Страсти британского двора: придуманная любовь Джейн Остин. Джейн остин краткая биография

Джейн Остин краткая биография английской писательницы, основоположницы «женского» романа изложена в этой статье.

Джейн Остин краткая биография

Родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне в семье священника. В их семье было 8 детей. Особенно дружна была Джейн с сестрой Касандрой, они были похожи и никогда не побывали замужем.

Джейн с детства читала много книг английских романистов (Филдинга, Ричардсона, Шекспира). С 1783 по 1786 гг. вместе с сестрой Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы и чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни. Вернув дочерей домой, отец сам занимался их образованием.

Литературная карьера Остин началась с 1789 года. Когда ей было всего 14 лет, она написала свое первое малоизвестное произведение «Любовь и дружба».

С 1811 по 1817 написала романы «Чувства чувствительность» (1811), «Гордость и предубеждение» (1811), «Нортенгерское аббатство» (1818). Последний был опубликован посмертно. Роман «Сэндитон» так и остался незавершенным.

Джейн Остин любила наряды, балы, веселье. Но была сдержанной и скромной.
Джейн Остин так и не вышла замуж. Когда Джейн было 20 лет, у неё был роман с соседом, Томасом Лефроем, будущим Лордом Верховным Судьёй Ирландии, а в те годы студентом-юристом. Однако брак молодых людей был бы непрактичным, поскольку обе семьи были сравнительно бедны и надеялись воспользоваться браками своих отпрысков для улучшения материального и общественного положения, поэтому Джейн и Тому пришлось расстаться. В 30 лет Джейн надела чепчик и уже его не снимала в знак отречения от надежд на личное счастье.

Английская писательница, которая первая придала роману современный характер благодаря внесению в него повседневной жизни. Хотя Остин много читали при жизни, она публиковала свои романы анонимно. Остин никогда не была замужем. Ее наиболее известные книги — это “Гордость и предубеждение” (1813 г.) и “Эмма” (1816 г.). Вирджиния Вульф называла Остин “самой замечательной творческой личностью среди женщин”.

“Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену.

Как бы мало ни были известны намерения и взгляды такого человека после того, как он поселился на новом месте, эта истина настолько прочно овладевает умами неподалеку живущих семейств, что на него тут же начинают смотреть как на законную добычу той или другой соседской дочки”. (“Гордость и предубеждение”, 1813 г. Перевод с английского И. Маршака)


Джейн Остин (используется также транскрипция “Остен”) родилась, в городке Стивентон, графство Хэмпшир, где ее отец, преподобный Джордж Остин, был приходским священником. Она была второй дочерью и седьмым ребенком в семье, где их было восемь. Остины не потеряли ни одного из своих детей. Кассандра Ли (Leigh), мать Джейн, кормила младенцев грудью по несколько месяцев, а затем отправляла их кормилице в близлежащую деревню, чтобы они были под ее присмотром год или больше.

Первые 25 лет своей жизни Джейн провела в Хэмпшире. Когда ее отец неожиданно отошел от дел, семья распродала все, включая фортепиано Джейн, и переехала в Бат (Bath). Джейн в возрасте 25 лет и ее старшая двадцативосьмилетняя сестра, по взглядам того времени считавшиеся старыми девами, последовали за родителями. Оторванная от своих друзей и сельских корней в Стивентоне, Остин оставила свои занятия литературой на десятилетие.

Джейн Остин в основном обучалась на дому, и лишь время от времени в школе, но она получила более широкое образование, чем многие женщины своего времени. Еще ребенком она начала писать для семенных развлечений. Ее родители были заядлыми читателями; любимый поэт самой Остин был Каупер*. Наиболее ранние из ее известных работ датируются примерно 1787. Она очень стеснялась своего занятия и писала на маленьких клочках бумаги, которые она сбрасывала под стол, если кто-то входил в комнату. В письмах она рассматривает повседневную жизнь семьи и друзей откровенно и подробно: «Джеймс танцевал с Алетеей и прошлым вечером кромсал индейку с большим упорством. Ты ничего не сказала о шелковых чулках; следовательно это потому, что Чарльз их не купил, я надеюсь, поскольку я не в состоянии заплатить за них; все деньги ушли на покупку белых печаток и розового шелка». (из письма Остин к ее сестре Кассандре, 1796 г.)

Джордж Остин поддерживал увлечение дочери и приобрел для нее бумагу и письменный стол, и пытался помочь ей найти издателя. После его смерти в 1805 году она жила с сестрой и страдающей ипохондрией матерью в Саутгемптоне. В июле 1809 года они переехали в большой коттедж в поселке Чотен. Это было место, где Остин чувствовала себя как дома. Она никогда не была замужем, у нее никогда не было собственной комнаты, но ее светская жизнь была активной, и у нее были поклонники и романтические мечты. С Томом Лефроем, с которым она встречалась несколько раз в 1796 году, она обсуждала “Тома Джонса” Филдинга*. Они обладали сходным чувством иронии, и это бесспорно привлекало Остин. Джеймс Эдвард Остен-Ли, ее племянник хотел создать другого рода легенду вокруг нее и утверждал, что “события ее жизни были особенно скучны: мало перемен и ни одного большого потрясения, когда-либо нарушившего спокойное течение ее жизни.… В ней не было ничего эксцентричного или чопорного; не было твердости характера; не было особенных черт…” Сестра Остин Кассандра также никогда не была замужем. Один из братьев стал священником, двое служили в военном флоте, один был умственно отсталым. О нем заботилась местная семья.

Джейн Остин была близко знакома со среднего достатка помещиками, которых она изображала в своих романах. В Чотене она начала писать свои главные произведения, среди них “Разум и чувства» (Sense and Sensibility), история обедневших сестер Дэшвуд, Марианны и Элинор, которые пытаются найти подходящих мужей для укрепления своего социального положения. Роман был написан в 1797 году, когда Остин было двадцать лет, и в черновом варианте назывался “Элинор и Марианна”. Согласно некоторым источникам, более ранняя версия работы была написана в форме романа в письмах, и прочтена вслух семье еще в 1795 году.

Героини Остин полны решимости вступить в брак разумно и основательно, удачно, но романтически настроенная Мэриэнн в “Разуме и чувствах” - это героиня, которая чувствует все очень глубоко, и она влюбляется без памяти в легкомысленного соблазнителя. “Я не могу быть счастлива с человеком, чьи вкусы не во всем совпадают с моими. Он должен разделять все мои чувства; те же книги, та же музыка должна пленять нас обоих”. Рассудительная Элинор влюбляется в джентльмена уже обрученного. “Мне часто приходилось ловить себя на таких ошибках», - говорит Элеонор, - «когда я совершенно неверно толковала ту или иную черту характера: воображала, что люди гораздо более веселы или серьезны, оригинальны или глупы, чем они оказывались на самом деле, и не могу даже объяснить, почему или каким образом возникало подобное заблуждение. Порой полагаешься на то, что они говорят о себе сами, гораздо чаще - на то, что говорят о них другие люди, и не даешь себе времени подумать и судить самой”.

Марианна любит читать и выражать свои чувства, Элеонор предпочитает рисование и рукоделие, не высказывая своих желаний. У их отца, Генри Дэшвуда, есть сын от первого брака. После его смерти, Джон получает в наследство Норлэндское поместье в Сассексе, где живут его сестры. Жена Джона, жадная и эгоистичная Фанни, настаивает на том, чтобы они переехали в Норланд. Обедневшая вдова и ее дочери переезжают в коттедж Бартона в Девоншире. Там Марианна окружена вниманием хитрого сердцееда Уиллоби, который уже влюблен в другую женщину. Элеонор заинтересовывается самодовольным и невежественным Эдвардом Феррарсом. Полковник Брэндон, пожилой господин, который не привлекает Марианну. Она окончательно отвергнута Уиллоби. «Марианне Дэшвуд при рождении была уготована необычная судьба. Ей предстояло познать ложность собственных суждений и противостоять, по собственной воле, своим самым любимым принципам».

Рисунок из книги “Portrait gallery
of eminent men and women
of Europe and America. With
biographies (1872)” с сайта archive.org

Во всех романах Остин ее героини в конечном счете выходят замуж. “Гордость и предубеждение” описывает столкновение между Элизабет Беннет, независимой и интеллигентной дочерью провинциального дворянина, и Фицвильямом Дарси, богатым аристократичным помещиком, ослепленными собственным высокомерием и желаниями. Их отношения начинается с неприязни, но Дарси заинтересовывает ее ум, характер и “прекрасное выражение ее темных глаз”. Она отвергает его первое предложение вступить в брак, но в конечном итоге барьеры отброшены прочь, и Элизабет и Дарси счастливо воссоединяются. Остин завершила раннюю версию этой истории в 1797 под названием “Первые впечатления». Книга вышла в трех печатных изданиях при жизни Остин. В 1998 появилось продолжение романа, озаглавленное “Желание и обязанности», написанное Тэдди Ф.Бадером и др. В нем развиваются идеи, о которых Джей Остин говорила своей семье.

“Эмма” была написана в шутливом тоне. Остин начала роман в январе 1814 г. и завершила его в марте следующего года. Книга была издана в трех томах. Она описывает историю Эммы Вудхаус, которая находит свое счастье в браке. Эмма - состоятельная, милая, довольная собой молодая девушка. Она остается одна со своим отцом, страдающим ипохондрией. Ее гувернантка, мисс Тейлор, выходит замуж за соседа, мистера Вестона. У Эммы много времени, и она тратит его, подбирая подходящих партнеров для своих друзей и соседей, не обращая внимания на собственные чувства. Она берет под свое покровительство Гарриет Смит, незаконнорожденную девушку без положения в обществе, и пытается устроить брак между Гарриет и мистером Элтоном, молодым священником, которому приглянулась Эмма. Эмма испытывает чувства к сыну мистера Вестона. Когда Гарриет становится интересен Джордж Найтли, сосед-помещик, который был ее другом, Эмма начинает понимать собственные заблуждения. Он был ее духовным наставником и тайно любил ее. Эмма наконец находит свое счастье в браке с ним. Гарриет которой остается решать все самой, выходит замуж за Роберта Мартина, молодого феремера.

Джейн Остин показывает провинциальную жизнь среднего класса с юмором и пониманием. Она описывает мелких помещиков, сельских священников и их семьи, в которых социальный статус женщины определяет главным образом брак. Больше всего для нее были важны те маленькие нюансы, как говорит Эмма “от которых зависит повседневное счастье личной жизни”. Несмотря на то что Остин ограничивалась семейными вопросами и упускала исторические события наполеоновских войн, ее острый ум и точная манера повествования вызывали у читателей непреходящий восторг. Из шести ее великих романов четыре были опубликованы анонимно при ее жизни. У Остин были трудности проблемы с издателем, который хотел внести изменения в любовные сцены в “Гордости и предубеждении”. В 1811 году она написала Томасу Эгертону: «Вы говорите, что книга неприличная. Вы говорите, что я нескромна. Но сэр, при описании любви скромность — это законченность правды; приличие — откровенность, и поэтому я также должна быть откровенна с тобой и попросить Вас убрать мое имя с титульного листа во всех последующих публикациях”. Она умерла 18 июля 1817 г. в Винчестере, в возрасте 41 года, и роман “Сандитон” оставился незавершенным. До 18 марта, когда она прекратила работу из-за плохого самочувствия, Остин смогла написать 12 глав. Причина ее смерти неизвестна. Было объявлено, что Остин стала жертвой болезни Аддисона*. По словам Клэр Томалин, она, возможно, умерла от лимфомы. Кэтрин Уайт в “Британском медицинском журнале гуманитарной медицины” предположила, что Остин скончалась от туберкулеза, которым заразилась от коров.

Джейн Остин похоронена в Винчестерском соборе, недалеко от середины северного нефа. “Для меня важно знать, что она покоится в здании, которым так восхищалась”, - писала впоследствии Кассандра Остин. Кассандра уничтожила многие письма сестры; 160 писем сохранилось, но ни одного написанного ранее ее двадцатилетия.

После смерти Джейн Остин ее брат Генри обнародовал ее авторство. «Эмма» получила благожелательный отзыв Вальтера Скотта, который записал в своем дневнике 14 марта 1826 года: «[Мисс Остин] обладает самым замечательным талантом к описанию увлечений, чувств и характерных особенностей повседневной жизни, который я когда-либо встречал». Шарлотта Бронте и Е.Б. Браунинг находили ее ограниченной, а Элизабет Хардвик* писала: “Я не думаю, что ее превосходный ум принесет ей счастье”. Популярность Остин возросла после выхода «Мемуаров» Дж. Е. Остин-Ли в 1870 году. Ее незаконченный роман “Сандитон” был опубликован в 1925 году.

* Болезнь Аддисона, бронзовая болезнь — хроническая недостаточность коры надпочечников.

Экранизации

Jane Austen"s House
Дом-музей в Чотене, Гемпшир, где жила Джейн Остин

Реклама киноверсии романа "Гордость и предубеждение", 2005 год. В ролях: Кира Найтли, Дональд Сазерленд, Мэтью Макфэдьен и др.

Биографические материалы, фото дома семьи Остин и Винчестерского собора

The Selected Works:

LADY SUSAN, 1793-94
SENSE AND SENSIBILITY, 1811
MANSFIELD PARK, 1814
EMMA, 1815
NORTHANGER ABBEY, 1817
LETTERS, 1925
SANDITON (unfinished), 1925
JANE AUSTEN"S LETTERS TO HER SISTER CASSANDRA AND OTHERS, 1964 (ed. by R.W. Chapman, 2nd ed.)

Джейн Остин (англ. Jane Austen, возможно написание Остен, 16 декабря 1775 - 18 июля 1817) - английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир. Её отец, Джордж Остин, был приходским священником. Происходил он из старинной кентской семьи, был просвещённым и широкообразованным человеком. Его жена, Кассандра Ли, также принадлежала к старинному, но обедневшему роду. Помимо Джейн в семье было шестеро мальчиков и одна девочка (Кассандра). Джейн Остин была предпоследним ребёнком.

Несмотря на высокую детскую смертность в те годы, все они выжили. Старший брат, Джеймс (1765-1819), имел склонность к литературным занятиям: писал стихи, прозу, но пошёл по стопам отца. О втором брате, Джордже (1766-1838), предпочитали в семье не говорить: он был психически неполноценным, говорить так и не научился. Ради него Джейн изучила азбуку немых. Третьего брата, Эдварда (1767-1852), усыновили богатые бездетные родственники Остинов Найты, что открыло перед ним широкие возможности - из джентри он перешёл в состав дворянства.

Самая яркая и романтическая судьба была у четвёртого, любимого брата Джейн Остин , Генри Томаса (1771-1850). Человек увлекающийся и не очень практичный, он перепробовал на своём веку немало профессий: служил в армии, был банкиром, поначалу преуспевал, но потом разорился, принял сан. Женат он был на Элизе де Фейд, вдове французского дворянина, окончившего свои дни на гильотине. Элиза оказала немало влияния на Джейн. Именно Элизе он обязан неплохим знанием французского языка и французских авторов: Ларошфуко, Монтеня, Лабрюйера, а также любовью к театру.

Два других брата, Фрэнсис Уильям и Чарльз Джон, были военными моряками, и дослужились до адмиральского чина. Но особенная дружба связывала Джейн с сестрой Кассандрой. Кассандра, как и сестра, замуж так и не вышла. Её избранник, молодой священник Томас Фаул, умер от жёлтой лихорадки в Вест-Индии, куда отправился в надежде заработать денег на предстоящую свадьбу. Когда его не стало, Кассандре было только двадцать четыре года.

Гораздо меньше определённых сведений имеется о самой писательнице. Мнения современников расходятся даже о её внешности. Джейн «совсем нехорошенькая, она чопорна для своих двенадцати лет, капризна и неестественна», так говорила её кузина Филадельфия. «Она привлекательна, хороша собой, тонка и изящна, только щёки несколько кругловаты», - говорил брат её близкой приятельницы. С этим описанием схож и портрет Джейн, сделанный Кассандрой.

Джейн Остин любила наряды, балы, веселье. Её письма полны описаний фасонов шляпок, рассказов о новых платьях и кавалерах. Веселье сочеталось в ней с природным умом и приличным, особенно для девушки её круга и положения, даже не окончившей школу, образованием.

В период с 1783 по 1786 гг. вместе с сестрой Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы и чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни. Вернув дочерей домой, Джордж Остин решил заняться их образованием сам и весьма в этом преуспел. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов, которых отменно знал по роду собственных занятий. Были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм. Увлекались и романами, читая таких авторов, как Ридчарсон, Филдинг, Стерн, Мария Эджуорт, Фанни Берни. Из поэтов предпочитали Каупера, Томсона, Томаса Грея. Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллектуальной обстановке - среди книг, постоянных бесед о литературе, обсуждений прочитанного и происходящего.

Хотя всю недолгую жизнь писательница провела в провинции, Стивентоне, Бате, Чотэне, Уинчестере, лишь изредка выезжая в Лондон, большой мир с его событиями и катаклизмами: войнами, восстаниями, революциями - постоянно врывался во внешне спокойное и размеренное существование дочери английского священника.

Джейн Остин так и не вышла замуж. Когда Джейн было 20 лет, у неё был роман с соседом, Томасом Лефроем, будущим Лордом Верховным Судьёй Ирландии, а в те годы студентом-юристом. Однако брак молодых людей был бы непрактичным, поскольку обе семьи были сравнительно бедны и надеялись воспользоваться браками своих отпрысков для улучшения материального и общественного положения, поэтому Джейн и Тому пришлось расстаться. В тридцать лет Джейн надела чепчик, объявив тем самым миру, что отныне она старая дева, простившаяся с надеждами на личное счастье, хотя один раз ей и было сделано предложение. Остины никогда не были богатыми, а после смерти отца их финансовые обстоятельства стали ещё более стеснёнными. Джейн обшивала семью и помогала матери по хозяйству.

Джейн Остин умерла 18 июля 1817 года в Уинчестере, куда поехала лечиться от болезни Аддисона. Она не успела закончить свой последний роман «Сэндитон».

Похоронена в Уинчестерском соборе.

Даша Татаркова

НА РОССИЙСКИЕ ЭКРАНЫ ВЫШЛА ЭКРАНИЗАЦИЯ «ГОРДОСТИ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И ЗОМБИ» - пародийного романа, в котором героини Джейн Остин пытаются выжить во время зомби-апокалипсиса. Несмотря на безумную завязку, литературный мэшап оказался в меру остроумным, а в его адаптации согласились сыграть Лили Джеймс и Лена Хиди. Джейн Остин уже почти двести лет остаётся константой мировой культуры: её работы продолжают изучать и интерпретировать снова и снова. Для всех, кто хотел бы лучше понять вселенную королевы английской литературы, рассказываем, как она жила, кого читала, о чём писала и что же из всего это получилось.

Тётушка Джейн

Из-за привычки жителей XIX века держать семейные тайны под замком о Джейн Остин известно не так много. Несмотря на неиссякающий интерес к её персоне, до нас дошли лишь общие факты. Публикации под псевдонимом позволили ей вести достаточно скрытную жизнь, при том, что Остин поддерживала активную переписку с друзьями и родственниками. Однако самые интересные подробности так и канули в Лету после смерти писательницы вместе с письмами - их сожгла её сестра Кассандра из уважения к личной жизни Остин.

Долгое время о жизни Джейн Остин строили представление по биографии, написанной её племянником Джеймсом Эвардом Остином-Ли. Для него она была в первую очередь тихой и скромной «тётушкой Джейн». И хотя Остин действительно ценила размеренный семейный уклад, это описание едва ли проливает свет на глубину её характера. Биография Остина-Ли тем не менее стала ключевой для признания Остин как писательницы: после её публикации на родине началась настоящая мания. Современные биографы, не стеснённые обязательствами семейной чести, стараются копнуть глубже, включая сохранившиеся письма в исследования и рассматривая Джейн Остин в социальном, историческом и даже политическом контексте.

Джейн Остин родилась в небогатой семье джентри, самого низкого дворянского сословия, её отец был священником, занимавшимся в том числе фермерством. У Остин было шестеро братьев и сестра Кассандра, которая, как и Джейн, так и не вышла замуж, всю жизнь оставаясь её лучшим другом. Остин недолго училась в нескольких школах, но оканчивала образование под присмотром отца дома, где пользовалась его библиотекой. Семья несколько раз переезжала, так что Джейн успела пожить в том числе в курортном Бате, кипевшем культурной жизнью. В детстве она чуть не умерла от тифа, и некоторые предполагают, что причиной смерти писательницы в 41 год стал именно его рецидив, хотя правдоподобных версий её болезни несколько.

ДЖейн Остин

родилась в 1775 году в Стивентоне, жила в Бате и Чоутене. Скончалась писательница в Уинчестере, куда приехала на лечение

«Я хочу, чтобы люди были не очень приятными, это избавит меня от труда слишком сильно их любить»

из письма сестре Кассандре


Слева направо:
дом писательницы в Стивентоне; первая иллюстрация к «Гордости и предубеждению», напечатанная в издании 1830 года

Джейн Остин писала всю свою жизнь. Её семья поощряла чтение, и ещё в молодости Остин зачитывала им вслух свои рассказы. Сохранилось несколько юношеских произведений Остин, пародировавших сентиментальную прозу, смелая попытка в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан», а также два незаконченных романа: «Утсоны» и «Сэндитон». При жизни Остин удалось напечатать четыре книги: «Разум и чувства», ставшую её дебютом, «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк» и «Эмму». Она подписывалась просто - «A Lady». На протяжении жизни Остин постоянно возвращалась к своим работам и вносила в них правки. Посмертно вышли «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка».

Поскольку Кассандра уничтожила большую часть их с Джейн переписки, о личной жизни романистки можно только строить разной смелости догадки. Известно, что у Джейн был непродолжительный роман с племянником её соседей Томом Лефроем, которого она в письмах называла «мой ирландский друг», однако его родители не были заинтересованы в столь невыгодном браке. И хотя велик соблазн свести романтические истории Остин к её собственному печальному опыту, о драматичности этого происшествия можно только догадываться, а верить вольному рассуждению на тему в «Джейн Остин» с Энн Хэтэуэй в главной роли совершенно необязательно. Хотя Джейн однажды получила предложение руки и сердца, она его отвергла, поскольку не хотела выходить замуж из прагматических соображений и отвлекаться от писательского дела.

Те же письма Остин, что сохранились, показывают её как ироничную, умную и живую женщину, а не просто любительницу тихой домашней жизни. Несмотря на то, что семья Остин по большей части занималась тем, что общалась с многочисленными друзьями и родственниками, писательница видела в этом не столько комфорт, сколько возможность для исследования человеческой натуры. Благодаря брату Генри у неё было множество самых разных знакомых, и все они отмечали её исключительно живой ум. Письма Остин представляют её как человека с невероятно ироничным отношением к себе и жизни, глубоко чувствующего и видящего недостатки общества вокруг.

Библиотека Хантингтона

в Калифорнии, в которой, например, хранится первое издание «Гамлета», недавно приобрела ранее не изданные
письма, стихи и другие материалы писательницы

Что читать

Jane Austen: A Life

The Real Jane Austen:
A Life in Small Things

Jane Austen’s Letters

Разум против чувств

Когда Джейн Остин только начинала писать, в литературе царили возвышенный сентиментализм, преклонявшийся перед природой, и романтизм, который ставил яркие страстные чувства превыше всего. Однако социальные и политические перемены не прошли даром: всё больше женщин не боялось заниматься писательством, а засилье сентиментальной прозы потеснил реализм с Диккенсом во главе, работавшим, правда, уже после жизни писательницы. Примерно в то же время, что и Остин, писали такие выдающиеся женщины-авторы, как Фанни Берни, Анна Радклиф, Мэри Хейз, Элизабет Гамильтон, Мария Эджуорт, Мэри Шелли, которая, кстати, издала свою первую книгу аккурат в год смерти Остин.

Остин была предвестницей реализма, противопоставляя себя сентиментализму и романтизму и предпочитая иронию, пародию и бурлеск. Для писательницы это было принципиально: её комедийные сюжеты позволяли не стеснять женщин жёсткими рамками привычных образов порочности или, наоборот, невинности и прописывать сложные, изменяющиеся характеры. Хотя довольно долго работы Остин было принято относить к романам нравов, сегодня очевидно, что в них скрыто гораздо больше, чем просто наставления, и уже одна мастерская ирония Остин добавляет им не заметной на первый взгляд глубины.

Джейн Остин называют себя «джейнистами»

«Решительно, нет большего удовольствия, чем чтение!»

«Гордость и предубеждение»

Писательница обращалась к темам, которые волновали её саму, - той же несправедливой женской зависимости от мужчин, не только моральной, но и экономической. Она использовала личный опыт: поскольку Остин так и не вышла замуж, это означало, что она до конца дней будет жить на попечении родителей и братьев. Зачастую писательница строила сюжет вокруг пары персонажей, например сестёр, поскольку отношения с собственной сестрой Кассандрой всегда были для неё важнее всего. Многие героини Остин так же нежно дружат со своими отцами, как и Джейн в реальной жизни. Папа писательницы обучал её и поощрял любовь к чтению, так что тема важности женского образования, в то время не слишком распространённого, кочует из романа в роман.

Что читать

Celebrating Pride and Prejudice: 200 Years of Masterpiece

Susannah Fullerton

Understanding Austen: Key Concepts in the Six Novels

Growing Older with Jane Austen

Портрет эпохи

Жизнь писательницы пришлась на георгианскую эпоху, то есть время правления английских королей - почти всех их (кроме последнего), как несложно догадаться, звали Георг. Романы Остин были напечатаны в короткий период Регентства, самый конец эпохи, когда сын больного и обезумевшего короля принял на себя полномочия. Принц-регент, кстати, как и вся модная аристократия, был большим поклонником писательницы и как-то даже «попросил» (на деле такие просьбы, конечно, не обсуждалась) посвятить ему роман. В книгах Остин много социального контекста, но понять по ним историческую обстановку довольно трудно. Главным потрясением тех лет, безусловно, была Французская революция, перевернувшая в Европе всё с ног на голову. Британская империя тем временем зализывала раны, только-только лишившись американских колоний. Впрочем, в текстах Остин несложно найти следы наполеоновских войн: не зря многие её персонажи - военные.

«Его королевскому высочеству, принцу-регенту, наипочтительнейше посвящает эту работу с позволения его королевского высочества преданный и покорный слуга его королевского высочества автор»

По просьбе принца-регента Остин написала ему посвящение


Сельский пейзаж того времени выглядел примерно так, как на этой картине Джона Констебла

Остин писала о том, чему она становилась свидетелем изо дня в день, - о провинциальной дворянской жизни. Ни индустриальный скачок, ни исторические встряски их семьи почти не коснулись. Писательница также часто описывала места, в которых бывала сама, например Бат, в котором провела несколько лет. И хотя семья Джейн жила достаточно скромно, у писательницы было неплохое представление и о джентри, и о куда более обеспеченном дворянстве: благодаря брату Генри у неё было много знакомых разных профессий и статусов. Помимо военных и дворян у Остин часто появляются священники, поскольку она сама выросла в клерикальной семье.

О том, как была устроена жизнь дворянства и джентри, можно судить и по самой Остин, которая имела доступ к отличной библиотеке, любила шить и читать своей семье вслух - примерно так предполагалось вести себя образованной женщине того времени. По её работам - о загородной жизни аристократии, которую занимали балы, прогулки, разговоры. Охота, политика и верховая езда были уделом мужчин, а чтение, музыка, рисование, вышивание - женщин. При этом во время Регентства искусство процветало, так что читали в том числе своих современников, производивших фурор: безусловно, известного своими скандальными похождениями лорда Байрона, а также Вальтера Скотта или Марию Эджуорт.

Что читать

Jane Austen’s
Country Life

The List Lover’s Guide
to Jane Austen

Jane Austen’s England

Roy and Lesley Adkins

Права женщин

На переломе веков идея равноправия мужчин и женщин уже не была в новинку, во что сложно поверить, поскольку на практике это едва ли находило применение. Тем не менее ещё в 1792 году вышел труд писательницы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», одна из первых философских феминистских работ. Во времена, когда единственным способом для женщины обеспечить себе жизнь оставалось замужество, Уолстонкрафт выдвинула идею, что мужчины и женщины по рождению своему равны - и только недоступность образования не даёт им добиться высот. К сожалению, двести лет спустя не все ещё соглашаются с этим, казалось бы, бесспорным фактом. Работа Уолстонкрафт имела огромный резонанс, и, вероятно, её читала и Остин. В одно время с ней жили сразу несколько заметных писательниц-феминисток, в том числе и Мэри Эстел, также выступавшая за равные права, и Кэролайн Нортон, чьё дело дало женщинам право голоса в бракоразводных процессах.

«Дайте девочке образование и надлежащим образом подготовьте её к вступлению
в жизнь - ставлю десять к одному, всё наладится без дополнительных расходов
с чьей-либо стороны»

«Мэнсфилд-парк»


Слева направо: титульный лист «В защиту прав женщин»; портрет Мэри Уолстонкрафт, 1797

Когда речь заходит о феминизме в романах Остин, исследователи до сих пор тонут в спорах и находят подтверждения разным направлениям мысли того времени. Однако, какими бы ни были частности, нельзя не заметить независимость, объединяющую её героинь. Остин не была столь прямолинейна, чтобы провозгласить равноправие между мужчинами и женщинами - но она не скрывала своего недовольства его отсутствием на практике. Используя фирменную иронию, она давала героиням играть по своим правилам: в остроумии, моральной независимости, гордости и разумности они ничем не уступают мужчинам и не боятся им отказывать вопреки приличиям.

В глазах общества Остин оставалась, если не старой девой, то уж точно милой «тётушкой Джейн», поскольку так и не вышла замуж. На деле же она была молодой женщиной, искавшей способы реализовать себя вне игры на пиано-форте и поддержать финансово - так она решилась издать свои романы. Для Остин было критично то, как её современницы были скованы экономически и в рамках закона, и последствия этой несправедливости зачастую переживали её героини.

Остин знаменита тем, что использовала романтические клише против самого жанра и с их помощью подчеркивала несостоятельность роли, которую они навязывали женщине. И хотя героини писательницы по законам сказки всё-таки выходят замуж, феминистский тон произведений Остин работает исподволь. Эмма с самого начала - настоящая хозяйка дома, уверенная в себе, наслаждающаяся своей независимостью. Элизабет Беннет не просто саркастична, она дважды отказывает предложениям и уважает чужой выбор, даже если с ним не согласна; ей вторят делающие выбор вопреки Фанни Прайс и Энн Эллиот. Мэриэн Дэшвуд и вовсе отказывается подчиняться нормам приличия, а сестринские отношения с Элинор остаются выше всех привязанностей.

В 2017 году

портрет Остин появится на 10-фунтовой банкноте

Что читать

The Madwoman
in the Attic

Sandra M. Gilbert
and Susan Gubar

Jane Austen, Feminism and Fiction

Margaret Kirkham

Jane Austen: Women, Politics, and the Novel

Claudia L. Johnson

Учебник моды

Кино и сериалы сделали одежду, в которой ходят герои Остин, синонимичной тому, как одевалась аристократия в XIX веке. На деле это мода совсем короткого периода, которую быстро сменила викторианская строгость. Одежда времени Регентства напрямую отражала недавние события в Европе. После Французской революции пришла мода на неоклассицизм, так что силуэты платьев стали свободными, напоминая об античных одеяниях.

С одной стороны, так европейская знать всеми силами старалась дистанцироваться от образа поверженной французской аристократии, предпочитавшей дорогие тяжёлые ткани, излишества и парики. С другой - новый стиль рифмовался с обретённой свободой мысли и нежеланием загонять себя в строгие рамки пусть и, вполне буквально, корсетов. На рубеже веков отношение к одежде было невероятно утилитарным, однако, благодаря промышленной революции стало возможным всё быстрее адаптироваться к веяниям: цвета стали ярче, появились вычурные мотивы, а ухватить текущие тренды стало делом первой необходимости.

«Женщина наряжается только для собственного удовольствия. Никакой мужчина благодаря этому не станет ею больше восхищаться, и никакая женщина не почувствует к ней большего расположения»

«Нортенгерское аббатство»


Слева направо: автопортрет художницы Ролинды Шарплс, 1820; «Мадам Пьер Серизья (в девичестве Эмилия Пекуль) с сыном Эмилем», 1795, в модной тогда шляпе

Jein Austen Карьера: Писатель
Рождение: Великобритания» Стивентон, 16.12.1775 - 18.7
Джейн Остин - английская писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа". Родилась 16 декабря 1775 года.Книги Джейн Остин "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора.Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.

Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали писательский привкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует более того сайт в Интернете, тот, что каждый день - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс британский роман"!

Но, боюсь, что бытие ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и некогда, как и двести с лишним лет вспять!

Известно о ней не крайне хоть отбавляй, хотя семейство Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сберегла ее сочинения: все, охватывая и незаконченные отрывки!

Но вот напасть, дневников она без малого не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на российский язык документов без малого трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не вымолвить никчемным. Я постараюсь поведать Вам то, немногое, что мне удалось изведать, составить, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось произвести выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье ещё шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств принять не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, немало занималась самообразованием, читала и совместно с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и участливо прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить сущность прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти немного сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила ещё и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный работа историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась исследовать его, дотошно и чутко. Пришедший в гости к отцу здешний лекарь, длительно и с интересом слушал читка Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девчурка представила его вниманию свой личный шутливый работа, изумившись, смеялся, изумленно качал белоголовый головой, а позже длительно рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочка пастора, не только букеты может собирать и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству также доставляли Джейн наслаждение. Сохранились свидетельства о том, что живя достаточно замкнуто и уединенно, нечасто выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла гладкий и любезный нрав, улыбка без малого ни при каких обстоятельствах не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколь не возбраняется судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж вылезти не довелось. Сыграло ли тут образ мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая уровень независимости и ума, которая была в ней заметна без малого немедленно - судить тяжело.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, открыто, в полной мере, высказываясь только в своих книгах, ставших знаменитыми ещё при ее жизни. Кстати, публиковала она их совсем все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу без малого сию минуту по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя тот самый завершающий роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, более того пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она только чуть-чуть подтрунивает над ними. В "Эмме" нет абсолютно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная благоверная. Столь благодушное касательство к героям исходит, видимо, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но постоянно ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония нечасто могла перейти в сарказм.

Отмечается другой раз некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина настолько навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, финальный факт не имел в этом месте никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц посредством призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны сквозь кусок жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, грубо очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет, ее папа, неизменно погруженный в размышления и книги; встрепанная и всегда кудахчущая, как курочка, мамаша, озабоченная только светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и серьезно считала, что реальная существование также полна мистических призраков!

Джейн всю дорогу совершенствовала близкое мастерство. Она испробовала немного форм романа и все они были закончены, более того если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла удерживать его продолжительно!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан более того маленький роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - ослепительный и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная леди, дарящая читателям всякий год по новой книге - одна интереснее прочий! Романы одалживали дружбан у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д", а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихонько угасала, несмотря на все попытки родных пособить ей. Внешне ее существование была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою влюбленность до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она без затей создавала свой личный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает существовать до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась завершить свой крайний роман "Сендитон".

Недописала только нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного гладко сквозь сто лет следом её смерти!

Так же читайте биографии известных людей:
Джейн Биркин Jane Birkin

Джейн Биркин - известная английская актриса и певица известна своими откровенными ролями. Родилась 14 декабря 1946 года.Джейн Биркин дебютировала в..

Джейн Сеймур Jane Seymour

Джейн Сеймур - известная великобританская актриса, продюсер и писательница. Родилась 15 февраля 1951 года.Наибольшую известность и популярность..

Джейн Мьюр Jean Muir
Джейн Бёрден Jane Berden

Знаменитая натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитистов.