В помощь школьнику. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Каждая пьеса Чехова - это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» - это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый сад.

Создавая эту замечательную пьесу, А. П. Чехов прежде всего представлял себе вишневый сад, весь в снегу белоснежных цветов, потом озеро, затем старинный дом Раневской и Гаева - последних отпрысков знатного рода. Их прощание с вишневым садом - это прощание с жизнью, это крах дворянства. Характеры чеховских героев сложны и многогранны, но почему же все-таки мы можем «объединить» в одну «группу» таких людей, как Раневская и Гаев, Фирс и Яша, Дуняша и Епиходов? Это «недотепы », как говорит Фирс, старый слуга.

На первый взгляд может показаться странным, как можно назвать Раневскую, такую милую, добрую, умную женщину, «недотепой ». Что же такое «недотепство», в чем оно выражается? Прежде всего это неприспособленность к жизни, безволие, лень, непоследовательность. Есть ли все это у Раневской и Гаева? Бесспорно, есть. Раневская способна сказать о себе правду, иногда очень горькую, но изменить что-то в жизни, сделать лучше для себя и для всех, кого она так любит, она не способна. Любовь к родине, к дому, к саду (что для нее как-то сливается в одно очень сильное чувство) - это умиленное созерцание, вздохи, ахи. Изза своего безволия она не может спасти любимый вишневый сад и уезжает в Париж, который покинула с такой радостью несколько месяцев назад. Что с нею дальше будет, не известно ни нам, ни ей самой.

А вот перед нами Леонид Андреевич Гаев - «истинный аристократ ». Это человек без прошлого, без настоящего, без будущего. Это уже какая-то пародия на человека. Если у Раневской мы еще можем найти много хорошего, у нее всегда хватает чуткости и такта, то у Гаева не осталось (а может, и не было) ничего привлекательного. Ему, по сути дела, ничего особенно не дорого, у него нет никаких стремлений либо желаний. Живя, по-видимому, уже несколько лет за счет Лопахина, он всегда найдет повод оскорбить его за мужицкое происхождение. Его ежедневная игра в бильярд с самим собой, его «философские» рассуждения по любому поводу (например, перед шкафом) - разве это не признаки морального упадка? Быть никому не нужным, кроме Фирса, и самому ни в ком не нуждаться - разве это н приговор самому себе, своей никчемности и младенчеству? Предать все, что, казалось бы, так дорого: сад, дом, верного Фирса- разве это не самое яркое «недотепство»? А. П. Чехову потрясающе удалось показать какую-то внутреннюю связь господ со своими слугами. Ведь Фирс, Яша, Епиходов, Дуняша - это пародии на хозяев, это целая «галерея» карикатур. Яша - это типичный «холуй и хам», это пародия на пародию. Его «ум», «образованность», «занятость» проявляются на каждом шагу. Родную мать называет «необразованной женщиной», себя же считает достойным жить только в Париже.

Вот Епиходов - самый яркий «недотепа», с его вечными несчастьями, пустопорожними разговорами. Что же это за имение, где управляют Епиходовы, и каковы должны быть его господа? Вот, наконец, Фирс - старый преданный слуга, добровольно отдавший себя в рабство господам. Он отражает аристократические замашки Гаева. Если Гаев - это Аристократ с большой буквы, то Фирс - это Слуга с большой буквы. Для него главное, чтобы все было по ритуалу: подает в белых перчатках, когда в доме и естьто нечего, беспрестанно беспокоится о драгоценном здоровье Гаева, когда тому уже, слава богу, за пятьдесят лет. Когда Фирса, никому не нужного, покидают в доме, он и не думает обижаться на господ, а только беспокоится, какое пальто надел Леонид Андреич, которого он, вероятно, видит последний раз. «Жизньто прошла, словно и не жил... Эх-ты... недотепа!..» - говорит он о себе.

Вот так же точно прошла жизнь у всех «недотеп»: глупо, бессмысленно. Они уходят, ничего после себя не оставив, и мы провожаем их смехом, ибо они уходят в прошлое и никогда больше не вернутся. На смену им приходят новые люди, новые формы жизни. Прекрасное будущее - Россия, похожая на цветущий сад, уже не за горами. И это гениально предсказывает в своей пьесе Антон Павлови ч Чехов.


В пьесе "Вишневый сад" автор четко показывает свое отношение к каждому герою, и из всех, только двух из них нельзя назвать "недотепой"- это Лопахин и Яша. Они точно знают, чего хотят и идут к своим целям. Для меня "недотепа"- это детское выражение, поэтому, я считаю, что каждый герой произведения- это ребенок. Ребяческое отношение и поведение можно заметить в их словах, которые всегда цепляются за прошлые воспоминания о доме и саде, которые отражают детское восприятие к этому месту, наверное, именно поэтому они теряют все, что имеют, из-за своей глупости и детской наивности о том, что все наладится и кто-то им все-таки поможет.

Самый главный "недотепа"- это Раневская, которая не умеет жить и пользоваться благами своей жизни. Она тратит свои деньги на людей, которые сами не могут и не хотят их зарабатывать, зная, что смогут обратиться к глупой Раневской и не получат отказа. Она, несмотря на свой возраст, наивная и жалкая женщина, которая из-за своей глупости теряет все, что имеет.

В конце пьесы, когда у Раневской появляются деньги, присланные бабушкой, она не старается помочь своим детям или как-то исправить ситуацию, сложившуюся с садом, она снова уезжает от всех к своему любовнику, который уже понял ее наивность и щедрость и научился этим пользоваться.

Второй, после Раневской, "недотепа"- это ее родной брат. Такой же глупый и не умеющий распоряжаться ценностями человек средних лет, который потерял все свое имущество из-за леденцов. Гаев- неразумный человек, не вписывающийся в общество, потому что не умеет даже элементарного- поддерживать диалог или слушать собеседника, у него на уме только игра в бильярд, которая ярко выражается при диалогах, а порой и монологах.

Третий "недотепа" в произведении- это Петя Трофимов, или, как его прозвали другие "вечный студент". Петя, которому на тот момент было уже двадцать четыре года, не закончил учебу в университете по той причине, что его оттуда отчисляют, а он и не стараются как-то исправить ситуацию. Он много говорит о том, что "все будет хорошо", подает надежды наивной Ане, которая верит ему и восхищается его умом, и пытается всем доказать свою правоту, хотя на деле он не делает ничего, что могло бы подтвердить его слова. Даже уезжая с Аней, он говорит о том, что у них все будет хорошо и они сделают свой сад, хотя они едут в неизвестность и их ждет тяжелый труд, к которому не готов даже сам Петя.

Произведение "Вишневый сад"- это самое яркое отражение России и ее народа, и очень обидно осознавать, что Россия- это страна "недотеп" и по сей день.

Обновлено: 2018-07-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:

О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.

Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.

Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.

Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы. Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».

Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает. Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала. Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.

Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:

...вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.

И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.

Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя». Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты. Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.

Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада. Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом. Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.

Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя. В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворян-помещиков до купцов и простых слуг. Особое место в комедии занимают образы так называемых героев-«недо-Теп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.

Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянско-помещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.
В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям. Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд». Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героям-дворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.
Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами. Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование. Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы. Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.
Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними дви-жениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности. Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя?х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж. Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова. Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик - Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.
Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо. Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы. Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.
Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики». Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе. Скорее всего, в дальнейшем их ожидает судьба приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.
Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они по-вторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни. Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев. Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».
Создав образы героев-»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.

Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “….Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я - не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой.основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти...