Третьяковская галерея и истории ее возникновения. Когда была открыта Третьяковская галерея

Третьяковская галерея – самый посещаемый музей страны. Галерея была основана в конце XIX века известными купцами и меценатами – Павлом и Сергеем Третьяковыми, которые отдали свои коллекции в дар городу. Галерея расположена в бывшей усадьбе братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке. Фонд музея значительно пополнился после Октябрьской революции 1917 года собраниями богатых дворянских и купеческих семей. В просторных залах Третьяковской галереи представлены древнерусские иконы и картины русской живописной школы. Двигаясь по хронологически расположенным залам музея, можно подробно изучить русское изобразительное искусство с XVII века по начало XX века.

Братья Третьяковы потеряли своего отца, когда старшему – Павлу – было семнадцать лет, а младшему – Сергею – пятнадцать. Они оказались предпринимателями от Бога. Очень скоро братья расширили дело от обычной торговли в лавках до собственного большого магазина полотняных, бумажных и шерстяных товаров на знаменитой купеческой улице Ильинке. Они организуют торговый дом «П. и С. братья Третьяковы». В середине 1860-х годов они приобрели Ново-Костромскую льняную мануфактуру, которую впоследствии сделали одной из лучших в России. Историк московского купечества П.А. Бурышкин называл Третьяковых в числе пяти самых богатых купеческих фамилий Москвы

Третьяковы были известными жертвователями и благотворителями. Павел Михайлович был попечителем Арнольдовского училища для глухонемых, оказывал финансовую помощь исследовательским экспедициям, жертвовал деньги на возведение храмов. Иногда пожертвования Третьякова превышали затраты на приобретение картин. Сергей Михайлович активно участвовал в общественной жизни Москвы. Он был гласным Московской городской думы и городским головой. На этой должности он сделал много для Москвы. Благодаря Третьякову Сокольническая роща стала городским парком Сокольники: он выкупил ее за собственные деньги.

В 1851 году Третьяковы приобрели у купцов Шестовых усадьбу в Лаврушинском переулке с двухэтажным особняком, украшенным классицистическим аттиком, и обширным садом. Полноправной хозяйкой дома была Александра Даниловна, а братья Третьяковы сосредоточились на торговле. Это был редкий в купеческой среде идеальный семейный и деловой союз. При этом Третьяковы отличались характерами. Павел был замкнутым, ему нравилось работать и читать в уединении, мог часами рассматривать и изучать картины и гравюры. Сергей, более общительный и веселый, был всегда на виду, любил пощеголять.

Однажды Павел Михайлович Третьяков приехал по делам фирмы в Петербург и попал в Эрмитаж. Он был настолько поражен богатством художественного собрания, что непременно захотел заняться коллекционированием. Вскоре он приобрел девять картин малоизвестных западных художников. «Первые две-три ошибки в столь трудном деле как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства полотен старых мастеров, – писал И.С. Остроухов после смерти собирателя. – «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена мной у художника», – любил говаривать Третьяков». Вскоре Третьяков знакомится с коллекцией Ф.И. Прянишникова и решает собирать картины русских художников.

В Третьяковской галерее годом основания музея принято считать 1856 год, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Сегодня они висят рядом в одном зале. Условие, по которому Павел Михайлович отбирал картины для своей галереи, можно найти в его словах, обращенных к художникам: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Но это отнюдь не значит, что Третьяков просто скупал все приглянувшиеся ему картины. Он был смелым критиком, не признающим чужих авторитетов, часто делал замечания художникам, а порой и добивался поправок. Обычно Павел Михайлович покупал полотно до открытия выставок, прямо в мастерской, когда картину еще не видели ни критики, ни зрители, ни журналисты. Третьяков прекрасно разбирался в искусстве, но этого было мало, чтобы выбирать лучшее. Павел Михайлович обладал своеобразным даром провидца. Никакие авторитеты не могли повлиять на его решение. Показателен случай, о котором пишет С.Н. Дурылин в книге «Нестеров в жизни и творчестве»:

«На предварительном, закрытом, вернисаже XVIII Передвижной выставки, куда допускались немногие избранные друзья передвижников, Мясоедов подвел к «Варфоломею» В.В. Стасова, трибуна-апологета передвижничества, Д.В. Григоровича, секретаря Общества поощрения художеств, и А.С. Суворина, редактора газеты “Новое время”. Все четверо судили картину страшным судом; они согласно все четверо признали ее вредной… Зло нужно вырвать с корнем. Пошли отыскивать по выставке московского молчальника, нашли где-то в дальнем углу, перед какой-то картиной. Стасов заговорил первым: эта картина попала на выставку по недоразумению, ей на выставке Товарищества не место.

Задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает: вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг вокруг головы старика… Ошибки возможны всегда, но их следует исправлять. И они, его старые друзья, решили его просить отказаться от картины… Много было сказано умного, убедительного. Все нашли слово, чтобы заклеймить бедного «Варфоломея». Павел Михайлович молча слушал, и тогда, когда слова иссякли, скромно спросил их, кончили ли они; когда узнал, что они все доказательства исчерпали, ответил: «Благодарю вас за сказанное. Картину я купил еще в Москве, и если бы не купил ее там, то купил бы сейчас здесь, выслушав все ваши обвинения».

Сергей Михайлович Третьяков начал собирать свою коллекцию на пятнадцать лет позже брата и сумел приобрести лишь около ста произведений. Однако собрание его было единственным в своем роде, ведь он интересовался современной западной живописью – Ж.-Б. К. Коро, Ш.-Ф. Добиньи, Ф. Миле и др. Павел Михайлович, в отличие от брата, который собирал картины для себя, стремился создать общедоступный музей национального искусства. Еще в 1860 году (а было ему тогда всего двадцать восемь лет) он составил завещание, согласно которому завещал сто пятьдесят тысяч рублей на устройство в Москве «художественного музеума». Павел Михайлович уговаривал своего брата поступить так же.

В 1865 году состоялась свадьба Павла Михайловича с Верой Николаевной Мамонтовой – двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. У Третьяковых было шесть детей – четыре дочери и два сына. В семье все любили друг друга. Павел Михайлович писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Сергей Михайлович женился гораздо раньше брата, в 1856 году, но его жена умерла вскоре после рождения сына. Лишь спустя десять лет Сергей Михайлович вступил во второй брак.

Павел Михайлович придерживался традиционных купеческих взглядов на воспитание детей. Он дал детям прекрасное домашнее образование. Конечно, заметную роль в формировании детей сыграли художники, музыканты и писатели, бывавшие в гостях у Третьякова почти каждый день. В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер сын Павла Михайловича Ваня – всеобщий любимец и надежда отца. Третьяков болезненно переносил эту тяжелую утрату. Второй сын Михаил страдал слабоумием и не мог стать полноценным наследником и продолжателем семейного дела. Дочь Александра вспоминала: «С этого времени характер отца сильно изменился. Он стал угрюм и молчалив. Только внуки заставили былую ласку проявляться в его глазах».

Долгое время Третьяков был единственным собирателем русского искусства, по крайней мере, в таких масштабах. Но в 1880-х годах у него появился более чем достойный соперник – император Александр III. Существует множество легенд, связанных с противостоянием Третьякова и царя. Павел Михайлович несколько раз буквально из-под носа Александра уводил картины художников, которые при всем уважении к августейшей особе отдавали предпочтение Третьякову. Александр III, которого называли «мужицким царем», приходил в ярость, если посещая передвижные выставки, видел на лучших картинах отметки «собственность П.М. Третьякова».

Но были случаи, когда представители императора просто перебивали цену Третьякова. Например, уже после кончины Александра III его сын Николай II предложил невероятную по тем временам сумму за картину «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова – сорок тысяч рублей. Новоявленный император не желал скупиться в память о своем отце, который мечтал приобрести это полотно. У Сурикова уже была договоренность с Павлом Михайловичем, но он не мог отказаться от столь выгодной сделки. Третьяков просто не мог предложить больше. В качестве утешения художник совершенно бесплатно отдал собирателю эскиз к картине, который до сих пор висит в музее.

В 1892 году умер Сергей Михайлович. Задолго до его смерти братья Третьяковы решают отдать свои коллекции в дар Москве. В своем завещании Сергей Михайлович жертвовал городу половину дома в Лаврушинском переулке, все картины и сумму в сто тысяч рублей. Павел Михайлович подарил свою огромную коллекцию (более трех тысяч произведений) Москве еще при жизни вместе с собранием брата. В 1893 году состоялось открытие «Московской галереи Павла и Сергея Третьяковых», причем коллекция западного искусства висела рядом с картинами русских художников. 4 декабря 1898 года Третьяков умер. Его последними словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы».

После смерти Третьякова в течение 1899-1906 годов главный дом был переоборудован под выставочные залы. Фасад, оформленный по рисунку В.М. Васнецова, стал на многие годы эмблемой Третьяковской галереи. Центральная часть фасада была выделена шикарным кокошником с рельефным изображением Георгия Победоносца – древнего герба Москвы. В то время художники проявляли интерес к формам древнерусского искусства. Роскошно украшенные порталы, пышные наличники окон, яркие узоры и прочие украшения – все это говорит о стремлении Васнецова сделать из Третьяковской галереи древнерусский сказочный терем.

В 1913 году попечителем Третьяковской галереи стал художник И.Э. Грабарь. Началась переделка экспозиции по научному принципу, как в лучших музеях мира. Произведения одного художника стали висеть в отдельном зале, а расположение картин стало строго хронологическим. В 1918 году произошла национализация Третьяковской галереи и передача ее в введение Народного комиссариата просвещения. Именно в это время музей значительно пополнился огромными собраниями П.И. и В.А. Харитоненко, Е.В. Борисовой-Мусатовой, А.П. Боткиной, В.О. Гиршмана, М.П. Рябушинского и коллекциями из подмосковных усадеб.

В 1980-е годы проходила грандиозная реконструкция галереи. Проект предполагал «создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал за счет застройки внутренних дворов и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика». К сожалению, новый корпус, построенный на пересечении Лаврушинского и Большого Толмачевского переулков, оказался чуждым архитектурному ансамблю старых зданий Третьяковки. Реконструкция обернулась фактической гибелью памятника. Новый угловой корпус оказался вне традиционных связей с окружением.

В результате реконструкции выставочная площадь Третьяковской галереи возросла в полтора раза. В 1998 году в новом корпусе музея на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам. Собрание музея насчитывает сейчас около ста пятидесяти тысяч произведений. Коллекция Павла Михайловича увеличилась более чем в пятьдесят раз. Третьяковская галерея – это огромный образовательный и культурный центр, занимающийся научной, реставрационной, просветительской, издательской, популяризационной и другими видами деятельности.

В одном из писем художнику Василию Васильевичу Верещагину П.М. Третьяков написал: «Ваше негодование против Москвы понятно, я и сам бы негодовал и давно бы бросил свою цель собирания художественных произведений, если бы имел в виду только наше поколение, но поверьте, что Москва не хуже Петербурга: Москва только проще и как будто невежественнее. Чем же Петербург лучше Москвы? В будущем Москва будет иметь большое, громадное значение (разумеется, мы не доживем до этого)». Настоящим патриотом и благороднейшим человеком был Павел Михайлович Третьков. А тут еще и настоящим провидцем оказался.

Каждый раз, приходя в галерею, мы вспоминаем о ее великом создателе не только потому, что перед входом стоит памятник Третьякову (замечательный, к слову, памятник). Павел Михайлович не просто коллекционер, основатель музея, он, наряду с художниками, создавал русское изобразительное искусство, и роль Третьякова здесь объективно больше, чем роль любого из них. И.Е. Репин (а он в этом толк знал) сказал однажды: «Третьяков довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи».

Государственная Третьяковская галерея - один из самых известных художественных музеев российской столицы, да и всей страны. Он был основан в 1856 году купцом и меценатом Павлом Третьяковым. Именно здесь содержится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства.

История создания галереи

Государственная Третьяковсая галерея фактически начала формироваться в середине 1850-х годов. Официальным годом ее открытия принято считать 1856-й. Именно тогда Третьяков приобрел две картины отечественных художников - "Стычка с финляндскими контрабандистами" Худякова и "Искушение" Шильдера. Они и стали основой формирования коллекции.

Хотя его интерес к искусству начал проявляться еще раньше. Так, за два года до этого Третьяков уже завладел 9 картинами старинных голландских мастеров и 11 графическими листами.

Первым прообразом Государственной Третьяковской галереи стала Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых. Она впервые открыла свои двери в 1867 году, при этом насчитывала более тысячи картин, а также скульптуры и рисунки русских художников. 84 работы были представлены иностранными мастерами.

Москве в дар

Важное событие для Государственной Третьяковской галереи состоялось в 1892 году, когда она фактически была отдана в дар Москве. Собрание произведений искусств к тому времени значительно пополнилось. Уже через год галерея официально открылась.

При этом Павел Третьяков до самой своей смерти оставался ее официальным распорядителем. В 1898 году для управления галереей был создан попечительский совет, который возглавил Остроухов. Содержать ее стали на процент от капитала в 125 000 рублей, который завещал Третьяковке сам ее основатель. Дополнительно определенную сумму ежегодно выделяла городская дума.

Месторасположения

Здание, в котором располагалась Государственная Третьяковская галерея в Москве, было приобретено семьей купца в 1851 году. С увеличением коллекции к особняку постоянно пристраивали новые помещения, в которых демонстрировались и хранились произведения искусства. Первую такую постройку возвели еще в 1873-м, а с 1902 по 1904 год появился знаменитый на всю столицу фасад, который разрабатывал архитектор Башкиров по рисункам Васнецова. Непосредственно руководил строительством архитектор Калмыков.

Трагедия с картиной Репина

Многие произведения Государственной Третьяковской галереи представляли огромную ценность для российской и мировой культуры. Поэтому весь свет поразил случай, произошедший в 1913 году. Вандал совершил нападение на картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Она серьезно пострадала от ножа. Художнику из-за этого пришлось фактически заново воссоздавать лица на изображении. Хруслов, который в то время был хранителем Третьяковки, узнав об этом происшествии, бросился под поезд. Вскоре после этого городская дума избрала новым попечителем галереи Игоря Грабаря.

Вскоре после победы Октябрьской революции галерею объявили собственностью Советской республики, именно тогда она и получила название 1 Государственная Третьяковская галерея. Грабарь был назначен ее директором. При его непосредственном участии был создан музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из ключевых источников полноценного пополнения коллекции.

В 1926 году в галерее сменяется директор. Им становится академик архитектуры Щусев. На следующий год определенная часть коллекции переезжает в дом по Малому Толмаческому переулку, расположенный по соседству. Здесь была проведена масштабная перестройка, после которой тут расположилась администрация, а также библиотека, научные отделы, фонды, отделы рукописей.

Уже к 1985-1994 годам административный корпус надстроили по проекту архитектора Бернштейна, после чего он по высоте сравнялся с экспозиционными залами. В 1929 году в галерею провели электричество.

В годы Великой Отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война, в галерее стали производить срочный демонтаж экспозиции, как и в большинстве остальных музеев Москвы. Ее готовили к эвакуации. Полотна перекладывали на специальные деревянные валы, обкладывали папиросной бумагой, хранили в водонепроницаемых ящиках. Уже в середине лета 1941 года 17 вагонов отправились из Москвы в Новосибирск. Произведения искусства эвакуировали вплоть до осени 1942 года. Когда перелом в войне стал очевиден, коллекцию стали возвращать. В мае 1945 года экспозиция вновь открылось перед москвичами и гостями столицы.

Расширение площади экспозиции

В послевоенный период важную роль в расширении площади экспозиции сыграл Королев, который возглавил Третьяковку в 1980 году. Он уже в 1983-м приступил к активному строительству, и через два года был введен в эксплуатацию депозитарий. Это специализированное хранилище для произведений искусства, также на его базе находились реставрационные мастерские.

С 1986 году проводилась полномасштабная реконструкция основного здания. А в 1989-м даже был сооружен новый корпус, в котором открылись информационно-вычислительный центр, конференц-зал, детская студия, а также дополнительные выставочные залы. Здание стали называть Инженерным корпусом, потому что в нем сконцентрировались основные инженерные службы и системы.

А вот корпуса, расположенные в Лаврушинском переулке, с 1986 по 1995 год закрыли вовсе из-за капитальной реконструкции. На целое десятилетие в то время единственной выставочной площадкой осталось здание, расположенное на Крымском валу. В 1985 году его официально объединили с Третьяковкой.

Коллекция Третьяковки

Собрание экспонатов этого музея считается самым обширным в нашей стране и одним из самых значимых в мире вообще. Государственная Третьяковская галерея, коллекция которой насчитывала уже к 1917 году около четырех тысяч произведений, была, пожалуй, богатейшей в России. Именно поэтому она вызывала такой интерес у многочисленных посетителей.

В дальнейшем она только пополнялась. К 1975 году Государственная Третьяковская галерея, коллекция которой насчитывала уже около 55 тысяч произведений, была одной из самых масштабных в Европе. Регулярно она пополнялась за счет государственных закупок. В наши дни в собрании Государственной Третьяковской галереи можно встретить коллекцию русской живописи, скульптуры, графики, творения зарубежных авторов, а также работы декоративно-прикладного творчества XI-XXI веков.

Отдельно стоит упомянуть коллекцию икон. Здесь представлены иконы XI-XVII веков, в том числе работы Симона Ушакова, Дионисия, знаменитая "Троица" Андрея Рублева.

Много знаменитых картин второй половины XIX века можно встретить в Третьяковке. Здесь самая богатая коллекция передвижников. Среди них произведения Крамского, Перова, Савицкого, Маковского, Саврасова, Поленова, Шишкина, Васнецова.

Немало картин Ильи Репина, среди ниж уже упоминавшаяся в этой статье "Иван Грозный и сын его Иван", "Не ждали". Многим знакомы творения Сурикова "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", а также произведения Антокольского и Верещагина.

Широко представлено советское искусство. Тут знакомые всем и каждому Грабарь, Кукрыниксы, Коненков, Серов, Мухина, Бродский.

Государственная Третьяковская галерея, коллекция которой насчитывает более 60 тысяч произведений в наши дни, остается самым притягательным местом для многочисленных поклонников искусства со всего света.

Третьяковка в филателии

Марки с Государственной Третьяковской галереей давно стали ценностью для филателистов. Например, особой ценной считается марка 1949 года, на которой перед зданием Третьяковской галереи изображен памятник Иосифу Сталину, впоследствии снесенный. В 1956 году была выпущена почтовая марка, посвященная 100-летию основания Государственной Третьяковской галереи. А в 2006 году появился в обращении целый почтовый блок, который был выпущен к 150-летию галереи.

Как добраться?

Основное здание Третьяковки, которое стоит посетить, если вы рассчитываете познакомиться с богатейшей коллекцией, собранной здесь, располагается в Москве по адресу Лаврушинский переулок, 10.

Режим работы галереи таков: в понедельник - выходной, во вторник, среду и воскресенье она работает с 10 часов утра до 6 часов вечера, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Обратите внимание, что при этом кассы закрываются за один час до завершения работы галереи.

Третьяковка находится практически в самом центре Москвы, поэтому добраться до нее не составляет большого труда. Проще всего это сделать, воспользовавшись столичным метро. Для этого вам необходимо доехать до станций "Полянка" или "Третьяковская", которые расположены на Калининской линии, либо до станций "Октябрьская" или "Новокузнецкая" Калужско-Рижской линии. Еще один вариант - выйти из вагона на станции "Октябрьская" Кольцевой линии.

Стоимость билетов

Для взрослых посетителей билет в Третьяковку будет стоить ровно 500 рублей. Такие цены определены в галерее на 2018 год. Российским студентам и пенсионерам придется заплатить по 200 рублей. Вход для несовершеннолетних до 18 лет свободный.

Обратите внимание, что в галерее организовано бесплатное посещение для российских студентов в первое и второе воскресенье месяца.

Посетив Третьяковскую галерею, найдите время, чтобы осмотреть достопримечательности, расположенные поблизости. Это церковь святого Николая, сквер Шмелева, Третьяковский причал, музей "Кадашевская слобода", Якиманский сквер, Рудно-петрографический музей.

Если вы собрались посетить Третьяковскую галерею, то не пытайтесь объять необъятное. Не ставьте перед собой задачу за один день посмотреть все коллекции. Лучше заранее определитесь с двумя-тремя мастерами или направлениями, на которых сконцентрируете внимание в этот раз. А остальных оставьте до следующего посещения.

Помочь сориентироваться вам поможет и бесплатный путеводитель, который вы сможете установить себе на телефон и с его помощью увидеть самое интересное, не потратив слишком много времени.

В самом музее вам могут предложить официальный аудиогид, использование которого вам обойдется в 350 рублей. Такие аудиогиды существуют на русском, итальянском, английском, французском, немецком, китайском и испанском языках. Помните, чтобы им воспользоваться, вам придется оставить залог в размере двух тысяч рублей. Альтернативой деньгам в качестве залога может послужить любой документ, удостоверяющий вашу личность. Единственное исключение - нельзя оставлять паспорт.

Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев России и мира, названный по имени основателя – купца и мецената Павла Третьякова. Коллекционировать живопись П. Третьяков начал в 1850 году, а через 17 лет открыл галерею, собрание которой насчитывало около двух тысяч произведений изобразительного искусства и несколько скульптур. В 1893 году, переданная ранее в дар Москве коллекция, стала именоваться Московской городской галереей Третьяковых и содержалась на деньги, завещанные основателями.

В 1918 году Третьяковскую Галерею была национализирована и стала «государственной собственностью РСФРС», первыми директорами ее стали искусствовед и художник И. Грабарь, а затем архитектор А. Щусев. При них росли фонды Музея, были добавлены несколько новых зданий, активно разрабатывались новые экспозиции.

Во время Великой Отечественной войны все полотна и скульптуры вывозили в Новосибирск и Молотов. Эвакуация продолжалась больше года, но уже 17 мая 1945 года выставки были снова открыты для жителей и гостей Москвы.

В следующие десятилетия Музей непрерывно рос, и сегодня в его состав входят Галерея на Крымском Валу, Галерея в Лаврушинском переулке, дом-музей В. М. Васнецова, Храм Св. Николая в Толмачах и другие филиалы.

Коллекции музея включают произведения искусства XI-XXI, среди которых числятся русская живопись, скульптура, графика. Самыми известными произведениями, хранящимися в Музее, считаются иконы XI-XVII веков и особо среди них ценны лик Владимирской Божьей матери, рублевская «Троица» и иконы, написанные Дионисием, Феофаном Греком, Симоном Ушаковым.

Основа коллекций Третьяковкой Галереи — русская живопись, большая часть которой относится ко второй половине XIX века. В собрании представлены работы Крамского, Перова, Васнецова, Саврасова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Верещагина и других знаменитых русских художников. В XX веке Галерея пополнилась произведениями Врубеля, Левитана, Серова, Малевича, Рериха, Бенуа. В Советский период в экспозициях появились Дейнека, Бродский, Кукрыниксы, Нестеров и другие. Помимо живописи Музей хранит и экспонирует работы Антоколькольского, Мухиной, Шадра, Коненкова и прочих знаменитых скульпторов.

В настоящее время Третьяковская галерея разрабатывает новые экспозиции и выставки, активно сотрудничает со многими музеями мира и России, предоставляя им коллекции для временных выставок, также проводит реставрационные и исследовательские работы, пополняет фонды, разрабатывает культурно-образовательные программы, участвует в крупнейших музейных, кино- и музыкальных фестивалях.

Галерея Третьяковых в 1995 году была признана одним из ценнейших объектов культуры за свою деятельность в сфере сохранения предметов искусства и пропаганды музейных ценностей.

Третьяковская галерея Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10
Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Третьяковская галерея краткая информация.

С обрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

Д атой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".

П ройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (ок. 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: "...Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв".

В месте с собранием Павла Михайловича в дар Москве была принесена и коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.

ем же был Павел Михайлович Третьяков и чем руководствовался он в своих действиях и начинаниях? Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, и в славе и в безвестности он был достойным продолжателем торгового дела своего деда - московского купца 3-й гильдии, низшей в купеческой "табели о рангах". Третьяков умер именитым, почетным гражданином города Москвы, немало приумножив капитал своих предков.

Н о "...моя идея, - скажет он в конце пути, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь..." Как видим, идея общественного служения, типичная для его эпохи, по-своему им понятая и истолкованная, вдохновляла его.

ретьяков - коллекционер был в известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. "Я должен сознаться, - писал в 1873 году художник И.Н.Крамской, - что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем". Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал тем не менее широкими познаниями, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки. "Третьяков по натуре и знаниям был ученый", - скажет в 1902 году в своей "Истории русского искусства" художник и критик А.Н.Бенуа.

Т ретьяков никогда не работал с "суфлерами". Будучи близко знаком с огромным числом художников, писателей, музыкантов и со многими очень дружен, Третьяков охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Крамской, пользовавшийся неоспоримо самым большим расположением и уважением Третьякова, вынужден был заметить: "Я давно его знаю и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях... Если и были художники, полагавшие, что на него можно было влиять, они должны были потом отказаться от своего заблуждения". Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия.

Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной". Что было для всех равнозначно общественному признанию. "Признаюсь Вам откровенно, - писал в 1877 году И.Е.Репин П.М.Третьякову, - что если уж его продавать (речь шла о картине Репина "Протодьякон". - Л.И.), то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи". Нередко художники шли Третьякову на уступки, а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию. Но поддержка здесь была обоюдной.

удожники и историки искусства давно уже заметили, что, "не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни "Боярыни Морозовой", ни "Крестного хода...", ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. (М.Нестеров). Или: "...Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве" (А.Бенуа).

Р азмах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительны. Каждый год, начиная с 1856 года, в его галерею поступали десятки, а то и сотни работ. Третьяков, несмотря на свою расчетливость, не останавливался даже перед очень крупными тратами, если этого требовали интересы его дела.


Он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на шум критики и недовольство цензуры, как это было, например, с "Сельским крестным ходом на Пасхе" В.Г.Перова или с "Иваном Грозным..." И.Е.Репина. Покупал, если даже не все в картине отвечало его собственным взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина "Крестный ход в Курской губернии", социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Покупал, если против выступали очень сильные и уважаемые авторитеты вроде Л.Н.Толстого, не признававшего религиозной живописи В.М.Васнецова. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным (или чьим-либо) вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Может быть, именно поэтому Третьяков-собиратель более других частных коллекционеров был лишен вкусовой узости и ограниченности. Каждое новое десятилетие вносило в его коллекцию новые имена и новые веяния. Вкусы создателя музея развивались и эволюционировали вместе с самим искусством.


Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков тем не менее с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох XVIII - первой половины XIX века и даже древнерусского искусства. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления XIX века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. Недостаточно внимания проявлял Третьяков и знаменитому Айвазовскому. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов в Третьяковской галерее произошло уже после смерти ее создателя. И до сих пор почти все, что было приобретено П.М.Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

оначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В.Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

о решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П.М.Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в "Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых" (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года.

П осле смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой.

В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Н.Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).

В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М.Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей.

Начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах по инициативе художника и историка искусства И.Н.Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П.М.Третьякова, то теперь развеска всех произведений подчиняется общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне.


Вид залов

Н овый период в истории Третьяковской галереи начался после национализации галереи в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость.


В связи с национализацией частных коллекций и процессом централизации музейных собраний количество экспонатов в Третьяковской галереи к началу 1930-х годов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев, таких, как Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи И.С.Остроухова, частично Румянцевский музей. Одновременно с этим из состава галереи была выведена и передана в другие музеи коллекция произведений западноевропейского искусства, образованная из собраний С.М.Третьякова, М.А.Морозова и других дарителей.

З а последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото- и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.

ыстрый рост коллекции Третьяковской галереи уже в 1930-е годы остро ставил вопрос о расширении ее помещений. Пристраивались, где это было возможно, новые залы, перестраивались и включались в комплекс галереи примыкавшие к ее территории жилые дома и иные постройки. К концу 1930-х годов экспозиционные и служебные площади были увеличены почти вдвое, но и этого было мало для быстро растущего и развивающегося музея. Начали разрабатываться проекты реконструкции Третьяковской галереи, включавшие в себя то проект сноса всех соседствующих с галереей зданий и расширение ее вплоть до набережной Обводного канала (проект архитекторов А.В.Щусева и Л.В.Руднева, 1930-е), то постройки нового здания на новом месте и переноса в него всей коллекции Третьяковской галереи (здание на Крымском валу, архитектор Н.П.Сукоян и др., 1950-1960-е). В результате многих дискуссий было принято решение о сохранении за Третьяковской галереей исторического помещения в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов началась его реконструкция и расширение при активной поддержке директора Третьяковской галереи О.К.Королева (1929-1992). В 1985 году вступил в строй первый корпус - депозитарий, где разместились просторные хранилища для произведений различных видов искусства и реставрационные мастерские; в 1989 году - второй, так называемый Инженерный корпус, с помещениями для временных выставок, лекционным и конференц-залами, детской студией, информационно-компьютерной и различного рода инженерными службами. Реконструкция основного здания, начавшаяся в 1986 году, была завершена в 1994 году и окончательно галерея открылась для посетителей 5 апреля 1995 года.

З а годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях. В процессе перестройки здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрели многие находящиеся в непосредственной близости к галерее историко-архитектурные памятники, включенные теперь в ее состав. Так, восстановленной после разорения 1930-х годов и отреставрированной церкви Святителя Николая в Толмачах (XVI-XIX вв.) придан статус "домовой церкви" при музее, то есть церкви и музея одновременно; в старинных городских постройках XVIII и XIX веков по Лаврушинскому переулку (дома № 4 и 6) будут располагаться дополнительные музейные экспозиции русской графики и древнерусского искусства. Разрабатываются проекты постройки нового выставочного зала на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной.

ынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII - начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Третьяковка за более чем столетие существования успела стать легендарной: каждый год увидеть хранящиеся здесь экспонаты приезжают люди из всех уголков земного шара. Уникальный музей, собравший в своих стенах живописные шедевры, ведет рассказ не только о развитии искусства, но и о нелегком пути русского народа, отраженном в картинах прославленных отечественных мастеров.

Долгая и славная официально началась в 1856 году. Возникновение знаменитейшего теперь музея связано с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.

О Павле Михайловиче Третьякове

Павел Михайлович Третьяков появился на свет в 1832 году в богатой семье, принадлежавшей к известному купеческому роду. Как и все отпрыски состоятельных фамилий, Павел получил отличное образование. Со временем он стал помогать отцу в коммерческих делах. После ухода из жизни обоих родителей, Третьяков занялся развитием семейного дела: фабричное предприятие росло и приносило все больший доход.

Однако Павла Михайловича всегда интересовала история искусства. О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.

В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался. Краткая история зарождения великой коллекции не вместила бы в себя имен всех, кто был благодарен меценату.

Дом для картин

Третьяковская галерея в Москве входит в число ведущих мировых музеев. Основное здание находится в Лаврушинском переулке, относящемся к одному из древнейших районов столицы - Замоскворечью, новые залы - на Крымском валу.

История здания Третьяковки - это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.

Пополнение собрания: основные вехи

По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.

Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.

Такова история создания Государственной Третьяковской галереи, хранящей полотна, способные воспеть самобытность русского человека.

День сегодняшний и перспективы

Сейчас Третьяковская галерея - уже не просто музейная экспозиция, но и центр по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека - еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

Наиболее значимые экспонаты выставляются в историческом здании. Экспозиция поделена на разделы:

  • древнерусское искусство (XII–XVIII веков);
  • живопись с XVII столетия до первой половины XIX;
  • живопись второй половины XIX и рубежа XIX и XX веков;
  • русская графика XIII – начала XX столетия;
  • русская скульптура XIII – начала XX века.

Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.