История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Какие основные жанры живописи вы знаете? Что такое пейзаж в живописи определение

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖА КАК ЖАНРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Муртазина Лилия Раифовна

студент 5курса, кафедра дизайна и изобразительного искусства
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основой изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа . Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже преобладают реальная и воображаемая местность, архитектура, города. Живописец проявляет своё отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание.

Для подробного анализа истории пейзажа, как жанра современного искусства, мы рассмотрим хронологию от древних времен до современности.

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Некоторые элементы пейзажа были обнаружены в эпоху неолита: рисунки деревьев, рек, озер, камней. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры.

В рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древнего Египта так же содержатся элементы пейзажа. В искусстве Крита XVI-XV века до нашей эры достигалось впечатление эмоционально убедительного единства флоры, фауны и природных стихий. Пейзаж древнегреческого искусства обычно неотделим от изображения человека. Эллинистический и древнеримский пейзаж обладал большой самостоятельностью и включал в себя элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики) .

В западноевропейском искусстве XII-XV века преобладают тенденции к чувственно убедительной трактовки мира. Поэтому пейзажная живопись осмысляется как принципиально важная составляющая произведения искусства. Символический фон сменяется пейзажным пространством, и превращается в широкую панораму мира.

Для художников эпохи Возрождения характерно изучение пейзажа с натуры, на основе этого они разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства. Начиная с эпохи Возрождения, в изобразительном искусстве появляются предпосылки для возникновения самостоятельного пейзажного жанра. Данное проявление можно наблюдать в графике и в небольших живописных композициях, где природа главенствует над сценами переднего плана.

Немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, придавая ей катастрофически-бурный облик. Итальянские же художники, напротив, стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажах воплощали представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль).

В конце XVIII - первой половине XIX века в пейзаже преобладают тенденции романтизма. В этот период происходит сближение человеческой души с жизнью природы. Возвращаясь к естественной природной среде, художники видели средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Мастера проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы.

Данные черты характерны для творчества англичанина Дж. Констебла, в котором можно увидеть эволюцию пейзажа к реальным образам и сохранение легкости и воздушности этюда.

Мастера европейских школ работали над реалистичным пейзажем. Для их творчества характерна обобщённость и интерес к проблемам пленэра. В середине XIX века французские барбизонцы, английские преимпрессионисты и К. Коро стали писать непосредственно «на натуре», стараясь передать в живописи состояние природы в определенный момент дня и времени года.

Лидирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Работа на пленэре для них являлась одним из главных условий создания пейзажного образа. Важнейшей составляющей пейзажа для художников-импрессионистов стала прерывистая, богатая различными оттенками световоздушная среда, создающая зрительную неразделимость природы и человека.

При создании пейзажных серий, объединённых одним мотивом, мастера стремились запечатлеть разнообразные изменения состояний окружающей среды. В работах мастеров импрессионизма отразилась динамичность современного человека, благодаря чему городской пейзаж обрел равные права с изображениями природы. Изображая город на своих полотнах, мастера стремились отразить в нем суету жизни.

На рубеже XIX и XX веков в пейзаже складывается множество направлений, развивающих принципы импрессионизма в пейзаже и одновременно вступающих в противоречия отношения с ними. П. Сезанн показывал в своих произведениях величественную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов .

Творчество Ж. Сёра и его пейзажные мотивы подчинены строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям, он отказался от смещения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, накладывая их практически друг на друга. Несоответствие полученной цветовой гаммы естественным краскам природы, а достигаемой их игрой особый декоративный эффект являлось главным его экспериментом.

Голландский живописец Ван Гог придавал отдельным элементам пейзажа почти человеческую одушевленность, стремился к трагично-психологической ассоциативности пейзажных мотивов. Он работает все по первому впечатлению, в творческом порыве, и кажется, что картина вырывается из под его кисти, как крик восторга перед природой или жалости к человеку.

Произведения французского живописца П. Гогена близки к пейзажу символизма и отличаются звучностью цветовых плоскостей. Так же в них радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. При академической школе живописи пейзаж отходил на «второй план», а начиная с эпохи импрессионизма, это направление представлено в творчестве многих художников.

Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно измененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.

Немаловажный вклад в развитии пейзажа, как жанра изобразительного искусства привнесли русские художники, а именно И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев. В своих пейзажах они искусно доносили зрителю черты сельской природы - леса и степи, рек и озер. За основу мастера русского искусства брали традиции среднеевропейского пейзажа, в частности Голландии XVII века, с его приглушенными красками, облачным небом, далекими равнинами и крестьянскими домиками. Так же в Россию голландские традиции проникали и через немецких мастеров. Поэтому И. Крамской сравнивал Ф. Васильева с А. Ахенбахом, хотя и признавал, что русский мастер превзошел немецкого.

В творчестве И.К. Айвазовского и М.Н. Воробьёва романтические традиции в русской пейзажной живописи играют ведущую роль. Русские мастера обращались к родной природе, мотивы которой отличаются особой грациозностью и большим размахом.

Реалистические традиции второй половины XIX века тесно связаны со стилями импрессионизм и модерн. В произведения В.А. Серова, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского изображаются скромные, непримечательные виды, отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Эмоционально-взволнованные мотивы и повышенная звучностью цвета характерна для творчества К.А. Коровина и И.Э. Грабаря. Национально-романтические черты присущи произведениям А.А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям .

Значимой вехой в развитии пейзажного жанра является советский период. В работах советских мастеров преобладают образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира и тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. В этой области известны художники, такие как В.Н. Бакшеев, И.Э. Грабарь, Н.П. Крымов, А.В. Куприн, А.П. Остроумова-Лебедева, и другие, а так же чья деятельность была связана с советским временем (С.В. Герасимов, А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, В.В. Мешков).

В 20-х годах в связи с индустриализацией зарождается советский индустриальный пейзаж и складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В.К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны).

Но уже к 30-50-х годах появляется монументальный пейзаж-картина, который основан на переосмыслении этюдного материала и подчинен росту городов. Художники пишут картины, в которых показывают взаимодействие индустриальных и природных форм, динамический рост в пространственном восприятии мира, связанные с набирающим оборотом темпом современной жизни (А.А. Дейнека, П.П. Оссовский).

В республиканских школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И.И. Бокшая, А.А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане. В 60-80-х годах сохраняет значение принцип пейзажа-картины, но большую роль играет выразительность фактуры и колорита, а так же активные композиционные ритмы .

Пейзаж в течение долгого времени развивался как вид изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только способы и приемы построения изображения элементов пейзажа, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду. В процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Искусство выражало свое, современное отношение к действительности, происходила переоценка ценностей. Его развитие происходило через раскрытие вновь понятых качеств вещей мера понимания реальной действительности. К настоящему времени у пейзажа как вида изобразительного искусства сформировались свои характерные черты и особенности.

Список литературы:

  1. Аксёнова М. Искусство: энциклопедия. М.: Астрель, 2010. - 590 с.
  2. Музей. Термины и понятия. Пейзаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2545-landscape (дата обращения: 11.06.2015).
  3. Федоров-Давыдов А.А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX в.: книга. М., 1953. - 348 с.

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Пейзаж (фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж - жанр живописи

Характеристика жанра

Пейзаж - сравнительно молодой . Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

Длительный период времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

Пейзажные произведения европейских мастеров XVII-XVIII веков - неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.

Элементы, виды и характеры пейзажа

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так и панорамными.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Пейзаж в изобразительном искусстве Европы

Развитие пейзажного жанра от античности до XX века

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи эпохи неолита (плато Тассилин-Аджер в Сахаре). Первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.

В искусстве античного Средиземноморья пейзажный мотив - довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей патрицианских домов.

Однако позднее, в искусстве Средневековья, идеалы, воодушевлявшие античных художников - радость бытия, телесность, правдивость, - уступили место изобразительным видам, в первую очередь в цельной, образной форме дающих представление о красоте божественного: живопись была призвана воздействовать на зрителя как немая проповедь (подавляющему большинству населения было недоступно непосредствованное обращение к Библии - её перевод с латинского появился лишь в XIV веке).

Из живописи на долгое время практически исчезает пейзаж - художники-иконописцы почти пренебрегают фоном, при необходимости изображая природу и строения весьма схематично и необъемно.

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения - кватроченто, XV в. (четырехсотые годы, начиная от тысячного). Многие свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково, к примеру, полотно «Шествие волхвов» итальянского мастера Сассетты (1392-1450/51).

Ещё более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения, чинквеченто (XVI в.). Именно этот период больше, чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира. Теперь пейзаж представляется важным элементом картины. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы, написанный Леонардо (1452-1519). Недаром именно в эту эпоху диаметральным образом изменился социальный статус художника: из представителя одного из низших сословий традиционного общества (в Средневековье художник был приписан к малярному цеху) он трансформируется в социокультурный идеал, посколько именно в его деятельности реализованы главные культурные идеи, ценности и идеалы ренессансного гуманизма: свобода, творчество, самодеятельность, самодостаточность и саморазвитие.

В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы. Одним из первых художников, в картинах которых природа является главным персонажем, стал Джорджоне (1476/7-1510). Пейзаж на полотне «Гроза» - определённо носитель чувств и настроений. А уже в раннем полотне Тициана (1473/88-1576) «Бегство в Египет» (1508) изображение природы на заднем плане начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

Традиции венецианской школы нашли отражение и в живописи ученика Тициана, испанского художника Эль Греко (1541-1614). Среди самых известных картин мастера - пейзаж «Вид Толедо».

В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж также постепенно выходит из поля притяжения других художественных жанров. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художников голландской школы - Питера Брейгеля (Старшего) (ок. 1525-1569), Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675) и других. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции оказало свое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. Виртуозные картины великого испанского мастера Диего Веласкеса (1599-1660) свидетельствуют о зарождении пленерной живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление её в виде идеальной гармонии считалось эстетическим эталоном (идиллический пейзаж). Клод Лоррен (1600-1682) и др. живописцы.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко, стремящихся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Пейзажи, утверждающие радость бытия характерны для творчества фламандца Питера Пауля Рубенса (1577-1640) («Пейзаж с радугой»).

В XVIII веке широкое распространение получил архитектурный пейзаж, элементы которого проявились еще в искусстве Средневековья. Замечательными мастерами ведуты были представители венецианской школы живописи Франческо Гварди (1712-1793), Каналетто (1697-1768).

Ярким представителем искусства рококо (XVIII век) был французский художник Франсуа Буше (1703-1770), создававший пейзажи, словно сотканные из голубых, розовых, серебристых оттенков. У Буше учился другой французский художник, работавший в этом стиле, - Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), чьи красочные пейзажи пронизаны воздухом и светом.

В пейзажной живописи эпохи Просвещения (вторая половина XVIII столетия) художники стремились показать зрителю эстетику естественной природы. Основанные на натурных наблюдениях и оснащенные яркими эффектами освещения морские пейзажи Жозефа Верне (1714-1789) вызывали восторг современников.

Живопись Верне оказала воздействие на представителей романтического направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века. Значительными представителями романтического пейзажа в Англии были Уильям Тёрнер (1775-1851) и Джон Констебл (1776-1837), в Германии - Каспар Давид Фридрих (1774-1840).

Красоту простой сельской природы открыли для зрителя французские пейзажисты - представители барбизонской школы: Теодор Руссо (1812-1867), Жюль Дюпре (1811-1889) и др. Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро (1796-1875), стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью валёров.

Камиля Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленерные пейзажи Клода Моне (1840-1926), Огюста Ренуара (1841-1919), Эдуарда Мане (1832-1883), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1899) и др. удивительным образом передают изменчивую световоздушную среду.

Традиции импрессионистов развили и в своей живописи художники-постимпрессионисты: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент ван Гог (1853-1890), Жорж-Пьер Сёра (1859-1891), Поль Синьяк (1863-1935) и др.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие картины природы создавали фовисты: Анри Матисс (1869-1954), Андре Дерен (1880-1954), Альбер Марке (1875-1947), Морис Вламинк (1876-1958), Рауль Дюфи (1877-1953) и др.

Кубисты - Пабло Пикассо (1881-1973), Жорж Брак (1882-1963), Робер Делоне (1885-1941) и др. выполняли свои пейзажи в виде геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал также сюрреалистов - Сальвадора Дали (1904-1989) и др. и абстракционистов - Элен Франкенталер (1928-2011) и др.

Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке неизменно оставались и представители реалистических направлений - Рокуэлл Кент (1882-1971), Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925), Ренато Гуттузо (1911/2-1987) и др.

Пейзаж в русском искусстве

Эволюция пейзажной живописи от романтизма к реализму

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745-1804). Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). В их пока еще условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, контрастами между крупными массами первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность.

Другими пионерами этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758-1826), Фёдор Алексеев (1753/55-1824) и другие художники, как и Щедрин, прошедшие обучение академической живописи в Западной Европе.

Классицизм продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX века. Продолжают работать Матвеев (героические ландшафты) и Алексеев (элегические виды Петербурга и Москвы), городские виды привлекают и Андрея Мартынова (1768-1826).

Это направление, однако, постепенно всё более вытеснялось романтизмом. Здесь следует отметить Сильвестра Щедрина (1791-1830), Василия Садовникова (1800-1879), Михаила Лебедева (1811-1837), Григория Сороку (1823-1864), и, конечно, Алексея Венецианова (1780-1847), одним из первых показавшего очарование неяркой природы Среднерусской полосы.

Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»

Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист .

Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.

Входит Художник.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ?

Ответы детей.

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем .

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж .

Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж )

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Звучит музыка

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)

Звучит музыка

Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)

Что изображено на картине

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые?

Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

Почему роща названа «корабельной» ?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет :

Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ?

Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.

Х. – До свидания, ребята!

И графики , которого является местность, естественная или преображённая человеком.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи ; архитектурный и индустриальный пейзажи ; морской и речной пейзажи .

Почему художники пишут пейзажи , когда так просто взять и сфотографировать понравившийся природный ландшафт? Чем же отличается живописны й пейзаж от фотографии местности?
Если портретист изображает человека не только с внешней, так сказать, физической стороны, но и его внутренний мир, то на пейзаже он изображает своё внутреннее состояние, свою душу. То есть, живописный пейзаж - это не только картина природы, это картина внутреннего мира художника. И в этом смысле пейзаж отличается от фотографии.Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж , мы видим мир глазами художника.


Иван Шишкин, например, выписывал свои пейзажи до мельчайших деталей, так что от фотографии не отличишь. Однако не это главное, а то, что его душа выбирала именно этот вид, это состояние природы. Поэтому пейзажная живопись - это изображение видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.

Сколько мы знаем волнующих откровений, связанных с этим жанром . Возьмём только наши отечественные имена - К. Саврасов, К. Коровин , А. Рылов, Н. Крымов, А. Пластов, А. Куинджи, Н. Рерих, И. Айвазовский и другие. Они создали прекрасную традицию русской пейзажной живописи .


Пейзаж - непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Скажем, импрессионисты ставили перед собой довольно узкие цели - передать воздух, свет, запечатлеть мерцание силуэтов. Русский же пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.


В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико! Мы часто говорим: "левитановская осень", "шишкинский лес" или "поленовский пруд". Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья.

Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев : "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Оттепель" Ф. А. Васильева, "Рожь" И. М. Шишкина, "Ночь на Днепре" А. И. Куинджи, "Московский дворик" В. Д. Поленова, "Над вечным покоем" И. В. Левитана? Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы. Умение создать в пейзаже образ , передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы . Этим качеством, пожалуй, определяется и её место в истории мировой живописи . Русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа -картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции.


Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были и у Айвазовского И. К. , изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени , эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Природа, изображение которой представлено на картинах русских пейзажистов , не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает. Беря реальные предметы окружающей природы, пейзажист пользуется и композицией и цветовой характеристикой их, одно усиливая, другое приглушая, чтобы создать определённый