Причины религиозных войн в европе. Религиозные войны в Европе XVI и XVII веков

Вестфальская система международных отношений (XVII - первая половина XVIII вв.)

/. Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.

После заключения в 1555 г. Аугсбургского религиозного мира в Германии целых полстолетия не было крупных столк­новений между католиками и протестантами. Но на рубеже XVI--XVII вв. снова усилились религиозные трения. В особен­ности протестантов начали притеснять, когда во главе Священ­ной Римской империи встал Фердинанд II, считавший себя за­щитником католической веры. Он решил раз навсегда покон­чить с протестантской «ересью». Кроме того, он стремился вос­становить гегемонию Габсбургов в Европе, подорванную пора­жениями в предыдущем столетии. Германия снова разделилась на две враждебные группировки - Католическую лигу и Еван­гелическую унию, которые начали подготовку к войне.

Заветы27, пакты остаются в исключительно секуляризованном регистре. Поэтому договаривающиеся стороны вынуждены обращаться к другим ресурсам проверки, таким как торжественность языка, повторение обещаний, выбор выдающегося места. Единодушие решения. Проди29, треугольнику, из которого мужчины будут составлять два нижних края, а Бог, свидетель и гарант, край. Пакты дружбы основаны на другой внутренней организации: это уже не Бог, который служит свидетелем и гарантом, но король и его указы, постоянно вызываемые, цитируемые, используемые в качестве поручительства и санкции.

В эту войну было в той или иной мере вовлечено большин­ство стран Европы. Одним из театров военных действий явля­лись Нидерланды, где еще в XVI в. возникло независимое про­тестантское государство Голландия (Северные Нидерланды). В 1621 г. истек срок перемирия, которое заключили между собой голландцы и испанцы. Военные действия возобновились, в ходе которых испанцы попытались восстановить свое господ­ство в Северных Нидерландах. Англия, прямо не участвовав­шая в этой войне, оказывала голландцам материальную по­мощь. Французское правительство направило свои войска в Северную Италию. Но от участия в военных действиях в Цент­ральной Европе оно первое время воздерживалось, прилагая усилия к укреплению и расширению состава антигабсбургской коалиции. Во многом его заслугой было вступление в войну против Католической лиги Дании и Швеции. Извлечь для себя пользу из общеевропейской войны стремилось и Русское госу­дарство (Россия), восстанавливавшее силы после внутренней «смуты» и внешних войн начала XVII в. и мечтавшее вернуть северо-западные и западные земли, которые оно потеряло по Столбовскому миру 1617 г. с Швецией и Деулинскому переми­рию 1618 г. с Польшей.

Конечная действительность Завета заключается не в какой-либо святости, а в соответствии с законом и королевской волей, как отмечают все заветы, что жители хотят жить в мире под властью короля. Поэтому местные солидарности не противоречат утверждению абсолютной власти суверена, а наоборот, они предполагают их существование. Это само по себе позволяет им найти и объяснить их отказ объединиться в игру политических партий и клиентов, которые обеспечивают часть сплоченности.

Призывая молчащий депозит, но очевидный король, они размещаются с самого начала на стороне закона, общих интересов, общего блага, понятного очень широким образом. Присяжная клятва оправдывает этот проект; каждый приход Дижона платил своим людям три месяца; весь город двести лошадей и двести пятьдесят лакеев: Бургунн мог поставлять полторы тысячи лошадей и четыре тысячи лакеев, заплаченных за три месяца в году.

Если причиной войны были католическая реакция и стрем­ление Габсбургов к господству в Европе, то поводом к ней по­служили попытки германского императора восстановить в Чехии католический культ, частично реформированный еще в первой половине XV в. в результате Гуситских войн. Эти по-

пытки вызвали восстание чехов в 1618 г., которое фактически и положило начало длительной общеевропейской войне. Импе­ратор заключил союз с Католической лигой и с ее помощью разгромил силы повстанцев в сражении 8 ноября 1620 г. при Белой горе. Чешское восстание было подавлено. Император восстановил католицизм в чешских землях и подчинил Чехию своему управлению. Вслед затем войска габсбургской коалиции нанесли поражение силам Протестантской унии.

Вражеские лица братства

Сьер де Таванннес собрал в доме короля, где мой брат и ами, хотя и не очень старые, присутствовали с великим дворянством и людьми, где клятва была отвергнута, и ничто никогда не было таким гугенотом, как этот книжный магазин; они были победителями собственных изобретений братства. По словам Жана-Агнаута Бегата, клятвы, чья функция состоит в том, чтобы восстановить или консолидировать согласие, консенсус и запретить партии и особые условия.

Радикально выступают против мирных соглашений, которые намереваются сделать разные мнения, фракции и «народы» сосуществовать в одном и том же политическом обществе. Для него Город может существовать без проблем и прочным образом, только если он основан на единство и единодушие, особенно конфессиональные.

На помощь германским протестантам пришла Дания, обес­покоенная угрозой католической реакции. Ей оказывали по­мощь Англия, Франция и Голландия. В то время Дания (в унии с Норвегией) была весьма сильным государством Север­ной Европы. Поначалу датские войска действовали успешно. Однако и они стали терпеть поражения после того, как коман­довать императорскими войсками был назначен талантливей­ший полководец того времени Альбрехт Валленштейн. Его армия во второй половине 20-х годов заняла Северную Герма­нию и стала угрожать владениям датского короля. В результате этих побед в 1629 г. император издал Реституционный эдикт, по которому католической церкви возвращались ее владения, конфискованные во время Реформации.

Прямое доказательство этой радикальной оппозиции между клятвой и пактом наблюдается в других местах самой Бургундии, именно в политической деятельности тех, кто окружает Гаспар де Саулькс-Таванн и парламент Дижона, который немедленно возразил. к Указу об Амбуазе.

Поддержанной Лигой 32. Жан де Саульц, сын Гаспара, который сообщает об обстоятельствах, в которых заключено это обязательство, не скрывает того факта, что он направлен против протестантов - и, предположительно, также против пактов дружбы. В братстве, образованном в Дижоне33, залог короля и верность его желаниям, конечно же, должны быть вызваны, но очень маргинальным и риторическим образом: человек, который принимает такую ​​клятву, обязуется к своим заговорщикам и к Богу, без всегда чувствую властную потребность в другой легитимности, чем тот, который присуждается предполагаемой святостью дела.

С этого момента Англия, Франция и Голландия прилагали все силы, чтобы добиться присоединения к антигабсбургской коалиции самой сильной державы Северной Европы того вре­мени - Швеции. В начале XVII в. это государство встало на путь активной внешней экспансии в восточной и южной При­балтике. Став королем в 1611 г., Густав II Адольф (1594-1632) мечтал о присоединении к Швеции всего побережья Балтий­ского моря и превращении своего королевства в могуществен­ную балтийскую империю (с XII в. она уже владела Финлян­дией, а с XVI в. - и землями в Восточной Прибалтике). С этой целью он вел войны с Россией, Польшей и Империей. По Столбовскому договору 1617 г. он добился отделения от России и присоединения к Швеции побережья Финского залива и Ка­релии. В дальнейшем его войска заняли всю Восточную При­балтику (Лифляндию, Курляндию и Восточную Пруссию). Когда в Европе бушевала война между протестантскими госу­дарствами и силами католической реакции, шведский король Густав II Адольф со своей армией находился в Польше, зани­маясь претворением в жизнь своих грандиозных завоеватель­ных планов.

Жан де Саульц прямо указывает на порядок приоритетов братства: сначала защиту конфессиональных интересов, «служение короля». Впоследствии, для тех, кто собирается вместе и общаться друг с другом, бороться с распространением ереси, защищать истинную веру достаточно, чтобы оправдать Лигу, не доказывая ее наследия. В частности, ссылка на суверена, похоже, играет роль, противоположную той, которую она выполняет в пактах.

Клятвы, которые, как правило, подтверждают священный консенсус, делая политическое членство религиозным обязательством и религиозным выбором политическим вопросом и пактами дружбы, которые подтверждают равные права сограждан, которые обещают друг другу взаимную защиту таким образом, представляют собой две крайности, между которыми местные власти могли первоначально двигаться в тот момент, когда волнения возобновляются. Исторический провал заветов, который не мог предотвратить возвращение насилия, вполне понятен, конечно, в общем контексте усиления конфессиональной конфронтации, а также их структурной хрупкостью.

Для войны против Католической лиги шведский король нуждался в материальной помощи, которая ему была оказана Францией и Россией. Из Франции он получал регулярные де­нежные субсидии. Россия на льготных условиях поставляла Швеции хлеб. Оба государства помогали Швеции, преследуя

2 - 8970 33

собственные внешнеполитические цели. Франция боролась за ослабление Габсбургов, своего главного соперника. Россия хо­тела заручиться поддержкой Швеции в своей борьбе против Польши за возвращение земель, потерянных во время граждан­ских войн и иностранной интервенции начала ХУП век а.

Компромиссы, заключенные между сторонами и отдельными лицами, которые взаимно признают друг друга и гарантируют при сохранении своей идентичности, не могут полностью объяснить принципы, на которых они основаны, поскольку уже кажется невозможным прибегнуть к сакральным формулам проверки. Элементы, упомянутые выше - повиновение королю, городской идеал, восхваление.

Гражданского мира, идеи совместного гражданства и совместной ответственности - служат общим принципом оправдания. В то время как клятвы католических лиг могут развернуть аргумент короля антифонов, закона, веры, пакты никогда не смогут четко определить, что они организуют: «конфедерация», «конвенция», Простое циклическое обещание дружбы Отсутствие единого, стабильного принципа оправдания внутри пактов свидетельствует как о своей большой новизне, так и о нерешительности, которая означала их заключение.

Заключив с Польшей перемирие, Густав II Адольф в 1630 г. вторгся во главе своей армии в пределы Священной Ржшской империи. Он считался одним из выдающихся полководцев своего времени. В сражении 17 сентября 1631 г. при БЕрейтен-фельде в Саксонии он одержал блестящую победу над армией Католической лиги, которой командовал полководец Тилли. Там же, в Саксонии, 6 ноября 1632 г. он добился побе=ды над армией Валленштейна в бою близ города Лютцен. Однако в этом сражении Густав-Адольф погиб. Протестанты лижпились общепризнанного и авторитетного руководителя. Смерть швед­ского короля неблагоприятно отразилась и на России. В 1632 г. она объявила Польше войну с целью овладения Смоленском (т.н. Смоленская война). Но не получив обещанной под_цержки Швеции, Россия была вынуждена заключить с Польшей в 1634 г. Поляновский мир, сохранивший за ней западные рус­ские земли.

В этом смысле пакты заключаются в контрактах, основной особенностью которых является взаимность обязательства, подчеркнутого частотой выражения «друг друга», а не соглашений. Под влиянием юристов, юристов или торговцев, знакомых с практикой делового права, которые населяют городские советы, пакты о дружбе в корне определяют политическую связь с моделью контракта. Конечно, они отдают необычную энергию идеалам городской солидарности, общинного братства и верности королю, но они по-прежнему лишены всякой возможности сдерживания.

Пассилис и секуляризация государства

Кто сможет решать споры по этому вопросу? В отсутствие гарантии исполнения, а также возможность полагаться на королевскую власть, приверженную абсолютному поддержанию мира, пакты поэтому не имеют долгосрочного эффекта. Шмитта сохраняет свою актуальность и, наконец, позволяет думать о войнах религии, во Франции и во Франции. империя, а не как длинная скобка в утверждении авторитета государства, а в качестве решающего момента - испытание, в котором ставки, проблемы и выбор рисуются с новой остротой и энергией.

В этих условиях в войну против католической коалиции от­крыто вступила Франция. Ее правительство, во главе кюторого в ту пору стоял прелат католической церкви кардинал Ришелье, вело решительную борьбу против протестантов в своей стране. В 1625 г. началась осада важнейшего опорного пункта фран­цузских протестантов - крепости Ла-Рошель. По-сле е е паде­ния в 1629 г. король Франции Людовик XIII издал Эдшкт ми­лости, сохранявший свободу отправления протестантского культа, но упразднявший административную и политическую автономию протестантов, дарованную им по Нантскому- эдикту 1598 года. Однако в области внешней политики правительство Франции, руководствуясь государственными интересами, под­держивало протестантов и вступило на их стороне в вой ну про­тив Габсбургов.

Они не являются ни отступлением, ни фазой аномии, но временем опыта и размышлений, в ходе которых подделываются практики, инструменты и системы мышления, которые будут в центре современного государства. Мир религии, переговоры и дискуссии, которые они провоцируют, иллюстрируют, действительно, медленную трансформацию миссий, возложенных на центральную власть со времен средневековья и особенно в шестнадцатом веке. будь то король Франции или император, поддерживать внутренний мир, становится одним из критериев, на которые гуманисты, философы, юристы, споры или мемориалисты считают законным судить о форме правления или царствования Из центрального государства, от территориального князя или даже от правительства того или иного города, современники ожидают, что они будут поддерживать мир и согласие.

В 1635 г. французская армия развернула боевые д ействия одновременно против короля Испании в Нидерландах и~ против императора в германских землях. Совместно с шведе кими и голландскими войсками французы добились крушных побед в сражениях при Брейтенфельде 2 ноября 1642 г. и при Рокруа 19 мая 1643 года. Однако смерть Ришелье в 1642 г., и короля Людовика XIII в 1643 г. ввергла страну во внутренние смуты, известные под названием Фронда. Это побудило французское правительство ускорить окончание войны.

Различие между предосудительной внешней войной - почетной - и гражданской войной - между друзьями и врагами становится более точным и способствует изменению роли, приписываемой государству и государству, избегая при этом прямой ссылки на конфессиональный разрыв. утверждает, что христианские князья были рукоположены в Боге и желали людей за превосходство своих добродетелей, чтобы командующий несколькими, устанавливает между ними полицию и порядок справедливости, вступая в мир, соглашаясь с самыми богатыми и мощный с наименьшим и наименьшим.

К тому же стремились и другие страны, истощенные много­летней войной. Особенно пострадали германские земли!, в про-

должение многих лет разоряемые армиями разных государств. Только убыль населения достигала трети, а то и половины его довоенной численности. Многие местности просто обезлюдели, население покинуло их, спасаясь от бесчинств наемников, го­лода и эпидемий. В целом, Тридцатилетняя война оказалась разорительной для всех ее участников, даже для тех стран, ко­торые не подверглись нашествию армий. Увеличение государ­ственных расходов, рост налогов, дороговизна продуктов пита­ния и фуража - все это явилось прямым следствием войны.

Для современников эти замечания могут касаться только религиозной проблемы и функционирования умиротворения, тем более, что текст Луи Ле Карона далеко не изолирован. Шмитта: подписан не только указ об умиротворении. Временное восстановление королевской власти - с провозглашением большинства короля, частичным прекращением насилия и приостановлением ссоры между Гизом и Колиньи, - но он внес вклад в устойчивое расширение центральной власти. Именно по достижении мира Амбуаза и обеспечения его быстрого применения - несмотря на подводные камни и местное сопротивление - первые комиссары короля появляются в провинциях, инвестируют в долгосрочную миссию в Точная территориальная юрисдикция.

Реферат на тему:

Религиозные войны во Франции



План:

    Введение
  • 1 Первая война 1560-1563
  • 2 Вторая война 1567-1568
  • 3 Третья война 1568-1570
  • 4 Четвёртая война 1572-1573
  • 5 Пятая война 1574-1576
  • 6 Шестая война 1576-1577
  • 7 Седьмая война 1579-1580
  • 8 «Война трёх Генрихов» 1584-1589
  • 9 «Завоевание королевства» 1589-1593
  • 10 Библиография

Введение

Ироническое изображение Генриха IV в виде Геркулеса, попирающего Лернейскую гидру (намёк на Католическую лигу)

Их происхождение 38, их атрибуты и их положение предвещают будущие интенданты, привилегированные инструменты, если они находятся в централизованном монархическом государстве семнадцатого века. Кроме того, решающая роль молодого государя в умиротворении неприятностей, о чем свидетельствует его впечатляющий тур де Франс провинций, способствовала увеличению ожиданий, которые могли бы оказать его подданные в нем и его способности собираться.

В империи баланс выглядит на первый взгляд более смешанным, в частности из-за неспособности имперской власти оснастить себя независимым и эффективным исполнительным и военным инструментом. Проекты, направленные на размещение кругов, их военных и Однако рассмотрение обсуждений в диетах второй половины шестнадцатого века показывает, что имперская власть извлекает выгоду из позиции арбитража, чьи конкретные преимущества он знает, как использовать. Имперский камеральный суд, суд «империя ранее занимались судебным преследованием протестантов, является, благодаря душевным» Аугсбург, новое положение, что делает его гарантом мирного сосуществования конфессий в империи, в том числе для малого бизнеса с участием неясных актеров.

Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Как было указано в названии недавней выставки, посвященной этому, Рейхскаммергерихт. Имперский орел защищает под своими крыльями олицетворение религиозного мира. Чтобы понять «мир по закону», мы можем лучше понять эти брошюры и гравюры, которые в самом начале Тридцатилетней войны продолжают вызывать католического, но беспристрастного и защитного императора обеих конфессий.

Секуляризация является результатом конкретных решений и решений, сделанных в конкретных историко-правовых условиях идентифицируемыми группами и агентами. Это была благоприятная ситуация для юристов, которые столкнулись с профессионалами догмы. Поэтому мы должны отказаться от идеи построения единой модели современного государства и найти, что двумерный процесс модернизации и секуляризации имеет совершенно разные пути: с его конгломератом государств, княжеств и городов, с Переплетение своих институтов, Святая Империя, несомненно, запутывает по сравнению с королевствами Франции или Англии, но тем не менее ей удалось противостоять военному давлению соседей и турок, поддерживать в своих в течение очень длительного периода внутреннего мира и сохранения преимуществ верховенства права для государств и отдельных лиц.


1. Первая война 1560-1563

Поводом к первой войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. После прихода к власти Франциска II фактическое руководство страной стал осуществлять род Гизов во главе с герцогом Франсуа Гизом и его братом кардиналом Шарлем Лотарингским, которые увеличили масштабы преследования гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди. Они хотели захватить короля и арестовать Гизов. Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор. Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560. Суть самого заговора состояла в том, что раздражённые влиянием Гизов на молодого короля Франциска II и королеву Марию Стюарт (которая была из Гизов по матери), гугеноты, во главе с принцем Конде, планировали выкрасть монарха прямо из Амбуазского замка.

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX, а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561). В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и сторонники прежней власти, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, образовали т. н. «триумвират» (Ф.Гиз - Монморанси - Сент-Андре). Триумвиры начали переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.

1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в провинции Шампань. Было убито несколько человек и ранено около 100 участников собрания. Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в местечке Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. После этого Конде и его сподвижник Ф. д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Был заключён союз с Англией, где в то время правила королева Елизавета I, которая оказывала активную поддержку протестантам всей Европы, и германскими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан(май-октябрь 1562), помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; во время этих боёв погиб Антуан Вандомский. Вскоре к Конде прибыло подкрепление из Германии, гугеноты приблизились к Парижу, но вдруг, неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре принц Конде был разбит католиками и попал в плен; но протестанты убили вражеского маршала Сент-Андре и и взяли в плен коннетабля Монморанси. Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи вернулся в Орлеан. Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере. После смерти Гиза стороны сели за стол переговоров. Ослабленные потерей своих лидеров, обе партии искали мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина Медичи, после смерти короля Франциска доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю Лопиталю. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.


2. Вторая война 1567-1568

Вторая война началась с того, что Гизы, не удовлетворённые уступками гугенотам, стали подготавливать международный альянс католических держав. Гугеноты во главе с Колиньи отреагировали на это союзом с Елизаветой Английской и протестантским пфальцграфом Вольфгангом Цвайбрюкенским, который привёл на помощь гугенотам 14 000 своих подданных, положив начало традиции вмешательства пфальцграфов во французские гражданские войны, просуществовавшей до конца века.

В сентябре 1567 года принц Конде возобновил свой план похищения короля, на этот раз Карла IX, из Мо. Одновременно открыто объявили себя гугенотами жители Ла-Рошели и ряда других городов, а в Ниме произошла резня католических священников. В ноябре в битве при Сен-Дени сложил голову коннетабль Монморанси. Королевская казна была пуста, командовать армией было некому, что заставило короля пойти на мир в Лонжюмо (март 1568), который не решил ни одного вопроса и служил лишь отсрочкой крупномасштабных боевых действий.


3. Третья война 1568-1570

Вооружённое противостояние возобновилось с наступлением осени, когда свобода вероисповедания была в очередной раз отменена, а на подмогу гугенотам прибыл отряд голландских протестантов во главе с Вильгельмом Оранским. Екатерина Медичи попыталась взять инициативу в свои руки и вернула ко двору Гизов, кальвинистских проповедников выдворяли из Франции, дело шло к аресту Конде и Колиньи.

В марте 1569 года принц Конде был убит при Жарнаке, и адмирал Колиньи принял командование силами протестантов от имени юных принцев - Конде-младшего и Генриха Наваррского. Несмотря на поражение при Монконтуре, он сумел соединиться с графом Монтгомери и овладеть Тулузой. В августе 1570 года король подписал Сен-Жерменский мир с существенными уступками гугенотам. По условиям мира королю Наваррскому была обещана рука сестры короля, Маргариты.


4. Четвёртая война 1572-1573

Варфоломеевская ночь в Париже

За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь. Среди жертв насилия был и Колиньи. Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.


5. Пятая война 1574-1576

Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III, который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской. Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн, южными провинциями самоуправно заведовал Анри де Монморанси. В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.


6. Шестая война 1576-1577

Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем Католической лиги. Генеральные штаты в Блуа не смогли разрешить накопившихся противоречий. Под давлением лиги Генрих III по Бержеракскому договору 1577 года отказался от уступок, сделанных гугенотам годом ранее.

7. Седьмая война 1579-1580

Ключевой фигурой седьмой войны был брат короля, Франсуа Анжуйский, который при поддержке Вильгельма Оранского провозгласил себя графом Фландрии и герцогом Брабанта и вмешался в восстание голландских протестантов против испанской короны на стороне первых. Между тем молодой принц Конде завладел Ла-Фером в Пикардии. Боевые действия официально завершил мир во Флё (1580).


8. «Война трёх Генрихов» 1584-1589

Демонстрация Католической лиги в Париже (1590)

Смерть герцога Анжуйского и бездетность Генриха III сделали наследником французского престола отлучённого папой от церкви главу гугенотов - Генриха Наваррского. Поскольку он не собирался менять веру, Генрих Гиз при поддержке Католической лиги и Екатерины Медичи стал готовить почву к переходу престола в собственные руки. Это привело к его разрыву с королём, который намеревался любой ценой сохранить корону в руках потомков Капета.

Развернулась война трёх Генрихов - короля, Бурбона и Гиза. При Кутра погиб королевский главнокомандующий Анн де Жуайез. В мае 1588 года («день баррикад») парижане восстали против нерешительного короля, который вынужден был бежать из столицы. Екатерина Медичи достигла с лигой компромисса о передаче престола последнему католику среди Бурбонов - кардиналу де Бурбону, заточённому королём в Блуаском замке.

После того, как Гизы организовали вторжение в Салуццо войск герцога Савойского, в конце 1588 года и начале 1589 по Франции прокатилась волна наёмных убийств, жертвами которой стали основные действующие лица - Генрих Гиз и его брат кардинал де Гиз, Екатерина Медичи и король Генрих III. Престарелый кардинал де Бурбон, в котором лига видела нового короля Карла X, также умер, отказавшись от престола в пользу Генриха Наваррского.


9. «Завоевание королевства» 1589-1593

Наваррский король принял французскую корону под именем Генриха IV, но в первые годы своего правления ему приходилось защищать свои права на трон от оставшихся Гизов - герцога Майенна, который держал в своих руках Нормандию, и герцога Меркёра, который, прикрываясь правами жены, пытался восстановить суверенность Бретани.

В марте 1590 года новый король одержал важную победу при Иври, но попытки взять Париж и Руан не приносили успеха ввиду противодействия испанцев во главе с Алессандро Фарнезе, которые, вопреки салическому порядку престолонаследия, пытались посадить на престол внучку Генриха II по женской линии - инфанту Изабеллу Клару Евгению.

К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру. В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам. После смерти Генриха IV их возобновит кардинал Ришельё своим противостоянием с Анри де Роганом у стен Ла-Рошели.


10. Библиография

  • Pierre Miquel, Les Guerres de religion , Paris: Librairie Arthème Fayard, 1980 (réédition). Chronologie détaillée, Index détaillé, bibliographie (27 p). 596 p.
  • James Wood, The king’s army: warfare, soldiers, and society during the wars of religion in France, 1562-1576 , New York, Cambridge University Press, 1996.
  • Arlette Jouanna (dir.), Histoire et dictionnaire des guerres de religion, 1559-1598 , Robert Laffont, coll. " Bouquins ", 1998 (ISBN 2-221-07425-4) ;
  • Jean-Marie Constant, Les Français pendant les guerres de Religion , Hachette Littératures, 2002 (ISBN 2-01-235311-8) ;
  • Denis Crouzet:
    • Dieu en ses royaumes: Une histoire des guerres de religion , Champ Vallon, Paris, 2008. (ISBN 2876734944)
    • Les Guerriers de Dieu. La violence au temps des troubles de religion (v. 1525-v. 1610) , Champ Vallon, collection " Époques ", 2005 (1re édition 1990) (ISBN 2-87673-430-3)
    • La Genèse de la Réforme française 1520-1562 , SEDES, coll. " Histoire moderne " #109, Paris, 1999 (1re édition 1996) (ISBN 2-7181-9281-X) ;

Данный реферат составлен на основе