Техники рисования на бумаге. Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Оксана Денеко

Наверное, всем детям очень нравятся рисовать . И особенно ими приветствуются нетрадиционные способы рисования . Но нам это на руку, ведь любое рисование способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире. А так же развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

Пена для бритья - очень необычная поверхность для рисования . Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми линиями, завитками и другими узорами. Иногда это напоминает бумажный квиллинг. Каждый рисунок получается уникальным! При рисовании на пене используется принцип монотипии - рисование с помощью уникальных отпечатков. Высохшую бумаги мы используем на занятиях, для упаковки подарков, и даже для дальнейшего рисования !

Материалы и инструменты :

плоский поднос, крышка или тарелка, либо просто лист форматом А-4.

пена для бритья,

краски мы берём ЛЮБЫЕ!

тонкая кисточка или зубочистки, расчёски, поролоновые тампончики, кисти разного рамера.

Линейка (мы брали пластиковую) или полоски плотного картона.

пачка салфеток, можно поставить таз с водой, чтобы промыть линейку.

А так же ЭНТУЗИАЗМ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, КРЕАТИВНОСТЬ!

Для начала подготовим рабочую поверхность)

Нанести немного пены на поднос или на лист А-4.

Линейкой, либо полоской картона разровнять, разгладить пену по поверхности

Вооружившись ЛЮБЫМИ КРАСКАМИ, начинаем рисовать…


Мы рисовали сегодня только кисточками, получилось вот так….







Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе, но лист слишком сильно прижимать не стоит.


Осторожно, чтобы не смазать рисунок, снять бумагу и положить ее пеной вверх несколько минут, чтобы впиталась краска

Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном.


Оставим рисунок сохнуть.


И вот что в итоге у нас получилось…


А с оставшейся пеной можно еще много чего придумать) Например что то из неё слепить

А можно предложить ребенку поиграть с разноцветной пеной- прикасаться к ней ладошкой и убирать руку, снова прикасаться, набрать пену в ладошку и сжать руку в кулак, растягивать или пропускать между пальчиков.

Расслабление пальчиков и ладошек, необычные приятные сенсорные ощущения, полезные для развития, а также положительные эмоции ребенку обеспечены


Роль рисования в формировании речи у ребенка велика. Как известно нам, взрослым - стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук : быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи.

Рисование в свою очередь выполняет сразу две функции : эстетическое восприятие мира через рисунок и усиление речевой активности.

Кроме того, очень приятно видеть радостные и желанные плоды просвещения : навыки рисования , радость в глазах ребенка, безмерное счастье, которое он получает от своего творчества.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работаважное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.

Откуда берется это странное утверждение о себя «я не умею рисовать?». Все умеют, только по-своему. Вот и у меня ребенок что-то стал периодически расстраиваться, что я не умею это рисовать или не красиво получилось. Знакомая художница подсказала оставить попытки рисовать по образцу, как это, в основном, делают на различных кружках по рисованию, и попробовать , не стандартные. Предложила опробовать монотипию. Дальше — больше, я начала искать еще варианты подобных техник, раскрывающих индивидуальность ребенка. Их оказался непочатый край.

Кое-что оказалось знакомым еще с детства.

Кляксы

Сложить лист пополам, раскрыть и на одной из половин наставить цветных пятен краской. потом сложить лист опять и плотно прижать — прогладить ладонью или приложить тяжелую книгу. Раскрываем и рассматриваем, что это такое получилось (тест Роршаха, наверно, похоже создавался)))) Можно дорисовать что-то, если хочется добавить.

Фроттаж

Помните? :)

Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру. Можно карандашную крошку точно так же растирать, по рельефной поверхности. Кто пытался рисовать на столе с рельфным покрытием знает, как эта техника рисования может включиться в рисунок совершенно непрошенно:) А можно создавать рисунки комбинируя рельеф нескольких предметов.Вот какая прелесть:

Так же делаются и отпечатки листьев.

Получается и рисование, и раскрытие индивидуальности, и развитие воображения, и уверенность в своих силах творить и много-много еще полезных моментов для ребенка (и взрослого) в таких техниках. Люблю универсальные вещи, типа
коляски 3 в 1 :)

Отпечатки

Мраморная бумага

  • крем (пена) для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок
  • бумага
  • скребок

План работы:

  • Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку
  • Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
  • С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
  • Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
  • Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
  • Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
  • Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.

Паспарту

Это когда каляки-маляки ребенка вставляются в лист с вырезанной какой-либо формой. Вот, к примеру, бабочка.

Монотипия

Рисование пищевой пленкой

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

Мыльная живопись

Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырики, которые создают фактуру красочных мазков.

Рисование по сырой поверхности

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

И еще

1. Соль . Предварительно сделайте на бумаге набросок. Смочите его водой с помощью кисти, посыпьте солью, подождите, пока она вберет себя воду, лишнюю соль ссыпьте. Когда все подсохнет, прорисуйте недостающие элементы и раскрасьте. Солью хорошо рисовать стрекоз, птичек, медуз, бабочек, снег, дым.

2. Воск . Приготовьте лист с силуэтами животных, которые вы заранее «нарисуете» свечкой. Закрашивая рисунок краской, ребенок неожиданно для себя «создаст» изображения животных.

3. Поролон или губка . Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени, яблони.

4. Пучок карандашей . Надежно закрепите клейкой лентой большой лист бумаги. Соберите в пучок цветные карандаши – так, чтобы заточенные концы находились на одном уровне. Предложите ребенку порисовать.

5. Мелки и крахмал . Налейте на лист бумаги немного крахмала и руками равномерно размажьте по поверхности. Предложите малышу рисовать мелками по скользкой поверхности. Лучше использовать основные цвета мелков, чтобы они дали вам новые цвета.

6. Цветной клей . Разлейте клей по пустым флаконам, добавьте в каждый по нескольку капель разного цвета, и вы готовы к созданию художественных произведений. Рисуйте цветным клеем на темной бумаге, используя «капельную» технику.

7. Марлевый тампон . Предложите ребенку окунуть марлевый тампон в краску и нарисовать облака, мыльные пузыри, снежные сугробы, утят, бабочек. Недостающие детали надо дорисовать кисточкой или фломастером.
Кукурузные початки. Придумайте какое-либо изображение. Окуните початок в краску и прокатите по листу чистой бумаги. Сделайте отпечаток «хвостом» кукурузного початка.

8. Кляксография . Пусть малыш капнет краской на лист, наклонит его в разные стороны, а затем дорисует кляксу так, чтобы получилось какое-либо изображение. Или ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок. Можно дуть на краску из соломинки — тоже способ дать кляксе место развернуться:)

9. Рисование точками . Малыш легким нажимом карандаша намечает предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполняет пространство внутри него, используя фломастеры или карандаши разных цветов.

10. Рисование брызгами . Самое основное здесь – освоить технику «набрызга». На сухую зубную щетку с достаточно жесткой щетиной нанесите гуашь, чуть меньше, чем вы обычно кладете зубной пасты. Консистенция краски – чуть гуще, чем паста, поэтому вода здесь обычно не нужна. Держите щетку в левой руке щетиной вниз на расстоянии 3-4 см от бумаги и палочкой скребите щетину по направлению к себе. Очень красив разноцветный «набрызг» (салют) и желто-красный (золотая осень) на белом листе; белый «набрызг» на темно-синем фоне (зимний пейзаж).

11. Рисование ногами . Закрепите на полу клейкой лентой лист бумаги. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Можно творить одновременно двумя ногами на одном листе бумаге. Прикрепите к стене большой лист бумаги и попросите ребенка изобразить на нем нечто, лежа на спине.

по материалам пользователя Cherry сайта liveinternet.ru

Необычная техника рисования открывает мир фантазий и широких возможностей даже совсем не умеющему что-либо изображать на бумаге человеку. Для ребенка это идеи для самовыражения и простор для вдохновения.

Существует множество любопытных способов когда появляется возможность не только получить захватывающий рисунок, но и весело провести время вместе с малышом.

Кляксография

Способ заключается в нанесении на лист бумаги обыкновенной кляксы. Это можно сделать, просто капнув краску, набранную на широкую кисть.

После этого ребенку предлагается подумать, на что похожа его клякса, и дорисовать недостающие детали. Возможно это будут ножки, хвост или лучики. Тогда клякса оживает, дальше можно будет фантазировать и пририсовывать остальной фон.

В ходе рисования у ребенка посредством задаваемых ему вопросов развивается воображение. Он учится фантазировать и воплощать задуманное на листе бумаги.

Рисование штампами

Необычные техники рисования для детей не требуют сложной подготовки и необычных инструментов. Легко можно создать шедевр, используя обыкновенные вещи:

  • половинки картофеля;
  • дольки яблока;
  • поролоновые губки;
  • кубики от конструктора Lego.

Чтобы получилась картинка, необходимо сначала нарисовать будущую основу. Это может быть веточка, стебельки от цветочков, дорога, где скоро появятся дома.

Затем берется любой понравившийся штамп и окунается в краску. После приложения его к листу получается цветной отпечаток. Так можно изобразить листочки на веточке, цветы или с помощью кубиков Lego выходят славные домики с кирпичными стенами.

Рисование осенними листьями

Очень увлекательная и необычная техника рисования, а рисунки получаются невероятно нежными и красивыми. Для этого необходимо подготовиться и насобирать листья. Причем понадобятся совершенно разные экземпляры: большие, маленькие, красные, желтые, округлые или вытянутые.

Прогуливаясь осенним вечером с ребенком по парку, стоит обратить внимание малыша на красоту осенней природы, на буйство красок. Потом можно предложить насобирать листьев и сотворить небольшое чудо на простом листе бумаги.

Варианты отпечатков листьев

Есть несколько способов получения картины при помощи листьев.

1-й способ . Предложите ребенку на время превратиться в волшебника осеннего леса и отправиться в путешествие. Необходимо выбрать несколько понравившихся листочков и обмазать их с одной стороны красками. Затем листики прижимаются к бумаге, и остаются отпечатки, напоминающие деревья в лесу.

2-й способ . Очень нравится маленьким детям, потому что не требует особых навыков, а рисунок выглядит просто потрясающе. Вместе с малышом разложите 2-3 красивых листочка на бумаге. Далее их лучше слегка закрепить скотчем, чтобы во время работы они не скользили.

Губкой или широкой кистью наносится краска по всей оставшейся поверхности, включая и разложенные листья. Как только акварель подсохнет, можно листочки убрать и любоваться получившимся чудом.

Создаем причудливый рисунок

Необычные техники рисования для детей в школе потребуют определенной подготовки и немного терпенья. Но результат порадует не только детишек, а удивит даже взрослого человека.

Так, можно предложить детям младшего школьного возраста создать цветную бумагу собственного изготовления. Для этого понадобится:

  1. Бумага.
  2. Одноразовая пластиковая тарелка.
  3. Акварель.
  4. Плотный картон.
  5. Пена для бритья.
  6. Ватные палочки.

Сначала пена выдавливается равномерным слоем на одноразовую тарелку. Затем при помощи кисточки необходимо капнуть в произвольном порядке разноцветные краски.

Далее наступает пора магии. С помощью ватной палочки аккуратно размешиваются краски и получается разноцветная, снежная пена. Теперь берется лист бумаги и прижимается всей стороной к тарелке. Излишки пены снимаются кусочком картона.

Когда разноцветный лист просохнет, его можно использовать для дальнейшей работы. В результате получается замечательный цветной фон, который подойдет для всевозможных поделок.

Необычные техники рисования акварелью подходят даже самым маленьким детишкам. А совместное творчество не только сближает взрослых и детей, но и дарит немало чудесных работ, которые можно оформить в рамку и украсить комнату.

Использование гуаши в необычном творчестве

Гуашь, в отличие от акварели, более тяжелая и непрозрачная. Цвета получаются насыщенные, а при высыхании слегка светлеют. Необычные техники рисования гуашью основываются на ее свойствах.

Можно предложить ребенку рисование точками. Сначала ребенок или взрослый рисует контур будущего рисунка. Затем он постепенно заполняется краской, используя ватные палочки.

Особый восторг вызывает у детей рисование пеной. Гуашь, разведенная в воде, дает потрясающий насыщенный цвет. Если развести в одноразовых стаканчиках разные цвета и затем пустить бульбы, то образовавшейся пеной можно изобразить причудливые пейзажи.

Чтобы стать волшебником, не обязательно иметь волшебную палочку. Необычная техника рисования поможет показать ребенку небольшое чудо.

В отсутствии ребенка заранее нарисуйте картинку воском от свечи. А потом уже предложите малышу якобы чистый лист закрасить красками. Наверняка он удивится, откуда на листе взялась такая красота.

Увлечение для взрослых

Взрослые или старшие школьники могут попробовать создать атмосферный рисунок, используя акварель. Висячие сады - необычная техника рисования, когда изображение появляется при помощи разбрызгивания краски из пульверизатора.

Обязательно стоит попробовать изобразить данное чудо в присутствии ребенка. Для этого необходимо нанести сверху листа несколько полос из разных оттенков зеленого цвета. Потом распылять воду из пульверизатора, акварель начинает течь, причудливо меняя форму и движение.

Одной из разновидностей такого рисования является появление изображения на мокрой бумаге. Существует ряд пейзажей, которые удачно выходят, лишь когда используется необычная техника рисования.

Прежде необходимо научить ребенка делать лист слегка влажным. Если бумагу излишне намочить, то эффект не выйдет, а бумага испортится. Для этого подойдет кусок ваты, смоченный водой.

После этого можно кисточкой, дотрагиваясь до листа, оставлять следы, заранее продумывая сюжет. Это может быть дождливый день, город в ночи или цветы в тумане.

Предела в фантазии и творчестве не существует. Педагоги по советуют использовать в работе всевозможный материал и не бояться идти на эксперименты.

Мастер класс «Рисование для самых маленьких».


Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.

Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»

Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.


Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.


Превращаем дугу в петельку.


Рисуем рожки и закрашиваем.


Украшаем домик улитки.


Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?


Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».

Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.


Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.


Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.


Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.

Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»

Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.


Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.


Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.


"Печатаем" кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.


Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.

«Зимняя полянка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.


Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.


Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.


По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».

Рисуем «колобок» коричневой краской.


Рисуем носик-треугольник.

Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.



Работа ребёнка:

Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.


Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».


Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.


Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?

Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».

Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.


Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.


Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.


Рисуем петушку ноги.