кихота». Кстати сказать, это выражение Фадеева - отголосок наивной «теории» «догнать и перегнать классиков», имевшей хождение в те годы в литературных кругах.
Дело было просто в том, что я очень горячо воспринял возможность этого сюжета, взятого из книги одного писателя и изложенного в таком духе другим писателем, для выражения того личного жизненного материала, которым я располагал в избытке, для осуществления настоятельной потребности, одолевавшей тогда меня: рассказать, что я знаю о крестьянине и колхозе.

Эта история замысла «Муравии», на мой взгляд, имеет некоторый интерес, хотя бы как один из примеров многообразных связей и взаимовлияний в нашей советской литературе.

Мною для «Страны Муравии» был взят этот сюжетный мотив (мужик, отправляющийся на своем коне в поиски страны, где нет колхозов), хотя далеко не в том плане обширного романа-путешествия, как толковал его Фадеев. Кроме того, взято название «Страна Муравия» - так у Панферова названа страна, которую искал Никита Гурьянов. Совпадает также имя моего героя с именем Гурьянова, фамилия же - Моргунок - это прозвище одного крестьянина, жившего в соседней деревне, приятеля моего отца.

Что же такое в изначальном смысле этих слов «Страна Муравия»? Я получаю от читателей и особенно от учащихся средней школы и преподавателей родного языка и литературы много писем с просьбой пояснить это слово или подтвердить те догадки и толкования, которые предлагались в этих письмах. Примерно: не есть ли это Моравия, Область, расположенная в Чехословакии? Не один ли у этого слова корень со словом «муравей» и не символизирует ли оно дружную коллективную работу и жизнь, подобную муравьиной семье? Не происходит ли оно от слова «мурава» - трава-мурава, рождая представление о весенней благодатной зелени травы и всходов?

Мне кажется, что последнее предположение не противоречит духу и смыслу этого наименования, но слово Муравия, вообще говоря, не выдумано. Оно взято из крестьянской мифологии и означает скорее всего некую конкретизацию вековечной мужицкой мечты, мечтаний и легендарных слухов о «вольных землях», о благодатных далеких краях, где текут молочные реки в кисельных берегах и т. п.

Происхождение названия «Муравия» от слова мурава (трава) подтверждается и заметками в Большой советской энциклопедии и у «Брокгауза и Ефрона», на которые мне указал мой земляк - старый литератор Н. С. Каржанский. Там, между прочим, сказано: «Муравский шлях - один из главных путей, которым пользовались крымские татары в XVI - XVII вв., совершая набеги на Русское государство. Муравский шлях шел от Перекопа к Туле по безлюдной, поросшей травой (муравой) степи, минуя переправы через большие реки...» (БСЭ); «На месте его и теперь существует большая проезжая дорога, называемая дв сих пор у г. Ливен Муравкою» («Брокгауз и Ефрон»). Любопытно ответить, что в китайском переводе эта моя поэма названа «Страною зеленой свежести».

Сознанию Моргунка, как и сознанию Панферовского героя в указанном эпизоде его книги, Муравия представляется страной мужицкого, хуторского собственнического счастья в противоположность колхозу, как такому устройству жизни, где человек будто бы лишен «независимости», «самостоятельности», где «всех стригут под один гребешок», как это внушали среднему крестьянину в первые годы коллективизации враждебные ей люди - кулаки и подкулачники.

Возвращение Моргунка, убедившегося на фактах новой действительности, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхоза, придавало наименованию «Страна Муравия» уже новый смысл - Муравия как та «страна», та колхозная счастливая жизнь, которую герой обретает в результате своих поисков.

Кстати, Борис Полевой сообщил мне, что в Сосновоборском районе Пензенской области до недавней поры укрупнения колхозов существовал колхоз «Страна Муравия». Наименование это было присвоено колхозу, во главе которого стоял местный учитель, по-видимому, в конце тридцатых годов, в связи с появлением в печати «Страны Муравии».

«Страну Муравию» я написал в 1934 - 1936 году, и ее первое отдельное издание вышло в 1936 году в смоленском издательстве. Жил я тогда в Смоленске, областном центре моего родного края, учился в педагогическом институте и одновременно сотрудничал в местных газетах: «Рабочем пути» и «Смоленской деревне».

Эта поэма была пятой моей книгой. Я до нее издал уже поэмы «Путь к социализму» и «Вступление», книжку прозы «Дневник председателя колхоза» и «Сборник стихов». Все это было посвящено исключительно занимавшей меня тогда тематике колхозного строительства. Я много ездил в качестве газетного работника, писал корреспонденции, очерки, статьи, стихи и рассказы. Во всех тогдашних делах деревни я разбирался порядочно, - не только потому, что сам происходил из деревни, но особенно потому, что все происходившее там в годы «великого перелома» составляло для меня самый острый интерес и задачу жизни. Эта революция в сельском хозяйстве, во всем жизненном укладе миллионов явилась для меня в юности примерно тем, чем для старшего поколения наших людей были Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война.

Все написанное и напечатанное в эти годы, а также мои рабочие записи и незаписанные впечатления поездок, встреч и т. п. - все это было как бы подготовкой к «Стране Муравии».
Но задумал я эту вещь под непосредственным воздействием извне, она была мне подсказана А. А. Фадеевым, хотя эта подсказка не была обращена ко мне лично и не имела в виду жанр поэмы. Началом своей работы над «Муравией», первым приступом к ней я считаю 1 октября 1934 года, когда я занес в свой дневник следующую выписку из появившейся в печати речи Фадеева:

«Возьмите 3-й том «Брусков» - «Твердой поступью». Там есть одно место о Никите Гурьянове, середняке, который, когда организовали колхоз, не согласился идти в колхоз, запряг клячонку и поехал на телеге по всей стране искать, где нет индустриализации и коллективизации. Он ездил долго, побывал на Днепрострое, на Черноморском побережье, все искал места, где нет колхоза, нет индустрии, - не нашел. Лошаденка похудела, он сам осунулся и поседел. Оказалось, что у него нет другого пути, кроме колхозного, и он вернулся к себе в колхоз в тот самый момент, как председатель колхоза возвращался домой из какой-то командировки на аэроплане. Все эте рассказано Панферовым на некольких страничках среди другого незначительного материала. А между тем можно было бы всего остального не писать, а написать роман именно об этом мужике, последнем мелком собственнике, разъезжающем по стране в поисках угла, где нет коллективного социалистического труда, и вынужденного воротиться в свой колхоз - работать со всеми. Если внести сюда элементы условности (как в приключениях ДонКихота), заставить мужика проехать на клячонке от Черного моря до Ледовитого океана и от Балтийского моря до Тихого океана, из главы в главу сводить его с различными народностями и национальностями, с инженерами и учеными, с аэронавигаторами и полярными исследователями, - то, при хорошем выполнении, получился бы роман такой силы обобщения, который затмил бы «Дон-Кихота», ибо превращение ста милионов собственников в социалистов более серьезное дело, чем замена феодалов буржуазией».

Значение этого совета и призыва старшего писателя было, конечно, не в том, чтобы я так-таки и вознамерился написать произведение, которое затмило бы «Дон-Кихота». Кстати сказать, это выражение Фадеева - отголосок наивной «теории» «догнать и перегнать классиков», имевшей хождение в те годы в литературных кругах.
Дело было просто в том, что я очень горячо воспринял возможность этого сюжета, взятого из книги одного писателя и изложенного в таком духе другим писателем, для выражения того личного жизненного материала, которым я располагал в избытке, для осуществления настоятельной потребности, одолевавшей тогда меня: рассказать, что я знаю о крестьянине и колхозе.

Эта история замысла «Муравии», на мой взгляд, имеет некоторый интерес, хотя бы как один из примеров многообразных связей и взаимовлияний в нашей советской литературе.

Мною для «Страны Муравии» был взят этот сюжетный мотив (мужик, отправляющийся на своем коне в поиски страны, где нет колхозов), хотя далеко не в том плане обширного романа-путешествия, как толковал его Фадеев. Кроме того, взято название «Страна Муравия» - так у Панферова названа страна, которую искал Никита Гурьянов. Совпадает также имя моего героя с именем Гурьянова, фамилия же - Моргунок - это прозвище одного крестьянина, жившего в соседней деревне, приятеля моего отца.

Что же такое в изначальном смысле этих слов «Страна Муравия»? Я получаю от читателей и особенно от учащихся средней школы и преподавателей родного языка и литературы много писем с просьбой пояснить это слово или подтвердить те догадки и толкования, которые предлагались в этих письмах. Примерно: не есть ли это Моравия, Область, расположенная в Чехословакии? Не один ли у этого слова корень со словом «муравей» и не символизирует ли оно дружную коллективную работу и жизнь, подобную муравьиной семье? Не происходит ли оно от слова «мурава» - трава-мурава, рождая представление о весенней благодатной зелени травы и всходов?

Мне кажется, что последнее предположение не противоречит духу и смыслу этого наименования, но слово Муравия, вообще говоря, не выдумано. Оно взято из крестьянской мифологии и означает скорее всего некую конкретизацию вековечной мужицкой мечты, мечтаний и легендарных слухов о «вольных землях», о благодатных далеких краях, где текут молочные реки в кисельных берегах и т. п.

Происхождение названия «Муравия» от слова мурава (трава) подтверждается и заметками в Большой советской энциклопедии и у «Брокгауза и Ефрона», на которые мне указал мой земляк - старый литератор Н. С. Каржанский. Там, между прочим, сказано: «Муравский шлях - один из главных путей, которым пользовались крымские татары в XVI - XVII вв., совершая набеги на Русское государство. Муравский шлях шел от Перекопа к Туле по безлюдной, поросшей травой (муравой) степи, минуя переправы через большие реки...» (БСЭ); «На месте его и теперь существует большая проезжая дорога, называемая дв сих пор у г. Ливен Муравкою» («Брокгауз и Ефрон»). Любопытно ответить, что в китайском переводе эта моя поэма названа «Страною зеленой свежести».

Сознанию Моргунка, как и сознанию Панферовского героя в указанном эпизоде его книги, Муравия представляется страной мужицкого, хуторского собственнического счастья в противоположность колхозу, как такому устройству жизни, где человек будто бы лишен «независимости», «самостоятельности», где «всех стригут под один гребешок», как это внушали среднему крестьянину в первые годы коллективизации враждебные ей люди - кулаки и подкулачники.

Возвращение Моргунка, убедившегося на фактах новой действительности, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхоза, придавало наименованию «Страна Муравия» уже новый смысл - Муравия как та «страна», та колхозная счастливая жизнь, которую герой обретает в результате своих поисков.

Кстати, Борис Полевой сообщил мне, что в Сосновоборском районе Пензенской области до недавней поры укрупнения колхозов существовал колхоз «Страна Муравия». Наименование это было присвоено колхозу, во главе которого стоял местный учитель, по-видимому, в конце тридцатых годов, в связи с появлением в печати «Страны Муравии».